Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

===========На=правах=рекламы===========================================

    Юридические семинары в Москве:
    
    "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ: актуальные вопросы применения  и  рассмотрения
споров" (Москва, 11-13 октября 2004г.) с участием Щекина Д.М. -- к.ю.н.,
адвоката Фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"; Карповой Г.А. --  судьи
Арбитражного суда г. Москвы; Медведева А.Н. -- к.э.н., главного аудитора
Аудиторской фирмы "Аудит БТ"; Бациева В.В. -- главного консультанта  ВАС
РФ; Березина М.Ю. -- главного консультанта Конституционного  суда  РФ  и
другие.
    
    Тел.      (095)      244-77-88,      244-76-56       info@m-logos.ru
Http://www.m-logos.ru

=======================================================================
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 9 августа 2004 года

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

О государственной гражданской службе

27 июля 2004 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон
N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной
государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов
Российской Федерации.
Документ классифицировал все должности государственной службы на 4 категории
(руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты)
и 5 групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной
гражданской службы).
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования
к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной
службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным
знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Высшей и главной группе соответствуют классные чины действительного государственного
советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса и государственного советника Российской
Федерации 1, 2 и 3 класса. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные
должности гражданской службы субъекта Российской Федерации, классные чины будут
присваиваться в соответствии с региональным законодательством. Федеральным гражданским
служащим и гражданским служащим субъектов Российской Федерации, замещающим должности
ведущей, старшей и младшей групп, соответствуют классные чины советника гражданской
службы 1, 2 и 3 класса, референта гражданской службы 1, 2 и 3 класса и секретаря
гражданской службы 1, 2 и 3 класса.
Закон подробно урегулировал условия поступления на гражданскую службу, порядок
ее прохождения и основания увольнения. Поступление гражданина на государственную
гражданскую службу и замещение гражданским служащим другой должности осуществляется
преимущественно на конкурсной основе. Случаи, когда конкурс не проводится либо
когда он не является обязательным условием поступления, закреплены частями 2
и 3 статьи 22 Закона. Например, при заключении срочного трудового договора, при
поступлении на должность категории "руководители", назначение на которую производится
Президентом или Правительством.
В качестве одного из элементов антикоррупционного механизма следует рассматривать
положения Закона, предусматривающие обязанность гражданина, поступающего на гражданскую
службу, а также обязанность гражданского служащего ежегодно представлять представителю
нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
(ч. 1 ст. 20 Закона). Примечательно, что Закон предусматривает возможность обнародования
этих сведений средствами массовой информации (ч. 5 этой статьи).
В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и
служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание. Срок испытания
устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года, что несколько
выше установленного статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
При поступлении на службу либо в ходе ее прохождения могут потребоваться персональные
данные гражданина. В этом случае Закон предписывает получать их у него самого
(ст. 42). Впрочем, пункт 18 части 1 статьи 44 Закона оставляет за работниками
кадровой службы право проверки сведений о доходах, имуществе, обязательствах
имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений,
установленных законодательством. И это вполне объяснимо. А вот требование части
5 статьи 15 Закона об обязательной государственной дактилоскопической регистрации
гражданских служащих в случаях и порядке, установленных федеральным законом,
может показаться небесспорным.
Вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих и порядок формирования
соответствующего фонда регулируются главой 10 Закона. Денежное содержание гражданского
служащего включает должностной оклад и оклада за классный чин, ежемесячную надбавку
за выслугу лет, особые условия службы и за работу со сведениями, составляющими
государственную тайну, премии.
Закон впервые допускает возможность по отдельным должностям гражданской службы
устанавливать особые условия оплаты труда. В частности, станет возможным дифференцировать
оплату труда гражданского служащего в зависимости от показателей эффективности
и результативности его служебной деятельности, ориентированных на конечный результат
и зафиксированных в срочном служебном контракте.
Закон содержит также нормы, предусматривающие государственные гарантии на государственной
гражданской службе, в том числе медицинское обеспечение на основе страховых принципов,
пенсия за выслугу лет (ст. 52), транспортное обслуживание и даже предоставление
субсидии на приобретение жилья (ст. 53).
Прохождению госслужбы всегда сопутствует ряд запретов и ограничений. Такие ограничения
установлены статьей 17 Закона, некоторые из них распространяются даже на период
времени после увольнения гражданина (ч. 3). В то же время ч. 2 ст. 14 позволяет
государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет
за собой конфликт интересов. Определение конфликта интересов содержится в статье
19 Закона. В самых общих чертах его можно представить как ситуацию, при которой
личная заинтересованность гражданского служащего может повлиять на объективное
исполнение должностных обязанностей, что ставит под угрозу интересы граждан,
организаций, общества и государства. При этом гражданский госслужащий обязан
сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении
должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать
меры по предотвращению такого конфликта (п. 12 ч. 1 ст. 15 Закона).
Общие основания увольнения гражданского служащего закреплены статьей 33 Закона.
Этот перечень шире того, который закреплен статьей 77 Трудового кодекса, что
обусловлено спецификой самой госслужбы. Так, среди общих оснований увольнения
гражданского служащего значится выход из российского гражданства, нарушение связанных
со службой запретов и т.п. Напротив, перечень оснований увольнения по инициативе
представителя нанимателя в Законе несколько уже, чем в статье 81 Кодекса. Нет,
например, в статье 37 Закона таких оснований, как смена собственника либо совершение
аморальных действий лицом, выполняющим воспитательные функции.

Изменения в Законе РФ
"Об авторском праве и смежных правах"

28 июля 2004 года опубликован и вступил в силу, за исключением некоторых положений,
Федеральный закон от 20.07.2004 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской
Федерации "Об авторском праве и смежных правах". (Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1
"Об авторском праве и смежных правах" далее по тексту именуется "Закон".)
Изменения коснулись срока действия авторского права и мер его защиты, а также
способов использования произведения.
Срок авторского права, действующий после смерти автора, с целью приведения его
в соответствие с мировой практикой и усиления защиты прав российских авторов
увеличен с 50-ти до 70-ти лет. Соответственно, до 70-ти лет увеличен срок авторского
права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действующий
после даты его правомерного обнародования, и срок авторского права на произведение,
созданное в соавторстве, действующий после смерти последнего автора, пережившего
других соавторов. При этом оговорено, что срок действия авторского права на территории
Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный
в стране происхождения произведения.
Развитие электронных информационных сетей предоставило новые возможности для
доступа к произведениям или объектам смежных прав, защищаемых авторским правом,
в связи с чем в Закон включены соответствующие нормы.
Так, перечень исключительных прав автора на использование произведения дополнен
правом сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь
доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему
выбору (право на доведение до всеобщего сведения). Аналогичное исключительное
право предоставлено исполнителям в отношении записи исполнения или постановки
и производителям фонограмм в отношении фонограмм.
Указанные нормы Закона, регулирующие доступ к произведению, записи исполнения
или постановки, или к фонограмме в интерактивном режиме, вступают в силу с 1
сентября 2006 года.
В Закон введено понятие информации об авторском праве и о смежных правах, под
которой понимается любая информация, идентифицирующая произведение или объект
смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных
прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных
прав. Эта информация должна содержаться на экземпляре произведения или объекта
смежных прав или быть приложена к ним; применительно к произведениям или объектам
смежных прав в электронных информационных сетях информация об авторском праве
и о смежных правах должна "появляться". Информация об авторском праве и о смежных
правах также может содержаться в любых цифрах и кодах.
Авторское право и смежные права могут защищаться с помощью технических средств
защиты, под которыми признаются любые технические устройства или их компоненты,
контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие
либо ограничивающие осуществление действий в отношении них, которые не разрешены
автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав.
Законом установлено, что действия по снятию технических средств защиты или информации
об авторском праве или смежных правах без разрешения автора или обладателя смежных
прав не допускаются и, таким образом, являются нарушением авторского права или
смежных прав.
К случаям, при которых допускается использование произведения без согласия автора
и без выплаты денежного вознаграждения, отнесено предоставление во временное
безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в
гражданский оборот законным путем. При этом, с целью предотвращения незаконного
электронного копирования, установлено, что экземпляры произведений, выраженных
в цифровой форме, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии
исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
Изменен порядок выплаты автору, обладателю смежных прав или иному обладателю
исключительных прав компенсации за нарушение прав, которую указанные лица вправе
требовать вместо возмещения убытков.
Обладатели исключительных прав могут требовать выплаты им компенсации в размере
от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя
из характера нарушения. До внесения в Закон изменений сумма компенсации исчислялась
в количестве минимальных размеров оплаты труда, причем минимальная сумма на момент
внесения изменений составляла 1 тысячу рублей (10 МРОТ).
Вместо выплаты указанных сумм обладатели исключительных прав вправе требовать
выплаты компенсации в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или
объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование
произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая
при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений
или объектов смежных прав.
Из Закона исключена норма, обязывавшая суд взыскивать за нарушение авторских
или смежных прав штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной в пользу
истца; сумма штрафов должна была направляться в установленном порядке в соответствующие
бюджеты.
В судебном порядке подлежат конфискации контрафактные экземпляры произведений
или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения,
и иные орудия совершения правонарушения. Согласно предыдущей редакции Закона
вынесение решения о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления
и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, являлось
правом, но не обязанностью суда.

Ужесточен контроль за отмыванием "грязных" денег

Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон
от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Помимо редакционных уточнений, касающихся, в частности, применения определений,
внесены существенные изменения, ужесточающие контроль за осуществлением финансовых
операций.
Так, дополнена и уточнена статья 5 Закона, содержащая перечень организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами или иным имуществом. Теперь к таким организациям
относятся оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества организации. Помимо этого в данную статью внесены изменения,
уточняющие определения организаций, относящихся к этой категории. 
Статья 6 Закона также претерпела серьезные изменения. Расширен список операций,
подлежащих обязательному контролю. Предоставление юридическими лицами, не являющимися
кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим
юридическим лицам, а также получение такого займа теперь будет контролироваться.

Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями сделки с недвижимым имуществом
подлежат обязательному контролю, если их сумма равна или превышает 3 млн. рублей
либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн. рублей, или превышает
ее.
Изменения коснулись также прав и обязанностей организаций, осуществляющих операции
с денежными средствами или иным имуществом. В частности, определены сведения,
посредством которых такие организации должны идентифицировать лицо, находящееся
на обслуживании в этой организации. Указано, что организации обязаны предпринимать
обоснованные и доступные меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей,
систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях, а также
документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего
дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному
контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Сведения по операциям, подлежащие сообщению в уполномоченный орган, также установлены
Законом. 
Предусмотрено, что уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию
по операциям, совершенным до вступления в силу рассматриваемого Федерального
закона, за исключением документов и информации, которые представляются на основании
соответствующего международного договора Российской Федерации.
Закон дополнен квалификационными требованиями к специальным должностным лицам,
ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления.
Установлен срок сообщения о подозрительных операциях - не позднее рабочего дня,
следующего за днем выявления таких операций.
Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) на анонимных владельцев,
без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад), либо его
представителя. Также запрещено устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами,
не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно
действующих органов управления.
Кроме того, кредитные организации обязаны предпринимать меры, направленные на
предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых
имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях
государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.
Теперь кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского
счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в определенных Законом случаях.

Закон дополнен положением, касающимся распространения его требований на адвокатов,
нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания
юридических или бухгалтерских услуг в части идентификации клиентов, организации
внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации. Если названные лица
имеют основания полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или
могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный
орган.
Закон вступит в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

О порядке предоставления и передачи
в собственность граждан  земельных участков для ведения
садоводства, огородничества и дачного хозяйства
в Ростовской области

31 июля 2004 года вступил в силу Закон Ростовской области от 14.07.2004 N 138-ЗС
"О порядке предоставления и передачи в собственность граждан земельных участков
для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства".
В соответствии с Законом для получения садовых, огородных либо дачных участков
гражданам необходимо обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства
с письменным заявлением. 
Органы местного самоуправления определяют потребность в земельных участках для
размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений,
формируют и утверждают списки граждан для организации этих некоммерческих объединений,
а также принимают решение о предоставлении земельных участков таким объединениям.
Решение о предоставлении земельных участков для размещения садоводческого, огороднического
или дачного некоммерческого объединения принимают органы местного самоуправления,
на территории которых эти объединения будут размещены, или специальный орган
исполнительной власти Ростовской области по управлению и распоряжению земельными
участками, в ведении которого находится фонд перераспределения земель.
После государственной регистрации указанного некоммерческого объединения и вынесения
в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения земельный
участок каждому его члену предоставляется в собственность или аренду. За предоставление
указанных земельных участков в собственность взимается плата в размере нормативной
цены земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Установлено право на однократное бесплатное получение в собственность земельного
участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства для граждан:
- владеющих этими земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения
или постоянного (бессрочного) пользования;
- имеющих в фактическом пользовании земельные участки, предоставленные до 1 января
1991 года или предоставленные им из состава малопродуктивных сельскохозяйственных
угодий и нарушенных земель;
- имеющих в соответствии с федеральным законодательством право на приобретение
указанных земельных участков в собственность бесплатно.
Если часть земельного участка превышает установленный областным законом максимальный
размер общей площади, передаваемой бесплатно, то превышающая часть может быть
приобретена в собственность за плату в размере нормативной цены данной части
земельного участка.
Максимальная площадь земельных участков, предоставляемых членам садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также максимальная площадь
земельных участков, передаваемых гражданам, имеющим право на однократное бесплатное
получение земельного участка, устанавливается в соответствии с Областным законом
от 22 июля 2003 года N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской
области". 

Об инновационной деятельности
на территории Омской области

23 июля 2004 года вступил в силу Закон Омской области от 13.07.2004 N 527-ОЗ
"Об инновационной деятельности на территории Омской области", который определяет
основные направления государственной инновационной политики, регулирует правовые
отношения органов государственной власти и субъектов инновационной деятельности.
Законом определено, что инновационной деятельностью является деятельность, направленная
на создание и вовлечение в экономический оборот результатов научных исследований,
опытных конструкторских работ, новых или усовершенствованных видов продукций
и технологий. 
Инновационная деятельность может осуществляться в различных формах, в том числе
при участии нескольких субъектов инновационной деятельности, связанных между
собой научной, информационной, проектно-конструкторской деятельностью, через
областную целевую программу, инновационный проект или областной заказ на создание
и (или) реализацию продукции, созданной в результате инновационной деятельности.
Субъектами инновационной деятельности могут быть как физические лица (граждане
России, лица без гражданства, иностранные граждане, осуществляющие инновационную
деятельность на территории области), так и организации независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности. 
Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется соответствующими
органами государственной власти области путем разработки и принятия правовых
актов об инновационной деятельности, подготовки целевых программ, размещения
областного заказа, предоставления средств, гарантий и льгот за счет средств областного
бюджета и иными формами поддержки. 
Организациям инновационной инфраструктуры, аккредитованным как инновационно-технологические
центры, субъектам инновационной деятельности, находящимся с ними в договорных
отношениях, иным субъектам инновационной деятельности и их объединениям, инвесторам,
финансирующим инновационные проекты области, могут быть предоставлены льготы
по арендной плате за пользование объектами, находящимися в собственности области,
и налоговые льготы. Субъектам инновационной деятельности может быть предоставлен
инвестиционный налоговый кредит в соответствии с областным законом.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

О представительстве в арбитражном процессе 

Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление от 16 июля 2004
года N 15-П, касающееся конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации (АПК РФ). Названной статьей предусмотрено, что представителями
организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций,
действующие в пределах своих полномочий, или лица, состоящие в штате указанных
организаций, либо адвокаты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года "Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" представителями
организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления
в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам
об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением
случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций,
органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не
установлено федеральным законом.
Эти две взаимосвязанные нормы позволяют арбитражным судам отказывать в допуске
к участию в арбитражном процессе в качестве представителя организации выбранного
ею лица, если такое лицо не относится к числу адвокатов или не состоит в штате
этой организации.
Поводом для определения конституционности оспариваемой нормы явились запросы
Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской
области и Арбитражного суда Красноярского края, а также жалобы юридических и
физических лиц. 
Как указывалось в запросах, в отличие от организаций граждане согласно части
3 той же 59 статьи АПК РФ могут выбирать в качестве своих представителей в арбитражном
суде не только адвокатов, но и иных лиц, оказывающих юридическую помощь. Тем
самым, по мнению заявителей, оспариваемая норма вопреки Конституции РФ ставит
стороны в арбитражном процессе в неравное положение, а также нарушает конституционные
права частнопрактикующих юристов и сотрудников юридических фирм, не имеющих статуса
адвоката, поскольку препятствует их участию в арбитражном процессе в качестве
представителей организаций. В то же время оспариваемое положение ставит объединения
адвокатов в привилегированное положение, что не соответствует принципу правового
равенства и противоречит Конституции РФ.
Нарушение своих конституционных прав организации усматривали и в том, что оспариваемое
законоположение лишает их - в отличие от граждан в арбитражном процессе и от
всех участников гражданского процесса - возможности пользоваться квалифицированной
юридической помощью со стороны избранных ими по своему усмотрению представителей.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу такова.
Конституция РФ закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами,
не запрещенными законом, в том числе и посредством судебной защиты. Судебное
представительство обеспечивает заинтересованному лицу получение квалифицированной
юридической помощи. Критерии квалифицированной юридической помощи и условия допуска
тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах
судопроизводства определяются законодателем. Так, Федеральным законом "Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусмотрено, что для приобретения
статуса адвоката, дающего в том числе право участвовать в судопроизводстве в
качестве представителя доверителя, необходимы определенный уровень юридического
образования, стаж работы по юридической специальности или стажировка в адвокатском
образовании, положительное решение квалификационной комиссии, отсутствие непогашенной
или неснятой судимости за совершение умышленного преступления. Кроме того, предусмот!
 рены специальные требования к организации адвокатской деятельности и адвокатуры.
В соответствии с Конституцией РФ стороны в судебном процессе равны перед законом
и судом - вне зависимости от того, в какой организационно-правовой форме выступают
участники судопроизводства. Ограничение, содержащееся в части 5 статьи 59 АПК,
на выбор представителя в арбитражном суде связывается лишь с организационно-правовой
формой представляемого.
В отличие от организаций граждане, в том числе индивидуальные предприниматели,
вправе выбирать в качестве своих представителей в арбитражном суде не только
адвокатов, но и иных лиц, оказывающих юридическую помощь. 
Кроме того, отметил Конституционный Суд, организации, участвующие в арбитражном
процессе, при выборе представителя находятся в неравном положении с организациями,
участвующими в гражданском судопроизводстве по делам, отнесенным к компетенции
судов общей юрисдикции. ГПК РФ не проводит различий между организациями и гражданами
при выборе ими представителя и не обязывает представителя иметь статус адвоката.
В уголовном процессе организации, выступающие в качестве потерпевшего или гражданского
истца, в соответствии с УПК РФ также вправе выбирать представителя не только
из числа адвокатов. Согласно КоАП РФ защитником или представителем потерпевшего
может быть адвокат или иное лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью,
оформленной в соответствии с законом.
Таким образом, Конституционный Суд пришел к выводу, что государство, допуская
в действующей системе правового регулирования возможность выступать в арбитражном
суде в качестве представителей организаций штатных сотрудников либо адвокатов,
а в качестве представителей граждан - иных, помимо адвокатов, лиц, оказывающих
юридическую помощь, не предъявляет особых требований к качеству предоставляемой
юридической помощи, а потому не вправе возлагать на организации обязанность выбирать
в качестве представителей только адвокатов или содержать юристов в штате.
Гарантируемые Конституцией поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности,
признание и равная защита различных форм собственности, право каждого свободно
распоряжаться своими способностями к труду создают правовую основу для осуществления
юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями
деятельности по оказанию юридических услуг. Однако оспариваемое положение лишает
их возможности представлять интересы клиента в арбитражном суде в случаях, когда
клиентом является не гражданин, а организация. Это означает, что в этом случае
критерием для ограничения допуска к участию в качестве представителей в арбитражном
процессе служат не квалификационные требования, связанные с качеством юридической
помощи и необходимостью защиты соответствующих публичных интересов, а лишь организационно-правовая
форма, в которой выступает участник судопроизводства, нуждающийся в юридической
помощи. Однако это, при том что индивидуальные предприниматели и иные гражда!
 не в арбитражном процессе (а в гражданском процессе - и организации) не ограничены
в выборе представителя, не отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Тем самым нарушается и конституционный принцип юридического равенства, поскольку
адвокаты и их объединения произвольно ставятся в привилегированное положение
по отношению к частнопрактикующим юристам и организациям, оказывающим юридическую
помощь, включая представительство в суде.
Исходя из изложенного, Конституционный Суд РФ постановил признать часть 5 статьи
59 АПК РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системной
связи с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации" исключает для выбранных организациями лиц,
оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве
представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в
штате этих организаций.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

О проекте Федерального закона
"Об ограничениях при розничной продаже пива"

Государственная Дума ФС РФ в первом чтении приняла законопроект, согласно которому
предлагается запретить розничную продажу пива в детских, учебных, культовых и
лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях, а также
лицам, не достигшим возраста 18 лет. При этом прилегающие территории должны определяться
органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской
Федерации. 
Напомним, что статья 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции" уже содержит аналогичный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Однако действие указанного Федерального закона не распространяется на оборот
пива (пиво не отнесено к алкогольной продукции). 
Таким образом, в настоящее время оказалась неурегулированной очень важная проблема
- о запрете продажи пива подросткам. Рассматриваемый законопроект должен устранить
этот пробел в законодательстве.
Депутаты проголосовали за принятие данного законопроекта в первом чтении абсолютным
большинством голосов.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное