Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интернет маркетинг. Статьи

  Все выпуски  

Интернет маркетинг. Статьи


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ЕЖЕДНЕВНАЯ СТАТЬЯ ОБ ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГЕ

Выпуск N 6

Подписка: http://subscribe.ru/catalog/media.economics.imarket/
Архив:    http://subscribe.ru/archive/media.economics.imarket/
======================================================================

В погоне за Yahoo!
------------------
http://www.internet.ru/article/articles/2001/03/15/5347.html

Со времён закрытия "Поля.ru" слухи о скором банкротстве то одной, то другой
российской "дот-ком" компании не утихают. Однако до сих пор крупные порталы
Рунета держатся на плаву: открывает новые проекты "Рамблер", Port.ru и netBridge
объединяются, что-то делает со своими многочисленными приобретениями Golden
Telecom, "Яндекс" собирает призы. Естественно, набор услуг российских порталов
по-прежнему далёк от того разнообразия сервисов, которые можно найти на Yahoo!,
Excite или Lycos.

Российские порталостроители, как правило, пытаются использовать схемы, уже опробованные
в Европе и США. Можно сказать, что Yahoo! является для них идеалом портала.
Однако специфика развития Интернета в России налагает определённые ограничения
на использование зарубежного опыта. Нечто общее в том, какие сервисы создают
и как их развивают российские интернет-компании всё же есть. Мы составили табицу,
демонстрирующую распространённость традиционных для западных порталов услуг
у лидеров отечественного рынка.

Категории    Сервисы            Port.ru   Golden  Яндекс Rambler
                                netBridge Telecom
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Связь        Почта                # #        #       #      #
             Рейтинг              # #       # #      #      #
             Поиск                           #       #      #
             Бесплатный хостинг    #                 #
             Каталог              # #        #       #
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Информация   ТВ-программа          #         #       #      #
             Рассылки             # #       # #      #
             Погода                #         #              #
             Объявления            #         #
             Словари                         #              #
             Афиша                 #                        #
             Работа               # #                       #
             Финансы, котировки                             #
             Жёлтые страницы       #
             Карты                                          #
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Общение      Чаты                  #         #              #
             Открытки             # #        #       #
             Форумы                #        # #
             Поиск по анкетам
             (People Search)       #         #
             Знакомства            #        # #
             Instant Messenger              # #             #
             Сообщества                              #
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Персональные Адреса                #                        #
             Календарь             #                        #
             Закладки                                #      #
             Фотки                                   #
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Коммерция    B2C (Поиск товаров,
             web malls)            #         #       #      #
             Аукционы              #
------------ ------------------ --------- ------- ------ -------
Настройка    My ...                          #       #
             Toolbar               #                 #

В наши задачи не входила оценка качества и экономической эффективности ресурсов
-- единственным критерием была вовлечённость порталостроителей в ту или иную
область. В "матрицу" не вошли проекты, которые можно отнести к медиа: это ленты
новостей, сайты о музыке или кино, даже гороскопы. Указывать в одной графе энциклопедический
сайт и ленту перепечатанных сообщений информ-агентств представляется бессмысленным.
С другой стороны, в таблице нет сервисов, которые пока не актуальны для России.
В первую очередь, это практически любые проекты, связанные с расчётами через
Интернет и так называемым электронным правительством.

Анализируя таблицу, руководитель исследовательского отдела интернет-департамента
Фонда эффективной политики Иван Давыдов отмечает, что для российских порталостроителей
характерна стратегия экстенсивного развития, простого наращивания сервисов любого
рода, ориентированных на любого посетителя. По его мнению, вопрос о приоритетности
определённых ниш для российских "дот-комов" не столь важен.

Г-н Давыдов считает, что успешное коммерческое будущее интернет-проектов состоит
в "прицельной коммуникации". Он ссылается на монографию испанского социолога
Мануэля Кастельса (Manuel Castels) "Информационная эпоха": "Коммерциализация
киберпространства будет ближе к историческому опыту торговых улиц великих городов
Востока, берущему начало в кипучей городской культуре, нежели к супермаркетам
безликих пригородов Америки". "Речь идёт не только и не столько об электронных
магазинах. Конечно, и у супермаркета имеются несомненные плюсы, но десяток одинаковых
в нашем малонаселенном районе, -- это свидетельство либо крайней недальновидности,
либо крайней амбициозности их хозяев", -- говорит г-н Давыдов.

Перспективу становления успешного портала Иван Давыдов видит в работе по формированию
и развитию сообществ, выращиванию "колоний" потребителей прицельной рекламы
и специальных сервисов. При этом он оговаривает, что его опыт касается только
медийной сферы. Конкретный механизм реализации такой схемы г-н Давыдов видит,
например, в отборе "живых" сайтов, расположенных на каком-нибудь сервере бесплатного
хостинга и их мягкой и неочевидной организации. "Это задача, в общем, не столько
по выстраиванию сайта, сколько по выстраиванию модели общества с определёнными
интересами", -- поясняет он.

О другой проблеме развития российских порталов говорит Антон Носик: "Западные
порталы, вводя у себя дополнительные сервисы, в первую очередь думают о способе
гарантировать их качество на уровне своей основной услуги. Если лучший в мире
каталог Yahoo! хочет добавить к своим сервисам поиск, то проводится тендер между
существующими на рынке разработчиками поисковых технологий. Определяется победитель,
и у него лицензируют движок. В разные годы искалкой Yahoo! выступала сперва
AltaVista, потом HotBot, сегодня Google -- в каждом отдельном году та искалка,
которая была тогда лучшей. Это делалось не потому, что Yahoo! -- такие бедные
ребята, которые не могут нанять команду разработчиков и написать свой собственный
поисковик. Они просто уважают труд, свой и чужой, уважают честно заработанные
репутации на рынке. Они не считают зазорым для себя обратиться к высококвалифицированным
профессионалам, потому что они сами высококвалифицированные профессионалы. В
русском порталостроительстве все происходит с точностью до наоборот. У нас если
кому-то захотелось ввести дополнительный сервис, всегда на коленке сделают плохой
свой, только чтобы не создавать рекламы чужому хорошему. Тенденция постыдная,
повсеместная, и во многом объясняющая причины нынешних экономических затруднений
большинства ведущих русских порталов. В припадке неуместного ребячества, в попытке
(с негодными средствами) доказать собственную крутость, руководители ведущих
российских порталов в 2000 году упустили массу исторических возможностей по
объединению усилий для повышения качества сервисов".

Практика, описанная г-ном Носиком, хотя и довольно распространена, но не повсеместна.
Многие проекты используют ядро почтовой службы Mail.ru, технологию рейтинга
SpyLOG, поиск "Яндекса". Однако нужно признать, что делается это скорее от безысходности,
а не вследствие осознанного выбора. Несколько иная ситуация с использованием
чужой информации. Зачастую выбирается более дешёвый источник, например, соседний
сайт, а не более профессиональный и дорогой. Если же говорить об общем уровне
качества услуг, то, пожалуй, в большей степени следит за ним "Яндекс". Но у
него и проектов меньше всех.

Возвращаясь к таблице, следует отметить, что российские порталы представляют
ряд сервисов, не характерных для Запада. В первую очередь, это, конечно, рейтинги
ресурсов. Причины такой специфики нужно искать в истории развития российскиого
Интернета: Rambler's Top100, первый крупный рейтинг, появившийся, когда о серьёзных
вложениях в Интернет никто не думал, по сути заменил собой каталог и стал одним
из самых популярных сайтов в Рунете. Компании, вышедшие на рынок позже, следовали
этой модели и создавали свои рейтинги. О том, что посещаемость сайта -- весьма
относительный критерий успеха, стали много говорить только в последнее время,
когда она перестала быть синонимом экономической эффективности интернет-проекта.

На сегодняшний день порталы Рунета в основном могут предложить пользователю
сервисы, которые требуют скорее технологической разработки. Поиск, хостинг,
почта -- всё это у нас есть. Работают и медиа-проекты, но лучшие из них не входят
в состав порталов. Сервисы, требующие не только технологического ядра, но и
серьёзной информационной подготовки, в большинстве случаев ещё ждут своего создания:
если для западных порталов, скажем, характерны web malls, то в России пока что
более распространены системы поиска товаров. На сегодняшнем уровне развития
Рунета пользователь часто сталкивается с суррогатом: вместо того, чтобы купить
через Интернет, он может узнать о товаре, вместо того чтобы услышать песню --
прочитать рецензию на неё.

======================================================================

Подписывайтесь на рассылку «ВСЕ О РУНЕТ»!
ВСЕ О РУНЕТ – выделенный в отдельную рассылку
раздел подписки «ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГ».

Подписка: http://subscribe.ru/catalog/economics.review.runetmarketing/
Архив:    http://subscribe.ru/archive/economics.review.runetmarketing/

Если вам интересен не только Рунет – читайте «Интернет маркетинг»!
Подписка:          http://subscribe.ru/catalog/inet.review.imarketing
Архив рассылки:    http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/
Английская версия: http://felist.com/catalog/economics.imarketing
Дайжест материалов за январь 2001 г.:
http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200102/01010550.html
Дайжест материалов за февраль 2001 года:
http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200102/28220934.html
Список материалов, опубликованных в 2000 году:
http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200101/02005332.html
======================================================================

Рассылку подготовила Дарья Насибулина daria@puntosclub.com

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное