Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 15.11.2004
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
Юридические семинары в Москве: "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ: актуальные вопросы применения и рассмотрения споров" (Москва, 22 - 24 ноября 2004г.) с участием Щекина Д.М. - к.ю.н., адвоката Фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"; Карповой Г.А. - судьи Арбитражного суда г. Москвы; Медведева А.Н.- к.э.н., главного аудитора Аудиторской фирмы "Аудит БТ"; Бациева В.В. - главного консультанта ВАС РФ; Березина М.Ю. - главного консультанта Конституционного суда РФ и другие. Тел. (095)244-77-88, 244-76-56 info@m-logos.ru http://www.m-logos.ru
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Выпуск 15 ноября 2004 года
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О государственной пошлине
2 ноября 2004 года Президентом РФ подписан Федеральный закон N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Закон, вступающий в силу с 1 января 2005 года, дополнил часть вторую Налогового кодекса РФ главой 25.3 "Государственная пошлина" и признал утратившим силу Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине". Другие внесенные Законом многочисленные изменения в законодательные акты также связаны с изменениями в правовом регулировании института государственной пошлины.
Глава 25.3 Налогового кодекса объединила все виды сборов, взимаемых с граждан и организаций при обращении в органы власти за совершением в отношении указанных лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых российскими консульскими учреждениями.В установленный таким образом единый перечень включены многие действия, не упоминавшиеся в Законе от 09.12.1991, например действия по официальной регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, действия при осуществлении федерального пробирного надзора, государственной регистрации выпуска ценных бумаг, государственной регистрации средств массовой информации, действия по предоставлению права вывоза культурных ценностей и использования наименований "Россия" и "Российская Федерация".
Важным новшеством является также исчисление ставок пошлины в твердой сумме в рублях вместо кратного отношения к минимальному размеру оплаты труда.
Значительно изменились и размеры ставок: как правило, они снизились для случаев их исчисления в процентном отношении от сумм исков и гражданско-правовых сделок и несколько повысились для других случаев. Так, например, в соответствии с Законом от 09.12.1991 N 2005-1 размер пошлины с исковых заявлений имущественного характера в суды общей юрисдикции при цене иска свыше 500 млн. рублей составлял 1,5 процента от цены иска, а в соответствии с Законом N 127-ФЗ максимальная ставка для подобных исков, установленная для размера иска "свыше 500000 рублей", составляет 6600 рублей плюс 0,5 процентов суммы, превышающей 500000 рублей, но не более 20000 рублей; при этом размер пошлины за регистрацию брака повысился со 100 до 200 рублей, за выдачу загранпаспорта - с 200 до 400 рублей.
Кроме статей, содержащих ставки пошлины, в новую главу Налогового кодекса введены статьи с нормами, подробно разъясняющими особенности уплаты пошлины применительно к каждому объекту взимания.
Так, например, для случаев обращения в суды общей юрисдикции и к мировым судьям и в арбитражные суды разъясняются, в частности, порядок уплаты пошлины при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, при предъявлении встречного иска, увеличении истцом размера исковых требований, замене выбывшей стороны; для действий, связанных с рассмотрением вопросов гражданства, а также въезда в Российскую Федерацию разъясняется порядок уплаты пошлины определенной категорией лиц, принимаемых в гражданство РФ, и порядок уплаты пошлины за регистрацию паспорта иностранными гражданами; в качестве особенностей уплаты пошлины за государственную регистрацию средств массовой информации разъясняются особенности уплаты пошлины за регистрацию СМИ рекламного, эротического характера и СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов.
Среди изменений, внесенных Законом N 127-ФЗ в другие, помимо Налогового кодекса РФ, законодательные акты, необходимо отметить изменения, внесенные в "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11.02.1993 N 4462-1. Установлено, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма, и государственные, и частные нотариусы взимают нотариальные тарифы, размеры которых определены новой статьей указанных "Основ законодательства Российской федерации о нотариате".
Об усилении мер административной
ответственности за нарушения режима пребывания
(проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства
на территории РФ
25 октября 2004 г. Федеральным законом N 126-ФЗ внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - Кодекс), которые вступают в силу 28 ноября 2004 г.
Принятию Закона способствовал целый ряд факторов, среди которых немаловажное значение имеет то обстоятельство, что незаконная иммиграция в Российскую Федерацию из стран ближнего и дальнего зарубежья получает все большее распространение. В этой связи постоянно возрастает количество иностранных граждан, привлеченных к административной ответственности за нарушение правил пребывания, а также выдворенных из РФ. В свою очередь, незаконное пребывание на территории России большого числа иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих установленных международным и российским законодательством документов, создает реальную угрозу правам и свободам граждан Российской Федерации, а также общественному порядку.
В этих условиях новшества, вносимые в Кодекс, направлены на усиление административной ответственности за правонарушения, совершаемые иностранными гражданами или лицами без гражданства в период пребывания или проживания на территории РФ.
Прежде всего, претерпел изменения абзац второй части 3 статьи 3.5 Кодекса. Законом установлено, что взимание административного штрафа в повышенном размере применимо, в том числе, к случаям нарушения правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства либо правил привлечения и использования иностранных работников.
Согласно изменениям, внесенным в статью 18.8 Кодекса, административный штраф на иностранного гражданина или лицо без гражданства может быть наложен не только за нарушение режима пребывания в РФ, но и режима проживания. Наказание будет налагаться и за нарушение установленных правил въезда в РФ, и за отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, и за утрату таких документов при неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган.
Существенно увеличены штрафные санкции за предоставление жилого помещения или транспортного средства иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно находящемуся на территории РФ (статья 18.9 Кодекса). Так, для граждан, в том числе иностранных, но постоянно проживающих на территории России, установлен штраф в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (ранее - от одного до трех); на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти МРОТ (было от пяти до десяти); на юридических лиц - от ста до пятисот МРОТ (в прежней редакции - от пятидесяти до ста).
Практически в новой редакции изложена статья 18.10 Кодекса, которая теперь звучит как "Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников либо осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу". Теперь к нарушителям, помимо непосредственно работодателя, отнесены и заказчики работ (услуг). Увеличены и размеры административных штрафов, которые для граждан составляют от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а для юридических лиц - от пятисот до двух тысяч МРОТ.
Не оставлены без внимания и так называемые "гастарбайтеры". Теперь, осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Дополнительно в ряд статей Кодекса внесены изменения, усиливающие санкции за административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ и за административные нарушения против порядка управления.
Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха
водителей автомобилей
20 ноября 2004 года вступит в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".
Документ адресован водителям, а равно их работодателям (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности), зарегистрированным и осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации. Приказ не распространяется на труд водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
Приказ фактически заменяет собой Постановление Минтруда России от 25.06.1999 N 16 "Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей", но не признает его утратившим силу. Это, по-видимому, объясняется различной ведомственной принадлежностью данных документов. Необходимость издания нового Приказа вызвана требованиями статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации, которая определяет, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.
По содержанию вновь изданный документ во многом воспроизводит упомянутое Постановление Минтруда России, разумеется, с некоторыми поправками на новый Трудовой кодекс. Приказ сохранил размер нормальной продолжительности рабочего времени водителей. Он не может превышать 40 часов в неделю.
По-прежнему, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Среди новаций можно отметить императивную норму Приказа, обязывающую работодателя ежемесячно составлять для всех водителей графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени.
Эти графики должны регламентировать время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводится до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Общая продолжительность перерыва для отдыха и питания при установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов теперь не может быть менее 30 минут.
Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), для предотвращения производственной аварии, катастрофы, устранения их последствий и в других случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса, производится с письменного согласия водителя по письменному распоряжению работодателя. В других случаях, кроме того, понадобится учесть мнение представительного органа работников.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОО мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан
в Вологодской области
В конце октября 2004 года в Вологодской области принят ряд законов о социальном обеспечении. Один из них - Закон Вологодской области от 22.10.2004 N 1058-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан". Принятие Закона обусловлено изменением системы социальной защиты населения в РФ, в частности, заменой льгот в натуральной форме денежными компенсациями. Документ отменяет социальные льготы, предоставленные законами Вологодской области отдельным категориям граждан, и устанавливает меры социальной поддержки в виде денежных выплат. Закон вступит в силу 1 января 2005 года.
Социальная поддержка в виде ежемесячной денежной выплаты оказывается ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам - пенсионерам, лицам, признанным пострадавшими от репрессий - пенсионерам, а также иным лицам, для которых установлены льготы законами Вологодской области. Размер выплаты составляет 700 рублей в месяц для всех категорий граждан, за исключением граждан, указанных в Законе Вологодской области от 14.07.1999 N 377-ОЗ (участники войны, лица, принимавшие участие в разминировании на территории Вытегорского района в период войны и в послевоенные (1945 - 1951) годы, проживающие в Вологодской области), которым предоставляется выплата в размере 1 700 рублей в месяц.
Социальная поддержка осуществляется за счет средств областного бюджета. Размер выплаты ежегодно индексируется. Сумма выплаты не учитывается при исчислении совокупного дохода для определения права на получение социальной субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Выплаты назначаются при отсутствии федеральных ежемесячных социальных денежных выплат. При наличии права на получение региональной социальной выплаты по нескольким основаниям выплата назначается по одному из оснований.
Помимо ежемесячной денежной выплаты граждане, указанные в Законе Вологодской области от 14.07.1999 N 377-ОЗ "О льготах гражданам, принимавшим участие в разминировании в военные и послевоенные годы на территории Вытегорского района", не получающие пенсию участников ВОВ, имеют право на получение ежемесячной доплаты к пенсии в размере 1 500 рублей.
ЗАКОНОПРОЕКТЫЗаконопроект о представлении
Президентом РФ кандидатуры высшего должностного лица
субъекта РФ в законодательный (представительный) орган
государственной власти субъекта РФ
Целью данного законопроекта, по мнению разработчиков, является обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции РФ, повышения роли и ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Законопроектом предлагается установить порядок и сроки представления Президентом РФ кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта, а также процедуру его рассмотрения.
Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом России за 35 дней до истечения срока полномочий действующего главы субъекта. При этом законодательный (представительный) орган субъекта обязан рассмотреть его в течение 14 дней.
Проект содержит положения, предусматривающие порядок голосования по представленной кандидатуре и количество необходимых голосов для ее утверждения. Также регламентируется процедура и устанавливаются сроки повторного внесения предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в случае отклонения представленной кандидатуры законодательным органом субъекта Российской Федерации. Так, в случае двукратного отклонения законодательным органом субъекта Российской Федерации представленных кандидатур Президент РФ вправе принять решение о роспуске законодательного органа субъекта Российской Федерации.
Кроме того, предусматривается, что Президент РФ в ряде случаев может назначить временно исполняющего обязанности главы соответствующего субъекта, на период до вступления в должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Проектом уточняются основания отрешения Президентом РФ высшего должностного лица субъекта РФ от должности, а также основания и порядок временного отстранения его от исполнения обязанностей.
В связи с внесением указанных изменений необходимые уточнения предусматривается внести и в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, законопроект предлагает установить переходную норму, согласно которой порядок наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ не применяется в случае, если его выборы назначены до вступления в силу Федерального закона.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"Комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе"
(А.Н. Козырин, Т.Н. Трошкина)Предлагаемый материал является постатейным комментарием к Закону Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе". Он подготовлен с учетом значительных изменений, которые произошли в российском таможенном законодательстве, а также в смежных отраслях права. Авторами были учтены изменения, внесенные за последнее время в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, прокомментированы многочисленные подзаконные и иные правовые акты, изучена правоприменительная, прежде всего судебно-арбитражная, практика.
В Комментарии определены и проанализированы основные понятия и меры таможенно-тарифного регулирования, такие, как сезонные, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, таможенная стоимость, страна происхождения товара, тарифные льготы (тарифные преференции). Раскрываются процедурные моменты применения особых видов пошлин - специальных, антидемпинговых и компенсационных.
Особое внимание уделено системе методов определения таможенной стоимости товаров. Авторы раскрывают сущность и особенности каждого из шести названных в Законе методов: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, вычитания стоимости, сложения стоимости и резервного метода.
"Применение гражданского законодательства
о собственности и владении. Практические вопросы"
(К.И. Скловский) (Издательство "Статут", 2004)
Данная авторская работа представляет собой постатейный комментарий норм второй главы Гражданского кодекса Российской Федерации, где нашел свое отражение важнейший институт гражданского права - институт права собственности, а также других вещных прав (права хозяйственного ведения, права оперативного управления, сервитут и др.).
В работе раскрывается содержание права собственности и других вещных прав; говорится о праве государственной и муниципальной собственности, праве собственности граждан и юридических лиц, а также о приватизации имущества; затрагиваются вопросы, связанные с приобретением права собственности (основания приобретения, возникновение права на недвижимое имущество, приобретательская давность и др.), прекращением данного права (основания прекращения, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, реквизиция, конфискация и др.), общей собственностью, собственностью на землю и жилые помещения.
Авторы уделяет большое внимание рассмотрению вопросов защиты права собственности (истребование имущества из чужого незаконного владения, истребование имущества от добросовестного приобретателя, расчеты при возврате имущества из незаконного владения, последствия прекращения права собственности в силу закона). Кроме этого, отдельная глава работы посвящена защите права собственности и владения при оспаривании в суде реализации имущества на торгах. Рассматриваются вопросы правового положения участников торгов и порядок оспаривания торгов.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc |
Отписаться |
В избранное | ||