Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интернет маркетинг. Статьи

  Все выпуски  

Интернет маркетинг. Статьи


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ЕЖЕДНЕВНАЯ СТАТЬЯ ОБ ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГЕ

Выпуск N 2

Подписка: http://subscribe.ru/catalog/media.economics.imarket/
Архив:    http://subscribe.ru/archive/media.economics.imarket/
======================================================================

Круглый стол «Что читают в рунете».
-----------------------------------
http://www.ricn.ru/interviews/kstol.shtml

Пресловутые 4% жителей России - счастливые обладатели компьютера, модема и выхода
в Сеть - подталкивают традиционные медиа ко все более активному покорению виртуального
пространства. Вот и печатным СМИ не хочется терять "лишний" миллион-другой потенциальных
читателей. Лидеры российского газетного рынка добились первенства в виртуальном
пространстве. Сегодня сайты популярных ежедневных газет пока еще не могут "подвинуть"
своих бумажных родителей на пьедестале общероссийской популярности, однако среди
он-лайновых версий телекомпаний, радиостанций, журналов и газет - каким бы некорректным
ни было подобное сравнение разнопрофильных медиа - лидерство за редким исключением
уверенно удерживают последние. Мы решили провести своеобразный "круглый стол"
с участием редакторов электронных страниц ведущих ежедневных изданий и поговорить
о сегодняшнем дне газетных сайтов.

На наши вопросы согласились ответить:

АЛЕКСАНДР ШЕРМАН, заведующий Интернет-отделом "Независимой газеты";
МАРК УАЙТХАУС, заместитель главного редактора газеты "Ведомости";
ДЕНИС ЭРГАШЕВ, администратор сервера www.izvestia.ru газеты "Известия";
МАРИЯ АЗАРЕНКО, руководитель Интернет-версии газеты "Московские новости";
ЛЕОНИД ЗАХАРОВ, редактор "КП" в Internet (веб-редактор "КП");
МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА, начальник отдела по работе сайта газеты "Аргументы и Факты".


1. Какие цели и задачи ставились при создании сайта? Что достигнуто на данный
момент?

АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Ставилась примерно такие задачи: создать электронную версию
"НГ", качественный и популярный информационный центр в Сети, в котором газета
являлась бы лишь одним из компонентов; сделать этот центр еще и самоокупаемым.
Первое вполне получилось, второе - не очень, но это уже проблема маркетинга
- у НГ.ру есть все данные для того, чтобы приносить доход, но этим нужно специально
заниматься. Цифры (по системе Spylog) примерно такие: ежедневных обращений к
страницам - 50 - 60 тыс., активное ядро аудитории - 17 тыс. чел., 10 тыс. уникальных
адресов обращаются к серверу ежесуточно. Сегодня это - самая популярная из Интернет-версий
офф-лайновых газет. Думаю, если бы мы были более независимы от редакционного
процесса, то смогли бы стать еще популярнее - сугубо электронные СМИ переигрывают
офф-лайн".

МАРК УАЙТХАУС: "Первоначальная цель очень проста - чтобы пользователи Internet
имели доступ к газете - особенно там, где бумажная версия не распространяется.
И еще сайт должен быть крайне простым в обращении, без всяких нагрузок, которые
бесплодно занимают память и время. Это достигнуто".

ДЕНИС ЭРГАШЕВ: "Относительно целей сайта - не в курсе. Достигнута как минимум
стабильность в работе и определенная гибкость размещаемой информации".

МАРИЯ АЗАРЕНКО "Сайт газеты "Московские новости" был создан в 1998 г. Сейчас
кажется, что это было очень давно. Тогда основной целью было налаживание обратной
связи с читателем, интерактива, так сказать. Это было достижением: каждый журналист
мог уже на следующий день после выпуска очередного номера газеты увидеть комментарии
читателей к своим статьям. Нужно сказать, что "МН" - одно из немногих изданий,
которое имеет в своей печатной версии действительно работающую рубрику "Обратная
связь". А пополняется она отчасти как раз откликами читателей Интернет-версии.
Так что, я думаю, основная задача проекта была полностью реализована".

МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА:"Сайт www.aif.ru представляет в Internet издательский дом
"Аргументы и Факты" - на сайте размещены 7 ведущих изданий и 3 приложения -
Интернет-версии, появляющиеся в день выхода печатного номера и содержащие материалы
бумажных газет. Пока рано утверждать, что мы перейдем от бумажных публикаций
к исключительно сетевым: охват обсуждаемых тем очень широк и за счет представления
ведущих изданий на сайте весьма объемен. Отличие от бумажного номера - отсутствие
рекламы из бумажных изданий и наличие на сайте своего тематического рубрикатора.
Кстати, отличие нашего сайта от сайтов многих других СМИ - представление не
одного, а нескольких изданий, объединенных одним общим рубрикатором. Подробнее
о нем: рубрикатор двухуровневый, разработан специально для сайта с учетом тематик
всех представленных изданий (политика, общество, культура, здоровье, туризм
и т.д.). В настоящее время информация на сайте представлена от лица газет (пользователь
выбирает издание, знакомится с его содержанием, читает выбранную статью), и
рубрикатор позволяет группировать статьи номера по степени значимости информации
(репортажи с мест катастроф, политические статьи, горячие точки автоматически
идут первыми, если данная тема актуальна и обсуждается газетой в этом номере)
и далее по убывающей, переводя внимание читателя от социально-политических тем
к общественным. Таким образом, порядок статей в бумажном издании и на сайте
- разный. Основная задача рубрикатора помимо формирования содержания номеров
- позволить пользователю выбрать интересующую его тему и получить подборку статей
изо всех изданий, где освещается данный вопрос (для этого рубрикатор полностью
представлен в разделе "Архив"). С этой целью и был задуман рубрикатор, и сейчас
нашим отделом разрабатывается новый интерфейс сайта: помимо предложения читателям
ознакомиться с содержанием нужного им издания будет представлено около пяти
тематических порталов, предлагающих подборку материалов на заданную тему изо
всех изданий (от политики и культуры до садоводства)".


2. В чем принципиальное отличие электронной версии от бумажной? Какие, по-вашему,
она имеет преимущества?

АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Во-первых, оперативность и "безразмерность". Мы ведь практически
не привязаны к выпуску - появился материал - ставим в газету, есть интересная
новость - ставим на ленту новостей. Во-вторых, электронная газета "вписана"
в общий информационный контекст дня - мы можем ссылаться на "внешние" по отношению
к нам публикации и на свои собственные. Получается наглядный и структурированный
по тематике и датам архив. Газета (особенно такая, как "НГ") превращается в
своеобразную библиотеку, по которой мы можем проследить историю. Пока этой истории
- 1,5 года. Остается лишь сожалеть, что она не ведется с 1990-го, но мы со временем
этот пробел устраним. Электронная газета потенциально имеет и коммерческие преимущества.
Например, реклама в бумажной версии - это просто кусочек бумаги с напечатанной
на нем информацией. А реклама в электронной газете может быть уже готовой и
действующей формой непосредственного заказа рекламируемого товара. Теоретически.
Практически сегодня этого ни у кого из Интернет-СМИ нет. Но по мере развития
рынка появится.
Еще одно важное дело - обратная связь с читателем. Острая статья не успевает
появиться в Сети, как на нее уже приходят десятки отзывов. Люди обсуждают статью
прямо на страницах газеты, спорят, бывает, ругаются. Жизнь "бьет ключом", авторы
могут наблюдать реакцию, полемизировать, набираться каких-то идей, тоже ругаться.
У них, правда, времени на это нет."

МАРК УАЙТХАУС: "Об одном преимуществе уже сказано - электронная версия распространяется
везде, где есть Internet, а газета - пока лишь в Москве и Петербурге. Еще одно
преимущество, конечно, - архив и поиск в нем. Internet имеет и другие "плюсы",
но мы пока ими не пользуемся".

ДЕНИС ЭРГАШЕВ: "Принципиальных различий между электронной и бумажной версиями
нет. Преимущества только во времени получения - электронную люди получают раньше,
чем бумажную."

ЛЕОНИД ЗАХАРОВ: "То, что мы имеем с января 2001 г., нельзя назвать новым сайтом
"КП" - это, скорее, его обновленная и усовершенствованная в смысле навигации
и базы данных версия. Цели наши пока весьма скромны: мы рассматриваем сайт как
еще один способ донесения нашей информации до читателей. Многие из них живут
за рубежом, для них это единственная возможность держать связь с "КП". Поэтому
и отличия от бумажной версии не слишком значительные. Совершенно очевидно, что
нас читают не из-за новостей (тут мы даже и не пытаемся конкурировать с сугубо
он-лайновыми изданиями), а из-за более объемных авторских материалов".

МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА: "Отличия и преимущества:
- возможность выбора материалов по определенной теме одновременно из нескольких
или всех изданий;
- возможность доступа к архивам изданий;
- контекстный поиск;
- быстрая обратная связь для редакци
и: голосование по статьям, обсуждение материалов на форуме.
Широкий географический охват Internet позволяет предоставить быстрый доступ
к материалам наших газет практически из любой точки мира. Аудиторию сайта на
40% составляют эмигранты. Газета распространяется по всему миру, и на сайте
можно оформить подписку на бумажную версию для любого населенного пункта".


3. Каков штат сотрудников Интернет-отдела? Есть ли в нем люди, которые готовят
бумажную версию?

АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Штат сейчас небольшой - 6 человек. Бумажной версией мы не
занимаемся, хотя могли бы - те же новости, например. Это работа для Интернет-службы,
мы ее и так делаем".

МАРК УАЙТХАУС:"Штат сотрудников Интернет-отдела составляют два человека - веб-мастер
и человек, который сейчас занимается архивом. Сотрудники из бумажной версии
издания присутствуют только в том смысле, что плоды их труда представлены на
сайте".

ДЕНИС ЭРГАШЕВ:"Штат Интернет-отдела - фирма-разработчик (для программирования
новых частей сайта) и два человека в офисе фирмы-заказчика: администратор и
верстальщик".

МАРИЯ АЗАРЕНКО:"Как такового Интернет-отдела в "МН" не существует. Просто есть
программисты и верстальщики, которые делают Интернет-версию, но занимаются и
бумажной. В редакциях все обычно взаимосвязано, поэтому просто нет смысла делать
одну и ту же работу дважды. Тут нужно еще помнить, что наша газета - еженедельник".

ЛЕОНИД ЗАХАРОВ:"Штат отдела пока таков: веб-редактор и два технических сотрудника,
которых пока неясно, как называть - они и верстают, и баннеры создают, и все
на свете делают. Это, естественно, ограничивает наши возможности в области внедрения
в сетевую версию "КП" разного эксклюзива. Хотя идей по этому поводу множество.
Я вот, например, как музыкальный журналист со стажем имею серьезные намерения
относительно своей рубрики "33 1/3", но при таком людском ресурсе, сами понимаете,
ни о каком внедрении MP3 речи быть не может. Сейчас у сайта появится еще и директор,
который займется коммерческой стороной дела".

МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА: "В отделе работают 7 человек"


4. Какие технологии использовались при создании сайта?

АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Веб-сервер под UNIX работает, база данных SQL, язык программирования
- "Питон", в основном, страницы - обычный HTML, никаких особенных технологических
наворотов нет, мы стремились сделать максимально простой и "легкий" дизайн.
Максимум - JavaScript есть".

МАРК УАЙТХАУС:"Наш сайт - это просто некие статические шаблоны, в которые кто-то
каждый день вносит тексты из газеты. При этом используются такие технологии,
как язык Perl, SSI, СУБД Mysql".

ДЕНИС ЭРГАШЕВ: "Технологии: база данных Oracle, графическая часть невелика -
за ненадобностью, так важна сама информация и способ её подачи".

МАРИЯ АЗАРЕНКО: "Созданием сайта для "МН" занималась студия Артемия Лебедева,
поэтому весь пакет программерских услуг (движок и пр.) был предоставлен этой
студией. Сейчас все это, конечно, устарело, поэтому мы и собираемся провести
капитальный ремонт всего программно-информационного комплекса и создать новый
дизайн".

МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА: "В работе мы используем PHP, SQL, DHTML, JavaScript, CGI".


5. Каковы источники финансирования сайта?

АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "То есть? Вот вопрос, которого я никогда не понимал. Это отдел
газеты. Финансируется самой газетой".

МАРК УАЙТХАУС: "Сайт финансирует себя сам. Расходы на него пока меньше, чем
доходы от рекламы, которые составляют приблизительно $4 тыс. 500 в мес."

МАРИЯ АЗАРЕНКО: "Сайт создан при поддержке Института "Открытое общество", а
все остальное лежит на плечах самой газеты".

ЛЕОНИД ЗАХАРОВ: "Сайт финансируется из редакционного бюджета".

МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА: "Источник финансирования - собственные средства ИД "Аргументы
и факты"".


6. Как, по-вашему, оправдывает ли сайт свое существование? Какая из двух версий
издания популярнее? Может ли электронная версия традиционных СМИ конкурировать
с Internet-изданиями?

АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Сайт свое существование оправдывает. "НГ" - газета московская-московская.
За пределами МКАД ее не сыщешь. А вот статистика нашей аудитории свидетельствует,
что 30% наших читателей - из регионов, еще четверть - из СНГ (Украина особенно),
еще четверть - "заграница". Остальное - Москва и Питер. То есть мы "достреливаем"
туда, куда бумажная "НГ" в жизни не доберется.
И именно там интерес к ней максимален. Так что мы хотя бы поэтому свой хлеб
не зря едим. Я уже не говорю про возможности изучения общественного мнения,
например.
Из двух версий, разумеется, мы были бы популярнее, но эта "бумага" постоянно
мешает... Сеть ведь гораздо более гибкая и динамичная, а мы вынуждены как-то
адаптировать "бумажные" статьи. Но мы справляемся, результат выглядит нормально.
В игре он-лайна и офф-лайна на поле он-лайна победа - неизбежно за он-лайном.
Правда, у офф-лайна потенциально большие информационные мощности. Но это теория,
а практика - в рейтинге Рамблера. Он всех более-менее справедливо расставил,
и там все хорошо видно".

МАРК УАЙТХАУС: "Сайт, безусловно, оправдывает свое существование. Но бумажная
версия намного популярнее, и, я думаю, эта ситуация не изменится в ближайшем
будущем - люди все-таки привыкли читать газеты, и бумага остается очень удобным
носителем информации. Мировая практика показывает, что электронные версии традиционных
СМИ вполне способны конкурировать с Internet-изданиями. Но мне кажется, что
вкладывать большие деньги в электронное издание станет выгодно только тогда,
когда пользователи Internet привыкнут к идее, что качественная информация стоит
денег".

ДЕНИС ЭРГАШЕВ: "Популярнее, естественно, бумажная версия - в силу ограниченности
Интернет-пространства в России".

МАРИЯ АЗАРЕНКО: "Если бы сайт не оправдывал своего существования, он уже давно
бы не существовал. Не стоит говорить об этом - у печатной версии газеты своя
аудитория, у электронной - своя. Ну, конечно, тираж офф-лайновой версии несравним
с сетевой, по крайней мере пока. Но наши читатели за рубежом, например, не всегда
имеют возможность купить "Московские новости" в киоске около дома, и зайти на
наш сайт оказывается куда проще. И в этом смысле можно говорить о какой-то конкуренции.".

ЛЕОНИД ЗАХАРОВ: "Сейчас, по-моему, ни одна сетевая версия традиционных СМИ себя
не оправдывает - с коммерческой точки зрения. В том числе и наша. Все дружно
работают на светлое будущее. И конкурировать с бумажной версией "КП" сайт тоже
не в состоянии: в одном случае счет идет на миллионы читателей, в другом - на
тысячи пользователей. Но наше место в рейтинге Рамблера нас вполне утраивает:
среди традиционных СМИ мы впереди всех. А в хорошие (для нас) дни даже опережаем
некоторые серьезные он-лайновые издания".

МАРИЯ ПОДШИВАЛОВА: "Стиль наших газет - диалог с читателем, и подборка материалов
во многом зависит от интересов нашей аудитории. Например, "АиФ" периодически
выпускает номер, целиком посвященный ответам на вопросы наших читателей. ИД
также регулярно публикует анкеты для выяснения мнений читателей о том, насколько
актуальны затрагиваемые на страницах газет темы. Читатели очень активно реагируют
на эту акцию. Internet в данном случае позволяет ускорить общение с читателями.
Для редакции представляет большой интерес форум-сайта: посетители обсуждают
материалы газет, а кроме того, затрагивают интересные темы в своих дискуссиях;
периодически на форуме редакция обращается к аудитории сайта с предложением
обсудить определенную тему, и высказывания читателей публикуются на страницах
газет. Сайт позволяет определить читательский рейтинг материалов, что также
интересно редакции. Все перечисленное выше давно используется другими сайтами
СМИ, и для нашего также имеет свою ценность. Кроме того, по заказу редакции
ресурс проводит опросы посетителей - результаты публикуются в газетах". Какая
из двух версий издания популярнее? Разумеется, у бумажной и электронной версий
газет свои оценки популярности, поскольку среда распространения этих версий
- разная. Печатное издание "АиФ", издание с большой историей, традициями, широкой
известностью, конечно, привлекает внимание "жителей" Internet к сайту. Задача
сайта - заинтересовать, сделать их постоянными читателями сетевого издания и
бумажного. С помощью Internet мы доходим до тех читателей, которые не охвачены
бумажным изданием. Несмотря на популярность у большинства населения (так называемых
классиков и консерваторов), наши издания могут оказаться интересными и тому
малому числу "новаторов", которые сейчас составляют большую часть "населения"
сети.

Может ли электронная версия традиционных СМИ конкурировать с Интернет-изданиями?
В настоящее время большинство Интернет-изданий являются скорее новостными, чем
аналитическими. По манере подачи материала к ним ближе стоят сайты бумажных
СМИ, выходящих ежедневно. Газеты ИД "АиФ" выходят еженедельно, что отличает
их и от сетевых, и от ежедневных бумажных изданий. На страницах наших газет
освещается хроника событий текущего времени в более широких рамках, большая
часть статей предлагает вниманию читателя анализ происходящей ситуации, обсуждение
определенной темы - например, решения Правительства, уровень жизни населения,
вопросы взаимоотношений между людьми, события в мире культуры и т.д. В оценке
популярности нашего сайта мы пользуемся системой list.ru, где существует четкое
разделение сайтов по категориям. В разделе "Центральные издания", содержащем
сайты ежедневных и еженедельных СМИ, наш стоит на втором месте по посещаемости
и лидирует по числу визитов. В среднем, на одного зашедшего пользователя приходится
10 страниц".


7. Какие перемены ожидаются в будущем?

АЛЕКСАНДР ШЕРМАН: "Либо наградят, либо расстреляют. Либо и то, и другое. Но
будет все равно хорошо".

МАРК УАЙТХАУС: "Наши архивы станут умнее и полезнее. Электронная версия будет
более самостоятельной".

МАРИЯ АЗАРЕНКО: "У нас грядут большие перемены, я об этом уже говорила. Пока
не хотелось бы раскрывать все карты: через два месяца сами все увидите".

ЛЕОНИД ЗАХАРОВ: "То, что мы имеем на сегодняшний день, - всего лишь платформа,
на которую предстоит нагружать серьезные проекты. И в творческом смысле, и в
коммерческом. Пока, повторяю, мы имеем дефицит людских ресурсов при избытке
идей. Но все-таки есть подозрение, что в содержательной части наш сайт должен
в значительной степени опираться на "бумажную" версию" .


======================================================================

Подписывайтесь на рассылку «ВСЕ О РУНЕТ»!
ВСЕ О РУНЕТ – выделенный в отдельную рассылку
раздел подписки «ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГ».

Подписка: http://subscribe.ru/catalog/economics.review.runetmarketing/
Архив:    http://subscribe.ru/archive/economics.review.runetmarketing/

Если вам интересен не только Рунет – читайте «Интернет маркетинг»!
Подписка:          http://subscribe.ru/catalog/inet.review.imarketing
Архив рассылки:    http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/
Английская версия: http://felist.com/catalog/economics.imarketing
Дайжест материалов за январь 2001 г.:
http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200102/01010550.html
Дайжест материалов за февраль 2001 года:
http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200102/28220934.html
Список материалов, опубликованных в 2000 году:
http://subscribe.ru/archive/inet.review.imarketing/200101/02005332.html
======================================================================

Рассылку подготовила Дарья Насибулина daria@puntosclub.com

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное