Сегодня (16.12.02) окончился 22-й
Российский Эсперантистский
Конгресс,
который с 12-го по 16-е декабря
проходил в подмосковном
городке Пущино. В
Конгрессе приняли участие 47
человек из 16 городов. Главной
составляющей
частью мероприятия была 19-я
Конференция Российского Союза
Эсперантистов.
Конференция оценила работу
Руководства РоСЭ как
удовлетворительную и избрала
новое Руководство в следующем
составе:
Николай Гудсков (Москва)
- президент Виктор Аролович (Москва)
- вице-президент Абдурахман Юнусов (Махачкала)
- вице-президент Ирина Гончарова (Одинцово) Наталья Григорьевская
(Шумерля) Юрий Карцев (Ульяновск) Виктор Кудрявцев (Екатеринбург) Андрей Лишков (Москва) Валентин Сегуру (Москва)
Цель анархистов - ликвидация
государства, как
организованного аппарата
насилия. Но государство имеет
совершенно определенные
атрибуты, без которых
оно немыслимо, и без отрицания
которых нельзя говорить и об
отрицании
государства. Одним из таких
важнейших атрибутов
государства является
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА.
Границы существуют вполне
объективно, т.к.
определяются отнюдь не только
волюнтаристскими решениями
власть предержащих
и межгосударственными
договорами, но и этническими
факторами: различиями
людей по обычаям, традициям,
воспитанию, языку... Главное - по
языку, т.к.
все остальное находит свое
выражение в первую очередь в
языке. Основа
существования, естественности
и реальности любого этноса -
это язык. Родной
язык есть нечто настолько
необходимое каждому человеку,
без чего невозможно
существование каждого
отдельного "я", что люди
ради сохранения возможности
самовыражения на нем, защиты
его от каких-либо
посягательств, готовы
поступиться частью своих прав
и создать орудие для его защиты...
в форме
государства. Этнос, создавший (или
стремящийся создать)
государство,
становится НАЦИЕЙ.
Сильный этнос,
самоопределившийся в нацию,
неизбежно стремится подчинить
и
поглотить более слабые этносы.
Сие есть имперская политика -
хотя бы в
потенции. Слабые этносы в целях
самозащиты, в первую очередь
языковой,
стремятся в ответ создать свои
государства. Нормальное
этническое
самосознание перерождается в
национализм со всеми его "прелестями".
Нам,
"детям страшных лет России"
(а также Югославии, Закавказья
и пр., и пр.)
этого объяснять не надо. Без
действенного средства для
решения
межэтнических, т.е. языковых,
проблем любая анархическая
программа является
утопией, т.к. государство в
условиях межэтнических
конфликтов будет
обязательно
самовоспроизводиться. Чтобы
убедиться, где причина, а где -
следствие, достаточно
вспомнить, что распад Союза
начался именно с серии
законов о языках! К сожалению
приходится констатировать, что
все великие
теоретики анархизма
практически игнорировали эти
проблемы. Существует,
однако, решение этих проблем,
появившееся вне анархических
теорий. Это -
простой в изучении (т.к.
доступный для всех слоев
населения) международный
нейтральный язык, который мог
бы стать вторым (после родного)
для каждого, и
на котором представители
разных этносов могли бы без
ущемления достоинства
друг друга общаться на равных.
В результате долгих усилий -
было не менее
тысячи попыток создать такой
язык - он появился. Его проект
был предложен в
1887 г. варшавским врачом Л.М.
Заменхофом и известен под
названием
Эсперанто.
За сто с лишним лет
существования этот язык прошел
серьезную эволюцию. В
принципе, дело не только в
самом языке, какими бы
лингвистическими
достоинствами (а у Эсперанто
они есть!) он ни обладал.
История Эсперанто и
движения эсперантистов - это
уникальный
социолингвистический
эксперимент по
созданию сообщества людей
принципиально нового типа и
альтернативной
международной культуры.
Сообщество эсперантистов
относительно невелико -
постоянно активно пользуются
языком не более, чем несколько
сотен тысяч
человек (пассивно владеют
Эсперанто 10-15 миллионов), но их
роль для
человечества очень велика,
хотя обычно она
недооценивается или вовсе не
замечается. Однако же это
единственная группа людей,
которая сумела
преодолеть национально-государственные
границы. Для эсперантиста нет
границ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ! Ведь
национально-государственные
границы, основанные на
языковом неравенстве, состоят
не из перепаханных полос и
колючей проволоки -
их может и не быть - а из
психологических запретов: они
проведены прежде
всего в наших головах. И даже в
головах самых убежденных
анархистов эти
границы, пусть в подсознании,
есть. А у эсперантистов их нет!
Эта, причем
самая глубинная, основа
государственности преодолена
с помощью
национально-нейтрального
языка. Преодолена морально. И
моральные нормы
мирового эсперантистского
сообщества (а мораль - основа
любой культуры)
иные, чем вне его, хотя это
обычно и не осознается самими
эсперантистами. В
отношении национального - это
анархистская мораль.
Кстати, идеал эсперантизма, т.е.
состояние, когда международный
язык станет
повсеместно основным
средством межэтнического
общения, невозможен без
достаточно развитой анархии (самоуправления,
федерализма) в обществе. Ни
анархический идеал без
Эсперанто не достижим, ни
эсперантистский без
анархического. Хорошо бы, чтобы
и анархисты, и эсперантисты это
поняли!
А вот зато государственные
мужи давно поняли опасность
для себя как
анархистов, так и
эсперантистов. Недаром в их
устах как слово "анархия",
так
и слово "Эсперанто"
являются ругательствами. И т ех
и других едва терпят при
демократических и уничтожают
при репрессивных режимах - в
них в равной
степени видят подрывателей
государственных устоев. Только
одни концентрируют
усилия на борьбе с внутренней
структурой государства,
а другие - с его границами.
Поэтому эсперантисты не должны
обижаться, что их
"не любят" даже при
внешней законопослушности -
ведь для властей они враги
одного из самых
основополагающих принципов
государственности, т.е.
АНАРХИСТЫ. Теперь надо, чтобы
сами анархисты и эсперантисты
осознали свое
духовное родство и
необходимость друг в друге.
РЕЗОЛЮЦИИ IX
СЪЕЗДА АССОЦИАЦИИ
ДВИЖЕНИЙ АНАРХИСТОВ
"О ЯЗЫКЕ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
АНАРХИСТОВ ВСЕХ СТРАН"
Исходя из того, что свободное и
регулярное общение анархистов
разных стран и
наций является необходимой
предпосылкой для
возникновения между ними
атмосферы доверия и
взаимопомощи, IX съезд АДА
рассмотрел предложение члена
Свободного Рабочего Союза
Германии (FAU-IAA) Вилли Фирта о
признании языка
ЭСПЕРАНТО в качестве средства
международного общения
анархистов мира.
Принимая во внимание также и то,
что ЭСПЕРАНТО является
искусственным
языком, а потому сравнительно
прост, IX съезд АДА рекомендует
всем своим
членам заняться серьезным
изучением ЭСПЕРАНТО, так как
владение им позволит
анархистам разных наций снять
проблему языкового барьера,
сохраняя при этом
полное языковое равноправие.
Контактные адреса
Международного Левого Союза
Эсперантистов SAT на
территории СНГ:
- 105318, г. Москва, а/я 57, Николай
Гудсков;
310003, Украина, г. Харьков, а/я 9307,
Дмитрий Цибулевский.
Московские
анархисты и леваки выступили
против войн в Ираке и Чечне
by иван базаров 11:18am Sat Feb
15 '03
15 февраля 2003 года, в
международный день действий
против войны, московские
анархисты, троцкисты и другие
леваки, а также
немногочисленнные
представители правозащитников
и "Гринпис" провели
демонстрацию и митинг
против той войны, которую
собираются развязать США и
Великобритания в Ираке
и той войны, которую ведёт
Россия в Чечне.
Шествие и митинг получились
немноголюдными - всего лишь
около 180-200
человек, но отпускать циничные
замечания по этому поводу (как
это делали,
например, некоторые
присутствовавшие журналисты)
могут только люди,
совершенно незнакомые с
политической ситуацией в
стране...
Кто же были эти люди? В основном
молодёжь (на недостаток
которой в своих
рядах, кстати, так жалуются "взрослые"
политические вожди как из
либерально-буржуазного, так и
из сталинистско-националистического
лагеря) -
люди от 16-17 до 30-35 лет, состоящие
в левацких политических
организациях
(таких как троцкистское "Социалистическое
сопротивление" и
полуанархистское
"Автономное действие") или
не состоящие в них (таких
особенно много среди
анархистов, вовсе не
отказывающихся от принципа
коллективизма, но избегающих
вступать в организации,
формализующие и
бюрократизирующие любой вид
деятельности, включая протест).
Были среди демонстрантов и
молодые экологи
(радикальные анархисты из "Хранителей
радуги" и более "послушные"
ребята из
"Greenpeace"), и эсперантисты,
и наиболее честные, наиболее
последовательные
правозащитники, был в полном
составе и московский коллектив
"Индимедии".
Шествие стартовало вскоре
после полудня, сразу же после
того, как удалось
укрепить на растяжках большой,
3 на 4 метра, транспарант "Нет
войне за
нефть". Молодые люди с
чёрными, красными, зелёными и
оранжевыми флагами, со
свекольными, красными,
оранжевыми и обычными волосами,
одетые по погоде и не
очень, продвигались по
Никитскому и Тверскому
бульвару, сопровождаемые 50-ю
милиционерами (довольно
плотный кортеж, учитывая
размеры самой демонстрации,
особенно по сравнению с
шествием 1 февраля, когда
демонстрацию в три раза
большую сопровождало куда
меньше "сотрудников
правопорядка"). По дороге
звучали кричалки "Нет войне,
в Ираке и в Чечне!", "Нет
войне за деньги! Нет
войне за нефть! " (один из
анахистов тут же съязвил,
выкрикнув: "Да войне
бесплатно!" В колонне
засмеялись - всем было понятно,
что это шутка,
самоирония), некоторые
демонстранты заговаривали с
молодыми милиционерами.
Поэт-анархист из группы "ПАН"
("Поэты-анархисты настоящего")
декламировал в
мегафон антивоенные стихи,
молодой троцкист вторил ему,
читая антибушевские
и антипутинские...
Несмотря на то, что тучи войны
всё сгущаются над Персидским
заливом и никак
не развеются над Чечнёй,
атмосфера на Пушкинской
площади была всё же
оптимистичная. Жалко, друзья,
что вас не было с нами! В
следующий раз -
обязательно приходите! Или,
лучше, организуйте антивоенные
акции сами.
Тогда, когда в наших рядах
будут миллионы, мы, глядишь, не
только войну
остановим, но и вообще всю
жизню перепашем по-другому,
чтобы не только без
войны, но и без насилия, без
эксплуатации, без угнетения,
без капитализма,
феодализма, талибанизма,
путинизма, государственного
социализма и прочего
отстоя, чтобы с любовью, с
дружбой, с товариществом и
солидарностью. И
тогда, как говорил поэт,
заживём единым человечьим
общежитьем.
Так и будет. Когда-нибудь
именно так и будет.
А пока 200 человек, помёрзнув два
часа против войны, разошлись по
частным и
общественным душегрейкам -
квартирам, подземным переходам,
кафе,
библиотеками... Но начало
положено.
Христос начинал с 12-ю
апостолами. Апостолов мира без
насилия в Москве
нашлось 200. Уже что-то. Уже не
ноль.
В 1964 году в Советском
Союзе неожидано даже для самых
продвинутых
литературоведов появился
новый вид сонета. Подобно
сонетам "наверле" или
"итальянскому", он имел
свои правила и ограничения.
Основное состояло в том,
что он должен был содержать
строку: "Как лист увядший
падает на душу...".
Назывался этот вид сонета - "Сонет
Цурэна".
"Pумата навсегда запомнил
его, иссиня-бледного от
пьянства, как он стоит,
вцепившись тонкими pуками в
ванты, на палубе уходящего коpабля
и звонким,
молодым голосом выкpикивает
свой пpощальный сонет "Как
лист увядший падает
на душу"..."
(А. и Б. Стругацкие. "Трудно
быть Богом")
СОНЕТЫ
ЦУРЭНА НА ЭСПЕРАНТО
Валентин Мельников
ADIAUXA SONETO
Folio velka falas sur animon,
Jam la pasio estas en pase'.
Ne gravas kauxzoj. Kiu kulpas, se
du iluzioj kreis la intimon?
Al la imag' la vivo strekis limon.
La sento furiozis, ardis tre... -
forbrulis gxi, sed antaux la pere'
per hela lum' forigis cxian timon.
Gxi estas torcxo, sed ne lambaston',
kaj mi ne stumblos dum irado pena.
La celojn por restinta vivduon'
mi klare vidas kun certeco plena.
Dankinda estas de la sorto don',
ecx se l' felicxo pasis, senrevena.
SONETO DE CUREN. II
Folio velka falas sur animon,
manifestante venon de auxtun'.
Vivestingigxo kauxzas la deprimon -
ja ne revenos gxojabunda jun'.
Kaj endas jam forlasi la kutimon
pasie boli. Trankviligxu nun!
Gxishorizonte vastan malproksimon
dekoras ne smeraldoj, sed latun'.
Ne plu videblas ie bela floro.
Mirinde diafanas la aer'.
Kvietas cxio... Pasis jam somer',
trovinte la azilon en memoro.
Matena frido. Ekas nova tag'.
Folioj velkaj flosas sur la lag'.
SONETO DE CUREN. III
"Folio velka falas sur animon..." -
delonge jam konatas la lini'.
Klasika jamb', facilas trovi rimon, -
cxu ion novan povus diri ni?
Por emocioj sercxas mi esprimon,
sed pretas la kondamna opini':
"Ne decas plu kreskigi oldan sximon!"
"Eksmodas poezia harmoni'!"
"Sen rim', sen ritmo - jen la vers' moderna;
liberas vortoj, kaj ne gravas senc'
en la poemoj. Klaras ja tendenc'!"
...Sed restas ankaux la valor' eterna:
Ne velkas la folio sur anim',
se noblan senton gardas nobla rim'.
Николай Гудсков
ADIAUXA SONETO DE CUREN'
Sur la animon velkfolie falas
angora tristo de la mortdestin'.
De l' vivo vera venis jam la fin',
nur la cxielo supre flave palas.
La sorto cxiam pli amare galas
sen kara apudec' de la virin'.
Ne plu vekigxos mi cxe sxia sin'.
Ekzil' neatendita ja fatalas.
Al la direkt', bezona por anim',
la movo de la sxipo gxuste malas.
Nur ondoj sub la vento brile sxtalas.
Ne interesas venton hominklin':
cxu larme mar', aux mare larmoj salas -
por la cxielo pala tutegalas.
Григорий Аросьев
СОНЕТ
Как лист увядший падает на душу,
так падают туда же и года.
Prefere vi la tempon ecx ne tusxu,
kalkulu jarojn kaj skuigxu: kiom da?
Al vi auxguras vivon la profeto,
sed cxu gxojigas vin la cxi prognoz'?
Не кажется ль, что в сущности
всё это -
один лишь нескончаемый гипноз?
Нас кружит жизнь в кошмарном,
диком танго,
от счастья и любви нас оградив,
sed tio sxajnas tute jam malstranga,
ni konvinkigxis - maljustegas viv'.
Kaj vivo nin instruas morton ludi,
и в мире - только тени, но не
люди.