Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 02.05.2007


КонсультантПлюс

Аналитический обзор: документ недели

Выпуск от 02.05.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 20.04.2007 N 53-ФЗ
(О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 1. "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ"
И ГЛАВУ 2. "РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА"
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ
ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД",
В ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ,
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РФ)

Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-ФЗ (далее - Закон) внес многочисленные изменения в нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Закон о госзаказе) и нормы других законодательных актов, регулирующих основные положения порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Кроме этого, изменены нормы, регулирующие отдельные способы размещения заказа (за исключением норм, регулирующих порядок размещения заказов на товарных биржах).

Основные положения порядка размещения заказов

1) Правоотношения, регулируемые Законом о госзаказе

Внесенными изменениями установлено, что случаи поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, в отличие от ранее действовавшего порядка относятся к правоотношениям, регулируемым Законом о госзаказе. Поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в таких случаях должны осуществляться в установленном Законом о госзаказе порядке размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при этом могут заключаться государственные или муниципальные контракты либо иные гражданско-правовые договоры. Норма, предоставляющая право бюджетным учреждениям закупать товары, работы, услуги без заключения государственных или муниципальных контрактов на сумму, не превышающую установленного предельного размера расчетов наличными деньгами, внесена в Бюджетный кодекс РФ.

Закон установил, что к правоотношениям, регулируемым Законом о госзаказе, не относятся случаи оказания услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры; перечень таких организаций должен утверждаться Правительством РФ (п. 1, подп. "б" п. 46 ст. 1, ст. 3; здесь и далее указываются статьи и пункты Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ).

2) Нормативные правовые акты, регулирующие сферу госзаказа

Президент РФ наделен правом предусматривать случаи, в которых Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов. Возможность регулирования подзаконными актами отношений, связанных с размещением заказов, установлена также нормами Закона, уточняющими порядок отбора участников конкурса, аукциона либо отбора исполнителей госзаказа путем запроса котировок, в части требований, предъявляемых к товарам, работам и услугам (п. 2, подп. "в" п. 23, подп. "б" п. 33, п. 45 ст. 1).

3) Государственные заказчики

Государственные внебюджетные фонды, бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета прямо определены Законом в качестве государственных заказчиков, а в соответствии с предыдущей редакцией Закона о госзаказе они являлись государственными заказчиками только в случае наделения их такими полномочиями органами государственной власти Российской Федерации. В соответствии с изменениями, которые Закон внес в Гражданский кодекс РФ, указанные субъекты определены в качестве стороны государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (подп. "а" п. 4 ст. 1, ст. 2).

4) Контрактная цена госзаказа

Закон установил, что в конкурсной документации, документации об аукционе, а также в случае, если заказ размещается у единственного поставщика, может быть предусмотрена возможность в ходе исполнения контракта изменять по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) не более чем на десять процентов предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ или услуг, при изменении потребности в них, и соответственно изменять первоначальную цену контракта. Предыдущей редакцией Закона о госзаказе такую возможность можно было предусматривать только в конкурсной документации, в отношении работ и услуг, изменять объем которых можно было не более чем на пять процентов (подп. "д" п. 8 ст. 1).

В случае, если цена государственного контракта на выполнение работ для федеральных нужд, заключенного на срок не менее чем три года, составляет десять миллиардов рублей и более и выполнение указанного контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ. В аналогичных случаях в отношении контракта на выполнение работ для нужд субъекта РФ ценой миллиард рублей и более, или муниципального контракта ценой пятьсот миллионов рублей и более, цена может быть изменена соответственно законом субъекта РФ или решением представительного органа местного самоуправления (подп. "е" п. 8 ст. 1).

5) Ответственность сторон государственного или муниципального контракта

Закон установил ответственность поставщика, исполнителя или подрядчика за просрочку исполнения предусмотренных государственным или муниципальным контрактом обязательств - за каждый день просрочки обязательства должна начисляться неустойка (штраф, пени) в размере, установленном контрактом, но не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ (подп. "к" п. 8 ст. 1). Ранее Законом о госзаказе была установлена аналогичная ответственность за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, государственным (муниципальным) заказчиком. Размер неустойки (штрафа, пени), уплачиваемой заказчиком за каждый день просрочки не изменился, равняется одной трехсотой ставки рефинансирования, и не может быть изменен контрактом.

Закон установил обязанность государственного или муниципального заказчика отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок в случае установления фактов проведения в отношении него процедуры ликвидации или процедуры банкротства, приостановления его деятельности в административном порядке, предоставления им ложных сведений о себе в процедурах отбора исполнителей заказа или нахождения определенной части его имущества под арестом, наложенным по решению суда (подп. "а" п. 8 ст. 1). В соответствии с предыдущей редакцией Закона о госзаказе государственный или муниципальный заказчик мог отказаться от заключения контракта в указанных случаях по своему усмотрению.

6) Разделение госзаказа на лоты

При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов (конкурсов или аукционов) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. По каждому лоту заключается отдельный государственный или муниципальный контракт (подп. "а" п. 9 ст. 1).

7) Размещение госзаказа у субъектов малого предпринимательства

Закон внес изменения в особенности размещения государственного или муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства. Государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов (ранее - в размере пятнадцати процентов) общего (в соответствии с внесенным уточнением - "годового") объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг, и, в отличие от ранее действовавшего порядка, не только путем проведения торгов, но и путем запроса котировок. Начальная (максимальная) цена контракта или лота при размещении заказа на поставку товара и выполнение работ у субъектов малого предпринимательства не должна превышать три миллиона рублей, при размещении заказа на оказание услуг не должна превышать два миллиона рублей (подп. "б", "в" п. 13 ст. 1).

Размещение заказа путем проведения конкурса

Закон установил право заказчика вносить изменение в извещение о проведении открытого конкурса, содержащее сведения о факте, предмете и условиях конкурса. Изменение предмета конкурса при этом не допускается, а срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных в извещение изменений до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней (подп. "в" п. 19 ст. 1).

Установлен запрет на включение в конкурсную документацию требований к квалификации, опыту работы (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, потребительским свойствам товара), деловой репутации, требований о наличии у участника размещения заказа необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов (подп. "а" п. 20 ст. 1).

Установлена обязанность заказчика включать в конкурсную документацию требование обеспечения исполнения контракта (лота), начальная (максимальная) цена которого превышает пятьдесят миллионов рублей. Размер обеспечения в таких случаях должен составлять от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта или лота, на не менее чем размер аванса, если контрактом предусмотрена его выплата (подп. "б" п. 20 ст. 1).

Срок внесения заказчиком изменений в конкурсную документацию сокращен с двадцати до пяти дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, но при этом установлено, что срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования изменений в конкурсной документации в официальном печатном издании и на официальном сайте до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней (п. 22 ст. 1).

Участнику размещения заказа предоставлено право самостоятельно решать вопрос - указывать или нет на конверте с заявкой на участие в конкурсе свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица). Отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в конкурсе, на котором не указаны сведения об участнике размещения заказа, подавшем такой конверт, а также требование предоставления таких сведений, в том числе в форме документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего конверт с заявкой, на осуществление таких действий от имени участника размещения заказа, не допускается (подп. "б", "е" п. 23 ст. 1).

С десяти до двадцати дней увеличен срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе, исчисляемый со дня вскрытия конвертов с заявками (подп. "а" п. 25 ст. 1).

Закон установил, что государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе и не ранее чем через десять дней со дня размещения на сайте протокола оценки и сопоставления заявок, а при проведении закрытого конкурса - со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок (подп. "г" п. 25, подп. "б" п. 27 ст. 1).

Заказчику предоставлено право на обращение в суд с иском о понуждении участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт, в случае уклонения такого участника от заключения контракта и в случае, если ранее заказчик не обращался в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить контракт. Ранее Законом о госзаказе была установлена обязанность участника конкурса, заявке которого был присвоен второй номер, заключить контракт с заказчиком в случае, если заказчик не стал обращаться в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить контракт (подп. "в" п. 27 ст. 1).


Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное