На рассмотрении в Госдуме находится проект Федерального закона, предусматривающего принципиально новую систему регулирования бухгалтерского учета
Введение нового правового механизма регулирования бухгалтерского учета продиктовано изменившимися экономическими условиями деятельности субъектов. Нормы действующего закона о бухгалтерском учете, принятого в 1996 году, не отвечают современным правовым и экономическим реалиям.
Проектом закона установлены его цели, предмет и сфера применения. Предполагается, в частности, что действие нового закона будет распространено на все хозяйствующие субъекты, в том числе применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД). Исключение предусмотрено для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также представительств иностранных организаций при условии, что учет доходов, расходов или иных объектов налогообложения данные лица ведут в соответствии с законодательством
о налогах и сборах.
Законопроект вводит новые определения и терминологию, применяемую в законодательстве о бухгалтерском учете (вводятся, в частности, понятия международного, национального, отраслевого стандарта бухгалтерского учета).
Предлагаемая законопроектом система регулирования бухгалтерского учета основана на взаимодействии государственных органов и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров, аудиторов и предпринимателей. Определена компетенция субъектов регулирования. К ведению субъектов негосударственного регулирования отнесены, в частности, разработка национальных стандартов и проведение публичного обсуждения их проектов. Утверждение национальных стандартов, а также программы
их разработки отнесено к компетенции органов государственного регулирования. Для проведения экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета предусматривается создание совета по стандартам бухгалтерского учета.
Вводятся новые требования к организации бухгалтерского учета, в частности:
- определено понятие учетной политики и порядок ее применения;
- установлены квалификационные и иные требования к лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (в том числе наличие стажа работы и отсутствие судимости);
- отменяется обязательное применение унифицированных форм (первичные учетные формы утверждаются руководителем);
- предусмотрена возможность использования электронных форм документов;
- введена обязанность осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Кроме того, изменено понятие отчетного периода, введены особенности бухгалтерской отчетности реорганизуемых и ликвидируемых юридических лиц.
Законопроектом предусматривается создание информационного ресурса, обеспечивающего доступ заинтересованных лиц к бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов.
С 1 января 2011 года вступают в силу дополнительные требования к лицам, осуществляющим аудиторскую деятельность
Согласно сообщению Минфина РФ с 1 января 2011 года осуществлять аудиторскую деятельность вправе лицо, являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов и имеющее действительный аттестат аудитора.
Для лиц, имеющих квалификационный аттестат, выданный Минфином РФ до 1 января 2011 года, установлены ограничения:
- с 1 января 2011 до 1 января 2012 года такие лица вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося квалификационного аттестата аудитора;
- после 1 января 2012 года для таких лиц устанавливается дополнительное ограничение в части проведения аудита в отношении, в частности, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, госкорпораций.
Аудиторы, желающие осуществлять аудиторскую деятельность без ограничений, могут сдать квалификационный экзамен:
- в упрощенном порядке в соответствии с положениями Приказа Минфина РФ от 30.09.2009 N 118н (до 1 января 2013 года);
- в общем порядке с 1 января 2011 года - в соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Определена процедура постановки/снятия с учета в качестве страхователя в отношении
неработающих граждан по обязательному медицинскому страхованию
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в отношении неработающих граждан (детей до 18 лет, неработающих пенсионеров и т.д.) страхователями по обязательному медицинскому страхованию являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Утвержденным Порядком регламентирована процедура регистрации и снятия с регистрационного учета данных страхователей в ТФОМС, определен перечень документов, необходимых
для регистрации/снятия с учета, установлен порядок внесения изменений в сведения, указанные при регистрации. В приложениях к Порядку содержатся формы документов, применяемых в указанных процедурах (заявление страхователя, журнал регистрации и снятия с учета, свидетельство о регистрации в качестве страхователя).
Уточнен порядок функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода
С этой целью внесены изменения в "Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 N 643.
В соответствии с указанными изменениями уточнено определение места исполнения обязательств по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии и мощности, уточнены требования к параметрам генерирующего оборудования, необходимого для получения статуса субъекта оптового рынка, установлены обязанности предоставления участниками оптового рынка информации в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Более подробно регламентированы права федерального органа исполнительной
власти в области регулирования тарифов по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на поставку и индикативных цен на покупку электрической энергии и мощности в отношении различных субъектов оптового рынка.
Уточнен порядок приобретения статуса субъекта оптового рынка в порядке правопреемства и порядок осуществления системным оператором технологических ограничений на производство электрической энергии или выдачу ее в сеть. В "Правила" включены нормы, регулирующие отнесение генерирующих объектов к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, по решению Правительства РФ (поставка мощности в "вынужденном режиме" - производство электроэнергии и мощности поставщиками,
не прошедшими отбор по конкурсу, в целях поддержания работоспособности генерирующего оборудования).
Кроме этого, в частности, в "Правила" включен раздел, регулирующий особенности торговли электроэнергией и мощностью по регулируемым договорам с 1 января 2011 года, в т.ч. устанавливающий категории гарантирующих поставщиков, которые заключают регулируемые договоры, и критерии генерирующих объектов, в отношении которых заключаются регулируемые договоры.