Поставщикам света, тепла и воды может быть компенсировано снижение долгосрочных тарифов за счет бюджета
26 декабря 2012 г. Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" (далее - закон).
Закон внесет некоторые изменения в правила формирования тарифов для организаций, поставляющих электричество, тепло и воду, а также осуществляющих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (далее - организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности).
В частности, будут уточнены полномочия Правительства РФ, органов госвласти и местного самоуправления в сфере определения тарифов. Также будет установлено правило о компенсации за счет бюджетов различных уровней потерь организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае изменения долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки. Кроме того, будут изменены сроки переходов к исчислению тарифов на основе долгосрочных показателей эффективности.
Незапланированные расходы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, будут компенсироваться за счет бюджетов субъектов РФ или муниципальных образований
В законе содержатся положения о том, что разницу между запланированными и реальными доходами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, будут компенсировать бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующие изменения планируется внести в отраслевые законы, регулирующие правила предоставления коммунальных ресурсов [1].
Выплата компенсаций будет осуществляться согласно бюджетному законодательству при выполнении всех следующих условий.
1. Орган исполнительной власти субъекта РФ в области госрегулирования тарифов или орган местного самоуправления (если ему переданы соответствующие полномочия) принял решение об изменении долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки.
Субъектам электроэнергетики компенсация также будет выплачиваться в случае принятия решения об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности.
2. Тарифы рассчитаны на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов либо тарифы по концессионному соглашению отличаются от долгосрочных параметров регулирования тарифов.
3. Изменение тарифов приведет к недополучению дохода, связанного с осуществлением регулируемых видов деятельности.
4. Изменение тарифов не является случаем корректировки тарифов (необходимой валовой выручки), производимой по правилам, определенным основами ценообразования в соответствующей сфере. Также данное изменение не относится к иным случаям, определенным в основах ценообразования.
При этом если долгосрочные тарифы (необходимая валовая выручка или долгосрочные параметры деятельности) изменились в связи с изменением законодательства Российской федерации, то расходы бюджета соответствующего субъекта РФ подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
Однако возможно изменение долгосрочных тарифов, когда организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, не выплачивается компенсация из бюджета. По общему правилу компенсации не выплачиваются, если тарифы изменяются в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры. Такое ухудшение определяется по уменьшению объема ВВП, определяемого в постоянных ценах за один из кварталов текущего года по сравнению с объемом ВВП в соответствующем квартале предыдущего года.
Основанием для снижения тарифов без выплаты компенсации является Постановление Правительства РФ о возможности снижения тарифов (как на всей территории РФ, так и на территории отдельных субъектов РФ или муниципальных образований). Согласно этому Постановлению органы госвласти субъекта либо органы местного самоуправления (если им переданы соответствующие полномочия) могут принять решение об уменьшении тарифов.
Как было сказано выше, по общему правилу, если снижение тарифов вызвано существенным ухудшением экономической конъюнктуры, компенсация за счет бюджетов не выплачивается. Однако в этом случае за субъектом РФ сохраняется право принять решение о выплате компенсации за счет своего бюджета.
Переход на долгосрочные тарифы в сфере водоснабжения и теплоснабжения планируется отложить до 2016 г.
В законе определено, что до 1 января 2016 г. будет осуществляться поэтапный переход на регулирование тарифов на тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов). Для регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения Правительство РФ будет устанавливать сроки и этапы указанного перехода в отношении организаций (групп организаций).
Кроме того, определено, что только до 1 января 2016 г. будут устанавливаться и применяться:
- предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность),
- предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Рассмотрение закона Советом Федерации запланировано на 26 декабря 2012 г.
В случае подписания закона Президентом РФ, большинство его положений вступит в силу с 1 апреля 2013 г.