ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 20.04.2007 N 53-ФЗ
(О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 3 "РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА
ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА" И ГЛАВУ 4 "РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ
ПУТЕМ ЗАПРОСА КОТИРОВОК" ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЗМЕЩЕНИИ
ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ
УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД")
Размещение заказа путем проведения аукциона
Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-ФЗ (далее - Закон) установил право заказчика не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе вносить изменение в извещение о проведении открытого аукциона (извещение содержит сведения о факте, предмете и условиях аукциона). Изменение предмета аукциона при этом не допускается, а срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте
внесенных в извещение изменений до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней (подп. "б" п. 31 ст. 1; здесь и далее указываются статьи и пункты Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ).
Установлен запрет на включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, потребительским свойствам товара) требований к квалификации, опыту работы участника размещения заказа, а также требований к его деловой репутации, требований о наличии у него необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов (подп. "а" п. 32 ст. 1).
Установлена обязанность заказчика включать в документацию об аукционе требование обеспечения исполнения контракта, начальная (максимальная) цена которого превышает пятьдесят миллионов рублей. Размер обеспечения в таких случаях должен составлять от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта или лота, но не менее чем размер аванса, если контрактом предусмотрена его выплата (подп. "б" п. 32 ст. 1).
Сокращен срок внесения заказчиком изменений в документацию об аукционе с двадцати до пяти дней до дня окончания подачи заявок на аукционе. При этом установлено, что срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных в документацию изменений до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней (подп. "д" п. 32 ст. 1).
Максимальный срок рассмотрения заявок на участие в аукционе увеличен с пяти до десяти дней, исчисляемых со дня окончания подачи заявок (подп. "а" п. 34 ст. 1).
Установлена обязанность заказчика снизить "шаг аукциона" (величину понижения начальной цены контракта) в случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта (подп. "в" п. 35 ст. 1). Предыдущая редакция Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о госзаказе) решение вопроса о снижении шага аукциона в указанном случае оставляла на усмотрение заказчика.
Закон установил, что государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе и не ранее чем через десять дней со дня размещения на сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона (проводимого при размещении заказа на товары, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну) - со дня подписания протокола аукциона (подп. "д" п. 34,
подп. "б" п. 36 ст. 1).
Заказчику предоставлено право на обращение в суд с требованием о понуждении участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, заключить контракт в случае уклонения такого участника от заключения контракта и в случае, если ранее заказчик не обращался в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить контракт (подп. "в" п. 36 ст. 1). Ранее Законом о госзаказе была установлена обязанность участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене
контракта, заключить контракт с заказчиком в случае, если заказчик не стал обращаться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона, уклонившегося от заключения контракта, заключить контракт; при этом право заказчика на обращение в суд с требованием об исполнении указанной обязанности прямо не упоминалось.
С двухсот пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч рублей увеличена цена контракта, для размещения которого можно проводить повторный аукцион либо осуществить размещение заказа путем запроса котировок в том случае, если такой контракт не заключен с единственным участником аукциона или участником размещения заказа, подавшим единственную заявку на участие в аукционе (п. 37 ст. 1).
С пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей увеличена начальная (максимальная) цена контракта, при которой аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети "Интернет" (подп. "а" п. 30 ст. 1).
С 1 января 2008 года вступит в силу норма Закона, в соответствии с которой размещение заказа на выполнение для государственных или муниципальных нужд работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту осуществляется путем проведения аукциона (подп. "б" п. 9 ст. 1, п. 2 ст. 4).
Размещение заказов путем запроса котировок
Закон увеличил максимальную цену государственного или муниципального контракта, при которой размещение государственного или муниципального заказа может осуществляться путем запроса котировок цен товаров, работ или услуг, с двухсот пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч рублей. Так же, с двухсот пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч рублей, увеличена максимальная сумма, на которую заказчик вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на одноименные товары, одноименные работы или
одноименные услуги, при том, что указанная сумма подлежит уплате в течение квартала (подп. "а", "б" п. 39 ст. 1).
С четырех до семи рабочих дней увеличен срок, на который на официальном сайте заказчика размещается извещение о проведении запроса котировок, если сумма заказа превышает двести пятьдесят тысяч рублей (подп. "а" п. 41 ст. 1).
Заказчику предоставлено право по согласованию с федеральным либо, соответственно, региональным или муниципальным органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, принять решение о размещении заказа у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика, если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка (подп. "б" п. 42 ст. 1).
Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок больше не требуется опубликовывать в официальных печатных изданиях (он должен размещаться только на официальном сайте) (подп. "б", "в" п. 43 ст. 1).
Закон установил, что государственный или муниципальный контракт по результатам запроса котировок может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола (подп. "г" п. 43 ст. 1).