Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 07.06.2007


КонсультантПлюс

Правовые новости. Коротко о важном

Выпуск от 07.06.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

В системе КонсультантПлюс появилась "Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль". В ней кратко изложены различные точки зрения . официальная позиция Минфина РФ, ФНС России, судебных органов, а также мнения специалистов этих ведомств и независимых экспертов . по спорным ситуациям, связанным с исчислением и уплатой налога на прибыль. В обоснование каждой позиции приводятся ссылки на документы из системы КонсультантПлюс: правовые акты, судебную практику, консультации в форме "вопрос-ответ" и публикации прессы. На момент выхода в "Энциклопедии" рассмотрено более 900 проблемных ситуаций.
Подробнее...


    1 ЯНВАРЯ 2007 ГОДА ВСТУПИЛ В ДЕЙСТВИЕ НОВЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Кодекс вводит новую классификацию лесов - в зависимости от их целевого назначения. Леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов признаны лесничества и лесопарки.

    До 1 января 2008 года лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. При этом Правительству РФ поручено до 1 февраля 2007 года обеспечить переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам Российской Федерации.

    Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться юридическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование, а гражданам - в аренду и безвозмездное срочное пользование.

    Универсальным инструментом коммерческого использования лесов является договор аренды. На основании указанного договора может осуществляться заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых ресурсов и лекарственных растений, ведение охотничьего хозяйства и т.п. Объект договора аренды - лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Срок договора аренды и способ его заключения зависит от тех целей, в которых данный договор заключается. Договор аренды лесного участка может заключаться на срок от 1 года до 49 лет, если его целью является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству и эксплуатации искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов и линейных объектов. В перечисленных случаях, а также при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды заключаются без проведения аукциона. В иных случаях договоры аренды должны заключаться на срок от 10 до 49 лет, и что самое важное - по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Арендная плата по договору рассчитывается исходя из ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка.

    В случае заготовки древесины без предоставления лесного участка в аренду данная деятельность осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать 1 год. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений определяется исходя из ставок платы за единицу объема древесины. По общему правилу договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Исключение составляют случаи продажи лесных насаждений, связанные с реализацией мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также с заготовкой гражданами древесины для собственных нужд.

    До истечения срока действия лесорубочного билета и (или) лесного билета договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации (Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ; Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

    ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ РАЗРАБОТАНЫ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ЛЕСНОГО ПЛАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Согласно ст. 85 и 86 Лесного кодекса лесной план является документом лесного планирования. В нем определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. В соответствии с Правилами лесной план должен включать характеристику состояния лесов и их использования; основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов. План составляется на 10 лет и утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ. Утверждению должно предшествовать ознакомление с его проектом всех заинтересованных лиц и рассмотрение Министерством природных ресурсов РФ. Согласно статье 86 Кодекса не осуществляется подготовка лесных планов субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств, лесопарков, расположенных в границах субъектов РФ, перечень которых установлен Правительством РФ. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2007 N 520-р таким субъектом является Московская область (Постановление Правительства РФ от 24.04.2007 N 246).

    В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОЖАРОВ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИСКЛЮЧЕНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    С 8 декабря 2006 года Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" упразднил лицензирование деятельности по предупреждению пожаров. В связи с этим в Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 и от 25.10.2006 N 625 внесены соответствующие изменения. Ранее деятельность по предупреждению пожаров подлежала лицензированию наряду с деятельностью по тушению пожаров, а соискателю выдавалась общая лицензия. В части, касающейся деятельности по тушению пожаров, выданные лицензии останутся действительными до истечения срока их действия. Обратим внимание, что деятельность по тушению лесных пожаров, осуществляемая лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями Рослесхоза, лицензированию не подлежит. Такое разъяснение дано в Письме МЧС РФ N 43-1239-1, Рослесхоза N ВР-02-46/2447 от 17.04.2006 (Постановление Правительства РФ от 05.05.2007 N 269).

    РАЗМЕР УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ, ИСЧИСЛЯЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА (ПОРОДЫ) ПОВРЕЖДЕННОЙ ИЛИ УНИЧТОЖЕННОЙ ДРЕВЕСИНЫ

    Для исчисления ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается (их перечень определен Постановлением Правительства РФ от 15.03.2007 N 162), установлены специальные таксы. Данные таксы дифференцированы по субъектам Федерации и степени повреждения деревьев и кустарников. В отношении древесины, заготовка которой допускается, установлены таксы, размер которых соответствует тем, которые были установлены Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 N 388 и применялись ранее независимо от вида (породы) деревьев и кустарников. При исчислении размера ущерба должен применяться принцип полного возмещения убытков, установленный ст. 15 ГК РФ: возмещению подлежит не только реальный ущерб, но и упущенная выгода (Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273).

    РАЗРАБОТАН ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО РЕЕСТРА, В КОТОРЫЙ БУДУТ ВКЛЮЧЕНЫ СВЕДЕНИЯ О ЛЕСАХ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ, А ТАКЖЕ О ЛЕСНИЧЕСТВАХ И ЛЕСОПАРКАХ

    В государственный лесной реестр должны включаться данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2007 года. Реестр будет состоять из трех разделов: "Леса и лесные ресурсы", "Использование лесов", "Охрана, защита и воспроизводство лесов". Министерству природных ресурсов РФ поручено утвердить форму реестра, порядок представления и правила внесения в него документированной информации. Согласно статье 91 Лесного кодекса РФ документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. За предоставление выписки из реестра взимается плата в размере и порядке, установленных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 г. N 138 (Постановление Правительства РФ от 24.05.2007 N 318).

    ОПРЕДЕЛЕНЫ УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    В соответствии с Лесным кодексом РФ на основании договора аренды осуществляются заготовка древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов, ведение охотничьих хозяйств, разработка месторождений полезных ископаемых и другие виды хозяйственной деятельности на территории лесных участков. Договор аренды, как правило, заключается по результатам аукциона. Исключение составляют случаи, когда, например, использование лесов осуществляется для геологического изучения недр, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов и линейных объектов (дороги, трубопроводы, ЛЭП). Установлено, что существенными условиями договора (без них договор считается незаключенным) являются сведения о лесном участке (в том числе площадь, местоположение и описание границ и т.п.), срок договора, виды использования лесов, размер арендной платы, условия и сроки ее внесения, объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов. В случае заключения договора без проведения аукциона заинтересованное в получении права аренды лицо должно подать заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления. К заявлению прилагаются документы по установленному перечню (Постановление Правительства РФ от 28.05.2007 N 324).

    ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗДЕЛЕНА НА 8 ЛЕСОРАСТИТЕЛЬНЫХ ЗОН И 30 ЛЕСНЫХ РАЙОНОВ

    Лесорастительные зоны характеризуются однородными лесорастительными признаками, что обусловлено природно-климатическими условиями. На основании лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Для каждого лесного района устанавливаются возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, лесовосстановления и ухода за лесами (Приказ МПР РФ от 28.03.2007 N 68; зарегистрирован в Минюсте РФ 03.05.2007 N 9400).

    ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЕЖЕГОДНО ДОЛЖНЫ ПОДАВАТЬ ЛЕСНУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ЗА ОДИН МЕСЯЦ ДО НАЧАЛА ДЕКЛАРИРУЕМОГО КАЛЕНДАРНОГО ГОДА

    Ранее лесопользование допускалось только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Названные документы признаются действительными до истечения срока их действия (ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"). Новый Лесной кодекс установил иной порядок использования лесов - на основании лесной декларации. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом их освоения (ст. 26 Кодекса). Согласно утвержденному Порядку заполнения и подачи лесной декларации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, обязаны ежегодно подавать декларацию в органы государственной власти или органы местного самоуправления. В декларации отражается информация о лесопользователе, дата и номер договора, декларируемый период, наименование органа, утвердившего экспертизу проекта освоения лесов, дата утверждения. Более полная информация о лесопользовании должна вноситься в приложение к лесной декларации (Приказ МПР РФ от 02.04.2007 N 74; зарегистрирован в Минюсте РФ 26.04.2007 N 9345).

    УСТАНОВЛЕНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ПРОЕКТА ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ И ПОРЯДКУ ЕГО РАЗРАБОТКИ

    Невыполнение гражданином, юридическим лицом проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден Министерством природных ресурсов РФ. Проект освоения лесов, в частности, должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по их охране, защите, воспроизводству, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, охране объектов животного мира, водных объектов (Приказ МПР РФ от 06.04.2007 N 77; зарегистрирован в Минюсте РФ 02.05.2007 N 9389).

    РАЗРАБОТАНЫ НОВЫЕ ПРАВИЛА ЗАГОТОВКИ НЕДРЕВЕСНЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ, ПИЩЕВЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

    Данные Правила разработаны на основании нового Лесного кодекса. Ранее регулировавший данную деятельность Приказ МПР РФ от 27.07.2005 N 212 (издан в развитие ранее действовавшего Лесного кодекса) признан утратившим силу. Новые Правила в основном воспроизводят его нормы. Однако во вновь утвержденных Правилах более полно отражены условия и порядок заготовки хвороста, веточного корма и древесной зелени, березового сока. Так, установлено, что заготовка древесной зелени для производства хвойно-витаминной муки разрешается только со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок. Для производства пихтового масла разрешается ручная заготовка древесной зелени в спелых пихтовых насаждениях в весенне-летний период с растущих деревьев диаметром не менее 18 см. При заготовке березового сока должны учитываться нормы нагрузки дерева. При диаметре ствола 20 - 22 см при подсочке рекомендовано использовать 1 канал, 23 - 27 см - 2 канала, более 28 см - 3 канала. За год до рубки нормы нагрузки могут быть увеличены. Лица, арендующие лесные участки для заготовки недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, обязаны составлять проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом МПР РФ от 06.04.2007 N 77 (Приказ МПР РФ от 10.04.2007 N 83; зарегистрирован в Минюсте РФ 23.05.2007 N 9526) (Приказ МПР РФ от 10.04.2007 N 84; зарегистрирован в Минюсте РФ 22.05.2007 N 9508).

    ЗАПРЕЩЕНО ВЫРАЩИВАНИЕ ЛЕСНЫХ ПЛОДОВЫХ, ЯГОДНЫХ, ДЕКОРАТИВНЫХ И ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ В ЗАЩИТНЫХ ЛЕСАХ, НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ УЧАСТКАХ ЛЕСОВ, А ТАКЖЕ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ, ГДЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ РАСТЕНИЯ

    Кроме того, определены приоритеты использования земель в целях выращивания названных растений: в первую очередь должны использоваться нелесные земли из состава земель лесного фонда, а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, на которых невозможно естественное возобновление леса до посадки на них лесных культур; земли, подлежащие рекультивации. Для выращивания названных растений под пологом леса могут использоваться участки малоценных насаждений, не намеченные под реконструкцию (Приказ МПР РФ от 10.04.2007 N 85; зарегистрирован в Минюсте РФ 22.05.2007 N 9516).

    СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЛЕСНЫХ УЧАСТКАХ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПРИ УСЛОВИИ МИНИМИЗАЦИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ

    В целях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, прежде всего, должны использоваться нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков допускается лишь в случае отсутствия других вариантов возможного размещения линейных объектов. Лица, осуществляющие использование лесов в указанных целях, обязаны обеспечить регулярную очистку предоставленного лесного участка, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков, восстановление дорог и гидромелиоративных сооружений, принятие мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров (Приказ МПР РФ от 17.04.2007 N 99; зарегистрирован в Минюсте РФ 14.05.2007 N 9451).

    В ЗАГРЯЗНЕННЫХ РАДИОНУКЛИДАМИ СТРОНЦИЯ И ЦЕЗИЯ ЛЕСАХ ДОЛЖНЫ ПРОВОДИТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    Во всех лесах, загрязненных радионуклидами, будут установлены щиты с указанием зоны по плотности загрязнения территории и перечнем запретов и ограничений. Такие леса по режиму охраны от пожаров приравниваются к лесам I класса пожарной опасности. В лесах, загрязненных радионуклидами, запрещается использование транспортных средств и технологических машин, не оборудованных искрогасителями. Для обнаружения лесных пожаров используют телеустановки и применяют авиацию. Наземное патрулирование осуществляется по дорогам с твердым покрытием (Приказ МПР РФ от 17.04.2007 N 101; зарегистрирован в Минюсте РФ 14.05.2007 N 9445).

    УСТАНОВЛЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕГЛАМЕНТОВ, А ТАКЖЕ ПРАВИЛА ИХ РАЗРАБОТКИ

    Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков (ст. 87 Лесного кодекса РФ). В регламенте должна содержаться информация о видах разрешенного использования лесов, о параметрах их использования (возраст рубок, расчетная лесосека и т.п.), об ограничениях использования лесов, а также о требованиях к охране, защите и воспроизводству лесов. Конкретный перечень таких сведений и форма их изложения определены Министерством природных ресурсов. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны организовать ознакомление заинтересованных лиц с проектом регламента, в том числе разместить его на своем официальном сайте в сети "Интернет" на срок не менее 30 дней с момента разработки (Приказ МПР РФ от 19.04.2007 N 106; зарегистрирован в Минюсте РФ 22.05.2007 N 9506).

    ОПРЕДЕЛЕНЫ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ В РЕКРЕАЦИОННЫХ ЦЕЛЯХ

    В частности, размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов. В целях строительства объектов для осуществления рекреационной деятельности в лесах допускается проведение рубок лесных насаждений на основании проекта освоения лесов. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах (Приказ МПР РФ от 24.04.2007 N 108; зарегистрирован в Минюсте РФ 22.05.2007 N 9515).


    Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
    тел. (495)956-8283
    mailto:contact@consultant.ru
    http://www.consultant.ru/


    В избранное