Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Ежедневно новые актуальные нормативные акты
в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
более 140 000 полных текстов документов
из различных областей законодательства России
в открытом доступе на www.garant.ru


ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Интернет-версия ГАРАНТ | Горячие документы | Интернет-конференции | Форум юристов


Версия от 12 мая 2007 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Банковская деятельность

Гражданское право, приватизация

Стандартизация, сертификация, качество продукции, защита прав потребителя

Транспорт и связь

Выборы, избирательная система, референдум

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Приказ Минфина РФ от 9 апреля 2007 г. N 32н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2003 года N 113н"

Изменения вносятся в перечень и состав форм бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности данных организаций, представляемой в порядке надзора, утвержденные приказом Минфина России от 8 декабря 2003 г. N 113н.

Введена новая типовая форма годовой отчетности, представляемая страховыми организациями в порядке надзора в Росстрахнадзор и ее территориальные органы - "Отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховой организации (форма N 14-страховщик)". Установлен порядок ее заполнения.

Показатели отчетных форм с наименованием "Операционные доходы, кроме связанных с инвестициями" переименованы в "Прочие доходы, кроме доходов, связанных с инвестициями", а "Операционные расходы, кроме связанных с инвестициями" - соответственно в "Прочие расходы, кроме расходов, связанных с инвестициями". Такие показатели как "Внереализационные доходы" и "Внереализационные расходы" исключены.

Изменен порядок представления страховыми организациями промежуточной бухгалтерской отчетности. В ранее установленном порядке (в течение 30 дней по окончании первого полугодия составленная за второй квартал нарастающим итогом) промежуточная бухгалтерская отчетность представляется только организациями, не осуществляющими обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Страховые организации, осуществляющие ОСАГО, представляют данную отчетность нарастающим итогом с начала отчетного года в течение 30 дней по окончании первого квартала, полугодия и девяти месяцев.

Страховые медицинские организации, осуществляющие только обязательное медицинское страхование, в составе промежуточной отчетности, представляют не только Отчет о размещении страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию (форма N 7а-страховщик), как предусматривалось ранее, но и Отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховой организации (форма N 14-страховщик), а также пояснительную записку.

Порядок представления страховыми организациями годовой отчетности, представляемой на сменных носителях информации, и промежуточной отчетности, представляемой в виде набора файлов по электронной почте, а также порядок взаимоувязки показателей отчетности устанавливается Минфином России.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2007 г. Регистрационный N 9359.


Банковская деятельность

Указание ЦБР от 24 апреля 2007 г. N 1819-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 1 декабря 2003 года N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"

Согласно внесенным изменениям запрещается включать в состав рабочей группы, осуществляющей проверку банка, уполномоченного представителя Банка России, который владеет долями (акциями) проверяемой кредитной организации и(или) входит в состав органов управления проверяемой кредитной организации.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Изменение в Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБР от 26 марта 2007 г. (протокол заседания N 6)

Из полномочий Комитета банковского надзора исключается введение и изменение пруденциальных норм деятельности кредитных организаций. Ранее Комитет имел такое полномочие в тех случаях, когда для введения таких норм не требовалось решения Совета директоров Банка России.

Письмо ЦБР от 27 апреля 2007 г. N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)"

В письме содержатся рекомендации по минимизации кредитными организациями своих юридических рисков и рисков утраты деловой репутации в случае проведения их клиентами сомнительных операций с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг).

При заключении договоров, предусматривающих дистанционное обслуживание клиентов, кредитным организациям рекомендуется включать в договоры право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи.

Кредитным организациям рекомендуется после предварительного предупреждения отказывать клиентам в приеме от них распоряжений на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций клиентов. При этом кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.


Гражданское право, приватизация

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"

Пленум Верховного Суда РФ подготовил разъяснения по актуальной проблеме защиты авторских и смежных прав. В частности, Пленум пояснил, что охраняется авторским правом, а что не является объектом защиты. Так, в соответствии с законодательном РФ объектами авторского права не являются: официальные документы (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (например, сообщения о новостях дня, расписания движения транспортных средств). Поэтому воспроизведение, распространение или иное их использование любым способом не образует состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав).

Кроме того, Пленум дала правовое толкование таким важным понятиям, как плагиат, присвоение авторства, контрафакт. В отношении последнего отмечено, что экземпляры произведений или фонограмм считаются контрафактными, если изготовление, распространение или иное их использование, а равно импорт таких экземпляров нарушает авторские и смежные права, охраняемые в соответствии с законодательством РФ. Разрешая вопрос о том, является ли экземпляр произведения контрафактным, суд должен оценивать все фактические обстоятельства дела, в частности, обстоятельства и источник приобретения лицом указанного экземпляра, правовые основания его изготовления или импорта, наличие договора о передаче (предоставлении) права пользования (например, авторского или лицензионного договора), соответствие обстоятельств использования произведения условиям этого договора (выплата вознаграждения, тираж и т.д.), заключение экспертизы изъятого экземпляра произведения. Что касается "присвоения авторства", то оно как способ нарушения изобретательских и патентных прав применительно к ст. 147 УК РФ (нарушение изобретательских и патентных прав) предполагает объявление себя автором чужих изобретения, полезной модели или промышленного образца, получение патента лицом, не внесшим личного творческого вклада в создание указанных объектов интеллектуальной собственности, в том числе лицом, которое оказало автору только техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовало оформлению прав на них и их использование. В отношении такого достаточно распространенного преступления, как незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ), высшая судебная инстанция пояснила, что уголовная ответственность по указанной статье наступает только в тех случаях, когда это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

Любое лицо, впервые совершившее указанные выше преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшими и загладило причиненный им вред. При этом до принятия решения о прекращении дела суд должен убедиться в том, что причиненный потерпевшему в результате преступления вред действительно заглажен.


Стандартизация, сертификация, качество продукции, защита прав потребителя

Федеральный закон от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"

Уточнена сфера применения Закона. Согласно внесенным изменениям, его действие теперь не распространяется не только на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, но также и на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда. Кроме того, установлено, что Закон не регулирует отношения, связанные с применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции), а также мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха.

Скорректировано понятие "заявитель". Под этим определением понимается физическое или юридическое лицо, не просто осуществляющее обязательное подтверждение соответствия, а лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

В целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) в качестве одного из принципов технического регулирования закреплен принцип недопустимости дублирования полномочий по государственному контролю (надзору).

Внесены уточнения в положение, предусматривающее ежегодное утверждение и опубликование Правительством РФ программы разработки технических регламентов. В утверждаемую программу включаются регламенты, с указанием формы их принятия, реализация которых полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета. Новшеством является и то, что регламенты также могут быть разработаны и вне утвержденной программы. Исключается классификация регламентов на общие и специальные.

Приведен перечень первоочередных регламентов, которые предполагается принять до 2010 года и ответственность за разработку которых несет Правительство РФ: о безопасности машин и оборудования; низковольтного оборудования; строительных материалов и изделий; зданий и сооружений; лекарственных средств; лифтов; электрических станций и сетей; оборудования, работающего под избыточным давлением; колесных транспортных средств; медицинских изделий; средств индивидуальной защиты; химической продукции; пищевых продуктов; аппаратов, работающих на газообразном топливе; оборудования для взрывоопасных сред; упаковки, а также об электромагнитной совместимости и об общих требованиях пожарной безопасности.

Устраняется пробел в отношении вопроса об определении круга участников национальной системы стандартизации.

Введена возможность возложения полномочия по регистрации декларации соответствия на любой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, а не только на федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, как устанавливалось ранее.

Приведены в соответствие с ФЗ "Об исполнительном производстве" положения Закона, касающиеся исполнения судебного решения о принудительном отзыве продукции.

Внесены изменения, направленные на устранение практики свободного нормотворчества и неопределенности в отношении правил и процедур подтверждения соответствия и государственного контроля (надзора), осуществляемых до введения в действие соответствующих технических регламентов.


Транспорт и связь

Приказ Минтранса РФ от 13 марта 2007 г. N 28 "Об утверждении Правил реализации грузов на железнодорожном транспорте"

Уставом железнодорожного транспорта РФ перевозчикам предоставлено право самостоятельно реализовывать грузы при отсутствии на станции назначения грузополучателя (если грузоотправителем не принято решение о судьбе грузов и отсутствует возможность возвратить такие грузы грузоотправителю), невнесении платы за перевозку грузов (в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов), задержке грузов на приграничных и припортовых передаточных станциях таможенными органами или иными органами государственного контроля (надзора) по причине нарушения грузоотправителем правил перевозок грузов или таможенных правил, а также в некоторых иных случаях. В этой связи определен порядок реализации грузов перевозчиком на железнодорожном транспорте.

Реализация перевозчиком грузов осуществляется на условиях договоров купли-продажи, исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате или при отсутствии таких документов установленной соответствующим договором, либо исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Решение перевозчика о реализации груза оформляется в письменной форме.

Для перечисления суммы, полученной за реализованные грузы, перевозчик обязан предпринять меры по поиску грузоотправителя, грузополучателя. Перевозчик также обеспечивает хранение и учет перевозочных документов, документов, подтверждающих факты реализации грузов, включая решения о реализации грузов, подлинные экземпляры договоров купли-продажи грузов, остающихся у перевозчика, результаты экспертной оценки.

После реализации грузов в графе 4 "Отметки о выдаче груза" транспортной железнодорожной накладной делается соответствующая отметка с указанием реквизитов договора купли-продажи, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и его штемпелем на станции назначения. При отсутствии возможности сделать отметку в транспортной железнодорожной накладной факт реализации груза удостоверяется в соответствующем акте.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 апреля 2007 г. Регистрационный N 9363.


Выборы, избирательная система, референдум

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", а также в целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах"

Принятый закон направлен на приведение ряда законодательных актов в соответствие с положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и установление механизмов, обеспечивающих эффективность действия избирательного законодательства.

Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" дополнены положениями об ограничении пассивного избирательного права лиц, имеющих на день голосования на соответствующих выборах неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений экстремистской направленности, подвергнутых административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики, а также лиц, в отношении которых решением суда установлен факт совершения (но не ранее чем за 4 года до дня голосования) деяний, определяемых законодательством как экстремистская деятельность.

Ряд вносимых изменений связан с отменой "порога явки" избирателей, более четкой регламентацией порядка указания наименований политических партий в избирательных документах, использования изображений кандидатов в предвыборных агитационных материалах. Со 100 до 80 сокращено минимальное количество региональных групп в федеральном списке кандидатов. Исключено требование о соответствии региональной группы кандидатов части территории субъекта РФ, если численность избирателей, зарегистрированных на всей территории данного субъекта РФ, превышает 3 миллиона человек. Одновременно с 500 до 600 человек увеличено общее число кандидатов, которые могут быть включены в федеральный список.

Введены дополнительные ограничения при проведении предвыборной агитации. Запрещено распространять призывы голосовать против федерального списка кандидатов, распространять негативные комментарии о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, или кандидате, иным образом способствовать созданию отрицательного отношения избирателей к политической партии (кандидату). Кроме того, агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

Скорректированы порядок замещения вакантных депутатских мандатов в случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы и основания аннулирования (отмены) регистрации списка кандидатов. Установлено, что избрание руководящих органов региональных отделений политических партий должно осуществляться не реже одного раза в четыре года, а не в два года, как было ранее.

Из числа сведений, составляющих налоговую тайну, исключены предоставляемые избирательным комиссиям сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

В целях реализации положений избирательного законодательства, согласно которым зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующего прокурора, внесены необходимые дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и возбуждения уголовного дела, включены зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы и зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 марта 2007 г. N 172 "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности"

В связи со вступлением с 1 января 2007 г. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" вводится новая форма бланка листка нетрудоспособности.

Бланки листков нетрудоспособности старого образца, имеющиеся в медицинской организации, подлежат использованию наряду с новыми бланками.

Изготовление бланков листков нетрудоспособности по утвержденной форме и их доведение до медицинских организаций обеспечивается ФСС России.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Главные новости:

Подписка на журнал " Законодательство" и " Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО НПП "Гарант-Сервис", 2007
Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года


В избранное