Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 30.07.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 30.07.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

В справочной правовой системе КонсультантПлюс есть все, что нужно для бухгалтера и юриста при решении не только простых, но и сложных задач. Благодаря постоянному обновлению информация в системе всегда актуальна.

Поэтому, приобретая систему КонсультантПлюс, вы экономите время, деньги и получаете надежного помощника.


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Внесены изменения в порядок применения УСН на основе патента

2. Предоставление эфирного времени и печатной площади накануне выборов освобождено от налогообложения

3. Плательщики ЕНВД не обязаны применять контрольно-кассовую технику

4. Стоимость озеленения территории санатория можно списать на расходы по налогу на прибыль

5. Затраты на ремонт основных средств, арендованных у индивидуального предпринимателя, признаются расходами

6. Инспекции не обязаны принимать данные электронного обмена информацией между налоговыми органами РФ и Республики Беларусь в подтверждение права на нулевую ставку НДС

Комментарии

1. Изменены требования к налогоплательщикам, желающим перейти на УСН и применяющим данный спецрежим

2. В Налоговый кодекс РФ внесены поправки, касающиеся НДФЛ и налога на прибыль

3. Можно ли учесть в составе расходов стоимость товаров, уничтожаемых в связи с истечением срока годности, а также затраты на их ликвидацию?

Судебное решение недели

При возврате некачественного товара продавец может принять НДС к вычету без счета-фактуры покупателя

Новости

1. Внесены изменения в порядок применения УСН на основе патента

Федеральный закон от 17.07.2009 N 165-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Федеральный закон от 19.07.2009 N 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

С 1 января 2009 г. индивидуальные предприниматели, применяющие УСН на основе патента, вправе привлекать наемных работников, в том числе по гражданско-правовым договорам, в количестве до пяти человек (напомним, что ранее одним из требований применения спецрежима являлось отсутствие наемного персонала). Однако до недавнего времени в п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ было указание на то, что использование наемной рабочей силы является одним из! видов нарушений, за совершение которого предприниматель утрачивал право на применение спецрежима. Законодатель исправил этот недочет: в указанный пункт были внесены поправки, вступающие в силу с 1 января текущего года. Так, в новой редакции п. 9 привлечение работников не указано в качестве основания для отказа в применении УСН. Еще одно изменение было внесено в данный пунк! т Федеральным законом от 17.07.2009 N 165-ФЗ: осуществление на основе патента одного из видов предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта РФ, теперь также не является причиной для утраты права на применение спецрежима.

Законодатель учел еще одно новшество 2009 г.: ранее патент выдавался по выбору налогоплательщика на квартал, шесть, девять месяцев или календарный год. В соответствии же с ныне действующей редакцией п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ ему предоставлено право применять УСН на основе патента от одного до 12 месяцев. Однако при этом не были внесены изменения в п. 6 данной статьи, регламентирующий порядок расчета стоимости патента: в нем так и осталось указание на периоды действия патента менее года - квартал, шесть и девять месяцев. Согласно Федеральному закону от 19.07.2009 N 201-ФЗ это уточнение упразднено, соответственно, стоимость патента может быть скорректирована на любой срок менее года. Указанным Законом также изменен порядок утраты права на применение УСН на основе патента. Так, с 1 января 2010 г. предприниматель утрачивает такое право и считается перешедшим на общий режим с начала того периода, на который ему был выдан соответствующий патент, в двух случаях: если в течение периода у него было более пяти наемных работн! иков и если в календарном году его доходы превысили размер доходов, установленный ст. 346.13 НК РФ (независимо от количества полученных патентов). Следует обратить внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ в указанную статью, размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН, увеличен до 60 млн. руб. Эту новую предельную величину можно использовать с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г., но без индексации на коэффициент-дефлятор. Подробнее об этом см. ниже коммента! рий к Федеральному закону от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

2. Предоставление эфирного времени и печатной площади накануне выборов освобождено от налогообложения

Федеральный закон от 17.07.2009 N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

В соответствии с законодательством о выборах и референдумах в ходе предвыборных кампаний кандидаты на выборные должности получают бесплатное время в теле- и радиоэфире, а также площадь в печатных СМИ. 17 июля текущего года Президент РФ подписал закон, на основании которого предоставление этого информационного пространства освобождается от налогообложения. В первую очередь внесены поправки в ст. 149 НК РФ: она дополнена пп. 28 п. 3, согласно которому предоставление эфирного времени и печатной площади в соответствии с российским законодательством о выборах и референдумах освобождается от НДС. Кроме того, компании, предоставляющие это время или площади, могут включить затраты по их передаче в расходы по налогу на прибыль (соответствующие изменения были внесены в п. 1 ст. 264 НК РФ и п. 16 ст. 270 НК РФ).

Не должны будут уплачивать налоги и лица, безвозмездно получающие информационное пространство: его стоимость не облагается НДФЛ у кандидатов - физических лиц (в ст. 217 НК РФ внесен новый п. 47) и налогом на прибыль у партий (пп. 40 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Рассмотренные изменения вступают в силу с 1 августа текущего года и распространяются на отношения по предоставлению бесплатного эфирного времени и печатных площадей, возникшие с 1 января 2006 г., если их стоимость не была фактически возмещена до 1 августа 2009 г.

3. Плательщики ЕНВД не обязаны применять контрольно-кассовую технику

Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"! и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

21 июля 2009 г. вступил в силу закон, в соответствии с которым плательщики ЕНВД могут не применять контрольно-кассовую технику. Напомним, что в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели могут не использовать кассовый аппарат при оказании услуг населению, а также в силу специфики своей деятельности или местонахождения. При этом покупателям выдаются бланки строгой отчетности, которые должны отвечать определенным требованиям и содержать все необходимые реквизиты, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Плательщики ЕНВД теперь могут отказаться от применения ККТ и во всех остальных случаях. При этом они должны по требованию клиента или покупателя выдать документ, подтверждающий прием оплаты товаров или услуг, причем он не должен соответствовать требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности. Таким документом может быть, например, товарный чек или квитанция.

Контролировать соблюдение требования о выдаче надлежащих документов при проведении расчетов наличными и платежными картами обязаны налоговые органы. Они же вправе налагать на плательщиков ЕНВД штрафы в случае отказа в выдаче соответствующего документа. Сумма штрафа за данное нарушение установлена ст. 14.5 КоАП РФ и составляет 1500 - 2000 руб. с граждан, 3000 - 4000 руб. с должностных лиц и от 30 до 40 тыс. руб. с организаций.

4. Стоимость озеленения территории санатория можно списать на расходы по налогу на прибыль

Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-03-06/1/443

Организация, оказывающая платные санаторно-курортные услуги, обратилась в финансовое ведомство с вопросом о правомерности признания расходов по озеленению своей территории. Причем обязанность лечебного учреждения по благоустройству территории предусмотрена соответствующей нормой СанПиН.

Минфин обратил внимание на то, что обычно расходами на внешнее благоустройства являются затраты, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и произведены для создания удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. При этом такие затраты не направлены на получение дохода и поэтому не списываются на расходы. Однако, если расходы санатория по озеленению территории напрямую связаны с обеспечением нормальных условий отдыха, т.е. произведены для деятельности, направленной на получение дохода, их можно учесть в базе по налогу на прибыль. Такие затраты списываются либо в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, либо за счет амортизации, если благоустройство территории в силу ст. 256 НК РФ подпадает под определение амортизируемого нематериального актива.

Напомним, что ранее Минфин считал неправомерным признание любых расходов по благоустройству территории, так как объекты благоустройства не амортизируются, а затраты на них не направлены на получение дохода (Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-03-06/1/7! 77, от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745). Однако суды принимали решения в пользу налогоплательщика. Более подробно данный вопрос рассмотрен в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

5. Затраты на ремонт основных средств, арендованных у индивидуального предпринимателя, признаются расходами

Письмо Минфина России от 07.06.2009 N 03-03-06/2/131

В силу ст. 260 НК РФ стоимость ремонта основных средств списывается на прочие расходы по налогу на прибыль. Учесть их может в том числе и арендатор при ремонте амортизируемых основных средств арендодателя, если последний не компенсирует ему понесенные затраты. Индивидуальные предприниматели не амортизируют принадлежащее им имущество, поэтому возникает вопрос, могут ли налогоплательщики, арендующие у них имущество, применить поло! жения ст. 260 НК РФ.

Финансовое ведомство считает, что порядок списания расходов, установленный данной статьей, распространяется и на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (например, применяющего спецрежим, физлица и т.п.). Поэтому затраты на ремонт основных средств, арендованных у индивидуального предпринимателя, не компенсированные им, арендатор вправе учесть в расходах по налогу на прибыль! .

Напомним, что ранее Минфин России уже высказывал подобную точку зрения (Письмо от 19.12.2005 N 03-03-04/1/429), однако относительно недавно сменил ее на противоположную (Письмо Минфина России от 12.08.2008 N 03-03-06/1/462). Данный вопрос был освещен в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

6. Инспекции не обязаны принимать данные электронного обмена информацией между налоговыми органами РФ и Республики Беларусь в подтверждение права на нулевую ставку НДС

Письмо Минфина России от ! 10.07.2009 N 03-07-13/1/04

В силу п. 4 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федераци! ей и Республикой Беларусь, если налогоплательщик не представил документы, удостоверяющие его право на применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, инспекция вправе принять решение о применении данной ставки на основе подтверждения уплаты налога в электронном виде от белорусских налоговых органов. Однако Минфин обратил внимание налогоплательщиков на то, что принятие решения относительно обоснованности применения нулевой ставки на основании данных электронного обмена информацией между налоговыми органами РФ и Белоруссии является правом, а не обязанностью инспекции. То есть оспорить действия налогового органа, отказавшегося учитывать данные такого электронного обмена в отсутствие документов, необходимых для подтверждения ставки 0 процентов, нельзя.

Следует отметить, что суды обычно считают наличие сведений в электронной базе данных достаточным для подтверждения нулевой ставки НДС (Постановления Президиума ВАС России от 16.10.2007 N 3587/07 по делу N А41-К2-9847/06, ФАС Волго-Вятского округа от 19.04.2006 N А17-6692/5-2005, ФАС Поволжского округа от 17.01.2008 N А55-4786/07). Ознакомиться с подробным списком документов по данной теме можно в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Комментарии

1. Изменены требования к налогоплательщикам, желающим перейти на УСН и применяющим данный спецрежим

Название документа:

Федеральный закон от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий:

С целью расширения круга субъектов малого предпринимательства федеральный законодатель предпринял шаги к уменьшению налоговой нагрузки на налогоплательщиков, применяющих (или желающих применять) УСН. Федеральный закон от 19.07.2009 N 204-ФЗ вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением некоторых положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в действие. Основные изменения, которые вносятся в НК РФ указанным Законом, далее рассмотрены подробно.

Увеличены лимиты доходов для целей применения УСН

Одним из условий применения упрощенной системы налогообложения является соблюдение предельного размера доходов по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на указанный спецрежим. Данный лимит будет составлять не 15, а 45 млн руб. (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ). Причем использовать его налогоплательщики могут сразу после официального опубликования Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ, т.е. с 22 июля текущего года, до 1 октября 2012 г. (п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ). Также увеличен с 20 до 60 млн руб. размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Эту новую предельную величину можно использовать с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. (п. 3 ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ). Вместе с тем с 22 июля 2009 г. до 1 января 2013 г. приостанавливается действие абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ о применении коэффициента-дефлятора (п. 2 ст. 2 и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ).

Здесь необходимо отметить следующее. На первый взгляд, повышение максимальных лимитов при применении УСН значительно. Еще в период обсуждения законопроекта особо подчеркивалось, что такая мера позволит увеличить количество субъектов малого предпринимательства, реально снизив налоговую нагрузку.

В действительности повышение верхних границ доходов несущественно. Дело в том, что в настоящее время предельный лимит доходов за 9 месяцев предшествующего года, ограничивающий право перехода на УСН, составляет 15 млн руб., а размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН, - 20 млн руб., но указанные величины подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на текущий год, а также на те, которые использовались ранее (п. 2 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Применение коэффициента-дефлятора вызывало большое количество вопросов. В частности, должен ли для определения предельной величины дохода использоваться только один коэффициент, утвержденный на текущий год, или же эти коэффициенты необходимо последовательно перемножать? Минфин в разъяснениях из года в год указывал, что использоваться должен только один коэффициент - установленный на текущий год, значение которого уже определено с учетом тех коэффициентов, которые применялись ранее. Однако НК РФ не предусматривает возможности устанавливать коэффициент-дефлятор с учетом ранее применявшихся коэффициентов, напротив, в Кодексе говорится о необходимости перемножать коэффициенты при определении максимальных уровней доходов. Данный вопрос не раз освещался в выпусках нашего обзора (см. выпуски от 22.12.2006, от 28.11.2007, от 26.11.2008). Совсем недавно точку в этом споре поставил Президиум ВАС России в Постановлении от 12.05.2009 N 12010/08, указав, что из текста Приказов Минэкономразвития России не следует, что! коэффициент на текущий год рассчитан с учетом размера предыдущего коэ ф фициента. Требования же ст. 346.12 НК РФ, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор текущего года, но и на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее, являются императивными. Поэтому предельный размер доходов для применения УСН подлежит умножению как на коэффициент текущего года, так и на ранее применявшиеся (подробнее см. выпуск обзора от 01.07.2009). Постановление от 12.05.2009 N 12010/08 ФНС направила нижестоящим налоговым органам с отметкой о том, что мнение ВАС России следует принимать во внимание при рассмотрении налоговых споров и обращений налогоплательщиков (Письмо ФНС России от 03.07.2009 N ШС-22-3/539@).

Следовательно, с учетом действующих положений НК РФ и позиции ВАС России предельный размер доходов за 9 месяцев 2009 г., ограничивающий право организаций перейти на УСН в 2010 г., будет равен 43 428 077 руб. (15 млн руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538), а размер, при превышении которого налогоплательщики теряют право применять УСН, - 57 904 103 руб. (20 млн руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538). Таким образом, в действительности увеличение с 20! 10 г. лимитов для целей применения УСН незначительно.

Следует отметить, что после окончания периодов, в течение которых используются увеличенные лимиты доходов без применения коэффициентов-дефляторов (напомним, что для перехода на УСН это период с 22 июля 2009 г. до 1 октября 2012 г., а для утраты права на применение УСН - с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г.), вплоть до 1 января 2014 г. будут применяться предельные размеры доходов, действовавшие с учетом индексации в 2009 г. (ст. 3 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ), т.е! . 43 428 077 руб. - для перехода на УСН и 57 904 103 руб. - для утраты права на применение данного спецрежима.

Потенциально возможный доход при применении УСН

на основе патента не индексируется

Размер потенциально возможного к получению годового дохода, исходя из которого определяется стоимость патента, устанавливают власти субъектов РФ на календарный год. С 1 января 2010 г. в ст. 346.25.1 НК РФ вводится новый п. 7.1, который практически повторяет действующий в настоящее время п. 7 (его действие, соответственно, при! останавливается), исключено только положение о ежегодной индексации ра змера потенциально возможного дохода. Действие нового положения ограничено 01.01.2013. Следовательно, до указанной даты индивидуальные предприниматели, применяющие УСН на основе патента, коэффициент-дефлятор использовать не должны.

Применение документа (выводы):

Для целей применения УСН:

- предельный размер доходов за 9 месяцев предшествующего года, ограничивающий право перехода на УСН в период с 22 июля 2009 г. до 1 октября 2012 г., составляет 45 млн руб.;

- предельный размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН в период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г., составляет 60 млн руб.;

- коэффициент-дефлятор не применяется до 1 января 2013 г.;

- предельный размер доходов за 9 месяцев предшествующего года, ограничивающий право перехода на УСН в период с 1 октября 2012 г. до 1 января 2014 г., будет равен 43 428 077 руб. (размер, который действовал с учетом индексации в 2009 г.);

- предельный размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН в период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г., будет равен 57 904 103 руб. (размер, который действовал с учетом индексации в 2009 г.).

2. В Налоговый кодекс РФ внесены поправки, касающиеся НДФЛ и налога на прибыль

Название документа:

Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Фед! ерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий:

Новый Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ направлен на облегчение налогового бремени налогоплательщиков - физических лиц! . Так, расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, а также случаев предоставления имущественного вычета при совершении операций с имуществом. Данные изменения вступят в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ). Кроме того, внесены поправки в порядок определения предельной величины процентов по долговым обязательствам (об их вступлении в силу сказано ниже).

1. Налог на доходы физических лиц

1.1. Имущественный вычет применяется при покупке земельного

участка с домом (или его доли)

В соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством получить вычет можно только при приобретении квартир, домов, комнат (долей в них). Данная норма содержится в пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. В разъяснениях контролирующие органы указывают, что перечень объектов, по которым может быть предоставлен имущественный налоговый вычет на приобретение (строительство), является закрытым, а расходы, связанные с приобретением земел! ьного участка, в него не включены, поэтому права на вычет при такой покупке нет (Письма Минфина России от 08.08.2006 N 03-05-01-04/243; УФНС России по г. Москве от 13.08.2008 N 28-10/076950, от 06.03.2006 N 28-10/17213@).

С 2010 г. налогоплательщики вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, при покупке жилого дома (или его доли) с земельным участком или земельного участка, предназначенного для индивидуального строительства. Причем в данном случае вычет предоставляется только при наличии у физлица документов, подтверждающих прав! о собственности на земельный участок или его долю, а также свидетельства о праве собственности на дом (новые абз. 5 и абз. 23 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Кроме того, имущественный вычет действует и в отношении расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным и израсходованным на приобретение земельного участка с домом (или его доли). Соответствующее дополнение внесено в пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. Причем, если налогоплательщик использовал целевой заем (кредит) на новое строительство либо приобр! етение земельного участка с жилым домом (или его доли), суммы налога, направленные на погашение процентов по таким займам, не включаются в общий размер имущественного вычета, который ограничивается 2 млн руб., а возвращаются в полном объеме (новый абз. 18 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). В указанную статью включен еще один новый абз. 19, согласно которому применить имущественный вычет в полной сумме можно также в отношении процентов по банковским кредитам, предоставленным в целях перекредитования займов, использованных для строительства либо покупки жилых домов, квартир, комнат или долей в них, земельных участков под индивидуальную застройку и земельных участков с домами (или их долей).

1.2. Другие изменения, касающиеся имущественных вычетов

Увеличен вдвое (со 125 000 до 250 000 руб.) имущественный налоговый вычет с сумм, полученных при продаже имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе), которое находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет. Соответствующее изменение внесено в пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Еще одно важное дополнение содержится в пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. Дело в том, что в настоящее время расходы на разработку проектно-сметной документации учитываются в составе имущественного вычета лишь при строительстве или приобретении жилого дома (доли), а в отношении отделки приобретенных квартир (комнат) такого права не предусмотрено. С 2010 г. налогоплательщики получают возможность применить вычет не только по расходам на от! делочные материалы и оплату работ строителей, но и по затратам на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ купленной на "вторичном рынке" квартиры или комнаты (новый абз. 15 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

1.3. Расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ

Дополнен перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ (ст. 217 НК РФ). Так, в него включена материальная помощь членам семьи, которая выплачивается в связи со смертью бывшего работника, вышедшего на пенсию. Кроме того, с материальной помощи бывшему работнику, находящемуся на пенсии, в случае смерти члена его семьи бывший работодатель не должен удерживать НДФЛ (абз. 3 п. 8 ст. 217 НК РФ). Данные изменения вступят в действие с 1 января 2010 г. Поэтому до указанной даты при выплате такой помощи вероятны нарекания со стороны контролирующих органов. Отметим, что суды поддерживают налоговых инспекторов, признавая, что суммы материальной помощи, выплаченные членам семьи в связи со смертью бывшего работника, облагаются НДФЛ (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.11.2007 N А29-549/2007).

В дополнение к п. 1 ст. 220 НК РФ (с некоторыми уточнениями) в Кодексе указано: не облагаются НДФЛ доходы, полученные при продаже физлицом легковых автомобилей, если до снятия с учета они были зарегистрированы на налогоплательщика не менее трех лет (п. 17.1 ст. 217 НК РФ).

Кроме того, согласно новой редакции пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ с 2010 г. не облагается налогом материальная выгода от экономии на процентах:

- за пользование займами, полученными на приобретение совместно с жилыми домами земельных участков (долей в них) либо земельных участков, предназначенных для индивидуального строительства;

- при перекредитовании займов на строительство или приобретение жилья и земельных участков вместе с домами.

1.4. Поправки, касающиеся социального вычета

С 2010 г. физлицо может обратиться к работодателю за получением социального вычета по договорам негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования (п. 2 ст. 219 НК РФ). При этом следует соблюдать два условия: необходимо представить документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ; взносы по указанным договорам должны быть удержаны и перечислены работодателем в соответствующие фонды. Такой порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 6 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ).

1.5. Предусмотрены особенности для налоговых агентов,

являющихся кредитными организациями

С 2010 г. кредитная организация не обязана удерживать и уплачивать НДФЛ с доходов, получаемых ее клиентами (за исключением клиентов, являющихся ее сотрудниками) в виде материальной выгоды, которая получена от экономии на процентах за пользование заемными средствами, а также при приобретении товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц (п. 4 ст. 226 НК РФ). Однако банк при невозможности удержать исчисленный налог с данных доход! ов клиентов (кроме сотрудников банка) должен сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета. Сведения о суммах начисленных и неудержанных налогов подаются в течение месяца с даты окончания налогового периода, в котором физлицо получило доход в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 212 НК РФ. Следует отметить, что данные о доходах работников банка - его клиентов, а также суммах начисленных и удержанных налогов представляются ежегодно в общеустановленном порядке: не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ). Отчетность по форме 2-НДФЛ подается в инспекцию на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций. Соотве! тствующие изменения внесены в п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ.

2. Налог на прибыль организаций

2.1. Уточнен порядок определения предельной величины

процентов по долговым обязательствам

С 1 сентября 2008 г. при отсутствии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, предельная величина процентов признается равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,5 раза (по обязательствам в рублях), и равной 22 процентам (по обязательствам в валюте). В соответствии с п. 22 ст. 2, ст. 8, п. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ такой порядок должен был применяться до 31 декабря 2009 г. Однако Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ указанные нормы отменены и введены новые положения.

Во-первых, устранена неточность, вызывавшая ряд вопросов. Дело в том, что введенное ст. 8 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ временное положение не содержало возможности самостоятельного выбора налогоплательщиком порядка определения предельного размера процентов, учитываемых для целей налога на прибыль. Несмотря на это, Минфин России (Письм! а от 31.12.2008 N 03-03-06/2/186, от 29.12.2008 N 03-03-06/2/183, от 29.12.2008 N 03-03-06/2/184, от 29.12.2008 N 03-03-06/1/725, от 24.12.2008 N 03-03-06/2/177) разъяснял, что по долговым обязательствам в рублях норматив по процентам рассчитывается исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в 1,5 раза, по долговым обязательствам, выданным в валюте, - из 22 процентов. Причем такой порядок применяется по выбору налогоплательщика: либо при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, либо при наличии указанных обязательств. Данная позиция финансового ведомства, безусловно, выгодна для налогоплательщиков, но следование ей могло быть небезопасным, поскольку временное положение учета процентов по долговым обязательствам, в отличие от приостановленной нормы (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ), не содержало фразы "а также по выбору налогоплательщика". Подробнее об этом см. выпуск обзора от 28.01.2009. Указанная неопределенность устранена Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ, и в период с 1 сентября 2008 г. по 31 июля 2009 г. налогоплательщик вправе выбирать порядок определения предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом (ст. 4 и п. п. 3 и 4 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ).

Во-вторых, после 1 августа 2009 г. будет применяться новая предельная величина процентов, равная ставке рефинансирования, увеличенной в 2 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и 22 процентам по долговым обязательствам в иностранной валюте (ст. 5, п.! 5 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ). Как и раньше , порядок признания ее в расходах налогоплательщики могут установить по своему выбору. Данное правило будет действовать в период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, т.е. до 31 декабря 2009 г. (ст. 2 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ).

Следует отметить, что согласно п. 8 ст. 272 НК РФ организация определяет предельную величину процентов, учитываемых в расходах, на момент их признания, т.е. на конец отчетного периода. Поэтому новая предельная величина распространяется на проценты, признанные расходами в период с 1 августа 2009 г. по 31 декабря 2009 г., независимо от того, когда было оформлено долговое обязательство. Против такого порядка Минфин России возража! ть не будет (Письма от 13.03.2009 N 03-03-06/1/139, от 12.03.2009 N 03-03-06/1/127). Подробнее см. выпуск обзора от 01.04.2009.

2.2. Внесены изменения в части расходов на страхование

Расширен перечень расходов на добровольное страхование, которые учитываются для целей налога на прибыль. С 2010 г. взносы по договорам добровольного страхования имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт, в случаях мошенничества (списания денежных средств по поддельным слипам или квитанциям электронного терминала, по утерянным или украденным картам и т.п.) налогоплательщики вправе учесть в составе расходов (новый пп. 9.1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Данное изменение актуально для кредитных организаций.

Применение документа (выводы):

Налог на доходы физических лиц

- при покупке земельного участка (или его доли), предназначенного для индивидуального строительства, или участка вместе с домом налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным вычетом;

- применить имущественный вычет без ограничения можно в отношении процентов по кредитам, предоставленным банками в целях перекредитования займов, которые были использованы для строительства или покупки жилья;

- имущественный налоговый вычет с сумм, полученных при продаже имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе), которое находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет, не должен превышать 250 000 руб.;

- расходы на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ приобретенной квартиры или комнаты учитываются при получении имущественного вычета;

- не облагаются НДФЛ доходы, полученные при продаже физлицом легковых автомобилей, если до снятия с учета они были зарегистрированы на налогоплательщика не менее трех лет;

- не облагается налогом материальная выгода от экономии на процентах при перекредитовании займов на строительство или приобретение жилья и земельных участков вместе с домами.

Налог на прибыль организаций

- с 1 августа 2009 г. будет применяться новая предельная величина процентов, равная ставке рефинансирования, увеличенной в 2 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и 22 процентам по долговым обязательствам в иностранной валюте;

- банки вправе учесть расходы на добровольное страхование имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт.

3. Можно ли учесть в составе расходов стоимость товаров, уничтожаемых в связи с истечением срока годности, а также затраты на их ликвидацию?

Название документа:

Письмо Минфина России от 09.06.2009 N 03-03-06/1/374

Комментарий:

Период реализации многих товаров (например, продуктов питания, медикаментов, бытовой химии, косметических средств и др.) ограничен сроком их годности. После истечения указанного на упаковке срока годности продажа товара невозможна и он подлежит утилизации (п. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Стоимость такого товара и затраты на его ликвидацию не учитываются в составе расходов. Данную позицию финансовое ведомство обосновывает тем, что указанные затраты не могут рассматриваться как произведенные с целью извлечения дохода от предпринимательской дея! тельности (п. 1 ст. 252 НК РФ), поэтому их нельзя учесть при формировании базы по налогу на прибыль. Аналогичная точка зрения уже высказывалась Минфином России (Письма от 28.07.2008 N 03-03-06/1/434, от 22.10.2006 N 03-01-14/11-563).

Однако к решению данного вопроса возможен иной подход.

Действительно, расходами признаются любые затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ). Конечной целью приобретения товаров торговой организацией является их дальнейшая перепродажа, а значит, извлечение дохода. Товары, не реализованные до истечения срока годности, организация продавать не вправе, поскольку они считаются непригодными для продажи (п. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Перечень прочих расходов, учитываемых в целях налога на прибыль, открыт (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Соответственно , при документальном подтверждении затраты на ликвидацию товаров с истекшим сроком годности можно признать в составе расходов.

Следует обратить внимание на то, что при рассмотрении вопроса об учете в целях налога на прибыль партии медицинских препаратов, которая не была реализована вовремя и подлежит уничтожению в связи с истечением срока годности, Минфин России (Письмо от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397) поддержал изложенную выше точку зрения. В Письме указано, что обоснованность ! расходов должна определяться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерении налогоплательщика получить экономический эффект в результате предпринимательской или иной экономической деятельности. Поскольку в налоговом законодательстве не используется понятие "экономическая целесообразность" и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, то обоснованность расходов, уменьшающих полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Московские налоговые органы (Письмо УФНС по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037680) отметили, что операции по уничтожению товара (косметической продукции) в связи с истечением срока годности не соответствуют целям деятельности коммерческой торговой организации, но необходимы в силу порядка, который установлен Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263, поэтому они признаются связанными с деятельностью, направленной на получение дохода.

Арбитражные суды тоже признают правомерным отнесение стоимости товара, который ликвидируется в связи с истечением срока годности, к расходам организации, связанным с производством и реализацией (Постановления ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2, ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2005 N А56-1114/2005). Также см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, стоимость приобретенных для дальнейшей реализации товаров, которые подлежат уничтожению в связи с истечением срока годности, а также затраты на их ликвидацию (при условии их документального подтверждения) можно учесть в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При возникновении спора с налоговыми органами у налогоплательщика есть шансы отстоять свою позицию в судебном порядке.

Судебное решение недели

При возврате некачественного товара продавец может принять НДС к вычету без счета-фактуры покупателя

(Постановление ФАС Московского округа от! 06.07.2009 N КА-А40/2935-09)

Покупатели возвратили налогоплательщику ранее приобретенные у него товары, в которых был обнаружен брак. Продавец сторнировал записи о выставленных при реализации счетах-фактурах и принял к вычету НДС, уплаченный в бюджет со стоимости некачественных изделий. Инспекция в вычете отказала, сославшись на то, что данный порядок учета возвращенных товаров противоречит п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, поскольку покупатель, возвращая бракованные изделия, должен был выставить налогоплательщику счет-фактуру, на основании которого и применяется вычет в такой ситуации. Продавец же сам выписывал счета-фактуры с отрицательными суммами НДС и регистрировал их в Книге продаж.

Суд отметил, что указанные обстоятельства не лишают организацию права на вычет. Так, по мнению кассационной инстанции, право на вычет НДС, ранее уплаченного со стоимости проданного товара, в силу п. 5 ст. 171 НК РФ возникает при условии проведения корректировки в учете в течение года с момента реализации. Налогоплательщик скорректировал учет, но сделал это способом, не соответствующим п. 16 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, что не может являться основанием для отказа в применении вычета. Кроме того, Постановление не относится к актам законодательства о налогах и сборах, поэтому неисполнение его положений не влияет на возможность применения вычета.

Относительно отсутствия счетов-фактур, выставляемых покупателем при возврате бракованного товара, суд указал следующее. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ счет-фактура выставляется продавцом при реализации товара. Между операциями по продаже и возврату товара есть разница. Возврат представляет собой односторонний отказ стороны от исполнения договорных обязательств и означает, что реализация товара не состоялась независимо от того, был ли он принят к учету покупателем. Следовательно! , право собственности на товар не переходит от продавца к покупателю, а значит, возврат товара не может квалифицироваться как его обратная реализация. Таким образом, покупатель не обязан выставлять счет-фактуру на возвращаемый товар, и данный счет-фактура не является обязательным для применения вычета продавцом.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Московского округа от 31.10.2008 N КА-А41/10192-08, ФАС Поволжского округа от 14.05.2008 N А55-15140/2007, ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2008 N А56! -6327/2008. Следует иметь в виду, что есть противоположные решения. Например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 30.06.2009 N Ф09-4327/09-С2 отказал в вычете по возвращенному товару, примененном без счетов-фактур, которые выставлены продавцом. Такая же позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 27.11.2007 N Ф08-7717/07-2891А.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Новое в налогообложении недр и природных ресурсов
Новости законодательства, судебные решения, аналитика, интервью с экспертами, комментарии к правовым актам, ответы на вопросы и разбор спорных ситуаций - все, что нужно для работы, дважды в месяц доставляется на ваше рабочее место.

 



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное