Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 08.08.2007


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 08.08.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


Новости КонсультантПлюс

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 08.08.2007


Содержание обзора


Новости

1. Утверждена форма единой (упрощенной) налоговой декларации

2. Подтвердить командировочные расходы по перелету работника можно распечаткой "электронного" авиабилета и посадочным талоном

3. Для обоснования ставки НДС 0 процентов нужно представлять сведения о корректировке таможенной стоимости товаров

4. Расходы в пользу органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с получением прав на земельный участок или разрешения на строительство, учитываются в целях налогообложения


Комментарии

1. В Налоговый кодекс РФ внесены изменения, направленные на создание благоприятных условий для инновационной деятельности


Налог на добавленную стоимость

1.1. Освобождается от обложения НДС передача ряда исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав пользования этими результатами

1.2. Расширен перечень НИОКР, при выполнении которых можно применять льготу по НДС

1.3. Операции, связанные с уступкой прав требования по договорам займа и кредита, освобождаются от обложения НДС


Налог на прибыль организаций

1.4. При амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности, можно применять повышающий коэффициент

1.5. Расширен перечень фондов поддержки научной (научно-технической) деятельности, поступления из которых признаются целевым финансированием

1.6. Увеличен лимит признания расходов на формирование фондов финансирования НИОКР

1.7. Средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого фонда, не признаются доходами с 1 сентября 2007 г.


Упрощенная система налогообложения

1.8. Расходы на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности

1.9. Расходы на НИОКР


2. Утверждены новые правила регистрации и применения ККТ

2.1. Время на кассовом чеке должно быть реальным

2.2. Отслеживать изменения в Госреестре ККТ нужно самостоятельно, не дожидаясь уведомления налоговой инспекции


Новое в судебной практике

1) Оплата использования сотрудником услуг VIP-зала аэропорта не включается в состав расходов

2) Отправление и выплата банком денежных переводов физических лиц не облагаются НДС

3) Неуказание в договоре ассортимента товара не является основанием для отказа в вычете НДС

4) Телефонные аппараты, подключенные к мини-АТС, могут рассматриваться в целях налогообложения прибыли как самостоятельные основные средства

5) Расхождения в стоимости СМР, отраженной в первичных учетных документах, связанные с индексацией сметной стоимости, не влияют на вычет НДС у заказчика




Новости


1. Утверждена форма единой (упрощенной) налоговой декларации

Приказ Минфина России от 10.07.2007 N 62н "Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядка ее заполнения"


Действующие с 1 января 2007 г. изменения в НК РФ предусматривают, что налогоплательщики, не ведущие хозяйственной деятельности, вправе представлять единую упрощенную форму налоговой декларации (то есть одну упрощенную декларацию сразу по нескольким налогам). Право сдавать такую декларацию было предоставлено организациям и физическим лицам, которые признаются налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, но при этом одновременно (абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ):

- не осуществляют операций, в результате которых происходит движение средств на их счетах в банках или в кассе организации;

- не имеют по этим налогам объектов налогообложения.

Теперь Минфин России наконец утвердил форму упрощенной декларации. Декларация состоит из двух страниц. В ней налогоплательщик должен перечислить налоги, по которым представляется данная декларация, номер соответствующей главы НК РФ, налоговый (отчетный) период и номер квартала.

Сдавать единую (упрощенную) декларацию нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом (абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ).


2. Подтвердить командировочные расходы по перелету работника можно распечаткой "электронного" авиабилета и посадочным талоном

Письмо Минфина России от 17.07.2007 N 03-03-06/4/99


Все более распространенным в последнее время становится приобретение авиабилетов через Интернет, их оформление в электронной форме, когда на стойку регистрации в аэропорту пассажир предъявляет не сам билет, а распечатку, подтверждающую резервирование места. Можно ли в таком случае подтвердить расходы по командировке сотрудника, и если да, то как?

Минфин России дал свои разъяснения по этому вопросу. Они носят благоприятный для налогоплательщиков характер. Как говорится в Письме, если для поездки в командировку авиабилет был приобретен в бездокументарной форме, оправдательными документами для признания расходов могут быть распечатка электронного авиабилета и посадочный талон.


3. Для обоснования ставки НДС 0 процентов нужно представлять сведения о корректировке таможенной стоимости товаров

Письмо Минфина России от 16.07.2007 N 03-07-08/197


При экспорте товаров их таможенная стоимость может подвергаться корректировке. Минфин России разъясняет, что согласно п. 1 ст. 165 НК РФ одним из документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС, является таможенная декларация. А в соответствии с п. 3 Положения о корректировке таможенной стоимости товаров (утв. Приказом ФТС России от 01.09.2006 N 830) бланк формы корректировки таможенной стоимости является неотъемлемой частью соответствующей грузовой таможенной декларации.

Поэтому для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговые органы нужно представлять таможенные декларации. А если таможенная стоимость экспортируемого товара корректировалась - то к декларациям должны быть приложены и бланки формы корректировки таможенной стоимости.


4. Расходы в пользу органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с получением прав на земельный участок или разрешения на строительство, учитываются в целях налогообложения

Письмо Минфина России от 23.05.2007 N 01-02-01/03-893


Инвестиционный контракт может предусматривать обязательство застройщика (заказчика, инвестора) построить (профинансировать) какой-либо объект социальной или коммунальной инфраструктуры в интересах государственных или муниципальных органов власти. Подобного рода обязательства связаны обычно с получением прав на земельный участок, необходимый для строительства (если он находится в государственной или муниципальной собственности), или разрешения на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов жилого и нежилого фонда. Финансовое ведомство разъяснило, что данные расходы учитываются при расчете налога на прибыль, если взамен организация получает права на земельный участок или разрешение на строительство.




Комментарии


1. В Налоговый кодекс РФ внесены изменения, направленные на создание благоприятных условий для инновационной деятельности


Название документа:

Федеральный закон от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности"


Комментарий:

Очередные изменения в НК РФ направлены на создание более льготных условий налогообложения для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Они затронули НДС, налог на прибыль организаций, упрощенную систему налогообложения. Поправки вступят в силу 1 января 2008 г. (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ (далее - Закон)).


Налог на добавленную стоимость


1.1. Освобождается от обложения НДС передача

ряда исключительных прав на результаты интеллектуальной

деятельности, а также прав пользования этими результатами


Не облагается НДС реализация (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ):

- исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау);

- прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Таким образом, под освобождение от обложения НДС не подпадает, в частности, передача авторских прав (за исключением исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных), прав на товарные знаки и знаки обслуживания.

Поскольку новые операции, освобождаемые от обложения НДС, включены в п. 2 ст. 149 НК РФ, отказаться от применения льготы согласно п. 8 ст. 149 НК РФ налогоплательщик будет не вправе.

До 1 января 2008 г. вопрос о том, облагается НДС передача данных прав или нет, является спорным. Хотя имущественные права и отнесены к объекту обложения НДС согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, в то же время порядок определения налоговой базы при передаче имущественных прав в ст. 155 НК РФ прописан далеко не для всех случаев (см. об этом в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС).

Переходные положения при отнесении операций к освобождаемым от обложения НДС указаны в п. 8 ст. 149 НК РФ: применяться должен тот порядок, который действует на дату передачи, вне зависимости от даты оплаты. Поэтому, если имущественные права были переданы до 1 января 2008 г., однако их оплата осуществляется уже после этой даты, с этих сумм уплачивается НДС.


1.2. Расширен перечень НИОКР, при выполнении которых

можно применять льготу по НДС


До внесения рассматриваемых изменений в ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождалось выполнение НИОКР (пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ):

- за счет средств бюджетов и специализированных фондов;

- учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

С 1 января 2008 г. освобождение распространяется также на выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые относятся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав данных работ включаются следующие виды деятельности (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий. Как указано в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, новые технологии - это способы объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

- создание опытных (т.е. не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Данные операции, по которым применяется освобождение, включены в п. 3 ст. 149 НК РФ. Это означает, что организации вправе отказаться от применения льготы, подав заявление об этом в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Как и иные изменения, вводимые анализируемым Законом, пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ вступит в силу с 1 января 2008 г. Переходные положения для данного случая также установлены в п. 8 ст. 149 НК РФ: если налогооблагаемая операция была отнесена к числу не подлежащих налогообложению, применяется порядок, действующий на дату выполнения работ, вне зависимости от даты их оплаты.

Договоры на выполнение НИОКР, как правило, предполагают поэтапную оплату выполняемых работ, зачастую - поэтапную сдачу результатов. Поэтому в отношении договоров, заключенных до 1 января 2008 г. и не завершенных до этой даты, будут применяться следующие правила:

- если договор не предполагает поэтапной сдачи работ, то работы будут признаваться выполненными полностью уже после 1 января 2008 г. Суммы частичной оплаты, полученные после 1 января 2008 г., не должны облагаться НДС. Это касается и сумм частичной оплаты, полученных до этой даты. Организация вправе будет зачесть излишне уплаченный НДС, подав заявление, а также уточненные декларации по НДС за предыдущие периоды. Однако для этого необходимо будет вернуть заказчику сумму налога, предъявленную ему ранее;

- если договор предполагает поэтапную сдачу работ, суммы оплаты, относящиеся к завершенным до 1 января 2008 г. этапам, НДС облагаются. Суммы оплаты, относящиеся к этапам, завершенным уже в 2008 г., не облагаются НДС. И если они были уплачены в 2007 г., организация также вправе будет подать уточненные декларации по НДС, вернув перед этим сумму налога заказчику.


1.3. Операции, связанные с уступкой прав требования

по договорам займа и кредита, освобождаются от обложения НДС


Освобождение от обложения НДС распространяется на следующие две ситуации (пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ):

- уступка (приобретение) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров займа (в денежной форме) или кредитного договора;

- исполнение заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки.

От применения данной льготы также можно отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ).


Налог на прибыль организаций


1.4. При амортизации основных средств, используемых

в научно-технической деятельности, можно применять

повышающий коэффициент


Организации, занимающиеся научно-технической деятельностью, получили возможность начислять амортизацию в ускоренном порядке, с применением повышающего коэффициента. Применять коэффициент можно лишь по тем основным средствам, которые используются только в научно-технической деятельности (п. 7 ст. 259 НК РФ). Размер коэффициента не может превышать 3, а конкретное его значение устанавливает сама организация в учетной политике для целей налогообложения.

Вправе ли организация начать применять ускоренную амортизацию по уже амортизируемым основным средствам, приобретенным ранее, или же повышающий коэффициент можно применять лишь к тем основным средствам, которые начнут амортизироваться после 1 января 2008 г.?

Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, при этом сумма амортизации определяется ежемесячно (п. 2 ст. 259 НК РФ). Глава 25 НК РФ не содержит никаких ограничений, согласно которым специальные коэффициенты могут применяться только с момента ввода основного средства в эксплуатацию и не могут начать применяться в дальнейшем. Поэтому с 1 января 2008 г. организации вправе применять повышающий коэффициент как по тем основным средствам, которые начали амортизироваться в 2008 г., так и по тем, по которым амортизация начала начисляться до этой даты.


1.5. Расширен перечень фондов поддержки

научной (научно-технической) деятельности, поступления

из которых признаются целевым финансированием


К средствам целевого финансирования, не учитываемым как доходы (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), относятся, в частности, использованные по целевому назначению средства, которые были получены из:

- Российского фонда фундаментальных исследований;

- Российского фонда технологического развития;

- Российского гуманитарного научного фонда;

- Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- Федерального фонда производственных инноваций.

С 1 января 2008 г. как целевое финансирование будут признаваться также средства, полученные из иных фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Конкретный перечень этих фондов установит Правительство РФ.


1.6. Увеличен лимит признания расходов

на формирование фондов финансирования НИОКР


Организация вправе признавать как расходы на НИОКР отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также на формирование иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в установленном порядке (п. 3 ст. 262 НК РФ). С 1 января 2008 г. повышен лимит, в пределах которого могут признаваться данные расходы, - с 0,5 до 1,5 процентов дохода (валовой выручки) налогоплательщика.


1.7. Средства, полученные некоммерческими организациями

на формирование целевого фонда, не признаются

доходами с 1 сентября 2007 г.


Федеральным законом от 30.12.2006 N 276-ФЗ были внесены изменения в п. 2 ст. 251 НК РФ, согласно которым средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, признаются целевыми поступлениями и не учитываются как доходы. К числу необлагаемых доходов отнесены:

- денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала (пп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- денежные средства, которые некоммерческие организации - собственники целевого капитала получают от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

- денежные средства, которые некоммерческие организации получают от специализированных организаций управления целевым капиталом (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Действие данных изменений должно распространяться на отношения, возникшие с 1 января 2007 г. (п. 4 ст. 5 Закона от 30.12.2006 N 276-ФЗ). Однако согласно п. 3 ст. 5 Закона от 30.12.2006 N 276-ФЗ они должны были вступить в силу только по истечении одного месяца после официального опубликования и не ранее начала нового налогового периода (т.е. с 1 января 2008 г.). То есть некоммерческие организации смогли бы исключить данные средства из доходов при составлении в 2008 г. налоговой декларации за 2007 г.

Теперь законодатель перенес момент вступления в силу данных поправок на 1 сентября 2007 г. (ст. 2 Закона). Это противоречит п. 1 ст. 5 НК РФ, согласно которому акты налогового законодательства не могут вступать в силу ранее 1-го числа очередного налогового периода. А налоговый период по налогу на прибыль организаций - календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Однако в силу прямого указания Закона некоммерческие организации смогут не учитывать указанные доходы уже при составлении налоговой декларации за 9 месяцев 2007 г.


Упрощенная система налогообложения


1.8. Расходы на приобретение прав

на результаты интеллектуальной деятельности


В перечень расходов, признаваемых при применении УСН, законодатель включил новый пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которому должны учитываться:

- расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау);

- расходы на приобретение прав пользования данными результатами интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

В действительности данное изменение не упорядочивает и не упрощает признание расходов на приобретение данных прав, а лишь порождает целый ряд вопросов. Дело в том, что практически все указанные расходы при применении УСН могли признаваться и ранее.

Исключительные права на перечисленные выше результаты интеллектуальной деятельности - это нематериальные активы (п. 3 ст. 257 НК РФ), затраты на приобретение или создание которых при УСН признаются согласно пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Также при применении УСН учитываются:

- расходы на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных, расходы на обновление программ и баз данных (пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

- периодические (текущие) платежи за пользование правами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности) (пп. 32 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Таким образом, из всех видов расходов, указанных в новом пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, не могли признаваться ранее лишь затраты на приобретение прав пользования результатами интеллектуальной деятельности, если оплата осуществлялась не периодическими, а разовым платежом.

Расходы на приобретение нематериальных активов признаются при УСН с момента принятия НМА на бухгалтерский учет, с распределением затрат равными долями в течение налогового периода (пп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). В то же время никаких особых условий для признания расходов на приобретение исключительных прав, указанных в пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, не установлено. Следовательно, они могут признаваться в полном размере сразу после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В ситуации, когда расходы на приобретение рассматриваемых исключительных прав могут признаваться по любому из этих оснований, должен применяться п. 7 ст. 3 НК РФ. В нем установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика. Следовательно, с 1 января 2008 г. при приобретении исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) налогоплательщик вправе единовременно включить в расходы всю сумму затрат после оплаты.

Иной спорный и сложный вопрос, который связан с внесенными поправками, заключается в следующем. До 1 января 2008 г. при применении УСН затраты на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности рассматривались как расходы на приобретение нематериальных активов. После 1 января 2008 г. данные затраты, согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, - это отдельный, самостоятельный вид расходов, притом признаваемый единовременно. Могут ли налогоплательщики, применявшие ранее УСН, но продолжающие по состоянию на 1 января 2008 г. учитывать расходы по нематериальным активам, которые приобретены до перехода на УСН, единовременно списать оставшуюся непризнанной часть стоимости НМА в расходы? Могут ли организации, переходящие с 1 января 2008 г. с общего режима налогообложения на УСН, единовременно включить в расходы остаточную стоимость НМА?

Можно предположить, что позиция налоговых органов и Минфина России по этому вопросу будет отрицательной. При этом возможен следующий аргумент: порядок признания расходов на приобретение исключительных прав, который будет действовать с 1 января 2008 г., не может применяться к исключительным правам, приобретенным до указанной даты. В то же время, поскольку рассматриваемый Закон не устанавливает никаких переходных положений, а те переходные положения, которые предусмотрены в ст. 346.25 НК РФ (применяемые при переходе с ОРН на УСН), также не дают никакого ответа на данный вопрос, возможен и иной подход. Поскольку в НК РФ с 1 января 2008 г. расходы на приобретение исключительных прав рассматриваются как отдельный вид расходов, налогоплательщики вправе перестать учитывать стоимость НМА по правилам п. 3 ст. 346.16 НК РФ и включить оставшуюся непризнанной часть стоимости имущественных прав в состав расходов. Однако это повлечет за собой споры с налоговыми органами и необходимость отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

При применении УСН также будут признаваться расходы на патентование, на оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации (пп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).


1.9. Расходы на НИОКР


При применении УСН организации и индивидуальные предприниматели смогут признавать расходы на НИОКР (пп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Состав данных расходов такой же, какой предусмотрен для целей налогообложения прибыли в п. 1 ст. 262 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщики, применяющие УСН, вправе будут признавать:

- расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство;

- расходы на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, который предусмотрен Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Из анализа нового пп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ следует, что:

а) расходы на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в том числе расходы на изобретательство, при применении УСН признаются в общем порядке, т.е. после оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При общем режиме налогообложения данные расходы признаются только после завершения исследований (или отдельных этапов исследований) равномерно в течение одного года. Однако при УСН это правило применяться не будет, поскольку требование о необходимости завершения исследований (этапов исследований), равно как и требование о равномерности признания расходов в течение одного года, закреплено в п. 2 ст. 262 НК РФ. Между тем пп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ отсылки к этой норме не содержит, а указывает лишь на п. 1 ст. 262 НК РФ, где приведен только состав затрат, признаваемых как расходы на НИОКР;

б) расходы на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР при применении УСН могут признаваться полностью, т.е. в размере фактических затрат. При общем режиме налогообложения данные расходы нормируются (не более 0,5 процентов доходов налогоплательщика, а с 1 января 2008 г., как указано выше, - не более 1,5 процентов). В то же время этот норматив установлен в п. 3 ст. 262 НК РФ, и поэтому он также не может применяться для целей УСН, поскольку в пп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, как уже говорилось, содержится отсылка лишь на п. 1 ст. 262 НК РФ.

Значительная часть договоров на выполнение НИОКР предусматривает выполнение работ в течение достаточно длительного времени, а также поэтапную оплату работ. Поэтому в рассматриваемом случае особенно важны переходные положения, однако Законом они не установлены. Момент признания данных расходов - это момент их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому по договорам, которые заключены и начали выполняться до 1 января 2008 г., суммы оплаты, произведенные до этой даты, не учитываются как расходы. А затраты, понесенные после 1 января 2008 г., признаются расходом и уменьшают налоговую базу.


Применение документа (выводы):

С 1 января 2008 г. налогоплательщикам:


НДС

- не следует уплачивать налог при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также при передаче прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

- в соответствии с пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не нужно уплачивать НДС при выполнении организацией НИОКР и технологических работ, которые относятся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий;

- не следует уплачивать НДС при совершении операций, связанных с уступкой прав требования по договорам займа и кредита.


Налог на прибыль организаций

- можно начислять амортизацию по основным средствам, используемым только в научно-технической деятельности, с применением повышающего коэффициента 3;

- не следует включать в состав доходов средства, полученные из фондов поддержки научной или научно-технической деятельности (по перечню, установленному Правительством РФ);

- можно признавать как расходы на НИОКР отчисления на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, в пределах 1,5 валовой выручки организации;

- некоммерческим организациям при составлении налоговой декларации за 9 месяцев 2007 г. можно не учитывать в доходах средства, полученные ими на формирование целевого капитала.


УСН

- следует учитывать расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также расходы на приобретение прав пользования данными результатами интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

- можно признавать расходы на НИОКР.



2. Утверждены новые правила регистрации и применения ККТ


Название документа:

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями"


Комментарий:

С 4 августа 2007 г. действует новое Положение о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение).

Раньше порядок регистрации и применения кассовых аппаратов, а также требования, предъявляемые к ККТ, регулировались Приказом Госналогслужбы РФ от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36, Типовыми правилами эксплуатации ККМ (утв. Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104), Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (ред. от 08.08.2003). Теперь все эти вопросы прописаны в Положении. В основном новый порядок воспроизводит ранее действовавшие правила. Новшества же заключаются в следующем.


2.1. Время на кассовом чеке должно быть реальным


В пп. "и" п. 3 Положения сказано, что кассовый аппарат должен иметь часы реального времени. До этого "дата" и "время" покупки (оказания услуги) относились к обязательным реквизитам чека (пп. "д" п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745). Однако требование о том, чтобы время точно соответствовало реальному, отсутствовало.

При этом в разд. 2 Решения ГМЭК от 15.06.2000 (протокол N 2/56-2000) разъяснялось, что отклонение во времени на ККМ не должно превышать 5 минут от времени, определенного по Постановлению Правительства РФ от 08.01.1992 N 23 (то есть от реального времени).

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 использование кассового аппарата, который печатает на чеке время, не совпадающее со временем покупки, не свидетельствует о неприменении ККТ. В этой связи налоговые органы разъясняли, что если время на чеке отличается от фактического более чем на 5 минут, то оснований для привлечения продавца к административной ответственности нет (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 10.12.2004 N 11-24/80546). Арбитражные суды приходили к аналогичным выводам (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.11.2006 N Ф04-7251/2006(28019-А27-7), ФАС Московского округа от 27.11.2006, 04.12.2006 N КА-А41/11592-06, ФАС Поволжского округа от 26.10.2006 N А65-12310/2006-СА3-32, ФАС Северо-Западного округа от 26.03.2007 N А56-49730/2006).

Не исключено, что с появлением новых требований судебная практика по данному вопросу изменится.


2.2. Отслеживать изменения в Госреестре ККТ

нужно самостоятельно, не дожидаясь уведомления

налоговой инспекции


Еще одно изменение связано со сроком, в течение которого налоговая инспекция должна уведомить пользователя кассового аппарата, который исключен из Государственного реестра, о снятии ККТ с учета в связи истечением нормативного срока амортизации. Пунктом 19 Положения предусмотрено, что соответствующую информацию налоговый орган должен сообщить пользователю не позднее дня, следующего за днем окончания срока амортизации кассового аппарата.

Согласно ранее действовавшему порядку такое уведомление должно было быть сделано заранее - не позднее чем за 30 дней до истечения срока применения модели ККМ, указанного в Государственном реестре (п. 8 Приказа ГНС РФ от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36). Если же инспекция не исполняла это требование, то суды не привлекали к ответственности организации, которые продолжали эксплуатировать исключенную из реестра технику (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.2007, 20.06.2007 N Ф04-4100/2007(35523-А03-32), ФАС Московского округа от 26.03.2007, 29.03.2007 N КА-А40/2062-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2006 N А42-13767/2005, ФАС Уральского округа от 15.02.2007 N Ф09-404/07-С1).

Получается, что сейчас пользователь кассового аппарата должен самостоятельно отслеживать все изменения в Государственном реестре ККТ, а также дату окончания амортизации техники, исключенной из реестра. В этой связи напомним, что изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, должны быть официально опубликованы в 10-дневный срок со дня их принятия (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). При этом официальной публикацией актов Минпромэнерго России, не нуждающихся в государственной регистрации, является их опубликование в газете "Еженедельник промышленного роста" (п. 3 Приказа Минпроэнерго России от 13.07.2004 N 41).

На эту тему см. также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2007 N А52-3621/2006. Отметим, что в настоящее время в Государственный реестр включены модели ККТ, перечисленные в Приложении к Приказу Роспрома от 16.07.2007 N 299.


Применение документа (выводы):

1. На кассовом чеке должно быть реальное время совершения покупки (оказания услуги).

2. Отслеживать изменения в Госреестре ККТ и дату окончания срока амортизации кассового аппарата надо самостоятельно, так как инспекция может уведомить об этом уже по истечении срока амортизации.




Новое в судебной практике


1. Оплата использования сотрудником услуг VIP-зала аэропорта не включается в состав расходов

(Постановление ФАС Поволжского округа от 05.06.2007 N А12-18805/06)


Инспекция доначислила организации налог на прибыль на основании завышения суммы расходов. Налоговый орган посчитал, что плату за пользование услугами VIP-зала аэропорта сотрудником организации, отправляемым в командировку, она не должна была включать в состав расходов.

Суд, ссылаясь на Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", указал, что пользоваться такими залами имеют право члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Для остальных лиц оплата данной услуги законодательством не предусмотрена. Таким образом, оплата VIP-зала для командированного сотрудника не является экономически оправданным расходом и не может уменьшать базу по налогу на прибыль.

Однако есть примеры противоположных решений: Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2006 N Ф04-7102/2006(27676-А67-40), от 14.12.2005 N Ф04-8923/2005(17776-А67-35), Постановление ФАС Поволжского округа от 16.06.2005 N А55-10934/04-1.


2. Отправление и выплата банком денежных переводов физических лиц не облагаются НДС

(Постановление ФАС Поволжского округа от 21.06.2007 N А55-18225/2006-32)


Банк заключил договор с небанковской кредитной организацией "Вестерн Юнион" о сотрудничестве по предоставлению банковских услуг. По данному договору налогоплательщик осуществлял отправление и перевод денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов по системе Вестерн Юнион. Инспекция сочла данный договор агентским и отказала банку в применении льготы, предусмотренной пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ для банковских операций.

Суд указал на несколько оснований, по которым спорный договор не может считаться агентским:

- денежные переводы осуществляются по поручению физического лица, а не компании "Вестерн Юнион";

- денежные средства, подлежащие переводу, являются собственностью физических лиц;

- комиссия за оказанную услугу выплачивается физическим лицом.

Кроме того, по гражданскому законодательству агентский договор не предполагает участие принципала в процессе осуществления услуг, выполнение которых возложено на агента. В данном же случае "Вестерн Юнион" выполнял функции расчетного, информационного, методологического центра между банками - участниками системы. Таким образом, доначисление НДС было признано неправомерным.

В сложившейся судебной практике есть примеры как аналогичного (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.02.2007 N Ф04-9578/2006(30837-А45-14)), так и противоположного (Постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2006 N А12-5950/06-С33) решения.


3. Неуказание в договоре ассортимента товара не является основанием для отказа в вычете НДС

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2007 N А42-6793/2006)


Организации было отказано в вычете, так как налоговый орган счел ничтожным заключенный договор поставки ввиду того, что в нем отсутствовала информация о количестве товара, которая относится к существенным условиям договора.

Суд признал отказ в вычете неправомерным, так как в одном из пунктов договора установлено, что ассортимент и стоимость каждой партии товара должны указываться в товарных накладных. Товарная накладная является неотъемлемой частью договора.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Московского округа от 20.07.2005, 18.07.2005 N КА-А40/6450-05.

В Постановлении от 18.01.2007 N А56-16734/2005 ФАС Северо-Западного округа указал, что неуказание количества товара в договоре может являться основанием для отказа в вычете, если количество нельзя установить по другим документам.


4. Телефонные аппараты, подключенные к мини-АТС, могут рассматриваться в целях налогообложения прибыли как самостоятельные основные средства

(Постановление ФАС Поволжского округа от 21.06.2007 N А55-18225/2006-32)


Организация при установке мини-АТС учла телефонные аппараты как отдельные объекты основных средств и списала их стоимость единовременно на затраты по производству. Инспекция сочла действия налогоплательщика неправомерными, указав на то, что по АТС в целом должна была начисляться амортизация.

Суд со ссылкой на Общероссийский классификатор основных средств, установленный Постановлением Госкомстата РФ от 26.12.1994 N 359, указал, что телефонные станции и телефонные аппараты относятся к разным группам. Отдельные принадлежности мини-АТС могут рассматриваться как самостоятельные объекты основных средств. При этом стоимость телефонных аппаратов составляет менее 10 000 руб. Таким образом, налогоплательщик был вправе списать их стоимость единовременно на затраты по производству по мере отпуска в производство, а не путем применения амортизационных отчислений в течение нескольких лет.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2007 N А05-7835/2006-9.


5. Расхождения в стоимости СМР, отраженной в первичных учетных документах, связанные с индексацией сметной стоимости, не влияют на вычет НДС у заказчика

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2007 N А56-38773/2006)


Инспекция отказала организации-заказчику строительно-монтажных работ в вычете по НДС за январь 2006 г. на основании расхождения стоимости работ в первичных документах. Как указал в своем решении налоговый орган, в формах КС-2 (акт о приеме работ) и КС-3 (справка о стоимости работ) должна быть отражена одна и та же сметная стоимость выполненных работ.

Суд отметил, что форма КС-2 составлена в ценах 2000 г. С учетом индексов сметная стоимость работ в перерасчете, указанная в КС-2, соответствует договорной стоимости, которая отражена в КС-3. Так как это подтверждается расчетной стоимостью выполненных работ, отказ в вычете был признан неправомерным.

Аналогичной судебной практики нет.


Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное