ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.05.2006 N 59-ФЗ
"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Настоящий Федеральный закон (далее - Закон) является первым комплексным российским нормативным правовым актом, регулирующим порядок обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления и порядок рассмотрения обращений граждан указанными органами и должностными лицами.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Обращения граждан
Обращение гражданина -
направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Под "предложением" понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законодательства, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности
государства и общества.
"Заявление" - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
"Жалоба" - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод
или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В письменном обращении гражданина обязательно должны быть указаны его фамилия, имя и отчество и почтовый адрес, по которому будет направлен ответ, поставлены личная подпись гражданина и дата обращения. При этом установлено, что обращения, поступившие "по информационным системам общего пользования", подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным Законом.
Рассмотрение
обращения
Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Если обращение содержит вопросы, не входящие в компетенцию данного госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица, оно направляется в соответствующий орган в течение семи дней со дня регистрации. В случае, если решение поставленных в обращении
вопросов находится в компетенции нескольких органов, копии обращения направляются в соответствующие органы также в течение семи дней со дня регистрации.
В случае, если для рассмотрения обращения необходимы документы и материалы, которыми располагает другой госорган или орган местного самоуправления, эти органы обязаны предоставить указанные документы и материалы по запросу органа или должностного лица, рассматривающего обращение гражданина, в течение 15-ти дней (это правило не
распространяется на документы и материалы, содержащие государственную тайну или другую охраняемую законом тайну, для которых должен устанавливаться особый порядок предоставления).
Обращение гражданина в виде жалобы запрещается направлять в орган или должностному лицу, решение, действие или бездействие которых обжалуется. Если рассмотрение жалобы в связи с этим обстоятельством невозможно, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение,
действие или бездействие в суд.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения. Этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом гражданина, в случае необходимости получения документов и материалов из других органов, а также в других случаях, которые Закон определил как
"исключительные".
Обращения, оставляемые без ответа
Ответ на обращение не дается, если в нем не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в таком обращении содержатся сведения о противоправном деянии, то оно направляется в соответствующий государственный орган.
Ответ не дается также в случае, если текст обращения не поддается прочтению, о чем сообщается гражданину, если
прочтению поддаются его фамилия и почтовый адрес.
Орган или должностное лицо, получившие обращение с нецензурными или оскорбительными выражениями либо с угрозами должностному лицу, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов, сообщив гражданину о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, и не приводятся новые
доводы или обстоятельства, может быть принято решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что обращения направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу. Гражданин уведомляется о таком решении.
Гражданину сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в обращении вопроса, если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Личный прием граждан
Содержание устного обращения гражданина заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении
вопросов.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в общем порядке, изложенном выше.
Действующий порядок рассмотрения обращений граждан
Федеральный закон "О порядке обращений граждан Российской Федерации", как уже говорилось, вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (первая публикация Закона - в "Российской газете"
05.05.2006). В настоящее время порядок рассмотрения обращений граждан в органы власти пока еще регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (далее - Указ), в последней редакции от 02.02.1988.
Основные отличия в порядке рассмотрения обращений граждан, установленном Указом, от порядка, установленного Законом, касаются сроков рассмотрения обращений.
Так, в соответствии с
Указом, предложения, заявления и жалобы граждан должны разрешаться в срок до одного месяца со дня поступления, а заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Срок рассмотрения заявлений и жалоб может быть продлен на один месяц; срок рассмотрения предложений, "которые требуют дополнительного изучения", Указом не установлен.
Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей должны
разрешаться в срок до 15 дней со дня их поступления, а в местных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления. Эти сроки могут быть продлены, но не более чем на 15 дней.
Напоминаем, что нормы, установившие указанные сроки рассмотрения обращений граждан, в том числе сокращенные, действуют до вступления в силу Закона.
К другим нормам Указа, имеющим значимые отличия от норм Закона, относятся более
короткий срок переадресовки полученных обращений граждан в надлежащий орган (5 дней в отличие от 7 дней, установленных Законом), и обязанность государственных и местных органов власти проводить личный прием граждан в удобное для граждан время, в необходимых случаях - в вечерние часы. В то же время Указ требует от граждан сообщать в обращении данные о месте жительства, работы или учебы, а не только адрес, по которому должен быть направлен ответ, как этого требует Закон.
Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере. Перейти к инструкции
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком
одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения
правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных
центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации
пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru
можно получить бесплатный доступ к большому массиву
актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о
программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и
деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.