Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право

  Все выпуски  

Право



Право
Номер выпуска рассылки: 102
Дата выпуска рассылки: 2006-03-05

Количество подписчиков: 4321
Право

 

Интернет - проект "BSM-pravo"
редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru

новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>


Приглашаем к сотрудничеству юридические фирмы, практикующих юристов, адвокатов.
В выпусках рассылки Вы можете разместить свои материалы по вопросам права, ответить на вопросы подписчиков рассылки.
Об условиях размещения можно узнать направив письмо
на bsm-pravo@rambler.ru


Вопрос: В организации работают граждане Белоруссии, не имеющие вида на жительство в России.
С 01.01.2003 утратил силу п.2 ст.239 НК РФ, устанавливающий освобождение от уплаты ЕСН с выплат в пользу иностранных граждан, не обладающих правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и фондов обязательного медицинского страхования.
Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан, если они имеют статус постоянно проживающих в РФ.
В соответствии с Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" если человек работал в одной стране, а пенсию получает в другой, то учитывается его общий трудовой стаж. Но пенсия рассчитывается там и по законодательству той страны, где человек проживает (ст.ст.1 и 6 Соглашения). Если белорус постоянно живет не в России, а в своей стране, то пенсию ему будет выдавать белорусский пенсионный фонд. Это следует из ст.3 Соглашения, и в ней же сказано, что государства не компенсируют друг другу пенсионные расходы. Пенсионные взносы носят характер возмездности. Пенсионный фонд РФ не может на них претендовать, если ничего не выплачивает гражданину Белоруссии.
Кроме того, иностранец, приезжающий в Россию время от времени, не может получать пенсию в России еще и потому, что он должен потребовать ее в российском отделении Фонда по месту жительства (п.6 Правил обращения за пенсией, утвержденных Постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 17/19пб).
Просим разъяснить, какую ставку (14% или 28%) следует применить при исчислении ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, если гражданин Белоруссии, работающий на территории РФ и постоянно проживающий в Белоруссии, на пенсию в РФ не претендует.

Ответ:
Согласно ст.8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 г. утратила силу норма п.2 ст.239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой в 2001 и в 2002 гг. освобождались от уплаты единого социального налога (далее - ЕСН) налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2003 г. налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке.
Согласно ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. При этом Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ не установлено зависимости для признания иностранного гражданина или лица без гражданства застрахованным лицом от того, временно или постоянно он проживает на территории Российской Федерации. Таким образом, с 2002 г. застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, по нашему мнению, являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому, гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о пенсионном обеспечении иностранных граждан необходимо учитывать, что для увязки решения вопроса об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу иностранных граждан с вопросом возникновения права этих граждан на трудовую пенсию нет правовых оснований, так как такую увязку невозможно осуществить в практическом плане, принимая во внимание то, что даже иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на момент уплаты страховых взносов, впоследствии могут при утрате этого статуса не иметь права на трудовую пенсию, и наоборот.
Таким образом, выплаты в пользу иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации, подлежат обложению единым социальным налогом и на данные суммы должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке независимо от наличия или отсутствия права данных работников на пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет средств соответствующих фондов, а также независимо от статуса этих работников (постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации).
Учитывая изложенное, при исчислении единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, к указанным выплатам должна применяться ставка налога в размере 28%. При этом в соответствии с п.2 ст.243 Кодекса сумма исчисленного налога подлежит уменьшению на сумму начисленных налогоплательщиками за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 2004 г. N 03-05-02-04/1/29


Вопрос: Согласно пп.1 п.1 ст.220 НК РФ налогоплательщик при определении размера налоговой базы по НДФЛ имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации, которая находилась в собственности налогоплательщика три года и более.
Просим разъяснить применение имущественного налогового вычета в отношении участника ООО, являвшегося таковым более трех лет, в случаях если:
1) участник общества, которому принадлежит доля в уставном капитале в размере 10% номинальной стоимостью 50 000 руб., продает ее по договору купли-продажи по цене 200 000 руб.;
2) участник общества выходит из ООО, его доля переходит к обществу и ООО выплачивает участнику действительную стоимость его доли;
3) общество ликвидируется и его имущество распределяется между его участниками.

Ответ:
1. В соответствии с пп.5 п.1 ст.208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации физическим лицом доли (ее части) участия в уставном капитале организаций возникает доход от источников в Российской Федерации в сумме выручки, являющийся в соответствии со ст.209 Кодекса объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.228 Кодекса исчисление и уплата налога на доходы физических лиц с сумм, полученных физическим лицом от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности, производится налогоплательщиком самостоятельно.
При этом в соответствии с пп.1 п.1 ст.220 Кодекса (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 110-ФЗ) налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи доли (ее части) в уставном капитале организации, которая находилась в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 125 000 руб., а также в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации, которая находилась в собственности налогоплательщика три года и более.
Таким образом, при реализации доли в уставном капитале ООО, находившейся в собственности налогоплательщика более 3 лет, имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику на полную сумму, полученную от продажи доли, независимо от ее номинальной стоимости.
2. В соответствии со ст.26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в случае выхода участника общества из общества его доля переходит к обществу, при этом оно обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли.
Таким образом, при выходе участника из общества возникает доход в виде выплачиваемой действительной стоимости доли, подлежащий налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Право на применение имущественного налогового вычета предусмотрено пп.1 п.1 ст.220 Кодекса только в случае продажи доли (ее части) в уставном капитале.
Исходя из изложенного выплаты в виде действительной стоимости доли при выходе участника из общества подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях у источника выплаты (поскольку в этом случае не происходит продажи физическим лицом доли в уставном капитале) без применения имущественного налогового вычета.
Согласно п.1 ст.226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст.214.1, 227 и 228 Кодекса.
Аналогичный порядок применяется и при распределении имущества ликвидируемого общества между его участниками.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 октября 2004 г. N 03-05-01-04/33


Вопрос: Единственный участник ООО (физическое лицо) принимает решение об увеличении уставного капитала за счет нераспределенной прибыли общества. Соответствующие изменения будут внесены в учредительные документы и зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством. Будет ли являться доходом, подлежащим обложению НДФЛ, сумма разницы между новой и первоначальной стоимостью уставного капитала? Если будет, то какая дата будет являться датой получения дохода?

Ответ:
Изменение размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью само по себе не является объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.
Вместе с тем разница между новой и первоначальной номинальной стоимостью долей участников общества с ограниченной ответственностью, образовавшаяся в связи с увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет нераспределенной прибыли, является доходом участников общества, полученным в натуральной форме, подлежащим налогообложению.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.223 Налогового кодекса Российской Федерации дата фактического получения дохода в натуральной форме определяется как день передачи дохода в натуральной форме. Таким днем при получении дохода в натуральной форме в виде увеличения стоимости доли в уставном капитале общества может считаться дата регистрации увеличения уставного капитала.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 сентября 2004 г. N 03-05-01-04/29


Вопрос: Федеральное государственное предприятие (ФГП) ведомственной охраны МПС России просит дать разъяснения по вопросам уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
1. Облагается ли ЕСН стоимость форменной одежды, выдаваемой работникам ведомственной охраны?
2. Облагается ли ЕСН стоимость проезда работников охраны предприятия, возвращающихся к месту работы (станция отправления) после сдачи груза грузополучателю (станция назначения)?
3. Облагается ли НДФЛ стоимость проезда работников охраны предприятия, возвращающихся к месту работы (станция отправления) после сдачи груза грузополучателю (станция назначения)? Подлежит ли налогообложению стоимость проезда работников охраны к месту работы и обратно по годовому билету в пригородном или местном сообщении?
4. Обязано ли предприятие начислять ЕСН на сумму выплат социального характера, не учитываемых в целях налогообложения прибыли (согласно ст.270 НК РФ), если эти выплаты превышают размер чистой (нераспределенной) прибыли, полученной за год?
5. Облагается ли НДФЛ стоимость форменной одежды, выдаваемой работникам ведомственной охраны?
6. ФГП заключило договор негосударственного пенсионного обеспечения. Предметом договора является негосударственное пенсионное обеспечение работников предприятия. Возникает ли у работников объект налогообложения по НДФЛ по пенсионным взносам, перечисляемым предприятием на солидарный пенсионный счет?
7. Включается ли стоимость оплаченных билетов по проезду к месту отдыха и обратно работников ведомственной охраны и членов их семей в налогооблагаемую базу по НДФЛ?

Ответ:
По вопросу 1.
В соответствии с пп.11 п.1 ст.238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению единым социальным налогом, в частности, стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" установлено, что работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны.
Кроме того, п.16 Положения о ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 N 49, также установлено, что работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде.
В связи с изложенным стоимость форменной одежды, выдаваемой работникам ведомственной охраны, не облагается единым социальным налогом.
По вопросам 2 и 3.
В соответствии с п.3 ст.217 и пп.2 п.1 ст.238 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Учитывая изложенное, стоимость проезда работников охраны предприятия, возвращающихся к месту работы после сдачи груза грузополучателю, в составе командировочных расходов не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в пределах ограничений по командировочным расходам, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729.
Что касается вопроса налогообложения стоимости проезда работников охраны к месту работы и обратно по годовому билету в пригородном или местном сообщении в соответствии с п.2.3 Отраслевого тарифного соглашения по железнодорожному транспорту и п.6.2 коллективного договора, то данная стоимость проезда включается в налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
По вопросу 4.
Согласно п.3 ст.236 Кодекса выплаты и вознаграждения, начисленные налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
К выплатам, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, относятся выплаты, определенные ст.270 Кодекса.
Таким образом, если выплаты отнесены к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то есть к расходам, поименованным в ст.270 Кодекса, то вне зависимости от наличия или отсутствия нераспределенной прибыли, полученной за год, а также от ее размера такие выплаты не облагаются единым социальным налогом.
По вопросу 5.
В соответствии с п.3 ст.217 Кодекса освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
К таким компенсационным выплатам относятся выплаты, осуществляемые работникам ведомственной охраны МПС России в соответствии с п.6 Федерального закона "О ведомственной охране" и п.16 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 N 49 "О ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации".
В частности, Приказом МПС России от 03.01.1996 N 1Ц "О форменной одежде для личного состава военизированной охраны МПС России" установлен перечень должностей личного состава, которым выдается в пользование форменная одежда, определены нормы выдачи этой одежды.
Следовательно, стоимость форменной одежды, выданной в пределах норм, установленных вышеупомянутым Приказом МПС России, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
По вопросу 6.
В соответствии с п.3 ст.213 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением, в частности, случая, если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 5 тыс. руб. в год на одного работника.
Таким образом, не подлежат налогообложению суммы взносов, перечисляемые налоговыми агентами (работодателями) за физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения на именные пенсионные счета, если общая сумма страховых взносов на одного работника в год не превысит 5 тыс. руб.
По вопросу 7.
В соответствии с п.3 ст.217 Кодекса освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
К таким компенсационным выплатам следует отнести оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в период отпуска работников железнодорожного транспорта общего пользования за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены Отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором согласно п.5 ст.25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Таким образом, оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно в период отпуска работников железнодорожного транспорта общего пользования не включается в облагаемый налогом доход работника.
В случае если положения вышеназванного Закона распространяются на работников ведомственной охраны, на них также будет распространяться и данная льгота.
При этом на членов семьи работника железнодорожного транспорта указанная льгота не распространяется.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 сентября 2004 г. N 03-05-02-04/24


Вопрос: Некоммерческая организация (фонд) для проведения профильного мероприятия приглашает иностранных граждан - нерезидентов РФ и оплачивает стоимость их проезда и проживания в России. Гражданско-правовые и трудовые договоры с нерезидентами не заключаются. За выступление на проводимых фондом мероприятиях нерезидентам выплачивается вознаграждение. Просим разъяснить следующее.
1. Является ли оплата фондом за приглашенных граждан стоимости проезда и проживания их доходом в натуральной форме, облагаемым НДФЛ? Если да, то на каких условиях и в какой форме организация должна подавать сведения в налоговые органы о невозможности удержания налога?
2. Являются ли расходы, понесенные организацией, в виде оплаты проезда и проживания объектом налогообложения по ЕСН? Облагаются ли ЕСН суммы, выплачиваемые нерезидентам за выступления на проводимых фондом мероприятиях?

Ответ:
1. Налог на доходы физических лиц.
В соответствии со ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов, полученных ими от источников в Российской Федерации и иностранных государствах, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы только от источников в Российской Федерации.
Оплата организацией за налогоплательщика стоимости проезда и проживания является в соответствии с п.2 ст.211 Кодекса доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим налогообложению.
Как указано в письме, приглашаемые фондом физические лица не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.224 Кодекса налоговая ставка для таких лиц устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, полученных на территории Российской Федерации.
Статьей 226 Кодекса установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 Кодекса. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Исходя из вышеизложенного оплата фондом за приглашенных на проводимое мероприятие иностранных граждан - нерезидентов Российской Федерации стоимости проезда и проживания является доходом, полученным указанными лицами в натуральной форме, который подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30%.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог в сумме задолженности налогоплательщика.
2. Единый социальный налог.
Согласно п.1 ст.236 Кодекса объектом налогообложения для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальными предпринимателями), а также по авторским договорам.
Таким образом, в случае, когда фондом не заключаются трудовые и гражданско-правовые договоры с лицами, приглашаемыми для участия в проводимых им мероприятиях, расходы в виде оплаты проезда и проживания названных лиц не подлежат налогообложению единым социальным налогом на основании положений ст.236 Кодекса.
С сумм, выплачиваемых физическим лицам за выступления на проводимых фондом мероприятиях, то есть за оказанные фонду услуги, единый социальный налог уплачивается в общем порядке.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 сентября 2004 г. N 03-05-01-04/25


Вопрос: ОАО просит разъяснить, являются ли объектом налогообложения по ЕСН и НДФЛ суммы оплаты дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (включая граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов), а также дополнительного отпуска продолжительностью 7 календарных дней, предоставляемого гражданам, работающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы.

Ответ:
Статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 (далее - Закон) установлено право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью.
В частности, п.9 ст.14 и п.4 ст.19 Закона вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью соответственно 14 и 7 календарных дней.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств федерального бюджета и является строго целевым.
Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях.
Таким образом, суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
В соответствии с п.3 ст.217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
К таким компенсационным выплатам следует отнести суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного ст.ст.14 и 19 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, включая граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов.
Исходя из изложенного выплаты по вышеуказанным дополнительным отпускам, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 сентября 2004 г. N 03-05-02-04/23


Вопрос: ОАО просит разъяснить, облагаются ли ЕСН суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; оплаты дополнительных отпусков для санаторно-курортного лечения гражданам, пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также выплат среднего заработка гражданам, призываемым на военные сборы.

Ответ:
Статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 (далее - Закон) установлено право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью.
В частности, п.9 ст.14 и п.4 ст.19 Закона вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью соответственно 14 и 7 календарных дней.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств федерального бюджета и является строго целевым.
Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях.
Таким образом, суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.238 Кодекса не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Оплата дополнительных отпусков для санаторно-курортного лечения гражданам, пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, осуществляется страхователем (работодателем) в соответствии с п.7 ст.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и засчитывается ему в счет уплаты страховых взносов на этот вид обязательного социального страхования.
Таким образом, оплата упомянутого отпуска подпадает под действие пп.2 п.1 ст.238 Кодекса и не облагается единым социальным налогом.
По вопросу обложения единым социальным налогом выплаты среднего заработка гражданам, призываемым на военные сборы, сообщаем следующее.
В соответствии со ст.170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст.6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
В соответствии с п.3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 157, граждане Российской Федерации на время прохождения военных сборов освобождаются от работы (учебы) с сохранением за ними места постоянной работы (учебы) и выплатой среднего заработка (стипендии) по месту постоянной работы (учебы), но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных для определенного размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по разделу "Национальная оборона" (подраздел "Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки", целевая статья "Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации").
Министерство обороны Российской Федерации в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные настоящим пунктом.
Учитывая вышеизложенное, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам, призванным на военные сборы, организациями за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, и единым социальным налогом не облагаются.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 2004 г. N 03-05-02-04/21

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru

Виртуальный Клуб Юристов - ЮрКлуб - создан для обмена опытом людей, связанных с юриспруденцией, оперативного обсуждения возникающих вопросов. Для этих целей имеются: конференция, чат, статьи, самая полная база данных юристов, адвокатов, нотариусов и юридических фирм для подбора партнеров или исполнителей юридических услуг.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Виртуального Клуба Юристов
Рассылки Subscribe.Ru
Проблемы Процессуального права


Disigned by Sergey Bastrigin 2005

новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>


В избранное