Здравствуйте. Пересылаю письмо из дружественной рассылки. Правда прошу
прощения у всех, чье согласие не было мною предварительно получено:
радио-станции "Эхо Москвы", участников передачи, Юрия Котова, приславшего
это сообщения и т.д.
С уважением, Наташа.
> 16 августа 2004 года.
> В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Виктор Шудегов - председатель
> комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению
и
> экологии,
> Татьяна Устинова - писательница, Максим Мошков - программист, владелец
> электронной "Библиотеки Максима Мошкова".
> Эфир ведет Матвей Ганапольский.
>
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы слушаете радио "Эхо Москвы". Программа, которая
> касается сегодня вообще всех, особенно тех, у кого Интернет. Вот стук
> раздался. Это
> легендарный Максим Мошков... Здравствуйте, Максим.
> М. МОШКОВ - Здравствуйте.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - ...который владелец электронной "Библиотеки Максима
> Мошкова", микрофон уронил. Уронил от ужаса, потому что он знает, что его
> ждет. О чем
> будем говорить, сейчас объясню, но представлю вначале еще гостей. Она
> просила себя называть не писателем, а автором детективов, я запомнил.
> Татьяна Устинова.
> Здравствуйте, Таня.
> Т. УСТИНОВА - Добрый вечер.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А также председатель комитета Совета Федерации по науке,
> культуре, образованию, здравоохранению и экологии, вот сколько всего, и
все
> это
> в одной человеке, которого зовут. Виктор Шудегов. Здравствуйте, Виктор.
> В. ШУДЕГОВ - Здравствуйте.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Друзья, закон об авторских правах, вот о чем мы сейчас
> будем говорить. Вот что я хочу сказать вначале. Это началось очень
> неожиданно.
> Есть такое слово загадочное - диексист. Это вот такой любитель всякого
> коротковолнового радиоприема и так далее. В общем, я вот этим диексистом
> являюсь.
> Я благодаря Интернету подписываюсь на рассылку, новости всякие касательно
> этого. Там всякая разная информация. И вдруг там Павел Михайлов, которому
я
> очень
> благодарен, опубликовал небольшую заметочку, она у меня в руках, где он
> удивляется некоторым положениям нового закона об авторских правах или,
будем
> так
> говорить, новой редакции закона об авторских правах. Когда я прочитал это,
> это меня тоже удивило. Поэтому мы сегодня поговорим о том, что, согласно
> новому
> закону, будет можно, а что нельзя. Я хочу еще раз правильно сориентировать
и
> радиослушателей, и тех, кто находится в студии. Мы не знаем, мы не можем
> сказать,
> сейчас это будет хороший закон или это будет плохой закон. Вместе с вами в
> процессе этой передачи, анализируя некоторые его положения, мы попробуем
> придти
> к какому-нибудь выводу. Т.е. лично у меня нет позиции по поводу этого
> закона.
> Т. УСТИНОВА - Вот лично у меня тоже нет, Матвей.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А вы его знаете?
> Т. УСТИНОВА - Нет, в том-то и дело.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы сейчас будем заниматься практическим
просветительством.
> Т. УСТИНОВА - Читателей и писателей, что характерно.
> В. ШУДЕГОВ - И законодателей.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я должен сказать, она замечательно выглядит, наш автор
> детективов.
> Т. УСТИНОВА - Спасибо.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я не могу себе представить, как у нее волосы могут
встать
> дыбом. Но могут. И это может случиться в процессе этой передачи. Я
расскажу
> наш формат. Мы говорим вначале до 21 часа, дальше новости, после чего мы
> продолжаем беседу, в 25 минут у нас "Рикошет". Темы "Рикошета" пока нет,
> приветствуются
> ваши вопросы, только тогда, когда вы, уважаемые радиослушатели, въедете в
> тему нашей программы. Напоминаю, она не про монетизацию льгот,
предупреждаю
> со
> всей серьезностью и в последний раз. 20 июля поправки к закону об
авторских
> и смежных правах достигли конечной инстанции - подписи у президента
России,
> после одобрения Государственной Думой поправки были направлены на
обсуждение
> в Совет Федерации, где были отклонены. В связи с этим созвали
согласительную
> комиссию, которая приняла поправки с некоторыми уточнениями, после чего
> законопроект без проблем прошел одобрение СФ и 20 июля был подписан
> президентом.
> 28 июля закон фактически вступил в силу. Так что мы с вами - хотя многие
из
> вас этого не знают - живем по этому закону. Первый вопрос у меня чисто
> информационный
> к Виктору Шудегову. Виктор, чем была вызвана необходимость изменения этого
> закона об авторских правах? Чем не устраивал старый закон?
> В. ШУДЕГОВ - Меня устраивал всем. Но тем не менее очень мощное было лобби
со
> стороны Запада, чтобы у нас в России этот закон был изменен, т.е. внесены
в
> него поправки. В первую очередь это касается сроков увеличения охраны
> авторских прав с 50 до 70 лет. Сразу отмечу, что здесь, я считаю, что
> законодатели
> прописали совершенно невозможную ситуацию, когда вдруг закон имел обратную
> силу. Т.е. те произведения, у которых срок охраны уже истек, 50 лет
прошло,
> вдруг, в соответствии с этим законом, вновь становились
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Госпожа Устинова
> Т. УСТИНОВА - Я еще молодая, Матвей, я назло врагу доживу.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ -
> В. ШУДЕГОВ - Во-первых, в соответствии с Бернским соглашением, все-таки в
> основном на Западе используется срок 70 лет охраны авторских прав.
Конечно,
> надо
> было привести в соответствие с этими нормативами. В общем-то, это один из
> главных моментов. Затем, я считаю, очень спорный был момент, это то, что
> касается
> уничтожения контрафактной продукции и оборудования, на котором произведена
> контрафактная продукция, с чем я, конечно, и мои коллеги были не согласны.
> Есть
> целые заводы, которые выпускают, можно сказать, контрафактную продукцию.
> Посмотрите, в соответствии с этим законом любой учебник, любая
хрестоматия,
> где
> сейчас используются произведения, на которые мы вдруг распространили срок
> охраны авторских прав до 70 лет, они становятся контрафактными.
Типография,
> где
> издана эта книга, может рассматриваться как инструмент для создания
> контрафактной продукции, типография должна быть тогда уничтожена.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я пытаюсь все-таки несколько, с вашего позволения,
> упорядоченно в этой передаче разбираться с проблемой. Первое - не
устраивало
> Запад,
> что 50 лет охрана авторских прав произведений, нужно было 70. Что еще не
> устраивало?
> В. ШУДЕГОВ - Игра односторонняя. Потому что чаще всего переводят наши
> западных авторов, а не наоборот. Вы согласны, наверное, с этим?
> Т. УСТИНОВА - Я как автор, переводимый в странах европейских, не могу это
> точно сказать. Меня переводят.
> В. ШИЛОВ - Но не всех переводят.
> М. МОШКОВ - Надо суммы посчитать. Суммы, конечно, в пользу Запада, и он от
> этого очень серьезно выиграл, а мы проиграли.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Еще раз, Виктор. Пытаюсь понять, очень формально сейчас
> действую. Первое - не устраивало... вот эти 70 лет, которые должны быть.
Что
> еще
> не устраивало?
> В. ШУДЕГОВ - Запад хотел, чтобы мы - я бы сказал - опят же раньше планеты
> всей ввели у себя еще два пункта в этом законе. Это так называемый закон,
> который
> охраняет... Закон называется ДИФ, закон, который охраняет наши фонограммы
> всевозможные, западные прежде всего, и авторские права, в том числе в
> Интернете.
> Дело в том, что так получается, что после подписания Римской конвенции, в
> принципе, ни одно из европейских государств пока не охраняет эти моменты.
А
> если
> бы закон вступил сразу в силу, фактически весь сегмент нашего российского
> Интернета оказался бы, я бы сказал, вне закона.
> М. МОШКОВ - Он бы стал нелегальным.
> В. ШУДЕГОВ - Нужно срочно было бы подписывать порядка 2 млн. договоров с
> западными всевозможными авторами, обладателями авторских прав.
> Т. УСТИНОВА - У нас с 28 июля теперь нелегальный Интернет?
> В. ШУДЕГОВ - Нет, сейчас нет.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Уважаемые коллеги, подождите. Пытаюсь разобраться.
> Первое - это 70 лет. Я не дам развалиться передаче. Первое - это 70 лет.
> Второе - Запад
> настаивал, что более тщательно - с вашего позволения я так сформулирую -
> нуждались в охране западные фонограммы, кои мы активно перепечатываем, в
том
> числе
> и в Интернете. Правильно я понимаю?
> В. ШУДЕГОВ - Согласен.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Итак, звук и видео - я пишу - в Интернете. Правильно я
> написал?
> В. ШУДЕГОВ - Если говорить уже с точки зрения законодателя, договор об
> авторском праве (ДАП) и договор об исполнениях и фонограммах (ДИФ), вот
они
> должны
> были, в соответствии с этим законом, уже вступить в силу. Это фактически,
я
> еще раз повторяю, что весь сегмент российского Интернета становился
> нелегальным.
> Т.е. это нельзя сразу принимать, а нужно определенное время, чтобы мы
> успели...
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Если позволите, мы об этом будем говорить во 2-й части
> передачи. Еще раз, я пытаюсь понять, почему нужно было менять закон.
Понял,
> 70
> лет, звук и видео в Интернете. Еще что? Были ли еще какие-то узловые,
> принципиальные моменты, которые нужно было изменить в этом законе?
> В. ШУДЕГОВ - Я считаю, это самые главные пункты, по которым нас, прежде
> всего, при вступлении в ВТО просили...
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Упрекали.
> В. ШУДЕГОВ - Попрекали, что у нас не соблюдаются авторские права, мы не
> выплачиваем гонорары, потому что у нас эти законы не работают и так далее.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Теперь у меня вопрос Татьяне Устиновой. Татьяна,
скажите,
> какие ваши взаимоотношения со старым еще законом, поскольку о новом вы
> ничего
> не знали, со старым законом об авторских правах. Ваши права кто-то
нарушает,
> были ли у вас какие-то выяснения?
> Т. УСТИНОВА - К счастью, нет. Но наше издательство, в котором я имею
счастье
> находиться... Я думаю, что мы не можем в эфире его называть. Или можем?
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да назовите, ничего страшного.
> Т. УСТИНОВА - Издательство "ЭКСМО", это одно из самых крупных российских
> издательств.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Они у нас раз в три дня здесь бывают, поэтому ничего
> страшного.
> Т. УСТИНОВА - У них нет никаких ярко выраженных нарушений авторских прав,
с
> моей точки зрения, учитывая, что у меня нет аппарата юридического или,
> например,
> аудиторского, который бы следил за тем, как что там происходит, не
передают
> ли они еще куда-то эти права. С моей точки зрения, авторской, не передают.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А ваши произведения можно прочитать в Интернете?
> Т. УСТИНОВА - Да. С Интернетом у нас вышла полная беда. Потому что,
> во-первых, это очень удивительно, но любая книжка из написанных мной
> появляется в Интернете
> раньше, чем в магазине. Причем что там написано, сказать никто не может,
> такая ли она, как потом появится в магазине, или ее кто-то чего-то
какие-то
> куски
> из аннотации списал, а потом склеил...
> М. МОШКОВ - Или написал сам.
> Т. УСТИНОВА - Это загадка.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Скажите, пожалуйста, важный вопрос. Вредит ли продаже
> книги то, что она есть в Интернете?
> Т. УСТИНОВА - Нет, не вредит.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Серьезно?
> Т. УСТИНОВА - Абсолютно. Никто из нас не Стивен Кинг, и страна эта не
> Америка. 33 компьютера, которые есть в Москве, и еще полтора компьютера,
> которые есть
> в Санкт-Петербурге, никакой погоды на миллионных тиражах раскрученных
> авторов сейчас в этой стране не делают. Я думаю, что через 10 лет будут
> делать.
> В. ШУДЕГОВ - Можно я уточню? А если я взял, распечатал дополнительный
тираж
> вашей книги и отправил в субъекты, там продали это все, я получил
> дополнительные
> деньги, не выплатив вам гонорар. Повредит это вам?
> Т. УСТИНОВА - Конечно.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А откуда распечатал?
> В. ШУДЕГОВ - А вот для того чтобы распечатать, я должен иметь цифровую
> версию вашего оригинал-макета книги. В принципе, вы могли это сдать в
> библиотеку.
> Т. УСТИНОВА - С библиотеками, я думаю, что это следующий момент. Потому
что
> с библиотеками у нас как раз и вышла неприятность.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы имеете в виду, что если книгу Татьяны скачают из
> Интернета, переведут в издательский формат, напечатают тираж, то, конечно,
> она не
> будет довольна, издательство "ЭКСМО" тоже не будет.
> Т. УСТИНОВА - Конечно, не будет. Я хочу сказать, что это можно сделать с
> таким же успехом, отсканировав уже вышедшую книгу.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Теперь у меня вопрос к известнейшему человеку, с которым
я
> очень рад познакомиться. Я, по-моему, первый раз с вами в эфире.
> М. МОШКОВ - В эфире первый раз, только в коридорах пересекались.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Максим Мошков, который владелец электронной "Библиотеки
> Максима Мошкова". Скажите, вот ваша библиотека - это библиотека в
> электронном
> виде. Как вы сами для себя ощущаете взаимоотношения с авторскими правами и
с
> теми авторами, которые у вас содержатся? Вы спрашиваете у них
разрешения...
> Как у вас происходит этот процесс?
> М. МОШКОВ - Мы все вместе висим в воздухе - читатели, авторы и
библиотекари.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это не ответ. Я не понимаю, что вы сказали. Мой вопрос
> очень формальный.
> М. МОШКОВ - А мой ответ не формальный. Дело в том, что есть просто
> потребность читать книжки. Есть у многих авторов потребность эти книжки
> предоставить.
> Конкретно на ваш вопрос. У меня в библиотеке около 400 авторов разместили
> свои книги с их разрешения. Есть довольно книг, которые размещены без
ведома
> автора, по большей части потому, что авторы недоступны никакими способами.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А те, которые доступны, вы им звоните?
> М. МОШКОВ - Я списываюсь с ними по электронной почве и договариваюсь о
> размещении их книг в библиотеке.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Они разрешают, не разрешают в основном?
> М. МОШКОВ - Примерно 95% авторов разрешают.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А те, кто не разрешает, вы все равно...
> М. МОШКОВ - Тех, кто не разрешает, в моей библиотеке нет в открытом
доступе.
> Любая книжка, против которой автор возражает, она изымается из библиотеки
> мгновенно
> и без разбирательств.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А что значит в открытом доступе? У вас есть еще закрытый
> доступ?
> М. МОШКОВ - Конечно.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это что значит?
> М. МОШКОВ - Это значит, что у меня дома на компьютере эти все файлы
> остаются.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Понятно. Уважаемые радиослушатели, вот первая картина
> того, что происходит. Сейчас будут новости, затем мы вернемся в студию и
> начнем
> разбираться в тех пунктах, которые изменили. И вот здесь будут комментарии
и
> Виктора Шудегова, и мнение Татьяны Устиновой, и г-на Мошкова. Будьте
> внимательны,
> потому что тема серьезнейшая.
> НОВОСТИ
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Новый закон об авторских правах: что он нам сулит? Мы
> сейчас с вами переходим к 1-му пункту, он вовсю касается Мошкова. Я
зачитаю.
> Итак,
> пункт 2-й, статья 19-я четко оговаривает условия предоставления
электронных
> версий произведений: "При этом экземпляры произведений, выраженных в
> цифровой
> форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке
> взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во
> временное
> безвозмездное пользование только в помещениях библиотек, при условии
> исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме".
> Давайте
> сейчас мы оживим эту фразу. Насколько я понимаю, имеется в виду что? Что
> есть такая какая-то библиотека, только не мошковская, которая виртуальная,
а
> настоящая.
> Т. УСТИНОВА - Со столами, зелеными лампами и стульями.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - В ней есть компьютеры и есть диски. И вот когда мне дают
> диски, я не должен скопировать в этой реальной, настоящей библиотеке,
> например
> в Библиотеке Ленина...
> Т. УСТИНОВА - Библиотеке иностранной литературы опять же.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я не должен иметь возможность скопировать эти книги.
> В. ШУДЕГОВ - Только в цифровой форме.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я ж не буду на ксероксе.
> В. ШУДЕГОВ - На ксероксе вы можете, можете в бумажном виде распечатать,
> вынести. Но не можете в цифровой форме.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вопрос к Мошкову. Г-н Мошков, замечательная история.
Если
> библиотека с реальными столами, никто не может в ней ничего скопировать.
Вас
> это, я так понимаю, абсолютно не касается.
> М. МОШКОВ - Нас это касается только в той части, что электронная
библиотека,
> которую довольно сложно назвать настоящей библиотекой, но тем не менее
> называли,
> теряет смысл называться библиотекой, потому что она все равно не может
> выдавать электронные книжки. Вот эта поправка, она, вообще говоря,
наступает
> на
> права обыкновенных библиотек. Любая библиотека выдает книжки на дом, а
> вообще она хранит объекты культуры, к ним относятся книжки, компакт-диски,
> грампластинки,
> видеокассеты, все это было в библиотеках. С приемом этих поправок
библиотека
> потеряла возможность выдать человеку на дом кассету с фильмом.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Т.е. библиотека, насколько я понимаю, просто
превратилась
> в читальный зал.
> М. МОШКОВ - Да, библиотека превращается в читальный зал. Есть еще закон о
> библиотечном деле. И о том, как с ним согласованы эти поправки к закону об
> авторских
> правах, еще, видимо, будут разбираться.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - У меня вопрос к г-ну Шудегову. А почему вы превращаете
> библиотеку в читальный зал?
> В. ШУДЕГОВ - Библиотеки в классическом варианте остаются полностью.
Помните,
> когда-то очень давно, когда создавались эти библиотеки, тогда не было
> информации
> на электронных носителях.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А сейчас есть.
> В. ШУДЕГОВ - Сейчас появились. Совершенно другая ситуация. Представьте
себе,
> что если читатели, может быть, не все порядочные, вынесут оригинал-макет
> полностью
> готовой книги, допустим, Устиновой Татьяны, буквально он тут же может
> начинать производство дополнительного тиража этой книги. Ничего ему не
> воспрепятствует.
> Оригинал-макет есть у него есть, найдет подпольную типографию, распечатает
> тираж, вы не будете знать, что ваша книга дополнительно тиражом 10 тысяч
> издана.
> Т. УСТИНОВА - Не хотелось бы.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А если я отсканирую реальную книжку? Я принесу домой,
дома
> есть сканер, отсканирую. Более того, у меня там будет оригинальный
> оригинал-макет.
> В. ШУДЕГОВ - Автор может заметить разницу. Одно дело, когда у вас
настоящий
> оригинал-макет.
> М. МОШКОВ - Я вынужден вмешаться. Потому что оригинал-макет сканируется
один
> в один. Автор не заметит разницу.
> В. ШУДЕГОВ - Одно дело, когда вы сканируете с бумажных листов, когда вы
> взяли бумажную копию, вынесли, что разрешено, и вы пересканировали, я
думаю,
> что
> качество у вас все равно будет другое.
> Т. УСТИНОВА - Нет, Виктор, речь идет не об этом. Речь идет о том, что с
> книжки, купленной в магазине, точно так же можно отсканировать ее от и до,
> начиная
> от титульного листа и кончая выходными данными, облачить ее в обложку и
> благополучно продавать. Тогда теряет смысл весь, насколько я понимаю...
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Внимание: задается главный вопрос. Я не думаю, что
> преступнику, который хочет размножить книгу Устиновой и в городе,
например,
> Хабаровске
> продать ее левый тираж, что он пойдет в библиотеку брать электронное
издание
> этой книги.
> Т. УСТИНОВА - Абсолютно верно.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Он зайдет в магазин, за рубль 20 (условная цифра, ваши
> произведения стоят гораздо больше)... А вообще замечательная сумма 58
> копеек, это
> еще из старых времен. За 58 копеек покупается свежая книга, воруется с
> "Эха", поскольку получается в подарок на "Эхе" - и выходит репринтное,
> только новое,
> издание этой книги. В чем смысл? Не понимаю. Объясните.
> В. ШУДЕГОВ - Я думаю, что здесь этим самым мы сняли ответственность,
вернее,
> библиотеки сняли с себя ответственность.
> М. МОШКОВ - Я так понимаю, библиотеки не просили снять с них
> ответственность. Так ведь?
> В. ШУДЕГОВ - Одно дело, когда у вас отксерокопируют или будут вводить
снова
> через сканер в компьютер, уйдет время, все-таки это трудоемкая работа.
> М. МОШКОВ - Сканирование одной книжки, к слову, занимает около 6 часов.
> В. ШУДЕГОВ - А здесь уже сразу облегчается ваша работа, потому что вы
> получаете на руки оригинал-макет.
> М. МОШКОВ - А подготовка оригинал-макета к бумажному изданию занимает
> несколько недель. Поэтому мы на 6 часов утруднили работу, к неделе
добавляем
> еще 6
> часов трудозатрат.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Кроме того, есть еще такой момент. Все больше книг
выходит
> на цифре, на цифровых носителях. Получается ли, что фактически все
> библиотеки
> станут читальными залами, потому что никто не будет давать на дом ничего?
> М. МОШКОВ - Так получается.
> В. ШУДЕГОВ - Я с вами полностью согласен, что идет ограничение прав
> читателей в этом плане, что, действительно, в традиционном смысле
библиотека
> превращается
> в читальный зал. Я думаю, что это временная все-таки мера. Просто сегодня
у
> нас нет еще таких методов борьбы с пиратством. Вот эти же всякие
> производство
> подпольных всевозможных наших фильмов, всевозможных дисков - это же все в
> государстве, где закон стоит на очень... исполняется всеми гражданами,
> конечно,
> там это все практически исключено. Но у нас и, может быть, еще в некоторых
> странах это пока, в силу, может быть, что не работают наши законы, именно
> поэтому,
> может быть, это и нужно было ввести.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Теперь комментарий Мошкова и Устиновой этого пункта.
> М. МОШКОВ - Я так понимаю, что это российская типичная ситуация: когда
закон
> и так работает плохо, его ухудшают, чтобы он не работал вообще, что мы
> сейчас
> и видим в примере с библиотеками и вот эти поправки, касающиеся Интернета.
> Они делают Интернет нелегальным целиком и полностью, не только электронные
> библиотеки,
> а вообще все сайте, в том числе и сайт "Эхо Москвы".
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Почему? Объясните.
> М. МОШКОВ - Потому что этот закон требует на любое использование авторских
> произведений в Интернете подписания авторского договора на бумаге.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это же правильно.
> М. МОШКОВ - У вас на сайте размещаются тексты, например, передач или
> какие-то текстовые статьи?
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Размещаются.
> М. МОШКОВ - У вас есть бумажки, авторские договоры с авторами этих статей?
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, дело в том, что у тех, кто работают в штате и по
> договору, в самом контракте с радиостанцией указано, что все произведения,
> все работы,
> которые мы делаем, они являются собственностью ЗАО "Эхо Москвы".
> М. МОШКОВ - Совершенно верно. Но они касаются только радиоэфира, т.е. по
> состоянию на тот момент, когда подписывался этот договор. Сейчас появился
> Интернет,
> принят новый закон, соответственно, все выкладывания в Интернет ваших
> авторских произведений не касаются подписанных вами договоров.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я обратил внимание, когда читал этот пункт, что он
> касается классических библиотек. Он вашей мошковской библиотеки не
касается.
> М. МОШКОВ - С библиотеками все ясно, я про другую поправку, с библиотеками
> все ясно, о них дальше говорить нечего, они ограничены в правах, их
> наполовину
> превратили в читальный зал.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы против этого.
> М. МОШКОВ - Наплевав, в общем-то, фактически на закон о библиотечном деле,
о
> задачах, которые стоят перед библиотеками, и все остальное.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И нарушив презумпцию невиновности, каждый читатель
> подозревается...
> М. МОШКОВ - В том, что он будет пиратствовать и все остальное. А главное,
> что совершенно бессмысленно. Потому что то, ради чего это заявлено,
принятие
> этой
> поправки, от этого совершенно не помогает. Так вот с этим все ясно,
приняли
> и обговорили, ничего тут не добавить. Давайте об Интернете.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Об этом позже немножко.
> В. ШУДЕГОВ - Все-таки я хотел добавить. У меня как у законодателя была
> поправка - исключить этот пункт, касающийся библиотек, запрета на
> цифровые...
> М. МОШКОВ - Но вы на этом не настояли.
> В. ШУДЕГОВ - Я не смог переубедить. Ведь согласительная комиссия состоит
из
> равного количество членов СФ, депутатов ГД, представителей правительства,
> администрации
> президента.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Виктор, мы вам виртуально благодарны.
> М. МОШКОВ - Я еще добавлю, что в эту согласительную комиссию было
приглашено
> несколько лиц, которые должны были там присутствовать, но их на заседание,
> на котором принимали эти поправки, не позвали.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А ну к столбу позора. Кто это?
> М. МОШКОВ - Их не поставили в известность даже об этом. Например, адвокат
> Миронов, который ведет сейчас дела о нескольких нарушениях авторских прав
в
> Интернете,
> был просто ясно записан в члены согласительной комиссии. Ему сказали -
> поправки будут приниматься, наверное, осенью. Вот он до осени и кукарекает
> теперь.
> Т. УСТИНОВА - А поправки уже приняты.
> М. МОШКОВ - Поправки приняты без него.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Короткий вопрос к Татьяне Устиновой. Татьяна, вот по
этой
> поправке, вы за нее или против.
> Т. УСТИНОВА - Как и в прошлом эфире, я должна сказать: как говорит обычно
в
> этой программе мой любимый ведущий Матвей Ганапольский, в этой безумной
> стране
> довести до абсурда можно все что угодно. По-моему, это из этой серии.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Т.е. эта поправка не очень вам нравится.
> Т. УСТИНОВА - Это какая-то ерунда.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я напоминаю, что у нас будет интерактивное голосование в
> 25 минут. Жду ваших вопросов. Тут пару вопросов пришло, но нет...
> Пожалуйста,
> присылайте ваши вопросы к интерактивному голосованию. Внимание: переходим
к
> следующей поправке. Извините, я так, по пунктам.
> Т. УСТИНОВА - Правильно абсолютно. Самое главное, чтобы мы тоже
разобрались,
> мы, простые авторы.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Простые авторы, простые владельцы электронных библиотек.
> Т. УСТИНОВА - И простые законодатели.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А теперь внимание: статья 48-1 также обращает на себя
> внимание. В ней оговариваются технические средства защиты авторского права
и
> смежных
> прав. Мошков, внимание. В пункте 2 определено, что не допускается
> изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное
> безвозмездное
> пользование, импорт, реклама любого устройства или его компонентов, их
> использование в целях получения дохода либо оказания услуг в случаях, если
в
> результате
> таких действий становится невозможным использование технических средств
> защиты авторского права и смежных прав.
> Т. УСТИНОВА - Вот я бы, если бы таким языком писала романы...
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это должно быть написано таким языком. Оно должно быть
> написано.
> Т. УСТИНОВА - Объясните мне, о чем это.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Переводим это на русский. Объясняю. Сейчас упадете в
> обморок. Т.е. не разрешается любое устройство, продать его вам,
> рекламировать, все
> что угодно с ним делать... Читаю: "Если в результате таких действий
> становится невозможным использование технических средств защиты авторского
> права и
> смежных прав".
> М. МОШКОВ - Матвей, это вы о компьютерах, как я понимаю.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Yes. Итак, я не могу производить, ввозить - сейчас,
может
> быть, меня поправят, - изготавливать, продавать, хранить, к примеру,
> компьютер,
> если в нем нет этой системы, для видео - macrovision, есть такая система,
> она в DVD находится, которая не позволяет вам с DVD переписывать на
> видеомагнитофон,
> она сбивает изображение. То есть компьютер, который стоит у вас дома,
когда
> вы в него вставляете диск Устиновой, чтобы его скопировать, он должен вам
не
> позволить это сделать. Так вот без такой запретительной системы нельзя
> продавать, к примеру, компьютер.
> Т. УСТИНОВА - Боже мой.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Т.е. запрещается продажа, реклама и прочее любого
> устройство, которое не противостоит пиратскому копированию. У вас есть
> какие-то комментарии?
> В. ШУДЕГОВ - Нет, я с вами согласен.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мошков, ваш комментарий.
> М. МОШКОВ - У меня не комментарий, а вопрос к представителю. Что же вы не
> возражали против таких поправок? То, что наша Дума законов не читает, это
> понятно,
> они голосуют и голосуют.
> Т. УСТИНОВА - Она их пишет.
> М. МОШКОВ - Этот закон принят несколькими буквально лицами, которые его
> протащили. И та скорость, с которой он принят, она это показывает.
> Совершенно ураганно,
> за несколько недель.
> В. ШУДЕГОВ - Закон принимался, я с вами согласен, очень форсированно. И
> когда мы сразу же заявили, что мы его отправим на согласительную комиссию,
> главный
> аргумент был - нельзя его отправлять на согласительную комиссию, потому
что
> идут переговоры о вступлении в ВТО, до 29 июля мы должны его принять. Нас
> очень
> форсировали. Здесь что можно сказать? Конечно, может быть, не все так
гладко
> пока звучит в законе, тем более что авторы, которые стояли у истоков
> написания
> этого закона, они говорили, что он очень сильно стал сокращенным, стал
> какой-то нечитаемый. Но тем не менее главный пункт был - это все-таки
> защитить права
> авторов. Как мы потом уже выяснили, права авторов прежде всего западных,
> права авторов нашей киноклассики, они хотели тоже, вдруг которые стали по
> названию
> правопреемниками наших государственных кинокомпаний, тоже захотели вдруг
> обладать всеми фильмами, которые были изданы. Здесь, я думаю, что в нашем
> случае
> лучше всегда в законе прописать. Потому что наши изобретатели российские
> всегда найдут возможность выйти из этой ситуации.
> Т. УСТИНОВА - Получается, что мы опять возвращаемся к ситуации, что как бы
> ни был уродлив и плох закон, надежда только на то, что он не будет
> исполняться.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я хочу напомнить вам, что нам не позволяет пункт этого
> закона и из-за чего он делает нас номинальными преступниками. Мы не можем
> сканировать
> произведение искусства, мы не можем оцифровать музыку, т.е. сделать из нее
> электронный вид, и мы не можем перевести ее, например, в mp3, в какое-то
> сжатие.
> Т. УСТИНОВА - В формат какой-то.
> В. ШУДЕГОВ - Без разрешения автора.
> М. МОШКОВ - Без письменного разрешения автора.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Без письменного разрешения автора. Т.е. другими
словами...
> вдумайтесь, например, мы видим... Город Прага, мы зашли в "город Прага",
> увидели
> картинку какую-то.
> Т. УСТИНОВА - "Подсолнухи" Ван-Гога, все обожают.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, Ван-Гог давно...
> В. ШУДЕГОВ - Уже не охраняется.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Умер более 70 лет назад. Увидели какую-то фотографию. Мы
> не можем ее просканировать и вытащить на экран. Это преступление.
> Т. УСТИНОВА - Это совсем печально.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы не можем ничего сохранить, мы не можем ничего
> оцифровать. Т.е. для этого должна быть мгновенная... Внимание: как должно
> быть объясняю.
> Вот вы увидели фотографию, для этого мы должны быстро написать заявку
"прошу
> разрешить мне", отправить ее, может быть, это в автоматическом виде. Это
> вполне
> нормально. Фотография, будет кнопка - дать разрешение, мы отправляем. Тот
> компьютер, где владелец, тут же присылает вам разрешение.
> Т. УСТИНОВА - Матвей, а если я у художника на Арбате покупаю портрет
собачки
> и хочу, чтобы эта собачка лежала у меня на "рабочем столе" в моем
компьютере
> в качестве заставки, фона, значит, я не могу отсканировать собачку и
> положить ее себе на "рабочий стол"?
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Реально да.
> М. МОШКОВ - По старому закону можно было.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - По новому не будет сканировать. Потому что вы в какое-то
> устройство рядом не положили...
> Т. УСТИНОВА - Вообще не будет сканировать?
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Оно должно запретить вам сканировать, потому что,
> возможно, вы сканируете картину, не получив на нее права. Поэтому рядом вы
> должны в
> какую-то дырку сунуть какое-то согласие электронное...
> Т. УСТИНОВА - Некое устройство, которое разрешит или не разрешит
> сканировать.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Этого не существует нигде, но они уже это запретили.
> В. ШУДЕГОВ - Давайте вернемся к автором, которых мы должны защитить.
> Допустим, вы автор этой картины, и вы видите, что без вашего разрешения
> вдруг появляется
> в Интернете ваша картина, гуляет по всем компьютерам. Кто-то, может быть,
> согласен: очень хорошо, что мое произведение становится всенародным и так
> далее.
> А кто-то, может быть, хотел получить сначала гонорар, а после пускай все
> пользуются. Поэтому здесь, с одной стороны, надо защитить и права авторов,
а
> с
> другой стороны...
> Т. УСТИНОВА - Безусловно, права авторские нуждаются в защите, тут нет
> никаких сомнений. Просто, сдается мне, это опять сделано каким-то не тем
> боком, с
> другой стороны и каким-то странным способом. Виктор, нет разве? Потому что
> вообще нет механизма никакого. Мы сейчас говорим о механизме защиты.
> Реального
> механизма... Это Матвей сейчас очень красиво нам руками показывал и
> помахивал, что в это время мы должны вставить в сканер некое устройство,
> которое даст
> или не даст нам разрешение. Но вы же понимаете... Максим, скажите, это
> возможно или нет реально?
> М. МОШКОВ - Есть просто другие способы решения этих проблем. Например, на
> радио никто не просит у автора песни разрешения на то, чтобы прокрутить
его
> в
> эфире.
> В. ШУДЕГОВ - Почему?
> М. МОШКОВ - Потому что закон такой.
> В. ШУДЕГОВ - Нет, некоторые авторы могут возмутиться.
> М. МОШКОВ - Ни один автор не имеет права возмутиться, если его песню
> прокрутят по радио. У нас закон такой. Вы, наверное, об этом тоже не
знаете.
> В. ШУДЕГОВ - Я думаю, что все зависит от конкретного автора. Большинство
> авторов считают, что чем чаще его произведения исполняются, его песни, тем
> лучше.
> Но за каждое выступление...
> М. МОШКОВ - Я снова повторюсь. Ни один автор не имеет права запретить
> прокрутить свою песню на радио.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - На самом деле, Максим, вы неправы.
> М. МОШКОВ - Я недоговорил. Закон об авторском праве позволяет любой
> радиостанции прокрутить песню на радио, при условии, что автору будет
> заплачена некоторая
> сумма денег.
> В. ШУДЕГОВ - Я как раз про это и хотел отметить.
> М. МОШКОВ - Я повторяю, для этого не требуется разрешение автора. Это
самое
> главное. Если ты платишь деньги сам, то никакой автор не имеет права тебе
> запретить
> это. На радио этот вопрос решен. Для Интернета этот способ запрещен вашими
> поправками.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Сейчас у нас начнется интерактивное голосование. Я хочу
> обратить ваше внимание вот на что. Во-первых, нам позвонило несколько
> человек,
> которые желают прокомментировать это. Мы их сейчас наберем, это сделают
> референты. Я хочу сказать, что какая-то для меня достаточно странная
> ситуация.
> Но давайте запустим голосование. Итак, внимание, мы с вами уже живем в
этом
> новом законе. Я задаю вопрос, уважаемые радиослушатели. Согласны ли вы с
> тем,
> что закон об авторских правах сейчас резко ужесточен? Т.е. согласны ли вы
с
> такой его трактовкой? Если да, наберите 995-81-21. Если нет, наберите
> 995-81-22.
> Прошу всех желающих быстро проголосовать, потому что мы позже начали
> голосование. Пожалуйста, проявите активность. Я понимаю, что это не про
> Путина. Я
> понимаю, что это не про монетизацию льгот. Но не одни пенсионеры нас
> слушают. Я обращаюсь к молодой аудитории, я обращаюсь к аудитории, у
которой
> есть
> компьютеры, я уверен, что среди наших замечательных пенсионеров, которых
мы
> любим, есть и такие. Кроме того, и пенсионеры не только монетизируют свои
> льготы
> или от этого отказываются, но и внимательно наблюдают за тем, что
происходит
> в нашей общественной жизни. Поэтому, пожалуйста, если вы согласны с тем,
что
> закон принял такую форму, стал более жестким, наберите 995-81-21. Если вы
с
> этим не согласны, наберите 995-81-22.
> Т. УСТИНОВА - А потом вообще мне сдается, вслед вашей длинной тираде,
> Матвей, я хочу сказать, что защита интеллектуальной собственности в
> последнее время
> всех занимает. Потому что очень свежи в памяти те времена, когда
> интеллектуальную собственность вообще никто не охранял и воровали ее в
> государственных
> масштабах, начиная от аспирина и машин "Жигули" и кончая какими-то
> переводными романами, на которые никто никогда в жизни не получал
авторских
> прав. Вот
> недавно кто-то приезжал в Москву из великих, француз, автор, я не могу
> сейчас вспомнить его фамилию, у меня так бывает. Все время речь шла о том,
> что...
> он сейчас уже пожилой человек, его много печатали в России, и он никогда
не
> получил не то чтобы гонораров, но даже никаких образцов своих бессменных
> произведений,
> переведенных на русский язык. И это совсем недавно было. Поэтому защита
> интеллектуальный собственности - это, в принципе, интересно и нужно.
> В. ШУДЕГОВ - В законе мы ввели пункт, касающийся как раз охраны наших прав
> за рубежом. Раньше было Всероссийское агентство по охране авторских прав.
Я
> вот,
> когда переводились мои статьи за рубежом, я получал гонорары, не я лично,
а
> они, вычитывали, конечно...
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Сейчас новости на "Эхе", потом возвращаемся к дискуссии.
> НОВОСТИ
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы разбираемся в новом законе об авторских правах.
> Согласны ли вы с тем, что закон сейчас имеет такую жесткую форму, спросили
> мы у радиослушателей.
> Проголосовало, естественно, 1160 человек, потому что слова "Путин" нет и
> слов "монетизация льгот" нет, а остальное по барабану. Да - 46%, нет -
54%.
> 54%
> не согласны с подобной трактовкой из тех, кто проголосовал. У нас тут есть
> информированные люди, в частности генеральный директор Российского
общества
> по мультимедиа и цифровым сетям Сергей Зятицкий. Он у нас на телефонной
> линии. Сергей, добрый вечер.
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Добрый вечер.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ваш комментарий.
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Во-первых, я бы хотел сказать, что не надо драматизировать
> ситуацию. Ничего страшного не случилось. Я думаю, что просто наше
> законодательство
> идет в развитии общемирового законодательства, без которого жить дальше
> будет невозможно. Требования по включению этих норм в закон об авторском
> праве,
> они продиктованы и международными обязательствами РФ и тем, что необходимо
> модернизировать свое законодательство и смотреть вдаль. Что касается
> электронных
> библиотек, это самая больная тема. Что можно сказать? Во-первых, у нас и в
> прошлом законодательстве были достаточно жестко урегулированы, и Максим
> Мошков,
> который получал лицензию РОМС и будет, наверное, получать, на размещение
> этих произведений в сети Интернет, он должен сказать, наверное, что он
> думает,
> что все пропало. Ничего подобного. Я считаю, что это приблизительно должно
> выглядеть так. Сначала потенциальный библиотекарь должен получить
разрешение
> у автора на так называемую оцифровку произведения. Это на самом деле
> воспроизведение. Есть такая юридическая норма у нас в законе. Потом этот
уже
> библиотекарь
> должен все равно получить разрешение в обществе по коллективному
управлению,
> вполне возможно в РОМСе или в другой организации, которая будет
> существовать,
> на доведение до всеобщего сведения. Но надо отметить, что для того чтобы
мы
> успели упорядочить это законодательство наше, и введена эта отсрочка
> 2-летняя,
> т.е., в общем-то, интернет-право, в полном понятии доведения до общего
> сведения, оно будет только через 2 года.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - У меня вопрос. Я счастлив, что вы нас успокоили, это
> замечательно, что вы объяснили, что бояться нечего. Я просто хочу сказать,
> что вам
> следует ждать ареста.
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Почему это?
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А вы не догадываетесь?
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Нет.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - У вас дома есть компьютер?
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Конечно.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А ваш компьютер оборудован специальным устройством,
> противодействующим всем вашим попыткам копирования любых аудиовизуальных
> средств?
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Во-первых, то, что касается любого копирования в личных
целях,
> для личного пользования...
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Здесь не указано, в личных или не в личных, в
промышленных
> или не промышленных, здесь не указано - с целью продажи...
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Дело в том, что вы рассматриваете, к сожалению, только узко
> поправки, которые приняты. У нас есть статья 26-я законодательства об
> авторском
> праве, которая говорит, что для личного использования произведений денежки
> собираются для авторов отдельно совершенно, т.е. это не касается личного
> использования
> произведений. Это касается только того, когда вы оцифровываете
произведения
> для последующей перепродажи.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но в законе это не написано.
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Нельзя читать закон отдельными положениями, надо читать
закон
> в целом.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы уж простите. Понимаете, есть такое вещество кетамин,
> оно кошечкам вводится. Вот один не знал и ввел. А теперь, хотя уже закон
> изменили
> и можно пользоваться кетамином, все никак его уголовное дело не закроют.
> Т. УСТИНОВА - А его всё судят и судят.
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Это, я думаю, в основном от незнания законодательства. Но я
бы
> хотел сказать, что, на самом деле, никаких кошмаров-то не происходит.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я понимаю, что я разговариваю с большим знатоком своего
> дела. Вот у меня дома такой комбайн стоит, в нем DVD и жесткий диск.
Только
> это
> не компьютер, это Panasonic, такой Hi-Fi компонент. Так вот, вы знаете, я
не
> могу с DVD-диска в личных целях скопировать это на hard-диск, потому что
там
> стоит защита. А почему проклятые японцы запрещают мне это делать? Я же для
> личных целей.
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Проклятые японцы, вы не имеете права их ломать, вы не имеете
> права ломать совершенно по другой причине.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - По какой?
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Потому что японский производитель, он так решил эту
проблему.
> Но, на самом деле, наш закон не запрещает вам для личных целей это делать.
> Другой
> вопрос, что японский производитель так устроил свою технику. Но это уже
> проблема ваша и японского производителя, никак не нашего законодательства.
> Это
> совершенно другое. И эти технические защиты авторского права, да,
> действительно, статья по технической защите авторского права введена для
> того, чтобы
> нельзя было специально ломать эти средства защиты и их обходить. Вот за
это,
> когда разработчик ввел уже это все или программа не предназначена для
> копирования,
> вот это специально сделано... Допустим, Microsoft специально для того,
чтобы
> нельзя было копировать его диски - я к примеру говорю Microsoft - вводит
> какую-то
> систему защиты для неувеличения копий. И вот если эта защита введена, то,
> конечно, ломать ее противозаконно. Но обязать все это делать - нет... Если
у
> вас есть, допустим, диск, вам никто не запрещает переписать его на
кассету.
> Таких запрещений нет.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо большое. Я вам задаю последний вопрос. Вот
сейчас,
> в настоящее время, если я сканирую что-то, если я перевожу это в mp3, если
> я оцифровываю дома, я преступник или нет?
> С. ЗЯТИЦКИЙ - Если в личных целях, то нет, если это не для продажи, в
личных
> целях, то вы, конечно, не преступник. Другой вопрос... Вот там вопрос
> задавался,
> что, если вы купили на вернисаже каком-то картинку с собачкой...
> Т. УСТИНОВА - Это я мечтала.
> С. ЗЯТИЦКИЙ - В принципе, конечно, если вы это делаете для себя, то я
думаю,
> что никто вас не осудит, и автору, по идее, должны быть заплачены деньги
> через
> общество по коллективному управлению правами, какую-нибудь уполномоченную
> организацию. Другой вопрос, что у нас механизмы эти плохо работают, это
уже
> другой
> вопрос - исполнение нашего законодательства. Но для личных целей это
сделать
> можно. Для промышленных целей этого, конечно, бесспорно, делать нельзя.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо вам большое. Благодарю за комментарий. Я бы
хотел,
> чтобы еще прокомментировали те, кто сидят в студии. Г-н Мошков, как
видите,
> нам ничего не грозит, полное счастье, в личных целях делай что хочешь.
> Надомников-индивидуалов, коими являемся мы с Устиновой, это не касается.
> М. МОШКОВ - Все не совсем так радужно, как можно подумать.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Объясните.
> М. МОШКОВ - Например, в статье закона об авторском праве из использования
в
> личных целях изъяты, например, книги, там отдельно на этот счет есть
абзац,
> изъяты, по-моему, базы данных и вроде бы как раз музыкальные произведения,
> впрочем, это надо все-таки перечитать. Во-вторых, нынешняя поправка не
> оставляет
> области действий для организаций по коллективному управлению правами на
> интернет-размещение. Там четко сказано - только бумажный договор с автором
и
> никаких
> других. Вот в радио предоставлено место для коллективного управления.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А что это значит? Поясните.
> М. МОШКОВ - Коллективное управление на радио - это когда существует
> организация, в которую все, кто использует авторские произведения, платят
> деньги за
> их использование. Эта организация собирает эти деньги к себе, а потом
делит
> между всеми авторами. Т.е. представьте, например, когда тысячи
пользователей
> имеют тысячу авторов, то для того чтобы каждый с каждым заключил договор,
> нужно миллион договоров. А так всего тысяча договоров между пользователями
с
> организацией, а потом еще тысяча между организацией и авторами. Все
свалили
> в кучу, а потом раздали. Вообще говоря, в радио, на телевидении именно так
> и используется. Хотя лобби очень жаждет разорвать эти договоренности и
> поправки внести в законодательство, чтобы от них отказаться. Так вот в
> Интернете
> места для такого коллективного управления как-то не очень наблюдается. И
> вторая важная часть этого самого коллективного управления, что в радио и в
> телевидении
> коллективное управление действует по умолчанию. Т.е. даже если автор не
> подписал договор с организацией по управлению, она все равно будет
собирать
> деньги
> за него и все равно деньги можно заплатить не авторы напрямую, а именно
этой
> организации. Т.е. по умолчанию ты уже являешься... Так вот для
> интернет-размещения
> этого умолчания тоже не предусмотрено. А раз так, то единственный способ
> возникнуть этой организации - это десятки, сотни тысяч пользователей,
> предоставляющие
> свои произведения в Интернет, должны сами, по своей инициативе заключить
> договор с коллективным управлением, а потом уже только оно начинает
> действовать,
> а без этого письменный договор каждого с каждым.
> В. ШУДЕГОВ - Максим, фактически вы сами сейчас вносите поправку, с которой
я
> полностью согласен. Единственное, у нас есть еще закон об электронной
> подписи.
> Раньше просто не было даже смысла этот закон принимать, а сегодня это уже
в
> порядке вещей, можно согласие давать и по электронной почте, с электронной
> подписью.
> М. МОШКОВ - Но даже эта возможность электронной подписи в этом новом
законе
> совершенно не предусмотрена, хотя вроде бы электронный век и пора бы.
> В. ШУДЕГОВ - Впереди у нас два года до вступления в силу этих пунктов,
> касающихся именно интернет-права. Я думаю, что здесь мы, законодатели, как
> раз и
> внесем такую поправку. Я здесь полностью с вами согласен.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Может быть, Максим, эта ситуация, когда сейчас силой
> заставляют подписывать эти договоры, может быть, это заставит создать
> какое-то российское
> РАО, связанное с Интернетом, для того чтобы как-то упорядочить это. Потому
> что защита сайтов, защита материалов от копирования, она существует, она
> есть.
> Зайдите, извините, не к столу будет сказано, на порносайты. Там, для того
> чтобы что-то скачать, надо платить деньги. И как-то это, простите,
> действует.
> Может быть, потому что это порносайты и они лучше крутятся. Но я знаю, что
> есть коммерческий сайты, куда, когда заходишь, надо платить деньги. Другое
> дело,
> что интернет-коммерция, она плохо развита в нас. Компьютеры у людей есть,
но
> как-то в голову не приходит за что-то платить.
> М. МОШКОВ - Там, где денег не заработаешь, там, конечно, ничего и не
> создается. Вот порносайты - это очень прибыльное замечательное
> технологическое дело.
> Они зарабатывают деньги, они решают свои проблемы. Спамеры зарабатывают
свои
> деньги, они решают свои проблемы. А использование просто художественной
> литературы,
> извините, оно денег не приносит никому, только убытки.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - В смысле человеку, который делает библиотеку
электронную?
> М. МОШКОВ - Особенно тому, кто делает, потому что это отнимает его время,
> его деньги - за хостинг, за поддержку сайта, за все остальное надо
платить.
> А
> кто заплатит ему? Только вот из семейного бюджета. Читатель, который
читает
> книжки, он, в общем, тратит деньги... Единственный, кто зарабатывает
сейчас
> на авторском труде, это провайдеры, которые перекачивают эти данные. Но
даже
> для провайдера гораздо выгоднее качать одну музычку 3 минуты 3 мегабайта,
> чем три романа, которые будешь потом читать неделю, тоже 3 мегабайта за 3
> романа.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - У меня вопрос к Виктору Шудегову и Татьяне Устиновой.
> Очень важную вещь сейчас сказал Максим. По сути, это... я не говорю его
> бизнесу,
> потому что бизнеса тут нет, я говорю приговор его делу. Смотрите, казалось
> бы, современная форма - электронная библиотека. Но получается, что у него
> только
> проблемы с этой библиотекой теперь, но никакой прибыли. И действительно,
он
> в минусе и еще может преследоваться по закону.
> М. МОШКОВ - Конкретно касательно меня по закону не попреследуешь. У меня
> есть лицензия РОМС, по которой я вполне благополучно выплачиваю авторские
> отчисления.
> Но через 2 года эта лицензия РОМС станет бездействующей, потому что
вступит
> в действие эта поправка, по которому РОМС окажется неправомочной
> предоставлять
> мне такие права.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И вот теперь я вам задаю вопрос принципиальный. К чему
мы
> идем? В конце концов, о чем бы мы ни говорили в программе, мы говорим о
> правах
> человека, как ни странно. И там, где есть Интернет, там есть библиотека
> Мошкова. А там, где есть библиотека Мошкова, это значит, что перед тобой
мир
> литературы.
> Значит, сделан закон, который ущемляет права вот этого читателя, который
> находится в деревне Хряпино, где стоит один компьютер, и ущемляет дело
> хорошее...
> я не хочу говорить благородное, как-то не очень, хорошее дело Мошкова. А
> взамен ничего. Только бойся. Главное в этом законе - бойся. Хотя все вроде
в
> законе
> правильно.
> М. МОШКОВ - Матвей, единственную поправку хочу сделать. Библиотекам,
> конечно, стоит бояться нового закона, потому что он создает много проблем.
> Но не о
> библиотеках сейчас надо думать. Потому что любой интернет-сайт подпадает
под
> действие этого же самого закона. Вот вы библиотеки, библиотеки... Любой
> сайт,
> Матвей. Любой просто. Сайт "Эхо Москвы", любой новостной сайт, любой сайт,
> где есть форум и гостевая книга, уже этот сайт можно наказать.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Почему?
> М. МОШКОВ - Туда приходит читатель, размещает в гостевой книге свое
> авторское произведение, а потом вызывает полицию и говорит: хватайте их,
они
> разместили
> на своем сайте произведение без моего разрешения.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я вам сейчас объясню. С этим очень легко бороться. Мы
> закроем форум, у них пропадет охота вызывать полицию.
> М. МОШКОВ - Но перед этим вас оставят без сайта, без сервера и без денег.
> Сколько там? Полмиллиона положено за нарушение авторских прав? И без
форума.
> Но
> только после.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Логично. Может быть и так.
> М. МОШКОВ - Так это касается любых сайтов. Поэтому что там библиотеки...
Не
> переживайте о них.
> Т. УСТИНОВА - Я немножко со своей стороны сейчас зайду. Меня вот какой
> вопрос очень интересует. Я так понимаю, что закон о защите авторских прав
> призван
> защищать авторов и их права. Правильно я понимаю? Это если исходить из
шапки
> этого закона.
> В. ШУДЕГОВ - Прежде всего да.
> М. МОШКОВ - Декларативно да, но реально он...
> Т. УСТИНОВА - Про западных авторов я поняла, мы защищаем их изо всех сил и
> на своей собственной территории даем им как можно больше простора и всего
> остального.
> М. МОШКОВ - За свои собственные деньги.
> Т. УСТИНОВА - Также мы защищаем ныне покойных, если я правильно понимаю,
> авторов и все еще живущих, но тех, которые 50 лет назад уже перестали
писать
> или,
> может быть, еще продолжают писать, но пока еще не выбрали этот 70-летний
> барьер. У меня вопрос такой. Видимо, тоже к закону. Я не знаю, как иначе
его
> адресовать.
> Меня как автора неких литературных произведений этот закон защищает от
> пиратства или все-таки нет?
> М. МОШКОВ - Я так скажу, Татьяна, он дает вам, автору, возможность
посадить
> любого пирата или любую издательскую фирму, которая хоть чуть-чуть нарушит
> ваши
> права. Дело в том, что поправки у нас такие, что там нет минимального, там
> сразу по максимуму, или там есть минимум, ниже которого упасть нельзя,
> наказания
> денежного. И этот минимум очень немаленький - с конфискацией имущества...
> Так вот у вас появляется возможность любую издательскую фирму, которая
хоть
> как-то
> где-то какие-то права нарушила, разорить и пустить по миру. Не знаю,
спасет
> ли это ваши права, даст ли это вам прибыль конкретно, но, возможно, это
> может
> разорить индустрию.
> Т. УСТИНОВА - Ведь разорение индустрии меня как-то не очень интересует,
> Максим.
> М. МОШКОВ - Такой закон.
> Т. УСТИНОВА - Мне бы лучше какие-то денежки получить, и чтобы люди это
> благополучно читали в том же Интернете.
> М. МОШКОВ - Значит, нужен чуть-чуть другой закон все-таки.
> Т. УСТИНОВА - Так все-таки мы к этому склоняемся, что нужен чуть-чуть
другой
> закон? Или совсем другой? Или вообще не закон?
> М. МОШКОВ - Или чуть-чуть другая страна.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я полагаю, что если у вас есть инструментарий, для того
> чтобы наказать пиратов, вот лично у вас, Татьяна, то цель достигнута.
> М. МОШКОВ - Вообще инструментарий должен быть довольно гибкий. Там должна
> быть градация воздействия. Нынешней закон градации не дает. Там если
> наказание,
> то всё.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А зачем? Если у меня мысль, какое-то тайное желание
тайно
> издать Устинову, и я знаю, что за это будет по полной программе, я этого
> делать
> не буду. Зачем здесь гибкость?
> М. МОШКОВ - Помните, как еще при царизме: за пощечину губернатору смертная
> казнь, ну и за то, что убили губернатора - тоже смертная казнь. Никакой
> разницы.
> Так, может быть, сразу и начнут убивать, без всяких пощечин.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Тоже правильно.
> Т. УСТИНОВА - С моей точки зрения, понимаете, я же не Глеб Жеглов, который
> должен говорить, что вор должен сидеть в тюрьме, и при этом размахивать
> своим
> инструментарием, т.е. пистолетом. Мне понятнее формы наказания или
> урегулирования коммерческие.
> М. МОШКОВ - Для автора интереснее получить деньги, адекватные тому, что
он,
> собственно, хотел получить.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Давайте подведем некий итог. Вот эти статьи правленые,
> они, с одной стороны, показывают, что, действительно, в вашу устиновскую
> сторону
> все разворачивается, т.е. все больше и больше запрещается то, что можно
> копировать. Можно назвать перекосами то, что это в библиотеках так
сделано.
> Ну
> ладно, потом они там исправят.
> Т. УСТИНОВА - Очнутся.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да. Но как бы лицом к Устиновой, лицом к автору. Что
> отрицательное мы видим? Действительно, то, что сказал Мошков, что любой,
> разместивший
> свое произведение... Подождите. А почему? Вот он написал, например, на
нашем
> форуме что-то, но это же он написал.
> М. МОШКОВ - А вы сможете доказать, что это он написал. У вас есть
письменный
> договор с ним о том, что он разрешил вам на вашем сайте, чтобы это
> присутствовало?
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Т.е. имеется в виду, что он писал это где-то дома, а у
> него это украли.
> М. МОШКОВ - Он же не скажет, что это он писал.
> Т. УСТИНОВА - Например, на моем сайте размещаются то и дело какие-то
абзацы
> из газет, которые про меня пишут. Причем не только в Москве, но и в
> Хабаровске.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вот хороший пример. Без согласия хабаровской газеты.
> Правильно?
> Т. УСТИНОВА - Да.
> М. МОШКОВ - Не газеты, а журналиста, который это писал.
> Т. УСТИНОВА - Да, журналиста. И так как это целые полосы этих цитат, они
на
> сайте присутствуют, то, видимо, за это можно будет притянуть наше
> издательство.
> Правильно я понимаю? Ведь это издательство владеет нашим сайтом?
> М. МОШКОВ - Кто сайтом владеет, тот и будет расплачиваться.
> Т. УСТИНОВА - За то, что был перепечатан этот абзац.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Тогда у меня буквально на 30 секунд вопрос к Виктору
> Шудегову. Виктор, вот такие перекосы как-то будут устранены?
> В. ШУДЕГОВ - Конечно. Вот сейчас во многих вузах открывается новая
> специальность, называется защита информации. Я думаю, что до сих пор
> практически не было
> необходимости в этом. А сейчас мы уже прямо пришли к выводу, что сегодня
> надо защищать свои сайты, для того чтобы не размещали там что попало и
потом
> не
> предъявляли вам претензий. И наоборот. Я думаю, что здесь со временем все
> утрясется. И Максим будет зарабатывать очень хорошо, будут там размещаться
> очень
> интересные книги...
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Через 70 лет.
> В. ШУДЕГОВ - ...которых в продаже мы не сможем найти в бумажном
варианте...
> М. МОШКОВ - Если бы я зарабатывал плохо, я бы не мог сейчас поддерживать
> свою библиотеку, но не на библиотеке я зарабатываю.
> В. ШУДЕГОВ - Думаю, что в будущем это все урегулируется. Я просто как
> оптимист, надеюсь на это.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Надеюсь, что эта история не повторит кетаминовую
историю.
> Т. УСТИНОВА - Это точно.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Жаль только, очень сейчас большая популярность маленьких
> карманных компьютеров. Вот у Максима такой.
> М. МОШКОВ - У меня не такой маленький.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Большой карманный компьютер. Хорошо на нем книжку
читать.
> Но теперь получается, что если я скачаю какую-то книжку, чтобы читать ее в
> дороге,
> то я много чего нарушу. Но компьютеру завидую, очень хороший компьютер.
> Спасибо большое. Друзья, вот в такой реальности мы живем. Поэтому, я
> надеюсь, что
> слышали нас много людей, имеющих компьютеры, много людей прочитают еще
> расшифровку нашей передачи на сайте и сделают соответствующие выводы. И
мы,
> г-н
> Мошков, по поводу нашего сайта сделаем соответствующие выводы. Спасибо
> большое. Я напомню, кто у нас был в гостях. У нас была автор детективов
> Татьяна
> Устинова. Таня, спасибо вам большое, что вы пришли.
> Т. УСТИНОВА - Спасибо вам.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Был Максим Мошков, владелец электронной "Библиотеки
> Максима Мошкова". Максим, спасибо большое. И был Виктор Шудегов -
> председатель комитета
> Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и
> экологии. Спасибо вам большое. Когда я все это прочитал, только
удивляюсь...
> В. ШУДЕГОВ - Самый много профильный комитет Совета Федерации.
> М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да. Как вы эту тяжесть невероятную на себе несете,
Виктор.
> Вел программу Матвей Ганапольский. До свидания.
>
> С Уважением, Ю. Котов
>
>
>
> Yahoo! Groups Sponsor --------------------~-->
> $9.95 domain names from Yahoo!. Register anything.
> http://us.click.yahoo.com/J8kdrA/y20IAA/yQLSAA/86xolB/TM
> --------------------------------------------------------------------~->
>
> To unsubscribe, send an email to:
> tifloresource-unsubscri***@y*****.com
>
>
> Yahoo! Groups Links
>
> <*> To visit your group on the web, go to:
> http://groups.yahoo.com/group/tifloresource/
>
> <*> To unsubscribe from this group, send an email to:
> tifloresource-unsubscri***@y*****.com
>
> <*> Your use of Yahoo! Groups is subject to:
> http://docs.yahoo.com/info/terms/
>
>
>
--
Дискуссионный лист "Электронная книга"
Модератор - Михаил Духонин <mihail_***@m*****.ru>
Перед вами 2671 выпуск листа, разошедшийся для 660 человек.
Постоянный адрес выпуска этого письма в архиве -
http://subscribe.ru/archive/lit.book.library.ebookaccess/msg/218734
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Адрес подписки:
Написать в лист: mailto:lit.book.library.ebookaccess-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:lit.book.library.ebookaccess--unsub@subscribe.ru
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback