Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 177. Вторая волна кризиса.


Выпуск 177. Вторая волна кризиса. Алексей Кудрин, Илмар Римшевич, Стэнли Фишер, Дмитрий Медведев, Владимир Филат, Джордж Сорос. Как Вы думаете, что общего между всеми эти людьми? Нет, это не шестерка лидеров из списка Forbes. Это также не персонажи кинофильмов, а вполне живые и здравствующие люди. Ладно, не буду томить тех, кто еще не догадался и отвечу сам: всех этих людей объединяют разговоры о второй волне мирового финансового кризиса. В разное время все эти люди тем или иным образом говорили о второй волне мирового финансового кризиса. Кто-то из них указывал на то, что она будет, кто-то на то, что ее не будет. Делали они это сознательно или это была очередная «лапша» сказать трудно, но однозначно можно сказать, что дыма без огня не бывает. Вторая волна кризиса рассматривается как возможный сценарий развития ситуации. Он может реализоваться, а может и не реализоваться. Но нас интересует другой вопрос, нас интересует причина, которая лежит в основе этой волны.

Рассмотрено много причин, которые могут привести ко второй волне кризиса. Однако еще остались не рассмотренные варианты. Один из таких вариантов как это не странно случит – маркетинг. Маркетинг не рассматривается как возможная причина второй волны кризиса, однако он вполне может стать ее причиной. Каким образом? Все очень просто. Вообще кризис возник по причине того, что возник недостаток ликвидности, другими словами, кризис возник по причине дефицита денег. Дефицит денег с маркетингом связан напрямую, ибо деньги выпускаются для обслуживания сделок по продажам товаров и услуг. Когда товаров и услуг продается много, денег нужно много. Когда мало, соответственно денег нужно мало. Объемы продаж напрямую связаны с маркетингом. Чем лучше работает маркетинг, тем больше товаров и услуг продается, а соответственно тем больше нужно денег.

До некоторой поры маркетинг справлялся со своей ролью на все 100%. Он обеспечивал такой объем продаж товаров и услуг, под который выпускался достаточный объем денег. Все работало как часики. Однако с недавнего времени маркетинг перестал справляться со своей ролью. Почему это произошло? Если рассматривать маркетинг как нечто однородное, как нечто неизменное, то ответ на вопрос найден не будет. Однако если принять во внимание тот факт, что маркетинг может изменяться, ответ можно найти очень быстро и легко, потому что он лежит на поверхности. Если маркетинг может изменяться, то это значит, что маркетинг недостаточно изменился. Ситуация в экономике изменилась, а маркетинг нет и по этой причине он не соответствует ей и не справляется со своей задачей.

Что же за изменения такие произошли в экономике? Ответ очевиден – в экономике наблюдается дефицит потребителей, раз объем продаж товаров и услуг недостаточный. Потребителей просто не хватает. Раньше был дефицит товаров, а сейчас возник дефицит потребителей. В принципе возникновение такой ситуации вполне логично. При этом дефицит товаров устранялся посредством маркетинга. Когда был абсолютный дефицит товаров, т.е. когда их не хватало в принципе, применялся маркетинг 1.0. Он позволил решить данный вопрос. Потом наступил относительный дефицит товаров, т.е. дефицит товаров, которые максимально удовлетворяют потребности людей. В этих условиях применялся маркетинг 2.0, который блестяще справился со своей задачей. Сейчас наступило время маркетинга 3.0, который должен помочь решить вопрос с дефицитом потребителей.

Итак, становится очевидным, что причиной второй волны кризиса, да в принципе наверно и первой стал тот факт, что компании своевременно не перешли от маркетинга 2.0 на маркетинг 3.0. В результате они не смогли создать для себя нужный объем потребителей. Соответственно количество потребителей осталось на прежнем уровне, а кое-где и уменьшилось, как пример тут можно взять рынок автомобилей, он уменьшился во многих странах. Если количество потребителей осталось на прежнем уровне, то и база для денежного обращения осталась на прежне уровне. Однако для экономики необходимо, чтобы количество денег увеличивалось для того, чтобы можно было финансировать развитие производств и создание новых рабочих мест. Если увеличить количество денег без увеличения базы для их обращения, а базой являются потребности людей, то случится инфляция, а ее допускать нежелательно, потому что от этого ухудшается репутация денежных единиц и доверие к ним. На снижение уровня доверия к деньгам банкиры никогда не пойдут.

Если раньше базой для денежного обращения выступали товары и услуги, количество которых должно было соответствовать количество денег, чтобы не было инфляции, то сейчас базой являются потребности людей. Чем больше потребностей у людей, тем больше возможностей для выпуска денег, которые служат одним из инструментов удовлетворения этих потребностей. Но вот беда в том, что сами по себе потребителей не создаются, этим нужно кому-то заниматься. Когда-то большое число потребителей создала природа, но теперь все природные потребности уже удовлетворены. Теперь человек должен взять все в свои руки и начать создавать новые потребности и новых потребителей. Без этого дальнейшее развитие мировой экономики не представляется возможным.

Таким образом, если не перейти на маркетинг 3.0, то вторая волна кризиса наступит неотвратимо, и она больно ударит по всем экономикам мира. Можно на некоторое время справиться с ситуацией и без перехода на маркетинг 3.0. Для этого нужно разорить некоторое число компаний. В этом случае оставшимся компаниям потребителей, конечно же, хватит. Однако это приведет к тому, что уменьшится база для денежного обращения. Соответственно через некоторое время, когда деньги закончат свой круг обращения, их совокупный объем в мировой экономике станет еще меньше. В этом случае нас ждет уже третья волна мирового кризиса. Потом, если ситуацию не менять качественно, пойдет четвертая, а за ней пятая и последующие волны. Изменить ситуацию качественно может только переход к маркетингу 3.0, посредством которого можно будет значительно увеличить количество потребителей, а значит и расширить базу для денежного обращения.

Новости «Школы ноомаркетинга»: продолжаются работы над развитием «Школы ноомаркетинга». В частности полным ходом разрабатывается терминология ноомаркетинга. Сейчас доступны основные термины ноомаркетинга, но скоро количество терминов увеличится. Также продолжаются работы над теорией ноомаркетинга. Вскоре будут доступны первые лекции.

За время, прошедшие с момента объявление об открытии школы, она пополнилась новыми учениками. Это значит, что «Школа ноомаркетинга» начала жить. Присоединяйтесь, будет интересно!

Кроме того, в «Школе ноомаркетинга» опубликован прототип нового инструмента. Он предназначен для увеличения продаж мобильных телефонов и называется «Генератор продаж мобильных телефонов». Все желающие могут его протестировать и сообщить свои пожелания по его дальнейшему развитию. Получить инструмент и начать им пользоваться.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете задать их автору рассылки. Ответы на них Вы получите в одном из ближайших выпусков рассылки.
Обсудить выпуски рассылки можно как на сайте www.subscribe.ru, так и в Международном клубе эффективных маркетологов (МКЭМ)". Здесь можно обсудить этот выпуск рассылки.

Получить больше информации о новой концепции маркетинга – ноомаркетинг, Вы сможете, если посетите сайт www.noomarketing.net

До встречи!

Автор концепции ноомаркетинга (одна из версий маркетинга 3.0)

Павел Бернович


В избранное