Семинар в Москве, 21.05.14-23.05.14. Юридический институт "М-Логос". Компания "КонсультантПлюс" выступает информационным партнером мероприятия. Слушатели смогут в сжатые сроки существенно повысить уровень своих профессиональных знаний, прослушать лекции разработчиков Проекта реформы ГК РФ.
Верховный Суд РФ запретил Минюсту России при регистрации политических партий требовать от них подлинники всех документов
Суд признал частично недействующим пункт 41 Административного регламента, утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455. Пункт не будет действовать в той мере, в какой позволяет распространить на перечень документов, представляемых для регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде партии, требование предоставить на регистрацию все документы в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
Суд указал, что данный пункт противоречит статье 16 Федерального закона "О политических партиях", которая определяет перечень документов, представляемых для регистрации политической партии. Согласно данной статье Минюст России не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных пунктом 1 статьи. При этом в данном перечне указывается, что отдельные документы должны представляться в виде копий, а не в подлиннике.
Между тем оспаривавшееся положение, по своему буквальному смыслу, требовало для регистрации любых некоммерческих организаций, включая политические партии, представления подлинного экземпляра каждого документа и его копии.
Федеральному агентству по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств предоставлены дополнительные полномочия
Установлено, что Рособоронпоставка осуществляет также полномочия государственного заказчика по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по не предусмотренной государственным оборонным заказом номенклатуре товаров, работ и услуг для нужд Вооруженных Сил РФ, закупка которых осуществляется по решению Министра обороны Российской Федерации, а именно полномочия по:
принятию решения о способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд ВС РФ;
разработке и утверждению конкурсной документации и документации об аукционе на основании определяемых Минобороны России предмета, начальной (максимальной) цены и иных существенных условий контракта на осуществление закупки товара, работы, услуги для нужд ВС РФ;
организации и проведению с участием представителей Минобороны России конкурсов и аукционов, осуществлению запросов котировок и запросов предложений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд ВС РФ.
ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" приведена в соответствие с изменениями в законодательстве
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" по тексту Программы слова "общеобразовательные учреждения" заменены словами "общеобразовательные организации".
Также в Программе уточнены:
понятие "региональная целевая программа", содержащееся в Программе, в связи с новой редакцией статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей порядок утверждения государственных программ субъектов РФ;
целевые индикаторы и показатели Программы;
мероприятия Программы.
Кроме того, общий объем финансирования Программы увеличен с 299167,4 млн. рублей до 300179,8 млн. рублей.
"Дорожная карта" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" изложена в новой редакции
Подготовка плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" осуществлялась с учетом направлений, определенных государственными программами "Развитие образования на 2013 - 2020 годы" и "Развитие науки и технологий".
Подписанным Распоряжением в "дорожную карту" вносятся изменения в части:
- учета показателей по реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в части ввода мест в дошкольных образовательных организациях;
- включения мероприятий по строительству зданий, которые могут быть использованы организациями как дошкольного, так и начального общего образования;
- включения мероприятий по проведению аттестации педагогических работников с последующим переводом их на эффективный контракт;
- приведения показателей в соответствие с формами федерального статистического наблюдения;
- уточнения фактических значений показателей по итогам 2013 года;
- обеспечения соответствия показателей "дорожной карты" показателям государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы;
- корректировки прогнозных показателей средней заработной платы педагогических работников в связи с уточнением расчета потребности в дополнительных ресурсах на повышение заработной платы с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных образовательных организаций и оптимизации реализуемых образовательных программ, а также с учетом принятия бюджетов субъектов РФ на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, результатов анализа статистических данных по
итогам 2013 года о средней заработной плате по субъектам РФ.
В целях осуществления мероприятий, направленных на оптимизацию неэффективных расходов, предусмотрены следующие меры:
- оптимизация сети образовательных организаций и образовательных программ с учетом их особенностей, а также существующей структуры системы образования и перспектив ее развития;
- оптимизация неэффективных расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала;
- оптимизация численности отдельных категорий педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и иных работников;
- мероприятия по увеличению производительности труда педагогических работников в результате обновления образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, реализацией новых образовательных технологий и проводимых институциональных изменений, обеспечивающих повышение качества предоставляемых услуг.
В "дорожной карте" также отражены показатели, характеризующие результаты мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов:
- численность обучающихся в расчете на одного педагога;
- доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций.
Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить соответствующие региональные "дорожные карты".
Признано утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года N 2620-р о плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
Уклонение страховых организаций от заключения публичного договора ОСАГО является необоснованным и неправомерным
Сообщается, что согласно Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор ОСАГО является публичным.
В силу пункта 3 статьи 426 ГК РФ отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор не допускается. На основании пункта 4 статьи 445 ГК РФ если страховщик уклоняется от его заключения, лицо, намеренное заключить со страховщиком договор ОСАГО, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Также Банк России обращает внимание, что предложение-оферта может быть направлено посредством ФГУП "Почта России" на почтовый адрес страховщика, указанный в полисе ОСАГО с уведомлением о вручении почтового отправления, что позволит доказать факт получения страховщиком направленного владельцем транспортного средства предложения. Страховщик обязан в течение 30 дней со дня получения оферты направить страхователю извещение об акцепте, отказе от акцепта или акцепте на иных условиях.
При получении владельцами транспортных средств от страховщика отказа в заключении договора ОСАГО в указанных выше случаях Банк России рекомендует фиксировать данные правонарушения всеми законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, привлекать свидетелей и направлять полученные материалы, свидетельствующие о признаках нарушения страховщиком законодательства, в Банк России, ФАС России, Роспотребнадзор, а также обращаться в суд для защиты своих прав и интересов.
Кроме того, согласно Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг.
Реестр организаций - крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) опубликован на официальном сайте Минпромторга России
ФНС России направлен приказ Минпромторга России от 27.03.2014 N 515, в соответствии с которым ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток" признан крупнейшим производителем колесных транспортных средств (шасси) в целях уплаты утилизационного сбора.
Также в Приказе сообщается о том, что реестр организаций - крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) опубликован на официальном сайте Минпромторга России по адресу: http://www.minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/ts_shassi.pdf.
Разъяснен порядок использования кода ОКТМО для целей уведомления о контролируемых сделках
Сообщается, что структура кода Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033-2013 (ОКТМО) включает в себя 11 знаков. При этом последние 3 знака кода ОКТМО обозначают населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований. Для муниципальных образований коды ОКТМО состоят из 8 знаков, а для населенных пунктов - из 11 знаков.
Сводная таблица соответствия кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО) кодам ОКТМО Российской Федерации размещена на сайте Минфина России по адресу http://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/.
В случае использования кода ОКТМО, состоящего из 8 знаков для заполнения пункта "Код ОКАТО" титульного листа уведомления о контролируемых сделках, который в соответствии с требованиями Формата уведомления о контролируемых сделках в электронной форме (Приложение N 2 к приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@) должен состоять из 11 знаков, то последние три знака нужно заполнять тремя нулями.
По мнению Минфина России, поскольку кредитные потребительские кооперативы не относятся к микрофинансовым организациям, то они вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях при условии соблюдения требований, предусмотренных главой 26.2 НК РФ
Сообщается, в частности, что согласно письму Банка России от 05.02.2014 N 50-13/3704, направленному ФНС России, указание кредитными потребительскими кооперативами, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в сведениях об осуществляемых видах деятельности кода 65.22.1 "предоставление потребительского кредита" ОКВЭД ОК 029-2001 не может служить основанием для их отнесения к микрофинансовым организациям.
Таким образом, кредитные потребительские кооперативы, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях при условии соблюдения иных требований, предусмотренных главой 26.2 Налогового кодекса РФ.
До сведения налогоплательщиков доводится позиция ФНС России по вопросу учета расходов на оплату дополнительного отпуска по повышенным нормам при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
Сообщается, в частности, что расходы работодателя на оплату дополнительного отпуска по повышенным нормам, предусмотренным трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда, затраты на повышенную оплату труда, предусмотренную трудовым либо коллективным договором, а также компенсационные выплаты работнику за увеличенную рабочую неделю в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми
(межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда.
Верховный Суд РФ решил, что Минтранс России не вправе определять порядок оснащения транспортных средств навигаторами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS
Суд признал недействующим приказ Минтранса России от 26.01.2012 N 20, утверждавший данный порядок. Кроме того, признан недействующим пункт 8 Техрегламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720, который предоставлял Минтрансу России право издать соответствующий приказ.
Суд указал, что согласно Федеральному закону "О навигационной деятельности" только Правительство РФ обладает полномочием устанавливать порядок оснащения навигаторами транспортных средств. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 05.07.2005 N 285-О, прямое указание федерального закона на конкретный орган или уровень власти, на который возлагается реализация полномочий, предусмотренных данным законом, обязывает именно этот орган или уровень власти
реализовать предоставленные полномочия.
В связи с этим, предоставив Минтрансу России право утвердить указанный порядок, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции, установленной Конституцией и действующим законодательством. Таким образом, приказ Минтранса России от 26.01.2012 N 20 был принят по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом Министерства.
Для самостоятельного определения требований к составу сведений о запланированных и проведенных проверках деятельности членов саморегулируемой организации должны быть утверждены правила контроля в области саморегулирования
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемая организация обязана направлять в Ростехнадзор сведения о запланированных и проведенных саморегулируемой организацией проверках членов саморегулируемой организации и о результатах этих проверок.
По мнению Ростехнадзора, саморегулируемая организация должна самостоятельно определить требования к составу сведений о запланированных и проведенных саморегулируемой организацией проверках деятельности членов саморегулируемой организации и о результатах этих проверок, направляемых в государственный реестр саморегулируемых организаций, при утверждении правил контроля в области саморегулирования - документа, устанавливающего правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации
требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Уточнены правила распределения тарифных квот на отдельные виды экспортируемых лесоматериалов
До 30 июня 2015 года восстановлено действие положений Постановления Правительства РФ от 30.07.2012 N 779, которые были исключены из него подпунктами "б" и "в" Постановления Правительства РФ от 24.10.2013 N 946. Указанными положениями определяется круг возможных получателей лицензии на экспорт лесоматериалов, сроки предоставления Рослесхозом в Минпромторг России списков арендаторов земельных участков, обладающих правом на заготовку лесоматериалов, а также перечень документов,
необходимых для предоставления лицензии.
Внесенные изменения направлены на защиту интересов добросовестных российских экспортеров лесоматериалов.
Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования. Лицензии, выданные до его вступления в силу, действуют до окончания указанного в них срока.
В новой редакции изложены списки товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз на территорию Таможенного союза в части орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов
В частности, приводятся акты таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства РФ, в которых устанавливаются обязательные требования к товару, а также раскрываются примечания по каждой группе товаров, включенных в указанные списки.
В новой редакции изложены списки товаров, запрещенных к ввозу на территорию Таможенного союза в отношении изделий из гренландского тюленя и детенышей гренландского тюленя
В частности, приводятся акты таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства РФ, в которых устанавливаются обязательные требования к товару, а также раскрываются примечания по каждой группе товаров, включенных в указанные списки.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
С 12 апреля 2014 года для российских граждан, следующих в Коста-Рику, введен безвизовый режим въезда и пребывания на срок до 30 дней
Для посещения Коста-Рики необходимо иметь заграничный паспорт со сроком действия не менее 3-х месяцев, подтверждение платежеспособности, исходя из наличия денежных средств в размере 100 долл. США на месяц пребывания, и билет (другой маршрутный документ) для выезда из страны с указанием даты. При пересечении границы также может быть необходима информация о месте размещения.
Разрешенный 30-дневный срок пребывания может быть продлен до 90 дней при заблаговременном обращении в миграционные органы Коста-Рики с условием обоснования дальнейших целей пребывания в стране и подтверждения наличия достаточных денежных средств.
∙ ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Определен порядок направления Росреестром уведомлений, касающихся государственной регистрации прав
Утверждены:
порядок и способы направления правообладателю (правообладателям) объекта недвижимого имущества уведомлений о зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав;
порядок и способы направления уведомлений и приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества;
порядок и способы направления выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведение государственной регистрации возникновения и (или) перехода прав на недвижимое имущество и (или) иных подлежащих выдаче документов;
порядок и способы направления уведомления о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
порядок и способы направления сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
порядок и способы направления уведомления о поступлении решения суда, вступившего в законную силу, в котором содержится указание на необходимость осуществить государственную регистрацию прав с указанием срока окончания осуществления государственной регистрации прав, в случае если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным;
порядок информирования участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
порядок и способы направления уведомления о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с изменением содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателе (правообладателях);
порядок и способы направления уведомления о государственной регистрации права собственности субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права правообладателем.