КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 07.06.2013
Аннотации к судебным решениям в
КонсультантПлюс
Аннотации с обстоятельствами дела и решением суда в КонсультантПлюс
экономят время юриста! В короткой аннотации дана вся важная информация из
судебного решения. Аннотации включены прямо в список судебных решений,
которые вы получаете по запросу. Узнайте больше об этом и других
преимуществах КонсультантПлюс на www.consultant.ru/super
Вступают в силу новые правила очистки и промывки
вагонов
7 июня 2013 г. вступает в силу Приказ Минтранса России от 10.04.2013 N
119, которым утверждены правила очистки и промывки вагонов и контейнеров
после выгрузки грузов (далее - новые Правила). Новые Правила заменят собой
правила, утвержденные Приказом МПС России от 18.06.2003 N 46 (далее -
действующие Правила). По большинству положений новые Правила полностью
повторяют действующие Правила, однако есть и несколько нововведений в
отношении обязательной промывки вагонов.
Напомним, что в соответствии с действующими Правилами любые вагоны должны
быть очищены либо грузополучателем, либо перевозчиком (в зависимости от
того, кем обеспечивалась выгрузка грузов). Также в них установлены критерии,
по которым вагон признается очищенным. По вопросам надлежащего
документального оформления неочистки вагонов см. Постановление Президиума
ВАС РФ от 13.11.2012 N 8422/12 по делу N А51-13134/2011.
Помимо очистки вагоны в некоторых случаях должны подвергаться и иным
процедурам: промывке, ветеринарно-санитарной обработке, пропарке,
дезинфекции. Это зависит от того, какие грузы перевозились в вагоне и к
какому типу относятся вагоны (крытые, открытые, рефрижераторные и
т.п.).
Новыми Правилами будут изменены обязанности по промывке крытых вагонов. В
соответствии с действующими Правилами промывка осуществляется, когда в
крытых вагонах перевозятся грузы, которые перечислены в Перечне, являющемся
приложением к действующим Правилам. При этом промывка вагонов должна
производиться вне зависимости от того, упакованы эти грузы или нет. В новых
Правилах названный перечень сохранен почти целиком. Однако одним из
нововведений станет возможность не проводить промывку вагонов, контейнеров
в двух случаях:
- после выгрузки из вагона, контейнера грузов, которые перевозились в
таре или упаковке, в нем отсутствуют остатки груза в виде россыпи, разлива,
бой груза, специфический запах;
- вагон, контейнер будет использован под погрузку аналогичных
грузов.
Отметим, что арбитражные суды рассматривали споры в отношении очистки и
промывки вагонов, в результате чего были сформулированы некоторые
особенности применения действующих Правил (соответственно, и новых Правил в
неизмененной части). Так, в некоторых случаях обязательной промывке подлежат
также вагоны (контейнеры), если в них перевозились не названные в перечне
грузы, после которых остался мусор, попадающий под классификацию перечня
(см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2010
по делу N А78-3088/2010).
Также обратим внимание, что промывка вагонов может быть осуществлена по
договоренности между грузоотправителем и грузополучателем на любой удобной
для них территории, даже за пределами Российской Федерации. Более того,
неосуществление такой промывки не может быть основанием для отказа в
принятии к перевозке (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа
от 27.02.2013 по делу N А43-10607/2012).
Несоблюдение правил промывки вагонов может повлечь негативные последствия
для лица, нарушившего соответствующую обязанность. Например, к нему может
быть предъявлен иск о возмещении убытков, вызванных оплатой перевозки
непромытых вагонов по повышенному тарифу (Постановление ФАС
Восточно-Сибирского округа от 13.02.2013 по делу N А33-11785/2011).
Вступает в силу порядок рассмотрения жалоб на нарушения,
допущенные заказчиком при закупках товаров, работ, услуг по Закону N
223-ФЗ
7 июня 2013 г. вступает в силу Приказ ФАС России N 17/13, которым
утвержден порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика,
осуществляющего закупки в соответствии с законодательством о закупках
отдельными видами юрлиц (далее - Порядок). Отметим, что данный документ не
будет применяться к обжалованию действий (бездействия) заказчика при
проведении торгов и запроса котировок.
Напомним, что в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от
18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) участник закупки в
определенных случаях вправе обжаловать в ФАС России действия (бездействие)
заказчика при закупке товаров (работ, услуг). Так, жалоба может быть подана,
в частности, на следующие нарушения заказчика:
- неразмещение на сайте www.zakupki.gov.ru информации о закупке или
нарушение сроков такого размещения;
- предъявление к участникам закупки требования о представлении
документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- осуществление закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного
и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения
положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд".
ФАС России должна рассматривать такие жалобы в установленном ею порядке.
Однако до недавнего времени данный порядок не был утвержден.
Отметим, что на отношения, связанные с осуществляемыми на торгах
закупками по Закону N 223-ФЗ, распространяется действие ст. 18.1
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(далее - Закон N 135-ФЗ). Следовательно, в этом случае ФАС России
рассматривает жалобы в порядке, закрепленном в названной статье. ФАС России
в Письме от 01.03.2012 N ИА/6011 указала, что ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ
применима и к запросу котировок. Кроме того, в Письме рекомендовано до
утверждения соответствующего Порядка применять нормы названной статьи и при
обжаловании действий (бездействия) заказчика, проводящего иные закупочные
процедуры (например, запрос предложений или конкурентные переговоры). Однако
данное Письмо не является нормативным актом и носит лишь рекомендательный
характер. Таким образом, до утверждения Порядка в некоторых случаях при
обжаловании действий заказчика могла возникнуть неопределенность в
регулировании, которая теперь устранена.
Порядком предусмотрено, что обжалование неправомерных действий заказчика
при проведении торгов или запроса котировок по-прежнему будет осуществляться
в соответствии со ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ. При обжаловании иных закупочных
процедур будет применяться Порядок, положения которого, впрочем, в целом
повторяют нормы указанной статьи. В частности, в Порядке установлены
аналогичные требования к содержанию жалобы, к процедуре и срокам ее
рассмотрения.