Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 29.11.2004
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
Юридические семинары в Москве: "ЭФФЕКТИВНОЕ ВЕДЕНИЕ СУДЕБНЫХ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ И ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ" (Москва, 06 - 09 декабря 2004г.) с участием Витрянского В.В. - засл. юриста РФ, д.ю.н., зам. Председателя ВАС РФ; Большовой А.К. - засл. юриста РФ, Председателя Арбитражного суда г.Москвы; Андреевой Т.К. - к.ю.н., засл. юриста РФ, судьи ВАС РФ; Щекина Д.М. - к.ю.н., адвоката фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" и др. Тел. (095)244-77-88, 244-76-56 info@m-logos.ru http://www.m-logos.ru
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Выпуск 29 ноября 2004 года
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О внесении изменений в Таможенный кодекс РФ
в части взимания таможенных сборов
Федеральным законом от 11 ноября 2004 г. N 139-ФЗ в Таможенный кодекс РФ (далее - Кодекс) внесены изменения, направленные на законодательное обеспечение взимания таможенных сборов в Российской Федерации. Необходимо отметить, что в действующей в настоящее время редакции Кодекса отсутствует определение понятия "таможенные сборы", отсутствует перечень их видов, а также порядок исчисления сумм, подлежащих уплате при таможенном оформлении, сопровождении и хранении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.
Еще одной немаловажной предпосылкой внесения изменений явилась необходимость приведения внутреннего таможенного законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами. Например, в настоящее время применяются адвалорные ставки сборов за таможенное оформление, то есть исчисляемые в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров. Тем самым нарушаются правила Всемирной торговой организации, согласно которым ставка таможенных сборов должна быть ограничена по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг. Другими словами, таможенные сборы не должны взиматься в фискальных целях, а должны являться компенсацией расходов таможенных органов.
Таким образом, изменения, внесенные в Кодекс, направлены на устранение выявленных противоречий.
Прежде всего, статья 11 Кодекса "Основные понятия" дополнена подпунктом 31, в соответствии с которым к таможенным сборам относятся платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением и сопровождением товаров.
Раздел III Кодекса "Таможенные платежи" дополнен отдельной главой 33.1 "Таможенные сборы".
К лицам, ответственным за уплату сборов за таможенное оформление, отнесены декларанты или таможенные брокеры (представители), которые уполномочены декларантом на совершение таможенных операций.
Таможенные сборы за сопровождение должностными лицами таможенных органов транспортных средств, перевозящих товары, уплачивают лица, получившие разрешение на внутренний или международный таможенный транзит. К ним относятся перевозчики, экспедиторы (только российские) и лица, которые будут осуществлять хранение товаров или проведение с ними иных операций в месте доставки.
Ответственными за уплату таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения или на таможенный склад либо получившие право распоряжения товарами, уже находящимися на таможенном складе.
Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте РФ. Если требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый Банком России для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Заинтересованные лица должны иметь в виду, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации. Таможенные сборы за таможенное сопровождение оплачиваются до начала фактического осуществления сопровождения, а за хранение - до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.
Согласно внесенным изменениям, установлен максимальный размер таможенного сбора за таможенное оформление товаров, который должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 рублей.
Сборы за таможенное сопровождение находятся в зависимости от дальности доставки товаров. Например, за осуществление таможенного сопровождения на расстояние до 50 км необходимо уплатить 2 000 рублей за каждое автотранспортное средство и каждую единицу железнодорожного подвижного состава, от 51 до 100 км - 3 000 рублей. Однако при следовании груза на расстояние свыше 200 км обязанность по оплате составляет уже 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей.
В свою очередь, за таможенное сопровождение каждого морского, речного или воздушного судна установлена фиксированная ставка в размере 20 000 рублей, причем независимо от расстояния перемещения.
Таможенные сборы за хранение товаров на складе временного хранения или на таможенном складе будут исчисляться исходя из 1 рубля за каждые 100 килограммов веса в день. Если товары требуют специальных условий хранения, то суммы для оплаты будут составлять уже 2 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день. При этом необходимо учитывать, что неполные 100 килограммов будут приравниваться к полным, а неполный день - к полному.
В Кодексе определен перечень оснований для освобождения от уплаты таможенных сборов (статья 357.9). В частности, не взимаются сборы за таможенное оформление товаров, относящихся к безвозмездной помощи; перемещаемых дипломатическими представительствами; предназначенных для спортивных соревнований и помещенных в связи с этим под режим временного ввоза или вывоза; акцизных марок; товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, и т.д.
Таможенные сборы за хранение не взимаются, когда товары на склад временного хранения или таможенный склад помещают непосредственно таможенные органы или в иных случаях, определяемых Правительством РФ. Кстати, случаи освобождения от уплаты причитающихся сборов за таможенное сопровождение также определяются Правительством РФ.
Изменения, внесенные в Кодекс, будут применяться с 1 января 2005 года, то есть с даты вступления Федерального закона N 139-ФЗ в силу.
Положение о национальном фильме
27 сентября 2004 года Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации издало Приказ N 60, которым утвердило Положение о национальном фильме. Документ зарегистрирован в Минюсте РФ 12 ноября 2004 г. за N 6116.
Положение устанавливает порядок получения, продления срока действия и аннулирования удостоверения национального фильма.
Следует отметить, что статус национального фильма дает возможность получения государственной поддержки фильма. Так, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" одной из форм государственной поддержки является частичное государственное финансирование производства, тиражирования, проката и показа национальных фильмов. Кроме того, меры государственной поддержки направлены на создание условий для участия в международных кинофестивалях и других международных культурных мероприятиях национальных фильмов. Государственное финансирование участия национального фильма в международном кинофестивале предусматривается Законом в размере до 100 процентов сметной стоимости его участия.
Основанием для предоставления государственной поддержки является, согласно Положению, удостоверение национального фильма. Такое удостоверение предъявляется в любые организации за содействием производству, прокату и показу национального фильма.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии осуществляет выдачу удостоверений установленной формы (образец бланка приведен в приложении к Положению). Информация о выданных удостоверениях национального фильма подлежит публикации в Информационном бюллетене Федерального агентства по культуре и кинематографии.
В процессе производства и проката фильма Агентство имеет право ознакомиться с первичной документацией национального фильма, подтверждающей его соответствие условиям Федерального закона.
Исходные материалы национального фильма в случае полного государственного финансирования его производства должны передаваться продюсером на постоянное хранение в Государственный фонд кинофильмов РФ или Российский госархив кинофотодокументов. Перечень этих материалов указан в Приложении к Положению.
Порядок хранения исходных материалов национальных фильмов, получивших частичное государственное финансирование, устанавливается договором между Федеральным агентством по культуре и кинематографии и продюсером этих национальных фильмов.
До передачи исходных материалов в архивы продюсер обязан обеспечивать их сохранность.
Положением подробно регламентирована процедура предоставления документов для получения удостоверения национального фильма. Перечни необходимых для этого документов указаны в Приложениях.
Установлен срок выдачи удостоверения - 10 дней со дня представления продюсером либо правообладателем полного пакета документов.
Положением предусмотрено аннулирование удостоверения национального фильма. Федеральное агентство по культуре и кинематографии может пойти на такую меру в случаях, если представленные документы не соответствуют действительности, либо если в процессе производства и проката фильм перестал соответствовать требованиям национального фильма.
Сведения об аннулировании удостоверения передаются в налоговую инспекцию по месту регистрации продюсера, прокатчика, демонстратора национального фильма, а также публикуются в Информационном бюллетене Федерального агентства по культуре и кинематографии. С даты принятия решения об аннулировании удостоверения национального фильма государственная поддержка фильма прекращается.
Рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного
законодательства кредитными организациями
Федеральными законами "О банках и банковской деятельности" и "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" установлен запрет кредитным организациям заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских и иных финансовых услуг и на ограничение конкуренции в этой сфере.
Контроль за соблюдением кредитными организациями антимонопольного законодательства осуществляет федеральный антимонопольный орган совместно с Центральным банком РФ.
Федеральный антимонопольный орган уполномочен рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг, принимать по ним решения и направлять предписания в пределах своей компетенции. В соответствии с законом Федеральная антимонопольная служба своим Приказом от 15.10.2004 N 140 утвердила "Правила рассмотрения дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (зарегистрирован в Минюсте РФ 10 ноября 2004 г. N 6111).
Для рассмотрения дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства ФАС РФ и подчиненными ей территориальными органами на федеральном и региональном уровнях создаются специальные постоянно действующие комиссии. В состав комиссий включаются на паритетной основе представители антимонопольного органа и Банка России (или, соответственно, его территориальных учреждений). Общее количество членов комиссии не может быть менее четырех человек.
Территориальный антимонопольный орган рассматривает в пределах своей компетенции дела о нарушениях антимонопольного законодательства, допущенных на подведомственной ему территории. ФАС РФ рассматривает дела о нарушениях, допущенных крупными кредитными организациями, признаки которых определены "Правилами", о нарушениях, допущенных на территориях, подведомственных двум и более территориальным антимонопольным органам, а также дела, решения по которым не были приняты территориальными комиссиями в силу разногласий между их членами. ФАС РФ также вправе рассмотреть любые заявления о нарушениях антимонопольного законодательства или передать их на рассмотрение территориальному органу.
Основанием для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства являются заявления финансовых организаций, Центрального банка РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей, представления прокурора; дела могут быть возбуждены также по инициативе антимонопольного органа.
В месячный срок, который может быть продлен до трех месяцев, антимонопольный орган обязан определить наличие или отсутствие признаков нарушения законодательства и в соответствии с этим принять решение о возбуждении дела и передаче материалов дела в упоминавшуюся комиссию этого органа по рассмотрению дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства.
Процедура рассмотрения дела в комиссии имеет некоторое сходство с судебным разбирательством.
В деле принимают участие стороны (заявители и лица, совершившие правонарушение), заинтересованные лица, специалисты, эксперты, в том числе Банка России, переводчики и представители сторон; стороны и заинтересованные лица наделены правами, аналогичными правам, предоставленным сторонам, третьим лицам и другим заинтересованным лицам в гражданском процессуальном законодательстве. Они, в частности, имеют право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства и т.д.
В отсутствие сторон по делу или их представителей дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанные в нем обстоятельства не были признаны комиссией уважительными.
Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются комиссией в трехмесячный срок со дня вынесения определения о возбуждении дела; в отдельных случаях срок рассмотрения может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев.
Рассмотрение дела может быть отложено, приостановлено, а также прекращено до вынесения решения в случаях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства, неподтверждения комиссией наличия фактов нарушения, ликвидации лица, являвшегося стороной по делу.
Следует отметить одно из оснований приостановления рассмотрения дела - разногласия между членами комиссии, представляющими ФАС РФ и представляющими Банк России. В таких случаях рассмотрение дела на региональном уровне приостанавливается и передается на рассмотрение комиссии, работающей на федеральном уровне; в случае разногласий между членами комиссии федерального уровня вопросы, вызвавшие разногласия, рассматриваются на согласительном совещании руководства ФАС РФ и Банка России.
Решение принимается комиссией простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии открытым голосованием в отсутствие лиц, участвующих в деле. Член комиссии, не согласный с решением, подписывает его, изложив письменно особое мнение.
На основании решения комиссией может быть вынесено предписание, в котором должны содержаться разумные сроки и конкретные действия по прекращению нарушений антимонопольного законодательства или об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договоров с другим лицом, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Решение и предписание подлежат исполнению в установленный в них срок. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях невыполнение в срок решений и предписаний антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ, на юридических лиц - от двух до пяти тысяч МРОТ. После взыскания штрафа комиссия на основании решения по делу устанавливает новый срок его исполнения, в случаях неисполнения предписания выносит повторное предписание с указанием нового срока его исполнения.
Кредитные организации вправе обратиться с заявлением о признании недействительными решений и предписаний антимонопольного органа в арбитражный суд.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВООб архитектурно-строительном надзоре
на территории Московской области
Закон Московской области от 19.10.2004 N 127/2004-ОЗ "Об организации государственного архитектурно-строительного надзора на территории Московской области" устанавливает единые организационные и правовые основы государственного архитектурно-строительного надзора, осуществляемого с целью обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности строящихся и эксплуатируемых на территории Московской области зданий, строений и сооружений.
Для осуществления надзора Законом установлены три уровня ответственности зданий, строений и сооружений: повышенный, нормальный и пониженный. Повышенный уровень ответственности принимается для зданий, строений и сооружений, отказы которых могут привести к тяжелым экономическим, социальным и экологическим последствиям. Нормальный уровень принимается для зданий, строений и сооружений массового строительства. Пониженный уровень принимается для строений и сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Установлено, что надзору подлежат строящиеся или реконструируемые объекты недвижимости первого и второго уровней ответственности независимо от источников их финансирования, расположенные на территории области; производство строительных материалов, изделий и конструкций, осуществляемое на территории области всеми субъектами строительной деятельности независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. По объектам недвижимости первого уровня ответственности надзор осуществляется на весь период нормативной эксплуатации указанных объектов вплоть до принятия решения об их сносе.
Государственный архитектурно-строительный надзор за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости ведется на основании разрешения на строительство.
Осуществляется надзор центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, уполномоченным Правительством Московской области в сфере исполнительно-распорядительной деятельности по проведению государственного архитектурно-строительного надзора.
Должностные лица органа государственного архитектурно-строительного надзора осуществляют надзор путем проведения выборочных проверок организационно-правового порядка строительства объектов недвижимости, качества выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций, качества выполняемых строительно-монтажных работ в период строительства объекта недвижимости и ввода его в эксплуатацию. Проверка может осуществляться на основании материалов, поступивших из правоохранительных и других органов государственной власти, органов местного самоуправления, заявлений физических и юридических лиц, общественных организаций, а также сообщений в средствах массовой информации, содержащих сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Не подлежат надзору объекты недвижимости после приемки их в эксплуатацию, за исключением объектов недвижимости первого уровня ответственности.
На застройщиков возложена обязанность до начала ведения строительно-монтажных работ представить в орган государственного архитектурно-строительного надзора (на основании полученного в установленном порядке разрешения на строительство) комплект документации для регистрации строительства объекта недвижимости.
Основанием для регистрации строительства является заявление заинтересованного физического или юридического лица и разрешение на строительство.
Регистрация строительных объектов недвижимости третьего уровня ответственности не производится.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКАДоверенное лицо иностранной компании,
обладающее надлежащим образом оформленными
полномочиями, может выступать в качестве
представителя в делах о банкротстве
Японская компания обратилась в арбитражный суд с жалобой на действия конкурсного управляющего, который отказался включить требования компании в реестр требований кредиторов должника.
Однако суд первой инстанции жалобу не принял, сославшись на то, что доверенность, выданная иностранной компанией своему представителю, не соответствует требованиям, предусмотренным Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 1961 год). Кроме того, дополнительным фактором для отказа, по мнению суда, явилось то обстоятельство, что подписавший жалобу представитель компании не является ее штатным сотрудником или адвокатом, а потому не может представлять интересы компании в арбитражном суде в деле о банкротстве.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив его определение без изменения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не согласился с вынесенными судебными актами по следующим основаниям.
Российская Федерация и Япония являются участницами Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов.
Действие Конвенции распространяется на официальные документы, а именно: на документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющегося юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; на административные документы, нотариальные акты, а также на официальные пометки.
Доверенность от лица японской компании была выдана ее директором, полномочия которого подтверждены надлежащим образом оформленными документами (решением совета директоров компании и выпиской из торгового реестра, удостоверенными нотариально, при этом подпись нотариуса на указанных документах подтверждена проставлением апостиля).
Поскольку доверенность выдана руководителем частной компании, его подпись, согласно Конвенции, не может быть апостилирована. Проставление апостиля необходимо только на нотариальном акте, удостоверяющем доверенность.
Таким образом, доверенность, выданная иностранной компанией своему представителю, соответствует требованиям Конвенции, а также российского и японского законодательства.
При определении круга лиц, которые могли быть представителями японской компании в деле о банкротстве, суды руководствовались частью 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой представителями организаций в арбитражном суде, кроме их руководителей, могут выступать лишь лица, состоящие в штате этих организаций, либо адвокаты. Однако судами не учтено, что Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", вступившим в силу после обращения компании с жалобой в арбитражный суд, расширен круг представителей организаций в деле о банкротстве по сравнению с главой 6 АПК РФ. Названный Закон допускает возможность участия в качестве представителей в деле о банкротстве любых дееспособных граждан, имеющих надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела.
С учетом изложенного, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ Постановлением от 5 октября 2004 г. N 2823/04 ранее принятые судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение.
ЗАКОНОПРОЕКТЫЗаконопроект о внесении изменений в КоАП РФ
Данный проект Закона вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), дополняет перечень видов административных наказаний "административным приостановлением деятельности". Связанные с этим изменения вносятся также в главу КоАП, регулирующую применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, и в главу, регулирующую исполнение административных наказаний, дополняя их статьями, устанавливающими порядок "временного запрета деятельности" и его сроки, и исполнение административного приостановления деятельности. Изменения вносятся и в некоторые статьи Особенной части КоАП, санкции которых дополнены административным приостановлением деятельности.
Административное приостановление деятельности за совершение правонарушений, подвергающих опасности жизнь или здоровье людей, создающих угрозу наступления иных тяжких последствий, заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, в том числе производственных участков, агрегатов, а также в прекращении эксплуатации зданий или сооружений, проведения отдельных видов работ.
Приостановление деятельности применяется в судебном порядке в качестве основного вида административного наказания и может быть назначено на срок от трех до девяноста суток.
Административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено судом по ходатайству предпринимателя или юридического лица, если будет установлено, что для достижения цели наказания дальнейшего его исполнения не требуется.
Временный запрет деятельности может применяться как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях только в случаях, если за правонарушение предусматривается наказание в виде административного приостановления деятельности, до рассмотрения дела судом, но не более чем на 48 часов.
Законопроект предполагает также внесение изменений в многочисленные законодательные акты, предусматривающие в настоящее время возможность внесудебного приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц, в частности в Закон РФ "Об образовании", Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и другие акты.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc |
Отписаться |
В избранное | ||