Правовое положение уполномоченного по защите прав предпринимателей может быть закреплено в законе
Правительство РФ предлагает закрепить правовое положение уполномоченного по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) на уровне федерального законодательства. Если соответствующий законопроект будет принят, Уполномоченный сможет рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности (далее - предприниматели), касающиеся нарушения их прав и законных интересов государственными и муниципальными органами, должностными лицами, и принимать меры по результатам рассмотрения таких жалоб.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Правительству РФ было поручено создать институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. В июне этого года Указом Президента РФ [1] на должность Уполномоченного был назначен Титов Б.Ю. Однако правовой статус Уполномоченного, как и правовые основания его деятельности, до сих пор не были законодательно закреплены. В связи с этим Правительство РФ разработало и внесло
в Госдуму законопроект N 185348-6 "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (далее - Законопроект), который планируется подготовить к рассмотрению в первом чтении к 18 декабря 2012 г.
Законопроект определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного, а также предусматривает возможность учреждать должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. В документе изложены основные принципы деятельности уполномоченных в субъектах Российской Федерации.
Правовой статус уполномоченного по защите прав предпринимателей
В соответствии с Законопроектом Уполномоченный совместно со своим рабочим аппаратом является государственным органом. Он обеспечивает защиту прав и законных интересов предпринимателей, а также их соблюдение государственными (муниципальными) органами и должностными лицами.
Согласно Законопроекту Уполномоченный назначается Президентом РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет. Законопроект не указывает, кто будет выступать от имени такого сообщества. Вероятнее всего, эту функцию будут выполнять Общероссийская общественная организация "Российский союз промышленников и предпринимателей" и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ". Сделать такое предположение позволяет тот факт, что
названные организации выражают позицию предпринимателей, например, в Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности [2].
Законопроект предусматривает, что Президент РФ может досрочно прекратить полномочия Уполномоченного, однако основания, по которым это может быть сделано, не указываются.
Уполномоченный подотчетен Президенту РФ. По окончании календарного года он направляет Президенту РФ доклад о результатах своей деятельности.
Рассмотрение Уполномоченным жалоб на действия государственных (муниципальных) органов
В соответствии с Законопроектом предприниматели могут обращаться к Уполномоченному с жалобами на ненормативные правовые акты, решения или действия (бездействие) государственных и муниципальных органов и должностных лиц. В документе содержится исчерпывающий перечень оснований для мотивированного отказа принять жалобу к рассмотрению. В частности, жалобу могут не рассмотреть, если в ней не указаны фамилия, имя и отчество заявителя, адрес, по которому следует выслать ответ, а также если текст жалобы нечитабелен
или же если ранее по существу жалобы предпринимателю уже неоднократно давались ответы. Подача жалобы Уполномоченному не влияет на возможность обращения в суд.
Законопроект предусматривает обязанность Уполномоченного принимать определенные меры в случае выявления нарушения прав и законных интересов предпринимателей. Так, Уполномоченный может:
- передать жалобу компетентному государственному (муниципальному) органу для ее разрешения по существу. При этом жалоба не может быть направлена в орган или должностному лицу, чьи действия обжалуются;
- направить государственному (муниципальному) органу, нарушившему права предпринимателя, заключение с указанием конкретных мер, которые необходимо принять для восстановления прав последнего;
- обратиться в суд с целью защиты прав предпринимателей (Уполномоченный может подать, в том числе, иск о защите прав группы лиц);
- обратиться в государственные органы с требованием привлечь виновных лиц к уголовной, административной либо дисциплинарной ответственности;
- разъяснить предпринимателю вопросы, касающиеся его прав.
Законопроект предусматривает, что Уполномоченный наделяется правом запрашивать и получать от государственных (муниципальных) органов необходимые сведения, документы и материалы, беспрепятственно посещать государственные (муниципальные) органы, места содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, места лишения свободы (в целях защиты прав предпринимателей, осужденных за совершение экономических преступлений, а также подозреваемых или обвиняемых в совершении таких преступлений). Уполномоченный вправе принимать
участие в выездной проверке предпринимателей, проводимой в рамках государственного (муниципального) контроля и надзора, приостанавливать действие ненормативных муниципальных актов. Кроме того, Законопроектом предлагается предоставить Уполномоченному право направлять Президенту РФ мотивированные предложения о приостановлении действия актов высшего должностного лица субъекта РФ и актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Законопроект также пр!
едусматривает право Уполномоченного направлять в Правительство РФ мотивированные предложения об отмене или внесении изменений в нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, если соблюдение положений такого документа необоснованно затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Стоит обратить внимание на то, что на рассмотрение в Госдуму представлен еще один законопроект [3], которым предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты, в частности, в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предлагается наделить Уполномоченного процессуальными правами в гражданском, арбитражном и уголовном
процессе, а также установить административную ответственность должностных лиц за невыполнение законных требований Уполномоченного либо препятствование осуществлению его деятельности.
Учреждение должности Уполномоченного в субъектах РФ
Законопроект предусматривает возможность учреждать должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. Документ устанавливает основные принципы деятельности и полномочия Уполномоченного в субъекте РФ. Уполномоченный в субъекте РФ будет рассматривать жалобы предпринимателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ, на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц. При этом отдельные
права Уполномоченного в субъекте РФ могут устанавливаться законами субъектов РФ.
В настоящее время должность Уполномоченного уже введена в некоторых субъектах РФ, в частности в Нижегородской, Новгородской, Псковской, Пензенской, Ульяновской областях, в Республике Башкортостан.