РБК приглашает на конференцию, которая объединит представителей власти, российского бизнес-сообщества, предпринимательских организаций и экспертов для обсуждения пределов деятельности антимонопольной службы и приоритетных направлений работы. Компания "КонсультантПлюс" выступает информационным партнером мероприятия.
Правительство предлагает принудительно лишать застройщика объекта незавершенного строительства
Планируемые изменения коснутся арендаторов, которые осуществляют строительство на арендуемом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Предлагается установить последствия прекращения заключенного по результатам аукциона договора аренды земельного участка, который предназначен для строительства. Так, бывший арендодатель (орган государственной власти или местного самоуправления) будет вправе обратиться в суд с требованием о принудительной продаже с публичных торгов
находящегося на данном участке объекта незавершенного строительства (ст. 239.1 ГК РФ в редакции законопроекта). Такое обращение возможно в течение трех лет со дня прекращения договора аренды. Суд может отказать в удовлетворении этого требования, если собственник названного объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием):
- органа государственной власти;
- органа местного самоуправления;
- лица, осуществляющего эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть присоединен объект.
Согласно законопроекту порядок проведения торгов будет разработан Правительством РФ.
Если торги признают несостоявшимися, рассматриваемый объект в течение двух месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность. Однако законопроект не содержит информации о том, что будет с объектом, если этого не произойдет.
В настоящее время сходные способы реализации недвижимого имущества предусматриваются положениями ст. 239 ГК РФ. В ней упомянуты следующие основания для его отчуждения: изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо изъятие такого участка ввиду его ненадлежащего использования.
Под перечисленные основания не подпадает, например, ситуация, когда арендодатель отказывает лицу в продлении договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства. Отказать могут, даже если на участке находится объект незавершенного строительства. По смыслу ст. 35 ЗК РФ этот отказ всегда должен быть обоснованным, что подтверждается позицией ВАС РФ. Последствием данного отказа является невозможность зарегистрировать права на объект в ЕГРП (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012
N 4464/12).
Таким образом, принудительное изъятие объекта незавершенного строительства в случае прекращения договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства, сейчас невозможно.
Правительство предлагает включить в Гражданский кодекс РФ новую статью (ст. 239.1), согласно которой указанное изъятие собственности застройщика-арендатора в упомянутой ситуации станет возможным. Так может быть разрешена неопределенность, возникающая в этом случае по поводу объекта незавершенного строительства.
Законопроект содержит множество иных предложений, которые должны кардинально изменить процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Подробнее об этом см. материал на сайте КонсультантПлюс, подготовленный по
редакции анализируемого документа, размещенной для общественного обсуждения.
Проект Федерального закона N 453811-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в части совершенствования административных процедур по предоставлению государственных услуг)
Для таможенных представителей вместо квартальной отчетности о совершенных таможенных операциях могут ввести новый вид отчетности
Правительство предлагает заменить отчетность таможенного представителя о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции, новой отчетностью. Сейчас отчет таможенного представителя представляется ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Напомним, что за непредставление или нарушение срока представления отчетности юрлицо может быть оштрафовано на сумму от 20 до 50 тыс. руб. (ст. 16.15 КоАП РФ).
Согласно законопроекту новую отчетность надо будет представлять в таможенные органы каждые полгода до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 4 и 6 ст. 177 Закона о таможенном регулировании в РФ в редакции законопроекта). Предполагается, что порядок представления отчетности о деятельности таможенного представителя отдельно установит ФТС России. Вероятно, что содержание новой отчетности будет известно только после принятия подзаконного акта, так как в законопроекте соответствующие сведения
отсутствуют.
Неясно, о какой деятельности таможенного представителя может подаваться отчет, если это не отчетность о совершенных таможенных операциях (форма утверждена Приказом ФТС России от 28.12.2010 N 2636). Осуществление данных операций является его основной деятельностью (п. 2 ст. 12 ТК ТС), и другой подотчетной таможенным органам деятельности он не ведет.
Также планируется изменить процедуру внесения изменений в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (таможенный перевозчик, представитель, владелец склада СВХ и т.д.).
С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Госдумы.