Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 09.11.2004
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
Юридические семинары в Москве: "ЭФФЕКТИВНАЯ ДОГОВОРНАЯ И ПРЕТЕНЗИОННАЯ РАБОТА В ОРГАНИЗАЦИИ" (Москва, 15 -19 ноября 2004г.) с участием Витрянского В.В. - засл. юриста РФ, д.ю.н., зам. Председателя ВАС РФ; Розенберга М.Г. - засл. юриста РФ, д.ю.н., арбитра МКАС при ТПП РФ; Новоселовой Л.А. - д.ю.н., судьи ВАС РФ; Маковской А.А. - к.ю.н., зам. начальника управления ВАС РФ и др. Тел. (095)244-77-88, 244-76-56 info@m-logos.ru http://www.m-logos.ru
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Выпуск 9 ноября 2004 года
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Особенности гражданского оборота документов
Архивного фонда Российской Федерации
27 октября 2004 года (за исключением некоторых норм) вступил в силу Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
Закон значительно ограничивает гражданскую оборотоспособность архивных документов, находящихся в государственной собственности (в том числе субъектов Российской Федерации) и собственности муниципальных образований. Установлено, что эти документы не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, которые могут привести к их отчуждению.
Конечно, определенные и даже существенные ограничения существовали и прежде. Но, во-первых, они касались только государственной части архивного фонда. И во-вторых, изъятия из этих ограничений всякий раз могли быть сделаны на основании судебного решения, решения Верховного Совета Российской Федерации или правового акта субъекта Российской Федерации. Теперь же только федеральный закон либо международный договор может предусматривать возможность перехода архивных документов из государственной и муниципальной собственности в собственность иных лиц. При этом в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.
Законом также упорядочено правовое положение объектов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности. При переходе прав собственности на эти документы к другим лицам правопреемник обязан уведомить о переходе к нему прав собственника соответствующий государственный, муниципальный архив, музей, библиотеку, организацию Российской академии наук, с которыми прежний собственник заключил договор.
Если собственник особо ценных документов и охраняемых государством документов не выполняет свои обязанности по хранению, учету и использованию этих документов, что может привести к утрате ими своего значения, такие документы по решению суда могут быть изъяты у собственника в соответствии со статьей 240 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная статья предусматривает выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей по цене, определенной соглашением сторон, а в случае спора - судом.
В случае проведения торгов по продаже архивных документов, находящихся в частной собственности, организаторы торгов обязаны не позднее чем за 30 дней до дня их проведения проинформировать в письменной форме о месте, времени и об условиях продажи архивных документов специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, на территории которого проводятся торги. Нарушение данного порядка продажи архивных документов может служить основанием для судебного рассмотрения дела о переводе прав и обязанностей покупателя на соответствующий государственный орган.
О предоставлении информации
при оказании посреднических услуг при осуществлении
сделок с недвижимостью
Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2004 г. N 578 внесены изменения в "Положение о представлении информации в Комитет РФ по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом", утвержденному ранее Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245.
Прежде всего, изменено наименование федерального органа исполнительной власти, в который надлежит представлять информацию по операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю, либо в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Отныне таким органом, взамен действовавшего ранее Комитета РФ по финансовому мониторингу, является Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Во-вторых, дополнен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом и на которые возложена обязанность по выявлению и фиксации сведений о сделках, подлежащих обязательному контролю или совершенных с целью легализации доходов. Теперь к ним отнесены организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, то есть всевозможные жилищные агентства, брокерские конторы и биржи недвижимости. Кстати, напомним, что сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
О составе и порядке подготовки
документации о переводе земель лесного
фонда в земли иных категорий
В соответствии с Лесным кодексом РФ перевод земель лесного фонда в земли иных категорий допускается в случаях невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты лесами их полезных природных свойств, прекращения нужд лесного хозяйства, а также в случае необходимости обеспечения обороны страны, безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, размещения объектов здравоохранения, объектов культурного, жилищно-коммунального, социально-бытового назначения и в иных установленных земельным и лесным законодательством случаях.
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 25.10.2004 N 579 утверждено "Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".
В состав документации, представляемой в Правительство РФ, входят 14 документов. Формирование большей части документации возложено на заявителя (физическое лицо, юридическое лицо, государственный орган или орган местного самоуправления), который представляет документацию в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации (далее - территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства).
"Положение" подробно регламентирует порядок оформления одного из документов, входящего в состав документации и являющегося основанием для оформления всех других документов, - акта выбора участка лесного фонда с прилагаемым планом, содержащим краткую характеристику участка.
Акт оформляется территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства по результатам выбора вариантов местоположения участка в месячный срок со дня обращения заявителя. В этот же срок по вопросу выбора участка заявителю может быть направлен мотивированный отказ.
Акт выбора и план утверждаются этим же органом в 10-дневный срок с даты их составления.
Территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства направляет полученные от заявителя документы, а также копию свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда и свое заключение о возможности его перевода в земли иных категорий, в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Федеральное агентство готовит проект решения Правительства РФ и направляет его вместе с документацией на государственную экологическую экспертизу, а после получения заключения экологической экспертизы представляет документацию в Министерство природных ресурсов РФ с приложением своего заключения о возможности перевода.
Министерство, в свою очередь, вносит проект решения о переводе с приложением документации в Правительство РФ либо возвращает представленные материалы на доработку.
"Положение" также регламентирует сроки прохождения документации в указанных органах. Территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства и само федеральное агентство направляют ее "по инстанции" в двухнедельный срок с даты получения; Министерство природных ресурсов РФ вносит проект решения в Правительство либо возвращает материалы на доработку в трехдневный срок со дня их получения.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВООб инвестициях в Ростовской области
Областной закон от 01.10.2004 N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области" определяет условия и формы государственной поддержки, устанавливает гарантии защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности и определяет статус агентства инвестиций и развития Ростовской области.
Действие Закона не распространяется на отношения, связанные с вложением инвестиций в кредитные и в страховые организации.
Предусмотрено несколько форм государственной поддержки. Так, поддержка может осуществляться в форме предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам и размещения средств областного бюджета для их финансирования; предоставления субвенций и субсидий, в том числе на компенсацию выплат процентов по кредитам, предоставленным на инвестиционные цели; размещения государственного заказа; предоставления льгот по налогам; выпуска облигационных займов Ростовской области.
Организации-инвестору может быть предоставлено несколько форм государственной поддержки.
Государственная поддержка в форме предоставления льгот по налогам предоставляется субъектам инвестиционной деятельности, финансирующим реализацию или реализующим инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов Ростовской области. Льготы предоставляются инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов при условии, что объем инвестиций в Ростове-на-Дону и Таганроге превышает 3 млн. рублей. Установлен размер инвестиций, как условие для государственной поддержки, и для других районов области.
Льготы по налогам предоставляются инвесторам на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 5 лет.
Льготы инвесторам предоставляются по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль.
По налогу на имущество организациям устанавливается ставка в размере 1,1% в отношении вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта имущества, за исключением имущества, переданного в аренду или иное возмездное пользование; а также в отношении имущества организаций, производящих подакцизную продукцию, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов и поэтапно вкладывающих финансовые средства в реконструкцию отдельных звеньев единого технологического процесса, объем инвестиций которых в предыдущем финансовом году превысил 10 млн. долларов США, за исключением имущества, переданного в аренду или иное возмездное пользование.
Льгота по налогу на прибыль предоставляется путем снижения ставки на 4% плательщикам, осуществляющим вложение собственных, заемных и привлеченных средств в реализацию инвестиционных проектов; а также в отношении прибыли организаций, производящих подакцизную продукцию, поэтапно вкладывающих финансовые средства в реконструкцию отдельных звеньев единого технологического процесса, объем инвестиций которых в предыдущем финансовом году превысил 10 млн. долларов США.
Гарантия защиты инвестиций заключается в том, что при принятии областных законодательных актов, положения которых будут ограничивать объем поддержки инвестиционной деятельности (повышение налоговых ставок, введение налогов и сборов и пр.), к инвестиционным проектам, включенным в реестр инвестиционных проектов области до принятия таких законодательных актов, ограничения не будут применяться в течение срока действия инвестиционного договора.
Также иностранному инвестору гарантируется, что после уплаты предусмотренных федеральным и областным законодательством налогов и сборов он имеет право на свободное использование на территории области для реинвестирования и беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других денежных сумм в иностранной валюте, полученных на законных основаниях.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКАВозраст супругов является
основанием для отказа в получении ими субсидий
на строительство и покупку жилья
Заявитель обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконным абзаца 2 п. 4 "Мероприятий подпрограммы" "Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 года N 638. По мнению заявителя, Правительство РФ незаконно ввело термин "молодая семья", ограничив это понятие требованием, чтобы возраст супругов не превышал 30 лет. Данное обстоятельство лишает его семью возможности улучшить жилищные условия при возрасте одного из супругов старше 30 лет.
Верховный Суд РФ оставил заявление без удовлетворения.
Кассационная коллегия изучила все обстоятельства дела и установила следующее.
В соответствии со ст. ст. 13, 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Правительство РФ формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, проводит единую государственную социальную политику, содействует решению проблем семьи, материнства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.
Абзацем 3 ст. 25 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что условия получения гражданами компенсаций (субсидий) при строительстве и покупке жилья регулируются Правительством РФ и Банком России.
В целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации была утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В разделе 4 "Мероприятия подпрограммы" установлено, что ее участник - молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет.
Таким образом, критерии возраста супругов при определении понятия "молодая семья" установлены только для данного нормативного правового акта и именно на указанную категорию граждан распространяется действие данной подпрограммы.
Деньги, выделяемые из федерального бюджета для данной подпрограммы, имеют целевое назначение и не могут использоваться для иных целей. При этом права граждан, не подпадающих под действие рассматриваемой подпрограммы, но также нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ущемляются, поскольку они не лишены возможности улучшить свои жилищные условия в соответствии с иными действующими нормативными правовыми актами.
Правительство РФ правомочно определять отдельные категории граждан, на которых распространяется действие той или иной программы, следовательно, оспариваемый (в части) нормативный правовой акт принят правомочным органом государственной власти, по форме издания и по своему содержанию соответствует законодательству.
На основании изложенного, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ Определением от 30 сентября 2004 г. N КАС04-462 решение суда первой инстанции оставила без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"Реальные (консенсуальные) договоры
в гражданском обороте"
(В.А. Кияшко)("Право и экономика", N 5, 2004)
В статье раскрывается сущность консенсуальных и реальных договоров в гражданском обороте. Автор определяет типы реальных договоров, показывает, какими способами формулируется условие о реальности договора, а также в чем проявляется значение условия о реальности (консенсуальности) сделки для гражданского оборота.
"Административный порядок защиты гражданских прав"
(Е.Е. Богданова)
("Право и экономика", N 5, 2004)
Защита в судебном порядке является основной формой защиты субъективных гражданских прав. Однако согласно Гражданскому кодексу РФ в случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав может осуществляться и в административном порядке. В связи с этим автор показывает, какими законодательными актами предусмотрен административный порядок защиты и каковы перспективы его дальнейшего развития.
"Коллизионные правоотношения
в международном частном праве"
(В.В. Кудашкин)В статье речь идет о способах правового регулирования связей в системе внутригосударственных отношений, сущности и природе коллизионного метода правового регулирования, а коллизионное правоотношение рассматривается как правовая форма отношений по определению применимого права, в связи с чем анализируются его объект, предмет и структура.
"Возраст автомобиля как сведение,
необходимое для таможенных целей"
(В.Ю. Быков)("Журнал российского права", N 8, 2004)
Автор обращает внимание на несовершенство правового регулирования вопроса, касающегося использования возраста автомобиля зарубежного производства, ввозимого на территорию Российской Федерации, в качестве инструмента таможенно-тарифного регулирования. Отмечается противоречивость правовых норм, связанных с определением возраста автомобиля, неполнота и нечеткость их формулировок. Затрагивается исторический аспект развития таможенного законодательства в данной области правоотношений.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc |
Отписаться |
В избранное | ||