Микрополяризация — неинвазивный метод для подачи электрического тока в области мозга, не имеет каких-либо реальных преимуществ для познавательного обучения, выяснили эксперты Стокгольмского университета.
Ведущий автор Martin Lövdén говорит: «Наши результаты показывают, что применение микрополяризации у участников, которые ежедневно занимались тренировкой памяти в течение четырех недель, не привело к улучшению познавательной способности».
Он добавил: «Это исследование является важным, поскольку результаты затрагивают то, что, является наиболее перспективным применение этого метода: возможность долгосрочного познавательного повышения. Когнитивные улучшения представляют интерес не только для ученых, но и для студентов перед выпускными экзаменами, игроков в онлайн игры, и других лиц».
Оперативная память — наша способность хранить информацию в памяти в любой момент времени — лежит в основе многих фундаментальных когнитивных процессов и связана с некоторыми аспектами интеллекта. Исследования показали, что работа на тренировку памяти улучшает ее производительность, но не было ясно, может ли эта конкретная подготовка улучшить познавательные способности.
Lövdén с коллегами решили изучить, сможет ли проведение слабого электрического тока в мозг через электроды на коже головы улучшить познавательное обучения и повысить пластичность мозга. В эксперименте шведских ученых принимали участие 123 здоровых добровольца в возрасте от 65 до 75 лет, проходивших программу обучения 4 недели. Все участники завершили серию когнитивных тестов и были разделены на экспериментальную группу, где они пытались улучшить способность переключаться между различными задачами и правилами, и контрольную, где обучение сосредоточилсь на скорости восприятия.
Некоторые участники в ходе испытаний получили 25 минут тока в левой дорсолатеральной префронтальной коре, области мозга, которая играет центральную роль в оперативной памяти. Другим участники лишь сказали, что они получают 25 минут тока, когда в действительности ток был активен в течение всего 30 секунд. Сравнение производительности участников до и после тренировки показало, что люди, получавшие тренировку памяти действительно улучшили показатели в решении новых задач и в переключении между ними, но не было никаких доказательств того, что микрополяризация произвела какие-либо дополнительные преимущества для тренировки рабочей памяти, и в конце исследования, участники, которые получившие ток, не показали значительного улучшения по сравнению со сверстниками.
Когда исследователи объединили данные этого испытания с результатами шести других экспериментов, они вновь не обнаружили никаких доказательств каких-либо выгод для тренировки рабочей тренировки памяти с помощью микрополяризации.
Учитывая сильный общественный интерес к этому познавательному аксессуару, Lövdén и его коллеги призывают к осторожности, когда дело доходит до применения этой технологии. «Эти данные подчеркивают, насколько ограничены наши знания о механизмах, лежащих в основе потенциальных эффектов тока на человеческое познание и поощряют научное сообщество, сделать шаг назад и сосредоточить свои ресурсы на разработке стратегий для выявления таких механизмов, прежде чем использовать технику», сказал Lövdén.