Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 16.05.2007


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 16.05.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. Выпуск от 16.05.2007


Содержание обзора


Новости

1. При просрочке ежемесячных авансовых платежей пени не признаются излишне уплаченными, если сумма авансового платежа по итогам отчетного периода будет меньше >>>

2. При возврате с просрочкой сумм, излишне уплаченных (или взысканных) до 1 января 2007 г., налоговый орган обязан самостоятельно принять решение о возврате недостающей суммы процентов >>>

3. При реализации результата НИОКР оставшаяся непризнанной часть расходов на НИОКР списывается единовременно >>>

4. Налог на имущество по выбывающему основному средству надо уплачивать до окончания процедуры выбытия >>>

5. Затраты по добровольному личному страхованию работников можно учитывать, даже если список застрахованных лиц в течение срока действия договора меняется >>>


Комментарии

1. Можно ли учитывать в целях налогообложения затраты, связанные с эксплуатацией автомобиля, если работнику выплачивается компенсация за его использование? >>>

2. Какая информация признается адресованной "неопределенному кругу лиц" и может признаваться рекламой? >>>


Новое в судебной практике

1) Неуказание при заявлении налоговых вычетов данных об экспортной операции, отраженных в ранее поданной декларации, не влечет отказа в возмещении НДС >>>

2) Налогоплательщики, не представляющие для подтверждения нулевой ставки ГТД, не обязаны определять налоговую базу по НДС на дату оказания услуг >>>

3) Срок реконструкции рассчитывается не с момента вынесения руководством соответствующего решения, а с момента начала фактической реконструкции ОС >>>

4) Премии, хотя и предусмотренные коллективным договором, но выплаченные за счет чистой прибыли, не облагаются ЕСН >>>




Новости


1. При просрочке ежемесячных авансовых платежей пени не признаются излишне уплаченными, если сумма авансового платежа по итогам отчетного периода будет меньше

Письмо Минфина России от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74


С 1 января 2007 г. пени могут быть начислены налогоплательщику при просрочке уплаты любых авансовых платежей, в том числе и тех, которые уплачиваются не на основе реальной налоговой базы (например, ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль и налогу на имущество). Возможна ситуация, при которой сумма авансового платежа за отчетный период, определенная на основе фактической налоговой базы, будет меньше, чем сумма уплаченных в течение отчетного периода ежемесячных авансовых платежей.

Минфин России указал, что в таком случае сумма пеней при просрочке уплаты ежемесячных авансовых платежей (в части превышения их суммы над суммой авансового платежа по итогам отчетного периода) не признается излишне уплаченной. Следовательно, требовать ее зачета или возврата налогоплательщик не вправе.


2. При возврате с просрочкой сумм, излишне уплаченных (или взысканных) до 1 января 2007 г., налоговый орган обязан самостоятельно принять решение о возврате недостающей суммы процентов

Письмо Минфина России от 21.03.2007 N 03-02-07/2-54


Суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, которые были излишне уплачены (взысканы) до 1 января 2007 г., возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем ранее (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Однако Минфин России разъяснил, что новые п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ обеспечивают дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков и согласно п. 3 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу.

Проценты начисляются налогоплательщику за каждый день просрочки. Однако, поскольку определенное время занимает сама процедура возврата, проценты могут быть уплачены налогоплательщику не в полном объеме (без учета тех дней, которые прошли с момента принятия решения до момента фактического возврата). Поэтому п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ устанавливают, что налоговый орган в таком случае должен самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Эта сумма рассчитывается исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного (взысканного) налога.

Следовательно, при возврате налогоплательщику сумм, излишне уплаченных (или взысканных) до 1 января 2007 г. (если был нарушен срок их возврата), налоговый орган также обязан самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанных по день фактического возврата.


3. При реализации результата НИОКР оставшаяся непризнанной часть расходов на НИОКР списывается единовременно

Письмо Минфина России от 18.04.2007 N 03-03-06/1/249


Расходы на НИОКР признаются организацией постепенно, в течение срока, предусмотренного п. 2 ст. 262 НК РФ (с 2007 г. этот срок равен одному году). Возможна ситуация, когда организация реализует результат НИОКР, однако на момент продажи (реализации) расходы на НИОКР еще не признаны полностью. Финансовое ведомство разъясняет, что в таком случае оставшаяся часть расходов признается для целей налогообложения единовременно в момент реализации.


4. Налог на имущество по выбывающему основному средству надо уплачивать до окончания процедуры выбытия

Письмо Минфина России от 03.04.2007 N 03-05-06-01/24


Налогом на имущество облагается движимое и недвижимое имущество организаций, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Поэтому со стоимости выбывающего основного средства (например, разбираемого здания), которое числится на субсчете "Выбытие основных средств", открытом к счету 01 "Основные средства", надо продолжать уплачивать налог на имущество. Делать это следует до окончания процедуры выбытия основного средства (списания его остаточной стоимости со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы").


5. Затраты по добровольному личному страхованию работников можно учитывать, даже если список застрахованных лиц в течение срока действия договора меняется

Письмо УФНС России по г. Москве от 28.02.2007 N 28-11/018463.1


При расчете налога на прибыль организация вправе учитывать взносы по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее года и предусматривающим оплату медицинских расходов застрахованных работников (п. 16 ст. 255 НК РФ). Такое право сохраняется у организации и в том случае, если в связи с приемом новых и увольнением старых сотрудников список застрахованных лиц меняется. Однако для этого необходимо, чтобы возможность изменения списка застрахованных лиц и суммы страхового взноса, приходящейся на каждого работника, была предусмотрена соответствующим договором страхования.




Комментарии


1. Можно ли учитывать в целях налогообложения затраты, связанные с эксплуатацией автомобиля, если работнику выплачивается компенсация за его использование?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 22.02.2007 N 20-12/016776


Комментарий:

Комментируемое Письмо посвящено порядку учета при расчете налога на прибыль компенсации, выплачиваемой работнику за использование личного транспорта. Напомним, что сумма такой компенсации включается в расходы только в пределах норм, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Как считают налоговые органы, в размерах компенсации, установленной названным Постановлением, уже учтены все возникающие в процессе эксплуатации автомобиля затраты: износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт. Поэтому дополнительно соответствующие расходы в целях налогообложения прибыли учитывать нельзя.

По данному вопросу может быть и иная точка зрения: затраты на приобретение ГСМ, техническое обслуживание и ремонт автомобиля работника, используемого для служебных поездок, могут включаться в расходы наряду с компенсацией за использование личного транспорта. Обосновать ее можно следующим образом. На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы организации на содержание служебного транспорта. Далее в этой норме прописано ограничение, касающееся размера компенсации за использование личного транспорта. При этом само понятие "содержание служебного транспорта" никак не раскрывается. Из этого можно сделать следующий вывод: затраты на содержание служебного транспорта включают в себя компенсацию за использование личного транспорта, но не подменяют ее.

Эта позиция подтверждается и положениями ст. 188 ТК РФ, согласно которым при эксплуатации в служебных интересах личного автомобиля работодатель обязан выплатить работнику компенсацию за его использование, а также возместить расходы, связанные с таким использованием. Следовательно, затраты, возникающие в связи с эксплуатацией автомобиля, являются самостоятельным видом расходов, отличным от компенсации за использование личного транспорта. Поэтому такие затраты организация может признавать расходами и учитывать в целях налогообложения (в пределах размеров, установленных в трудовом договоре (ст. 188 ТК РФ)). Главное - чтобы организация могла доказать связь понесенных затрат со своей производственной деятельностью (например, что работнику возмещена стоимость бензина, израсходованного им для служебных поездок, или компенсированы затраты на ремонт покрышки, поврежденной в рабочее время). Отметим, что подобный подход согласуется с порядком учета затрат на содержание арендованного автомобиля, согласно которому наряду с арендными платежами организация может учитывать расходы на приобретение ГСМ и запчастей (подробнее об этом см. в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2006 N А44-3149/2005-9).

Применение документа (выводы):

При расчете налога на прибыль организация, использующая в производственной деятельности личный транспорт сотрудников:

1) должна признавать расходом только сумму компенсации за использование автомобиля по нормам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92, как рекомендовано в Письме;

2) наряду с компенсацией за его использование может относить к расходам и другие затраты, связанные с эксплуатацией автомобиля (в частности затраты на ГСМ), однако в этом случае возможны споры с налоговыми органами.



2. Какая информация признается адресованной "неопределенному кругу лиц" и может признаваться рекламой?


Название документа:

Письмо ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@ "О направлении писем Федеральной антимонопольной службы от 23.01.2006 N КА/582 "О рекламе на сувенирную продукцию", от 30.10.2006 N АК/18658 "О рекламной продукции" и от 05.04.2007 N АЦ/4624 "О понятии "Неопределенный круг лиц"


Комментарий:

ФНС России разослала нижестоящим налоговым органам для использования в работе ряд писем Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) с разъяснениями, которые касаются отнесения той или иной информации (продукции) к рекламной.

Особенно интересно Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624: в нем ФАС России дает свои разъяснения о том, какая информация признается адресованной "неопределенному кругу лиц".

Напомним, что адресованность информации неопределенному кругу лиц - это один из признаков рекламы (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ). Следовательно, если информация не адресована неопределенному кругу лиц - рекламой она признаваться не может.

ФАС России указывает, что в ст. 3 Федерального закона "О рекламе" под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как ее предназначенность неопределенному кругу лиц, означает отсутствие указания в рекламе на некое лицо или лица, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена. Например, раздача сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков должна признаваться рекламой, поскольку заранее невозможно определить всех тех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Ранее налоговые и финансовые органы отказывались признавать рекламой (а соответствующие затраты - расходами на рекламу), поскольку не выполнялось требование о направленности информации неопределенному кругу лиц:

а) адресную рассылку рекламных материалов по почте (Письмо Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/1/390, см. об этом выпуск обзора от 11.05.2006);

б) изготовление визитных карточек сотрудников с логотипом организации (Письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-03-04/1/801, см. об этом выпуск обзора от 22.12.2006).

Разъяснения, которые дала ФАС России и которые ФНС России разослала нижестоящим налоговым органам, - в пользу налогоплательщиков. Они помогают дополнительно обосновать рекламный характер и адресных рассылок, и визитных карточек сотрудников. И в том, и в другом случае непосредственно в рекламных материалах не содержится упоминание о том, что информация предназначена для конкретного лица. И остальные лица также вправе воспользоваться предложением и могут откликнуться на данную информацию. Ведь рекламодатель готов заключить договор с любым лицом, откликнувшимся на рекламу, а не только с тем, кому был выслан каталог или передана визитная карточка.

Кроме того, круг лиц, получивших рекламную информацию, может не ограничиваться только адресатом: последний может ознакомить с ней еще каких-то людей (родственников, знакомых, коллег, партнеров). Получателем рекламной информации при любом способе ее распространения всегда будет конкретное лицо. Следовательно, и адресная рассылка рекламных материалов, и изготовление визитных карточек будут признаваться рекламой. То, что понимает под термином "неопределенный круг лиц" ФАС России, является подтверждением данной позиции. Поэтому по данным спорным вопросам у налогоплательщиков появился дополнительный аргумент в их пользу.


Применение документа (выводы):

Если при отнесении к расходам на рекламу затрат по адресной рассылке рекламных материалов или изготовлению визитных карточек сотрудников налоговые органы будут отказывать в признании данных затрат, ссылаясь на то, что информация не может быть признана адресованной неопределенному кругу лиц, - можно ссылаться на указанное Письмо ФАС России как на дополнительный аргумент в пользу налогоплательщика. Кроме того, Письмо ФНС России, разославшей разъяснения Федеральной антимонопольной службы по нижестоящим налоговым органам, будет являться обстоятельством, которое исключает привлечение организации к ответственности и начисление пеней (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).




Новое в судебной практике


1. Неуказание при заявлении налоговых вычетов данных об экспортной операции, отраженных в ранее поданной декларации, не влечет отказа в возмещении НДС

(Постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06)


Данные об операции по реализации товаров на экспорт организация отразила в налоговой декларации по НДС за июль 2005 г. А налоговые вычеты по товарам, экспортированным в июле, она заявила в декларации за август 2005 г., поскольку именно в этом периоде были произведены расчеты с поставщиками. Инспекция отказала налогоплательщику в возмещении НДС, сославшись на то, что, отражая в декларации за август суммы налоговых вычетов, организация не указала сведений о самой экспортной операции (налоговой базе).

Президиум ВАС РФ принял решение в пользу организации. Он указал, что основания для вычета возникли у организации после оплаты товара, реализованного на экспорт, поэтому соответствующую сумму налогоплательщик правильно отразил в декларации за август. Отсутствие в этой декларации сведений об экспортной операции (налоговой базе) не лишает организацию права на вычет, поскольку весь пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ, она представила вместе с декларацией за июль, в которой и были указаны соответствующие данные.

Аналогичных решений в судебной практике не встречается.


2. Налогоплательщики, не представляющие для подтверждения нулевой ставки ГТД, не обязаны определять налоговую базу по НДС на дату оказания услуг

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2007 N А19-22253/06-56-Ф02-767/07)


В январе 2006 г. организация оказала услуги, облагаемые НДС по ставке 0 процентов как непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых товаров (подача и расстановка вагонов к складам и погрузочным площадкам, погрузка и складирование готовой продукции, предназначенной к отправке на экспорт и пр.). ГТД в числе документов, подтверждающих нулевую налоговую ставку, организация представлять не обязана (п. 4 ст. 165 НК РФ), поэтому правило о 180-дневном сроке на сбор документов на нее не распространяется (п. 9 ст. 165 НК РФ). В этой связи инспекция посчитала, что организация должна подтвердить нулевую ставку по итогам периода, в котором были оказаны соответствующие услуги, и представить пакет документов вместе с декларацией за январь 2006 г. Поскольку этого сделано не было, инспекция доначислила организации НДС со стоимости оказанных услуг по ставке 18 процентов.

Суд признал такое решение недействительным и мотивировал это так. На основании п. 9 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы при реализации рассматриваемых услуг является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В данном случае правило о 180-дневном сроке не применяется. Однако это не означает, что если налогоплательщик не представил подтверждающие документы вместе с декларацией за период, в котором были оказаны соответствующие услуги, то ему может быть доначислен НДС по ставке 18 процентов. Такие последствия НК РФ не предусмотрены

Аналогичных решений в судебной практике нет.


3. Срок реконструкции рассчитывается не с момента вынесения руководством соответствующего решения, а с момента начала фактической реконструкции ОС

(Постановление ФАС Уральского округа от 02.04.2007 N Ф09-2077/07-С3)


По мнению налогового органа, организация неправомерно начисляла амортизацию по объекту основных средств, находящемуся на реконструкции более 12 месяцев. При этом срок реконструкции инспекция отсчитывала с момента принятия руководством организации соответствующего решения. Налогоплательщик настаивал на том, что фактически срок реконструкции составлял менее 12 месяцев.

Суд поддержал налогоплательщика. Принимая решение, он исходил из следующего. Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. В этой норме основную смысловую нагрузку несет понятие "находящиеся на реконструкции". При этом решение руководства о реконструкции является необходимым, но не единственным условием для исключения объектов основных средств из состава амортизируемого имущества. Поэтому довод инспекции о том, что срок реконструкции следует считать с момента принятия решения руководства о реконструкции объекта основных средств, основан на неправильном толковании закона.

Подобных решений в судебной практике не встречается.


4. Премии, хотя и предусмотренные коллективным договором, но выплаченные за счет чистой прибыли, не облагаются ЕСН

(Постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 13342/06)


Организация выплатила работникам вознаграждение по итогам работы за год, что было предусмотрено коллективным договором. Инспекция посчитала, что с указанных сумм следовало уплатить ЕСН, поскольку соответствующие расходы уменьшают базу по налогу на прибыль на основании п. 2 ст. 255 НК РФ.

Президиум ВАС РФ не согласился с таким подходом. Он подчеркнул следующее. Так как выплаты были произведены за счет прибыли прошлых лет, оставшейся в распоряжении организации после налогообложения, то они, согласно п. 1 ст. 270 НК РФ, в состав расходов не включаются. А выплаты, которые не отнесены к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, не облагаются ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ). При этом ссылка на Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога" неправомерна.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 31.05.2006 N КА-А40/4578-06.


Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное