У Евразийского экономического союза будет свой таможенный кодекс
Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) среди прочего будет осуществляться в соответствии с Таможенным кодексом Союза (ТК ЕАЭС). Таким образом, у Союза должен появиться свой таможенный кодекс. Дата вступления в силу нового кодекса сейчас не определена и ее трудно спрогнозировать. Можно предположить, что это случится после того, как вступит в силу Договор, которому еще надо пройти необходимые внутригосударственные процедуры. Данный вывод можно сделать из переходных
положений Договора, в которых предусматривается, что до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование будет осуществляться на основании ранее заключенных международных договоров, в том числе договора, согласно которому был принят действующий сейчас Таможенный кодекс Таможенного союза.
Что касается текста ТК ЕАЭС, то на данный момент в общедоступных источниках он отсутствует. Последний проект изменений Таможенного кодекса Таможенного союза размещался около года назад на сайте Евразийской экономической
комиссии.
Подробно об этом проекте см. спецвыпуск "Комментарий к проекту протокола о внесении изменений в договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и прекращении действия некоторых международных договоров,
составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза".
Проект Федерального закона N 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Планируют создать ОЭЗ, где резидентам можно будет вести все разрешенные виды деятельности
Промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ) предлагается заменить федеральными ОЭЗ. В таких зонах можно будет осуществлять все виды деятельности, которые предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", в том числе портовую деятельность. Для этого необходимо будет заключить соответствующие соглашения с резидентами. Портовые ОЭЗ также станут федеральными, но в связи с
особенностями их регулирования останутся самостоятельным типом ОЭЗ и сохранят свое наименование.
На сегодняшний день в рамках одной ОЭЗ резиденты по общему правилу могут вести только ту деятельность, для которой ОЭЗ была создана. Например, на территории технико-внедренческой ОЭЗ они могут заниматься исключительно технико-внедренческой деятельностью. Однако могут быть предусмотрены дополнительные виды деятельности. Так, по решению экспертного совета по технико-внедренческим ОЭЗ в этой зоне может допускаться и промышленно-производственная деятельность в виде производства научно-технической
продукции.
Предполагается, что действующие специальные правила для отдельных видов ОЭЗ сохранятся. Однако они будут распространяться только на те участки федеральных ОЭЗ, которые предназначены для осуществления определенных видов деятельности. К примеру, сейчас можно строить объекты жилищного фонда исключительно в туристско-рекреационных ОЭЗ. Согласно законопроекту их можно будет строить только на тех участках федеральных ОЭЗ, которые предназначены для ведения туристско-рекреационной деятельности.
Законопроект также предусматривает создание региональных ОЭЗ. Предполагается, что они будут представлять собой промышленные (индустриальные), агропромышленные, туристические парки, технопарки. ОЭЗ данного типа не могут создаваться на территории федеральных ОЭЗ.
Планируется закрепить разрешительный порядок региональных геолого-геофизических работ
Предлагается включить в Закон о недрах положение о том, что пользование недрами для регионального геологического изучения в части проведения региональных геолого-геофизических работ должно осуществляться на основании разрешения, выдаваемого территориальным органом Роснедр. Сейчас необходимость получения таких разрешений установлена Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1. В законопроекте указано, что разрешение будет
выдаваться на срок до трех лет. Оно не понадобится для проведения других работ по региональному геологическому изучению недр (например, для геологической съемки, палеонтологических и иных работ, осуществляемых без существенного нарушения целостности недр).
Недропользователи, выявившие участки недр при проведении региональных геолого-геофизических работ за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, могут получить право пользования данными участками (за исключением участков федерального и местного значения) для дальнейшего геологического изучения. Роснедра по согласованию с Минэкономразвития России установят порядок предоставления этого права. Планируется предусматривать количество и предельную совокупную площадь участков недр, которые может
получить пользователь, а также перечень полезных ископаемых, поиск и оценку месторождений которых можно будет осуществлять.