Казалось бы, что по вынесенной в заголовок теме все баталии уже отгремели и все всем понятно. Но как выяснилось все не так просто. Обнаружилось, что существует несколько точек зрения о сроках вступления в силу положений Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – закон о поправках). Расскажем о самых известных из них.
Первую версию (назовем ее официальной) озвучили налоговики. Закон о поправках улучшает положение налогоплательщиков (реверанс в сторону п. 4 ст. 5 НК РФ), а значит имеет обратную силу.
Уж мы то, налоговые органы, получше Вас, уважаемые налогоплательщики, знаем, что вам хорошо, а что смерть. Вы, конечно, можете не соглашаться с тем, что Ваше положение улучшено. Тогда Вам придется с нами судиться … в индивидуальном порядке.
Да еще момент: если вы не знаете, то с точки зрения МНС механизм обратной силы работает следующим образом. Прямо с 1 января 2001 года закон о поправках вступает в силу. Не ждать же какой-то иной даты, чтобы потом все равно признать, что закону придана обратная сила и он распространяет свое действие с 1.01.2001.
Вот такая логика. И так думают высшие чиновники страны, в частности Министр по налогам и сборам.
Вторая версия – экстремистская. Суть ее обжаловать поправки, как принятые с нарушением установленного порядка. Напомним, что принятые в конце ноября поправки "застряли" в Совете Федерации до конца декабря. Потом про них до Нового года, вообще никто ничего не слышал.
Только 3 января в середине дня на сервере "Российской газеты" – источника официального опубликования – разместили первый выпуск газеты от 3.01.2001, в котором и был опубликован текст Закона о поправках.
Но уже к вечеру и на сайте и в реальном мире появился абсолютно другой первый выпуск РГ от 4.01.2001. Зато выяснилось, что в 2000 году РГ отпечатал дополнительный номер – № 248-а от 31.12.2000. Номерок забавный, не правда ли?!
Эта детективная история очевидно шита белыми нитками. В реальности газету отпечатали задним числом, чтобы таким образом соблюсти минимальные формальности процедуры вступления закона в силу. Все равно этот трюк не позволял ввести в действие поправки с 1 января 2001 года – месяца-то не прошло. Но как мы уже писали выше, свой собственный механизм "обратной силы" помог справиться и с этим препятствием.
Однако, вспомним Постановление Конституционного Cуда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах". В нем уже был схожий прецедент.
Дата опубликования налогового закона совпадала с датой, когда само издание подписали в печать. Для тех, кто не очень хорошо представляет себе печатный процесс, поясним, что подписать в печать и получить в руки текст закона – это две большие разницы. Между этими событиями проходит относительно много времени (типография должна была отпечатать нужное количество брошюр с законом, а почта доставить их налогоплательщикам).
Таким образом, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что важна не дата на издании, а момент, когда реально адресаты получают возможность ознакомится с содержанием закона. Именно с этого момента закон можно считать обнародованным.
В нашем случае реально подписчики получили текст закона 4 января 2001 года. Вот этот срок и можно считать официальным опубликованием. И вот от него то сроки вступления в силу закона считать и надо. Как будем считать эти сроки? В этом вопросе у "экстремистов" после признания правильной даты обнародования закона скорее всего произойдет раскол и они примкнут к сторонникам других точек зрения.
В основу третей точки зрения положен тот факт, что закон о поправках по сути внес поправки в недействующий закон. И это очень необычно. Закон прямо о таких ситуациях ничего не говорит, но и не исключает их.
Абзац 3 пункта 1 статьи 5 НК РФ установил специальное правило вступления в силу федеральных законов, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов. Такие законы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Теперь возникает вопрос, какой из законов с 01.01.01 внес изменения в НК в части установления новых налогов и сборов:
– летняя редакция НК-2 вкупе с вводным законом к ней (Законы NN 117-ФЗ и 118-ФЗ);
– закон о поправках к НК-2 (Закон N 166-ФЗ)?
Ни то, и ни другое. Летняя редакция НК-2 как бы и не действует (согласно официальной версии), а потому изменений вносить не может. Закон о поправках внес изменений не в НК, а в так и не действующую первоначальную редакцию НК-2.
Что же тогда внесло изменения в НК? Изменения с 01.01.01 в Налоговый кодекс были внесены абсолютно новым законом, который полностью можно назвать Закон № 117-ФЗ в редакции закона № 166-ФЗ.
Действует именно этот новый закон. Летняя редакция НК-2 даже не вступила в силу, чтоб внести хоть какие-то изменения в НК. Возникает риторический вопрос: можно ли считать, что редакция, закона, не действовавшая ни секунды, внесла какие-либо изменения в НК?!
Но тогда получается, что в целях выполнения приведенного выше специального правила из статьи 5 НК РФ, этот новый закон вступит в силу только с 01.01.2002 года. Естественно, что сторонники такой позиции считают, что в настоящее время НК-2 не действует ни в каком виде.
С точки зрения справедливости эта версия весьма и весьма достойная. Рассудите сами: все мы готовились последние несколько месяцев к вступления в силу НК-2 в летней редакции. А в последний день старого года нам серьезно меняют правила игры – поправки явно не тянут на "косметические", как это можно часто слышать из "компетентных" источников информации.
Наконец, есть и четвертая точка зрения, которую разделяет и автор статьи. По крайне мере в своей практической деятельности я буду исходить именно из нее.
С 01.01.2001 года в силу вступила первоначальная (летняя) редакция НК-2. Эта вторая часть прошла всю процедуру принятия закона вовремя и потому вступила в силу с 1-01-01 в отличие от закона о поправках. Поправки никак не успевают вступить к 1.01.2001 года.
Теперь о том, какое правило статьи 5 НК РФ применить к поправкам: общее или специальное. Специальное применяется к тем законам, которые устанавливают новые налоги, то есть определяют все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 и п. 1 ст. 17 НК РФ). Общее применяется в остальных случаях.
НК-2 в летней редакции определил все элементы налогообложения по 4 налогам: НДС, акцизы, налог на доходы физлиц и ЕСН. К нему применяется специальное правило.
Закон о поправках не устанавливал налогов, а потому к нему применяется общее правило вступления в силу. То есть через месяц со дня официального опубликования, но не ранее 1 числа очередного налогового периода.
У нас 4 налога затронуты поправками. Налоговые периоды по ним:
НДС и акцизы - месяц
ЕСН и на доходы физиков - год
Значит по первым двум поправки вступят в силу 01.02.2001, а по двум последним - с 01.01.2002.
Естественно, что если после вступления в силу поправки окажутся благоприятными для налогоплательщика применительно к отношениям, возникшим в период с 01.01.2001 до моменты вступления в силу поправок, то придаем им обратную силу (п. 4 ст. 5 НК РФ). Благо дата, с которой обратная сила отсчитывается у нас есть – 1.01.2001.
Но заметьте, что нельзя говорить об обратной силе недействующего закона. Именно такой подход провозгласили сторонники первой версии. Пока закон в силу не вступит, то обратной силы его положения иметь не будут.
С другой стороны, если налоговые органы предлагают Вам какие-то очевидные улучшения уже сейчас, то отказываться, возможно, и не следует. По крайней мере в отношении НДС и акцизов в виду скорости вступления в силу поправок об этих налогах – этот вопрос не принципиальный. Только пусть это будет Ваш выбор, а не налоговых органов.
Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.
О сотрудничестве с нами
Если у Вас есть материал, который на Ваш взгляд подходит для нашей рассылки и Вы хотите его опубликовать, то присылайте его нам.
Если Вы нашли в интернете интересный ресурс по налоговой тематике, то пришлите, пожалуйста, нам ссылку на него. Особенно нам интересны малоизвестные проекты. Спасибо всем тем, кто уже прислал нам ссылки на интернет-ресурсы, посвященные налогообложению.
Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь или просто обсудить интересный налоговый вопрос, то рекомендуем обратиться на форум нашей рассылки.
Все предыдущие выпуски рассылки "Проблемы Налогового кодекса" доступны в архиве рассылки.
Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.
Авторы рассылки - профессиональные аудиторы (лицензии на банковский и общий аудит) и юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Посетите наш сайт.
Потенциальные клиенты могут позвонить нам по телефону в Москве (095) 190-13-11
СМИ, желающие получить у нас комментарий по той или иной налоговой проблеме, могут обращаться по адресуsmi@law.agava.ru. Возможно, что мы сможем Вам помочь.