Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 22.11.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация


Юридические семинары в Москве:

"ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ: заключение, исполнение, арбитраж и применение
зарубежного права" (Москва, 29 ноября - 01 декабря 2004г.)
с участием Розенберга М.Г. - засл. юриста РФ, д.ю.н., арбитра МКАС
при ТПП РФ; Вилковой Н.Г. - д.ю.н., арбитра МКАС; Комарова А.С. - 
д.ю.н., Председателя МКАС; Хвалея В.В. - партнера Юридической фирмы
"Baker & McKenzie" и др. 

Тел. (095)244-77-88, 244-76-56  info@m-logos.ru  http://www.m-logos.ru

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Выпуск 22 ноября 2004 года

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

О порядке списания задолженности

по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых

приняты решения о реструктуризации задолженности

по налогам и сборам перед федеральным бюджетом

Министерство финансов РФ Приказом от 21 октября 2004 г. N 91н утвердило "Правила списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации". Необходимо отметить, что такого рода списания производятся на основании статьи 73 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".

Однако заинтересованным организациям, претендующим на облегчение налогового бремени, надлежит помнить о следующем.

Во-первых, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 259, списание половины реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится в том случае, когда организация в течение 2 лет после принятия Правительством РФ соответствующего решения самостоятельно погасит половину реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом.

При полном погашении реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом в течение 4 лет после принятия Правительством РФ соответствующего решения о реструктуризации производится полное списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.

Во-вторых, списание производится при условии уплаты организацией текущих налоговых платежей в полном объеме, начиная со дня принятия Правительством РФ соответствующего решения и отсутствия у нее задолженности по уплате процентов, начисленных в соответствии с указанным решением.

Решение о списании задолженности по пеням и штрафам или решение об отказе в списании принимается руководителем налогового органа по месту учета организации в месячный срок с момента поступления заявления организации. Заявление должно содержать сведения о полном наименовании организации, ее идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет и сумме задолженности по пеням и штрафам.

Кстати, для установления особых условий списания задолженности по пеням и штрафам организации, помимо заявления, необходимо представить в налоговые органы программу финансового оздоровления, копию годовой бухгалтерской отчетности начиная с года, в котором принято решение о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, и документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек по платежам в федеральный бюджет.

Дополнительно к этим документам необходимо подготовить справки о ходе выполнения программы финансового оздоровления, расшифровки отдельных статей бухгалтерского баланса, списки кредиторов и дебиторов, упорядоченные по величине задолженности, с разбивкой на резидентов и нерезидентов, и экономическое обоснование установления особых условий списания задолженности по пеням и штрафам.

В целях устранения возможных недоразумений руководитель организации должен осознавать, что списанию подлежит задолженность по пеням и штрафам, исчисленная по данным налогового органа. При этом в случае несоблюдения организацией условий списания задолженности по пеням и штрафам, установленных решениями Правительства РФ, налоговый орган принимает решение об отказе в списании задолженности.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию:

порядок рассмотрения вопросов об отмене решений по тарифам

и рассмотрения разногласий по исполнению принятых решений

Федеральная служба по тарифам (преемник Федеральной энергетической комиссии) издала два нормативных правовых акта по вопросам отмены решений и рассмотрения разногласий по принятым решениям об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Приказом от 11.10.2004 N 111-к утвержден "Порядок рассмотрения вопросов, связанных с отменой решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию и перечня документов, необходимых для рассмотрения заявления об отмене".

В соответствии с Федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по установлению тарифов в электроэнергетике, а в отношении тепловой энергии полномочиями по установлению тарифов наделены также органы местного самоуправления. Решения этих органов, принятые с нарушением полномочий, установленных основами ценообразования в сфере регулируемых тарифов в электроэнергетике и правилами государственного регулирования тарифов в электроэнергетике ("Основы ценообразования..." и "Правила государственного регулирования..." утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109), подлежат отмене в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок ("Правила") установлен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2004 N 123.

Вопрос об отмене упомянутых решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию рассматривается по заявлению заинтересованного лица Федеральной службой по тарифам, а в отношении решений органов местного самоуправления, принятых с превышением полномочий, переданных им субъектом РФ, - также и регулирующим органом субъекта РФ; ФСТ РФ вправе рассмотреть вопрос об отмене по собственной инициативе. Рассмотрение вопроса об отмене осуществляется в течение 30 дней с даты принятия заявления; этот срок может быть продлен на 15 дней в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы или получения дополнительных материалов.

Решение ФСТ РФ или регулирующего органа субъекта РФ об отмене решения, соответственно, органа субъекта РФ или органа местного самоуправления или об отсутствии оснований для отмены подлежит официальному опубликованию.

"Порядок рассмотрения вопросов...", утвержденный Приказом ФСТ РФ от 11.10.2004 N 111-к, в основном дублирует положения вышеуказанных "Правил" и уточняет некоторые процедурно-технические детали, а именно устанавливает перечень подаваемых заявителем документов.

К ним относятся: заявление об отмене решения; копия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органа местного самоуправления, об отмене которого просит заявитель; иные документы, представляемые заявителем по своему усмотрению.

В заявлении рекомендуется указывать, в частности, полномочия органа, установленные в соответствии с законодательством, которые, по мнению заявителя, превышены, а также (в отношении решений органов местного самоуправления) положения законодательства в области электроэнергетики, которые были нарушены регулирующим органом.

Федеральная служба по тарифам также наделена полномочиями по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями (толкованию либо изменению редакций принятых решений о тарифах). Порядок ("Правила") рассмотрения разногласий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.11.2003 N 674, имеет некоторые отличия от порядка рассмотрения вопросов по отмене решений о тарифах, объяснимые, с одной стороны, частным характером рассматриваемых вопросов, а с другой стороны - необходимостью более детального их изучения.

Срок подачи заявления о разногласиях ограничен 30 днями со дня принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения об установлении тарифов. Заявление может быть принято позже этого срока, если ФСТ РФ признает причины опоздания уважительными. За рассмотрение разногласий заявитель уплачивает сбор.

Разногласия рассматриваются в присутствии сторон или их представителей. Решение по результатам рассмотрения разногласий принимается не позднее 30 рабочих дней со дня принятия ФСТ РФ решения о рассмотрении разногласий; этот срок может быть продлен на 30 рабочих дней по заявлению одной из сторон, к тому же рассмотрение и течение срока может быть приостановлено.

Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, подлежит исполнению в течение одного месяца со дня его принятия, если в нем не указан иной срок.

В соответствии с "Правилами рассмотрения разногласий..." ФСТ РФ Приказом от 23.09.2004 N 89-э/1 утвердила перечень документов, представляемых заявителем для рассмотрения разногласий. Приказом установлена обязанность представления многочисленных документов, в число которых, кроме пояснительной записки, содержащей подробное изложение сути разногласий и обоснование позиции заявителя, входят бухгалтерская отчетность за истекший год и на последнюю отчетную дату по нескольким формам, конкретные формы налогового учета и отчетности, государственной статистической отчетности, расчет отпуска электроэнергии и мощности потребителям, балансы электрической и тепловой энергии и многие другие данные и обосновывающие материалы.

Приказы ФСТ РФ от 11.10.2004 N 111-к и от 23.09.2004 N 89-э/1 зарегистрированы в Минюсте РФ 4 ноября 2004 г. под номерами 6104 и 6105.

О порядке обеспечения наличными

деньгами получателей средств бюджетов

бюджетной системы Российской Федерации

20 ноября 2004 года вступил в силу Приказ Минфина России от 21.09.2004 N 85н "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

Документ определил порядок обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов различных уровней (федеральных, региональных и местных), лицевые счета которых открыты в органах федерального казначейства Минфина России, а также взноса ими наличных денег.

В соответствии с Приказом указанные операции должны учитываться на счетах органов федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Банка России. В том случае, когда на соответствующей территории учреждение Банка России отсутствует либо оно не может выполнять эти функции, названные операции могут осуществлять кредитные организации в установленном Банком России порядке.

Для получения наличных денег со счета, открытого органу федерального казначейства в банке на балансовом счете N 40116, получателю средств выдается чековая книжка. Для этого получателю денежных средств необходимо подать в орган федерального казначейства заявление по форме, установленной Приказом. Чековая книжка выдается под расписку, а за ее сохранность ответственность несет получатель средств.

Приказ устанавливает три основания для возврата чековых книжек органу федерального казначейства (с корешками использованных денежных чеков и оставшимися неиспользованными чеками) - закрытие лицевых счетов, открытых получателю средств в органе федерального казначейства; изменение наименования получателя средств; закрытие или изменение номера счета, открытого органу федерального казначейства в банке.

Получатель средств представляет в орган федерального казначейства кассовую заявку, а также в двух экземплярах заявку на получение наличных денег. Кассовая заявка подается ежеквартально в установленные органом федерального казначейства сроки, а заявка на получение наличных денег вместе с денежным чеком - накануне дня их получения.

Форма заявки на получение наличных денег и правила ее заполнения установлена Приказом. Денежный чек заполняется в соответствии с требованиями, установленными Приказом, а также совместным Положением Банка России N 257-П и Минфина России N 46н от 20.05.2004.

Порядок обеспечения наличными деньгами обособленных подразделений получателей средств федерального бюджета, не наделенных обязанностью ведения бухгалтерского учета, имеет некоторые особенности. Например, помимо названных документов уполномоченное подразделение представляет в орган федерального казначейства письмо получателя средств, создавшего уполномоченное подразделение, подписанное руководителем и главным бухгалтером получателя средств, доверяющее уполномоченному подразделению получать наличные деньги, а также карточку образцов подписей уполномоченного подразделения, заверенную в установленном порядке руководителем получателя средств, создавшего уполномоченное подразделение, или нотариально.

Взнос наличных денег в кассу банка производится получателем средств на основании Объявления на взнос наличными по форме 0402001. Эта форма установлена Положением Банка России от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации".

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

О порядке выплаты государственной

социальной помощи во Владимирской области

Указом Губернатора Владимирской области от 25.10.2004 N 17 определен порядок выплаты в 2005 году социальной помощи, предусмотренной Законом Владимирской области от 04.06.2002 N 49-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам".

Государственная социальная помощь оказывается, как правило, один раз в год малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, утвержденного во Владимирской области на момент обращения за помощью. В первую очередь помощь оказывается малоимущим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам.

Размер социальной помощи назначается в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и средним месячным общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, но не должен превышать 800 рублей. Минимальный размер государственной социальной помощи на 2005 год составляет 250 рублей.

Заявление об оказании помощи подается в орган социальной защиты населения по месту постоянного жительства заявителя. К заявлению прилагаются справки о составе семьи и о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца. Граждане, понесшие в результате стихийных бедствий или техногенных катастроф материальные потери или получившие ущерб здоровью, прилагают к заявлению соответствующие подтверждающие документы. Территориальный орган социальной защиты населения составляет акт обследования семейно-материального положения заявителя, который прилагается к заявлению.

Решение о назначении социальной помощи или отказе в ней принимается в 10-дневный срок со дня подачи всех документов.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Киотский протокол

Россия ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 11 декабря 1997 г. (Федеральный закон от 04.11.2004 N 128-ФЗ). Ратификация Протокола нашей страной была необходима для его вступления в силу, так как на долю России приходится 17,4% выбросов углекислого газа в мире. Надо сказать, что от участия в Протоколе по экономическим соображениям отказались США (25% выбросов углекислого газа). Участие РФ в Протоколе, по нашему мнению, связано с процессом вступления в ВТО. Протокол вступит в силу на девяностый день спустя сдачи на хранение ратификационной грамоты Российской Федерации.

Целью Киотского протокола, как и Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 9 мая 1992 г. (РКИК), является стабилизация "концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе" (ст. 2 РКИК).

Напомним, что антропогенное воздействие - воздействие человека на природу, а парниковые газы образуются в результате сгорания топлива. Считается, что промышленные газы, накапливающиеся в верхних слоях атмосферы, создают парниковый эффект, в результате чего повышается температура у поверхности Земли. Но нельзя абсолютно точно утверждать, что глобальное потепление зависит от выбросов парниковых газов. Может происходить цикличное колебание параметров биосферы. Значительные изменения температуры бывали и в прошлом. Но если потепление климата (по данным Межправительственной группы по изменению климата, за последние 100 лет потеплело на 0,6 градуса по Цельсию, а к 2100 году средняя температура увеличится на 1,4 - 5,8 градусов по Цельсию) все-таки зависит от выбросов парниковых газов, то Киотский протокол не повлияет на сокращение выбросов.

Цель Протокола - лишь стабилизировать выбросы парниковых газов. Незначительное сокращение выбросов не приведет к существенным экологическим изменениям. Таким образом, предотвращения глобального потепления в ближайшем будущем не произойдет. На это повлияет и тот факт, что не ограничат свои выбросы по Протоколу, наряду с США, в которых за последнее время выбросы увеличились на 13%, такие страны, как Китай, Австралия, Индия. Что касается Австралии, то выбросы в ней за последнее время выросли на 21%.

Согласно ст. 3 Протокола государства, которые должны сократить или ограничить выбросы, "по отдельности или совместно обеспечивают, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов" (диоксида углерода, метана, закиси азота, гидрофторуглеродов, перфторуглеродов и гексофторида серы) "в эквиваленте диоксида углерода не превышали установленных для них количеств в целях сокращения их общих выбросов таких газов по меньшей мере на пять процентов по сравнению с уровнями 1990 года" с 2008 по 2012 год. Протокол регулирует ограничение выбросов только промышленных газов (области деятельности, в которых произойдет ограничение, перечислены в Приложении А к Протоколу). "За бортом" остаются выбросы от сгорания горючего на транспорте, а в развитых странах их доля составляет двадцать процентов от всех выбросов парниковых газов. Важно подчеркнуть, что при общем сокращении промышленных выбросов по Киотскому протоколу во всем мире будет б! ольшое увеличение выбросов углекислого газа транспортом. Нужно сокращать и эти выбросы, что сейчас сделать сложно. Следует напомнить, что среди парниковых газов в настоящее время больше всего выбрасывается двуокиси углерода - более 80%. Однако самые опасные, несмотря на долю в два процента в общих выбросах, - последние три вещества, перечисленные в списке выше. Их наличие в атмосфере в десять тысяч раз вреднее наличия двуокиси углерода. Россия должна будет удерживать уровень выбросов парниковых газов на уровне 1990 года.

В 2004 г. в нашей стране будет выброшено около 1,7 млрд. тонн двуокиси углерода, а в 1990 г. выбросы составляли 2,23 млрд. тонн. Таким образом, мы сможем продать или зарезервировать свои квоты на выброс углекислого газа. Несмотря на то, что у РФ есть запас в квотах, рано или поздно мы подойдем к тому, что будем вынуждены покупать квоты, а это будет очень дорого. Но если у нас произойдет подъем промышленности, то выполнение Протокола ляжет тяжелым бременем на экономику. Против этого аргумента может быть выдвинут аргумент, что наша страна сможет выйти из Протокола как минимум через четыре года после вступления Протокола в силу. Но не стоит забывать, что участие РФ в Протоколе - уступка западным странам, а не инициатива России. Кроме того, Протокол является дискриминационным по отношению к РФ. Надо сказать, что США отказались от участия в Протоколе, мотивировав это его несправедливым характером. Несмотря на то, что развивающимся странам необходимо обеспечить гарантию от изме! нения климата, основной груз по выполнению Протокола ляжет на развитые страны и страны с переходной экономикой, в том числе РФ. Некоторые развивающиеся страны находятся в более выгодном положении, чем мы.

Наша страна сможет участвовать в механизме распределения квот, зафиксированном в ст. 6 Конвенции: любая сторона, которая должна ограничивать свои выбросы, для целей выполнения своих обязательств по статье 3 может передавать любой другой такой стороне или приобретать у нее единицы сокращения выбросов, полученные в результате проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов из источников или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в любом секторе экономики. Однако должны быть соблюдены несколько условий: а) любой такой проект должен быть утвержден участвующими Сторонами; б) любой такой проект должен предусматривать сокращение выбросов из источников или увеличение абсорбции поглотителями, дополнительное к тому, которое могло бы иметь место в ином случае; в) сторона не приобретает никаких единиц сокращения выбросов, если она не соблюдает свои обязательства по статьям 5 и 7; г) приобретение единиц сокращения выбросов дополняет внут! ренние действия для целей выполнения обязательств по статье 3.

В п. "б" ст. 6 Конвенции говорится о дополнительном сокращении выбросов или увеличении абсорбции, которые могли бы иметь место в ином случае.

На наш взгляд, этот пункт предусматривает обязательное наличие основного проекта сокращения выбросов или увеличения абсорбции поглотителями. Например, на Сочинской ТЭЦ должна быть основной российская программа, по которой будут сокращаться выбросы, но можно сделать совместную дополнительную программу с зарубежным партнером, а полученные в результате этого свободные квоты под выбросы продать партнеру по программе. Действительно, российские предприятия в области энергетики нуждаются в средствах для их модернизации. У нас на единицу валового национального продукта тратится энергии в несколько раз больше, чем в Европе и Японии. Планируется перейти на парогазовый цикл (КПД 60%, а для паровых установок КПД - 40%). В результате на Сочинской ТЭЦ потребуется сжигать газа на 30 - 40% меньше.

Кроме того, инвестиций на перевооружение нашей промышленности нужно меньше по сравнению с аналогичными проектами за рубежом. Проблема инвестиций связана с выбором органа, который будет ответственен за инвестиции. Согласно п. 3 ст. 6 Протокола Россия сможет "уполномочивать юридических лиц участвовать, под ее ответственность, в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов в соответствии с настоящей статьей".

В России большинство выбросов приходится на долю РАО "ЕЭС России". Однако ситуация такова, что органам власти РФ нужно обратить внимание на соотношение себестоимости в некоторых проектах РАО и в Европе, которое достигает двух раз. Может быть имеет смысл создать специальную компанию, которая занималась бы вопросами реализации Протокола на территории РФ.

В отношении п. "г" ст. 6 Конвенции надо сказать, что должны предприниматься национальные действия по ограничению выбросов парниковых газов не только в связи со ст. 6 Протокола. Это поможет выполнить Протокол в целом. Среди национальных мер, которые помогут в выполнении Протокола на межгосударственном уровне, следующие: а) налогообложение на выбросы (в РФ целесообразно разработать этот вопрос в 2005 - 2007 гг., когда будут разрабатываться обязательства по протоколу на период с 2012 г.); б) добровольное сокращение выбросов российскими предприятиями; в) создание внутреннего рынка квот (целесообразно посмотреть на достоинства и недостатки рынка квот в ЕС, который начнет действовать в 2005 г., в РФ в 2005 - 2007 гг. создать добровольный рынок).

По совместному осуществлению уже существует несколько программ - нидерландская (ERUPT) и шведская. Есть соответствующая программа и в Экспериментальном углеродном фонде МБРР.

Для нас из двух первых программ привлекательней нидерландская. Нидерланды сначала финансируют проект, а потом покупают квоты. По шведской программе финансирование проекта не предполагается, правда возможно финансирование и разработки программы. Проекты, реализуемые по шведской схеме, должны соответствовать документам по совместному осуществлению, разработанным странами Балтийского моря.

На проекты совместного осуществления Нидерландами планировалось выделить 150 млн. евро. У России предполагалось купить в рамках программы 25 млн. тонн углекислого газа. Цена может составлять 4,5 евро за тонну. Вообще, цена 5 - 7 евро за тонну является бросовой при простой торговле квотами. Для проектов совместного осуществления на цену могут влиять и вложения, сделанные в проект. Оптимальная цена при простой торговле квотами составляет 15 - 17 евро за тонну. Повысятся ли цены до такого уровня в проектах по совместному осуществлению, да и в торговле квотами, покажет время. Положения статьи развиваются Марракешскими договоренностями 2001 г., в частности ими предусматривается создание Контрольного комитета по осуществлению статьи.

Торговля квотами регулируется ст. 17 Протокола: государства, ограничивающие свои выбросы, "участвуют в торговле выбросами для целей выполнения своих обязательств по статье 3. Любая такая торговля дополняет внутренние действия для целей выполнения определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов согласно настоящей статье".

Российской Федерации ежегодно надо будет делать взносы для реализации Протокола в размере 160 тыс. долларов США. Но для развивающихся стран могут потребоваться специальные программы по ограничению выбросов, которые должны быть эффективны "с точки зрения затрат". В п. "б" ст. 11 Протокола говорится, что надо представлять "такие финансовые ресурсы, в том числе для передачи технологии, которые необходимы Сторонам, являющимся развивающимися странами, для покрытия всех согласованных дополнительных издержек, связанных с продвижением вперед в деле выполнения обязательств по пункту 1 статьи 4 Конвенции".

Для не ограничивающих свои выбросы стран предусмотрен механизм чистого развития (п. 1 ст. 12 Протокола) - третий по счету механизм по сокращению выбросов. Цель механизма, согласно п. 2 ст. 12 Протокола, "состоит в том, чтобы помогать Сторонам, не ограничивающим свои выбросы, "в обеспечении устойчивого развития и в содействии достижению конечной цели Конвенции и помогать Сторонам", ограничивающим свои выбросы, "в обеспечении соблюдения их определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов согласно статье 3".

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

О некоторых вопросах налогообложения

при наследовании по завещанию

В Конституционный Суд Российской Федерации обратились несколько заявителей, которые, будучи наследниками первой очереди по закону, приняли наследство по завещанию. Налоговая инспекция применила к наследуемому имуществу налоговые ставки, предусмотренные для категории "другие наследники", а не ставки, предусмотренные для категории "наследники первой очереди", считая, что очередность наследников предусмотрена только для случаев наследования по закону.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" налог с переходящего в порядке наследования имущества для физических лиц, получающих наследство по закону и относимых к категории "другие наследники", исчисляется по максимальной ставке. В то же время для наследников первой и второй очередей ставки налога значительно меньше.

Как районные суды, так и Московский городской суд заняли сторону налоговой инспекции, указав при этом, что истцы приняли наследство именно по завещанию, хотя, являясь наследниками первой очереди, имели право принять наследство по закону. Также было отмечено, что Закон "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" не предусматривает дифференциацию налоговых ставок в зависимости от степени родства при наследовании по завещанию.

Заявители обратились в Конституционный Суд РФ с просьбой признать не соответствующими Конституции РФ положения пункта 1 статьи 3 Закона "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" в их взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса РФ - ст. 1111 (определяет основания наследования, - приоритет отдается воле наследодателя, наследование по закону имеет место, когда оно не изменено завещанием) и п. 2 ст. 1152 (наследнику, призванному к наследованию одновременно по нескольким основаниям, предоставляется возможность принять наследство, осуществив выбор основания) - с учетом смысла, придаваемого им правоприменительной практикой. Заявители утверждали, что оспариваемый пункт ставит в неравное положение наследников по закону и наследников по завещанию, имеющих одну и ту же степень родства, а это нарушает конституционные принципы равенства всех перед законом и равного налогового бремени.

Конституционный Суд РФ вынес по данному вопросу Определение от 30 сентября 2004 г. N 316-О. Правовая позиция Суда такова.

Законом "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" ставки налога дифференцированы в зависимости от стоимости наследственного имущества и очередности призвания наследников к наследованию. Этим Законом не установлены ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования по завещанию.

Право наследования гарантируется Конституцией РФ. Оно включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение.

Гражданский кодекс РФ предусматривает очередность призвания к наследованию только для случаев наследования по закону. Очередность наследования зависит от степени родства. Такой подход, по мнению Конституционного Суда, отвечает принципу защиты интересов близких родственников умершего. Завещатель же вправе определить судьбу наследственного имущества с учетом отношений между ним и иными лицами, что соответствует принципу свободы завещания.

Однако вопреки указанным принципам налоговые органы исчисляют налог с имущества, переходящего в порядке наследования, по максимальным ставкам - предусмотренным законом для "других лиц" - в отношении близких родственников наследодателя, если они являются наследниками по завещанию, тем самым произвольно применяя к налоговым правоотношениям нормы гражданского законодательства, устанавливающие основания наследования.

Такая правоприменительная практика, указал Суд, полностью отрицает принцип защиты интересов близких родственников, допуская взимание налога с имущества, переходящего в порядке наследования к близким родственникам, по разным ставкам - в зависимости от гражданско-правового основания наследования ими имущества.

Наследование по завещанию не может являться правовым основанием для ущемления прав и законных интересов наследников по завещанию, относящихся по степени родства к наследникам по закону тех очередей, которые упомянуты в Законе "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Это привело бы к ущемлению в налоговых правоотношениях прав и законных интересов наследников по завещанию, относящихся по степени родства к наследникам по закону первой и второй очередей. Таким образом, нарушилась бы не только конституционная свобода наследования, но и принцип равенства всех перед законом и вытекающее из него правило равного и справедливого налогообложения.

Исходя из изложенного, Конституционный Суд РФ определил, что положения, содержащиеся в п. 1 ст. 3 Закона "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", во взаимосвязи с положениями ст. 1111 и п. 2 ст. 1152 ГК РФ - по своему конституционно-правовому смыслу не могут служить основанием для применения ставок налогов, установленных для "других наследников", при исчислении ставок налога с имущества, переходящего в порядке наследования, к гражданам, являющимся близкими родственниками, входящим в круг наследников по закону первой и второй очередей, названных в Законе "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", и принявшим наследство по завещанию.

Конституционно-правовой смысл названных положений, выявленный Конституционным Судом РФ в вынесенном им Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Определение Конституционного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит.


Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc
Отписаться

В избранное