[еКнига] Fw: мошков и др.
Здравствуйте. Пересылаю письмо из дружественной рассылки. Правда прошу
прощения у всех, чье согласие не было мною предварительно получено:
радио-станции "Эхо Москвы", участников передачи, Юрия Котова, приславшего
это сообщения и т.д.
С уважением, Наташа.
> 16 августа 2004 года. > В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Виктор Шудегов - председатель > комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению |
и
> экологии, > Татьяна Устинова - писательница, Максим Мошков - программист, владелец > электронной "Библиотеки Максима Мошкова". > Эфир ведет Матвей Ганапольский. > > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы слушаете радио "Эхо Москвы". Программа, которая > касается сегодня вообще всех, особенно тех, у кого Интернет. Вот стук > раздался. Это > легендарный Максим Мошков... Здравствуйте, Максим. > М. МОШКОВ - Здравствуйте. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - ...который владелец электронной "Библиотеки Максима > Мошкова", микрофон уронил. Уронил от ужаса, потому что он знает, что его > ждет. О чем > будем говорить, сейчас объясню, но представлю вначале еще гостей. Она > просила себя называть не писателем, а автором детективов, я запомнил. > Татьяна Устинова. > Здравствуйте, Таня. > Т. УСТИНОВА - Добрый вечер. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А также председатель комитета Совета Федерации по науке, > культуре, образованию, здравоохранению и экологии, вот сколько всего, и |
все
> это > в одной человеке, которого зовут. Виктор Шудегов. Здравствуйте, Виктор. > В. ШУДЕГОВ - Здравствуйте. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Друзья, закон об авторских правах, вот о чем мы сейчас > будем говорить. Вот что я хочу сказать вначале. Это началось очень > неожиданно. > Есть такое слово загадочное - диексист. Это вот такой любитель всякого > коротковолнового радиоприема и так далее. В общем, я вот этим диексистом > являюсь. > Я благодаря Интернету подписываюсь на рассылку, новости всякие касательно > этого. Там всякая разная информация. И вдруг там Павел Михайлов, которому |
я
> очень > благодарен, опубликовал небольшую заметочку, она у меня в руках, где он > удивляется некоторым положениям нового закона об авторских правах или, |
будем
> так > говорить, новой редакции закона об авторских правах. Когда я прочитал это, > это меня тоже удивило. Поэтому мы сегодня поговорим о том, что, согласно > новому > закону, будет можно, а что нельзя. Я хочу еще раз правильно сориентировать |
и
> радиослушателей, и тех, кто находится в студии. Мы не знаем, мы не можем > сказать, > сейчас это будет хороший закон или это будет плохой закон. Вместе с вами в > процессе этой передачи, анализируя некоторые его положения, мы попробуем > придти > к какому-нибудь выводу. Т.е. лично у меня нет позиции по поводу этого > закона. > Т. УСТИНОВА - Вот лично у меня тоже нет, Матвей. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А вы его знаете? > Т. УСТИНОВА - Нет, в том-то и дело. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы сейчас будем заниматься практическим |
просветительством.
> Т. УСТИНОВА - Читателей и писателей, что характерно. > В. ШУДЕГОВ - И законодателей. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я должен сказать, она замечательно выглядит, наш автор > детективов. > Т. УСТИНОВА - Спасибо. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я не могу себе представить, как у нее волосы могут |
встать
> дыбом. Но могут. И это может случиться в процессе этой передачи. Я |
расскажу
> наш формат. Мы говорим вначале до 21 часа, дальше новости, после чего мы > продолжаем беседу, в 25 минут у нас "Рикошет". Темы "Рикошета" пока нет, > приветствуются > ваши вопросы, только тогда, когда вы, уважаемые радиослушатели, въедете в > тему нашей программы. Напоминаю, она не про монетизацию льгот, |
предупреждаю
> со > всей серьезностью и в последний раз. 20 июля поправки к закону об |
авторских
> и смежных правах достигли конечной инстанции - подписи у президента |
России,
> после одобрения Государственной Думой поправки были направлены на |
обсуждение
> в Совет Федерации, где были отклонены. В связи с этим созвали |
согласительную
> комиссию, которая приняла поправки с некоторыми уточнениями, после чего > законопроект без проблем прошел одобрение СФ и 20 июля был подписан > президентом. > 28 июля закон фактически вступил в силу. Так что мы с вами - хотя многие |
из
> вас этого не знают - живем по этому закону. Первый вопрос у меня чисто > информационный > к Виктору Шудегову. Виктор, чем была вызвана необходимость изменения этого > закона об авторских правах? Чем не устраивал старый закон? > В. ШУДЕГОВ - Меня устраивал всем. Но тем не менее очень мощное было лобби |
со
> стороны Запада, чтобы у нас в России этот закон был изменен, т.е. внесены |
в
> него поправки. В первую очередь это касается сроков увеличения охраны > авторских прав с 50 до 70 лет. Сразу отмечу, что здесь, я считаю, что > законодатели > прописали совершенно невозможную ситуацию, когда вдруг закон имел обратную > силу. Т.е. те произведения, у которых срок охраны уже истек, 50 лет |
прошло,
> вдруг, в соответствии с этим законом, вновь становились > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Госпожа Устинова > Т. УСТИНОВА - Я еще молодая, Матвей, я назло врагу доживу. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - > В. ШУДЕГОВ - Во-первых, в соответствии с Бернским соглашением, все-таки в > основном на Западе используется срок 70 лет охраны авторских прав. |
Конечно,
> надо > было привести в соответствие с этими нормативами. В общем-то, это один из > главных моментов. Затем, я считаю, очень спорный был момент, это то, что > касается > уничтожения контрафактной продукции и оборудования, на котором произведена > контрафактная продукция, с чем я, конечно, и мои коллеги были не согласны. > Есть > целые заводы, которые выпускают, можно сказать, контрафактную продукцию. > Посмотрите, в соответствии с этим законом любой учебник, любая |
хрестоматия,
> где > сейчас используются произведения, на которые мы вдруг распространили срок > охраны авторских прав до 70 лет, они становятся контрафактными. |
Типография,
> где > издана эта книга, может рассматриваться как инструмент для создания > контрафактной продукции, типография должна быть тогда уничтожена. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я пытаюсь все-таки несколько, с вашего позволения, > упорядоченно в этой передаче разбираться с проблемой. Первое - не |
устраивало
> Запад, > что 50 лет охрана авторских прав произведений, нужно было 70. Что еще не > устраивало? > В. ШУДЕГОВ - Игра односторонняя. Потому что чаще всего переводят наши > западных авторов, а не наоборот. Вы согласны, наверное, с этим? > Т. УСТИНОВА - Я как автор, переводимый в странах европейских, не могу это > точно сказать. Меня переводят. > В. ШИЛОВ - Но не всех переводят. > М. МОШКОВ - Надо суммы посчитать. Суммы, конечно, в пользу Запада, и он от > этого очень серьезно выиграл, а мы проиграли. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Еще раз, Виктор. Пытаюсь понять, очень формально сейчас > действую. Первое - не устраивало... вот эти 70 лет, которые должны быть. |
Что
> еще > не устраивало? > В. ШУДЕГОВ - Запад хотел, чтобы мы - я бы сказал - опят же раньше планеты > всей ввели у себя еще два пункта в этом законе. Это так называемый закон, > который > охраняет... Закон называется ДИФ, закон, который охраняет наши фонограммы > всевозможные, западные прежде всего, и авторские права, в том числе в > Интернете. > Дело в том, что так получается, что после подписания Римской конвенции, в > принципе, ни одно из европейских государств пока не охраняет эти моменты. |
А
> если > бы закон вступил сразу в силу, фактически весь сегмент нашего российского > Интернета оказался бы, я бы сказал, вне закона. > М. МОШКОВ - Он бы стал нелегальным. > В. ШУДЕГОВ - Нужно срочно было бы подписывать порядка 2 млн. договоров с > западными всевозможными авторами, обладателями авторских прав. > Т. УСТИНОВА - У нас с 28 июля теперь нелегальный Интернет? > В. ШУДЕГОВ - Нет, сейчас нет. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Уважаемые коллеги, подождите. Пытаюсь разобраться. > Первое - это 70 лет. Я не дам развалиться передаче. Первое - это 70 лет. > Второе - Запад > настаивал, что более тщательно - с вашего позволения я так сформулирую - > нуждались в охране западные фонограммы, кои мы активно перепечатываем, в |
том
> числе > и в Интернете. Правильно я понимаю? > В. ШУДЕГОВ - Согласен. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Итак, звук и видео - я пишу - в Интернете. Правильно я > написал? > В. ШУДЕГОВ - Если говорить уже с точки зрения законодателя, договор об > авторском праве (ДАП) и договор об исполнениях и фонограммах (ДИФ), вот |
они
> должны > были, в соответствии с этим законом, уже вступить в силу. Это фактически, |
я
> еще раз повторяю, что весь сегмент российского Интернета становился > нелегальным. > Т.е. это нельзя сразу принимать, а нужно определенное время, чтобы мы > успели... > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Если позволите, мы об этом будем говорить во 2-й части > передачи. Еще раз, я пытаюсь понять, почему нужно было менять закон. |
Понял,
> 70 > лет, звук и видео в Интернете. Еще что? Были ли еще какие-то узловые, > принципиальные моменты, которые нужно было изменить в этом законе? > В. ШУДЕГОВ - Я считаю, это самые главные пункты, по которым нас, прежде > всего, при вступлении в ВТО просили... > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Упрекали. > В. ШУДЕГОВ - Попрекали, что у нас не соблюдаются авторские права, мы не > выплачиваем гонорары, потому что у нас эти законы не работают и так далее. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Теперь у меня вопрос Татьяне Устиновой. Татьяна, |
скажите,
> какие ваши взаимоотношения со старым еще законом, поскольку о новом вы > ничего > не знали, со старым законом об авторских правах. Ваши права кто-то |
нарушает,
> были ли у вас какие-то выяснения? > Т. УСТИНОВА - К счастью, нет. Но наше издательство, в котором я имею |
счастье
> находиться... Я думаю, что мы не можем в эфире его называть. Или можем? > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да назовите, ничего страшного. > Т. УСТИНОВА - Издательство "ЭКСМО", это одно из самых крупных российских > издательств. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Они у нас раз в три дня здесь бывают, поэтому ничего > страшного. > Т. УСТИНОВА - У них нет никаких ярко выраженных нарушений авторских прав, |
с
> моей точки зрения, учитывая, что у меня нет аппарата юридического или, > например, > аудиторского, который бы следил за тем, как что там происходит, не |
передают
> ли они еще куда-то эти права. С моей точки зрения, авторской, не передают. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А ваши произведения можно прочитать в Интернете? > Т. УСТИНОВА - Да. С Интернетом у нас вышла полная беда. Потому что, > во-первых, это очень удивительно, но любая книжка из написанных мной > появляется в Интернете > раньше, чем в магазине. Причем что там написано, сказать никто не может, > такая ли она, как потом появится в магазине, или ее кто-то чего-то |
какие-то
> куски > из аннотации списал, а потом склеил... > М. МОШКОВ - Или написал сам. > Т. УСТИНОВА - Это загадка. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Скажите, пожалуйста, важный вопрос. Вредит ли продаже > книги то, что она есть в Интернете? > Т. УСТИНОВА - Нет, не вредит. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Серьезно? > Т. УСТИНОВА - Абсолютно. Никто из нас не Стивен Кинг, и страна эта не > Америка. 33 компьютера, которые есть в Москве, и еще полтора компьютера, > которые есть > в Санкт-Петербурге, никакой погоды на миллионных тиражах раскрученных > авторов сейчас в этой стране не делают. Я думаю, что через 10 лет будут > делать. > В. ШУДЕГОВ - Можно я уточню? А если я взял, распечатал дополнительный |
тираж
> вашей книги и отправил в субъекты, там продали это все, я получил > дополнительные > деньги, не выплатив вам гонорар. Повредит это вам? > Т. УСТИНОВА - Конечно. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А откуда распечатал? > В. ШУДЕГОВ - А вот для того чтобы распечатать, я должен иметь цифровую > версию вашего оригинал-макета книги. В принципе, вы могли это сдать в > библиотеку. > Т. УСТИНОВА - С библиотеками, я думаю, что это следующий момент. Потому |
что
> с библиотеками у нас как раз и вышла неприятность. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы имеете в виду, что если книгу Татьяны скачают из > Интернета, переведут в издательский формат, напечатают тираж, то, конечно, > она не > будет довольна, издательство "ЭКСМО" тоже не будет. > Т. УСТИНОВА - Конечно, не будет. Я хочу сказать, что это можно сделать с > таким же успехом, отсканировав уже вышедшую книгу. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Теперь у меня вопрос к известнейшему человеку, с которым |
я
> очень рад познакомиться. Я, по-моему, первый раз с вами в эфире. > М. МОШКОВ - В эфире первый раз, только в коридорах пересекались. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Максим Мошков, который владелец электронной "Библиотеки > Максима Мошкова". Скажите, вот ваша библиотека - это библиотека в > электронном > виде. Как вы сами для себя ощущаете взаимоотношения с авторскими правами и |
с
> теми авторами, которые у вас содержатся? Вы спрашиваете у них |
разрешения...
> Как у вас происходит этот процесс? > М. МОШКОВ - Мы все вместе висим в воздухе - читатели, авторы и |
библиотекари.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это не ответ. Я не понимаю, что вы сказали. Мой вопрос > очень формальный. > М. МОШКОВ - А мой ответ не формальный. Дело в том, что есть просто > потребность читать книжки. Есть у многих авторов потребность эти книжки > предоставить. > Конкретно на ваш вопрос. У меня в библиотеке около 400 авторов разместили > свои книги с их разрешения. Есть довольно книг, которые размещены без |
ведома
> автора, по большей части потому, что авторы недоступны никакими способами. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А те, которые доступны, вы им звоните? > М. МОШКОВ - Я списываюсь с ними по электронной почве и договариваюсь о > размещении их книг в библиотеке. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Они разрешают, не разрешают в основном? > М. МОШКОВ - Примерно 95% авторов разрешают. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А те, кто не разрешает, вы все равно... > М. МОШКОВ - Тех, кто не разрешает, в моей библиотеке нет в открытом |
доступе.
> Любая книжка, против которой автор возражает, она изымается из библиотеки > мгновенно > и без разбирательств. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А что значит в открытом доступе? У вас есть еще закрытый > доступ? > М. МОШКОВ - Конечно. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это что значит? > М. МОШКОВ - Это значит, что у меня дома на компьютере эти все файлы > остаются. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Понятно. Уважаемые радиослушатели, вот первая картина > того, что происходит. Сейчас будут новости, затем мы вернемся в студию и > начнем > разбираться в тех пунктах, которые изменили. И вот здесь будут комментарии |
и
> Виктора Шудегова, и мнение Татьяны Устиновой, и г-на Мошкова. Будьте > внимательны, > потому что тема серьезнейшая. > НОВОСТИ > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Новый закон об авторских правах: что он нам сулит? Мы > сейчас с вами переходим к 1-му пункту, он вовсю касается Мошкова. Я |
зачитаю.
> Итак, > пункт 2-й, статья 19-я четко оговаривает условия предоставления |
электронных
> версий произведений: "При этом экземпляры произведений, выраженных в > цифровой > форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке > взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во > временное > безвозмездное пользование только в помещениях библиотек, при условии > исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме". > Давайте > сейчас мы оживим эту фразу. Насколько я понимаю, имеется в виду что? Что > есть такая какая-то библиотека, только не мошковская, которая виртуальная, |
а
> настоящая. > Т. УСТИНОВА - Со столами, зелеными лампами и стульями. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - В ней есть компьютеры и есть диски. И вот когда мне дают > диски, я не должен скопировать в этой реальной, настоящей библиотеке, > например > в Библиотеке Ленина... > Т. УСТИНОВА - Библиотеке иностранной литературы опять же. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я не должен иметь возможность скопировать эти книги. > В. ШУДЕГОВ - Только в цифровой форме. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я ж не буду на ксероксе. > В. ШУДЕГОВ - На ксероксе вы можете, можете в бумажном виде распечатать, > вынести. Но не можете в цифровой форме. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вопрос к Мошкову. Г-н Мошков, замечательная история. |
Если
> библиотека с реальными столами, никто не может в ней ничего скопировать. |
Вас
> это, я так понимаю, абсолютно не касается. > М. МОШКОВ - Нас это касается только в той части, что электронная |
библиотека,
> которую довольно сложно назвать настоящей библиотекой, но тем не менее > называли, > теряет смысл называться библиотекой, потому что она все равно не может > выдавать электронные книжки. Вот эта поправка, она, вообще говоря, |
наступает
> на > права обыкновенных библиотек. Любая библиотека выдает книжки на дом, а > вообще она хранит объекты культуры, к ним относятся книжки, компакт-диски, > грампластинки, > видеокассеты, все это было в библиотеках. С приемом этих поправок |
библиотека
> потеряла возможность выдать человеку на дом кассету с фильмом. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Т.е. библиотека, насколько я понимаю, просто |
превратилась
> в читальный зал. > М. МОШКОВ - Да, библиотека превращается в читальный зал. Есть еще закон о > библиотечном деле. И о том, как с ним согласованы эти поправки к закону об > авторских > правах, еще, видимо, будут разбираться. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - У меня вопрос к г-ну Шудегову. А почему вы превращаете > библиотеку в читальный зал? > В. ШУДЕГОВ - Библиотеки в классическом варианте остаются полностью. |
Помните,
> когда-то очень давно, когда создавались эти библиотеки, тогда не было > информации > на электронных носителях. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А сейчас есть. > В. ШУДЕГОВ - Сейчас появились. Совершенно другая ситуация. Представьте |
себе,
> что если читатели, может быть, не все порядочные, вынесут оригинал-макет > полностью > готовой книги, допустим, Устиновой Татьяны, буквально он тут же может > начинать производство дополнительного тиража этой книги. Ничего ему не > воспрепятствует. > Оригинал-макет есть у него есть, найдет подпольную типографию, распечатает > тираж, вы не будете знать, что ваша книга дополнительно тиражом 10 тысяч > издана. > Т. УСТИНОВА - Не хотелось бы. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А если я отсканирую реальную книжку? Я принесу домой, |
дома
> есть сканер, отсканирую. Более того, у меня там будет оригинальный > оригинал-макет. > В. ШУДЕГОВ - Автор может заметить разницу. Одно дело, когда у вас |
настоящий
> оригинал-макет. > М. МОШКОВ - Я вынужден вмешаться. Потому что оригинал-макет сканируется |
один
> в один. Автор не заметит разницу. > В. ШУДЕГОВ - Одно дело, когда вы сканируете с бумажных листов, когда вы > взяли бумажную копию, вынесли, что разрешено, и вы пересканировали, я |
думаю,
> что > качество у вас все равно будет другое. > Т. УСТИНОВА - Нет, Виктор, речь идет не об этом. Речь идет о том, что с > книжки, купленной в магазине, точно так же можно отсканировать ее от и до, > начиная > от титульного листа и кончая выходными данными, облачить ее в обложку и > благополучно продавать. Тогда теряет смысл весь, насколько я понимаю... > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Внимание: задается главный вопрос. Я не думаю, что > преступнику, который хочет размножить книгу Устиновой и в городе, |
например,
> Хабаровске > продать ее левый тираж, что он пойдет в библиотеку брать электронное |
издание
> этой книги. > Т. УСТИНОВА - Абсолютно верно. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Он зайдет в магазин, за рубль 20 (условная цифра, ваши > произведения стоят гораздо больше)... А вообще замечательная сумма 58 > копеек, это > еще из старых времен. За 58 копеек покупается свежая книга, воруется с > "Эха", поскольку получается в подарок на "Эхе" - и выходит репринтное, > только новое, > издание этой книги. В чем смысл? Не понимаю. Объясните. > В. ШУДЕГОВ - Я думаю, что здесь этим самым мы сняли ответственность, |
вернее,
> библиотеки сняли с себя ответственность. > М. МОШКОВ - Я так понимаю, библиотеки не просили снять с них > ответственность. Так ведь? > В. ШУДЕГОВ - Одно дело, когда у вас отксерокопируют или будут вводить |
снова
> через сканер в компьютер, уйдет время, все-таки это трудоемкая работа. > М. МОШКОВ - Сканирование одной книжки, к слову, занимает около 6 часов. > В. ШУДЕГОВ - А здесь уже сразу облегчается ваша работа, потому что вы > получаете на руки оригинал-макет. > М. МОШКОВ - А подготовка оригинал-макета к бумажному изданию занимает > несколько недель. Поэтому мы на 6 часов утруднили работу, к неделе |
добавляем
> еще 6 > часов трудозатрат. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Кроме того, есть еще такой момент. Все больше книг |
выходит
> на цифре, на цифровых носителях. Получается ли, что фактически все > библиотеки > станут читальными залами, потому что никто не будет давать на дом ничего? > М. МОШКОВ - Так получается. > В. ШУДЕГОВ - Я с вами полностью согласен, что идет ограничение прав > читателей в этом плане, что, действительно, в традиционном смысле |
библиотека
> превращается > в читальный зал. Я думаю, что это временная все-таки мера. Просто сегодня |
у
> нас нет еще таких методов борьбы с пиратством. Вот эти же всякие > производство > подпольных всевозможных наших фильмов, всевозможных дисков - это же все в > государстве, где закон стоит на очень... исполняется всеми гражданами, > конечно, > там это все практически исключено. Но у нас и, может быть, еще в некоторых > странах это пока, в силу, может быть, что не работают наши законы, именно > поэтому, > может быть, это и нужно было ввести. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Теперь комментарий Мошкова и Устиновой этого пункта. > М. МОШКОВ - Я так понимаю, что это российская типичная ситуация: когда |
закон
> и так работает плохо, его ухудшают, чтобы он не работал вообще, что мы > сейчас > и видим в примере с библиотеками и вот эти поправки, касающиеся Интернета. > Они делают Интернет нелегальным целиком и полностью, не только электронные > библиотеки, > а вообще все сайте, в том числе и сайт "Эхо Москвы". > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Почему? Объясните. > М. МОШКОВ - Потому что этот закон требует на любое использование авторских > произведений в Интернете подписания авторского договора на бумаге. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это же правильно. > М. МОШКОВ - У вас на сайте размещаются тексты, например, передач или > какие-то текстовые статьи? > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Размещаются. > М. МОШКОВ - У вас есть бумажки, авторские договоры с авторами этих статей? > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, дело в том, что у тех, кто работают в штате и по > договору, в самом контракте с радиостанцией указано, что все произведения, > все работы, > которые мы делаем, они являются собственностью ЗАО "Эхо Москвы". > М. МОШКОВ - Совершенно верно. Но они касаются только радиоэфира, т.е. по > состоянию на тот момент, когда подписывался этот договор. Сейчас появился > Интернет, > принят новый закон, соответственно, все выкладывания в Интернет ваших > авторских произведений не касаются подписанных вами договоров. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я обратил внимание, когда читал этот пункт, что он > касается классических библиотек. Он вашей мошковской библиотеки не |
касается.
> М. МОШКОВ - С библиотеками все ясно, я про другую поправку, с библиотеками > все ясно, о них дальше говорить нечего, они ограничены в правах, их > наполовину > превратили в читальный зал. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы против этого. > М. МОШКОВ - Наплевав, в общем-то, фактически на закон о библиотечном деле, |
о
> задачах, которые стоят перед библиотеками, и все остальное. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И нарушив презумпцию невиновности, каждый читатель > подозревается... > М. МОШКОВ - В том, что он будет пиратствовать и все остальное. А главное, > что совершенно бессмысленно. Потому что то, ради чего это заявлено, |
принятие
> этой > поправки, от этого совершенно не помогает. Так вот с этим все ясно, |
приняли
> и обговорили, ничего тут не добавить. Давайте об Интернете. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Об этом позже немножко. > В. ШУДЕГОВ - Все-таки я хотел добавить. У меня как у законодателя была > поправка - исключить этот пункт, касающийся библиотек, запрета на > цифровые... > М. МОШКОВ - Но вы на этом не настояли. > В. ШУДЕГОВ - Я не смог переубедить. Ведь согласительная комиссия состоит |
из
> равного количество членов СФ, депутатов ГД, представителей правительства, > администрации > президента. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Виктор, мы вам виртуально благодарны. > М. МОШКОВ - Я еще добавлю, что в эту согласительную комиссию было |
приглашено
> несколько лиц, которые должны были там присутствовать, но их на заседание, > на котором принимали эти поправки, не позвали. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А ну к столбу позора. Кто это? > М. МОШКОВ - Их не поставили в известность даже об этом. Например, адвокат > Миронов, который ведет сейчас дела о нескольких нарушениях авторских прав |
в
> Интернете, > был просто ясно записан в члены согласительной комиссии. Ему сказали - > поправки будут приниматься, наверное, осенью. Вот он до осени и кукарекает > теперь. > Т. УСТИНОВА - А поправки уже приняты. > М. МОШКОВ - Поправки приняты без него. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Короткий вопрос к Татьяне Устиновой. Татьяна, вот по |
этой
> поправке, вы за нее или против. > Т. УСТИНОВА - Как и в прошлом эфире, я должна сказать: как говорит обычно |
в
> этой программе мой любимый ведущий Матвей Ганапольский, в этой безумной > стране > довести до абсурда можно все что угодно. По-моему, это из этой серии. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Т.е. эта поправка не очень вам нравится. > Т. УСТИНОВА - Это какая-то ерунда. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я напоминаю, что у нас будет интерактивное голосование в > 25 минут. Жду ваших вопросов. Тут пару вопросов пришло, но нет... > Пожалуйста, > присылайте ваши вопросы к интерактивному голосованию. Внимание: переходим |
к
> следующей поправке. Извините, я так, по пунктам. > Т. УСТИНОВА - Правильно абсолютно. Самое главное, чтобы мы тоже |
разобрались,
> мы, простые авторы. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Простые авторы, простые владельцы электронных библиотек. > Т. УСТИНОВА - И простые законодатели. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А теперь внимание: статья 48-1 также обращает на себя > внимание. В ней оговариваются технические средства защиты авторского права |
и
> смежных > прав. Мошков, внимание. В пункте 2 определено, что не допускается > изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное > безвозмездное > пользование, импорт, реклама любого устройства или его компонентов, их > использование в целях получения дохода либо оказания услуг в случаях, если |
в
> результате > таких действий становится невозможным использование технических средств > защиты авторского права и смежных прав. > Т. УСТИНОВА - Вот я бы, если бы таким языком писала романы... > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это должно быть написано таким языком. Оно должно быть > написано. > Т. УСТИНОВА - Объясните мне, о чем это. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Переводим это на русский. Объясняю. Сейчас упадете в > обморок. Т.е. не разрешается любое устройство, продать его вам, > рекламировать, все > что угодно с ним делать... Читаю: "Если в результате таких действий > становится невозможным использование технических средств защиты авторского > права и > смежных прав". > М. МОШКОВ - Матвей, это вы о компьютерах, как я понимаю. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Yes. Итак, я не могу производить, ввозить - сейчас, |
может
> быть, меня поправят, - изготавливать, продавать, хранить, к примеру, > компьютер, > если в нем нет этой системы, для видео - macrovision, есть такая система, > она в DVD находится, которая не позволяет вам с DVD переписывать на > видеомагнитофон, > она сбивает изображение. То есть компьютер, который стоит у вас дома, |
когда
> вы в него вставляете диск Устиновой, чтобы его скопировать, он должен вам |
не
> позволить это сделать. Так вот без такой запретительной системы нельзя > продавать, к примеру, компьютер. > Т. УСТИНОВА - Боже мой. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Т.е. запрещается продажа, реклама и прочее любого > устройство, которое не противостоит пиратскому копированию. У вас есть > какие-то комментарии? > В. ШУДЕГОВ - Нет, я с вами согласен. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мошков, ваш комментарий. > М. МОШКОВ - У меня не комментарий, а вопрос к представителю. Что же вы не > возражали против таких поправок? То, что наша Дума законов не читает, это > понятно, > они голосуют и голосуют. > Т. УСТИНОВА - Она их пишет. > М. МОШКОВ - Этот закон принят несколькими буквально лицами, которые его > протащили. И та скорость, с которой он принят, она это показывает. > Совершенно ураганно, > за несколько недель. > В. ШУДЕГОВ - Закон принимался, я с вами согласен, очень форсированно. И > когда мы сразу же заявили, что мы его отправим на согласительную комиссию, > главный > аргумент был - нельзя его отправлять на согласительную комиссию, потому |
что
> идут переговоры о вступлении в ВТО, до 29 июля мы должны его принять. Нас > очень > форсировали. Здесь что можно сказать? Конечно, может быть, не все так |
гладко
> пока звучит в законе, тем более что авторы, которые стояли у истоков > написания > этого закона, они говорили, что он очень сильно стал сокращенным, стал > какой-то нечитаемый. Но тем не менее главный пункт был - это все-таки > защитить права > авторов. Как мы потом уже выяснили, права авторов прежде всего западных, > права авторов нашей киноклассики, они хотели тоже, вдруг которые стали по > названию > правопреемниками наших государственных кинокомпаний, тоже захотели вдруг > обладать всеми фильмами, которые были изданы. Здесь, я думаю, что в нашем > случае > лучше всегда в законе прописать. Потому что наши изобретатели российские > всегда найдут возможность выйти из этой ситуации. > Т. УСТИНОВА - Получается, что мы опять возвращаемся к ситуации, что как бы > ни был уродлив и плох закон, надежда только на то, что он не будет > исполняться. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я хочу напомнить вам, что нам не позволяет пункт этого > закона и из-за чего он делает нас номинальными преступниками. Мы не можем > сканировать > произведение искусства, мы не можем оцифровать музыку, т.е. сделать из нее > электронный вид, и мы не можем перевести ее, например, в mp3, в какое-то > сжатие. > Т. УСТИНОВА - В формат какой-то. > В. ШУДЕГОВ - Без разрешения автора. > М. МОШКОВ - Без письменного разрешения автора. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Без письменного разрешения автора. Т.е. другими |
словами...
> вдумайтесь, например, мы видим... Город Прага, мы зашли в "город Прага", > увидели > картинку какую-то. > Т. УСТИНОВА - "Подсолнухи" Ван-Гога, все обожают. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, Ван-Гог давно... > В. ШУДЕГОВ - Уже не охраняется. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Умер более 70 лет назад. Увидели какую-то фотографию. Мы > не можем ее просканировать и вытащить на экран. Это преступление. > Т. УСТИНОВА - Это совсем печально. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы не можем ничего сохранить, мы не можем ничего > оцифровать. Т.е. для этого должна быть мгновенная... Внимание: как должно > быть объясняю. > Вот вы увидели фотографию, для этого мы должны быстро написать заявку |
"прошу
> разрешить мне", отправить ее, может быть, это в автоматическом виде. Это > вполне > нормально. Фотография, будет кнопка - дать разрешение, мы отправляем. Тот > компьютер, где владелец, тут же присылает вам разрешение. > Т. УСТИНОВА - Матвей, а если я у художника на Арбате покупаю портрет |
собачки
> и хочу, чтобы эта собачка лежала у меня на "рабочем столе" в моем |
компьютере
> в качестве заставки, фона, значит, я не могу отсканировать собачку и > положить ее себе на "рабочий стол"? > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Реально да. > М. МОШКОВ - По старому закону можно было. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - По новому не будет сканировать. Потому что вы в какое-то > устройство рядом не положили... > Т. УСТИНОВА - Вообще не будет сканировать? > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Оно должно запретить вам сканировать, потому что, > возможно, вы сканируете картину, не получив на нее права. Поэтому рядом вы > должны в > какую-то дырку сунуть какое-то согласие электронное... > Т. УСТИНОВА - Некое устройство, которое разрешит или не разрешит > сканировать. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Этого не существует нигде, но они уже это запретили. > В. ШУДЕГОВ - Давайте вернемся к автором, которых мы должны защитить. > Допустим, вы автор этой картины, и вы видите, что без вашего разрешения > вдруг появляется > в Интернете ваша картина, гуляет по всем компьютерам. Кто-то, может быть, > согласен: очень хорошо, что мое произведение становится всенародным и так > далее. > А кто-то, может быть, хотел получить сначала гонорар, а после пускай все > пользуются. Поэтому здесь, с одной стороны, надо защитить и права авторов, |
а
> с > другой стороны... > Т. УСТИНОВА - Безусловно, права авторские нуждаются в защите, тут нет > никаких сомнений. Просто, сдается мне, это опять сделано каким-то не тем > боком, с > другой стороны и каким-то странным способом. Виктор, нет разве? Потому что > вообще нет механизма никакого. Мы сейчас говорим о механизме защиты. > Реального > механизма... Это Матвей сейчас очень красиво нам руками показывал и > помахивал, что в это время мы должны вставить в сканер некое устройство, > которое даст > или не даст нам разрешение. Но вы же понимаете... Максим, скажите, это > возможно или нет реально? > М. МОШКОВ - Есть просто другие способы решения этих проблем. Например, на > радио никто не просит у автора песни разрешения на то, чтобы прокрутить |
его
> в > эфире. > В. ШУДЕГОВ - Почему? > М. МОШКОВ - Потому что закон такой. > В. ШУДЕГОВ - Нет, некоторые авторы могут возмутиться. > М. МОШКОВ - Ни один автор не имеет права возмутиться, если его песню > прокрутят по радио. У нас закон такой. Вы, наверное, об этом тоже не |
знаете.
> В. ШУДЕГОВ - Я думаю, что все зависит от конкретного автора. Большинство > авторов считают, что чем чаще его произведения исполняются, его песни, тем > лучше. > Но за каждое выступление... > М. МОШКОВ - Я снова повторюсь. Ни один автор не имеет права запретить > прокрутить свою песню на радио. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - На самом деле, Максим, вы неправы. > М. МОШКОВ - Я недоговорил. Закон об авторском праве позволяет любой > радиостанции прокрутить песню на радио, при условии, что автору будет > заплачена некоторая > сумма денег. > В. ШУДЕГОВ - Я как раз про это и хотел отметить. > М. МОШКОВ - Я повторяю, для этого не требуется разрешение автора. Это |
самое
> главное. Если ты платишь деньги сам, то никакой автор не имеет права тебе > запретить > это. На радио этот вопрос решен. Для Интернета этот способ запрещен вашими > поправками. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Сейчас у нас начнется интерактивное голосование. Я хочу > обратить ваше внимание вот на что. Во-первых, нам позвонило несколько > человек, > которые желают прокомментировать это. Мы их сейчас наберем, это сделают > референты. Я хочу сказать, что какая-то для меня достаточно странная > ситуация. > Но давайте запустим голосование. Итак, внимание, мы с вами уже живем в |
этом
> новом законе. Я задаю вопрос, уважаемые радиослушатели. Согласны ли вы с > тем, > что закон об авторских правах сейчас резко ужесточен? Т.е. согласны ли вы |
с
> такой его трактовкой? Если да, наберите 995-81-21. Если нет, наберите > 995-81-22. > Прошу всех желающих быстро проголосовать, потому что мы позже начали > голосование. Пожалуйста, проявите активность. Я понимаю, что это не про > Путина. Я > понимаю, что это не про монетизацию льгот. Но не одни пенсионеры нас > слушают. Я обращаюсь к молодой аудитории, я обращаюсь к аудитории, у |
которой
> есть > компьютеры, я уверен, что среди наших замечательных пенсионеров, которых |
мы
> любим, есть и такие. Кроме того, и пенсионеры не только монетизируют свои > льготы > или от этого отказываются, но и внимательно наблюдают за тем, что |
происходит
> в нашей общественной жизни. Поэтому, пожалуйста, если вы согласны с тем, |
что
> закон принял такую форму, стал более жестким, наберите 995-81-21. Если вы |
с
> этим не согласны, наберите 995-81-22. > Т. УСТИНОВА - А потом вообще мне сдается, вслед вашей длинной тираде, > Матвей, я хочу сказать, что защита интеллектуальной собственности в > последнее время > всех занимает. Потому что очень свежи в памяти те времена, когда > интеллектуальную собственность вообще никто не охранял и воровали ее в > государственных > масштабах, начиная от аспирина и машин "Жигули" и кончая какими-то > переводными романами, на которые никто никогда в жизни не получал |
авторских
> прав. Вот > недавно кто-то приезжал в Москву из великих, француз, автор, я не могу > сейчас вспомнить его фамилию, у меня так бывает. Все время речь шла о том, > что... > он сейчас уже пожилой человек, его много печатали в России, и он никогда |
не
> получил не то чтобы гонораров, но даже никаких образцов своих бессменных > произведений, > переведенных на русский язык. И это совсем недавно было. Поэтому защита > интеллектуальный собственности - это, в принципе, интересно и нужно. > В. ШУДЕГОВ - В законе мы ввели пункт, касающийся как раз охраны наших прав > за рубежом. Раньше было Всероссийское агентство по охране авторских прав. |
Я
> вот, > когда переводились мои статьи за рубежом, я получал гонорары, не я лично, |
а
> они, вычитывали, конечно... > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Сейчас новости на "Эхе", потом возвращаемся к дискуссии. > НОВОСТИ > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы разбираемся в новом законе об авторских правах. > Согласны ли вы с тем, что закон сейчас имеет такую жесткую форму, спросили > мы у радиослушателей. > Проголосовало, естественно, 1160 человек, потому что слова "Путин" нет и > слов "монетизация льгот" нет, а остальное по барабану. Да - 46%, нет - |
54%.
> 54% > не согласны с подобной трактовкой из тех, кто проголосовал. У нас тут есть > информированные люди, в частности генеральный директор Российского |
общества
> по мультимедиа и цифровым сетям Сергей Зятицкий. Он у нас на телефонной > линии. Сергей, добрый вечер. > С. ЗЯТИЦКИЙ - Добрый вечер. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ваш комментарий. > С. ЗЯТИЦКИЙ - Во-первых, я бы хотел сказать, что не надо драматизировать > ситуацию. Ничего страшного не случилось. Я думаю, что просто наше > законодательство > идет в развитии общемирового законодательства, без которого жить дальше > будет невозможно. Требования по включению этих норм в закон об авторском > праве, > они продиктованы и международными обязательствами РФ и тем, что необходимо > модернизировать свое законодательство и смотреть вдаль. Что касается > электронных > библиотек, это самая больная тема. Что можно сказать? Во-первых, у нас и в > прошлом законодательстве были достаточно жестко урегулированы, и Максим > Мошков, > который получал лицензию РОМС и будет, наверное, получать, на размещение > этих произведений в сети Интернет, он должен сказать, наверное, что он > думает, > что все пропало. Ничего подобного. Я считаю, что это приблизительно должно > выглядеть так. Сначала потенциальный библиотекарь должен получить |
разрешение
> у автора на так называемую оцифровку произведения. Это на самом деле > воспроизведение. Есть такая юридическая норма у нас в законе. Потом этот |
уже
> библиотекарь > должен все равно получить разрешение в обществе по коллективному |
управлению,
> вполне возможно в РОМСе или в другой организации, которая будет > существовать, > на доведение до всеобщего сведения. Но надо отметить, что для того чтобы |
мы
> успели упорядочить это законодательство наше, и введена эта отсрочка > 2-летняя, > т.е., в общем-то, интернет-право, в полном понятии доведения до общего > сведения, оно будет только через 2 года. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - У меня вопрос. Я счастлив, что вы нас успокоили, это > замечательно, что вы объяснили, что бояться нечего. Я просто хочу сказать, > что вам > следует ждать ареста. > С. ЗЯТИЦКИЙ - Почему это? > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А вы не догадываетесь? > С. ЗЯТИЦКИЙ - Нет. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - У вас дома есть компьютер? > С. ЗЯТИЦКИЙ - Конечно. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А ваш компьютер оборудован специальным устройством, > противодействующим всем вашим попыткам копирования любых аудиовизуальных > средств? > С. ЗЯТИЦКИЙ - Во-первых, то, что касается любого копирования в личных |
целях,
> для личного пользования... > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Здесь не указано, в личных или не в личных, в |
промышленных
> или не промышленных, здесь не указано - с целью продажи... > С. ЗЯТИЦКИЙ - Дело в том, что вы рассматриваете, к сожалению, только узко > поправки, которые приняты. У нас есть статья 26-я законодательства об > авторском > праве, которая говорит, что для личного использования произведений денежки > собираются для авторов отдельно совершенно, т.е. это не касается личного > использования > произведений. Это касается только того, когда вы оцифровываете |
произведения
> для последующей перепродажи. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но в законе это не написано. > С. ЗЯТИЦКИЙ - Нельзя читать закон отдельными положениями, надо читать |
закон
> в целом. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы уж простите. Понимаете, есть такое вещество кетамин, > оно кошечкам вводится. Вот один не знал и ввел. А теперь, хотя уже закон > изменили > и можно пользоваться кетамином, все никак его уголовное дело не закроют. > Т. УСТИНОВА - А его всё судят и судят. > С. ЗЯТИЦКИЙ - Это, я думаю, в основном от незнания законодательства. Но я |
бы
> хотел сказать, что, на самом деле, никаких кошмаров-то не происходит. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я понимаю, что я разговариваю с большим знатоком своего > дела. Вот у меня дома такой комбайн стоит, в нем DVD и жесткий диск. |
Только
> это > не компьютер, это Panasonic, такой Hi-Fi компонент. Так вот, вы знаете, я |
не
> могу с DVD-диска в личных целях скопировать это на hard-диск, потому что |
там
> стоит защита. А почему проклятые японцы запрещают мне это делать? Я же для > личных целей. > С. ЗЯТИЦКИЙ - Проклятые японцы, вы не имеете права их ломать, вы не имеете > права ломать совершенно по другой причине. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - По какой? > С. ЗЯТИЦКИЙ - Потому что японский производитель, он так решил эту |
проблему.
> Но, на самом деле, наш закон не запрещает вам для личных целей это делать. > Другой > вопрос, что японский производитель так устроил свою технику. Но это уже > проблема ваша и японского производителя, никак не нашего законодательства. > Это > совершенно другое. И эти технические защиты авторского права, да, > действительно, статья по технической защите авторского права введена для > того, чтобы > нельзя было специально ломать эти средства защиты и их обходить. Вот за |
это,
> когда разработчик ввел уже это все или программа не предназначена для > копирования, > вот это специально сделано... Допустим, Microsoft специально для того, |
чтобы
> нельзя было копировать его диски - я к примеру говорю Microsoft - вводит > какую-то > систему защиты для неувеличения копий. И вот если эта защита введена, то, > конечно, ломать ее противозаконно. Но обязать все это делать - нет... Если |
у
> вас есть, допустим, диск, вам никто не запрещает переписать его на |
кассету.
> Таких запрещений нет. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо большое. Я вам задаю последний вопрос. Вот |
сейчас,
> в настоящее время, если я сканирую что-то, если я перевожу это в mp3, если > я оцифровываю дома, я преступник или нет? > С. ЗЯТИЦКИЙ - Если в личных целях, то нет, если это не для продажи, в |
личных
> целях, то вы, конечно, не преступник. Другой вопрос... Вот там вопрос > задавался, > что, если вы купили на вернисаже каком-то картинку с собачкой... > Т. УСТИНОВА - Это я мечтала. > С. ЗЯТИЦКИЙ - В принципе, конечно, если вы это делаете для себя, то я |
думаю,
> что никто вас не осудит, и автору, по идее, должны быть заплачены деньги > через > общество по коллективному управлению правами, какую-нибудь уполномоченную > организацию. Другой вопрос, что у нас механизмы эти плохо работают, это |
уже
> другой > вопрос - исполнение нашего законодательства. Но для личных целей это |
сделать
> можно. Для промышленных целей этого, конечно, бесспорно, делать нельзя. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо вам большое. Благодарю за комментарий. Я бы |
хотел,
> чтобы еще прокомментировали те, кто сидят в студии. Г-н Мошков, как |
видите,
> нам ничего не грозит, полное счастье, в личных целях делай что хочешь. > Надомников-индивидуалов, коими являемся мы с Устиновой, это не касается. > М. МОШКОВ - Все не совсем так радужно, как можно подумать. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Объясните. > М. МОШКОВ - Например, в статье закона об авторском праве из использования |
в
> личных целях изъяты, например, книги, там отдельно на этот счет есть |
абзац,
> изъяты, по-моему, базы данных и вроде бы как раз музыкальные произведения, > впрочем, это надо все-таки перечитать. Во-вторых, нынешняя поправка не > оставляет > области действий для организаций по коллективному управлению правами на > интернет-размещение. Там четко сказано - только бумажный договор с автором |
и
> никаких > других. Вот в радио предоставлено место для коллективного управления. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А что это значит? Поясните. > М. МОШКОВ - Коллективное управление на радио - это когда существует > организация, в которую все, кто использует авторские произведения, платят > деньги за > их использование. Эта организация собирает эти деньги к себе, а потом |
делит
> между всеми авторами. Т.е. представьте, например, когда тысячи |
пользователей
> имеют тысячу авторов, то для того чтобы каждый с каждым заключил договор, > нужно миллион договоров. А так всего тысяча договоров между пользователями |
с
> организацией, а потом еще тысяча между организацией и авторами. Все |
свалили
> в кучу, а потом раздали. Вообще говоря, в радио, на телевидении именно так > и используется. Хотя лобби очень жаждет разорвать эти договоренности и > поправки внести в законодательство, чтобы от них отказаться. Так вот в > Интернете > места для такого коллективного управления как-то не очень наблюдается. И > вторая важная часть этого самого коллективного управления, что в радио и в > телевидении > коллективное управление действует по умолчанию. Т.е. даже если автор не > подписал договор с организацией по управлению, она все равно будет |
собирать
> деньги > за него и все равно деньги можно заплатить не авторы напрямую, а именно |
этой
> организации. Т.е. по умолчанию ты уже являешься... Так вот для > интернет-размещения > этого умолчания тоже не предусмотрено. А раз так, то единственный способ > возникнуть этой организации - это десятки, сотни тысяч пользователей, > предоставляющие > свои произведения в Интернет, должны сами, по своей инициативе заключить > договор с коллективным управлением, а потом уже только оно начинает > действовать, > а без этого письменный договор каждого с каждым. > В. ШУДЕГОВ - Максим, фактически вы сами сейчас вносите поправку, с которой |
я
> полностью согласен. Единственное, у нас есть еще закон об электронной > подписи. > Раньше просто не было даже смысла этот закон принимать, а сегодня это уже |
в
> порядке вещей, можно согласие давать и по электронной почте, с электронной > подписью. > М. МОШКОВ - Но даже эта возможность электронной подписи в этом новом |
законе
> совершенно не предусмотрена, хотя вроде бы электронный век и пора бы. > В. ШУДЕГОВ - Впереди у нас два года до вступления в силу этих пунктов, > касающихся именно интернет-права. Я думаю, что здесь мы, законодатели, как > раз и > внесем такую поправку. Я здесь полностью с вами согласен. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Может быть, Максим, эта ситуация, когда сейчас силой > заставляют подписывать эти договоры, может быть, это заставит создать > какое-то российское > РАО, связанное с Интернетом, для того чтобы как-то упорядочить это. Потому > что защита сайтов, защита материалов от копирования, она существует, она > есть. > Зайдите, извините, не к столу будет сказано, на порносайты. Там, для того > чтобы что-то скачать, надо платить деньги. И как-то это, простите, > действует. > Может быть, потому что это порносайты и они лучше крутятся. Но я знаю, что > есть коммерческий сайты, куда, когда заходишь, надо платить деньги. Другое > дело, > что интернет-коммерция, она плохо развита в нас. Компьютеры у людей есть, |
но
> как-то в голову не приходит за что-то платить. > М. МОШКОВ - Там, где денег не заработаешь, там, конечно, ничего и не > создается. Вот порносайты - это очень прибыльное замечательное > технологическое дело. > Они зарабатывают деньги, они решают свои проблемы. Спамеры зарабатывают |
свои
> деньги, они решают свои проблемы. А использование просто художественной > литературы, > извините, оно денег не приносит никому, только убытки. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - В смысле человеку, который делает библиотеку |
электронную?
> М. МОШКОВ - Особенно тому, кто делает, потому что это отнимает его время, > его деньги - за хостинг, за поддержку сайта, за все остальное надо |
платить.
> А > кто заплатит ему? Только вот из семейного бюджета. Читатель, который |
читает
> книжки, он, в общем, тратит деньги... Единственный, кто зарабатывает |
сейчас
> на авторском труде, это провайдеры, которые перекачивают эти данные. Но |
даже
> для провайдера гораздо выгоднее качать одну музычку 3 минуты 3 мегабайта, > чем три романа, которые будешь потом читать неделю, тоже 3 мегабайта за 3 > романа. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - У меня вопрос к Виктору Шудегову и Татьяне Устиновой. > Очень важную вещь сейчас сказал Максим. По сути, это... я не говорю его > бизнесу, > потому что бизнеса тут нет, я говорю приговор его делу. Смотрите, казалось > бы, современная форма - электронная библиотека. Но получается, что у него > только > проблемы с этой библиотекой теперь, но никакой прибыли. И действительно, |
он
> в минусе и еще может преследоваться по закону. > М. МОШКОВ - Конкретно касательно меня по закону не попреследуешь. У меня > есть лицензия РОМС, по которой я вполне благополучно выплачиваю авторские > отчисления. > Но через 2 года эта лицензия РОМС станет бездействующей, потому что |
вступит
> в действие эта поправка, по которому РОМС окажется неправомочной > предоставлять > мне такие права. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И вот теперь я вам задаю вопрос принципиальный. К чему |
мы
> идем? В конце концов, о чем бы мы ни говорили в программе, мы говорим о > правах > человека, как ни странно. И там, где есть Интернет, там есть библиотека > Мошкова. А там, где есть библиотека Мошкова, это значит, что перед тобой |
мир
> литературы. > Значит, сделан закон, который ущемляет права вот этого читателя, который > находится в деревне Хряпино, где стоит один компьютер, и ущемляет дело > хорошее... > я не хочу говорить благородное, как-то не очень, хорошее дело Мошкова. А > взамен ничего. Только бойся. Главное в этом законе - бойся. Хотя все вроде |
в
> законе > правильно. > М. МОШКОВ - Матвей, единственную поправку хочу сделать. Библиотекам, > конечно, стоит бояться нового закона, потому что он создает много проблем. > Но не о > библиотеках сейчас надо думать. Потому что любой интернет-сайт подпадает |
под
> действие этого же самого закона. Вот вы библиотеки, библиотеки... Любой > сайт, > Матвей. Любой просто. Сайт "Эхо Москвы", любой новостной сайт, любой сайт, > где есть форум и гостевая книга, уже этот сайт можно наказать. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Почему? > М. МОШКОВ - Туда приходит читатель, размещает в гостевой книге свое > авторское произведение, а потом вызывает полицию и говорит: хватайте их, |
они
> разместили > на своем сайте произведение без моего разрешения. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я вам сейчас объясню. С этим очень легко бороться. Мы > закроем форум, у них пропадет охота вызывать полицию. > М. МОШКОВ - Но перед этим вас оставят без сайта, без сервера и без денег. > Сколько там? Полмиллиона положено за нарушение авторских прав? И без |
форума.
> Но > только после. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Логично. Может быть и так. > М. МОШКОВ - Так это касается любых сайтов. Поэтому что там библиотеки... |
Не
> переживайте о них. > Т. УСТИНОВА - Я немножко со своей стороны сейчас зайду. Меня вот какой > вопрос очень интересует. Я так понимаю, что закон о защите авторских прав > призван > защищать авторов и их права. Правильно я понимаю? Это если исходить из |
шапки
> этого закона. > В. ШУДЕГОВ - Прежде всего да. > М. МОШКОВ - Декларативно да, но реально он... > Т. УСТИНОВА - Про западных авторов я поняла, мы защищаем их изо всех сил и > на своей собственной территории даем им как можно больше простора и всего > остального. > М. МОШКОВ - За свои собственные деньги. > Т. УСТИНОВА - Также мы защищаем ныне покойных, если я правильно понимаю, > авторов и все еще живущих, но тех, которые 50 лет назад уже перестали |
писать
> или, > может быть, еще продолжают писать, но пока еще не выбрали этот 70-летний > барьер. У меня вопрос такой. Видимо, тоже к закону. Я не знаю, как иначе |
его
> адресовать. > Меня как автора неких литературных произведений этот закон защищает от > пиратства или все-таки нет? > М. МОШКОВ - Я так скажу, Татьяна, он дает вам, автору, возможность |
посадить
> любого пирата или любую издательскую фирму, которая хоть чуть-чуть нарушит > ваши > права. Дело в том, что поправки у нас такие, что там нет минимального, там > сразу по максимуму, или там есть минимум, ниже которого упасть нельзя, > наказания > денежного. И этот минимум очень немаленький - с конфискацией имущества... > Так вот у вас появляется возможность любую издательскую фирму, которая |
хоть
> как-то > где-то какие-то права нарушила, разорить и пустить по миру. Не знаю, |
спасет
> ли это ваши права, даст ли это вам прибыль конкретно, но, возможно, это > может > разорить индустрию. > Т. УСТИНОВА - Ведь разорение индустрии меня как-то не очень интересует, > Максим. > М. МОШКОВ - Такой закон. > Т. УСТИНОВА - Мне бы лучше какие-то денежки получить, и чтобы люди это > благополучно читали в том же Интернете. > М. МОШКОВ - Значит, нужен чуть-чуть другой закон все-таки. > Т. УСТИНОВА - Так все-таки мы к этому склоняемся, что нужен чуть-чуть |
другой
> закон? Или совсем другой? Или вообще не закон? > М. МОШКОВ - Или чуть-чуть другая страна. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я полагаю, что если у вас есть инструментарий, для того > чтобы наказать пиратов, вот лично у вас, Татьяна, то цель достигнута. > М. МОШКОВ - Вообще инструментарий должен быть довольно гибкий. Там должна > быть градация воздействия. Нынешней закон градации не дает. Там если > наказание, > то всё. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А зачем? Если у меня мысль, какое-то тайное желание |
тайно
> издать Устинову, и я знаю, что за это будет по полной программе, я этого > делать > не буду. Зачем здесь гибкость? > М. МОШКОВ - Помните, как еще при царизме: за пощечину губернатору смертная > казнь, ну и за то, что убили губернатора - тоже смертная казнь. Никакой > разницы. > Так, может быть, сразу и начнут убивать, без всяких пощечин. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Тоже правильно. > Т. УСТИНОВА - С моей точки зрения, понимаете, я же не Глеб Жеглов, который > должен говорить, что вор должен сидеть в тюрьме, и при этом размахивать > своим > инструментарием, т.е. пистолетом. Мне понятнее формы наказания или > урегулирования коммерческие. > М. МОШКОВ - Для автора интереснее получить деньги, адекватные тому, что |
он,
> собственно, хотел получить. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Давайте подведем некий итог. Вот эти статьи правленые, > они, с одной стороны, показывают, что, действительно, в вашу устиновскую > сторону > все разворачивается, т.е. все больше и больше запрещается то, что можно > копировать. Можно назвать перекосами то, что это в библиотеках так |
сделано.
> Ну > ладно, потом они там исправят. > Т. УСТИНОВА - Очнутся. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да. Но как бы лицом к Устиновой, лицом к автору. Что > отрицательное мы видим? Действительно, то, что сказал Мошков, что любой, > разместивший > свое произведение... Подождите. А почему? Вот он написал, например, на |
нашем
> форуме что-то, но это же он написал. > М. МОШКОВ - А вы сможете доказать, что это он написал. У вас есть |
письменный
> договор с ним о том, что он разрешил вам на вашем сайте, чтобы это > присутствовало? > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Т.е. имеется в виду, что он писал это где-то дома, а у > него это украли. > М. МОШКОВ - Он же не скажет, что это он писал. > Т. УСТИНОВА - Например, на моем сайте размещаются то и дело какие-то |
абзацы
> из газет, которые про меня пишут. Причем не только в Москве, но и в > Хабаровске. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вот хороший пример. Без согласия хабаровской газеты. > Правильно? > Т. УСТИНОВА - Да. > М. МОШКОВ - Не газеты, а журналиста, который это писал. > Т. УСТИНОВА - Да, журналиста. И так как это целые полосы этих цитат, они |
на
> сайте присутствуют, то, видимо, за это можно будет притянуть наше > издательство. > Правильно я понимаю? Ведь это издательство владеет нашим сайтом? > М. МОШКОВ - Кто сайтом владеет, тот и будет расплачиваться. > Т. УСТИНОВА - За то, что был перепечатан этот абзац. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Тогда у меня буквально на 30 секунд вопрос к Виктору > Шудегову. Виктор, вот такие перекосы как-то будут устранены? > В. ШУДЕГОВ - Конечно. Вот сейчас во многих вузах открывается новая > специальность, называется защита информации. Я думаю, что до сих пор > практически не было > необходимости в этом. А сейчас мы уже прямо пришли к выводу, что сегодня > надо защищать свои сайты, для того чтобы не размещали там что попало и |
потом
> не > предъявляли вам претензий. И наоборот. Я думаю, что здесь со временем все > утрясется. И Максим будет зарабатывать очень хорошо, будут там размещаться > очень > интересные книги... > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Через 70 лет. > В. ШУДЕГОВ - ...которых в продаже мы не сможем найти в бумажном |
варианте...
> М. МОШКОВ - Если бы я зарабатывал плохо, я бы не мог сейчас поддерживать > свою библиотеку, но не на библиотеке я зарабатываю. > В. ШУДЕГОВ - Думаю, что в будущем это все урегулируется. Я просто как > оптимист, надеюсь на это. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Надеюсь, что эта история не повторит кетаминовую |
историю.
> Т. УСТИНОВА - Это точно. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Жаль только, очень сейчас большая популярность маленьких > карманных компьютеров. Вот у Максима такой. > М. МОШКОВ - У меня не такой маленький. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Большой карманный компьютер. Хорошо на нем книжку |
читать.
> Но теперь получается, что если я скачаю какую-то книжку, чтобы читать ее в > дороге, > то я много чего нарушу. Но компьютеру завидую, очень хороший компьютер. > Спасибо большое. Друзья, вот в такой реальности мы живем. Поэтому, я > надеюсь, что > слышали нас много людей, имеющих компьютеры, много людей прочитают еще > расшифровку нашей передачи на сайте и сделают соответствующие выводы. И |
мы,
> г-н > Мошков, по поводу нашего сайта сделаем соответствующие выводы. Спасибо > большое. Я напомню, кто у нас был в гостях. У нас была автор детективов > Татьяна > Устинова. Таня, спасибо вам большое, что вы пришли. > Т. УСТИНОВА - Спасибо вам. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Был Максим Мошков, владелец электронной "Библиотеки > Максима Мошкова". Максим, спасибо большое. И был Виктор Шудегов - > председатель комитета > Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и > экологии. Спасибо вам большое. Когда я все это прочитал, только |
удивляюсь...
> В. ШУДЕГОВ - Самый много профильный комитет Совета Федерации. > М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да. Как вы эту тяжесть невероятную на себе несете, |
Виктор.
> Вел программу Матвей Ганапольский. До свидания. > > С Уважением, Ю. Котов > > > > Yahoo! Groups Sponsor --------------------~--> > $9.95 domain names from Yahoo!. Register anything. > http://us.click.yahoo.com/J8kdrA/y20IAA/yQLSAA/86xolB/TM > --------------------------------------------------------------------~-> > > To unsubscribe, send an email to: > tifloresource-unsubscri***@y*****.com > > > Yahoo! Groups Links > > <*> To visit your group on the web, go to: > http://groups.yahoo.com/group/tifloresource/ > > <*> To unsubscribe from this group, send an email to: > tifloresource-unsubscri***@y*****.com > > <*> Your use of Yahoo! Groups is subject to: > http://docs.yahoo.com/info/terms/ > > > |
--
Дискуссионный лист "Электронная книга"
Модератор - Михаил Духонин <mihail_***@m*****.ru>
Перед вами 2671 выпуск листа, разошедшийся для 660 человек.
Постоянный адрес выпуска этого письма в архиве -
http://subscribe.ru/archive/lit.book.library.ebookaccess/msg/218734
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Адрес подписки:
Написать в лист: mailto:lit.book.library.ebookaccess-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:lit.book.library.ebookaccess--unsub@subscribe.ru
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback