Проблема "заурегулированности" деятельности субъектов хозяйствования
время от времени поднимается политиками для обсуждения на
государственном уровне, и далеко не всегда при этом они переходят от
слов к делу. Но сейчас, в условиях финансового кризиса, упрощение
работы для предпринимателей становится уже вопросом их выживания. И
хорошо, когда возможность отмены лицензирования и упрощения процедуры
регистрации субъектов хозяйствования понимают как власть, так и
оппозиция.
Лицензирование,
пожалуй, самый жесткий вид регулирования хоздеятельности, и если уж
решили упростить жизнь субъектам хозяйствования, то начинать надо
именно с него. В отмене лицензирования тех видов деятельности,
осуществление которых не угрожает жизни или здоровью граждан,
окружающей среде и безопасности государства, в принципе нет никакой
опасности. Тем более что государственный контроль, как правило,
дублируется через сертификацию продукции и специальные виды
государственного надзора (пожарного, санэпиднадзора и прочего).
Поэтому депутаты и предложили отменить лицензирование разведения
домашних животных в племенных питомниках, дрессировки собак и
подготовки специалистов в этих сферах, выполнения
топографо-геодезических, картографических работ, турагентской
деятельности, оптовой торговли семенами, импорта и производства
химических источников тока.
Пойдет
ли это на пользу субъектам хозяйствования? Малому бизнесу - безусловно.
Но, с другой стороны, уменьшение государственного контроля может
привести и к появлению на рынке недобросовестных производителей,
поставщиков услуг. Так, например, отмена лицензирования турагентской
деятельности может вызвать появление фирм-однодневок, что не выгодно
крупным туристическим операторам и агентам, вкладывающим деньги в
поддержание хорошей репутации отрасли в целом.
Предлагается также установить, что преобразование и выделение юридического лица не влечет за собой его прекращения,
а является лишь переходом имущества, прав и обязанностей от одного
юрлица к другому (преобразование) или к нескольким новым субъектам
(выделение).
Принцип "единого окна" будет реализован через
определение документа, подтверждающего постановку на учет вновь
созданного субъекта хозяйствования в соответствующих органах. И таким
документом будет выписка из ЕГРПОУ, которая бесплатно получается у
госрегистратора и подается непосредственно в финучреждение для открытия
расчетного счета.
Кроме того, проектом предполагается возможность рассрочки на три года сумм просроченной задолженности субъектов
хозяйствования по оплате страховых взносов в Пенсионный фонд и
насчитанных финансовых санкций и пени. На сегодняшний день
задолженности погашаются в порядке календарной очередности их
возникновения, а вследствие неуплаты сумм финансовых санкций
блокируются расчеты по текущим страховым взносам и, соответственно, не
учитываются периоды страхового стажа и зарплаты для назначения пенсии
наемным работникам. Так что предложенный механизм позволит решить
данную проблему и ускорит погашение субъектами хозяйствования
задолженности перед Пенсионным фондом.
Что
же касается перспектив принятия такого антикризисного закона, то даже
сам по себе авторский состав проекта (БЮТ+КПУ+ПР) красноречиво
свидетельствует о большой вероятности его одобрения парламентом. Но это
опять-таки при наличии в Верховной Раде спикера и создании коалиции
депутатских фракций.