Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера. Комментарии. Выпуск от 26.03.2008


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера. Комментарии

Выпуск от 26.03.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


ВНИМАНИЕ: с 12 по 31 марта "Программа поддержки бухгалтера"!

Во время акции каждый бухгалтер может бесплатно получить спецвыпуск журнала "Главная книга" и CD-диск с материалами бухгалтерской прессы и книгами.
Организатор акции - Сеть КонсультантПлюс.

Принять участие



НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 26.03.2008


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Внесены изменения в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"

2. Утверждены новые формы декларации и расчета авансовых платежей по налогу на имущество организаций

3. Опубликован перечень детских заболеваний, при которых пособие по временной нетрудоспособности при уходе за ребенком выплачивается за период до 90 дней в году

4. Декларацию по налогу на имущество в инспекцию подавать необходимо, даже если имущество организации освобождено от налогообложения (или у нее нет основных средств)

5. При создании обособленного подразделения по месту нахождения головной организации необходимо письменно уведомить об этом налоговый орган


Комментарии

1. Минфин России рассмотрел налоговые последствия выдачи трудовых книжек работникам

2. Как лизингодателю определять первоначальную стоимость основного средства, если на момент передачи в лизинг оно уже эксплуатировалось?


Судебное решение недели

Нужно ли включать в первоначальную стоимость основного средства командировочные расходы?




Новости


1. Внесены изменения в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"

Приказ Минфина России от 11.02.2008 N 23н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 114н"


В Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 внесен целый ряд уточнений, которые вступают в силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2008 г. Теперь действие Положения распространяется также на страховые компании, однако некоммерческие организации вправе его не применять.

Закреплено понятие постоянного налогового актива - суммы налога, которая приводит к уменьшению платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде (п. 7 Положения). Сумма излишне уплаченного налога, принятая к зачету в последующих отчетных периодах, не образует вычитаемых временных разниц (п. 11 Положения), а отсрочка или рассрочка по уплате налога - налогооблагаемых временных разниц (п. 12 Положения). Исключено понятие текущего налогового убытка (п. 21 Положения).

Организация вправе самостоятельно выбрать, каким способом определять величину текущего налога на прибыль - на основании данных, сформированных в бухучете, либо на основе декларации по налогу на прибыль (п. 22 Положения).


2. Утверждены новые формы декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций

Приказ Минфина России от 20.02.2008 N 27н "Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Порядков их заполнения"


Опубликован Приказ Минфина, в котором содержится новая форма декларации по налогу на имущество организаций. Главное отличие от ранее действовавшей формы состоит в том, что в новом бланке на два отдельных документа разделены собственно налоговая декларация и расчет авансовых платежей. Поэтому из самой декларации все указания на авансовые платежи исключены. Титульный лист и все разделы и строки расчета по авансовому платежу дублируют аналогичные позиции декларации.

Сами строки и разделы практически не изменились за некоторыми исключениями. Например, нововведения коснулись расчета среднегодовой стоимости имущества: согласно изменениям в п. 4 ст. 376 НК РФ, вступившим в силу с 2008 г., для него используется остаточная стоимость на 31 декабря текущего года, а не на 1 января следующего. Во второй раздел декларации, где отражаются показатели остаточной стоимости, были внесены соответствующие изменения.

Кроме того, изменился порядок заполнения титульного листа: упразднено указание, куда представляется декларация - по месту нахождения российской организации, обособленного подразделения, имущества или месту ведения деятельности иностранной организации, указывается только наименование компании. Подробно отражать сведения об организации также не требуется. По новому порядку при заполнении декларации достаточно подписи руководителя либо представителя налогоплательщика, подпись главного бухгалтера в новой форме не предусмотрена. Исключена вторая страница титульного листа (данные лица, подписавшего декларацию, если у него нет ИНН).

В самом Приказе говорится, что он вступает в силу, начиная с представления расчетов по авансовому платежу за I квартал 2008 г. Однако, так как налоговым периодом по налогу на имущество является год, налогоплательщик имеет право применять новые формы только с 2009 г. Проблему вступления в силу приказов об утверждении новых форм деклараций мы подробно рассматривали в выпуске обзора от 13.02.3008 на примере декларации по НДФЛ.


3. Опубликован перечень детских заболеваний, при которых пособие по временной нетрудоспособности при уходе за ребенком выплачивается за период до 90 дней в году

Приказ Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 N 84н "Об утверждении перечня заболеваний ребенка в возрасте до 7 лет, при возникновении которых выплата пособия по временной нетрудоспособности за период ухода за ребенком осуществляется не более чем за 90 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанными заболеваниями"


Пунктом 1 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности работнику, который ухаживает за своим заболевшим ребенком. Пособие выплачивается за 60 дней в году по всем случаям ухода за ребенком, вне зависимости от заболевания. Однако если ребенок в возрасте до 7 лет страдает заболеванием, которое включено в перечень, установленный актом федерального органа исполнительной власти, то пособие выплачивается за период до 90 дней в году.

Минздравсоцразвития России утвердило такой перечень заболеваний. Приказ, которым он установлен, вступает в силу с 26.03.2008.


4. Декларацию по налогу на имущество в инспекцию подавать необходимо, даже если имущество организации освобождено от налогообложения (или у нее нет основных средств)

Письмо Минфина России от 04.03.2008 N 03-05-04-02/14


Минфин рассмотрел вопрос о том, обязана ли компания подавать декларацию по налогу на имущество, если ее имущество этим налогом не облагается. По мнению финансового ведомства, обязанность по уплате налога возникает у организаций, перечисленных в п. 1 ст. 373 НК РФ. При этом статус налогоплательщика не зависит от наличия имущества, облагаемого налогом. Кроме того, Минфин сослался на то, что в декларации по налогу на имущество есть отдельный раздел, в котором отражается наличие у организации необлагаемого (освобожденного от налогообложения) имущества. Таким образом, компания, являющаяся плательщиком налога на имущество, обязана подавать декларации по этому налогу, даже если ее имущество освобождено от налогообложения.


5. При создании обособленного подразделения на той же территории, что и головная организация, необходимо письменно уведомить об этом налоговый орган

Письмо Минфина России от 06.03.2008 N 03-02-07/1-84


Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно уведомлять налоговый орган по месту своего нахождения о создании всех обособленных подразделений на территории РФ. Минфин считает, что это правило распространяется и на случаи, когда организация открывает подразделения в том муниципальном образовании, в котором она уже состоит на учете.




Комментарии


1. Минфин России рассмотрел налоговые последствия выдачи трудовых книжек работникам


Название документа:

Письмо Минфина России от 26.09.2007 N 07-05-06/242


Комментарий:

Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанность работодателя при заключении трудового договора с работником впервые оформить ему трудовую книжку и вести ее в течение всего срока действия договора, а при прекращении договора - выдать трудовую книжку сотруднику (ст. 65, 66, 84.1).

Выдавая работнику трудовую книжку или вкладыш в нее, работодатель взимает с сотрудника плату, размер которой определяется величиной расходов на приобретение книжки (п. 47 Правил..., утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).

Затраты на приобретение бланков трудовых книжек и вкладышей к ним, по мнению Минфина России, экономически оправданы и произведены для осуществления деятельности, направленной для получения дохода. Поэтому данные расходы учитываются для целей налога на прибыль. Возникающие при выдаче трудовых книжек и вкладышей доходы учитываются как внереализационные (ст. 250 НК РФ).

Относительно НДС позиция финансового ведомства следующая. Выдача работникам трудовых книжек и вкладышей к ним за плату рассматривается как реализация товаров, а потому облагается НДС в общем порядке.

Необходимо отметить, что такая точка зрения не является единственной. Объектом обложения НДС, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, признается реализация товаров, работ, услуг, передача имущественных прав. Определение товара для целей налогообложения приведено в п. 3 ст. 38 НК РФ - это имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Трудовая книжка, заполненная на конкретного работника, не соответствует этому определению (в отличие от бланка трудовой книжки).

Кроме того, успела сложиться судебная практика, подтверждающая, что передача имущества, происходящая без волеизъявления сторон, не может рассматриваться как реализация товаров (см. об этом подробнее в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС). Выдача работникам трудовых книжек также подпадает под это определение - работодатель в соответствии с законодательством обязан оформить на работника трудовую книжку и взыскать с сотрудника стоимость бланка при ее выдаче. Все эти действия происходят без волеизъявления организации и потому реализацией не признаются и НДС не облагаются. На то, что выдача трудовых книжек не может рассматриваться как реализация товаров, прямо указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2003 N А26-5317/02-28.

Поэтому у работодателя есть два возможных варианта поведения. Но во втором случае, не уплачивая НДС с выдачи трудовых книжек, налогоплательщик входной НДС к вычету не принимает, а учитывает в стоимости трудовых книжек.


Применение документа (выводы):

Работодатель при выдаче сотрудникам трудовых книжек и вкладышей к ним:

1) должен уплатить НДС со стоимости книжек, поскольку их выдача является реализацией товаров;

2) вправе не уплачивать НДС, но при этом вероятны споры с налоговыми органами.


2. Как лизингодателю определять первоначальную стоимость основного средства, если на момент передачи в лизинг оно уже эксплуатировалось?


Название документа:

Письмо Минфина России от 19.02.2008 N 03-03-06/1/116


Комментарий:

Амортизация по лизинговому имуществу начисляется с учетом ряда особенностей в зависимости от того, на чьем балансе (лизингодателя или лизингополучателя) учитывается имущество. Минфин России комментирует порядок начисления амортизации лизингополучателем.

Одно из разъяснений финансового ведомства следующее. Если имущество (в Письме идет речь об автомобиле) на момент передачи его в лизинг уже эксплуатировалось, амортизацию лизингополучатель начисляет, исходя из остаточной стоимости и срока полезного использования, установленных лизингодателем.

Определяя первоначальную стоимость полученного имущества, лизингополучатель может поступить иначе, поскольку точка зрения Минфина России не находит прямого подтверждения в Налоговом кодексе РФ.

Правила определения первоначальной стоимости лизингового имущества установлены абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ. Первоначальной стоимостью признается сумма расходов лизингодателя на приобретение этого имущества, его сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в расходах). Эти правила едины и применяются как в случае, если амортизация начисляется лизингодателем, так и при амортизации имущества лизингополучателем. Данная норма не предусматривает уменьшения лизингополучателем первоначальной стоимости на сумму амортизации, уже признанной лизингодателем в расходах.

Следовательно, в отношении имущества, уже бывшего в эксплуатации, лизингополучатель вправе определить первоначальную стоимость как сумму расходов лизингодателя на приобретение, доставку лизингового имущества и т.п., а не как остаточную стоимость этого имущества по данным лизингодателя.

Судебной практики по этому вопросу пока нет.


Применение документа (выводы):

Организация, получившая в лизинг имущество, которое ранее уже эксплуатировалось:

1) должна начислять амортизацию, определив первоначальную стоимость как остаточную стоимость этого имущества по данным лизингодателя, - так считает Минфин России;

2) вправе начислять амортизацию, исходя из первоначальной стоимости имущества, которая равна сумме расходов лизингодателя на его приобретение, но при этом возможны споры с налоговыми органами.




Судебное решение недели


Нужно ли включать в первоначальную стоимость основного средства командировочные расходы?

(Постановление ФАС Поволжского округа от 12.02.2008 N А12-10256/07-С60)


В силу абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за некоторыми исключениями, предусмотренными Кодексом. В некоторых случаях организация вынуждена направлять своих сотрудников в командировки для того, чтобы приобрести основное средство, специфические комплектующие или документацию к нему либо провести переговоры по поводу его реконструкции, ремонта или модернизации. При этом командировки направлены на доведение имущества до состояния, в котором оно будет пригодно для использования. Остается открытым вопрос, нужно ли включать расходы по командировкам, так или иначе связанные с основным средством, в его первоначальную стоимость.

ФАС Поволжского округа пришел к выводу, что такие командировочные расходы увеличивают первоначальную стоимость объекта. Спор возник по поводу того, что налогоплательщик направил своего работника в командировку для приобретения автомобиля и списал командировочные расходы единовременно. Инспекция доначислила организации налог на прибыль, указав на связь командировки с приобретением основного средства. По мнению налогового органа, такие расходы необходимо было включить в первоначальную стоимость автомобиля и списать за счет амортизационных отчислений. Суд указал, что, списывая командировочные расходы единовременно, налогоплательщик нарушает положения п. 1 ст. 257 НК РФ, поэтому такое списание неправомерно.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Уральского округа от 14.04.2005 N Ф09-1333/05-АК.

В то же время по данному вопросу существует и иная точка зрения. Перечень расходов, влияющих на изменение первоначальной стоимости основных средств, закрытый (п. 1 ст. 257 НК РФ). Расходы на командировки сотрудников, так или иначе связанные с основными средствами, в этот перечень не входят. Таким образом, налогоплательщик имеет право списать командировочные расходы единовременно, не увеличивая на них первоначальную стоимость основного средства. Подобная точка зрения представлена в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 07.09.2007 N А55-16781/06, от 23.01.2007 N А55-3823/2006-10.


Применение документа (выводы):

Направляя сотрудника в командировку для приобретения основного средства, налогоплательщик может:

1) включить командировочные расходы в первоначальную стоимость основного средства и списать их за счет амортизационных отчислений;

2) списать расходы по командировке единовременно, однако в таком случае возможны споры с налоговыми органами.




Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Получайте самую свежую и актуальную информацию, которая идеально соответствует вашим интересам!

Выбрать материалы, нужные именно вам, можно в каталоге рассылок.

Перейти в каталог рассылок



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное