Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 15.12.2006


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера

Выпуск от 15.12.2006


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 15.12.2006


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Также в обзоре рассматриваются последние существенные судебные решения арбитражных судов. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


1. Утверждена новая форма декларации по НДС >>>

Приказ Минфина России от 07.11.2006 N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения"


2. Вправе ли организация-правопреемник учитывать выплаты, начисленные работникам присоединенных организаций, при расчете ЕСН, страховых взносов на ОПС и НДФЛ >>>

Письмо Минфина России от 20.11.2006 N 03-05-02-04/179


3. Расходы на обязательное страхование ответственности для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, - можно ли их признавать для целей налогообложения? >>>

Письмо Минфина России от 20.11.2006 N 03-03-04/1/783


4. Требование о восстановлении НДС по похищенному имуществу, содержащееся в Письме ФНС России, признано недействующим >>>

Решение ВАС РФ от 23.11.2006 N 10652/06


5. Минфин России разъяснил порядок признания расходами комиссионного вознаграждения банку, установленного в виде процента от суммы непогашенного кредита >>>

Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-04/1/765


6. Какая налоговая ставка НДС применяется при оказании агентом услуг по контролю исполнения экспортных поставок и по организации таможенного оформления вывозимых товаров >>>

Письмо Минфина России от 21.11.2006 N 03-04-08/239


7. Средства материнского капитала не будут облагаться НДФЛ >>>

Федеральный закон от 05.12.2006 N 208-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Новое в судебной практике >>>

1. Если кассовый чек был пробит через ККМ, не зарегистрированную в налоговых органах, организация может признать расходы при наличии иных подтверждающих документов >>>

2. Способ заполнения счета-фактуры, при котором одновременно используются машинописный и рукописный тексты, не лишает налогоплательщика права на вычет >>>

3. Организация, зарегистрированная менее трех лет назад, вправе производить отчисления в резерв на проведение особо сложного и дорогого ремонта >>>

4. Суммы премий, выплаченных с учетом районного коэффициента и процентных надбавок, не предусмотренных приказом организации, можно относить к расходам в полном объеме >>>



1. Утверждена новая форма декларации по НДС


Название документа:

Приказ Минфина России от 07.11.2006 N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения"


Комментарий:

С 1 января 2007 г. при осуществлении экспортных операций налогоплательщикам больше не требуется представлять отдельную налоговую декларацию по ставке 0 процентов. Вычеты НДС по внутренним и внешним операциям нужно будет отражать в одной декларации (п. 6 ст. 164 НК РФ, требовавший представления отдельной декларации по ставке 0 процентов, отменен). Поэтому финансовое ведомство разработало и утвердило новую форму налоговой декларации по НДС.

Новая декларация состоит из титульного листа и 9 разделов, а также Приложения. Раздел 1 самый простой для заполнения, в нем отражается общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по строкам 010 - 050 указываются КБК, коды по ОКАТО и ОКВЭД, а также сумма налога, исчисленная к уплате или возмещению). Он заполняется всеми налогоплательщиками. Листы с остальными разделами заполняются и включаются в состав декларации только в том случае, если налогоплательщик совершает соответствующие операции (п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС - Приложение N 2 к Приказу Минфина России от 07.11.2006 N 136н).

Раздел 2 заполняют налоговые агенты по НДС, а разд. 4 - иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России через свои подразделения. Раздел 3, по сути, является основным, в нем отражается расчет налога по операциям, облагаемым по ставкам 18 и 10 процентов, а также с применением "расчетной" ставки.

Экспортеры и другие налогоплательщики, совершающие операции, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов, будут заполнять разд. 5, 6, 7 и 8 декларации:

- разд. 5 заполняется в случае, когда обоснованность применения ставки 0 процентов подтверждена (т.е. когда налогоплательщик в 180-дневный срок собрал необходимый пакет документов);

- разд. 7 заполняется по неподтвержденному экспорту, в нем отражается обложение неподтвержденного экспорта по ставке 18 или 10 процентов, налоговые вычеты по этим операциям.

Разделы 6 и 8 предназначены для тех налогоплательщиков, которые подавали ранее налоговую декларацию по ставке 0 процентов. В них указывается период, в котором эта декларация представлялась:

- если налогоплательщик в 2006 г. представил налоговую декларацию по ставке 0 процентов с документами, обосновывающими применение нулевой ставки, однако возмещения налога до 1 января 2007 г. не получил, то "входящий" НДС принимается к вычету. В первом налоговом периоде 2007 г. эти суммы отражаются в разд. 6 декларации;

- если налогоплательщик в 2006 г. не собрал в 180-дневный срок пакет документов, он также должен был подать налоговую декларацию по ставке 0 процентов, в которой следовало указать сумму налога по операциям, применение ставки 0 процентов по которым не подтверждено. Однако "входящий" НДС по правилам, действующим до 1 января 2007 г., нельзя принимать к вычету до представления документов, обосновывающих нулевую ставку НДС (п. 3 ст. 172 НК РФ). Поскольку после 1 января 2007 г. вычеты "входящего" НДС как по неподтвержденному экспорту применяются на момент отгрузки товара на экспорт (п. 9 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ), в первом налоговом периоде 2007 г. эти суммы отражаются в разд. 8 декларации.

В разд. 9 отражаются операции, освобождаемые от налогообложения согласно ст. 149 НК РФ; операции, которые не признаются объектом налогообложения; операции, местом реализации которых не признается территория РФ; суммы предоплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) с длительностью производственного цикла свыше шести месяцев.

Приложение к декларации, как и прежде, предназначено для того, чтобы указывать в нем восстановление НДС по объектам недвижимости согласно п. 6 ст. 171 НК РФ.

Новая форма декларации применяется начиная с представления отчетности за январь и первый квартал 2007 г. (п. 3 Приказа).


Применение документа (выводы):

Начиная с отчетности за январь 2007 г. (I квартал 2007 г. - для плательщиков, уплачивающих НДС ежеквартально) составлять и представлять декларацию по НДС по новой форме.



2. Вправе ли организация-правопреемник учитывать выплаты,
начисленные работникам присоединенных организаций,
при расчете ЕСН, страховых взносов на ОПС и НДФЛ


Название документа:

Письмо Минфина России от 20.11.2006 N 03-05-02-04/179


Комментарий:

Как правило, после реорганизации в форме присоединения работники присоединенных организаций принимаются на работу в присоединившую организацию. Финансовое ведомство рассмотрело вопрос о том, вправе ли присоединившая организация учитывать выплаты, которые были произведены работникам в присоединенных организациях, при применении регрессивной шкалы для расчета ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), а также при расчете НДФЛ. Суть разъяснений Минфина России такова.

Глава 24 НК РФ, посвященная ЕСН, не содержит специальных норм, регулирующих порядок расчета суммы налога при реорганизации организации. Поэтому в данном случае должны применяться общие правила исчисления налогов при реорганизации, которые закреплены в ст. 50 НК РФ. Из положений п. 5 ст. 50 НК РФ следует, что присоединившая организация обязана уплатить те налоги, которые были исчислены, но не уплачены присоединенными организациями. А правопреемства в части формирования налоговой базы и применения пониженных налоговых ставок эта статья не предусматривает. Поэтому у присоединившей организации нет оснований для применения регрессивной шкалы при расчете ЕСН и обязательных взносов на ОПС.

Подобную точку зрения Минфин России неоднократно высказывал и ранее (см. Письма от 26.05.2006 N 03-05-02-04/71, от 15.11.2005 N 03-05-02-04/201, от 12.09.2005 N 03-05-02-04/175, от 18.05.2005 N 03-03-01-04/1/268, от 06.05.2005 N 03-05-02-04/94, от 29.04.2005 N 03-05-02-04/85, от 19.01.2005 N 03-05-02-04/4, от 23.11.2004 N 03-05-02-04/59).

К решению данного вопроса возможен и другой подход, предусматривающий, что присоединившая организация имеет право учитывать выплаты, которые произведены присоединенными организациями, при расчете ЕСН. Обосновать эту позицию можно следующим образом. Налоговая база формируется на основе данных налогового и бухгалтерского учета. Из положений Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст. ст. 50, 54, 236, 240, 241, 243 НК РФ следует, что организация-правопреемник при ведении учетных операций обязана использовать данные бухгалтерского и налогового учета присоединенных организаций. При этом поскольку расчетный период в течение календарного года является непрерывным, то налоговая база должна рассчитываться нарастающим итогом и с учетом выплат, произведенных присоединенными организациями.

Такая точка зрения высказана, в частности, в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2006 N А58-5678/05-Ф02-3272/06-С1 и от 30.06.2006 N А58-5082/05-Ф02-3122/06-С1, ФАС Уральского округа от 22.02.2006 N Ф09-736/06-С2. А в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 16.05.2006 N А12-19292/05-С21 и ФАС Северо-Западного округа от 15.07.2005 N А05-26086/04-22 суды пришли к выводу о том, что ранее произведенные выплаты могут учитываться и в том случае, если реорганизация происходила в форме преобразования.

Относительно НДФЛ Минфин России разъяснил следующее. Пунктом 3 ст. 218 НК РФ предусмотрено, что если налогоплательщик начал работать не с первого месяца налогового периода, то налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Поэтому при решении вопроса о праве работников на соответствующие налоговые вычеты (400 руб. на работника и 600 руб. на ребенка соответственно) надо учитывать суммы заработной платы, полученной ими в присоединенных организациях с начала налогового периода.


Применение документа (выводы):

1. При расчете ЕСН присоединившей организации следует:

а) при применении регрессивной шкалы не учитывать выплаты, начисленные работникам присоединенных организаций, как рекомендует Минфин России;

б) при применении регрессивной шкалы учитывать выплаты, начисленные работникам присоединенных организаций. При возникновении споров с налоговыми органами в такой ситуации можно ссылаться на судебную практику.

2. При предоставлении стандартных налоговых вычетов по НДФЛ в размере 400 и 600 руб. присоединившей организации следует учитывать выплаты, начисленные работникам присоединенных организаций.



3. Расходы на обязательное страхование ответственности
для организаций, эксплуатирующих опасные производственные
объекты, - можно ли их признавать для целей налогообложения?


Название документа:

Письмо Минфина России от 20.11.2006 N 03-03-04/1/783


Комментарий:

Организации, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, в обязательном порядке должны застраховать свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Такое требование установлено в п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Может ли организация признать суммы уплаченных страховых взносов в качестве расходов? Финансовое ведомство дает отрицательный ответ и в рассматриваемом Письме приводит обоснование этому.

Статья 263 НК РФ предоставляет организациям возможность признавать в качестве расходов затраты на все виды обязательного страхования, а также затраты на те виды добровольного страхования имущества, которые прямо перечислены в этой же статье.

Минфин России обращает внимание на следующее. В ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определено, что страхование осуществляется в двух формах: добровольной и обязательной. В п. 4 ст. 3 Закона N 4015-1 говорится, что условия и порядок обязательного страхования должны устанавливаться в федеральном законе о конкретном виде обязательного страхования, приведены те положения, которые должен содержать такой закон.

В отношении обязательного страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, такого отдельного закона нет. В п. 1 ст. 15 Закона N 116-ФЗ лишь установлена обязанность организации застраховать свою ответственность. Всех тех обязательных положений, которые должен содержать закон об обязательном страховании, в Законе N 116-ФЗ не содержится.

Поэтому финансовое ведомство и делает вывод, что страхование ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, является обязательным условием для осуществления их деятельности, но не признается видом обязательного страхования. Перечень видов добровольного страхования, приведенный в ст. 263 НК РФ, является закрытым, и данный вид страхования в нем также не указан. Следовательно, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, не имеет права признавать в качестве расходов затраты на страхование своей ответственности в случае аварии на этом объекте.

В то же время по данному вопросу существует и поддерживается сложившейся арбитражной практикой иная точка зрения - организация вправе признавать данные расходы. Страхование признается обязательным в случае прямого указания закона о наличии у страхователя обязанности заключить договор страхования. В ст. 15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязанность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, страховать свою ответственность. В этой же статье установлены виды, условия и порядок проведения обязательного страхования. Поэтому данный вид страхования является обязательным. Следовательно, организации вправе признавать осуществленные затраты в качестве расходов.

Суды приходили к таким выводам, например, в следующих решениях: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.01.2006 N А43-21719/2005-16-672, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2006 N А13-3061/2005-14 и от 18.07.2005 N А44-564/2005-15, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2006 N А33-33727/05-Ф02-5260/06-С1, от 01.08.2006 N А33-22126/05-Ф02-3839/06-С1, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.08.2006 N Ф03-А59/06-2/1753, Постановления ФАС Поволжского округа от 03.08.2006 N А65-24755/2005-СА1-7, от 13.07.2006 N А65-33239/2005-СА1-32, от 27.06.2006 N А65-36361/2005-СА1-37, от 20.06.2006 N А65-24879/2005-СА1-19, от 06.06.2006 N А65-19387/2005-СА2-22, от 02.06.2006 N А62-3572/2005.


Применение документа (выводы):

Организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты и застраховавшая свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде:

1) не вправе признавать уплаченные страховые взносы в качестве расходов, в соответствии с разъяснениями Минфина России;

2) может признать осуществленные расходы, однако в таком случае возможны споры с налоговыми органами.



4. Требование о восстановлении НДС по похищенному имуществу,
содержащееся в Письме ФНС России, признано недействующим


Название документа:

Решение ВАС РФ от 23.11.2006 N 10652/06


Комментарий:

В Письме ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ (далее - Письмо) налоговые органы разъяснили, что при выявлении недостачи товаров в ходе инвентаризации имущества суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет. Организация оспорила это положение.

ВАС РФ согласился с налогоплательщиком и признал это требование не соответствующим Налоговому кодексу РФ. Свое решение судьи аргументировали следующим образом. В п. 3 ст. 170 НК РФ перечислены случаи, при которых суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету, подлежат восстановлению. Недостача товара, обнаруженная в процессе инвентаризации имущества, или хищение товара в их числе отсутствуют. Таким образом, оспариваемое положение возлагает на налогоплательщиков не предусмотренную НК РФ обязанность вносить в бюджет ранее принятые к вычету суммы НДС. Поэтому Письмо в соответствующей части является недействующим.

По данному вопросу сформировалась неоднозначная судебная практика. Так, одни суды принимали решение о том, что НДС в рассматриваемой ситуации восстанавливать не надо (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 14.09.2004 N А57-1124/04-33, ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2006 N А26-4963/2005-29, от 09.02.2006 N А56-9808/2005, от 17.01.2005 N А05-6493/04-12). Другие суды делали противоположные выводы (см., в частности, Постановления ФАС Уральского округа от 12.11.2003 N Ф09-3784/03-АК, ФАС Московского округа от 03.03.2005 N КА-А41/839-05, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2006 N Ф08-1521/2006-644А).

Отметим также, что ФНС России и Минфин России вообще возражали против рассмотрения данного дела. Они полагали, что Письмо не может быть оспорено в суде, поскольку не является нормативным правовым актом и не зарегистрировано в установленном порядке. Однако судьи указали, что Письмо, содержащее разъяснения налоговым органам и указания учитывать их в работе, рассчитано на многократное применение, в том числе в процессе налогового контроля, когда затрагиваются непосредственные права налогоплательщиков. Поэтому есть все основания рассматривать это Письмо в качестве акта, имеющего нормативный характер. При этом форма изложения указаний, а также факт отсутствия его государственной регистрации и опубликования в официальном издании не имеют существенного значения.


Применение документа (выводы):

В случае обнаружения недостачи товаров или при хищении имущества сумму НДС, ранее принятую к вычету, восстанавливать не нужно.



5. Минфин России разъяснил порядок признания расходами
комиссионного вознаграждения банку, установленного
в виде процента от суммы непогашенного кредита


Название документа:

Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-04/1/765


Комментарий:

В кредитном договоре может быть предусмотрено условие об уплате клиентом банку комиссионного вознаграждения за оказание дополнительных (помимо предоставления денежных средств) услуг, например за обслуживание кредитной линии (ссудного счета).

Минфин России рассмотрел вопрос о порядке учета соответствующих сумм в целях налогообложения прибыли. Финансовое ведомство отмечает, что рассматриваемые платежи признаются экономически обоснованными. Однако порядок их учета в целях налогообложения может отличаться. Суммы комиссионного вознаграждения относятся либо к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (как расходы на оплату услуг банка (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ)), либо к внереализационным расходам (как расходы в виде процентов (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ)). Все зависит от того, в какой форме уплачивается комиссия.

Так, по мнению Минфина России, если комиссия за проведение операций по ссудному счету установлена в процентах от суммы непогашенного кредита, то соответствующая сумма вознаграждения включается в состав расходов так же, как и проценты по кредиту, то есть нормируется (ст. 269 НК РФ).

По данному вопросу возможна и другая точка зрения: независимо от формы уплаты комиссионного вознаграждения его сумма должна учитываться как расходы на оплату услуг банка по пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ. Дело в том, что проценты по долговым обязательствам и затраты на оплату услуг банка отличаются по своей экономической сущности, являются самостоятельными видами расходов и отождествлять их неправомерно. По правилам ст. 269 НК РФ признаются (нормируются) исключительно проценты по долговым обязательствам (пп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ). Что касается расходов на оплату банковских услуг, то их состав НК РФ не конкретизирует и не ограничивает. Поэтому по пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ могут учитываться любые вознаграждения банкам, отвечающие условиям расходов согласно п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом механизм расчета величины вознаграждения, установленный договором (как процент от непогашенной суммы кредита или фиксированный платеж), не имеет значения.

Кроме того, применить алгоритм расчета процентов по долговым обязательствам, предусмотренный ст. 269 НК РФ, к сумме комиссионного вознаграждения невозможно из-за отсутствия сопоставимых условий.

Арбитражные суды также приходили к выводу о том, что суммы комиссии, выплачиваемые банкам, учитываются в целях налогообложения в полном объеме и положения ст. 269 НК РФ к ним не применяются (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 10.10.2006 N Ф09-9113/06-С7, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.01.2006 N Ф04-9281/2005(18261-А27-35), Ф04-9281/2005(18262-А27-35), ФАС Московского округа от 02.08.2005, 28.07.2005 N КА-А40/7021-05).


Применение документа (выводы):

При расчете налога на прибыль организация, выплачивающая банку вознаграждение за обслуживание кредитной линии, величина которого определяется как процент от непогашенной суммы кредита, может:

1) учитывать эту сумму в том же порядке, что и проценты по кредиту (нормировать), как рекомендует Минфин России;

2) учитывать эту сумму в полном объеме в качестве расходов на оплату услуг банка по пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ. При возникновении споров с налоговыми органами можно ссылаться на приведенные выше аргументы и арбитражную практику.



6. Какая налоговая ставка НДС применяется при оказании
агентом услуг по контролю исполнения экспортных поставок
и по организации таможенного оформления вывозимых товаров


Название документа:

Письмо Минфина России от 21.11.2006 N 03-04-08/239


Комментарий:

Минфин России рассмотрел следующий вопрос: относятся ли к услугам, непосредственно связанным с производством и реализацией вывозимых за пределы РФ товаров, облагаемым по ставке 0 процентов на основании пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, услуги по контролю исполнения экспортных поставок и по организации таможенного оформления вывозимых товаров?

Финансовое ведомство считает, что нет. По его мнению, соответствующие услуги следует облагать НДС по ставке 18 процентов.

К решению данного вопроса возможен и другой подход, согласно которому рассматриваемые услуги облагаются по ставке 0 процентов. Он основан на том, что перечень услуг, непосредственно связанных с реализацией товара на экспорт, содержащийся в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, является открытым. Поэтому соответствующая налоговая ставка может применяться к любым услугам, оказываемым в связи с экспортными операциями.

Данная точка зрения подтверждается и судебной практикой. Так, например, в Постановлениях ФАС Центрального округа от 26.06.2006 N А54-9190/2005-С4, ФАС Поволжского округа от 25.01.2005 N А55-8436/04-35, ФАС Московского округа от 24.04.2003 N КА-А40/2226-03, от 27.09.2005, 20.09.2005 N КА-А40/9209-05, от 08.06.2004 N КА-А40/4572-04, от 03.06.2004 N КА-А40/4500-04 содержится вывод о том, что услуги по таможенному оформлению товаров непосредственно связаны с экспортом таких товаров. Аналогичное заключение сделал ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 13.01.2004 N Ф08-5071/2003-1971А. При этом суд признал правомерным применение ставки 0 процентов и в том случае, когда услуги по таможенному оформлению товаров были оказаны в рамках самостоятельного агентского договора, заключенного вне рамок договора транспортной экспедиции. А доводы налогового органа о том, что весь комплекс услуг, облагаемых по ставке 0 процентов, должен быть предусмотрен в одном договоре, суд посчитал необоснованными.


Применение документа (выводы):

Налогоплательщик, оказывающий услуги по контролю исполнения экспортных поставок и по организации таможенного оформления экспортируемых товаров, должен уплачивать НДС:

1) по ставке 18 процентов, как рекомендует Минфин России;

2) по ставке 0 процентов. В этом случае возможны споры с налоговыми органами и налогоплательщик должен быть готов доказать, что его деятельность непосредственно связана с экспортом товаров.



7. Средства материнского капитала не будут облагаться НДФЛ


Название документа:

Федеральный закон от 05.12.2006 N 208-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Комментарий:

Изменения в гл. 23 НК РФ связаны с готовящимся принятием федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Проект этого закона, находящийся на рассмотрении в Государственной Думе, предполагает, что женщины, родившие или усыновившие второго ребенка, получают право на материнский (семейный) капитал. Распорядиться капиталом можно будет по достижении ребенком возраста трех лет или по прошествии трех лет со дня его усыновления, направив деньги на:

- получение ребенком образования;

- приобретение жилого помещения;

- формирование накопительной части трудовой пенсии.

Поправки в Налоговый кодекс РФ предусматривают, что средства материнского (семейного) капитала не будут облагаться НДФЛ (п. 34 ст. 217 НК РФ). Однако в случае, если за счет средств материнского (семейного) капитала будет производиться оплата обучения ребенка или приобретение жилого помещения, нельзя будет использовать соответственно социальный налоговый вычет на обучение (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ) или имущественный налоговый вычет на приобретение жилья, новое строительство (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Данный закон вступает в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (по состоянию на 11 декабря 2006 г. опубликован не был).


Применение документа (выводы):

1. С сумм материнского (семейного) капитала НДФЛ не уплачивается.

2. При оплате за счет средств материнского (семейного) капитала обучения ребенка или приобретения жилья нельзя использовать социальный или имущественный налоговый вычет.



Новое в судебной практике


1. Если кассовый чек был пробит через ККМ, не зарегистрированную в налоговых органах, организация может признать расходы при наличии иных подтверждающих документов

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.10.2006 N А19-14633/05-33-5-Ф02-5416/06-С1)


По мнению налоговой инспекции, организация занизила сумму единого налога при применении УСН, поскольку включила в состав расходов суммы, не подтвержденные надлежащими первичными документами: кассовые чеки, представленные в обоснование затрат, были пробиты на ККМ, не зарегистрированной в налоговом органе.

Суд занял сторону налогоплательщика и указал следующее. Тот факт, что ККМ не была зарегистрирована организацией-продавцом в налоговом органе, не влияет на объем налоговых обязательств организации-покупателя. Действующее законодательство не содержит положений о том, что кассовый чек является единственным документом, которым могут быть подтверждены расходы налогоплательщика при осуществлении наличных денежных расчетов. Непредставление кассовых чеков или представление кассовых чеков, оформленных ненадлежащим образом, при наличии иных документов (в том числе квитанций к приходному кассовому ордеру) само по себе не опровергает факт уплаты организацией наличных денежных средств и наличие у нее соответствующих расходов. Нарушений в оформлении иных документов, подтверждающих расходы (в том числе квитанций к приходному кассовому ордеру), налоговый орган не выявил. Поэтому его решение является недействительным.

Аналогичных решений в судебной практике не встречается. Вместе с тем вывод о том, что расходы могут быть подтверждены не только кассовым чеком, но и другими документами, в частности квитанцией к приходному кассовому ордеру, содержится также в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2006 N А19-10274/05-29-Ф02-203/06-С1, от 15.02.2006 N А19-30009/04-52-Ф02-328/06-С1, от 26.01.2006 N А19-12027/05-20-Ф02-7085/05-С1, ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2006 N А56-52391/2004.


2. Способ заполнения счета-фактуры, при котором одновременно используются машинописный и рукописный тексты, не лишает налогоплательщика права на вычет

(Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2006, 19.09.2006 N КА-А40/8663-06)


Налоговый орган отказал организации в применении налогового вычета по НДС на том основании, что предоставленные ею счета-фактуры были оформлены с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ: графа "К платежно-расчетному документу" была заполнена рукописным способом, а все остальные - на пишущей машинке. Организация оспорила это решение.

Суд признал за налогоплательщиком право на вычет, мотивируя это следующим. НК РФ не запрещает заполнять счета-фактуры комбинированным (смешанным) способом - машинописным и рукописным. Поэтому способ заполнения счетов-фактур, при котором используются машинописный и рукописный тексты, не является основанием для отказа в применении налогового вычета. В данном случае поставщики письменно подтвердили, что спорные счета-фактуры они составляли смешанным способом. Кроме того, в Письме МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/525/18 "О порядке оформления счетов-фактур" разъяснено, что счета-фактуры, заполненные комбинированным способом, составленные с соблюдением установленных требований, могут быть признаны соответствующими требованиям законодательства. Поэтому решение налогового органа является недействительным.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.12.2005 N А19-9328/05-33-Ф02-6216/05-С1, от 22.11.2005 N А19-6830/05-40-Ф02-5810/05-С1, от 11.03.2005 N А19-14396/04-24-Ф02-855/05-С1, ФАС Московского округа от 26.05.2006 N КА-А40/4630-06, от 12.04.2006, 10.04.2006 N КА-А40/2832-06, от 29.07.2005, 27.07.2005 N КА-А40/6947-05, ФАС Центрального округа от 22.02.2005 N А48-5447/04-18, ФАС Поволжского округа от 07.10.2004 N А49-4799/04-535А/7, от 04.05.2006 N А65-22367/2005-СА2-11, ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2006 N А56-408/2005.

Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 11.05.2006 N 283 были внесены изменения в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914). Одно из изменений прямо предусматривает возможность комбинированного заполнения счета-фактуры (частично на компьютере, частично от руки). См. об этом в выпуске обзора от 18.05.2006.


3. Организация, зарегистрированная менее трех лет назад, вправе производить отчисления в резерв на проведение особо сложного и дорогого ремонта

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2006 N Ф04-7102/2006(27676-А67-40))


Организация производила отчисления в резерв для проведения особо сложного капитального ремонта и учитывала их в целях налогообложения прибыли. Налоговая инспекция посчитала, что это неправомерно. По ее мнению, поскольку организация зарегистрирована менее трех лет назад, то она не вправе создавать резерв предстоящих расходов на ремонт. Ведь она лишена возможности рассчитать предельный размер отчислений в резерв, который определяется как средняя величина фактических расходов на ремонт, сложившаяся за последние три года.

Суд признал решение налогового органа недействительным. Проанализировав положения п. 2 ст. 324 НК РФ, он сделал следующие выводы. Предельный размер отчислений в случае проведения особо сложного и дорогого капитального ремонта не может быть меньше суммы отчислений на финансирование такого ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период. А единственным условием для создания такого резерва является то, что ранее указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись. НК РФ не предусматривает возможность создания резервов в зависимости от вида ремонта основных средств, поэтому при создании резерва на ремонт основных средств налогоплательщик должен руководствоваться правилами ст. 324 НК РФ. Однако если в резерве аккумулируются средства только для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта, то предельная сумма резерва ("не более средней величины фактических расходов на ремонт, сложившейся за последние три года") не имеет значения.

Аналогичная точка зрения отражена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2005 N Ф04-8923/2005(17776-А67-35).


4. Суммы премий, выплаченных с учетом районного коэффициента и процентных надбавок, не предусмотренных приказом организации, можно относить к расходам в полном объеме

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.10.2006 N Ф03-А80/06-2/3215)


На основании приказа руководителя бюджетная организация выплатила работникам премии. Фактически размер этих премий был рассчитан с учетом процентной надбавки и районного коэффициента, однако это не было предусмотрено приказом. Затраты на выплату премий организация в полном объеме включила в состав расходов. Налоговая инспекция решила, что поскольку такая система премирования не была прописана ни в трудовых договорах, ни в Положении о премировании, то налогоплательщик нарушил требования п. 21 ст. 270 НК РФ, согласно которому расходы на любые виды вознаграждений, не предусмотренные трудовыми договорами (контрактами), в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Суд установил: во всех трудовых договорах (контрактах) есть пункт о том, что выплаты за счет средств от предпринимательской деятельности производятся по приказу руководителя на основании Положения об оплате труда, Положения о премировании и других локальных нормативных актов. Выплаченные премии имели постоянный характер, являлись стимулирующими выплатами и входили в систему оплаты труда. В соответствии со ст. ст. 315 - 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, суммы которых относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Согласно п. п. 2, 11 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся в том числе премии, а также начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством РФ. Исходя из этого, суд сделал вывод о том, что отсутствие в приказах о премировании указания на то, что размер премий установлен с учетом районного коэффициента и процентных надбавок, не является основанием для применения п. 21 ст. 270 НК РФ. Решение налогового органа признано недействительным.

Аналогичных решений в судебной практике не встречается.


Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению





© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное