Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 07/10/2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Уважаемый Борис Натанович!
Читали ли Вы книгу Станислава Лема "Фантастика и футурология" и, если да, то что Вы о ней думаете?

Андрей < andenis@mail.ru>
Тверь, Россия - 10/07/04 01:10:27 MSK

Читал когда-то отрывки. Ничего не помню. "Сумма" произвела на меня гораздо большее впечатление.


Борис Натанович,как Вы относитесь к таким режисерам как Дэвид Линч, Вим Вендерс, Джим Джармуш, Вуди Аллен? Спасибо.

Валентин < oleggoma@navigator.lv>
Рига, Латвия - 10/07/04 01:10:30 MSK

Кроме Вуди Аллена, никого не отождествляю, да и Аллена знаю и ценю, главным образом, как артиста. Я плохой знаток кино.


Уважаемый Борис Натанович!
Огромное спасибо за Ваши ответы, но я позволю себе попросить уточнений...
"Артики - это люди, отрицающие все, свойственное человеку", - говорите Вы (это по ХВВ вопрос был) и говорите, что Иван где-то уже слышал о них, встречал...
Вопрос: это придуманная категория людей или такое где-то было?

Игорь Васильевич < astviv@mail.ru>
Луганск, Украина - 10/07/04 01:10:46 MSK

Выдумка авторов, и не более того.


И еще вопрос - по поводу великого исповедника Сольди (ВГВ). Вопрос-то мой был не о том, что делает в атеистическом мире Полдня исповедник, мир Полдня предполагается нравственно свободным и верующие люди в нем допустимы, вопрос в том, как ИСПОВЕДНИК может быть великим? Если я верно понимаю понятие исповеди, это прежде всего возможность выговориться перед внимательным слушателем, облегчить свою душу, получить формальное отпущение грехов. В чем здесь величие?

Игорь Васильевич < astviv@mail.ru>
Луганск, Украина - 10/07/04 01:11:01 MSK

Умение выслушать, понять, посочувствовать - великое умение. Сольди - великий врачеватель душ. Он не отпускает грехи, он от них "очищает".


У меня вопрос.
В повести "Отягощенные злом" я заметил слово "гопник".
Сколько лет этому слову, что оно означает, и приходилось ли Вам встречать гопников, и если да, как Вы с ними боролись?

Сергей < serg530@i.com.ua>
Киев, Украина - 10/07/04 01:11:15 MSK

По-моему, это слово существут в языке с незапамятных времен. В мои школьные годы оно означало - "хулиган", "безобразник". Сейчас его часто употребляют в смысле "бандит", "отморозок", "беспредельщик". Родом это слово, по-моему, из уголовной Одессы и происходит от воровского выражения "брать на гоп-стоп", то есть, грабить, отбирать собственность насильно. Гопников-хулиганов в моей молодости (сороковые-пятидесятые годы) было предостаточно, уживаться с ними было нелегко, но можно: надо было только знать, где, по каким улицам ходить безопасно, а по каким лучше не стоит, особенно с девочками.


Понимаю, что писем на тему "как у них в Мире Полдня устроено то или иное" Вы получаете огромное количество, но не могу удержаться и не спросить. Опять "Жук", уж извините. Так вот, есть ли у них в Мире Полдня такое понятие, как "право гражданина на выбор профессии"?

Николай Владимиров < poulmark@mtu-net.ru>
Москва, Россия - 10/07/04 01:11:37 MSK

Такое понятие, безусловно, есть. Но, как правило, молодой человек делает свой выбор не наобум, как его левая нога захочет, а под сильным влиянием авторитетного специалиста, Учителя, точно знающего, в чем его, молодого человека, "главный талант", и дающего соответствующие советы. Разумеется, бывают и исключения, но они, как правило, приводят к малоприятным последствиям - приходится потом заново искать себя, переучиваться, начинать сначала.


"Парень, видимо, прирожденный зоопсихолог. "профессиональные склонности: зоопсихология, театр, этнолингвистика... Профессиональные показания: зоопсихология, теоретическая ксенология..." И тем не менее из парня делают прогрессора".
А потом они удивляются, что у него нервный срыв.
"Он всегда любил животных, я был убежден, что ему следует стать зоопсихологом. Когда комиссия по распределению направила его в школу прогрессоров, я протестовал, как мог, но меня не послушались... Хотя там было сложнее, возможно, если бы я не стал протестовать..."
Не понимаю? Комиссия по распределению, учитель, КомКон. А сам Абалкин?

Николай Владимиров < poulmark@mtu-net.ru>
Москва, Россия - 10/07/04 01:12:03 MSK

Учитель, как известно, был против. Зато КОМКОН-2 был за. Что и оказалось фактором решающим. "Обер давит унтера". "Против органов не попрешь". А Абалкин... Что - Абалкин? Какой молодой парень откажется от перспективы стать прогрессором, спасителем порабощенных душ и тел, защитником слабых, помощником сильных, "конфигуратором исторических процессов"?..


Распределение после окончания работы - дело понятное, ведь Мир Полдня произошел от Советского Союза. Служба прогрессором также имеет свою специфику. Но РАСПРЕДЕЛЕНИЕ на УЧЕБУ, на ПРОФЕССИЮ? Если парня не спрашивают, а просто предписывают, кем ему предстоит стать, то должны быть миллионы таких сломанных судеб. И безо всякого КомКона, Странников, и Сакофага-Инкубатора. Если спрашивают... понимаете, вся эта история получилась так, как она получилась именно, вследствие этого решения.

Николай Владимиров < poulmark@mtu-net.ru>
Москва, Россия - 10/07/04 01:12:27 MSK

Парню ничего не "предписывают". Ему - "советуют". И советует не абы кто, а самые авторитетные, уважаемые знатоки и профессионалы. И, как правило, это наиболее оптимальные, разумные и взвешенные советы. Какие тут могут быть "миллионы сломанных судеб"? Отдельные ошибки - да, возможны, но как в таком тонком и, главное, МАССОВОМ деле, как "настройка душ", можно обойтись совсем без ошибок? Кстати, в случае с Абалкиным никакой, сколько-нибудь существенной, ошибки ведь не произошло: он не стал зоопсихологом, но он сделался отличным прогрессором и работал превосходно, пока не произошел "случай с Тристаном". И все рассуждения героев по поводу "нервного срыва" - это же результат неверного истолкования происходящего.


Здравствуйте уважаемый Борис Натанович!
Здоровья Вам и многих полудней XXI века.
Ответьте, пожалуйста, на два совершенно разных вопроса:
1) Мир "Полудня" (я беру его в широком смысле, начиная со "Страны багровых туч") далеко не демократичен с позиций классических, либеральных доктрин. В этом мире правит диктатура разума, очень часто, как и любая прочая диктатура, жестко конфликтующая с моралью ("Жук в муравейнике", "Обитаемый остров"). И тем не менее это прогрессивный, гармоничный и очень человечный мир. Неужели явная (СССР) или скрытая (США, особенно в последнее время) диктатура - это единственный способ мобилизовать и оптимально распорядиться прогрессивным потенциалом общества?

АЛЕКСАНДР < zak19@mail.ru>
Магнитогорск, Россия - 10/07/04 01:12:46 MSK

Диктатура диктатуре - рознь. Боюсь, у Вас тут имеет место некая терминологическая путаница. Диктатура социальной группы есть неограниченная власть этой группы над страной, обществом, экономикой, - власть, подразумевающая жесткую борьбу с любым инакомыслием и "инакочувствованием", кроме заданных сверху. "Диктатура разума" есть фигура речи, подразумевающая нечто прямо противоположное собственно диктатуре, - свободу мнений, свободу мысли, конкуренцию идей и прочие прекрасные вещи, без которых РАЗУМНОЕ управление обществом и прогрессом попросту невозможны. Поэтому никакого "конфликта с моралью", органически присущего Миру Полудня, не существует по определению. Что, разумеется, не исключает конфликтов разного рода, проистекающих от различного представления у разных членов общества о понятиях "верно-неверно", "глупо-умно" и т.д.


2) Как Вам понравилась экранизация "Ночного дозора"? Мне, к сожалению, еще не пришлось видеть этот фильм, но все, с кем приходилось его обсуждать, склоняются к мнению, что могло быть и лучше. Тенденция, с которой берет начало новое российское кино, экранизация скороспелых зрелищных (?) произведений, на мой взглядЮ не отвечает реалиям современного фантастического кинематографа, делающего все больший упор на литературную классику, будь то Гомер, Толкиен или Азимов. Не кажется ли Вам, что мы снова отстаем на полшага?

АЛЕКСАНДР < zak19@mail.ru>
Магнитогорск, Россия - 10/07/04 01:12:56 MSK

"Ночного дозора" не видел. Ничего особенно хорошего не жду, потому что хорошие книги трудно (и даже невозможно) хорошо экранизировать. Совершенно независимо от того, классика ли это или "новье", получаются в лучшем случае более-менее занимательные движущиеся иллюстрации, а в худшем - пародия, не вызывающая ничего, кроме раздражения и разочарования.


Уважаемый Борис Натанович! Спасибо за Ваши книги, с возрастом я обнаружил, что перечитывать их, пожалуй, еще более интересно, чем читать впервые. Прекрасно, что Интернет и Ваши друзья дают возможность сообщаться с Вами напрямую. У меня есть к вам пара вопросов по теме, которая иногда присутствует в некоторых Ваших произведениях (ТББ, ОО, ПИП, ЖВМ, ГЛ, ПП и др.) и ответах этого off-line интервью - теме Прогрессорства. Интересна ли она Вам до сих пор? Помнится, Вы комментировали, что считаете действия Человека (гипотетические) как прогрессора морально оправданными только в том случае, когда высока уверенность в том, что "подшефная" цивилизация гибнет, разрушается. Видимо, миссия прогрессора имеет смысл только тогда, когда потенциал развития цивилизации присутствует, но "прогрессорская социология" диагностирует заболевание "невозможности самостоятельного выхода из неадекватно разрушительного противостояния". Вторая ситуация - человечество хочет в своих интересах побыст! рее поднять уровень развития этой цивилизации, направив ее в "нужную" сторону - как СССР Монголию "из феодализма в социализм". Вторая ситуация даже более реальна, чем первая, как Вы считаете? Но смешивать подчинение или завоевание с прогрессорством я не собираюсь - это явно разные доктрины вмешательства. Перед тем, как спросить о теме прогрессорства на Земле, задам Вам вопрос о тайне наличия миссии прогрессора: обязательна ли она, или есть смысл маскироваться и эксплуатировать местные мифы, поверья и религии о сверхъестественных силах? Ведь в последнем случае это "бремя белых" со временем отяготит и структуру сил развития подшефной цивилизации, и будущие потенциальные отношения обеих цивилизаций? И ладно еще, если обе цивилизации гуманоидные - подобные издержки спишутся на "агломерацию при ассимиляции". А как быть с гипотетическим случаем, когда негуманоиды-прогрессоры пытаются спасти земную цивилизацию от взаимоистребления? Им, наверное, придется удалять всему человечеству! ген агрессивности, либо регулярно понижать общий технологический уров ень землян :-)
Извините за длинный вопрос, если эта тема уже поблекла для Вас вместе со сказочным "полднем".

Дмитрий < mandors@mail.ru>
СПб, Россия - 10/07/04 01:13:05 MSK

По замыслу авторов прогрессорство есть попытка "спрямить" историю, сделать ее менее кровавой и жестокой, помочь аборигенам преодолевать исторические этапы ценою меньшей крови и с минимум человеческих жертв. Подразумевается, что прогрессоры знают, какие именно этапы истории неизбежны, куда идет история и что для "прогрессируемого" человечества лучше, а что хуже. Только при этом условии сама деятельность прогрессоров получает нравственное и вообще рациональное оправдание. Применение теории и практики прогрессорства к негуманоидным цивилизациям поэтому представляется занятием вполне бесполезным. А что касается тайны, то"тайна" необходима лишь постольку, поскольку открытое вмешательство обязательно усложнит задачу, добавит проблем и, скорее всего, сделает врагами тех, кому прогрессоры пытаются помочь. "Ибо девять из десяти не знают отличия тьмы от света, свободы от рабства, а такоже не ведают пользы своей".


Уважаемый Борис Натанович!
Спасибо Вам за Ваши книги!!!
Что означает слово "Аггел" и откуда оно?

Дима < saykonx@hotmail.co.il>
Rehovot, Israel - 10/07/04 01:13:26 MSK

У Даля "аггел" - злой дух, диавол, сатана. Нам приходилось также встречать и другой смысл этого слова - "падший ангел".


Не считаете ли Вы, что Иисус литературный (гуманист и мученик) отличается от Иисуса исторического?

Дима < saykonx@hotmail.co.il>
Rehovot, Israel - 10/07/04 01:13:48 MSK

Я мало знаю об Иисусе "историческом". (Да и кто о нем знает много?) Думаю, он отличается о литературного самым существенным образом, как всякий прототип отличается от своего художественного воплощения.


Не считаете ли Вы, что политика России по отношению к террору лицемерна?
Оставляя за собой право "мочить в сортире" (вспомним, что осталось от Грозного), Россия резко осуждает Израиль за куда более гуманную политику.

Дима < saykonx@hotmail.co.il>
Rehovot, Israel - 10/07/04 01:13:55 MSK

Вот уже несколько лет высказывания российских высокопоставленных чиновников не содержат сколько-нибудь резких оценок антитеррористической политики Израиля. И в СМИ об этой политике теперь принято отзываться вполне лояльно. Так что Ваш вопрос несколько устарел. Двадцать лет назад - да: и лицемерие имело место, и "двойные стандарты". Но ведь двадцать лет назад не было Чечни.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Ваша книга "Поиск предназначения" глубоко меня впечатлила и заставила надолго задуматься. У меня к Вам два вопроса:
1. Я не раз слышала от читателей нелестные слова в адресс Виконта. А сами Вы можете назвать его подлецом, использующим своего друга?

Наталья < nataaoeo@yandex.ru>
Москва, Россия - 10/07/04 01:14:02 MSK

Нет, конечно. Виконт любил своего школьного дружка, уважал его и благодарен ему был от всей души за помощь. Почему же вдруг - "подлец"?


2. А что, собственно, такого разглядел в Стаке Ведьмак? Что он имел в виду, говоря, чтобы Красногорова "не будили"?

Наталья < nataaoeo@yandex.ru>
Москва, Россия - 10/07/04 01:14:16 MSK

Что-то "увидел". Или ему показалось, что увидел. Темна душа Ведьмака, и темен его талант "видеть" и "угадывать".


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Коктейль "Хорек", из ХВВ, - Вы сами придумали, или были у него "прототипы" в Вашей реальной жизни?

Максим < mmaslakov@pochta.ru>
Москва, Россия - 10/07/04 01:14:19 MSK

Выдумка, конечно. Какие там "прототипы"...


И вот, еще - Вы часто упоминаете копченых миног в своих произведениях. Вы "рыбоед" (вспомнил Ваши пасифунчики)? Вещь-то достаточно специфическая на вкус...

Максим < mmaslakov@pochta.ru>
Москва, Россия - 10/07/04 01:14:26 MSK

Ну, я, положим, не рыбоед, а, скорее, мясоед. Но рыбу, впрочем, тоже люблю. Пресноводную. А "копченых миног", сколько я помню, у нас нет. Есть - маринованные. Как мы с ними повстречались и когда, я уже здесь писал. Полистайте страничку.


Уважаемый Борис Натанович, меня очень заинтересовала личность Иосифа Кацмана из ГО. Я хотел бы узнать, был ли прототип у этого персонажа или он был собирательным "евреем-шестидесятником" на момент написания книги?

Сайпуллаев Уллубий < ulluby@mail.ru>
Россия - 10/07/04 01:14:51 MSK

У Кацмана есть вполне реальный прототип, мой добрый знакомый. Он и сейчас жив-здоров, благополучно пребывает в Израиле.


Уважаемый Борис Натанович! Как Вы считаете, можно ли написать компьютерную игру, положительно влияющую на людей (хотя бы немного воспитывающую)? И если да, то как бы Вы построили ее (например, по книге ТББ)?

Яков < yashas@mail.ru>
Ашхабад, Туркменистан - 10/07/04 01:15:16 MSK

Я не умею строить компьютерных игр. Когда-то попробовал и понял, что таланта нет и не предвидится. "Воспитывающая" игра, наверное, возможна, - как и воспитывающая книга, - но это скорее исключение, чем правило. "Обучающую" игру представить себе гораздо легче.


Уважаемый Борис Натанович!
Позвольте задать Вам следующие вопросы:
1) В "Комментариях к пройденному" Вы пишете, что Саул из ПКБ в первоначальном варианте был заключенным советского лагеря. Сохранился ли этот вариант и, если да, то где его можно прочесть?

Михаил < Svalka@hotbox.ru>
Ашдод, Израиль - 10/07/04 01:15:17 MSK

Отличие было только в эпилогах. Вариант "первого" эпилога, по-моему, увы, не сохранился.


2) Не знаете ли Вы, что случилось с сайтом петербургских писателей http://www.litcenter.spb.ru/?

Михаил < Svalka@hotbox.ru>
Ашдод, Израиль - 10/07/04 01:15:31 MSK

Не знаю ничего.


Уважаемый Борис Натанович, меня очень интересует судьба подкидышей. На фоне трагедии Льва Абалкина жизнь остальных не представляет особого интереса? Или их жизнь прошла без каких-либо происшествий? Я думаю, что повесть про Корнея Яшмаа нельзя считать историей подкидыша, мне кажется, на его месте мог быть любой прогрессор. Существовали ли когда-нибудь идеи описать жизнь еще кого-нибудь из подкидышей?

Минаев Иван < jserg@inbox.ru>
С-Пб, Россия - 10/07/04 01:15:34 MSK

Нет, таких идей не было. Зачем? Ведь подкидыши - все - были вполне обычными людьми. (Только "кроманьонской национальности".) И "Жук" ведь не есть история автомата Странников, - это история о том, как человека ПРИНЯЛИ за автомат Странников.


Уважаемый Борис Натанович!
Какой режим с Вашей точки зрения был более антинародным: режим, где распределяющая машина определяла кому быть Мэром, кому полицейским, а кому мусорщиком, или явно тоталитарный режим Гейгера? Очевидно (так мне показалось, по крайней мере, в ГО), что МАТЕРИАЛЬНО народу жилось лучше при режиме Гейгера.

Андрес-Эухенио
Сакатекас, Мексика - 10/07/04 01:15:47 MSK

Я не назвал бы АНТИНАРОДНЫМ ни тот, ни другой режимы. Существовать можно было и там, и там. Но у первого режима было будущее (второй режим), а у второго - ничего.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Спасибо за Ваши книги. С ними я рос, и они мне достаточно многое дали. Я хочу задать Вам вопрос, который, возможно, покажется Вам отвратительным. Вот смотрю я на все, что происходит в России, и меня все больше тянет стрелять.
Скажите, пожалуйста, будет ли к пользе России, если просто ликвидировать ВСЕХ преступников? Имеется в виду всех известных. В любом райотделе любой опер сходу назовет не менее десятка преступных авторитетов. Всех - в расход. И в зонах также провести чистку - т.е. ликвидировать тех, у кого больше двух сроков, к нормальной жизни они уже непригодны. При условии, конечно, что подобная акция будет выполнена без больших перегибов.

Санал < elssnl@mail.ru>
Калмыкия, Россия - 10/07/04 01:15:48 MSK

Вы и сами понимаете, что это никакой не выход. Иначе не оговаривали бы заключительное условие насчет перегибов. Тут главное определить, что это такое - "большой перегиб". Скажем, если пострадает всего один ни в чем не повинный, это много? А если этот "один" - лично Вы или Ваш отец? "Любой опер сходу назовет не менее десятка преступных авторитетов. Всех - в расход". А Вы уверены, что сам опер - чист и что в список он не вставил своих личных недругов, именно потому, что все они порядочные люди?.. Операцию, предложенную Вами, можно было бы провести, имея в своем распоряжении АБСОЛЮТНО достоверную информацию и десяток сотен АБСОЛЮТНО чистых и бескорыстных "исполнителей". Но где взять эту кристально-чистую информацию? Где найдете Вы тысячу кристально-чистых по сути - палачей? Организованную претупность может победить только организованная преступность под названием ТОТАЛИТАРНАЯ ВЛАСТЬ. Но она вместе с преступностью уничтожит еще десятки-сотни тысяч ни в чем не повинных людей, ! а при этом - обязательно! - начнет уничтожать сама себя и все мыслимые свободы. И - что замечательно! - уличную преступность она так уничтожить и не сумеет, и Вы в своей парадной, как и сегодня, останетесь один на один с гопником и наркоманом.


Доброго времени суток, дорогой Борис Натанович!
Наткнулся вот на такой момент... Облик Быкова в СБТ очень напоминает облик другого механика - Горелова в "Тайне двух океанов" Адамова: "Главный механик Горелов. Его большая голова и длинное, худое, со впалыми щеками лицо были гладко выбриты. Это делало особенно заметными выступающие острые скулы и угловатые челюсти. Под густыми бровями глубоко запрятались черные сверкающие глаза". Говорит он глуховато, голос скрипуч...
Только вот кончили они по-разному.
Борис Натанович - это просто совпадение, или все-таки некий умысел?

Максим Маслаков < mmaslakov@pochta.ru>
Москва, Россия - 10/07/04 01:15:57 MSK

Господи, да конечно совпадение! Нам и в голову не приходило, что наш Быков получается похожим на мерзавца и шпиона! Заметь мы это вовремя, мы бы, наверное, сделали Быкова хромым и горбатым, лысым и одноруким.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Я, как и Вы, живу в Санкт-Петербурге. И вот недавно на углу Большого Сампсониевского проспекта и 1-го Муринского переулка в здании кинотеатра "Спорт" обнаружил кафе-бар под названием "Боржч". Естественно, стало любопытно, зашел. К разочарованию моему, ни в интерьере, ни в общем стиле, ни в меню не обнаружилось даже намека на творчество АБС вообще и на "Пикник" в частности - за исключением разве что забавного блюда "шницель свиной "Сталкер" (!). При этом персонал заведения осведомлен и о существовании АБС, и о происхождении названия - даже фотография АБС, кажется, висит в дальнем темном углу. Честно говоря, стало немного обидно - заходя в заведение с такой вывеской, можно было бы рассчитывать на некоторое погружение в атмосферу "Пикника". Более того, я был удивлен отсутствием такой атмосферы, поскольку обычно подобные точки как раз таки стремятся выделиться, создать свой неповторимый стиль, а "Пикник", на мой взгляд, - боле! е чем благодатная почва для подобной деятельности. Это была преамбула, теперь собственно амбула: знаете ли Вы о существовании этого бара и как относитесь к использованию названия? Мне бы не хотелось, чтобы Ваши авторские права как-либо пострадали (если здесь правомочно о них говорить) - собственно, чем и был вызван данный донос :). И еще: как бы Вы отнеслись к идее открыть в Питере (или еще где-нибудь) "настоящий "Боржч", выдержанный в стиле "Пикника" или Ваших с братом произведений вообще. Такое заведение могло бы стать весьма популярным среди поклонников творчества АБС. Приятно ведь было бы заглянуть после работы в такой бар и пропустить стаканчик-другой "синюховки", закусывая какими-нибудь "пасифунчиками" или "алапайчиками"... Вы бы заглянули? И, уж к слову: откуда вообще взялось название "Боржч"?

Кияев Артем < art@rukzak.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 10/07/04 01:15:58 MSK

Я смутно помню, как на заре перестройки ко мне обратился какой-то кооператор с просьбой использовать название "Боржч" для своей кафешки. Я, помнится, посмеялся и не возражал. Значит, у него получилось? Я очень рад. Ваша идея создать заведение типа "У Бори и Аркаши" тоже, наверное, небезынтересна. Но я вряд ли "освятил" бы ее своим посещением: я и раньше-то не был любителем ресторанов и кафе, а сейчас и вовсе никуда не хожу. А название "Боржч" мы придумали, представив себе, как пишется слово "борщ" латиницей, - что-нибудь вроде BORZCH.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.absint
Отписаться

В избранное