КонсультантПлюс: Федеральное законодательство ежедневно Выпуск от 20.03.2014
Новеллы законодательства о государственной регистрации прав на недвижимость и о нотариате: тенденции гармонизации, перспективы развития
Научно-практическая конференция состоится 31 марта 2014 года в рамках подготовки к IV Петербургскому Международному Юридическому Форуму в пресс-центре МИА "Россия сегодня" по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, 4, ММПЦ, Большой зал.
Компания "КонсультантПлюс" выступает информационным партнером конференции.
Международный договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов признан соответствующим Конституции РФ
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, следующее.
Статья 1 рассматриваемого Договора устанавливает, что Республика Крым считается принятой в состав Российской Федерации с даты подписания данного Договора (пункт 1); принятие Республики Крым в Российскую Федерацию осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, данным Договором, Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" и федеральным конституционным законом о принятии в Российскую Федерацию
Республики Крым (пункт 2). При этом рассматриваемый Договор, как следует из его статьи 10, временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты ратификации.
Таким образом, фактически принятие Республики Крым в состав Российской Федерации предусматривается как элемент применения рассматриваемого Договора до его ратификации, обусловливающей в соответствии с правом международных договоров введение договоров в действие. В то же время возможность применения международного договора до его вступления в силу, если это предусмотрено в договоре или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор, вытекает из пункта 1 статьи 25
Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, участником которой является Российская Федерации, который, по существу, воспроизведен в статье 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Допустимость такой правовой конструкции подтверждена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 27 марта 2012 года N 8-П, в котором, в частности, указано, что временное применение международного договора используе!
тся Российской Федерацией в практике межгосударственного общения, как правило, в случаях, когда предмет договора представляет особый интерес для его участников, вследствие чего они заинтересованы в том, чтобы ввести его в действие, не дожидаясь ратификации и вступления в силу.
Применительно к рассматриваемому Договору использование допускаемой российским и международным правом возможности применения международного договора до его вступления в силу означает также, что с момента подписания рассматриваемого Договора, как следует из его статей 2 и 5 во взаимосвязи со статьей 67 (часть 1) Конституции РФ, Республика Крым и город федерального значения Севастополь находятся в составе Российской Федерации в качестве ее субъектов. Указание же статьи 1 рассматриваемого Договора на
то, что с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию, носит, по существу, характер принципиального политического волеизъявления, предполагающего в дальнейшем использование процедуры оформления принятия в состав Российской Федерации и образования на основе территории Республики Крым новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Таким образом, рассматриваемый Договор не может считаться нарушающим Конституцию РФ в части предусмотренного им порядка подписания, заключения и введения в действие.
Объем финансирования федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" на 2014 - 2020 годы увеличен с 6,8 млрд до 8,2 млрд рублей
Задача программы - укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, а также содействие этнокультурному многообразию народов России.
Минтранс России уполномочен утверждать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
Соответствующие изменения внесены в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395.
Расширен перечень документов в области стандартизации, применяемых на добровольной основе для соблюдения требований техрегламента "О безопасности колесных транспортных средств"
Включены, в частности:
ГОСТ Р 54942-2011 "Автомобильные транспортные средства специальные с широкими функциональными возможностями. Общие технические требования";
ГОСТ Р 54942-2012 "Газобаллонные автомобили с искровыми двигателями. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния";
ГОСТ Р 55519-2013 "Автобусы с комбинированными энергоустановками. Общие технические требования".
Признан утратившим силу Приказ Росстандарта от 20.08.2010 N 3109 "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720".
Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений не подлежат регулированию федеральными законами "Об отходах производства и потребления" и "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Росприроднадзор сообщает также, что позиция, указывающая на неправомерность выдачи разрешительной документации в области обращения с отходами на отходы лечебно-профилактических учреждений, а также на биологические отходы, была обозначена в письме Минприроды России от 25.01.2012 N 05-12-44/832.
Верховный Суд РФ обобщил практику по делам, связанным с самовольными постройками
В обзоре даны разъяснения по вопросам процессуального и материального права на примерах конкретных дел. В частности, разъяснено следующее:
запрет на производство строительных работ в качестве меры по обеспечению иска о сносе самовольной постройки может быть наложен как в отношении ответчика, так и иных лиц, фактически осуществляющих строительные работы на спорном объекте;
приобретательная давность не может распространяться на самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке;
при рассмотрении дел о самовольных постройках судам следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки;
существенные и неустранимые нарушения указанных норм и правил при возведении самовольной постройки являются основанием для ее сноса;
законодательством не предусмотрена возможность признания права собственности на часть самовольной постройки;
при рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка, суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения;
при самовольной пристройке к первоначальному объекту недвижимости дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструируемом виде;
возведение новых построек при наличии обременений права собственности в виде запрещения нового строительства является основанием для признания постройки самовольной и ее сноса.
ПФР сообщает об изменениях в порядке оценки условий труда и применении дополнительных тарифов страховых взносов
С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (вредные условия подразделяются на четыре подкласса степени вредности). Для каждого класса (подкласса) установлены соответствующие размеры дополнительных тарифов страховых взносов.
Указанные дополнительные тарифы страховых взносов используются также по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам вышеуказанной аттестации признаны вредными и (или) опасными.
В случае если по результатам такой аттестации условия труда на рабочих местах, перечисленных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, признаны оптимальными и (или) допустимыми, указанные результаты аттестации не учитываются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ. В отношении этих рабочих мест уплата страховых взносов по дополнительным тарифам должна производиться в размерах, установленных частями 1 и 2
статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
На сайте Росфинмониторинга представлена информация о ее территориальных органах для постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными сведениями и иным имуществом, подлежащие контролю
В информации, подготовленной Росфинмониторингом:
представлен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащих постановке на учет в территориальных органах Росфинмониторинга (лизинговые компании, ломбарды, операторы по приему платежей и др.);
указан адрес информационного ресурса на сайте данного ведомства, содержащий адреса и контактные телефоны территориальных органов;
разъяснен порядок и сроки направления документов для постановки на учет.
В частности, указывается, что до утверждения новой формы карты постановки на учет (форма 2-КПУ) данные об индивидуальных предпринимателях отражаются в полях, предусмотренных для организаций.
Федеральным казначейством разъяснены некоторые вопросы оформления договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов)
В частности, сообщается следующее:
в п. 2.4 Договора, Лимит на кредитные средства в Договоре указывается только прописью и в тысячах рублей (Например: Три миллиарда восемьсот пятьдесят миллионов восемьсот тысяч рублей);
в п. 2.5 Договора, срок выдачи Бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) указывается в виде срока, не превышающего 30 дней со дня получения Кредита Заемщиком. Рекомендуется устанавливать срок - 29 дней или меньше, с учетом того, что дата возврата должна выпадать на рабочий день;
в п. 3.2 Договора, в реквизитах счета Заемщика для перечисления Кредита должно быть указано: счет Заемщика N 40201XXXXXXXXXXXXXXX, открытый Управлению в учреждении Банка России (например: ГРКЦ ГУ Банка России) и (БИК: XXXXXXXXX);
в соответствии с п. 2.2 Договора Приложения N 1, N 2 к Договору являются неотъемлемой частью Договора, из чего следует:
- данные Приложения прикладываются к Договору (формы не заполняются);
- последние листы Приложений подписываются Сторонами аналогично разделу XII Договора;
в п. 10.6 Договора указывается количество листов с учетом Приложений.
Казначейством России разъяснены отдельные вопросы, касающиеся предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов)
Подготовлена подборка разъяснений, в том числе по вопросам:
правомерности направления в органы Казначейства России обращения и подписания договора о предоставлении кредита с Правительством субъекта РФ, если платежные реквизиты (ИНН, КПП) уполномоченного органа, указанные в обращении, принадлежат другому органу (например, Минфину субъекта РФ);
представления обращения без приложения копии закона субъекта РФ, нормами которого закрепляется право уполномоченного органа на привлечение бюджетного кредита;
представления в органы Казначейства дополнительного соглашения с датой получения нового кредита после возврата ранее полученного Кредита.
До сведения плательщиков доводится информация о новых платежных реквизитах для зачисления денежных средств в евро, используемых с 6 марта 2014 года
Сообщается, что перечисление неиспользованных остатков денежных средств, а также платежей, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации уплате в федеральный бюджет в иностранной валюте и зачисляемых на счет Межрегионального операционного УФК, открытый в ОПЕРУ-1 Банка России в евро, следует осуществлять по следующим реквизитам:
Beneficiary:
MEZREGIONALNOE OPERACIONNOE UFK
Beneficiary Bank:
CENTRAL BANK OF RUSSIAN FEDERATION MOSCOW RU (CBRFRUMM)
Beneficiary Account:
40105978900000002901
Beneficiary Bank Account:
10094771590000
Intermediary Bank:
DEUTSCHE BANK AG, FRANKFURT AM MAIN (DEUTDEFF).
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Разработан новый образец приложения к ветеринарному сертификату на мясные консервы, колбасы и другие виды готовых к употреблению мясных продуктов из свинины или содержащих свинину
В приложении содержится информация о термических видах обработки, которым была подвергнута экспортируемая в РФ готовая продукция из свинины или содержащая свинину.
Росприроднадзор подготовил формы расчета платы за выбросы
Формы подготовлены ведомством для расчета платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.
Сообщается, что формы могут быть рекомендованы к применению налогоплательщикам, но не являются обязательными.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Утверждены новые санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика острых кишечных инфекций"
Правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания острыми кишечными инфекциями среди населения.
Предусмотрены, в частности:
мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за острыми кишечными инфекциями, выявлению случаев острых кишечных инфекций среди людей;
порядок выписки, допуска к работе и диспансерное наблюдение лиц, перенесших острые кишечные инфекции;
дезинфекционные мероприятия при острых кишечных инфекциях;
противоэпидемические мероприятия при внутрибольничных очагах острых кишечных инфекций;
формы гигиенического воспитания и обучения населения по вопросам профилактики острых кишечных инфекций.
Признаны утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика острых кишечных инфекций. СП 3.1.1.1117-02".
Прием на бюджетные места подготовительных отделений государственных вузов граждан, прошедших военную службу по призыву, будет осуществляться на основании рекомедаций, выданных командирами их воинских частей
Уточнено, что такие рекомендации не выдаются гражданам:
- имеющим ко дню увольнения с военной службы неснятое дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарного проступка;
- привлекавшимся во время военной службы по призыву к административной ответственности за правонарушения, совершенные при исполнении обязанностей военной службы, либо к уголовной ответственности;
- отчисленным из организаций высшего образования за недисциплинированность или нежелание учиться.
Рекомендация составляется командиром воинской части по образцу, приведенному в приложении к данному приказу.
В военном билете рекомендуемого в разделе "Особые отметки" производится запись: "Выдана рекомендация для внеконкурсного зачисления в государственное образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования". Запись заверяется подписью начальника штаба воинской части и печатью воинской части.
Утратил силу Приказ Минобороны РФ от 21.01.1999 N 20 "О порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования".
Уточнены требования по организации и обеспечению физической защиты ядерных материалов и установок
В Правилах физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов скорректировано определение ядерного объекта. Предусмотрено, что ядерный объект - это предприятие (организация, воинская часть), на территории которого используется или хранится ядерный материал либо размещается или эксплуатируется ядерная установка или пункт хранения, в том числе ядерное оружие, ядерная энергетическая установка военного назначения, стенд - прототип ядерной энергетической
установки военного назначения, исследовательская ядерная установка, предназначенная для создания ядерного оружия или ядерных энергетических установок военного назначения.
Также предусмотрено, что Минобороны России осуществляет государственный надзор в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на подведомственных ядерных объектах, а также на ядерных объектах, на которых осуществляется выполнение заказов в интересах обеспечения обороны страны (в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, организациях, осуществляющих деятельность в сфере ведения федеральных органов исполнительной
власти, организациях и федеральных ядерных организациях Госкорпорации по атомной энергии "Росатом", ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", а также в других организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности).
Подписан договор о вхождении Крыма в состав России
Договор основывается на результатах общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года, в ходе которого народы Крыма приняли решение о воссоединении с Россией на правах субъекта РФ.
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе России образуется два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Россия гарантирует всем народам, проживающим на территории данных субъектов, право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития.
Государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский.
Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или Севастополя, признаются гражданами России со дня принятия в Российскую Федерацию указанных субъектов РФ. При этом за ними закрепляется право в течение одного месяца с указанной даты заявить о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство или остаться лицами без гражданства.
До 1 января 2015 года устанавливается переходный период, в течение которого будут разрешены вопросы, связанные с экономической, финансовой, кредитной и правовой интеграцией новых субъектов РФ, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на их территории.
Во второе воскресенье сентября 2015 года будут проведены выборы в органы государственной власти Республики Крым и Севастополя. До их проведения Государственный Совет Республики Крым - парламент Республики Крым, Совет министров Республики Крым, а также Законодательное Собрание города Севастополя сохраняют свои полномочия.
Со дня принятия новых субъектов РФ в состав России на них распространяется российское законодательство.
Прежнее законодательство Автономной Республики Крым и города с особым статусом Севастополя будет действовать до окончания переходного периода и (или) принятия соответствующих новых нормативных актов. При этом акты прежнего законодательства, противоречащие Конституции России, не будут применяться.
Договор временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты ратификации.