Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 02.07.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 02.07.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 


КонсультантПлюс: НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. Выпуск от 01.07.2009

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Дополнен перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов

2. Утвержден новый порядок применения нулевой ставки НДС при реализации товаров дипломатическим и приравненным к ним представительствам

3. Положения, обязывающие организацию при приеме бывшего госслужащего уведомлять об этом его последнего работодателя, не применяются

4. Утвержден Порядок предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде

5. Расходы на возмещение работникам процентов по займам на приобретение жилья нормируются в целом по организации, а не на каждого сотрудника

Комментарии

1. ФНС России считает возможным при заполнении строки 2 счета-фактуры указывать только одно наименование продавца - или полное, или сокращенное

2. Президиум ВАС России подтвердил, что при применении УСН коэффициенты-дефляторы должны перемножаться

Судебное решение недели

Затраты на дизайн и озеленение включаются в первоначальную стоимость объекта недвижимости

Новости

1. Дополнен перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов

Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 471 "О внесении изменения в перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога"

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ, если производство или реализация товаров носит сезонный характер, налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налогов. Перечень отраслей и видов деятельности, которые считаются сезонными в целях предоставления отсрочки, устанавливает Правительство РФ, на данный момент он содержится в Постановлении от 06.04.1999 N 382. Со 2 июля текущего года вступают в силу дополнения в раздел перечня "Перерабатывающая промышленность", в соответс твии с которыми отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены при производстве растительных масел и жиров.

2. Утвержден новый порядок применения нулевой ставки НДС при реализации товаров дипломатическим и приравненным к ним представительствам

Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 498 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1033"

С IV квартала текущего года нулевая ставка НДС при реализации товаров дипломатическим представительствам и их работникам будет применяться по новым правилам. Ранее при покупке товаров на территории РФ сотрудники дипломатических и приравненных к ним ведомств (а также члены их семей) уплачивали НДС в цене товара в общеустановленном порядке, а впоследствии сумма налога возмещалась им при представлении в инспекцию необходимого пакета документов. Самим же представительствам при продаже товаров, работ или услуг поставщики выставляли счета-фактуры с указанием нулевой ставки НДС и пометкой "для дипломатических нужд". Новый порядок, введенный Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 498, не предусматривает выставления счетов-фактур с указанием нулевой ставки. Правомерность ее применения фактически должны будут подтверждать представительства или их сотрудники.

Итак, более подробно о порядке оформления реализации товаров диппредставительствам. С октября текущего года при такой реализации поставщики (независимо от того, кто именно приобретает у них товар - представительство, его работники или члены их семей) выставляют счета-фактуры с указанием той ставки, которая должна применяться в отношении подобной операции (10 или 18 процентов), либо делают пометку "без НДС" (если операция освобождена от данного налога или сам налогоплательщик применяет освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ). Применение нулевой ставки, предусмотренной пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, будет заключаться в том, что дипломатам, уплатившим налог на общих основаниях, он будет возмещен из бюджета тем налоговым органом, в котором состоит на учете представительство. Возмещение будет производиться на основании заявления покупателя и пакета документов, установленного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 498 (в нем приводятся перечни документов, которые необходимо представить в различных случаях: при наличной или безналичной оплате, при приобретении товаров для личных нужд и т.д.). Подтвердить право на применение нулевой ставки можно будет в течение трех лет с момента выставления счета-фактуры либо оплаты товара (в зависимости от того, что произошло позже). Сумма, подлежащая возмещению, будет зачисляться на счет представительства, указанный в заявлении.

Согласно Постановлению НДС, уплаченный начиная с 1 апреля 2007 г. иностранным дипломатическим или приравненным к нему представительством при покупке товаров, если такое представительство имело право не уплачивать налог, возмещается ему в соответствии с новым порядком.

Постановление предусматривает переходные положения: если договор о продаже товара представительству был заключен до его вступления в силу, а обязательства по нему исполняются после, нулевую ставку применяет поставщик, однако для подтверждения права на нее он обязан представить пакет документов, указанный в Постановлении.

3. Положения, обязывающие организацию при приеме бывшего госслужащего уведомлять об этом его последнего работодателя, не применяются

Письмо Минздравсоцразвития России от 24.04.2009 N 3854-17 "О реализации отдельных положений законодательства о противодействии коррупции"

В конце прошлого года на федеральном уровне был принят ряд антикоррупционных мер, в том числе были приняты Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, в соответствии с которым были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты. Согласно положениям данных Законов в рамках борьбы с коррупцией на работодателей была возложена следующая обязанность: при заключении трудового договора с гражданами, занимавшими должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после их увольнения в 10-дневный срок сообщить о подписании такого договора представителю нанимателя служащего по последнему месту работы (ст. 64.1 ТК РФ). Более подробно положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ рассмотрены в выпуске обзора от 21.01.2009.

Минздравсоцразвития отметило, что на данный момент уполномоченные органы ведут разработку и согласование соответствующих проектов нормативных правовых актов, и до их вступления в силу положения указанных Законов не применяются.

4. Утвержден Порядок предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде

Приказ ФНС России от 31.03.2009 N ММ-7-6/148@ "Об утверждении Порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предп! ринимателей"

Федеральная налоговая служба утвердила новый Порядок предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде. Соответствующий Приказ на момент выхода обзора официально не опубликован, после его опубликования и вступления в силу ранее действовавший Порядок, предусмотренный Пр! иказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@, утратит силу.

Внесенные в Порядок предоставления сведений изменения в основном носят технический характер, были сделаны некоторые организационные дополнения. Например, теперь в самом Приказе указан размер платы за предоставление сведений из каждого реестра (50 тыс. руб. за однократное предоставление открытых сведений, 5 тыс. руб. - за однократное предоставление обновленных сведений и 150 тыс. руб. - за абонентское обслуживание одного рабочего места). Кроме того, поя! вилось указание на то, какой момент считается датой предоставления све дений по Интернету: это день первого входа пользователя в систему (но не позднее шести месяцев с даты принятия решения о предоставления сведений).

Существенное дополнение к Порядку: уточнено одно из оснований для отказа в предоставлении сведений. Теперь в доступе к сведениям из реестров могут отказать не только при представлении неполного пакета ! документов, но и при неверном оформлении платежного документа, подтверждающего оплату данной услуги: при неправильном указании счета или реквизитов получателя, назначения или размера платежа.

Новые формы заявок на получение сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП прилагаются к Приказу.

5. Расходы на возмещение работникам процентов по займам на приобретение жилья нормируются в целом по организации, а не на каждого сотрудника

Письмо Минфина России от 11.06.2009 N 03-03-06/1/395

В соответствии с п. 24.1 ст. 255 НК РФ с 1 января текущего года до 1 января 2012 г. организации могут списывать расходы на возмещение работникам затрат на уплату процентов по займам на приобретение жилья. Такие затраты признаются в размере до 3 процентов суммы расходов на оплату труда. Как указал Минфин, при списании данных затрат учитывается сумма расходов на оплату труда в целом по организации, а не по каждому конкретному работнику.

Аналогичную точку зрения финансовое ведомство уже высказывало в Письме от 17.11.2008 N 03-04-06-01/336.

Комментарии

1. ФНС России считает возможным при заполнении строки 2 счета-фактуры указывать только одно наименование продавца - или полное, или сокращенное

Название документа:

Информационное сообщение ФНС России от 23.06.2009 "О Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.05.2009 N 451"

Комментарий:

Не так давно Правительство РФ Постановлением от 26.05.2009 N 451 внесло ряд поправок в порядок оформления счетов-фактур, ведения книг покупок и книг продаж. Эти изменения были связаны с новыми правилами принятия к вычету НДС с предоплаты, действующими с 1 января 2009 г. Однако одно внесенное новшество, внешне совсем незаметное, вызвало наибольший резонанс. Речь идет о заполнении строки 2 счета-фактуры, где должно указываться наименование продавца.

Если ранее в этой строке следовало отражать либо полное, либо сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами, то в новой редакции состава показателей счета-фактуры (Приложение N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914) говорится, что в строке 2 требуется указывать "полное и сокращенное" наименования продавца, то есть одновременно два наименования. При этом налоговые агенты при составлении счета-фактуры должны отражать только одно наименование продавца - полное или сокращенное (что следует из абз. 3 состава показателей счета-фактуры). Также только одно наименование следует указывать в строке 6 счета-фактуры "Покупатель".

После опубликования Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 451 никаких официальных разъяснений со стороны Минфина не последовало, однако сразу же зашла речь о том, что по счетам-фактурам, выставленным после 09.06.2009 (когда изменения вступили в силу), налоговые органы откажут в вычете, если в строке 2 не будут указаны одновременно оба наименования продавца.

Здесь необходимо отметить следующее. Состав показателей, которые должны быть отражены в счете-фактуре, указан в п. 5 ст. 169 НК РФ. В пп. 2 п. 5 данной статьи говорится о необходимости отражать в счете-фактуре наименование продавца, но при этом не конкретизируется, полное или сокращенное наименование нужно приводить, и уж тем более не требуется указывать одновременно оба наименования. Согласно п. 8 ст. 169 НК РФ Правительство РФ вправе регулировать поряд ок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. Но в Кодексе не предусмотрено право Правительства РФ устанавливать обязательную форму счета-фактуры, какие-либо дополнительные показатели счета-фактуры либо вводить дополнительные требования к отражению тех показателей, которые перечислены в НК РФ. Согласно п. 1 ст. 4 Кодекса Правительство РФ вправе издавать нормативно-пр! авовые акты о налогах и сборах только в случаях, предусмотренных налог о вым законодательством, причем данные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Следовательно, требование указывать в счете-фактуре одновременно и полное, и сокращенное наименования продавца не соответствует Налоговому кодексу РФ.

23 июня 2009 г. Федеральная налоговая служба выпустила Информационное сообщение по данной проблеме. В нем отмечается следующее: независимо от того, что Правительство РФ своим Постановлением от 26.05.2009 N 451 заменило союз "или" на союз "и", налоговые органы не будут рассматривать указание в строке 2 только полного или только сокращенного наименования продавца как ошибку, влекущую отказ в вычете НДС.

Поэтому налогоплательщики вправе принимать НДС к вычету даже по счетам-фактурам, выставленным после 09.06.2009, в которых указано только одно наименование продавца. Если же налоговые органы все-таки будут отказывать в вычете, в защиту своей позиции можно привести аргументы, перечисленные выше, а также сослаться на рассматриваемое Информационное сообщение ФНС России.

2. Президиум ВАС России подтвердил, что при применении УСН коэффициенты-дефляторы должны перемножаться

Название документа:

Постановление Президиума ВАС России от 12.05.2009 N 12010/08

Комментарий:

Один из вопросов, связанных с упрощенной системой налогообложения, который повлек за собой наибольшее количество споров, - это вопрос о порядке применения для целей УСН коэффициентов-дефляторов, а именно: должен ли для определения максимальной величины дохода использоваться только один коэффициент, утвержденный на текущий год, или же эти коэффициенты необходимо последовательно перемножать? В появившемся Постановлении Президиум ВАС России пришел к следующим выводам, которые должны предопределить развитие судебной практики по этому вопросу.

Напомним, что при применении упрощенной системы налогообложения на коэффициент-дефлятор корректируются 15-миллионная величина доходов за 9 месяцев предшествующего года, ограничивающая право организаций перейти на УСН (п. 2 ст. 346.12 НК РФ), а также 20-миллионный размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН (п. 4 ст. 346.13 Кодекса). Согласно абз. 2 ! п. 2 ст. 346.12 НК РФ указанные величины должны умножаться на коэф фициент-дефлятор, который устанавливается ежегодно на следующий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее.

Проблема возникла в связи с тем, что Минэкономразвития России, уполномоченное утверждать данный коэффициент, на каждый последующий год устанавливало все большие и большие его значения. В 2006 г. коэффициент был равен 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284), в 2007 г. он составлял 1,241 (Приказ от 03.11.2006 N 360), в 2008 г. - 1,34 (Приказ от 22.10.2007 N 357), а на 2009 г. его размер составляет 1,538 (Приказ от 12.11.2008 N 395). Минфин России в своих разъяснениях из года в год указывал, что использовать! ся должен только один коэффициент - установленный на текущий год, значение которого уже определено с учетом тех коэффициентов, которые применялись ранее. Однако НК РФ не предусматривает возможности устанавливать коэффициент-дефлятор с учетом ранее применявшихся коэффициентов, напротив, в Кодексе прямо говорится о необходимости перемножать коэффициенты при определении максимальных уровней доходов. Данный вопрос не раз освещался в выпусках нашего обзора (см. выпуски от 22.12.2006, от 28.11.2007, от 26.11.2008).

Судебной практики по данной проблеме практически не было. В двух Постановлениях (ФАС Уральского округа от 20.10.2008 N Ф09-6791/08-С3 и ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А44-42/2008) был а поддержана точка зрения налоговых органов. Однако то судебное дело, которое рассматривал ФАС Северо-Западного округа, попало в Президиум ВАС России для пересмотра.

Суд поддержал налогоплательщиков. В рассматриваемом Постановлении говорится следующее: из текста Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 (которым установлено значение коэффициента-дефлятора для целей УСН на 2007 г.) не следует, что этот коэффициент рассчитан с учетом размера предыдущего коэффициента. Требования же ст. 346.12 Кодекса, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор текущего года, но и на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее, являются императивными. Поэтому Президиум ВАС России указал, что предельный размер доходов по итогам 9 месяцев 2008 г., ограничивающий право перехода организации на УСН, должен быть не выше 21 072 180 руб. (15 млн руб. x 1,241 x 1,132).

Данное Постановление принято Президиумом ВАС России по конкретному делу, и в нем говорится только о переходе организаций на УСН с 1 января 2008 г. Оно не станет безусловным аргументом для налоговых органов, но очевидно, что это дело создаст ориентир для развития судебной практики по данной проблеме. Напомним, каковы предельные величины доходов, которые получаются при использовании только одного коэффициента, что признает верным Минфин, и при их перемножении, что теперь поддержано Президиумом ВАС России:

- предельный размер доходов за 9 месяцев 2007 г., ограничивающий право организаций перейти на УСН с 1 января 2008 г., равен 18 615 000 руб. (по мнению Минфина) или же 21 072 180 руб. (если последовательно перемножить 15 млн. руб. на коэффициенты 1,132 и 1,241);

- предельный размер доходов в 2007 г., с превышением которого налогоплательщики теряли право применять УСН, равен 24 820 000 руб. (при использовании в расчетах одного коэффициента на 2007 г., равного 1,241) или 28 096 240 руб. (при последовательном перемножении коэффициентов);

- максимальный размер доходов за 9 месяцев 2008 г., при котором организации вправе были перейти на УСН с 1 января 2009 г., соответственно равен 20 100 000 руб. или 28 236 721 руб.;

- предельный размер доходов в 2008 г., при превышении которого организации и предприниматели теряли право применять УСН, равен 26 800 000 руб. или 37 648 962 руб.;

- предельный размер доходов за 9 месяцев 2009 г., при котором организации могут перейти на УСН с 1 января 2010 г., равен 23 070 000 руб. или 43 428 077 руб.;

- предельный размер доходов в 2009 г., с превышением которого налогоплательщики теряют право применять УСН, равен 30 760 000 руб. или 57 904 103 руб.

В первую очередь появившееся Постановление Президиума ВАС России будет полезно тем организациям, которые подавали заявление о переходе на УСН, но налоговый орган отказал им в применении упрощенной системы налогообложения, а также тем налогоплательщикам, которые вынуждены были вернуться на общий режим налогообложения в связи с превышением того уровня доходов, о котором говорил Минфин в своих письмах. Они вправе будут подать уточненные декларации по УСН и потребовать зачета либо возврата налогов, излишне уплаченных по общему режиму налогообложения, а при отказе со стороны инспекции - обратиться в арбитражный суд. Выводы Президиума ВАС России будут применимы и при возникновении разногласий с налоговыми органами относительно предельного размера доходов при применении УСН в 2009 г., а также переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2010 г.

Судебное решение недели

Затраты на дизайн и озеленение включаются в первоначальную стоимость объекта недвижимости

(Постановление ФАС Московского округа от 21.01.2009 N КА-А40/12910-08)

Инспекция отказала налогоплательщику в признании затрат по дизайну помещений, установке аквариумов и декоративной ландшафтной композиции в построенном им здании. По мнению налогового органа, организация неправомерно включила данные расходы в первоначальную стоимость помещения, так как они не связаны с ведением предпринимательской деятельности.

Суд принял во внимание, что декоративные установки создавались одновременно со строительством самого здания. Таким образом, изначально предполагался единый дизайн помещений, куда входила не только композиция, но и оформление стен рисунками и цветочный павильон. Кассационная инстанция согласилась с налогоплательщиком, полагавшим, что установка аквариумов и декоративной композиции в здании направлена на повышение конкурентоспособности помещений, привлечение клиентов и повышение стоимости аренды, что подтверждается результатами маркетингового исследования. На основании изложенного доначисление налога на прибыль и уменьшение первоначальной стоимости здания на сумму спорных затрат суд признал неправомерным.

Похожий спор рассмотрел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 01.06.2009 N А56-33207/2008: налогоплательщик также включил в первоначальную стоимость здания стоимость работ по благоустройству (уборке, озеленению) прилегающей территории. По мнению инспекции, такой способ учета затрат неправомерен, так как объекты благоустройства являются самостоятельным амортизируемым имуществом, не подлежащим амортизации. Суд позицию налогового органа не поддержал, указав, что работы по благоустройству территории направлены на нормальное функционирование здания, поэтому они должны учитываться в его первоначальной стоимости. Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2005 N А56-11749/04.



 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Недобросовестность. Информация для размышления в помощь руководителю
Как сделать так, чтобы не попасть в список недобросовестных организаций? Просто учитывайте советы наших экспертов! Каждую неделю - новые ситуации.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное