Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Законодательство в интерактивной технологии!
Подключите на выгодных условиях блок "Законодательство в схемах"


Удобное и наглядное представление информации экономит время
и позволяет легко разобраться в сложных вопросах

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Антикризисные меры | Горячие документы | Гарант-видео | Форум юристов


Версия от 13 июня 2009 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Ценные бумаги, рынок ценных бумаг
Антимонопольное законодательство
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Выборы, избирательная система, референдум
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Семейное право
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Международные отношения


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 120-ФЗ "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Расширен перечень налогоплательщиков, имеющих право на социальный вычет по НДФЛ в сумме расходов на обучение.
Теперь налоговый вычет предоставляется также лицам, оплачивающим очное обучение своих братьев (сестер) в возрасте до 24 лет.
Ранее воспользоваться вычетом могли только родители, опекуны или попечители обучающегося, которые произвели расходы на его обучение.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Расширен перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ.
Во многих сельскохозяйственных организациях зарплату выдают в натуральной форме в виде продукции и (или) работ (услуг), выполненных (оказанных) в интересах работника.
В связи с этим от НДФЛ освобождаются указанные "натуральные" доходы, полученные в качестве оплаты труда от сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом необходимо, чтобы, во-первых, сумма такого дохода за месяц не превышала 4300 руб. и величину зарплаты за этот месяц, которую разрешено выдавать в неденежной форме, во-вторых, доход от реализации товаров (работ, услуг) указанных организаций и хозяйств за предыдущий календарный год не превышал 100 млн. руб.
Освобождение распространяется на правоотношения, возникшие с 2009 г., и применяется до 2016 г.
От обложения НДФЛ освобождаются и доходы в виде обеспечения питанием сотрудников, привлекаемых к сезонным полевым работам; оплаты лицам, не достигшим 18 лет, проезда до места обучения и обратно (речь идет о российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях).
Кроме того, НДФЛ теперь не нужно уплачивать с "натуральных" доходов, полученных пострадавшими от террористических актов, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств (указанное правило распространяется на правоотношения, возникшие с 2004 г.). Это доходы в виде образовательных, медицинских, санаторно-курортных услуг, оказанных в пользу пострадавших.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 мая 2009 г. N ВАС-3454/09 О признании недействующими листа 02 в части показателя, отражаемого по строке 050, и приложения 3 к листу 02 в части показателей, отражаемых по строке 290 и строке 360, налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения"
ВАС РФ счел, что отдельные положения формы декларации по налогу на прибыль не соответствуют НК РФ.
Речь идет о показателях декларации, в которых отражаются суммы по операциям реализации долей в уставном капитале хозяйственного общества.
Как указал ВАС РФ, эти показатели противоречат НК РФ, т. к. понуждают налогоплательщиков при определении налоговой базы увеличивать сумму прибыли на сумму убытка по операциям реализации третьим лицам долей в уставном капитале ООО и тем самым лишают их возможности учитывать расходы по указанным операциям в полном размере.
НК РФ с 1 января 2009 г. четко предусматривает: если цена приобретения имущественных прав (долей паев), с учетом расходов, связанных с их реализацией, превышает выручку от реализации, разница между этими величинами признается убытком, учитываемым при налогообложении. Между тем, несмотря на то, что редакция НК РФ до 2009 г. напрямую не закрепляла возможность учета убытка от реализации долей и паев при налогообложении прибыли, исходя из толкования соответствующих норм НК РФ, можно сделать вывод, что такая возможность все же предусматривалась.
Таким образом, доводы Минфина России о возможности до 2009 г. уменьшения доходов от реализации имущественных прав на их стоимость лишь в пределах суммы доходов являются несостоятельными.
Соответствующие изменения в НК РФ, позволяющие учитывать такой убыток в полном размере, действуют, вопреки мнению Минфина, не с 01.01.2009, а с 01.01.2006 и распространятся на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.


Банковская деятельность

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 102-ФЗ "Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики"
На Правительство РФ возложена обязанность представлять отчет, а на Банк России - информацию о реализации антикризисных мер.
Правительство РФ в течение 30 дней после завершения отчетного квартала должно будет вносить в Государственную Думу и Совет Федерации отчет о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики. Определен перечень сведений, которые должен содержать отчет. Так, в него должны быть включены как сведения общего характера о принятых правовых актах и общем объеме использования финансовых ресурсов, так и данные о деятельности госкорпораций и распределении финансовых средств между юридическими лицами, регионами, государственными внебюджетными фондами. Порядок подготовки отчета определит само Правительство РФ.
ЦБР предписывается в эти же сроки направлять в Государственную Думу информацию о предоставлении российским кредитным организациям кредитов без обеспечения, о компенсации кредитным организациям части убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия, а также об объемах банковских кредитов, выданных юридическим лицам. Из Государственной Думы эта информация пойдет в Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение бюджета. Порядок подготовки такой информации вправе установить ЦБР.
Первый отчет Правительства РФ и первая информация ЦБР должны поступить в соответствующие палаты Федерального Собрания за первое полугодие 2009 г. и четвертый квартал 2008 г. не позднее 30 дней после завершения второго квартала 2009 г.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до дня рассмотрения Государственной Думой отчета Правительства РФ и информации ЦБР за 2009 г.

Информация ЦБР от 4 июня 2009 г.
С 5 июня 2009 г. ставка рефинансирования ЦБР снижается с 12 до 11,5 % годовых. В 2009 г. это происходит уже в третий раз (последнее понижение - с 12,5 до 12 % годовых, начиная с 14 мая).
Аналогичным образом (на 0,5 процентных пункта) снижаются ставки по кредитам овернайт, ломбардным кредитам, по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами, по операциям прямого РЕПО (на сроки 1 и 7 дней), сделкам "валютный своп", депозитным операциям ЦБР, проводимым по фиксированным ставкам.
Также на 0,5 процентных пункта снижены минимальные процентные ставки по операциям предоставления ликвидности, проводимым на аукционной основе.


Ценные бумаги, рынок ценных бумаг

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 115-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Главной целью закона является создание механизма разрешения "тупиковых" ситуаций, когда акционер, обладающий блокирующим пакетом акций, препятствует нормальной деятельности общества. Согласно поправкам в случаях, когда совет директоров не может принять решение по назначению (досрочному прекращению полномочий) единоличного исполнительного органа, решение данного вопроса передается на рассмотрение общего собрания акционеров.
Создана законодательная основа для заключения акционерных соглашений - договоров об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность голосовать определенным образом, приобретать (отчуждать) акции по заранее определенной цене, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств. Допускается согласовывать иные действия по управлению обществом. В то же время соглашение не должно содержать требования голосовать согласно указаниям органов управления общества.
Лица, получившие в соответствии с акционерным соглашением право распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% голосов по размещенным обыкновенным акциям общества, обязаны раскрывать информацию об этом.
Акционерным соглашением могут предусматриваться меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения. Права сторон подлежат судебной защите.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Антимонопольное законодательство

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 15956/08
Антимонопольный орган счел, что некоторые крупные торговые компании (ритейлеры) совместными действиями ограничивали конкуренцию поставщиков продуктов питания.
Ритейлеры включали в договоры схожие условия, заведомо невыгодные для поставщиков: об оплате поставщиками различного рода услуг, уплате взносов, вознаграждений и т. п.
Суды трех инстанций пришли к выводу, что совместность действий ритейлеров не доказана.
Президиум ВАС РФ отправил дело на новое рассмотрение и пояснил следующее.
Согласованность действий, запрещенных антимонопольным законодательством, может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения договоренности. Наличие согласованных действий антимонопольный орган может доказать и через их объективированный результат: путем проведения анализа состояния товарного рынка и обоснования однотипности поведения на нем хозяйствующих субъектов, чьи действия приводят к ограничению конкуренции.
Осведомленность каждого из субъектов о согласованных действиях друг друга может быть установлена не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации. Такой вывод может вытекать и из общего положения дел на товарном рынке. Факт навязывания может быть установлен и в том случае, когда в результате таких действий нет возможности договориться с участниками рынка об иных условиях предложения или спроса. При этом не имеет значения синхронность начала согласованных действий, достаточно факта наличия таких действий на момент их выявления.
С учетом этого судам нужно было, в т. ч., сопоставить конкретные условия договоров различных торговых сетей с разными поставщиками; определить, имеются ли в них схожие по содержанию и направленности ценовые и неценовые условия, результат которых приводит к ограничению прав поставщиков.


Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 462 "О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода"
Скорректированы некоторые положения Правил оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода.
Установлен порядок корректировки базовых прогнозных объемов мощности для участников оптового рынка. Это необходимо для формирования договоров на соответствующий период регулирования.
Для корректировки применяются коэффициенты. Они рассчитываются исходя из соотношения максимальных объемов располагаемой мощности и определенных в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования, уменьшенных на объем располагаемой мощности генерирующего оборудования, не учтенной в прогнозном балансе на 2007 г. по состоянию на 1 января 2007 г., и максимальных объемов располагаемой генерирующей мощности оборудования, определенных в балансах на 2007 и 2008 гг. на те месяцы, на которые определен такой же объем установленной генерирующей мощности, как на декабрь 2007 г.
При одновременном уменьшении объемов установленной и располагаемой мощности по отношению к объемам установленной мощности, определенным в прогнозном балансе на декабрь 2007 г., такая корректировка не производится.
В обратном порядке рассчитывается коэффициент корректировки при очередном установлении цен по регулируемым договорам в отношении поставщиков электроэнергии.


Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Ранее законодательством предусматривались льготные режимы предоставления торговых мест сельхозпроизводителям только на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках. Вместе с тем наибольшее распространение во многих регионах страны получили универсальные розничные рынки.
Согласно поправкам управляющие универсальными рынками компании должны предусматривать и предоставлять торговые места для продажи сельхозпродукции гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством. Количество таких торговых мест определяется местными властями в порядке, установленном региональным органом власти.
Торговые места на универсальных рынках предоставляются указанным сельхозпроизводителям в упрощенном порядке.


Транспорт и связь

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 113-ФЗ "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата"
Ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата.
Соглашение было подписано 25 ноября 2005 г. в г. Москве. В частности, оно предусматривает создание информационной базы данных, содержащей сведения о разыскиваемых, задержанных и обнаруженных автотранспортных средствах и документах, выданных на их задержание и арест, а также о похищенных или утерянных регистрационных документах и знаках.
Расходы, связанные с задержанием автотранспортного средства и его хранением, несет запрашиваемая сторона; расходы по возврату автотранспорта на территорию запрашиваемой стороны - запрашивающая сторона.
Возвращаемые автотранспортные средства освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами, акцизами, сборами и другими платежами. Однако согласно оговорке, внесенной российской стороной, данное правило не будет применяться, если автотранспортное средство ранее было ввезено на территорию РФ в нарушение российского таможенного законодательства. Также Россия сохранила за собой право увеличивать до 20 дней установленные в Соглашении сроки исполнения запросов о возврате автотранспортных средств.


Иные вопросы хозяйственной деятельности

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
Федеральный закон разработан в связи с принятием ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Определяются условия приема платежей от физических лиц банковскими платежными агентами - организациями, не являющимися кредитными, и индивидуальными предпринимателями. Для приема таких платежей агент должен заключить договор с кредитной организацией. При этом агент не вправе передоверить прием платежей другим лицам.
Для расчетов по приему платежей банковский платежный агент должен использовать отдельный банковский счет и сдавать в банк все полученные от граждан деньги. Правительством РФ может быть ограничен перечень товаров, работ, услуг, оплата которых возможна через банковских платежных агентов.
Устанавливается обязанность агентов использовать зарегистрированную в налоговых органах контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой. Агент может использовать только платежные терминалы или банкоматы, оснащенные ККТ. Применение иных устройств для приема платежей граждан без участия уполномоченного лица агента не допускается. За нарушение указанных требований предусмотрена административная ответственность. Прием платежей должен подтверждаться выдачей кассового чека. Приведен перечень обязательных реквизитов кассового чека. Регламентирован порядок применения терминалов и банкоматов кредитными организациями.
На операторов по приему платежей возложена обязанность соблюдать законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов. Они должны идентифицировать лиц, осуществляющих платеж, если сумма платежа превышает 15 тыс. руб. Кроме того, конкретизирован порядок идентификации клиентов кредитных и почтовых организаций при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств. Уточнены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и имуществом, при обслуживании иностранных публичных должностных лиц.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
В настоящее время широко распространена услуга по приему от населения различных социально значимых платежей через терминалы. Необходимость в принятии Федерального закона обусловлена отсутствием специального нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности.
Согласно закону прием платежей от населения осуществляется на основании договоров между платежными операторами и поставщиками товаров (работ, услуг). По условиям такого договора оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от физлица в целях исполнения денежных обязательств последнего перед поставщиком.
В число обязанностей оператора входит проведение последующих расчетов с поставщиком. При этом должно соблюдаться требование о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или кассу ИП. Кроме того, оператор в предусмотренных законом случаях обязан проводить идентификацию плательщика в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Договор также должен предусматривать условие об обеспечении обязательств оператора перед поставщиком. Способы обеспечения могут быть разными - неустойка, залог, банковская гарантия и др.
Платежи могут приниматься только через платежные терминалы. Применение иных устройств запрещено.
Установлены специальные требования к платежным терминалам. В частности, они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой.
Особое внимание уделяется защите прав плательщика. Так, платежный агент должен обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной информации (наименование поставщика, размер комиссии, телефоны оператора, поставщика и контролирующих органов и др.).
Перечень товаров (работ, услуг), оплата которых через терминалы запрещена, будет определять Правительство РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.


Основы государственно-правового устройства

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и статью 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества"
Казачьи общества включены в перечень форм некоммерческих организаций. Закреплен их правовой статус.
Казачьими обществами признаются формы самоорганизации российских граждан, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.
Казачьи общества могут создаваться в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ.
Члены казачьих обществ принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Предусмотрено ведение государственного реестра казачьих обществ.
Закон станет нормативным закреплением правового статуса фактически созданных и действующих более пятнадцати лет казачьих обществ, а также позволит решить проблемы, возникающие при их государственной регистрации.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 105-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Утрачивают силу положения, согласно которым разрешение на временное проживание иностранцу не выдается, а ранее выданное разрешение может быть аннулировано, если квоты на их выдачу исчерпаны или уменьшены.
Это обусловлено следующим.
Основания для отказа или аннулирования разрешения, установленные законодательством, предполагают противоправность и виновность действий иностранца.
Уменьшение квоты не связано с противоправным поведением, а аннулирование в этом случае разрешений можно рассматривать как необоснованное ограничение прав иностранца.

Приказ Минюста РФ от 26 мая 2009 г. N 155 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88"
Актуализированы разъяснения Минюста России по подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
В частности, при подготовке проекта нормативно-правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство РФ, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований.
Для проведения независимой экспертизы проектов на коррупциогенность они размещаются на официальном Интернет-сайте органа-разработчика. На указанную экспертизу отводится не менее 7 дней.
Детально разъяснена процедура согласования проектов нормативно-правовых актов. Проект акта, влияющий на доходы и расходы бюджетов, направляется в Минфин России для оценки финансовых последствий его принятия.
Госрегистрация нормативно-правового акта включает юридическую экспертизу соответствия акта законодательству РФ, а также проверку на коррупциогенность. Наличие в акте коррупциогенных положений влечет отказ в регистрации.
Зарегистрированные акты вносятся в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Если акт не был представлен на регистрацию в течение месяца, Минюст России принимает решение об отказе в его регистрации.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 мая 2009 г. Регистрационный N 14021.

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 28 апреля 2009 г. N 329 "Об утверждении порядка опубликования и вступления в силу актов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации"
Акты Минпромторга России, не нуждающиеся в госрегистрации, подлежат официальному опубликованию в журнале "Энергия промышленного роста".
Они вступают в силу со дня их подписания, если самими актами не предусмотрено иное.
Порядок официального опубликования и вступления в силу актов Минпромэнерго России, не нуждающихся в госрегистрации (с учетом изменений), признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2009 г. Регистрационный N 14013.


Выборы, избирательная система, референдум

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления"
Принято решение о поэтапном сокращении количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Госдумы.
Так, предусматривается, что на выборах депутатов Госдумы шестого созыва политическая партия, которая осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов, должна собрать не менее 150 тыс. подписей избирателей (вместо 200 тыс. подписей), а на следующих выборах депутатов - не менее 120 тыс. подписей.
При сборе подписей на выборах депутатов Госдумы как шестого, так и последующих созывов на один субъект РФ должно приходиться не более 5 тыс. подписей избирателей, проживающих на территории данного региона (ранее - не более 10 тыс.).
Кроме того, политические партии будут освобождаться от сбора подписей при условии, что их списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов РФ. Список партий, освобожденных от сбора подписей, планируется размещать в Интернете. Эти нововведения не будут распространяться на правоотношения, возникающие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу данного ФЗ.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"
Уточнены порядок и сроки уплаты организациями, использующими труд членов летных экипажей, взносов, за счет которых осуществляется доплата к пенсии гражданским летчикам.
Перечень таких организаций и список должностей, работа на которых дает право на доплату к пенсии, определяет Правительство РФ.
Скорректирован порядок назначения доплаты к пенсии и ее перерасчета. При определении размера доплаты учитывается среднемесячный заработок летчика за 24 последних месяца летной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы. Дата назначения, выплаты (возобновления выплаты), перерасчета доплаты зависит от периода, в котором подано соответствующее обращение.
За неуплату или неполную уплату взносов и несвоевременное предоставление отчетности предусмотрена административная ответственность.
Уплату взносов в Пенсионный фонд контролируют налоговые органы.
Размер тарифа для плательщиков взносов остался прежним - 14% выплат и иных вознаграждений, начисленных членам летных экипажей.
Закон вступает в силу с 1 июля 2009 г.


Семейное право

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 118-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Согласно изменениям для детей, не достигших 18 лет, ограничен доступ к печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования.
Речь идет о продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Ранее это ограничение касалось лиц, не достигших 16-летнего возраста.
Изменения направлены на устранение противоречий между данным правилом и нормой, согласно которой ребенок - это лицо до достижения им возраста 18 лет.


Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле"
Изменения направлены на совершенствование деятельности библиотек.
В ФЗ "О библиотечном деле" закрепляются определения таких понятий, как "библиотечный фонд", "национальный библиотечный фонд", "книжный памятник".
Книжными памятниками признаются рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение. Предусмотрена регистрация книжных памятников в специальном реестре.
Причем термин "книжный памятник" заменяет понятие "памятник истории и культуры". Это позволяет привести ФЗ о библиотечном деле в соответствие с ФЗ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России. В настоящее время к памятникам истории и культуры относятся только объекты недвижимости.
Библиотекам разрешено ограничивать копирование, экспонирование и выдачу книжных памятников и иных документов, предназначенных для постоянного хранения.
К национальному библиотечному фонду отнесены документы, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, и книжные памятники.
Установлено, что центральные библиотеки в пределах обслуживаемой территории обязаны, в том числе, выполнять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 мая 2009 г. N 277н "Об организации и осуществлении мониторинга цен и ассортимента лекарственных средств в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) Российской Федерации"
В целях обеспечения доступности лекарственных средств вводится ежемесячный мониторинг цен и ассортимента лекарств в стационарных лечебно-профилактических и аптечных организациях.
Мониторингу подлежит широкий перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Конкретные торговые наименования лекарств, подлежащих мониторингу, определяет Росздравнадзор.
Мониторинг проводится территориальными органами Службы. Наблюдением должно быть охвачено не менее 15% расположенных в субъекте РФ больниц и аптек, в том числе все больницы федерального и регионального подчинения, не менее 4 городских, 5 муниципальных и 3 центральных районных больниц, одинаковое количество государственных и частных аптек.
Территориальные органы Росздравнадзора собирают информацию о наличии лекарств и ценах на них и представляют ее в Службу. Приведены формы и порядок представления информации.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 мая 2009 г. Регистрационный N 14019.


Оборона, воинская обязанность и военная служба

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Изменения направлены на повышение эффективности подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе.
Закреплено проведение двух видов военных сборов: учебных и проверочных (контролируется боевая и мобилизационная готовность воинских частей и военных комиссариатов).
Учебные сборы проводятся не чаще одного раза в три года.
Призыв на проверочные сборы осуществляется независимо от прохождения учебных.


Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 109-ФЗ "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Калужской области"
Упразднены 18 малосоставных районных судов Калужской области. Вопросы правосудия, относящиеся к их ведению, передаются в юрисдикцию близлежащих районных судов и вновь создаваемых на их базе Людиновского и Кировского районных судов Калужской области.
Данная мера обусловлена тем, что малосоставные суды (со штатной численностью до 3 судей) не способны во всех случаях обеспечить коллегиальное рассмотрение дел, а введение дополнительных штатных единиц судей нецелесообразно в связи с низкой нагрузкой на судей.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.


Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 111-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Положения УИК РФ о судебном контроле приводятся в соответствие с УПК РФ.
Установлено, что суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, которые он должен рассматривать в силу требований УПК РФ.
Прежде в УИК РФ перечислялись конкретные вопросы, при решении которых суд контролирует исполнение наказаний. Однако перечень этих вопросов по сравнению с УПК РФ был значительно уже.
В частности, в указанный перечень не входили следующие вопросы: об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока; об отмене либо о дополнении возложенных на осужденного обязанностей; об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу; о снижении размера удержания из зарплаты при ухудшении материального положения осужденного к исправительным работам; о разъяснении сомнений и неясностей при исполнении приговора и т.д.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регламентации отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ"
Устраняются противоречия в отдельных законодательных актах РФ в части регламентации правоотношений, связанных с отбыванием осужденными наказания в виде исправительных работ.
Так, УИК РФ содержит норму о том, что время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Это не согласуется с другой нормой этой же статьи УИК РФ, которая определяет периоды времени, не засчитываемые в срок наказания. Речь идет о времени, в течение которого осужденный не работал; времени болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением; времени отбывания ареста и др. Указанные нормы объединяются в одно правило: время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.
В УК РФ и ФЗ "Об исполнительном производстве" понятие "заработок" заменяется понятием "заработная плата", что соответствует трудовому законодательству.
Согласно Закону о занятости в РФ граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, не могут признаваться безработными. Однако в этом же законе предусмотрено, что выплата пособия по безработице прекращается, в частности, когда лицо осуждается к наказанию только в виде лишения свободы. Эта норма дополняется таким образом, что выплата пособия будет прекращаться и в случае осуждения лица к исправительным работам. Также пособие по безработице исключается из средств, с которых у осужденных к исправительным работам производятся удержания (внесено изменение в УИК РФ).


Административные правонарушения, административная ответственность

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 112-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Предусмотрена возможность проведения административного расследования по делам о правонарушениях в области миграционного законодательства. Расследование проводится, если после выявления административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
Необходимость в расследовании указанных дел обусловлена тем, что в ранее установленный КоАП РФ срок (2 суток) не всегда возможно выявить лицо, нарушающее порядок привлечения и использования иностранных работников. В результате возникают затруднения со своевременным составлением протокола об административном правонарушении и последующим применением к виновному наказания.
Проведение административного расследования, на которое теперь отводится 1 месяц, позволит полно и всесторонне разрешить весь комплекс вопросов по делу об административном правонарушении в области миграционного законодательства.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании"
С 1 декабря 2009 г. вводится запрет на ведение образовательной деятельности в представительствах образовательного учреждения.
Установлена административная ответственность за нарушение прав в сфере образования.
Наказание предусмотрено, в частности, за незаконный отказ в приеме в образовательное учреждение или отчисление из него, за нарушение правил ведения образовательной деятельности, оказания платных услуг, за искажение результатов итоговой аттестации.
Нарушители подвергаются штрафам или дисквалификации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2009 г.


Международные отношения

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года"
Европейская социальная хартия была подписана от имени РФ в г. Страсбурге 14 сентября 2000 г. Хартия обновляет и уточняет основное содержание Европейской социальной хартии от 18 октября 1961 г. в целях повышения уровня жизни и благополучия населения государств - членов Совета Европы. В новой Хартии (которая должна постепенно заменить первоначальную) расширен объем гарантируемых социальных прав.
Ратификация Хартии является выполнением одного из обязательств РФ, взятых ею при вступлении в Совет Европы и подтверждением приверженности принципам европейского правопорядка в социальной сфере.
Хартия не предусматривает, что государство, ее ратифицирующее, должно обязательно принять все ее статьи. Существует гибкая система, позволяющая государствам отбирать статьи, приемлемые для них, но обязывающая при этом согласиться с "основными статьями" по обязательствам, которые считаются основополагающими.
Россия принимает обязательства в отношении 19 из 37 статей, в том числе 6 статьей из 9 "основных" (это статьи о праве на труд, праве на объединение, праве на коллективные переговоры, праве детей и молодежи на защиту, праве семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, праве на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без половой дискриминации).
Из оставшихся обязательных статей не ратифицирована статья о праве на социальную и медицинскую помощь. А две другие статьи (о праве на социальное обеспечение и праве работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь) принимаются не в полном объеме. Это связано с тем, что их принятие требует дополнительных финансовых средств и внесения изменений в действующее законодательство РФ.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бухучет и отчетность от 15.06.2009

Главные новости:

Подписка на журналы "Законодательство", "Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2009.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное