На развитых рынках существует особый класс инвесторов, специализирующихся
на вложениях во вновь появляющиеся фонды. Считается, что доходность таких
вложений выше.
На Западе инвестиционные фонды с двух-, трехлетней историей считаются
«новичками». За меньший срок управляющие просто не успевают наработать
достаточный по тамошним меркам track record (история результатов). Но не
стоит забывать, что в тех же США практика инвестирования в фонды в их
современном виде развивается уже более полувека. Российский же рынок
справил свое десятилетие лишь в прошлом году. «Конечно, в теории нужно
смотреть на многолетние результаты работы фондов. Но для нашего рынка ПИФ
перестает считаться «новичком», если он проработал больше года», –
рассуждает управляющий портфелем УК «Центринвест» Роман Андреев. Все
эксперты, опрошенные «Ф.», придерживаются схожей точки зрения.
На дрожжах
Теперь красноречивые цифры. Начиная
с марта 2006 года к работе приступили 132 новых розничных фонда.
Наибольшей популярностью пользуются ПИФы акций – в течение года
сформированы 57 фондов (с учетом трех перешедших в данную категорию).
Список ПИФов смешанных инвестиций пополнили 34 «новичка», облигационных –
17, индексных – 15. Остальные вновь пришедшие инвестируют либо в другие
ПИФы, либо в денежный рынок. Стоит отметить, что всего за один год
«популяция» фондов акций увеличилась на 66%, ПИФов облигаций – на 30%,
смешанных инвестиций – на 37%. По мнению управляющего директора УК
«Альфа-капитал» Арена Апикяна, такой «перекос» в сторону более
рискованного сегмента рынка коллективных инвестиций связан с бурным ростом
котировок акций в 2005–2006 годах.
Кстати, более половины ПИФов акций (31 из 57), сформированных в течение
года, – «идейные» фонды, инвестирующие либо в определенные отрасли (23 из
57), либо во второй эшелон, либо в привилегированные бумаги. Дело в том,
что у управляющих компаний, которые давно присутствуют на рынке, уже есть
линейка обычных продуктов. Поэтому, дабы удовлетворить спрос инвесторов,
который становится все более изысканным, УК создают специализированные
продукты.
С другой стороны, на конец 2006 года количество ненулевых счетов
пайщиков, по данным Национальной лиги управляющих, составляло около 300
тыс. Таким образом, если учесть, что один инвестор может «войти» сразу в
несколько фондов, истинное число пайщиков гораздо меньше. Следовательно,
многие просто не знают, что такое паевой фонд, не говоря уже о более
тонких материях. «Немало тех, кто просто смотрит на доходность прошлого
периода и на основе этих результатов выбирает фонд. Такое решение больше
похоже на игру, чем на инвестирование», – считает аналитик УК
«Менеджмент-центр» Максим Капитан. «Идейные» фонды – для более опытных
пайщиков. Поэтому мы стараемся сначала подготовить инвестора к таким
вложениям, «провести» его через «обычные» ПИФы», – делится своими
наработками Арен Апикян.
Есть идея
Опыт работы с «новичками» между тем
приносит неплохие дивиденды. И вот тому доказательство: возьмем два
виртуальных фонда фондов. Первый инвестирует в равных долях в «старые»
ПИФы акций, работающие больше года, второй – во вновь появившиеся.
Соответственно доходность каждого будет рассчитываться исходя из
среднеарифметического прироста стоимости паев, приобретенных на средства
этих виртуальных фондов. Что же в итоге? Оказывается, ПИФ, инвестирующий в
«долгожителей», будь он реальным, принес бы за год около 17% дохода, а
тот, что сделал ставку на «новичков», – 34%, то есть почти двукратный
перевес в доходности. Но мало того, последний отличился бы еще и меньшей
волатильностью – 3,5% против 4,9%, следовательно, восхождение «первогодок»
оказалось более уверенным.
Превосходству «новичков» есть несколько логичных объяснений. Во-первых,
среди фондов, созданных в течение года, большое количество отраслевых
ПИФов. Так, фонд «КИТ – российский финансовый сектор» за 11 месяцев своей
работы увеличил стоимость пая на 47%, «Замоскворечье – российская
энергетика» под управлением УК Банка Москвы (9 месяцев) – на 82%. Конечно,
среди «специалистов» есть и ПИФы, инвестирующие в бумаги нефтяных
компаний, – за время работы они уменьшили стоимость паев. Но ничего не
поделаешь: нефтегазовый сектор составляет около двух третей отечественного
фондового рынка – в портфелях «старичков» также немало бумаг данной
отрасли.
По мнению Максима Капитана, успехи «новых» фондов связаны и с их
размерами. Здесь уместно сравнение с «ветеранами» рынка. На долю только
двух ПИФов – «Лукойл Фонд первый» (УК «Уралсиб») и «Тройка Диалог –
Добрыня Никитич» – приходится почти 40% совокупной СЧА всех открытых и
интервальных фондов акций. Их размеры затрудняют маневрирование в условиях
быстро меняющейся ситуации на не слишком ликвидном отечественном рынке. И
стоит ли удивляться, что все последние коррекции – в марте, мае, июне и
сентябре 2006 года, а также в феврале–марте 2007-го – «первогодки» прошли
с меньшими потерями, чем «старшие товарищи».
«В начале работы все активы фонда – это деньги, которые могут
единовременно и оптимально использоваться. Потом управляющему часто
приходится корректировать структуру портфеля в зависимости от притока и
оттока клиентских денег», – обращает внимание заместитель гендиректора УК
«Арбат Капитал – управление активами» Михаил Армяков.
Не стоит забывать и о ПИФах под управлением новых УК. Такие компании
заинтересованы в отличных показателях, чтобы использовать их в рекламных
целях. Ведь отсутствие узнаваемого брэнда можно компенсировать
присутствием на верхних строчках рэнкингов. «Вот компании и прикладывают
сверхусилия, чтобы продемонстрировать лучшие результаты», – рассуждает
Андрей Романов.