Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости и Анонсы печати - АП Медиа Курьер (05 сентября 2005 год)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Подписная кампания на II полугодие 2005 года. Рост и падение
Подписная кампания на II полугодие 2005 года завершилась. «Новости СМИ» проанализировали ее результаты. Конечно, не осталась без внимания реформа системы тарификации, которую провела «Почта России».
Структура рынка
Ни для кого не секрет, что в последние годы рынок подписки уменьшает свой объем в пользу розничного распространения. Стагнация рынка подписки идет с 1992 года.
Еще в 2003 году, когда, по экспертным оценкам, объем рынка распространения составлял около $1,5 млрд., доля подписки составляла 40%. Сейчас ситуация изменилась, и не в пользу подписки. В этом году доля подписки составляет около 30%, притом, что общий объем рынка распространения составляет около $2 миллиардов.
Необходимо отметить, что только 55% подписки распространяется через ФГУП «Почта России», а 45% приходится на альтернативную подписку.
Основные подписчики, с которыми работает «Почта России», находятся в регионах, причем не в крупных городах, а в небольших деревнях, селах, где сложно купить периодику в розницу. Ситуация складывается таким образом, что приобретать издания по подписке дороже, чем в розницу, к тому же они приходят с опозданием на несколько дней, что ведет к неминуемому спаду рынка подписки.
В крупных городах, особенно в Москве, действуют альтернативные подписные агентства, которые в основном работают с корпоративными клиентами. Одним из самых крупных агентств альтернативной подписки является «Интер¬-Почта», ее база клиентов охватывает около 20 тыс. фирм.
Основными игроками на рынке «привычной» подписки являются 11 частных операторов, которые составляют единый каталог «Объединенный каталог. Пресса России. Газеты и журналы». Этот каталог, прозванный «зеленым», является основным для подписчиков и распространяется во всех отделениях «Почты России». Хотя есть и ряд других, более специализированных каталогов. Количество подписных агентств – величина не перманентная. Например, в 2004 году в подписной кампании не участвовало агентство «МК-¬Периодика», а в подписной кампании на 2¬е полугодие этого года не был подписан договор с агентством «Книга-¬Сервис».
Каждое из подписных агентств имеет свою номенклатуру изданий и напрямую договаривается с издателями. Самым крупным игроком на этом рынке является компания «Роспечать», которой принадлежит Агентство подписки и розницы (АПР). По разным оценкам эти компании охватывают 50¬-66% рынка подписки. Второй крупный оператор – появившаяся в 2004 году компания «Межрегиональное агентство печати («МАП»), которая входит в группу компаний «Логос». Ее доля составляет около 17% подписки.
На Агентство распространения СМИ (АРСМИ) приходится 7%, Агентство распространения зарубежных изданий (АРЗИ) – 3%, «Аргументы и факты» – 3%, «Комсомольская правда» – 4%.
Рост и падение
В июле закончилась подписная кампания на 2¬е полугодие 2005 года. По данным «Почты России», в этой подписной кампании было собрано в подпи сных суммах 11 995 849,69 тыс. рублей. Это на 6% больше, чем было собрано в прошлом году (11 311 631,41 тыс. руб.). При этом общий тираж упал на 3% по сравнению с прошлым годом и составил 61500,516 тыс. экземпляров – в 2004 году – 63460,36 тыс.
По словам Игоря Мандрыкина, руководителя дирекции по коммерческим операциям «Почты России», этих результатов следовало ожидать. «Падение подписных тиражей наблюдается уже на протяжении нескольких лет и связано со стагнацией института подписки. В условиях падения тиражей в среднем на 15-¬20% в год, считаю, что наше предприятие приложило максимум усилий, чтобы снизить это падение до 3% в полугодие, – рассказал «НСМИ» Игорь Мандрыкин.
Рост подписных цен во 2-¬м полугодии 2005 года по сравнению со 2¬м полугодием 2004 года связан с рядом объективных причин. В 2005 году было принято решение сохранить неизменным тариф на подписку в течение всего года. Таким образом, рост всего подписного оборота скорее обусловлен изменением каталожно й цены издателей (порядка 10¬15% по сравнению с 2004 годом) и привлечением в подписную кампанию большего количества, чем ранее, дорогих и глянцевых изданий».
Что день грядущий нам готовит?
Подписная кампания на 2-¬е полугодие закончилась, но ее окончание ознаменовалось событием экстраординарным, хотя и давно ожидаемым. «Почта России», наконец, закончила структурные и иные преобразования и объявила о реформе тарифной системы.
В основу данной системы положен только один показатель – вес издания. Тарифы определяют стоимость за каждые 10 граммов веса и установлены для 14¬ти тарифных зон – именно такая зональность существует на основании утвержденных Правительством РФ региональных коэффициентов к заработной плате.
По мнению Юлии Виноградовой, руководителя Департамента подписки «Почты России», эта реформа привела к созданию заранее предсказуемой, доступной и прозрачной системы тарификации. Еще одним ее плюсом является то, что агентства смогут выпускать каталоги с ко нечными подписными ценами.
Игорь Мандрыкин особо подчеркнул, что уровень роста доходов «Почты России» от введения новых тарифов составит порядка 11%, что сопоставимо с уровнем инфляции. При этом он отмечает, что подписные тарифы оставались неизменными на протяжении года. «Это означает, что мы думаем не о сиюминутных доходах, а ставим перед собой цель поднять стагнирующий подписной рынок, сделав систему ценообразования логичной и прозрачной и заработать деньги на росте подписных тиражей», – говорит Игорь Мандрыкин.
Связывать рост или падение тиражей изданий исключительно с тарифной политикой «Почты» Юлия Виноградова считает неверным. «Прямой зависимости ценообразования и количества выписанных тиражей нами не наблюдается. А вот зависимость физических объемов подписки от качества и уровня почтового сервиса – прослеживается напрямую.
Ну и, конечно, ожидать увеличения количества выписываемых гражданами тиражей исключительно за счет усилий и работы почты без прямой, а ктивной и целенаправленной деятельности самих издателей – не представляется возможным».
«Почта России» уже сейчас перестала выступать на рынке подписки как подписное агентство, предоставив это частным операторам, и оставила за собой только профильные функции по экспедированию и доставке прессы. «Откровенно говоря, и с этими функциями мы сегодня справляемся не лучшим образом, – говорит Игорь Мандрыкин. – На разделение функций на рынке подписки между его участниками: издателями, подписными агентствами и «Почтой России», мы возлагаем надежды по существенному продвижению института подписки. При этом условии мы рассчитываем на новый качественный уровень предоставления услуги по подписке и соответственно, удержание всех существующих подписчиков и привлечение новых».
Альтернативная подписка
Один из вариантов развития рынка подписки – это переход на альтернативные каналы.
Уже сейчас альтернативная подписка занимает около 13% рынка распространения. Его объем, по оц енкам экспертов, около $300 млн. На Москву приходится около 2/3 рынка. Лидер альтернативного сегмента подписки в Москве – группа компаний «Интер¬-Почта». Эта компания вышла на рынок 8 лет назад, и, по сути, стала пионером этого направления. «Интер¬-Почта» работает с юридическими лицами и занимает по разным оценкам от 30 до 40% этого сегмента. По словам Ирины Ширинской, директора по экономике компании «Интер¬Почта¬2003», в ближайшее время компания планирует выйти в Московскую область, а потом начнет охват регионов. «Наш сегмент подписчиков очень требователен к качеству обслуживания. Мы работаем напрямую с редакциями, и наши клиенты получают прессу раньше, чем на почте», – рассказала о преимуществах альтернативной подписки Ирина Ширинская. По ее мнению, в будущем возможно перераспределение рынка подписки в сторону альтернативных компаний. Для этого требуется разветвленная сеть различных служб – почтовых, курьерских. «У «Почты России» есть существующая база, но я не исключаю то го, что другие компании начнут отвоевывать у «Почты» область за областью», – резюмировала Ирина Ширинская.
Как это ни печально, но существующая система подписки через почту перестала быть краеугольным камнем распространения прессы. Время и рынок требуют ее решительной трансформации. Реформа может решить некоторые проблемы, но вряд ли она приведет к ренессансу традиционной подписки. Скорее всего, альтернативная подписка перестанет быть таковой уже через несколько лет. Разве можно будет назвать альтернативным сегмент, который займет уже не половину, а 2/3 или 3/4 рынка подписки?
Максим АЛЕКСЕЕНКО
Источник: Новости СМИ

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.press.mediakurer
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное