Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 23.03.2007


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 23.03.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 23.03.2007


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Также в обзоре рассматриваются последние существенные судебные решения арбитражных судов. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Отчитываться по авансовым платежам по ЕСН за I квартал 2007 г. налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, будут по новой форме >>>

2. Росстат отменил единовременные формы статистической отчетности за 2006 г. для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий >>>

3. Изменен Порядок регистрации страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в органах ФСС РФ >>>

4. В 2007 г. индивидуальные предприниматели должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа - 154 руб. в месяц >>>

5. Для индивидуального предпринимателя профессиональный налоговый вычет в размере 20 процентов при неподтверждении доходов не признается расходом для целей ЕСН >>>

6. Капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, полученные арендодателем безвозмездно, не включаются в доходы и не увеличивают первоначальную стоимость основного средства >>>

7. Затраты, связанные с переводом жилых помещений в нежилые, включаются в первоначальную стоимость новых объектов основных средств >>>

8. Порядок признания расходов по приобретению лизингового имущества зависит от того, на чьем балансе оно учитывается >>>


Комментарии

1. Минфин России разъяснил, что в 2007 г. налогоплательщики ЕНВД должны корректировать базовую доходность на "расчетный" коэффициент-дефлятор К1, равный 1,241 >>>

2. Облагается ли НДФЛ участие работников в корпоративных мероприятиях? >>>

3. Вправе ли налогоплательщик учесть представительские расходы, если в протоколе о проведенном приеме нет данных о том, с представителями какой организации проводилась встреча? >>>

4. Основное средство возведено за счет заемных средств: как учитывать в целях налогообложения прибыли проценты по кредиту? >>>


Новое в судебной практике

1. При применении разных ставок по НДС налогоплательщик не обязан вести раздельный учет >>>

2. Налог на добавленную стоимость, уплаченный по операции, не облагаемой НДС на основании ст. 146 НК РФ, нельзя принять к вычету >>>

3. При самовывозе товара с территории РФ белорусским контрагентом товаросопроводительные документы для обоснования применения нулевой ставки не требуются >>>

4. Применение вычета по НДС не зависит от регистрации транспортных средств в органах ГИБДД >>>



Новости


1 . Отчитываться по авансовым платежам по ЕСН за I квартал 2007 г. налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, будут по новой форме

Письмо ФНС России от 09.03.2007 N ГВ-6-05/172@

Письмо Минфина России от 14.02.2007 N 03-04-07-02/4


На регистрации в Минюсте России находится Приказ Минфина России от 09.02.2007 N 13н, которым утверждены новая форма расчета авансовых платежей по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядок ее заполнения. Этот Приказ вступит в силу начиная с представления расчетов авансовых платежей по ЕСН за первый отчетный период 2007 г. Таким образом, отчитываться по ЕСН за I квартал текущего года надо будет уже по новой форме (напомним, что соответствующий расчет необходимо представить в инспекцию не позднее 20 апреля (п. 3 ст. 243 НК РФ)). Форма расчета авансовых платежей по страховым взносам на ОПС в 2007 г. не изменится, и при ее заполнении по-прежнему следует руководствоваться Приказом Минфина России от 24.03.2005 N 48н.

Кроме того, налогоплательщики - индивидуальные предприниматели и адвокаты декларацию по ЕСН за 2006 г. по своим доходам должны заполнять и представлять в инспекцию в соответствии с Приказом МНС России от 13.11.2002 N БГ-3-05/649.


2 . Росстат отменил единовременные формы статистической отчетности за 2006 г. для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий

Постановление Росстата от 19.02.2007 N 21 "Об отмене статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства на 2007 год"


Росстат отменил свое Постановление от 21.12.2006 N 80, которым были утверждены формы статистического наблюдения N 1-предприниматель и N 1-ПМ. Эти формы должны были представляться индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями за 2006 г. в срок до 2 апреля 2007 г. Следовательно, заполнять и представлять данные формы предпринимателям и малым предприятиям будет не нужно.


3 . Изменен Порядок регистрации страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в органах ФСС РФ

Постановление ФСС РФ от 26.01.2007 N 15


Внесены изменения в Постановление ФСС РФ от 23.03.2004 N 27, которым утвержден, в частности, Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах ФСС РФ. Основное изменение - это расширение перечня документов, которые страхователь должен представить для регистрации в органах ФСС РФ.

Так, организация, которая встает на учет по месту нахождения обособленного подразделения, теперь должна будет представлять также копии устава, содержащего сведения о соответствующем обособленном подразделении, и информационного письма Росстата со сведениями о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой организацией по месту нахождения обособленного подразделения.

Индивидуальный предприниматель в числе прочих документов, необходимых для регистрации в качестве страхователя, должен будет представлять копии трудовых книжек нанимаемых им работников.


4 . В 2007 г. индивидуальные предприниматели должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа - 154 руб. в месяц

Постановление Правительства РФ от 12.03.2007 N 156 "О стоимости страхового года на 2007 год"


Правительство РФ установило стоимость страхового года на 2007 г. в размере 1848 руб. Размер фиксированного платежа на месяц должен рассчитываться путем деления стоимости страхового года на 12 (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 148). Поэтому в 2007 г. индивидуальные предприниматели (а также адвокаты и частнопрактикующие нотариусы) должны будут уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исходя из размера фиксированного платежа на месяц - 154 руб. (1848 / 12 = 154).


5 . Для индивидуального предпринимателя профессиональный налоговый вычет в размере 20 процентов при неподтверждении доходов не признается расходом для целей ЕСН

Письмо Минфина России от 02.03.2007 N 03-04-05-02/3


В тех случаях, когда индивидуальный предприниматель не может документально обосновать свои расходы, он все равно вправе применить профессиональный налоговый вычет по НДФЛ в размере 20 процентов суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 221 НК РФ). Однако данная норма не действует для целей ЕСН, поэтому, если расходы предпринимателя не подтверждены, уменьшить налоговую базу по единому социальному налогу на 20 процентов он не сможет.


6 . Капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, полученные арендодателем безвозмездно, не включаются в доходы и не увеличивают первоначальную стоимость основного средства

Письмо УФНС России по г. Москве от 29.11.2006 N 20-12/105055.1


На основании пп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ при расчете налога на прибыль доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором (в том числе стоимость работ по модернизации основного средства), не учитываются. Такие капитальные вложения признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). При этом арендодатель амортизирует их в том случае, если он возмещает арендатору понесенные затраты (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Поэтому капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, полученные от арендатора безвозмездно, не включаются арендодателем в доходы и не увеличивают первоначальную стоимость модернизируемого объекта основных средств.


7 . Затраты, связанные с переводом жилых помещений в нежилые, включаются в первоначальную стоимость новых объектов основных средств

Письмо УФНС России по г. Москве от 28.11.2006 N 20-12/105021


Пунктом 3 ст. 288 ГК РФ предусмотрено, что размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. В связи с таким переводом меняется функциональное назначение объекта основных средств и, соответственно, код ОКОФ. Затраты, связанные с переводом жилых помещений в нежилые (например, с целью последующей сдачи в аренду в качестве офисов), увеличивают первоначальную стоимость этих новых объектов основных средств.


8 . Порядок признания расходов по приобретению лизингового имущества зависит от того, на чьем балансе оно учитывается

Письмо Минфина России от 02.03.2007 N 03-03-06/1/145


Если имущество, переданное в лизинг, учитывается на балансе лизингодателя, то расходы на приобретение этого имущества лизингодатель вправе признавать только путем начисления амортизации. Минфин России разъяснил, что порядок признания этих расходов, предусмотренный п. 8.1 ст. 272 НК РФ (в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены лизинговые платежи, пропорционально сумме лизинговых платежей), лизингодатель применяет лишь в том случае, если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя.



Комментарии


1 . Минфин России разъяснил, что в 2007 г. налогоплательщики ЕНВД должны корректировать базовую доходность на "расчетный" коэффициент-дефлятор К1, равный 1,241


Название документа:

Письмо Минфина России от 02.03.2007 N 03-11-02/62


Комментарий:

Налогоплательщики, как применяющие упрощенную систему налогообложения, так и переведенные на уплату ЕНВД, сталкиваются с применением коэффициента-дефлятора. В случае с УСН на этот коэффициент умножается предельный размер доходов, при котором организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.12 НК РФ) или при котором налогоплательщик теряет право на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Для целей же ЕНВД на коэффициент-дефлятор умножается базовая доходность (п. 4 ст. 346.29 НК РФ) - то есть от его размера напрямую зависит сумма единого налога: чем выше размер коэффициента, тем больше уплачиваемая сумма ЕНВД.

В одном из предыдущих выпусков обзора уже рассказывалось о подходе Минфина России к применению в 2007 г. коэффициента-дефлятора в целях УСН. Теперь же финансовое ведомство выпустило разъяснения о том, как в 2007 г. следует применять коэффициент-дефлятор налогоплательщикам ЕНВД.

Напомним, что в 2006 г. значение этого коэффициента было установлено равным 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2005 N 277). Однако на 2007 г. он установлен в меньшем размере - 1,096 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 359).

Финансовое ведомство в этой связи разъясняет следующее. Исходя из норм ст. 346.27 НК РФ коэффициент-дефлятор К1 устанавливается на каждый календарный год и должен учитывать изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в предшествующем периоде. Поэтому с 1 января 2007 г. при определении суммы ЕНВД следует использовать расчетное значение коэффициента К1, которое нужно определить путем перемножения коэффициента К1 на 2006 г. (1,132) на коэффициент К1 на 2007 г. (1,096). Получившееся расчетное значение составляет 1,241. И именно на "расчетный" коэффициент К1, равный 1,241, налогоплательщикам ЕНВД следует в 2007 г. умножать базовую доходность.

Однако по данной проблеме есть и альтернативная точка зрения: в 2007 г., рассчитывая сумму ЕНВД, базовую доходность нужно умножать только на коэффициент К1, установленный на 2007 г. в размере 1,096. Основывается такая позиция на следующих доводах.

Согласно п. 4 ст. 346.29 НК РФ базовая доходность должна умножаться, в частности, на коэффициент К1. В ст. 346.27 НК РФ указано, что коэффициент-дефлятор К1 устанавливается на календарный год. На 2007 г. значение этого коэффициента установлено равным 1,096, о чем прямо говорится в Приказе Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 359.

В отличие от положений гл. 26.2 НК РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ), прямо предусматривающей последовательное перемножение коэффициентов-дефляторов для целей УСН, гл. 26.3 НК РФ говорит о корректировке базовой доходности только на тот коэффициент, который установлен на текущий год. Действительно, коэффициент-дефлятор "должен учитывать изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде", как указано в ст. 346.27 НК РФ, и в условиях инфляции его снижение с 1,133 до 1,096 может выглядеть неоправданным с экономической точки зрения. Однако конкретный размер коэффициента-дефлятора, учитывая все изложенные факторы, устанавливает Минэкономразвития России. Данное значение коэффициента К1 утверждено в установленном порядке. Поэтому в условиях, когда нормы Кодекса (ст. 346.27 и п. 4 ст. 346.29) не предоставляют права налоговым органам требовать последовательного умножения коэффициентов К1 для целей ЕНВД, следует применять именно то значение коэффициента, которое установлено на 2007 г., то есть 1,096.

Следует отметить, что на 2007 г. Минэкономразвития России утвердило разные значения коэффициента-дефлятора для УСН и для ЕНВД. Для целей УСН коэффициент-дефлятор утвержден в большем размере (1,241 - Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360), а для целей ЕНВД - в меньшем (1,096). При этом, как уже говорилось, последовательное умножение коэффициентов предусмотрено именно для целей УСН, а при расчете ЕНВД нужно использовать только коэффициент К1, утвержденный на текущий год. То есть для соблюдения экономической логики Минэкономразвития России при утверждении этих коэффициентов следовало поступить ровным счетом наоборот.

Именно из-за этого финансовое ведомство отказывает налогоплательщикам, применяющим УСН, последовательно умножать коэффициенты-дефляторы, хотя это прямо предусмотрено в п. 2 ст. 346.12 НК РФ (Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272), а от налогоплательщиков ЕНВД в рассматриваемом Письме требует перемножать коэффициенты К1, хотя Кодекс такой возможности не предоставляет.

По этому вопросу вероятно дальнейшее появление судебной практики.


Применение документа (выводы):

Налогоплательщикам ЕНВД в 2007 г., определяя сумму единого налога, следует:

1) умножать значение базовой доходности на "расчетный" коэффициент К1 в размере 1,241, как указывает Минфин России;

2) умножать значение базовой доходности на коэффициент К1 в размере, установленном на 2007 г. Минэкономразвития России, - 1,096. Однако в таком случае вероятно возникновение споров с налоговыми органами.


2 . Облагается ли НДФЛ участие работников в корпоративных мероприятиях?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@


Комментарий:

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, в том числе полученные в натуральной форме. На основании пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, в интересах налогоплательщика. Основываясь на этих положениях Кодекса, налоговые органы делают следующий вывод: стоимость оплаты организацией корпоративных развлекательных мероприятий своих работников, а также завтраков, обедов и т.п. является доходом физических лиц, полученным в натуральной форме, и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. При этом обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ в данном случае должен исполнять налоговый агент, то есть организация.

Аналогичная позиция отражена также в Письме УФНС России по г. Москве от 28.08.2006 N 21-11/75538@ (применительно к стоимости питания (чая, кофе, сахара), оплаченного организацией для своих работников).

По данному вопросу может быть и другая точка зрения, согласно которой НДФЛ в рассматриваемой ситуации уплачивать не нужно. Дело в том, что в соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиком. А в случае с корпоративным мероприятием определить размер дохода, полученного конкретным физическим лицом (иными словами, посчитать сколько каждый работник съел и выпил), невозможно. Еще в Информационном письме от 21.06.1999 N 42 (п. 8) Президиум ВАС РФ отмечал, что при отсутствии персонифицированного определения размера дохода в натуральной форме, полученного каждым физическим лицом, налог уплачиваться не должен (в данном деле речь шла об участии работников в новогоднем вечере). Несмотря на то что это Письмо было выпущено в период действия Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", вывод Президиума ВАС РФ актуален и в настоящее время, поскольку с введением в действие гл. 23 НК РФ объект и порядок налогообложения доходов физических лиц не изменились. Подобные выводы (но уже в рамках гл. 23 НК РФ) сделаны также в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2006 N А56-2227/2006, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2006 N Ф04-685/2006(20075-А45-6), ФАС Уральского округа от 11.05.2004 N Ф09-1773/04-АК. Принимая решения, суды подчеркивали, что определение налоговой базы по НДФЛ расчетным путем, исходя из теоретических предпосылок, налоговым законодательством не предусмотрено.


Применение документа (выводы):

Организация, оплачивающая корпоративное мероприятие, должна:

1) исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет НДФЛ, как рекомендуют налоговые органы;

2) рассматривать доходы, полученные работниками при участии в корпоративных мероприятиях, как не облагаемые НДФЛ. В этом случае возможны споры с налоговыми органами.


3 . Вправе ли налогоплательщик учесть представительские расходы, если в протоколе о проведенном приеме нет данных о том, с представителями какой организации проводилась встреча?


Название документа:

Письмо УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@


Комментарий:

Организация провела деловой прием - встречу с контрагентами и желает признать затраты на проведение приема в качестве представительских расходов. Однако при этом в составленном протоколе приема данные о контрагентах указаны не были. Можно ли в таком случае признать расходы? За разъяснениями организация обратилась в УФНС России по г. Москве.

По мнению налоговых органов, одним из документов, подтверждающих представительские расходы, должен быть акт об их осуществлении, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов. При этом в данном акте (отчете) должны отражаться:

1) цель представительских мероприятий и результаты их проведения;

2) дата и место проведения;

3) программа мероприятий;

4) состав приглашенной делегации;

5) участники принимающей стороны;

6) величина расходов на представительские цели.

Таким образом, говорится в Письме, расходы по проведению официального приема должны быть документально подтверждены в том числе протоколом мероприятия с указанием лиц, участвующих в мероприятии. Если этот документ отсутствует, расходы будут считаться неподтвержденными и не могут быть учтены.

В то же время по вопросу документального подтверждения представительских расходов успела сложиться судебная практика. Суды при разрешении данных споров встают на сторону налогоплательщика и не признают обоснованными требования налоговых органов о составе подтверждающих документов. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 22 - 29.03.2005 N А12-18384/04-С36 указано, что программа переговоров, перечень решаемых вопросов, результаты переговоров, подписанные договоры и соглашения не признаются первичными учетными документами, следовательно, их наличие не является обязательным условием для признания расходов. Не является обязательным документом поименный список представителей организаций - участников переговоров, а также программа проведения деловой встречи (Постановление ФАС Уральского округа от 07.09.2005 N Ф09-3872/05-С7).

А в Постановлении ФАС Поволжского округа от 29.03.2006 N А55-17406/05-51 суд дал оценку и рассматриваемым требованиям о необходимости наличия документов, подтверждающих состав лиц, которые участвуют в мероприятии. В Постановлении говорится, что требования инспекции об обязательности указания в составляемых первичных учетных документах даты и места проведения деловой встречи, состава приглашенных лиц и подтверждения их действительного прибытия несостоятельны и не соответствуют положениям налогового законодательства.

Имеющаяся судебная практика дает основания для выделения второй точки зрения по рассматриваемому вопросу: организация не обязана подтверждать состав лиц, с которыми проводится встреча, и при наличии первичных учетных документов, подтверждающих осуществление затрат на прием, вправе учесть эти затраты в качестве представительских расходов.


Применение документа (выводы):

При отсутствии в протоколе проведенной встречи данных об организации, с представителями которой встреча проводилась, организация может:

1) не признавать представительские расходы, как разъясняют налоговые органы;

2) признать данные расходы, а в случае возникновения споров с налоговыми органами - отстаивать свою точку зрения, ссылаясь на имеющуюся судебную практику.


4 . Основное средство возведено за счет заемных средств: как учитывать в целях налогообложения прибыли проценты по кредиту?


Название документа:

Письмо Минфина России от 01.03.2007 N 03-03-06/1/140


Комментарии:

Финансовое ведомство высказалось в пользу того, что если объект недвижимости возводится за счет привлеченного банковского кредита, то проценты по кредиту, уплачиваемые в период строительства, включаются в первоначальную стоимость основного средства. В обоснование своей позиции Минфин России ссылается на положения п. 1 ст. 257 НК РФ. Согласно этой норме первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, если иное не предусмотрено НК РФ.

К решению рассматриваемого вопроса возможен и другой подход, согласно которому проценты за пользование кредитом не увеличивают первоначальную стоимость основных средств. Дело в том, что в числе расходов, поименованных в п. 1 ст. 257 НК РФ, проценты по кредитам, используемым на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, не названы. Вместе с тем на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ затраты в виде процентов по долговым обязательствам включаются в состав внереализационных расходов. А ст. 269 НК РФ предусмотрен особый порядок учета процентов в целях налогообложения. Следовательно, при расчете налога на прибыль проценты по кредиту, в том числе использованному на приобретение (сооружение, изготовление) основного средства, следует рассматривать как самостоятельный внереализационный расход. Отметим, что подобную точку зрения ранее неоднократно высказывал и сам Минфин России (см., например, его Письма от 30.05.2006 N 03-03-04/1/486, от 01.08.2005 N 03-03-04/1/111). Аналогичная позиция отражена также в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2005 N А42-8523/04-28.


Применение документа (выводы):

При учете в целях налогообложения прибыли процентов по кредиту, использованному на приобретение (сооружение, изготовление) основного средства, организация должна включать их:

1) в первоначальную стоимость основного средства, как рекомендует Минфин России;

2) в состав внереализационных расходов, однако в этом случае нельзя исключать споров с налоговыми органами.



Новое в судебной практике


1 . При применении разных ставок по НДС налогоплательщик не обязан вести раздельный учет

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2007 N Ф04-9596/2006(30818-А45-42))


Налогоплательщик осуществлял операции, облагаемые НДС по разным ставкам: 10 и 18 процентов. Инспекция отказала ему в применении ставки 10 процентов, указав, что раздельный учет товаров по таким операциям не велся.

Суд признал решение инспекции неправомерным, указав на следующие обстоятельства. Статьей 153 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика, который осуществляет операции, облагаемые НДС по разным ставкам, определять налоговую базу отдельно по каждой такой операции. Однако из буквального толкования данной статьи не следует обязанности при этом вести раздельный учет товаров, поэтому право налогоплательщика на применение льготных ставок не зависит от ведения раздельного учета. Аналогичные выводы были сделаны в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2003 N А42-8250/02-С4 по применению ранее действовавших ставок НДС - 10 и 20 процентов.

Судебная практика по вопросу ведения раздельного учета при применении налогоплательщиком ставок 18 и 0 процентов также исходит из того, что законодательством установлена обязанность определения налоговой базы по каждой операции, а не ведения раздельного учета (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2005 N А38-4627-17/611-2004, ФАС Московского округа от 10.10.2006 N КА-А40/9981-06-П, ФАС Северо-Западного округа от 30.12.2005 N А42-878/05-27, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.10.2006 N Ф08-5054/2006-2125А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.08.2004 N А19-7403/03-44-Ф02-2707/04-С1, ФАС Центрального округа от 13.04.2005 N А48-6550/04-15).


2 . Налог на добавленную стоимость, уплаченный по операции, не облагаемой НДС на основании ст. 146 НК РФ, нельзя принять к вычету

(Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 10627/06)


Инспекция отказала налогоплательщику в применении вычета по НДС. Основанием для принятия такого решения стало то, что спорный налог был уплачен отделу вневедомственной охраны, у которого в силу пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не возникает объекта налогообложения при оказании услуг по охране имущества налогоплательщика.

Суд поддержал позицию налогового органа, указав на следующие обстоятельства. У отдела вневедомственной охраны в данном случае отсутствует объект налогообложения, поэтому излишне полученные им денежные средства представляют собой неосновательное обогащение. В силу положений ст. 1002 ГК РФ налогоплательщик вправе взыскать с отдела вневедомственной охраны суммы излишне уплаченного налога, а не принимать их к вычету.

Есть примеры противоположных судебных решений. Суды указывали на то, что налогоплательщик имеет право на вычет НДС, уплаченного поставщику, даже если у того не возникает объекта налогообложения. Такую позицию суды обосновывают тем, что в случае ошибочного получения от контрагентов сумм НДС налогоплательщики, согласно ст. 173 НК РФ, обязаны уплатить их в бюджет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2006 N А82-15226/2005-99, Постановление ФАС Московского округа от 20.11.2006, 27.11.2006 N КА-А40/11296-06, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.11.2006 N А56-13319/2006).


3 . При самовывозе товара с территории РФ белорусским контрагентом товаросопроводительные документы для обоснования применении нулевой ставки не требуются

(Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 13219/06)


Российский налогоплательщик представил налоговому органу пакет документов в обоснование применения нулевой ставки (копии договоров поставки, счетов-фактур, заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в Республике Беларусь, выписок банка и платежных поручений об оплате товара). В качестве товаросопроводительных документов были представлены товарные накладные формы ТОРГ-12. Инспекция сочла применение нулевой ставки неправомерным, так как указанные накладные не относятся к товаросопроводительным документам, представление копий которых предусмотрено Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь. Поэтому товарные накладные не могут признаваться доказательством, подтверждающим вывоз товара.

Суд встал на сторону налогоплательщика, посчитав представленные документы достаточными для подтверждения права на применение ставки 0 процентов. При этом суд указал на то, что товар был вывезен белорусским предприятием с территории РФ самовывозом, поэтому у налогоплательщика не должно быть копий товаросопроводительных документов.

Аналогичные выводы содержат: Постановления ФАС Московского округа от 20.12.2006, 25.12.2006 N КА-А40/12464-06, от 14.12.2006, 15.12.2006 N КА-А40/12160-06, от 07.12.2006, 12.12.2006 N КА-А40/11989-06, Постановление ФАС Центрального округа от 04.09.2006 N А54-1002/2006-С4.


4 . Применение вычета по НДС не зависит от регистрации транспортных средств в органах ГИБДД

(Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2007 N А48-2037/06-18)


Инспекция отказала налогоплательщику в применении вычета по НДС. Основанием для принятия такого решения послужило то, что в ходе налоговой проверки не были представлены технические паспорта транспортных средств, по которым налог был принят к вычету. В обоснование отказа инспекция указала на то, что при отсутствии регистрации транспортных средств в органах ГИБДД уплаченный по ним налог к вычету не принимается.

Суд посчитал решение инспекции неправомерным. При этом было указано на то, что основные средства приняты на учет на счет 01, документы, обосновывающие вычет, соответствуют требованиям ст. 172 НК РФ, а довод о необходимости регистрации транспортных средств в органах ГИБДД для применения вычета противоречит положениям ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

Вывод об отсутствии необходимости в государственной регистрации транспортных средств для применения вычета НДС также содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 16.02.2005 N А36-182/2-04, Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2006 N А05-5787/2006-18, от 26.06.2006 N А56-39260/04.


Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению





© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное