Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Больше денег от Вашего бизнеса" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Интернет маркетинг. Статьи
ЕЖЕДНЕВНАЯ СТАТЬЯ ОБ ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГЕ Выпуск N 2 Подписка: http://subscribe.ru/catalog/media.economics.imarket/ Архив: http://subscribe.ru/archive/media.economics.imarket/ ====================================================================== Круглый стол «Что читают в рунете». ----------------------------------- http://www.ricn.ru/interviews/kstol.shtml Пресловутые 4% жителей России - счастливые обладатели компьютера, модема и выхода в Сеть - подталкивают традиционные медиа ко все более активному покорению виртуального пространства. Вот и печатным СМИ не хочется терять "лишний" миллион-другой потенциальных читателей. Лидеры российского газетного рынка добились первенства в виртуальном пространстве. Сегодня сайты популярных ежедневных газет пока еще не могут "подвинуть" своих бумажных родителей на пьедестале общероссийской популярности, однако среди он-лайновых версий телекомпаний, радиостанций, журналов и газет - каким бы некорректным ни было подобное сравнение разнопрофильных медиа - лидерство за редким исключением уверенно удерживают последние. Мы решили провести своеобразный "круглый стол" с участием редакторов электронных страниц ведущих ежедневных изданий и поговорить о сегодняшнем дне газетных сайтов. На наши вопросы согласились ответить: АЛЕКСАНДР ШЕРМАН, заведующий Интернет-отделом "Независимой газеты"; МАРК УАЙТХАУС, заместитель главного редактора газеты "Ведомости"; ДЕНИС ЭРГАШЕВ, администратор сервера www.izvestia.ru газеты "Известия"; МАРИЯ АЗАРЕНКО, руководитель Интернет-версии газеты "Московские новости"; ЛЕОНИД ЗАХАРОВ, редактор "КП" в Internet (веб-редактор "КП"); МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА, начальник отдела по работе сайта газеты "Аргументы и Факты". 1. Какие цели и задачи ставились при создании сайта? Что достигнуто на данный момент? АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Ставилась примерно такие задачи: создать электронную версию "НГ", качественный и популярный информационный центр в Сети, в котором газета являлась бы лишь одним из компонентов; сделать этот центр еще и самоокупаемым. Первое вполне получилось, второе - не очень, но это уже проблема маркетинга - у НГ.ру есть все данные для того, чтобы приносить доход, но этим нужно специально заниматься. Цифры (по системе Spylog) примерно такие: ежедневных обращений к страницам - 50 - 60 тыс., активное ядро аудитории - 17 тыс. чел., 10 тыс. уникальных адресов обращаются к серверу ежесуточно. Сегодня это - самая популярная из Интернет-версий офф-лайновых газет. Думаю, если бы мы были более независимы от редакционного процесса, то смогли бы стать еще популярнее - сугубо электронные СМИ переигрывают офф-лайн". МАРК УАЙТХАУС: "Первоначальная цель очень проста - чтобы пользователи Internet имели доступ к газете - особенно там, где бумажная версия не распространяется. И еще сайт должен быть крайне простым в обращении, без всяких нагрузок, которые бесплодно занимают память и время. Это достигнуто". ДЕНИС ЭРГАШЕВ: "Относительно целей сайта - не в курсе. Достигнута как минимум стабильность в работе и определенная гибкость размещаемой информации". МАРИЯ АЗАРЕНКО "Сайт газеты "Московские новости" был создан в 1998 г. Сейчас кажется, что это было очень давно. Тогда основной целью было налаживание обратной связи с читателем, интерактива, так сказать. Это было достижением: каждый журналист мог уже на следующий день после выпуска очередного номера газеты увидеть комментарии читателей к своим статьям. Нужно сказать, что "МН" - одно из немногих изданий, которое имеет в своей печатной версии действительно работающую рубрику "Обратная связь". А пополняется она отчасти как раз откликами читателей Интернет-версии. Так что, я думаю, основная задача проекта была полностью реализована". МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА:"Сайт www.aif.ru представляет в Internet издательский дом "Аргументы и Факты" - на сайте размещены 7 ведущих изданий и 3 приложения - Интернет-версии, появляющиеся в день выхода печатного номера и содержащие материалы бумажных газет. Пока рано утверждать, что мы перейдем от бумажных публикаций к исключительно сетевым: охват обсуждаемых тем очень широк и за счет представления ведущих изданий на сайте весьма объемен. Отличие от бумажного номера - отсутствие рекламы из бумажных изданий и наличие на сайте своего тематического рубрикатора. Кстати, отличие нашего сайта от сайтов многих других СМИ - представление не одного, а нескольких изданий, объединенных одним общим рубрикатором. Подробнее о нем: рубрикатор двухуровневый, разработан специально для сайта с учетом тематик всех представленных изданий (политика, общество, культура, здоровье, туризм и т.д.). В настоящее время информация на сайте представлена от лица газет (пользователь выбирает издание, знакомится с его содержанием, читает выбранную статью), и рубрикатор позволяет группировать статьи номера по степени значимости информации (репортажи с мест катастроф, политические статьи, горячие точки автоматически идут первыми, если данная тема актуальна и обсуждается газетой в этом номере) и далее по убывающей, переводя внимание читателя от социально-политических тем к общественным. Таким образом, порядок статей в бумажном издании и на сайте - разный. Основная задача рубрикатора помимо формирования содержания номеров - позволить пользователю выбрать интересующую его тему и получить подборку статей изо всех изданий, где освещается данный вопрос (для этого рубрикатор полностью представлен в разделе "Архив"). С этой целью и был задуман рубрикатор, и сейчас нашим отделом разрабатывается новый интерфейс сайта: помимо предложения читателям ознакомиться с содержанием нужного им издания будет представлено около пяти тематических порталов, предлагающих подборку материалов на заданную тему изо всех изданий (от политики и культуры до садоводства)". 2. В чем принципиальное отличие электронной версии от бумажной? Какие, по-вашему, она имеет преимущества? АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Во-первых, оперативность и "безразмерность". Мы ведь практически не привязаны к выпуску - появился материал - ставим в газету, есть интересная новость - ставим на ленту новостей. Во-вторых, электронная газета "вписана" в общий информационный контекст дня - мы можем ссылаться на "внешние" по отношению к нам публикации и на свои собственные. Получается наглядный и структурированный по тематике и датам архив. Газета (особенно такая, как "НГ") превращается в своеобразную библиотеку, по которой мы можем проследить историю. Пока этой истории - 1,5 года. Остается лишь сожалеть, что она не ведется с 1990-го, но мы со временем этот пробел устраним. Электронная газета потенциально имеет и коммерческие преимущества. Например, реклама в бумажной версии - это просто кусочек бумаги с напечатанной на нем информацией. А реклама в электронной газете может быть уже готовой и действующей формой непосредственного заказа рекламируемого товара. Теоретически. Практически сегодня этого ни у кого из Интернет-СМИ нет. Но по мере развития рынка появится. Еще одно важное дело - обратная связь с читателем. Острая статья не успевает появиться в Сети, как на нее уже приходят десятки отзывов. Люди обсуждают статью прямо на страницах газеты, спорят, бывает, ругаются. Жизнь "бьет ключом", авторы могут наблюдать реакцию, полемизировать, набираться каких-то идей, тоже ругаться. У них, правда, времени на это нет." МАРК УАЙТХАУС: "Об одном преимуществе уже сказано - электронная версия распространяется везде, где есть Internet, а газета - пока лишь в Москве и Петербурге. Еще одно преимущество, конечно, - архив и поиск в нем. Internet имеет и другие "плюсы", но мы пока ими не пользуемся". ДЕНИС ЭРГАШЕВ: "Принципиальных различий между электронной и бумажной версиями нет. Преимущества только во времени получения - электронную люди получают раньше, чем бумажную." ЛЕОНИД ЗАХАРОВ: "То, что мы имеем с января 2001 г., нельзя назвать новым сайтом "КП" - это, скорее, его обновленная и усовершенствованная в смысле навигации и базы данных версия. Цели наши пока весьма скромны: мы рассматриваем сайт как еще один способ донесения нашей информации до читателей. Многие из них живут за рубежом, для них это единственная возможность держать связь с "КП". Поэтому и отличия от бумажной версии не слишком значительные. Совершенно очевидно, что нас читают не из-за новостей (тут мы даже и не пытаемся конкурировать с сугубо он-лайновыми изданиями), а из-за более объемных авторских материалов". МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА: "Отличия и преимущества: - возможность выбора материалов по определенной теме одновременно из нескольких или всех изданий; - возможность доступа к архивам изданий; - контекстный поиск; - быстрая обратная связь для редакци и: голосование по статьям, обсуждение материалов на форуме. Широкий географический охват Internet позволяет предоставить быстрый доступ к материалам наших газет практически из любой точки мира. Аудиторию сайта на 40% составляют эмигранты. Газета распространяется по всему миру, и на сайте можно оформить подписку на бумажную версию для любого населенного пункта". 3. Каков штат сотрудников Интернет-отдела? Есть ли в нем люди, которые готовят бумажную версию? АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Штат сейчас небольшой - 6 человек. Бумажной версией мы не занимаемся, хотя могли бы - те же новости, например. Это работа для Интернет-службы, мы ее и так делаем". МАРК УАЙТХАУС:"Штат сотрудников Интернет-отдела составляют два человека - веб-мастер и человек, который сейчас занимается архивом. Сотрудники из бумажной версии издания присутствуют только в том смысле, что плоды их труда представлены на сайте". ДЕНИС ЭРГАШЕВ:"Штат Интернет-отдела - фирма-разработчик (для программирования новых частей сайта) и два человека в офисе фирмы-заказчика: администратор и верстальщик". МАРИЯ АЗАРЕНКО:"Как такового Интернет-отдела в "МН" не существует. Просто есть программисты и верстальщики, которые делают Интернет-версию, но занимаются и бумажной. В редакциях все обычно взаимосвязано, поэтому просто нет смысла делать одну и ту же работу дважды. Тут нужно еще помнить, что наша газета - еженедельник". ЛЕОНИД ЗАХАРОВ:"Штат отдела пока таков: веб-редактор и два технических сотрудника, которых пока неясно, как называть - они и верстают, и баннеры создают, и все на свете делают. Это, естественно, ограничивает наши возможности в области внедрения в сетевую версию "КП" разного эксклюзива. Хотя идей по этому поводу множество. Я вот, например, как музыкальный журналист со стажем имею серьезные намерения относительно своей рубрики "33 1/3", но при таком людском ресурсе, сами понимаете, ни о каком внедрении MP3 речи быть не может. Сейчас у сайта появится еще и директор, который займется коммерческой стороной дела". МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА: "В отделе работают 7 человек" 4. Какие технологии использовались при создании сайта? АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Веб-сервер под UNIX работает, база данных SQL, язык программирования - "Питон", в основном, страницы - обычный HTML, никаких особенных технологических наворотов нет, мы стремились сделать максимально простой и "легкий" дизайн. Максимум - JavaScript есть". МАРК УАЙТХАУС:"Наш сайт - это просто некие статические шаблоны, в которые кто-то каждый день вносит тексты из газеты. При этом используются такие технологии, как язык Perl, SSI, СУБД Mysql". ДЕНИС ЭРГАШЕВ: "Технологии: база данных Oracle, графическая часть невелика - за ненадобностью, так важна сама информация и способ её подачи". МАРИЯ АЗАРЕНКО: "Созданием сайта для "МН" занималась студия Артемия Лебедева, поэтому весь пакет программерских услуг (движок и пр.) был предоставлен этой студией. Сейчас все это, конечно, устарело, поэтому мы и собираемся провести капитальный ремонт всего программно-информационного комплекса и создать новый дизайн". МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА: "В работе мы используем PHP, SQL, DHTML, JavaScript, CGI". 5. Каковы источники финансирования сайта? АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "То есть? Вот вопрос, которого я никогда не понимал. Это отдел газеты. Финансируется самой газетой". МАРК УАЙТХАУС: "Сайт финансирует себя сам. Расходы на него пока меньше, чем доходы от рекламы, которые составляют приблизительно $4 тыс. 500 в мес." МАРИЯ АЗАРЕНКО: "Сайт создан при поддержке Института "Открытое общество", а все остальное лежит на плечах самой газеты". ЛЕОНИД ЗАХАРОВ: "Сайт финансируется из редакционного бюджета". МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА: "Источник финансирования - собственные средства ИД "Аргументы и факты"". 6. Как, по-вашему, оправдывает ли сайт свое существование? Какая из двух версий издания популярнее? Может ли электронная версия традиционных СМИ конкурировать с Internet-изданиями? АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Сайт свое существование оправдывает. "НГ" - газета московская-московская. За пределами МКАД ее не сыщешь. А вот статистика нашей аудитории свидетельствует, что 30% наших читателей - из регионов, еще четверть - из СНГ (Украина особенно), еще четверть - "заграница". Остальное - Москва и Питер. То есть мы "достреливаем" туда, куда бумажная "НГ" в жизни не доберется. И именно там интерес к ней максимален. Так что мы хотя бы поэтому свой хлеб не зря едим. Я уже не говорю про возможности изучения общественного мнения, например. Из двух версий, разумеется, мы были бы популярнее, но эта "бумага" постоянно мешает... Сеть ведь гораздо более гибкая и динамичная, а мы вынуждены как-то адаптировать "бумажные" статьи. Но мы справляемся, результат выглядит нормально. В игре он-лайна и офф-лайна на поле он-лайна победа - неизбежно за он-лайном. Правда, у офф-лайна потенциально большие информационные мощности. Но это теория, а практика - в рейтинге Рамблера. Он всех более-менее справедливо расставил, и там все хорошо видно". МАРК УАЙТХАУС: "Сайт, безусловно, оправдывает свое существование. Но бумажная версия намного популярнее, и, я думаю, эта ситуация не изменится в ближайшем будущем - люди все-таки привыкли читать газеты, и бумага остается очень удобным носителем информации. Мировая практика показывает, что электронные версии традиционных СМИ вполне способны конкурировать с Internet-изданиями. Но мне кажется, что вкладывать большие деньги в электронное издание станет выгодно только тогда, когда пользователи Internet привыкнут к идее, что качественная информация стоит денег". ДЕНИС ЭРГАШЕВ: "Популярнее, естественно, бумажная версия - в силу ограниченности Интернет-пространства в России". МАРИЯ АЗАРЕНКО: "Если бы сайт не оправдывал своего существования, он уже давно бы не существовал. Не стоит говорить об этом - у печатной версии газеты своя аудитория, у электронной - своя. Ну, конечно, тираж офф-лайновой версии несравним с сетевой, по крайней мере пока. Но наши читатели за рубежом, например, не всегда имеют возможность купить "Московские новости" в киоске около дома, и зайти на наш сайт оказывается куда проще. И в этом смысле можно говорить о какой-то конкуренции.". ЛЕОНИД ЗАХАРОВ: "Сейчас, по-моему, ни одна сетевая версия традиционных СМИ себя не оправдывает - с коммерческой точки зрения. В том числе и наша. Все дружно работают на светлое будущее. И конкурировать с бумажной версией "КП" сайт тоже не в состоянии: в одном случае счет идет на миллионы читателей, в другом - на тысячи пользователей. Но наше место в рейтинге Рамблера нас вполне утраивает: среди традиционных СМИ мы впереди всех. А в хорошие (для нас) дни даже опережаем некоторые серьезные он-лайновые издания". МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА: "Стиль наших газет - диалог с читателем, и подборка материалов во многом зависит от интересов нашей аудитории. Например, "АиФ" периодически выпускает номер, целиком посвященный ответам на вопросы наших читателей. ИД также регулярно публикует анкеты для выяснения мнений читателей о том, насколько актуальны затрагиваемые на страницах газет темы. Читатели очень активно реагируют на эту акцию. Internet в данном случае позволяет ускорить общение с читателями. Для редакции представляет большой интерес форум-сайта: посетители обсуждают материалы газет, а кроме того, затрагивают интересные темы в своих дискуссиях; периодически на форуме редакция обращается к аудитории сайта с предложением обсудить определенную тему, и высказывания читателей публикуются на страницах газет. Сайт позволяет определить читательский рейтинг материалов, что также интересно редакции. Все перечисленное выше давно используется другими сайтами СМИ, и для нашего также имеет свою ценность. Кроме того, по заказу редакции ресурс проводит опросы посетителей - результаты публикуются в газетах". Какая из двух версий издания популярнее? Разумеется, у бумажной и электронной версий газет свои оценки популярности, поскольку среда распространения этих версий - разная. Печатное издание "АиФ", издание с большой историей, традициями, широкой известностью, конечно, привлекает внимание "жителей" Internet к сайту. Задача сайта - заинтересовать, сделать их постоянными читателями сетевого издания и бумажного. С помощью Internet мы доходим до тех читателей, которые не охвачены бумажным изданием. Несмотря на популярность у большинства населения (так называемых классиков и консерваторов), наши издания могут оказаться интересными и тому малому числу "новаторов", которые сейчас составляют большую часть "населения" сети. Может ли электронная версия традиционных СМИ конкурировать с Интернет-изданиями? В настоящее время большинство Интернет-изданий являются скорее новостными, чем аналитическими. По манере подачи материала к ним ближе стоят сайты бумажных СМИ, выходящих ежедневно. Газеты ИД "АиФ" выходят еженедельно, что отличает их и от сетевых, и от ежедневных бумажных изданий. На страницах наших газет освещается хроника событий текущего времени в более широких рамках, большая часть статей предлагает вниманию читателя анализ происходящей ситуации, обсуждение определенной темы - например, решения Правительства, уровень жизни населения, вопросы взаимоотношений между людьми, события в мире культуры и т.д. В оценке популярности нашего сайта мы пользуемся системой list.ru, где существует четкое разделение сайтов по категориям. В разделе "Центральные издания", содержащем сайты ежедневных и еженедельных СМИ, наш стоит на втором месте по посещаемости и лидирует по числу визитов. В среднем, на одного зашедшего пользователя приходится 10 страниц". 7. Какие перемены ожидаются в будущем? АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Либо наградят, либо расстреляют. Либо и то, и другое. Но будет все равно хорошо". МАРК УАЙТХАУС: "Наши архивы станут умнее и полезнее. Электронная версия будет более самостоятельной". МАРИЯ АЗАРЕНКО: "У нас грядут большие перемены, я об этом уже говорила. Пока не хотелось бы раскрывать все карты: через два месяца сами все увидите". ЛЕОНИД ЗАХАРОВ: "То, что мы имеем на сегодняшний день, - всего лишь платформа, на которую предстоит нагружать серьезные проекты. И в творческом смысле, и в коммерческом. Пока, повторяю, мы имеем дефицит людских ресурсов при избытке идей. Но все-таки есть подозрение, что в содержательной части наш сайт должен в значительной степени опираться на "бумажную" версию" . ====================================================================== Подписывайтесь на рассылку «ВСЕ О РУНЕТ»! ВСЕ О РУНЕТ – выделенный в отдельную рассылку раздел подписки «ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГ». Подписка: http://subscribe.ru/catalog/economics.review.runetmarketing/ Архив: http://subscribe.ru/archive/economics.review.runetmarketing/ Если вам интересен не только Рунет – читайте «Интернет маркетинг»! Подписка: http://subscribe.ru/catalog/inet.review.imarketing Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/ Английская версия: http://felist.com/catalog/economics.imarketing Дайжест материалов за январь 2001 г.: http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200102/01010550.html Дайжест материалов за февраль 2001 года: http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200102/28220934.html Список материалов, опубликованных в 2000 году: http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200101/02005332.html ====================================================================== Рассылку подготовила Дарья Насибулина daria@puntosclub.com
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||