Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Законодательство в интерактивной технологии!
Подключите на выгодных условиях блок «Законодательство в схемах»


Удобное и наглядное представление информации экономит время
и позволяет легко разобраться в сложных вопросах

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Антикризисные меры | Горячие документы | Гарант-видео | Форум юристов


Версия от 30 мая 2009 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Строительство, градостроительство и архитектура
Сельское хозяйство
Страховая деятельность
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Семейное право
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
Международные отношения


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Федеральный закон от 23 мая 2009 г. N 97-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Ратифицированное Соглашение подписано сторонами 13.02.2007 в г. Аммане. Оно предусматривает допуск капиталовложений инвесторов России и Иордании на территорию друг друга и предоставление указанным капиталовложениям режима наибольшего благоприятствования. Вместе с тем стороны не обязаны предоставлять капиталовложениям инвесторов другой стороны преимущества, предоставляемые инвесторам третьих стран в связи с участием в экономических интеграционных образованиях.
Соглашением гарантируется защита капиталовложений от национализации, экспроприации и т. п., закрепляется право инвесторов на получение адекватной компенсации в случае нанесения ущерба их капиталовложениям (в частности, вследствие войны, гражданских беспорядков).

Федеральный закон от 23 мая 2009 г. N 96-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Катар о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Ратифицировано межправительственное соглашение России и Катара, подписанное 12.02.2007 в г. Дохе. Оно направлено на создание благоприятных условий для осуществления капиталовложений инвесторами России и Катара на территориях обоих государств.
Стороны договорились обеспечивать на своих территориях справедливый и равноправный режим капиталовложениям и доходам инвесторов друг друга, а также предоставлять им режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется для собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства. Они будут гарантировать защиту капиталовложений от экспроприации или национализации (за исключением случаев, когда эти меры предпринимаются в общественных интересах).
Кроме того, соглашением предусматриваются основания для возмещения ущерба инвесторам сторон, устанавливаются процедуры разрешения инвестиционных споров, а также гарантии беспрепятственного перевода за границу платежей в связи с капиталовложениями.

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2009 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан"
Признана неконституционной норма, позволяющая регионам (при наличии необходимых согласований) освобождать отдельные организации от платы за загрязнение окружающей природной среды.
Речь идет об организациях социальной и культурной сферы, а также организациях, финансируемых из федерального или региональных бюджетов.
Как указал КС РФ, Правительство РФ, предоставляя такое право регионам, вышло за пределы своих полномочий. ФЗ "Об охране окружающей среды" не предусматривает каких-либо норм, наделяющих таким правом не только субъекты РФ, но и само Правительство РФ.
Внесение экологических платежей обязательно, по общему правилу, для всех лиц, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Целью их установления является не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько сохранение природы и обеспечение экологической безопасности. Эти платежи являются обязательными публично-правовыми платежами. Они взимаются за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению.
Правовое регулирование порядка освобождения от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть осуществлено только федеральным законодателем либо по его прямому указанию. Соответственно, основания (критерии) исключений из принципа платности природопользования должны определяться только федеральным законом.
Между тем КС РФ счел необходимым отсрочить исполнение своего решения. Норма утрачивает силу с 1 января 2010 г. Это сделано с тем, чтобы законодатель имел возможность внести необходимые изменения в правовое регулирование, а заинтересованные субъекты (и, в особенности, бюджетные учреждения) адаптироваться к новым условиям правового регулирования.

Постановление Фонда социального страхования РФ от 13 апреля 2009 г. N 92 "Об изменении некоторых актов Фонда социального страхования Российской Федерации"
Скорректированы формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ) и отчета по страховым взносам в ФСС РФ (форма 4а-ФСС РФ).
При указании расходов на выплату пособий не требуется указывать отдельной строкой расходы на выплату пособия при усыновлении ребенка. Следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает отдельного пособия при усыновлении. Лицам, усыновившим ребенка, выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, пособие на период отпуска при усыновлении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет.
Пересмотрена шкала средней зарплаты, используемая при отражении количества получателей пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет. Страхователи, уплачивающие ЕСН, должны указывать в форме 4-ФСС РФ сумму невыплаченных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком до 1,5 лет.
Страхователи, применяющие специальные режимы налогообложения, в сведениях о путевках приводят общее количество приобретенных путевок (без разграничения на путевки, полученные от отделения Фонда и от других организаций). Справочно приводится численность оздоровленных детей.

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 апреля 2009 г. N 274 "Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов"
Согласно НК РФ не облагается НДС реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в установленном порядке.
Перечень указанных изделий был утвержден Минпромнауки России. Однако указанное ведомство было упразднено, а его функции в настоящее время осуществляет Минпромторг России.
В связи с этим заново утвержден перечень изделий народных художественных промыслов.
Новый перечень ничем не отличается от перечня, утвержденного Минпромнаукой России.
Изделия по-прежнему объединены в группы по видам производств: художественная обработка дерева и других растительных материалов; производство художественной керамики; художественная обработка металлов; производство ювелирных изделий народных художественных промыслов; миниатюрная лаковая живопись; художественная обработка камня, кости и рога; производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов; художественное ручное кружево, ткачество и вязание; художественная обработка кожи и меха и др.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2009 г. Регистрационный N 13952.


Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Постановление Правительства РФ от 20 мая 2009 г. N 438 "Об утверждении перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г. освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении его сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью, с последующей поставкой их сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
До 1 января 2012 г. не облагается НДС ввоз в РФ племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов указанных животных, племенных лошадей и племенного яйца. Данной льготой вправе воспользоваться сельхозпроизводители, производящие, перерабатывающие и реализующие сельхозпродукцию собственного производства, если доля от реализации такой продукции составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%. Также указанная льгота распространяется на российские лизинговые организации, поставляющие данную продукцию указанным сельхозпроизводителям.
Установлен перечень кодов вышеназванных товаров в соответствии с ТН ВЭД России. Перечень применяется с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г.


Гражданское право, приватизация

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"
В разъяснениях затронут широкий круг вопросов оспаривания сделок банкрота, начиная с права на обращение в суд с такого рода исками и заканчивая "нюансами" применения отдельных оснований для оспаривания.
Отмечено, что при оспаривании сделок должника ответчиком (одним из них) по иску арбитражного управляющего должен быть должник. Между тем если решением суда сделка признана недействительной по иску внешнего (конкурсного) управляющего, а должник к участию не привлекался, решение не может быть отменено по мотиву принятия в отношении лица, не участвовавшего в деле.
Разъясняется, что конкурсный управляющий и кредиторы вправе, как и внешний управляющий, оспаривать сделки, повлекшие предпочтительное удовлетворение требований кредиторов, а также предбанкротные сделки, связанные с выплатой (выделом) доли (пая) в имуществе учредителю (участнику). Прокурор не вправе оспаривать сделки по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, независимо от статуса должника или кредитора.
Затронуты вопросы о распределении судебных расходов при оспаривании сделок должника. Если иск удовлетворен, расходы взыскиваются с ответчиков (но не должника) в пользу должника, если нет - с должника в пользу ответчиков (кроме должника). При этом такие расходы относятся к текущим платежам.
Как сделки, повлекшие предпочтительное удовлетворение требований, и сделки с заинтересованным лицом, могут оспариваться также и действия, являющиеся исполнением обязательств (в частности, платеж долга) или действия, влекущие те же правовые последствия (зачет, новация, отступное). Если такие действия были признаны недействительными, требование кредитора восстанавливается, а не переходит в разряд текущих платежей. Рассмотрены особенности включения такого требования в реестр.
Также разъяснены моменты, касающиеся: оспаривания сделок гражданин; одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью в ходе внешнего управления и конкурсного производства; признания лиц заинтересованными по отношению к должнику; доказывания осведомленности кредитора о неплатежеспособности должника при заключении предбанкротной сделки.
При применении разъяснений нужно учитывать, что с 04.06.2009 вступят в силу новые нормы об оспаривании сделок должника.


Строительство, градостроительство и архитектура

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2009 г. N 441 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства"
Минрегион России уполномочен выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию следующих объектов капстроительства: располагающихся на территории двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ; объектов обороны и безопасности; иных объектов, сведения о которых составляют гостайну; автомобильных дорог федерального значения; памятников истории и культуры федерального значения (при проведении капремонта в целях их сохранения); особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
При этом указанные объекты должны находиться на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых он не устанавливается. К таким землям, в частности, относятся земли лесного фонда, земли, покрытые поверхностными водами, земли запаса, земли особо охраняемых природных территорий (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), земли сельскохозугодий и некоторые другие.
Разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию указанных объектов капстроительства выдает Минрегион России при условии, если их выдача не поручена другому федеральному органу исполнительной власти.

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"
С 1 января 2010 г. вводится проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, финансируемых из федерального бюджета. Проверка проводится по всем объектам независимо от необходимости получения разрешения на строительство, обязательности подготовки и (или) госэкспертизы проектной документации.
Целью проверки является установление соответствия сметной стоимости строительства сметным нормативам, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
Смета на строительство объектов составляется с применением базисного уровня цен (показатели сметных нормативов, действовавшие на 1 января 2000 г.) и цен, сложившихся ко времени ее составления.
Сметная стоимость может проверяться одновременно с проведением госэкспертизы проектной документации, после экспертизы (если организации по проведению экспертизы и проверки не совпадают) либо без проведения экспертизы (если она не обязательна). В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ проверка сметной стоимости проводится Минобороны России, иных объектов обороны и безопасности - соответствующими федеральными органами власти, остальных объектов - учреждением, подведомственным Минрегиону России.
Определен состав документов, представляемых на проверку. Срок проверки - не более 30 рабочих дней (в рамках экспертизы проектной документации - в пределах срока проведения экспертизы). Отрицательное заключение проверки может быть оспорено в суде.
За проверку сметной стоимости взимается плата - 20 тыс. руб. (если проверка проводилась одновременно с госэкспертизой проектной документации) либо 20% стоимости экспертизы проектной документации (если проверка проводится после экспертизы). Плата за проверку сметной стоимости включается в смету на разработку проектной документации.
Уточнен порядок проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета.


Сельское хозяйство

Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 431 "Об установлении предельного срока временного ввоза зерноуборочных комбайнов"
Установлено, что зерноуборочные комбайны (коды ТН ВЭД России 8433 51 000 1, 8433 51 000 9) могут временно ввозиться в РФ на срок не более 5 календарных дней.
Напомним, что помещенные под таможенный режим временного ввоза иностранные товары освобождаются (полностью или частично) от обложения таможенными пошлинами и налогами. К таким товарам также не применяются установленные запреты и ограничения экономического характера.
Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Приказ Минсельхоза РФ от 8 апреля 2009 г. N 126 "О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 04.03.2009 N 85"
В 2009-20011 г. регионам выделяются субсидии из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства. Субсидии предоставляются на основании соглашений между субъектами РФ и Минсельхозом России.
В указанное соглашение включено новое условие, обязывающее уполномоченный орган субъекта РФ вести учет средств субсидий в единой системе учета Минсельхоза.
Следует иметь в виду, что субсидии предоставляются, в том числе, на приобретение минеральных удобрений. Соответствующие изменения внесены в формы приложений к соглашению.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 мая 2009 г. Регистрационный N 13903.


Страховая деятельность

Приказ Минфина РФ от 20 марта 2009 г. N 28н "О форме статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-______ 20___года" и порядке ее составления и представления"
Вводится новая форма статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации".
Отчет стал значительно подробнее.
Теперь сведения о страховых премиях и выплатах по договорам добровольного страхования нужно детализировать. Эти данные отражаются с разбивкой по видам страхования: на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока; страхование жизни с условием периодических страховых выплат и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; пенсионное; от несчастных случаев и болезней; медицинское; транспортное; страхование грузов; сельскохозяйственное; гражданской ответственности владельцев автотранспорта; предпринимательских и финансовых рисков и т.д.
В отчете необходимо отдельно указывать сведения о страховых премиях и выплатах по договорам страхования и сострахования за пределами РФ (ранее - только в целом по РФ и по субъектам РФ).
Также приводятся данные о страховых премиях по договорам, переданным в перестрахование, о количестве заключенных и действовавших договоров страхования, сострахования, о доле перестраховщиков в выплатах по договорам, переданным в перестрахование (прежде не приводились).
В отчете появился новый раздел, в котором показываются данные о прямом возмещении убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Приказ вступает в силу, начиная с отчетности за первое полугодие 2009 г.


Основы государственно-правового устройства

Указ Президента РФ от 20 мая 2009 г. N 579 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России"
При Президенте РФ образована Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Она займется рассмотрением вопросов, касающихся выработки государственной политики в указанной сфере. Также ей поручено координировать деятельность органов власти, предпринимательского и экспертного сообществ в этой области. Кроме того, она будет определять приоритетные направления, формы и методы государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России.
Комиссия вправе создавать постоянные и временные рабочие (экспертные) группы, запрашивать необходимые материалы, приглашать на свои заседания представителей различных органов и организаций.
Утвержден персональный состав Комиссии. Ее возглавляет Президент РФ.
Указ вступает в силу со дня его подписания.

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 415 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"
В 2005 г. была утверждена Инструкция по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих. Согласно этой Инструкции допуск оформляют Росрегистрация и ее территориальные органы.
В то же время согласно ранее утвержденной Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к гостайне допуск вышеуказанных категорий лиц оформляет регулирующий орган, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций. В соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под регулирующим органом понимается Минэкономразвития России, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
В связи с этим уточняется, что допуск к гостайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих оформляет не регулирующий орган, а федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (т. е. Росрегистрация).

Распоряжение Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р
Утвержденная программа развития конкуренции в РФ определяет приоритеты и основные направления конкурентной политики на период до 2012 г.
Состояние конкурентной среды в настоящее время характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов, несоответствием темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса. Снизить административные барьеры призваны следующие меры: передача полномочий по лицензированию наиболее массовых видов деятельности региональным органам власти; замена обязательной сертификации ряда услуг декларированием соответствия; замена госконтроля качества в сферах здравоохранения, транспорта, нефтехимии, производства продуктов питания и строительных материалов соответствующей деятельностью аккредитованных субъектов рынка - лабораторий, исследовательских и испытательных центров и др.
Предусмотрены меры по сокращению инфраструктурных ограничений конкуренции, совершенствованию процедуры госзакупок, развитию малого и среднего предпринимательства.
Важным инструментом защиты конкуренции является антимонопольное регулирование. Предлагается изменить порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (определять его по результатам анализа совокупности факторов, а не только размера доли на рынке), пересмотреть подход к контролю экономической концентрации (сократить количество рассматриваемых антимонопольным органом сделок, не влияющих на состояние конкурентной среды), усовершенствовать систему ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Особое внимание уделено расширению доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Для повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования необходимо провести анализ действующих импортных и экспортных пошлин с точки зрения их влияния на конкуренцию. Благотворно на состоянии деловой активности должны сказаться такие меры налоговой политики, как упрощение процедур представления налоговой отчетности, сокращение срока возмещения НДС для добросовестных налогоплательщиков, налоговое стимулирование развития технологий и снижения издержек.
Определены меры развития конкуренции в отдельных отраслях экономики. Утвержден план мероприятий по развитию конкуренции на 2009-2012 гг.
Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.


Бюджетная система

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25 мая 2009 г.
Определены основные цели и задачи бюджетной политики на 2010-2012 гг. и дальнейшую перспективу.
Бюджетная политика должна быть ориентирована на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Для этого необходимо обеспечить исполнение социальных обязательств и придать им более адресный характер, снизить бюджетный дефицит, перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Следует определить оптимальные формы поддержки экономики и финансовой системы, повысить качество публичных услуг для граждан. Механизм госзакупок должен быть усовершенствован. Необходимо определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки, повысить ответственность за расходование средств на каждом уровне власти. Планируется создать "безбарьерную" среду для инвалидов. Требуется сформировать новую структуру пенсионной системы, основу которой должны составить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
С 2010 г. необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения (до 60 млн. руб. в год). Планируется создать условия для введения местного налога на недвижимость, повысить ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию, а также оптимизировать систему налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов. Кроме того, предлагаются меры по противодействию схемам уклонения от уплаты налогов.
Установлены основные приоритеты бюджетных расходов. Так, будет повышаться доступность жилья, медицинских и образовательных услуг. В 2010 г. средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тыс. руб. Бюджетные ассигнования будут направляться на профессиональную подготовку и переподготовку безработных. Планируется финансирование мероприятий по формированию нового облика Вооруженных Сил РФ, в частности, оснащения армии современными видами вооружений и военной техники.


Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 230н "Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2009 год"
Федеральным гражданским служащим, имеющим стаж службы не менее 1 года, один раз за весь период службы может быть предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилья. Размер субсидии определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья и поправочного коэффициента к размеру средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья с учетом места прохождения гражданской службы.
Установлены указанные поправочные коэффициенты по субъектам РФ на 2009 г. Наибольшие коэффициенты предусмотрены для г. Москвы, Кабардино-Балкарии и Чеченской Республики.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2009 г. Регистрационный N 13977.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 418 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2008 г."
Прожиточный минимум в целом по РФ за IV квартал 2008 г. составил на душу населения 4693 руб. (в III квартале - 4630 руб.), для трудоспособного населения - 5086 руб. (в III квартале - 5017 руб.), пенсионеров - 3712 руб. (в III квартале - 3660 руб.), детей - 4472 руб. (в III квартале - 4418 руб.).
Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также включает обязательные платежи и сборы. Он предназначен для оценки уровня жизни населения России при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. В статистике, научных исследованиях и прогнозах показатель прожиточного минимума рассматривается как граница бедности.


Семейное право

Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации"
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут помещаться под надзор в образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или некоммерческие организации. Такие организации вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих в России. Утверждены правила такой передачи.
Организации вправе передавать детей в семьи на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях. Временная передача не является формой устройства ребенка в семью и не прекращает прав и обязанностей организации в отношении таких детей.
Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 1 месяц (при наличии исключительных обстоятельств этот срок может быть продлен).
При подборе семьи для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка (с 10 лет - обязательно). Установлены требования к гражданам, в семьи которых могут временно передаваться дети.
Приведен перечень документов, представляемых гражданином в орган опеки и попечительства для получения заключения о возможности временной передачи ребенка. В течение 15 дней орган опеки и попечительства проверяет документы и проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи. В определенных случаях может быть оформлено заключение о возможности временной передачи ребенка гражданину без пребывания в жилом помещении (например, разрешается забрать ребенка в течение дня или выехать с ним на отдых). После получения заключения гражданин должен обратиться в организацию с заявлением о временной передаче ребенка. Установлены обязанности гражданина, в семью которого временно передан ребенок. Ребенок может быть досрочно возвращен в организацию по его желанию или по желанию гражданина, которому он передан.

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
Согласно Семейному кодексу РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы под опеку или попечительство, а также в приемную или патронажную семью.
Установлен порядок подбора, учета и подготовки граждан, желающих стать опекунами, попечителями, приемными или патронажными родителями (далее - опекуны).
Потенциальный опекун должен обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства по месту своего жительства. К заявлению необходимо приложить ряд документов, в том числе справку с места работы, медицинское заключение о состоянии здоровья, справку из милиции об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
В течение 7 дней со дня представления вышеуказанных документов органом опеки и попечительства проводится обследование условий жизни потенциального опекуна. В ходе такого обследования оцениваются жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
Орган опеки и попечительства в течение 15 дней на основании представленных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.
Опека и попечительство могут осуществляться, в том числе, на возмездной основе. Для этого между органом опеки и попечительства и опекуном (попечителем, приемным родителем) заключается соответствующий договор. Вознаграждение выплачивается за счет доходов от имущества несовершеннолетнего подопечного и не может превышать 5 процентов от этих доходов.
Определены правила создания приемной семьи, а также порядок контроля за условиями жизни и воспитания подопечных детей.
Приведена форма ежегодного отчета опекуна или попечителя о хранении, использовании и управлении имуществом несовершеннолетнего подопечного.


Оборона, воинская обязанность и военная служба

Приказ Минобороны РФ от 4 мая 2009 г. N 327 "О выплате военнослужащим и отдельным категориям лиц, уволенным с военной службы, денежных средств для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2009 году в Вооруженных Силах Российской Федерации"
Военнослужащим-контрактникам, а также некоторым офицерам, прапорщикам и мичманам, уволенным со службы, раз в год выделяются средства на оплату путевок (продолжительностью до 24 дней) для их детей школьного возраста (до 15 лет включительно). Речь идет о путевках в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в России.
Выплаты осуществляются, если путевки не могут быть предоставлены с привлечением средств ФСС РФ.
В 2009 г. размер выплаты составляет 9600 руб. на одного ребенка (в 2008 г. - 8000 руб.).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2009 г. Регистрационный N 13968.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 2 апреля 2009 г. N 09-11/пз-н "Об утверждении типовых форм договора об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих и договора об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании, осуществляющей доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих"
С 1 января 2009 г. некоторые полномочия Правительства РФ были переданы федеральным органам исполнительной власти. Среди переданных полномочий - утверждение форм договоров об оказании услуг специализированным депозитарием и управляющей компанией в сфере жилищного обеспечения военнослужащих. Эти полномочия теперь принадлежат ФСФР России.
Так, утверждены новые формы договора об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих; договора об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании, осуществляющей доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих.
Среди изменений, внесенных в формы, можно назвать следующие.
Так, договор доверительного управления накоплениями предусматривает новый порядок расчета вознаграждения управляющей компании. Оно состоит из базовой части вознаграждения и вознаграждения за положительный финансовый результат от инвестирования накоплений, полученный за отчетный год. Устанавливаются максимальные размеры базовой части вознаграждения.
В договоре об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании предусмотрена дополнительная обязанность такой компании. Она должна за счет средств накоплений, находящихся у нее в доверительном управлении, возмещать расходы, понесенные депозитарием в связи с учетом прав на ценные бумаги, в которые инвестированы средства накоплений.
Приказ нужно применять с даты признания утратившим силу постановления Правительства РФ, которым ранее утверждались указанные формы.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2009 г. Регистрационный N 13911.


Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

Федеральный закон от 25 мая 2009 г. N 99-ФЗ "О Шадринском районном суде Курганской области"
Упраздняется Шадринский городской суд Курганской области. Вопросы осуществления правосудия, отнесенных к его ведению, передаются в юрисдикцию Шадринского районного суда Курганской области.
Таким образом, юрисдикция Шадринского районного суда теперь распространяется на территории Шадринского района и города Шадринск.
Принятие закона позволит привести судебную систему Курганской области в соответствие с действующим федеральным законодательством и оптимизировать процесс отправления правосудия.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 34 "О применении арбитражными судами части 3.1 статьи 38 и пункта 4 части 2 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Согласно разъяснениям, если арбитражный суд, принявший заявление к своему производству, в дальнейшем будет привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, такое дело должно быть передано на рассмотрение другого арбитражного суда.
При этом дело передается с учетом правил подсудности, предусмотренных для исков по спорам, в которых одной из сторон является арбитражный суд: дело передается в Арбитражный суд Московской области, а если арбитражный суд-сторона спора располагается на территории Московского судебного округа - в Арбитражный суд Тверской области.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 33 "О внесении изменений в раздел IV Регламента арбитражных судов Российской Федерации"
В Регламент арбитражных судов РФ включена глава, посвященная Президиуму ВАС РФ.
Президиум проверяет в порядке надзора вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, а также рассматривает отдельные вопросы судебной практики. О результатах рассмотрения Президиум информирует арбитражные суды.
В состав Президиума входят Председатель ВАС РФ, его заместители, председатели судебных составов ВАС РФ, некоторые судьи ВАС РФ. При рассмотрении конкретного дела в Президиуме также участвуют судьи-докладчики по делу.
Заседания проводятся в определенный день недели. Внеочередные заседания назначаются по решению Председателя ВАС РФ. Президиум правомочен при наличии большинства его членов.
Более детально прописана процедура рассмотрения дел в порядке надзора.
Президиум принимает надзорное дело к своему рассмотрению на основании определения суда о передаче дела в Президиум. Дела рассматриваются в порядке очередности их поступления, но не более 3 месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум. В случаях, не терпящих отлагательства, Президиум может изменить очередность рассмотрения дел.
Рассмотрение дела начинается с доклада судьи ВАС РФ - докладчика по данному делу. Он излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по делу судебных актов, доводы заявителя, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум. По окончании доклада судья-докладчик отвечает на вопросы членов Президиума.
Продолжительность выступления лиц, участвующих в деле, не должна превышать 10 минут. Однако по их ходатайству председательствующий вправе продлить время выступления.
Постановление по делу принимается в закрытом совещании большинством голосов присутствующих на заседании членов Президиума. При этом запрещено воздерживаться от голосования. Последним голосует председательствующий.
Информация о принятом постановлении Президиума сразу же после объявления его резолютивной части размещается на сайте ВАС РФ.


Международные отношения

Федеральный закон от 23 мая 2009 г. N 98-ФЗ "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам"
Ратифицирован Сингапурский договор о законах по товарным знакам.
Договор был принят 27 марта 2006 г. Дипломатической конференцией, созванной в рамках Всемирной организации по интеллектуальной собственности. От имени РФ Договор подписан в Женеве 26 марта 2007 г.
Цель Договора - дальнейшая гармонизация национальных систем законодательства о товарных знаках в части административных процедур. Он обеспечивает равенство прав российских заявителей, регистрирующих товарные знаки за рубежом, и иностранных заявителей, регистрирующих эти знаки в РФ.
В Договоре определены правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, внесения изменений в документы, касающиеся указанных знаков и т.д.
Неотъемлемой частью Договора является Инструкция, которая конкретизирует его положения, а также включает типовые международные бланки документов, необходимых для регистрации.
В связи с ратификацией Договора должны быть внесены изменения в ГК РФ. В частности, нужно увеличить период для подачи ходатайства о восстановлении пропущенных сроков, связанных с проведением экспертизы заявки на товарный знак (с 2 до 6 месяцев).

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Трудовое право от 01.06.2009

Главные новости:

Подписка на журналы "Законодательство", "Арбитражное правосудие в России" и "Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2009.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное