Возможно ли совершить путешествие по маршруту Берлин-Лондон-Рим-Париж,
потратив на авиабилеты чуть больше 80 Евро? Не спешите говорить, что это
нереально. Нужто только правильно воспользоваться услугами европейских
бюджетных перевозчиков и купить билет на самолет по цене автобусного.
Бюджетные авиакомпании (или low cost) придумали около 30 лет назад для
тех, кто хочет путешествовать дешево и сердито. Их руководители решились
на смелый по тем временам эксперимент: они серьезно сократили ассортимент
услуг и бонусов, традиционно предоставляемых пассажирам, снизив тем самым
себестоимость полета, а следовательно, и цену на билеты.
Эксперимент оказался неожиданно удачным. Новички на рынке
авиаперевозок очень быстро смогли отвоевать у грандов довольно серьезный
кусок пассажирского пирога. На сегодняшний день в европейских странах
насчитываются десятки low cost-авиакомпаний, на долю которых приходится до
40% от всего пассажиропотока.
Причем если оценивать роль
бюджетников только в туристических перевозках, то их позиции окажутся еще
более сильными: до 80% путешественников предпочитают перемещаться по
Европе, пользуясь дешевыми рейсами. В результате получается интересная
ситуация. Там, куда не долетают low cost-компании (к примеру, на Мальту),
туризм постепенно хиреет. Путешественники предпочитают зимой сгонять на
выходные за 25-30 евро из горнолыжного Зальцбурга в Барселону, а из
Инсбрука - в Амстердам. Летом же проще долететь, например, из Варшавы на
Родос, из Братиславы в Венецию, из Лейпцига в Афины, из Риги в Дублин,
Манчестер, Париж и т. д.
Глядя на бешеную популярность
бюджетников, национальные перевозчики начинают брать с них пример и
снижают цены на билеты. А то и заводят себе бюджетных «дочек» - так у
Lufthansa появился Germanwings, а у скандинавской SAS - Bluel.
В
России с low cost-перевозками сегодня дело обстоит не так радужно, как на
Западе.