Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Somus!

  Все выпуски  

Спи, Ктулху


 
ежедневная рассылка Somus!
2007-01-21 
 

Спи, Ктулху

Год Собаки проводили, говорите?

А по-моему, это был год Ктулху.

Вечно спящий бог с головой спрута, телом дистрофика и крыльями дракона выплыл из пыльных сочинений Говарда Лавкрафта и уставился на усиленно будивших его людей стеклянными глазами.
Для меня пришествие Ктулху началось в марте, с рассказа моего доброго знакомца Шимуна Врочека «Высокий прыжок». Шимун – писатель, в этом году у него вышла книга, роман в рассказах «Полковнику никто не пишет», а в «Высоком прыжке» советские и американские военные наперегонки плыли к полюсу, чтобы не то разбудить кого-то ядерной боеголовкой, не то заставить заснуть уже навсегда. У меня, как говорят знающие люди, мифологическое сознание. И за непроизносимой фразой: «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» я отчётливо почувствовала мифологию.

Маленькую.

В марте был фестиваль фантастов «Роскон», и ктулховая история была написана для него, а вот после «Роскона» вдруг оказалось, что Ктулху везде. Его носощупальцатая физиономия, его шёпот, повадки в популярном изложении ( «Спит. А как проснёцо – хаваит моск»), самое имя были повсюду. Президент Путин поцеловал мальчика в пузико, и его тут же стали спрашивать, фтагн ли Ктулху, подразумевая, видимо, не Ктулху ли сам Президент. К середине лета живёхонького Ктулху, только без драконовых крыльев, мы увидели на экране в сущеглупых вторых "Пиратах", по-моему, для того только и созданных, чтобы явить нам Ктулху во плоти. Появились плюшевые Ктулхи!  Спящий бог успешно боролся с Преведом за место в ряду эмоциональных словоконструкций, заменяющих людям без воображения (или со слишком сильным воображением) обычные способы выражения смыслов.
С Ктулху обращались, как с добрым соседом. Как с безобидной беззубой собакой.

Ктулху был смешон. Даже тени страха не стояло за ним.

Как?

Почему?

Лавкрафт полагал, что вполне успешно навёл на читателей именно хоррор. Ещё бы: в ледяной полярной воде… шепчущий голос… сама бездна… дикари, поклоняющиеся Спящему Богу, кровь… человеческие жертвоприношения…

Что же произошло –  обычное осмеяние страшного? Выведение кошмара в бытовую плоскость?

Вовсе нет.

Дьявол по-прежнему пахнет серой.

Почему же Ктулху пахнет в лучшем случае отдушкой для стирального порошка, в худшем – прокисшим недоеденным супом?
Почему он – «свой», домашний, нестрашный ручной апокаляпсус инферналис, прирученный ужос?
 
Да потому, что он – чужой.

То, что дало о себе знать сразу: маленькая мифология. Маленькая, потому как неродная.

Всякий настоящий писатель проделывает в реальности дыру. Чаще всего он протыкает складки там, где за ними – наши, хорошо нам знакомые ощущением в крови боги. Их много. Они до сих пор ворочают лунным светом, владеют танцем и простираются на перекрёстках. Это боги без жрецов, демоны, знаки связей. Это проекции Единого – но проекции именно на нашу реальность. Это их дыхание мы ощущаем в темноте и над бездной. Они живут в нас, и такие мастера хоррора, как Стивен Кинг, видимо, держат их адреса в телефонной книжке.

Каким-то образом Лавкрафту удалось проткнуть реальность там ( или туда?), где живут действительно Чужие Боги.
Неродные нам.

И массовый человек почувствовал это сразу же. Бездна? Та шо ви говорите, какая? Где? Ну, разве так, чуть-чуть… И чужой бездне по колено быстренько приделывается дно, и даже ещё с джакузи, чтобы пяточки щекотать. Моск ест, говорите? Та пусть ест на здоровье, столько моска всё равно не нужно!
Те, кто на самом деле имеет дело с бездной, не шутят. Во всяком случае, не шутят так огульно и открыто – разве только для своих, предполагая действительно сакральное осмеяние. И даже мифология Толкина (имеющая глубокие посюсторонние корни и ощутимое здешнее, родное пространство мифа) была публично осмеяна в совершенно другом духе – через снижение пафоса и сведение её к бытовой истории, но у Ктулху этой бытовой составляющей нет как нет! Его сон в Р’льехе – это вечный анабиоз. Пафос Ктулху нельзя снизить, потому что нет пространства для манёвра.

Возможно, Ктулху – это Кара и смертный ужас. Возможно – это Любовь к сотворённым.

Но не к нам, увы.


Спит, бессильный вызвать настоящий Конец света – бог иных измерений, иной физической природы, бог, вызванный причудой фантазии. Не пришедший из глубин, но погружённый в них извне. Одинокий настолько, что ужас должна вызывать именно ЭТА мысль.

Мы так легко приручили его, потому что он безопасен. Он зазеркален, погребён навечно, ему не пробудиться, а миллионы его недовырождённых деток уже лежат на поддонах в супермаркетах – с ценниками: столько-то за килограмм экзотической пищи.

Это мы едим его, а не он нас.

 Поэтому – подумайте о нём, заблудившемся навечно. Подите и купите себе плюшевого. Мы все, всей массой своего недоеденного моска, ничего не в состоянии сделать для щупальцатого чужака из другого измерения, разве только немного любви.

Чтобы он не был так мучительно одинок в своём непроницаемом коконе.

Иллюстрация с сайта www.lovecraft.ru

Текст: Юлия Сиромолот

Оставить свой комментарий

Продолжение будет завтра!

Рассылки Subscribe.Ru
Somus!
SOMUS - он-лайн журнал для умных женщин
Автопилотка.ру - автомобильный журнал для женщин


В избранное