В Пустыне, среди торосов и вздыбленных льдин, под всепрощающим снегом хранится множество тайн. И кому, как не ледовому корсару, знать о них? Главные герои – юноша-эмпат и его друг, бывший воришка из блуждающих городов, – волею судьбы оказались на борту пиратского судна и теперь обречены на приключения. Их ждут падшие шаманы и демоны льдов, следы погибших цивилизаций и покой удаленных форпостов, шпионы таинственного братства и опустившиеся на самое дно легендарные герои. Но когда рядом друг – все не так уж и плохо.
Бродун взревел. Возмущенный голос косматого гиганта прокатился по снежной пустыне. Зверь высотой двадцать футов, не меньше, неуклюже пятился от окружающих его людей и недоумевал – как в такой прекрасный солнечный день ему довелось столкнуться с наглыми коротышками. Могучий нос-хобот, способный пробивать многовековой лед в поисках пищи, метался из стороны в сторону, будто указующий перст, нацеливаясь то на одного моряка, то на другого. Крохи, окружившие бродуна, пугали пустынного странника. От них пахло шкурами мертвецов и грязью, и кроме того они делали ему больно.
В Пустыне вновь громыхнул выстрел дальнобоя. Обиженно взвыв, покрытый белоснежным мехом исполин попятился и сделал прыжок в сторону, мечтая оставить обидчиков позади. Толстые лапы подняли в воздух ледяную крошку, сверкнувшую в свете солнца.
Если бы у него хватило смелости и ума – он мог в считаные мгновения растоптать пиратов-охотников, которые с азартными криками гнали снежного великана на смерть.
Мне стало его жалко.
Зверь, испуганно прижимая лохматые уши и прихрамывая, поспешил прочь от полукольца загонщиков. Наверняка он уже сто раз проклял себя за то, что не сбежал, когда из-за гряды торосов выполз трехпалубный гусеничный корабль. Бродун мог скрыться, когда ледоход остановился и с него спустили лайар. Могучие лапы унесли бы пушистого гиганта далеко-далеко от тарахтящей крохи, пока та ползла по безветренной ледяной глади, загоняя жертву в тиски меж двух кораблей, но мохнатый зверь лишь проводил ее настороженным взглядом.
Зря…
Теперь же люди гнали глупого странника Пустыни прямиком к лайару, на носу которого двое моряков привели в готовность бортовой метатель и ждали, когда дичь окажется в пределах выстрела. Двигатель кораблика молчал.
Среди сверкающих под ярко-синим небом льдов раздался еще один выстрел. На огненный порошок капитан сегодня не скупился, и я его понимал: мясом бродуна, хоть и жестким, можно целую неделю кормить команду. Хотя, может, и больше? Никогда не задумывался об этом.
Истинные хозяева Пустыни – маленькие, беззащитные для мороза люди – успешно гнали раненого зверя прямиком на спешно организованную засаду. Мне казалось, что на лайаре-то можно было избежать ненужной возни, но скучный корабельный быт настолько достал моряков, что те с радостью приняли участие в «охоте».
– Бауди, чего встал? – одернул меня ворчливый голос Полового. Старший матрос наблюдал за травлей бродуна, облокотившись на очищенные ото льда поручни. Он задумчиво коснулся жуткого шрама на месте правого глаза. Из-под обледеневшего шарфа поднимались облачка искрящегося пара. Металлическая сетка окуляра, прикрывающего здоровый глаз, покрылась инеем. – Работай, а то замерзнешь!
Я послушно взял увесистый ломик и принялся сбивать лед с обшивки. Половой прав: я уже чувствовал, как холодные пальцы мороза пробираются под парку. Руки в огромных меховых варежках тоже стали замерзать. Несмотря на то что сегодня над Пустыней царил чудесный безветренный день (надо сказать, большая редкость), весенний холод никуда не делся, и работа – лучший способ согреться. Сверху донесся гулкий лязг: там несколько инструментариев колдовали со странным механизмом, который все почему-то называли «папочкой». Вечно сокрытый чехлом, он был для меня одной из самых больших загадок «Звездочки».
Глаза, хоть и защищенные сетчатыми очками, уже заболели от яркой белизны солнечной Пустыни. Так что к очистке хода я вернулся с облегчением.
Выбор интересной книги для чтения в электронном виде многие читатели выбирают по цифровому формату. Это постепенно становится устаревшим представлением о ценности контента в той или иной форме, но до сих пор является актуальным представлением, потому что люди спорят и доказывают себе преимущество форматов исходя из доступности контента.
Каким-то образом потребитель выбирает лучший для него формат из всех существующих, потом это становится привычкой, и основной поток литературы читается в одном и том же формате независимо от того, что формат может быть неудобен для другого устройства, которое рано или поздно появится. Приверженность к формату не учитывает перспектив и более длительного хранения библиотеки в цифровой форме, в отличие от бумажных книг, где носитель является неотъемлемой частью контента. Любой существующий цифровой формат невозможно представить как «форму наследства». Контент в определенном формате живет до тех пор, пока актуален «носитель» и «распространитель».
Довольно часто подобное происходит с плохо масштабируемыми форматами PDF и DJVU, которые не подходят для маленьких экранов и медлительных устройств. Например, пользователь начал привыкать к электронному чтению через эти форматы, читая на большом экране компьютера, собрав большую коллекцию книг и переведя собственные документы в электронный вид. Все это было удобно, красиво, классифицировано, наглядно, похоже на настоящую электронную библиотеку внутри компьютера и являлось откровенной гордостью владельца. Но когда пришел очередной этап развития, захотелось читать накопленные файлы на мобильном устройстве, в этот момент – привычка, а не комфорт берет вверх! Огромная библиотека оказывается не востребованной внутри маленького устройства. История повторяется. Начинается мучительное и длительное отвыкание от «самого лучшего формата» в пользу другого «лучшего», распространённого и популярного для конкретной платформы. После очередного накопления книг в электронной библиотеке, формат вновь становится незаменимым, а, следовательно «лучшим». Библиотека формируется заново различными способами конвертации и с помощью повторного приобретения.
Окунаясь в историю с головой можно проследить приверженность пользователей к «лучшим форматам» и к рождению популярных для локальных рынков и устройств.
В 1994 году Максим Мошков создал самую популярную по тем временам русскоязычную библиотеку Lib.ru. Со слов основателя: «начал с собирательства файлов, а читал бумажные книги». Будет интересно узнать, что Мошкова (тогда) «мнение окружающих об электронных книгах не волновало совершенно. Это стало объектом собирательства, коллекционирования. Файлы собирал, а читать не мог – глаза болели от обычных мониторов». По мнению Максима: «только сейчас, что-то меняется, когда оказалось, что эти файлы еще и читать можно, причем без риска ослепнуть окончательно».
Тем не менее, к 2000 году это была самая крупная библиотека книг в формате TXT и не только на русском языке. Основной потребитель библиотеки использовал для чтения громоздкий компьютер, а небольшая часть пользователей уже тогда читала книги на мобильных устройствах, которые были доступны в продаже на тот момент.
На стыке веков родился самый популярный отечественный формат FB2. В его задачу входило создать структуру привычной книги в цифровой форме, а не формат в готовом виде, в котором прописано все сразу, на все случаи жизни, что обычно усложняет эту самую жизнь на различных устройствах.
Дмитрий Грибов, разработчик FB2, изначально создал структурированный формат на основе XML. У автора был перерыв в чтении бумажных книг, а потом резкий старт и пристрастие к электронной форме чтения, так как был виден иной смысл – не в накоплении файлов, а в комфорте чтения и хранении книг. С его слов: «начал читать – начал думать, как сделать действительно удобную библиотеку».
Для создания любви к «отечественному формату» была выбрана тактика «популяризации и привыкания». Для готового формата FB2 были необходимы потребители, которые его оценят. Сделать это можно, если предложить попробовать готовый контент в специализированной программе и желательно на мобильном устройстве.
В 2002 году, через 3 года после начала разработки формата, был представлен финальный вариант второй версии формата «Fiction Book», одновременно с открытием небольшой библиотеки fictionbook.org. Программа Haali Reader на тот момент была максимально популярной на мобильной платформе и уже поддерживала первую и впоследствии вторую версию Fiction Book. Таким образом, Михаил Мацнев, как автор программы, стал еще и соучастником в популяризации формата FB2.
Библиотека fictionbook.org демонстрировала очень важную и главную цель нового формата – «удобство хранения книг с помощью FB2». Формат был задуман как «первоисточник контента», из которого можно автоматически пересоздавать книги в любых форматах. FB2 имеет структуру книги, а не готовое форматирование текста, все остальное настраиваемо не только при чтении, но и при конвертации. Таким образом, создавалась «книга-исходник» в FB2 и через несколько секунд сервер её конвертировал в любые другие форматы. Соответственно для веб-сервера также автоматически генерировалась основная титульная информация привычной библиотеки – название книги, автор, обложка, анонс, различные коды для хранения и идентификации.
Изначально преимущество формата сводилось к тому, что достаточно «создать и опубликовать файл», все остальное уже «известно как делать» и «что создавать». Это коренное отличие, которое позволяет расширять возможности структуры формата FB2 до бесконечности. Любой может вставить свою собственную ячейку с данными в существующую структуру контента для своих целей, причем устройства и программы будут считывать контент без искажения, он по-прежнему будет валидным, но они проигнорируют неизвестное, а создавший новую структуру удовлетворен новыми свойствами формата.
Чтобы стало понятно, можно легко придумать пример. Скажем нужно точно знать – какие книги надлежащего качества и кем проверенны. Вставляется пара тегов в готовый файл по правилам XML. Например:
<quality> атрибут качества </quality>
Теперь в программу каталогизатор достаточно вставить распознавание тега <quality> и добавления его в случае первичного осмотра.
Это так просто, что можно влюбиться!
Абсолютно очевидно, что страсть к книгам в простотелом формате TXT быстро подхватил FB2 и стал популярным сразу в нескольких странах Европы и Азии.
По историческим меркам подобный метод является классической формой популяризации формата с любой точки зрения – «популярному формату нужна платформа и доступность контента» и неважно кто это делает и как. При этом стоимость всего решения или отдельных частей не может учитываться и на самом деле являются абстрактными в полной мере.
Если контент можно не покупать по какой-то одной или любой причине, то и устройство для чтения можно адаптировать из уже имеющихся в наличии, а не приобретать специализированное, что не является обязательным решением, чтобы начать читать книги в электронной форме.
Это также верно, как если бы человек сам оцифровал часть или всю свою бумажную библиотеку. Мог бы начать читать сразу, на экране компьютера, не имея никакого доступа в Интернет или к ближайшему магазину электроники. Что есть, то уже хорошо и может позволить читать в электронном виде. По крайней мере, с этого начиналось электронное чтение, и никто из энтузиастов не чувствовал себя ущербным по каким-либо причинам… или не сознается до сих пор, даже в частной беседе.
То есть, доступность платформы и контента позволяет сразу выбрать лучший формат для чтения с точки зрения потребителя. Очень важен первичный опыт, накопление литературы и выбираемая платформа.
Влияние на определение «лучшего формата» имеет массовый рынок в локальном и глобальном масштабе. Любой потребитель делится на несколько групп по уровню подготовленности и наличия желания в чем-либо разбираться.
Массовый рынок склонен к упрощению форматов, при том, что собственные возможности форматов путаются с развитостью программного обеспечения и устройствами.
Формат DJVU имел все шансы, чтобы стать популярным гибридным форматом, который содержит в себе не только графический образ страниц, но и текстовое дублирующее содержание, что значительно комфортнее для чтения на небольших по размеру экранах.
Например, корпоративные форматы ZINIO и PressDisplay содержат в себе сразу несколько возможностей:
Графический образ страницы газеты, книги, журнала.
Текстовый дубль текста для удобного чтения.
Мультимедийные данные.
Но дело в том, что качество поддерживается не столько платформой, сколько источником, то есть сервером услуг (поставщиком услуг).
DJVU фактически лишился этих свойств на массовом рынке, и пользователи сделали из формата контейнер для хранения графических образов печатных страниц, хотя хорошо осведомлены в вероятном существовании «OCR». И, тем не менее, они считают формат лучшим, хотя аналогичный результат можно получить в другом контейнере, даже в том, который еще не родился. То есть, достаточно упаковать набор графических образов страниц, чтобы создать конкурента популярному формату.
Поэтому, «говоря абстрактно о преимуществе того или иного формата, следует точно представлять в нём текущий уровень качества контента».
Любой пользователь, попадая на сервер поставщика контента и сталкивающийся с тем, что книга предоставляется сразу в нескольких форматах, обязательно задает себе мысленный вопрос или пытается найти помощь со стороны – какой формат использовать, или какой из них лучше?
Лучшим всегда оказывает формат, который поддерживает устройство или программа для чтения, с учетом комфортного масштабирования или навигации. Родственные по возможностям форматы почти всегда можно конвертировать, если устройство имеет ограничения в их поддержке.
Можно смело утверждать, что для Kindle лучший формат – это MOBI (AZW, Kindle 8). Для Sony, Kobo, Barnes & Noble Nook и ряда других зарубежных устройств – лучше EPUB. Для отечественных и китайских устройств формат FB2 предпочтительнее, а соответственно лучше.
Форматы защищенные DRM важны издателю, а конечный пользователь может забыть об этом «преимуществе», так как он не увеличивает комфорт чтения. DRM – это ключ на право чтения и ничего более.
Для крупных экранов и планшетных устройств подойдут любые форматы – текстовые и графические, так как экран может крупно показать читаемый фрагмент, а быстродействие и комфорт навигации позволяют быстро менять фрагмент на экране и листать страницы.
Очень трудно оценить лучший формат с точки зрения популярности, не имея точных цифр о количестве копий книг в цифровой форме. Может сложиться впечатление, что MOBI менее популярен, чем EPUB, хотя это не так и поклонников формата несколько десятков миллионов, что совсем не плохо! Иностранные производители, представляя свои устройства в России, очень часто включают поддержку FB2, не потому что формат является лучшим, а из-за высокой степени накопления контента в этом формате. И наконец, любой потребитель электроники скачивает с сайта производителя документацию в формате PDF и это за много лет превратилось в стандарт высокого качества поддержки потребителей во всем мире.
Аннотация
Не следует путать возможности форматов с программным обеспечением или гаджетами, хотя это надо учитывать при покупке устройства для чтения. Форматы сами по себе не осуществляют поиск по тексту, не начитывают его вслух. Это также верно, как овощи – еще не готовый суп, а он, сам себя не съест и не похвалит!
Послесловие
Так получилось, что ряд статей одной главы из книги оказались в результате запутанными и непонятными. Это позволит иметь их в архиве проекта в правильном порядке, а мне лишнее понимание того, что возможности формата путаются с функциями устройств или программного обеспечения. Легко понять, что все устройства мира, поддерживающие один формат, например EPUB, на самом деле различаются по функционалу. Формат один, а интерпретаций много. Это называется – преимущество реализации.
Форматы не отвечают за правильную синхронизацию звука при чтении вслух с помощью функции «текст в речь». И абсолютно не важно – этот звук генерируется, или он заранее записан внутри формата. Важно другое – есть ли место в структуре формата для аудио или нет.