Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 16.07.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 16.07.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.

 


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Ставка рефинансирования ЦБ РФ снова понижена

2. Внесены изменения в образцы документов для публикации сообщений юрлиц в журнале "Вестник государственной регистрации"

3. Суммы возвращенных из бюджета излишне уплаченных налогов при применении УСН или ЕСХН в доходы не включаются

4. При заполнении справки 2-НДФЛ отпускные отражаются в том месяце, в котором они были выплачены

Комментарии

1. Вправе ли налогоплательщик присутствовать при рассмотрении его апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом?

2. Можно ли учесть расходы на капитальные вложения в арендованное имущество при применении УСН?

3. Учитывается ли выкупная стоимость в составе лизинговых платежей, включаемых в прочие расходы?

Судебное решение недели

Трехлетний срок для применения вычетов по НДС при экспорте, подтвержденном с нарушением срока, отсчитывается с момента окончания периода реализации

Новости

1. Ставка рефинансирования ЦБ РФ снова понижена

Указание Банка России от 10.07.2009 N 2259-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

С 13 июля текущего года действует новая ставка рефинансирования ЦБ РФ - 11 процентов годовых. Напомним, что процесс постепенного понижения ставки начался в апреле 2009 г.: на тот момент она была равна 13 процентам. Начиная с 24 апреля размер ставки регулярно уменьшается на 0,5 процента годовых. Предыдущее понижение произошло 5 июня, когда ставка была снижена до 11,5 процента, но и на такой отметке ставка рефинансирования долго не продержалась, в очередной раз снизившись на полпункта 13 июля.

2. Внесены изменения в образцы документов для публикации сообщений юрлиц в журнале "Вестник государственной регистрации"

Письмо ФНС России от 15.06.2009 N 6-3-04/00608@ "О внесении изменений в Бланк-заявку и Сопроводительное письмо для публикации сообщений юридических лиц в журнале "Вестник государственной регистрации"

Федеральным законом от 30.12.2008 N 315-ФЗ были внесены изменения в законодательство, касающееся регистрации юридических лиц. В частности, были подробно рассмотрены особенности реорганизации компании в форме слияния, присоединения и преобразования. В соответствии с внесенными поправками до начала реорганизации налогоплательщик теперь обязан уведомить о принятом решении своих контрагентов. Сде! лать это можно, например, опубликовав сообщение в специализированном печатном издании - журнале "Вестник государственной регистрации". В данном СМИ необходимо публиковать также следующие сведения: об уменьшении уставного капитала организации, о ликвидации юрлица и о приобретении ООО 20 процентов уставного капитала другого общества.

ФНС России учла указанные изменения и выпустила новые образцы документов, по которым подаются сведения для публикации в "Вестнике государственной регистрации". В своем Письме она привела формы Бланка-заявки на публикацию сообщения и Сопроводительного письма к нему.

Кроме того, Управление информатизации ФНС России отметило, что редакция указанного журнала перешла на посантиметровую систему оплаты публикации сообщений.

3. Суммы возвращенных из бюджета излишне уплаченных налогов при применении УСН или ЕСХН в доходы не включаются

Письмо Минфина России от 22.06.2009 N 03-11-11/117

Письмо Минфина России от 24.06.2009 N 03-11-06/2/106

Минфин России в Письме от 22.06.2009 N 03-11-11/117 рассмотрел порядок учета излишне уплаченных налогов, возвращенных налогоплатель! щику из бюджета, при применении спецрежимов - УСН и ЕСХН. Финансовое ведомство пришло к выводу, что возвращенные или зачтенные суммы налогов не являются доходом налогоплательщика, так как эти суммы в соответствии со ст. 41 НК РФ не признаются экономической выгодой. Поэтому налогоплательщики, применяющие УСН или ЕСХН, не должны включать в доходы как возвращенные из бюджета налоги, уплачиваемые в связи с применением указанных р! ежимов, так и суммы иных налогов, от уплаты которых применение спецреж има не освобождает.

Аналогичную точку зрения Минфин России высказал в Письме от 24.06.2009 N 03-11-06/2/106 (но только в отношении УСН).

Напомним, что ранее финансовое ведомство придерживалось противоположной позиции (Письмо от 02.09.2008 N 03-11-04/2/130), которая была подробно прокомментирована в выпуске обзора от 15.10.2008.

4. При заполнении справки 2-НДФЛ отпускные отражаются в том месяце, в котором они были выплачены

Письмо ФНС России от 10.04.2009 N 3-5-04/407@ "О заполнении справки по форме 2-НДФЛ"

ФНС рассмотрела, в каком порядке необходимо отражать суммы отпускных при заполнении справки о доходах работника по форме 2-НДФЛ. Так, при получении физлицом дохода в виде оплаты труда НДФ! Л исчисляется на последний день месяца, за который ему была начислена плата за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с договором (п. 2 ст. 223 НК РФ). Однако, по мнению налогового ведомства, оплата отпуска не относится к выплатам за выполнение трудовых обязанностей, поскольку в соответствии со ст. ст. 106 и 107 ТК РФ отпуск - это время, в течение которого работник свободен от исполнения данных обязанностей. Соответственно, дата получения такого дохода определяется по общему правилу: ею считается день выплаты, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках (независимо от того, за какой месяц эта сумма была начислена) (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Поэтому при заполнении справки по форме N 2-НДФЛ суммы отпускных отражаются в тех месяцах налогового периода, в которых они были фактически выплачены.

В своих Письмах Минфин России не раз указывал, что отпускные не являются частью оплаты труда, поэтому НДФЛ с них удерживается в том месяце, в котором они были фактически выплачены физлицу (Письма от 24.01.2008  Минфина РФ от 24.01.2008 N 03-04-07-01/8)">N 03-04-07-01/8, от 06.03.2008 N 03-04-06-01/49). ФНС России (Письмо от 09.01.2008 N 18-0-09/0001 "О заполнении справки N 2-НДФЛ") и УФНС России по г. Москве (Письмо от 11.02.2009 N 20-15/3/011795) придерживаются той же точки зрения. Судебная же практика складывается неоднозначно: есть как решения, подтверждающие позицию контролирующих органов, так и противоположные, в которых суды причисляли отпускные к суммам оплаты труда и указывали, что НДФЛ с них нужно удерживать в последний день месяца. Более подробно вопрос удержания НДФЛ с отпускных рассмотрен в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам.

Комментарии

1. Вправе ли налогоплательщик присутствовать при рассмотрении его апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом?

Название документа:

Письмо Минфина России от 24.06.2009 N 03-02-07/1-323

Комментарий:

С 1 января 2009 г. действует обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговых органов (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). В связи с этим финансовое ведомство рассмотрело вопрос о необходимости присутствия налогоплательщика при рассмотрении его апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом. В Письме отмечено, что согласно пп. 15 п. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 101 НК РФ налогоплательщик имеет право на участие в процессе исследования материалов налоговой проверки, а его присутствие при рассмотрении его жалобы вышестоящим налоговым органом НК РФ не предусмотрено. Такой вывод содержится также в Письме Минфина России от 03.06.2009 N 03-02-08/46.

В то же время в данной ситуации следует обратить внимание на следующие моменты.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе изменить решение нижестоящей инспекции полностью или в части и принять по делу новое решение (п. 2 ст. 140 НК РФ). Причем в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2009 N А58-2053/08-0325-Ф02-6772/08 отмечено, что нормы права не запрещают вышестоящим органам отменять или изменять решения нижестоящих в части, не обжалованной налогоплат! ельщиком. Следовательно, подавая апелляционную жалобу на решение инспе кции, налогоплательщик не застрахован от того, что решение может быть изменено даже в той части, которая его устраивает и которая не обжаловалась. Если налогоплательщик не будет присутствовать при рассмотрении его жалобы, то очевидно, что он не будет знать о вменяемых ему нарушениях и не сможет представить свои возражения по данным обвинениям.

Однако возможность давать объяснения вышестоящему налоговому органу относительно вменяемых налогоплательщику нарушений представляет собой конституционно гарантированное право на защиту его интересов. Конституция РФ гласит: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). В соответствии с пп. пп. 6 и 7 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично или через представителя, а также давать налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов. Согласно разъяснениям Минфина налогоплательщик лишен права на представление возражений в вышестоящий орган, поскольку его участие в рассмотрении апелляционной жалобы ни НК РФ, ни иными документами не предусмотрено. Однако закон разрешает налогоплательщику защищать свои интересы путем представления налоговому органу объяснений и не запрещает присутствовать при рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим органом.

Таким образом, возможность присутствия налогоплательщика при рассмотрении его апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом может быть предметом обращения в Конституционный Суд РФ, поскольку существует неопределенность в том, как в данной ситуации налогоплательщик может реализовать право на защиту своих интересов.

Налогоплательщик заинтересован в том, чтобы участвовать в рассмотрении его апелляционной жалобы. Только тогда он сможет узнать о вменяемых ему нарушениях и представить вышестоящему органу соответствующие пояснения по исчислению и уплате налогов. Кроме того, присутствие при рассмотрении жалобы поможет налогоплательщику подготовиться к защите в арбитражном суде, если возникнет такая необходимость. Поэтому целесообразно непосредственно в текст апелляционной жалобы внести просьбу о предоставлении возможности присутствовать на заседании и давать пояснения в ходе рассмотрения жалобы. Если подобная просьба останется без внимания либо в ее удовлетворении будет отказано, налогоплательщик вправе защищать свои права в суде.

2. Можно ли учесть расходы на капитальные вложения в арендованное имущество при применении УСН?

Название документа:

Письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-11-06/2/108

Комментарий:

В силу пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы минус расходы", вправе учитывать затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. То есть при применении УСН можно списывать в расходы стоимость капитальных вложений в основные средства. По мнению Минфина, данное правило распространяется в том числе на арендованное имущество. Свою позицию финансовое ведомство обосновало следую! щим образом: согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ расходы определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 НК РФ. При этом к аморт изируемому имуществу относятся в том числе капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя (п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому стоимость капитальных вложений в арендованные объекты (например, расходы на строительство автостоянки на арендованном участке) можно списать на расходы.

Аналогичная точка зрения была высказана Минфином России по вопросу признания расходов на капвложения в предмет лизинга (Письмо от 02.04.2008 N 03-11-04/3/168).

Позиция финансового ведомства представляется спорной по следующим основаниям. В ст. 346.16 НК РФ, определяющей порядок учета расходов при применении УСН, не предусмотрен учет расходов на капитальные вложения в арендованные объекты. В пп. 1 п. 1 данной статьи речь идет исключительно о капитальных вложениях в основные средства, а не вообще в амортизируемое имущество. Арендованное имущество не относится к основным средствам организации, соответственно пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ к нему не применяется. Что касается ссылок Минфина! на положения гл. 25 НК РФ, в соответствии с которыми во многом регулируется признание доходов и расходов на упрощенной системе, применение налогоплательщиками данной главы напрямую (без соответствующего указания в специальной статье гл. 26.2 НК РФ) не предусмотрено. Следовательно, налогоплательщики, которые находятся на УСН, не вправе применить п. 1 ст. 256 НК РФ при признании расходов на капвложения. В п. 4 ст. 346.16 НК РФ говорится, что расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 НК РФ, а в данном пункте капитальные вложения в арендованное имущество не упомянуты.

Таким образом, налогоплательщикам, применяющим УСН, следует быть готовыми к тому, что налоговые органы признают списание стоимости капвложений в арендованные основные средства неправомерным. Причем сослаться на рассматриваемое Письмо Минфина в подтверждение своей правоты организация не сможет, так как такие письма не относятся к нормативно-правовым актам и от ответственности не освобождают (за исключением случаев, когда письмо адресовано самому налогоплательщику или разослано в качестве руководства в работе нижестоящим органам). Об этом предупреждал и сам Минфин России в Письмах от 08.04.2009 N 03-02-08/28, от 27.03.2009 N 03-02-08-22, от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138.

3. Учитывается ли выкупная стоимость в составе лизинговых платежей, включаемых в прочие расходы?

Название документа:

Письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-03-06/1/428

Комментарий:

Финансовое ведомство вновь подняло вопрос об учете лизинговых платежей, если лизинговое имущество числится на балансе лизингодателя, а по окончании срока действия договора право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю. В данном случае сумма лизинговых платежей включает в себя и выкупную стоимость имущества. Несмотря на сложившуюся судебную практику, точка зрения Минфина остается неизменной: к прочим расходам может быть отнесена часть лизингового платежа за получение предмета лизинга во владение и пользование, выкупная же цена в расходах не учитывается. Она является расходом на приобретение предмета лизинга в собственность, формирует первоначальную стоимость основного средства и погашается путем начисления амортизации. Данный вывод сделан на основе п. 5 ст. 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются затраты по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. Такая позиция представлена также в Письмах Минфина России от 04.03.2008 N 03-03-06/1/138, от 27.04.2007 &! #160;Минфина РФ от 27.04.2007 N 03-03-05/104)">N 03-03-05/104, от 30.03.2007 N 03-03-06/1/194, от 05.09.2006 N 03-03-04/1/648 и др.

Однако по данному вопросу есть и противоположная точка зрения.

Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора. Если договором предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то в общую сумму договора лизинга может включаться и выкупная цена имущества. Хотя лизинговый платеж включает в себя несколько составляющих, он является единым платежом, производимым в рамках одного догово! ра. Причем стороны при определении размера лизинговых платежей могут не выделять выкупную цену имущества, поскольку ни положения указанного Закона, ни нормы НК РФ не обязывают их это делать. Кроме того, согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ в целях налога на прибыль лизинговые платежи в соответствии с законодательством о налогах и сборах относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией. На это указано в Постановлениях ФАС Центрального округа от 11.02.2009 по делу N А35-1589/08-С21, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.05.2008 N Ф04-3197/2008(5450-А46-6), ФАС Северо-Западного округа от 24.03.2008 N А56-31877/2006 и др.

Таким образом, лизинговый платеж (включая выкупную стоимость предмета лизинга) полностью учитывается в расходах при расчете базы по налогу на прибыль (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данный вывод подтверждается многочисленными решениями арбитражных судов (см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль), поэтому в случае возникновения претензий со стороны контролирующих органов у налогоплательщика велика вероятность отстоять свою позицию в суде.

Судебное решение недели

Трехлетний срок для применения вычетов по НДС при экспорте, подтвержденном с нарушением срока, отсчитывается с момента окончания периода реализации

(Постановление Президиума ВАС России от 19.05.2009 N 17473/08)

В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ, если впоследствии по не подтвержденному в срок экспорту организация представляет документы, обосновывающие применение нулевой ставки, уплаченный НДС возмещается на основании ст. 176 НК РФ. По правилам п. 2 ст. 173 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться за возмещением в течение трех лет по окончании соответствующего налогового периода. При этом ни одна из перечисленных статей не указывает, какой период и при каких обстоятельствах следует считать соответствующим. Судебная практика по данному вопросу была представлена в основном в двух округах: Северо-Западном и Московском. Причем ФАС Северо-Западного округа настаивал на том, что трехлетний срок исчисляется с окончания того периода, в котором наступил 181-й день с момента экспорта (Постановления от 13.10.2008 N А66-8148/2007, от 21.02.2008 N А66-2192/2007), а ФАС Московского округа считал соответствующим период реализации (Постановления от 27.10.2008 N КА-А40/9863-08, от 04.03.2009 N КА-А40/903-09). Президиум ВАС России высказал свою позицию, и его точка зрения невыгодна для налогоплательщиков.

Организация осуществляла перевозки экспортного товара и применяла по этим услугам нулевую ставку НДС. В течение 180 дней с момента их реализации в налоговые органы не был представлен пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ, поэтому налогоплательщик исчислил налог по ставке 18 процентов. Впоследствии, когда организация получила все необход! имые документы и смогла подтвердить правомерность применения нулевой ставки, она обратилась в инспекцию за возмещением налога, уплаченного по ставке 18 процентов. Налоговый орган в возмещении отказал, сославшись на пропуск трехлетнего срока, в течение которого налогоплательщик в силу п. 2 ст. 173 НК РФ вправе обратиться за возмещением. Организация считала, что декларация должна быть под! ана в течение трех лет по окончании того периода, в котором наступил 1 81-й день с момента реализации услуг, а инспекция - что трехлетний срок отсчитывается с периода, следующего за периодом реализации.

ВАС пришел к следующим выводам: так как ст. 173 НК РФ не уточняет, с какого момента отсчитывается трехлетний срок, понятие "соответствующий налоговый период" должно определяться с учетом иных положений НК РФ. Так, в силу п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем облагаемым операциям, момент определения налоговой базы которых относится к данному периоду. По мнению суда, согласно данным положениям понятие "налоговый период" связано не с моментом, когда применяются налоговые вычеты, а со сроком, за который определяется налоговая база по реализации. При неподтверждении экспорта в силу п. п. 1 и 9 ст. 167 НК РФ налоговая база определяется по общему правилу: на период отгрузки или оплаты товара (в зависимости от того, что произошло раньше). Следовательно, трехлетний срок отсчитывается с момента окончания того периода, за который определена налоговая база, то есть периода реализации.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Хозоперации и налоги: тенденции спорных вопросов
Каждый день суды рассматривают десятки дел по спорным хозяйственным операциям. Знать обо всех решениях невозможно, да и не нужно: наши эксперты выберут самые значимые постановления и пришлют вам.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное