Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 17/08/2000


Служба Рассылок Городского Кота
Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Уважаемый Борис Натанович!
Не теряю надежды на ваш ответ! Скажите, как вы относитесь к режисерскому искажению смысла книги при поставке фильма по книге?
Я хочу сказать, что, к примеру, если посмотреть Лолиту в американском исполнении, или, скажем, Робинзона Крузо, они совпадают с книгой на 100%. А вот ежели посмотреть Сталкера, Тарковского...

Михаил aikl777ukrpost.net>
Херсон, Украина - 08/17/00 21:37:46 MSK

Извините, но я уже несколько раз высказывался здесь по этому поводу.
Неохота повторяться, а ничего нового я сказать не могу.


От себя хочу добавить, что очень хотел бы посмотреть фильм по вашей книге, чтобы он совпадал с книгой на 100% и никакой режисерской отсебятины.

Михаил aikl777ukrpost.net>
Херсон, Украина - 08/17/00 21:37:59 MSK

Все не так просто. То, что Вы называете "режиссерской отсебятиной", может оказаться солью замечательного фильма, снятого "по мотивам". Пример - тот же Тарковский. Совершенно не исключаю, что нечто подобное получится у Германа с "Трудно быть богом" - фильм "по мотивам", но заме чательный в своем роде.


Очень хотелось бы узнать, как Б.Н. относится к творчеству И.Ефремова?
Мне кажется, много пародийных - "под Ефремова" - моментов содержится в гл. 2 "Понедельник начинается в субботу" (путешествие в мир описываемого будущего).
Так ли это?

Alexei Gavrilov lexgavri@hotmail.com>
Leuven, Belgium - 08/17/00 21:38:22 MSK

АБС (оба) Ефремова очень ценили и уважали. Пародийный элемент "под Ефремова" в "Понедельнике", конечно, есть, но это пародия дружеская, вовсе не злая. Чисто художественные просчеты "Туманности" очевидны были любому, да и сам Ефремов не раз говорил, что на самом деле никакой он не беллетрист, а - философ, и написать ему больше всего хочется не очередной роман, а философский трактат в манере каких-нибудь древнегреческих "Диалогов". "Только к-какой д-дурак это возьмется н-напечатать?"


Уважаемый Борис Натанович.
Как я понимаю, Вы немало времени проводите в Интернете, знакомы ли Вы с Интернетовским явлением "православие", и если да, как Вы относитесь к деятельности Их Преподобия Бобы Рабиновича?

Птица Федаюн aschka26@yahoo.com>
Аль Кудс, Палестина - 08/17/00 21:38:52 MSK

Я совсем немного времени провожу в Интернете (только по своим делам), а потому о деятельности названного Бобы ничего не знаю. Да и вообще, проблемы религии меня мало интересуют.


Уважаемый Борис Натанович.
Что-то заинтересовал вопрос о пришельцах, как бывших (палеоконтакт), так и ожидаемых. А нужны ли они нам сейчас и в ближайшем будущем.
Видимо, если они негуманоиды - то и не поймем мы, что это РАЗУМ, а гуманоиды, надеюсь, сами к нам не сунутся во избежание... Жалко конечно.
Кстати, наткнулся при чтении форума на идею, что в связи с развитием психологии начнут писать такие книги, что мозги у людей можно будет крутить в любую сторону - по требованию. И вспомнился очень изящный рассказ Подольного, если не ошибаюсь, о том, как один обиженный автор решил наказать редактора и написать такой рассказ, чтобы редактор тут же уехал на север. Это ему удалось - только под свой удар он попал сам.
Так что видимо не все просто.

Валерий alera@profi.sofit.ru>
Саратов, Россия - 08/17/00 21:39:16 MSK

Что здесь, собственно, является вопросом? С большинством же высказанных выше идей я согласен полностью. Особенно с утверждением, что все не так просто. То есть до такой степени не просто, что зачастую и совсем непонятно.


Уважаемый Борис Натанович, пользуюсь случаем сказать Вам и памяти Аркадия Натановича большое спасибо.
Я считаю, что моя шкала морально-этических ценностей во многом сформирована благодаря вашим книгам. Я - бывший врач, хирург, ныне - учусь на юридическом ф-те. Я глубоко убеждена в том, что профессия участвует в формировании мировоззрения человека. Лечебное дело дало мне понять следующее - прибегать к хирургическому вмешательству только тогда, когда это дает лучшие результаты при минимальном риске, т.е. лишило самонадеянности, а юриспруденция - необходимости соотношения гражданского общества и государственности, т.к. при преобладании одного над другим происходит гниение обеих частей (при советской власти, в Ираке и др. тоталитарных режимах - государственность преобладала над г.о., сейчас в России происходит развал государственности, и в обоих случаях в результате гниют обе части, и государство и общество.
Мне кажется, что существующие нетоталитарные, не самодержавные монархии в Европе дают самый терапевтический вариант сохранения правильного соотношения долей государственности и общества, где монарх играет роль стабилизатора.
Как считаете Вы?

Иман Аль-Мусауи cooptima@mail.ru>
Россия - 08/17/00 21:39:29 MSK

Примерно так же. Но я не верю, что от реставрации в России монархии может проистечь хоть какая-то для страны польза. Все хорошо в свое время. Россия пережила монархию, и естественным путем царя нам не вернуть. В искусственные же пути я не верю.


Уважаемый Борис Натанович!
Как, наверное, все здесь, хочу поблагодарить Вас за созданный Вами и вашим братом мир, который взрастил во мне Человека.
А вопрос у меня вот какой. Какая из существующих ныне стран на Земле, по-Вашему, наиболее соответствует тем принципам веры в жизнь и доброту, которые, я думаю, определяют ваш мир из цикла "Полдень, 22-й век"?

Николай ishelie@chat.ru>
Петрозаводск, Россия - 08/17/00 21:39:35 MSK

Строго говоря, никакая. Даже самые благословенные из нынешних стран бесконечно далеки от основных принципов мира Полудня. Хотя во многих странах полным-полно людей, которые вполне прижились бы в мире Полудня и сделались бы там своими.


Спасибо за творчество.
Вопрос: что такое музыка, каков ее механизм воздействия.
Никак не могу ничего путного составить. Знаю о вашем отношении к ней и тем не менее жду вашего ответа.

денис asgul@mail.md>
Тирасполь, Приднестровье - 08/17/00 21:39:40 MSK

Вам лучше все-таки спросить сведущего человека. В музыке я даже не дилетант, я - полный невежа. Подозреваю, впрочем, что механизм воздействия музыки на психику сродни гипнотическому - в очень широком смысле этого слова.


Уважаемый Борис Натанович!
У меня два вопроса.
1. В серии Полудня Вы изобразили мир, в котором хотели бы жить. А как насчет "Туманности Андромеды"? Хотели бы Вы там жить? По-моему, этот мир совсем неплохой - строгий, честный, возвышенный. Вероятно, в нем отразились качества души самого Ивана Антоновича. Меня смущает только полное отсутствие юмора и шуток. Вы с Ефремовым были знакомы, должны знать: неужели у него чувство юмора начисто отсутствовало? Или это у него была принципиальная художественная позиция?

Михайлов ihailov@.as.md>
Кишинев, Молдавия - 08/17/00 21:39:55 MSK

Ефремов был отнюдь не чужд юмора. Он любил и умел рассказывать и анекдоты, и смешные истории. Но в литературе он юмора, действительно, бежал. Он считал, что литература - дело слишком серьезное, чтобы разбавлять ее шуточками. Например, к нашему "Понедельнику" он относился в высшей степени скептически, о чем прямо и говорил. У меня сохранился экземпляр "Туманности" с характерным его посвящением:
"О, поэт, устрани эту грубую брань, шутовство балаганное это.
И большое искусство создай ты для нас и высокую башню построив
Из изысканных мыслей, из высоких речей,
Из тончайших, не рыночных шуток..." (Аристофан. Мор.)
За точность передачи не ручаюсь - почерк у мэтра был не ахти, - но смысл, по-моему, совершенно ясен.


2. Общество мира Полудня - тоже неплохое - похоже на высокоочищенный химический продукт. Там нет воров и жуликов, паразитических групп населения, попов и верующих, расистов, националистов, гомосексуалистов... Однако даже в самом очищенном продукте бывают примеси. Ефремов о примесях думал, он придумал для них остров Забвения.
А как Вы с братом - думали над этой проблемой?

Михайлов ihailov@.as.md>
Кишинев, Молдавия - 08/17/00 21:39:57 MSK

Думали, но не считали эту проблему действительно серьезной. Слишком уж она была очевидна, лежала на поверхности и не требовала сколько-нибудь оригинальных решений. Ну, психотерапия. Ну, позитивная реморализация. Ну, изоляция, в конце концов - тот же Остров Забвения. Не интересно. В конце концов, у нас там ежегодно десятки прогрессоров возвращаются с чужих планет - свирепые зверюги, жесткие и шершавые как перчатки из акульей кожи. Каждый проходит рекондиционирование, заново приспосабливается к условиям Мира Полудня, где ему ничто не грозит и где он тоже не должен кому-либо грозить. По сути - та же проблема "нравственных уродов", причем - в массовых масштабах.


Уважаемый Борис Натанович!
Лет десять назад прочел в одном из прибалтийских журналов (не помню каком) интервью АБС. Меня заинтриговал пассаж о последнем и самом увлекательном путешествии, совершаемым каждым человеком ("жизнь после смерти"?).
Может быть, Вы приподнимете завесу ...

Искаков Арстан rystan@caidc.katelco.com>
Алматы, Казахстан - 08/17/00 21:39:59 MSK

Совершенно не помню такого интервью, но сильно подозреваю, что сказано это было "для красоты слога". Нет после смерти ничего - ни путешествия, ни приключений.


Уважаемый Борис Натанович!
В одном из Ваших ранних произведений мной была замечена (и особо выделена ) фраза: "Свобода - это осознанная необходимость, все остальное - нюансы".
Как вы оцениваете ее в данный момент?

Владимир Шишиокин l1980@mail.ru>
Йошкар-Ола, Россия - 08/17/00 21:40:14 MSK

Свобода есть возможность реализовать себя в соответствии со своим призванием и потенциалом. Это, так сказать, прагматическое определение понятия. "Осознанная необходимость" - определение общефилософское, включающее в себя "все", но малопригодное к практической жизни, ибо лишь ничтожное меньшинство людей способны ощущать себя свободными в тюремной одиночке, а это - высшая свобода, какую только можно себе представить.


Многоуважаемый Борис Натанович!
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Вас за все те замечательные книги, которые читаю и перечитываю вот уже второй десяток лет. Вопросы же постараюсь сократить до двух:
1. По моему мнению, сценарии большинства ваших произведений значительно менее глубоки, чем тексты их оригиналов. Так ли это, и с чем связано подобное Ваше отношение к кинематографу?

Urazov D.V. razovdv@chat.ru>
Ижевск, Россия - 08/17/00 21:40:16 MSK

Ваше утверждение спорно. Например, сценарий "Сталкера" обладает известной глубиной, хотя и совершенно иной, нежели "Пикник". Большинство же написанных нами сценариев, действительно, особой глубиною не обладают, ибо писались они, как правило, ради денег, хотя мы и не халтурили, старались, но, - как бы это сказать, - не перенапрягались.


2. Среди доступной мне современной фантастической литературы очень мало - даже по сравнению с прошлыми двадцатью годами - литературы человеческого плана, исследований его психологического потроения. Эта загадка мне непонятна, с чем бы Вы могли связать такое отношение писателей (или издателей и продавцов) к самой интересной литературной тематике? И можно ли ожидать перемен в этой области?

Urazov D.V. razovdv@chat.ru>
Ижевск, Россия - 08/17/00 21:40:32 MSK

И опять же - спорное утверждение. Сейчас появилось много "человековедческих" романов и повестей, совершенно невозможных пятнадцать лет назад. Я имею в виду прежде всего Рыбакова, Столярова, ряд вещей супругов Дяченко, Лукина, некоторые вещи Лазарчука и т.д. Вы правы только в том смысле, что издатели, действительно, не приветствуют это направление в фантастике. "Психологические" романы продаются заметно хуже.


Уважаемый Борис Натанович! Вы писали, что ставите точку там, где в произведении наступает "развилка". И все же очень хочется задать вопрос по концовке "Пикника на обочине".
Какая трактовка Вам ближе (ведь все равно какая-то трактовка Вам, как создателю произведения, ближе)?
1. Прямой смысл. Крик души и вера в то, что в глубине у человека есть хорошее - вопреки любой гадости, творящейся вокруг. (Насколько я понимаю, именно эту трактовку выбрал С.Лукьяненко в "Осенних визитах" для контрапункта, доказывая, что "пусть ни один обиженный не уйдет" и "под его хрупкой пеленой все равно оставались осень и грязь").
2. В некотором роде упрек тем, кто верит и надеется на всемогущественные силы, которые могут все понять и сделать "как надо" ("Но если ты на самом деле такой... разберись!"). Осуждение ухода от личной ответственности за то, что творится вокруг ("эти гады не дали мне научиться думать").
Или что-то еще, например, как это выведено в фильме?

VicMal@nm.ru
Россия - 08/17/00 21:41:02 MSK

Я бы сказал, концовка "Пикника" это признание бессилия сегодняшнего человека изменить что-нибудь существенное в окружающей действительности. Улучшить реальный мир так сложно, что даже существуй на свете Золотой Шар, он не смог бы нам помочь, ибо мы просто не сумели бы сформулировать свою просьбу: ведь мы и сами не знаем, каков должен быть ИДЕАЛЬНЫЙ мир - идеальный для всех ныне живущих.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int000 0.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestb k.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное