Когда все потеряно, остается надежда", - утверждает герой одного из рассказов
Рэя Брэдбери. И эти слова могли бы стать эпиграфом ко всему сборнику
"Лекарство от меланхолии", на страницах которого всегда найдется
место дня грустных улыбок и добрых чудес. Книга представляет собой
оригинальный авторский сборник, в который вошли девятнадцать рассказов,
среди них "Дракон", "Берег на закате", "Пришло время дождей", "Улыбка",
"Земляничное окошко" и другие.
О том, что искусство требует жертв, Аля Девятаева знает не понаслышке. Театр,
ради которого брошена стильная жизнь и карьера рекламной звезды,
остается для нее главным. И никакие жертвы не кажутся Але чрезмерными
для того, чтобы сохранить верность своему призванию. Молодая актриса
подрабатывает официанткой в ночном клубе. И вдруг оказывается, что Аля
должна принести последнюю, самую тяжелую жертву...
Семьдесят лет назад наши деды и прадеды (а у кого-то еще живы родители)
победили в одной из самых страшных войн человечества. Но свидетелей и
тем более участников той уже далекой Победы 1945 года сегодня осталось
уже не так много: уходят наши старики, а вместе с ними уходит подлинная
память о тех героических днях, ставших для мира поворотными. Спустя
70 лет многие забыли о значении Победы и легко верят в новые версии истории.
Но современные писатели - Юрий Поляков, Ирина Муравьева, Валерий
Панюшкин, Андрей Геласимов, Сергей Самсонов и другие авторы этого сборника
- искренне и правдиво воссоздают атмосферу военного времени, психологию
людей, обстоятельства, в которых - между жизнью и смертью -
приходилось принимать самые непростые решения. Для многих авторов вдохновением
служила биография его собственной семьи, поэтому у книги совершенно
особенная аура. Она делает рассказы не просто интересными, но передает
истинное ощущение преемственности поколений, ответственности за
прошлое и будущее нашей страны и народа.
На нее охотились, ее похищали, Орылали и держали взаперти. А все потому,
что она, простая деревенская девушка, обладала необычным талантом, подобным
тому, которым были наделены Вольф Мессинг и Ванга. Знание своей
судьбы заманчиво. Но Ольге ведать об участи возлюбленного, о доле своих
близких совершенно не хотелось. Не из-за того, что пугала ее слава
ведьмы, не из-за того, что Оля перестала принадлежать самой себе - потому
лишь, что в борьбе с роком даже такой человек, как она, слаб и ничтожен.
Олег Михайлович Куваев (1934-1975), геолог и писатель, за короткую жизнь
оставивший яркий след в отечественной литературе. Его роман "Территория"
(1974) выдержал более двух десятков изданий и был переведен на многие
языки мира. Что такое Территория? Чукотка, самая восточная оконечность
Сибири? Географически - да. А художественно - намного шире. Территория
у Куваева - это планета, не имеющая границ на карте, населенная
людьми, преданными своему делу, знающими грубость и красоту реального
мира и живущими, как положено тем, кто обрел свое жизненное предназначение.
Территория - это суровый мир, беспощадный к слабым и трусливым
и щедрый - к волевым и целеустремленным. Молодой парень Сергей
Баклаков оказывается на самом "краю мира", в Поселке, откуда уходят в
бескрайнюю тундру поисковые партии, которые отправляются искать золото.
Но золото - лишь предлог для работы, а ищут герои Куваева совсем другое
- смысл жизни. "Территория" - это романтическая сага о найденном смысле.
Куваев написал ее в традициях прозы шестидесятых: резко прорисовывая
характеры, щегольски выписывая пейзажи, играя цитатами, чеканя афоризмы,
постоянно меняя интонацию - сочетая сентиментальность и патетику
с иронией. В сборник также вошли лучшие произведения О.М. Куваева
разных лет.
С юности живущее в женщине убеждение, что любовь - непременное условие ее
счастья, порой играет с ней злую шутку. На самом деле любовь - самая
жестокая из всех существующих лотерей в мире, которая вполне отвечает
поговорке: "Или пан, или пропал". Ни одно из человеческих чувств не требует
столько самоотречения, страдания и смирения. Герои этой книги вполне
испытали это на себе.
"Хочется вернуть страницу, на которой
любят, а под нашими пальцами уже другая - на которой умирают..."
Вот уж прав знаменитый француз Ламартин! В самом деле, я давно заметила,
как легко, почти играючи, переносится на лист бумаги история счастливой
страсти, исполненных надежд, преданности до гробовой доски, описание
прекрасных поступков и человеческого благородства. Но когда
дело доходит до совсем иного - перо словно начинает спотыкаться и вихлять
на каждом шагу, словно кто-то подталкивает тебя под руку: "Да уж
напиши ты об этом как-нибудь покороче". Что поделать! Где они, эти
воспоминания, письма, из которых можно было бы сделать желанный женскому
сердцу вывод: "Они жили долго, счастливо и умерли в один день..."
Впрочем, я не уверена, что такая редкая птица вообще на свете существует:
разве не ясно это по собственной жизни? Да и как знать, не
пресытимся ли мы безоблачным счастьем, не перестанем ли замечать его
вовсе? Не наскучит ли нам вереница похожих друг на друга дней, лишенных
испытаний, - а значит, возможности познать самих себя? Каковы мы есть
на самом деле - перед лицом невозвратимых потерь, опасности, бесконечных
трудов, жестоких разочарований? Не их ли преодоление позволяет
нам не пасть в собственных глазах, верить в свой разум и силу, беря
в подмогу вечное и нетленное: "Научи меня, Господи, молиться, верить,
надеяться, терпеть, прощать и любить..." Даже если это и бесконечно
трудно.