Эксперты СТУ приняли участие в совещании, посвященном мерам поддержки сибирского бизнеса, в Законодательном Собрании Новосибирской области.
В мероприятии приняли участие депутаты регионального парламента, представители исполнительных органов власти, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, участники внешнеэкономической деятельности, члены общественных организаций.
С докладом о мерах, направленных на упрощение и ускорение таможенных операций, выступила заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов Сибирского таможенного управления Наталья Глазунова. В частности, она рассказала о введении нулевых ставок ввозных таможенных пошлин, оптимизации системы управления рисками, приоритетности оформления партий товаров первой необходимости, в том числе, продовольственных товаров, «параллельном импорте», упрощении сертификации товаров. По подсчетам Сибирского таможенного управления, общая экономия сибирских предприятий только от таких мер поддержки, как «обнуление» ставок ввозных таможенных пошлин и увеличения перечня категорий товаров, попадающих под действие тарифных льгот, составила порядка 250 млн рублей.
В завершение встречи таможенники и представители Союза «Торгово-промышленной палаты Новосибирской области» ответили на вопросы присутствовавших предпринимателей.
Как отметил первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Андрей Панфёров, подобные мероприятия выполняют важную информационную задачу. Участники встречи договорились сделать такие совещания в режиме «вопрос-ответ» на площадке регионального парламента регулярными.
16 июня 2022 года в г. Ростове-на-Дону состоялось заседание коллегии Южного таможенного управления, в ходе которого были рассмотрены результаты деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и вопросы контроля классификации товаров. В мероприятии под председательством начальника управления С.В. Пашко приняли участие руководство ЮТУ и таможенных органов региона.
Проводимое на протяжении последних лет реформирование системы таможенных органов коснулось и подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. В таможнях фактического контроля были созданы службы таможенного контроля после выпуска товаров, в структуру которых включены подразделения экономического блока, расширен их функционал. За 5 месяцев 2022 г. подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 1,11 млрд руб., что на 55 % превышает аналогичный период прошлого года (718,18 млн руб.). По результатам проверочных мероприятий возбуждено 807 дел об административных правонарушениях и 18 уголовных дел (5 мес. 2021 г. – 614 дел об АП и 27 УД). Экономическая эффективность таможенных проверок выросла на 58 %. По результатам одной проверки в среднем доначислено 12,35 млн руб. (5 мес. 2021 г. – 7,81 млн руб.).
В связи с необходимостью минимизации административной нагрузки на бизнес в условиях санкций в текущем году количество проведенных проверочных мероприятий на внутреннем рынке сократилось. За 5 месяцев 2022 года проведено 189 проверочных мероприятий (5 мес. 2021 г. – 300), из торгового оборота изъято более 1 млн единиц табачных изделий без акцизных марок и обязательной маркировки средствами идентификации (5 мес. 2021 г. – 45 тыс. единиц), около 9 тысяч единиц немаркированных, контрафактных и незадекларированных товаров (5 мес. 2021 г. – 65 тысяч единиц), 1,3 тонны санкционной продукции (5 мес. 2021 г. – 7,4 тонны), возбуждено 69 дел об административных правонарушениях и 5 уголовных дел (5 мес. 2021 г. – 210 дел об АП и 9 уголовных дел).
В настоящее время в регионе деятельности ЮТУ функционируют две мобильные группы, сформированные из сотрудников Астраханской таможни. За 5 месяцев 2022 г. ими выявлено 110 транспортных средств, перемещавших товары с нарушением законодательства Российской Федерации, общим весом 1 302 тонны, в том числе предотвращен выезд из Российской Федерации 53 автотранспортных средств, перевозивших 350 тонн запрещенных к вывозу товаров. По результатам таможенных досмотров товаров и транспортных средств, задержанных мобильными группами, изъята 271 тысяча единиц контрафактных товаров и 80 тысяч единиц незадекларированных товаров, возбуждено 28 дел об АП.
Контроль достоверности заявленных декларантами сведений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС имеет существенное значение для правильного и полного налогообложения ввозимых товаров и, следовательно, пополнения федерального бюджета. В январе-мае 2022 года таможенными органами ЮТУ выявлено 693 факта неверной классификации товаров (5 мес. 2021 г. – 547). Дополнительно начислено 187,9 млн руб. таможенных пошлин, налогов (5 мес. 2021 г. – 302,7 млн руб.). Снижение сумм доначисленных таможенных платежей обусловлено преимущественно сокращением объемов импорта товаров.
При контроле правильности классификации особое внимание уделяется применению инструментов системы управления рисками, что позволяет заблаговременно выявить товарные партии с высокой вероятностью возможных нарушений таможенного законодательства в части классификации товаров и принимать оперативные и экономически эффективные решения, результатом которых становится доначисление таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет. За 5 месяцев 2022 года в результате применения мер по минимизации рисков принято 94 решения о классификации товаров (5 мес. 2021 г. – 124), взыскано 80,5 млн руб. (5 мес. 2021 г. – 145,5).
В целях повышения законности и обоснованности принимаемых решений в ЮТУ создана экспертная группа, в состав которой помимо должностных лиц управления включены лица из числа профессорско-преподавательского состава вузов Ростовской области. Также проводится активная работа по детальному анализу сведений о товарах после их выпуска путем сопоставления данных из различных источников. По результатам проведения таможенных проверок по направлению правильности классификации товаров в январе-мае 2022 года принято 103 решения о классификации товаров, что на 45 % больше, чем за аналогичный период 2021 года (71). Суммы дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов увеличились на 65 % и составили 91,3 млн руб. (5 мес. 2021 г. – 55,2 млн руб.).
Губернатору Тюменской области Александру Моору представили нового руководителя Тюменской таможни, им стал Владимир Зябко. Об этом сообщили в Информационном центре регионального правительства.
Встреча Александра Моора и нового начальника таможни состоялась в здании Правительства Тюменской области. Также в ней принял участие Алексей Фролов, руководитель Уральского таможенного управления.
Владимир Зябко служит в таможенных органах уже более 20 лет — с 2001 года. До перехода на эту должность, мужчина работал первым заместителем начальника Уральской электронной таможни.
У Зябко есть различные награды — нагрудный знак «Отличник таможенной службы», медали «За службу в таможенных органах» 1, 2 и 3 степеней, медаль «Дмитрий Бибиков».
До назначения Владимира Зябко исполняющим обязанности начальника таможни был Сергей Николаев.
В связи с увеличением количества случаев неоднократного пересечения границы РФ в регионе деятельности Выборгской таможни одними и теми же легковыми транспортными средствами, зарегистрированными в иностранных государствах, напоминаем о возможности оформления учетной карточки транспортного средства для личного пользования в качестве пассажирской таможенной декларации.
Учетная карточка оформляется должностным лицом таможенного поста при неоднократном перемещении через таможенную границу одним и тем же лицом (владельцем) одного временно ввозимого транспортного средства для личного пользования. Срок действия учетной карточки – 1 календарный год.
Преимущества использования учетной карточки:
значительное сокращение времени совершения таможенных операций в отношении временно ввозимого авто- или мототранспортного средства;
отсутствие необходимости заполнения и подачи таможенному органу пассажирской таможенной декларации при каждом пересечении таможенной границы.
Таким образом, широкое использование учетных карточек позволит сократить время ожидания въезда транспортных средств в пункт пропуска, а также время их нахождения на указанной территории.
Для оформления учетной карточки можно обратиться к должностным лицам таможенного поста при оформлении временного ввоза транспортного средства.
В связи с реорганизацией таможенных органов с 1 июля 2022 года изменятся регионы деятельности двух таможенных постов Воронежской таможни.
Правобережный таможенный пост с начала второго месяца лета будет курировать Богучарский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Воробьевский, Калачеевский, Каменский, Кантемировский, Лискинский, Ольховатский, Острогожский, Павловский, Петропавловский, Подгоренский и Россошанский районы. На данный момент они входят в зону ответственности Россошанского таможенного поста.
С 1 июля участникам внешнеэкономической деятельности этих районов необходимо обращаться на Правобережный таможенный пост Воронежской таможни (Воронеж, улица Холмистая, дом № 64);
Кроме того, изменится расположение Россошанского таможенного поста. Он будет находиться по адресу: Воронеж, улица 40 лет Октября, дом № 16.
21 июня в Федеральной таможенной службе состоялась рабочая встреча руководителя службы Владимира Булавина с руководством таможенных служб Донецкой и Луганской Народных республик.
В ходе мероприятия стороны обсудили дальнейшие шаги по развитию таможенного сотрудничества, повышению оперативности взаимодействия таможенных служб, в частности, в правоохранительной сфере и вопросах контроля на границе.
Особое внимание было уделено подготовке профессиональных кадров и развитию сотрудничества в информационно-технической сфере.
Начальник Сибирского таможенного управления Александр Ястребов принял участие в конференции «Трансформация логистики грузовых перевозок в современных условиях», состоявшейся в рамках IX Сибирского транспортного форума в г. Новосибирске.
В мероприятии, организованном «Союзом транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» (СТЭЛС), приняли участие представители крупных транспортных предприятий, компаний-экспортеров, ОАО «РЖД», надзорных органов и учреждений науки.
На конференции обсудили актуальные вопросы, волнующие перевозчиков и экспедиторов, создание новых логистических цепочек в современных условиях, ситуацию с контейнерными перевозками, а также перспективы развития новых транспортных коридоров, в том числе, с Китаем, Индией, Ираном, странами Юго-Восточной Азии.
Начальник СТУ рассказал об особенностях логистики грузовых перевозок в Сибири, а также о мерах поддержки бизнеса, которые реализует Правительство РФ и ФТС России, в частности, о первоочередном порядке оформления товаров первой необходимости, отмене ставок ввозных таможенных пошлин и тарифных льготах на отдельные категории импортируемой продукции, упрощении правил подтверждения происхождения товаров. Отдельное внимание Александр Ястребов уделил оптимизации сроков совершения таможенных операций. Так, на сегодняшний день скорость выпуска Сибирской электронной таможней «безрисковых» экспортных товарных партий сократилась до 26 минут. «Безрисковые» импортируемые товары выпускаются в среднем за 37 минут.
«В СТУ организован оперативный многоступенчатый контроль за сроками выпуска товарных партий, как со стороны аппарата управления, так и Сибирской электронной таможней, - подчеркнул начальник СТУ. - Принимая во внимание, что изменения в законодательстве происходят практически ежедневно, в таможнях и Сибирском таможенном управлении налажена «обратная связь» с участниками внешнеэкономической деятельности, для оперативного консультирования работают «горячие линии», для разъяснения нововведений эксперты СТУ регулярно проводят вебинары».
Президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» (СТЭЛС) Сергей Максимов отметил, что быстрая реакция российской таможни на проблемы бизнеса, в частности, логистов, и принимаемые ей решения для нивелирования возможных последствий санкционного давления, получили положительную оценку членов Союза. Также, по словам главы СТЭЛС, цифровые технологии, которые используют таможенные органы, значительно упрощают деятельность участников ВЭД, в том числе, в транспортном секторе, и имеют важное значение для развития новых мультимодальных логистических цепочек, выстраиваемых сибирскими компаниями в поиске новых партнеров и рынков.
Правительство России приняло решение об установлении дополнительного контрольного пункта пропуска для большегрузов в нескольких километрах от МАПП "Верхний Ларс", сообщает пресс-служба Комитета госдоходов Армении.
"В результате соглашения на основе рабочих обсуждений Армении и России 20 июня правительство РФ одобрило выделение дополнительной территории в 2-4 км от МАПП "Верхний Ларс", где будет возможно осуществлять процедуры, связанные с таможенным контролем около 250 грузовиков", - говорится в сообщении.
Указанное решение положительно повлияет на пропускную способность КПП, уменьшение скоплений транспортных средств и управление существующими очередями.
Ранее в интервью Sputnik Армения атташе по таможенным вопросам при посольстве РА в России Арам Тананян отметил, что прорабатывается предложение, согласно которому армянские фуры будут пропускать транзитом через Ларс, а таможенное оформление осуществлять на таможенном посту Владикавказа, расположенном в населенном пункте Чми (в 6 км от МАПП "Верхний Ларс").
В качестве зоны таможенного оформления будет использована большая стоянка, прилегающая к таможенному посту Владикавказа. Это позволит увеличить пропускную способность дополнительно для 250 фур.
Совет Федерации на заседании в среду одобрил закон, разрешающий реализацию товаров беспошлинной торговли пассажирам, вылетающим в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) из России. Документ был инициирован правительством.
В 2019 году в ЕАЭС вступила в силу норма, разрешающая совершать покупки в магазинах беспошлинной торговли внутрисоюзным пассажирам, вылетающим из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, приобретать товары duty free могут физические лица, въезжающие и выезжающие из одной страны Союза в другую. При этом в российском законодательстве содержится формулировка, исключающая возможность продажи товаров duty free внутрисоюзным пассажирам, вылетающим из России.
"Из данной нормы следует запрет на реализацию товаров в торговых залах магазина беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим из Российской Федерации в другое государство - член Союза", - говорится в пояснительной записке.
В связи с этим закон устанавливает такое же разрешение для реализации товаров в торговых залах магазинов беспошлинной торговли физлицам, выезжающим из России в другое государство Союза, для установления единообразного подхода к применению Таможенного кодекса ЕАЭС, что "позволит создать равные конкурентные условия для магазинов беспошлинной торговли в Российской Федерации и других государствах - членах Союза", указывают в правительстве.
Газовый конденсат природный, нефть сырая, газ природный сжиженный освобождаются от таможенных пошлин. 22 июня Совет Федерации на пленарном заседании одобрил закон, которым признаются утратившими силу отдельные положения статьи о предоставлении тарифных льгот Закона о таможенном тарифе.
Закон призван признать утратившими силу уже не применяющиеся с 1 января 2021 года отдельные положения в части освобождения от уплаты таможенных пошлин отдельных видов товаров, которые вывозятся из Российской Федерации и были получены при разработке морского месторождения.
Инициатива принята в связи с тем, что условие о предельном сроке освобождения от таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, полученных (произведенных) при разработке морского месторождения углеводородного сырья, расположенного на 50 и более процентов своей площади в южной части Охотского моря (южнее 55-го градуса северной широты), действовало до 1 января 2021 года. С этой даты освобождение от таможенных пошлин товаров невозможно.
Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, которым предлагается установить полномочия правительства РФ на определение порядка, сроков и условий проведения экспериментов по регулированию отдельных отношений в области таможенного дела. Документ инициирован правительством РФ.
В соответствии с распоряжением совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 5 апреля 2021 г., государствам - членам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предложено провести эксперимент в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическими лицами через интернет и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в международных почтовых отправлениях или перевозчиком, либо иностранных товаров, реализуемых физлицам через интернет с таможенного склада.
Сейчас законодательством не предусмотрена возможность реализации товаров физлицу, приобретающему товары на зарубежной интернет-площадке, со склада, находящегося на территории РФ. Отсутствует возможность реализации концепции "бондового склада", в соответствии с которой товары помещаются на склад и в дальнейшем реализуются физическим лицам при приобретении товаров на зарубежных интернет-площадках, указывают в кабмине.
В связи с этим правительство наделяется полномочиями по определению порядка, сроков и условий проведения экспериментов по совершению таможенных операций для последующего приобретения физлицами в рамках международной электронной торговли и пересылаемых по почте категорий товаров, участвующих в экспериментах, мест их проведения, порядка уплаты таможенных платежей, порядка проведения таможенного контроля, а также обстоятельств, до наступления которых такие товары находятся под таможенным контролем и при наступлении которых таможенная процедура таможенного склада завершается.
Также правительство наделяется полномочиями по определению порядка, сроков и условий проведения эксперимента по мониторингу таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в эксперименте, из систем учета товаров, а также круга лиц, участвующих в эксперименте, мест его проведения, и порядка подготовки отчета о результатах проведения такого эксперимента. Правительство также определит порядок подготовки отчетов о результатах экспериментов.
В случае принятия документ вступит в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.
Они создают собственные схемы импорта товаров в Россию
Стремясь наладить продажу брендов, чьи владельцы приостановили работу в России или решили уйти из страны, крупнейшие маркетплейсы пытаются сами организовать параллельный импорт таких товаров. Некоторые площадки рассчитывают даже начать торговлю «тяжелым люксом». До сих пор производители роскоши избегали появления своей продукции на онлайн-площадках, однако новые условия позволяют обойти это ограничение. Впрочем, предупреждают эксперты, из-за непростой логистики продукция, поставляемая по параллельному импорту, окажется дороже на 5–50%, чем до начала военных действий на Украине.
«Яндекс маркет» опубликовал несколько связанных с международными закупками вакансий, обратил внимание “Ъ”. Представитель маркетплейса уточнил, что компания ищет новые каналы поставок, в том числе бытовой техники, электроинструментов, электроники, товаров для здоровья, и расширяет направление прямого импорта, запущенного еще до начала геополитического кризиса.
По словам источника “Ъ”, близкого к «Яндексу», создаваемое подразделение займется и ввозом продукции по параллельному импорту. Первые партии товаров ушедших из России иностранных брендов в сегменте электроники и бытовой техники уже прибыли на склады онлайн-ритейлера, утверждает собеседник “Ъ”. Речь идет о посудомоечных машинах, духовых шкафах, варочных панелях и видеокартах. Названия брендов источник “Ъ” не уточнил. Среди приостановивших продажи в РФ — Bosch, Siemens, Panasonic, LG Electronics, AMD, Intel, IBM.
100–120 миллиардов долларов прогнозируемый ежегодный объем параллельного импорта в РФ, по данным Центра стратегических разработок.
Собственными поставками с помощью параллельного импорта планирует заниматься и Ozon, сообщил “Ъ” управляющий директор маркетплейса Сергей Беляков. Компания уже ввезла по этой схеме продукцию Apple, добавил он.
В будущем, по словам топ-менеджера, на площадке Ozon могут появиться и товары люксовых брендов холдингов LVMH и Kering, торговля которыми в прежних условиях была невозможна: «Из-за строгих правил люксовых брендов многие коллекции в России в принципе не продавались, другие товары не были представлены на крупных онлайн-платформах. Однако легализованная весной процедура параллельного импорта позволяет избежать подобных ограничений со стороны брендов и прежде всего силами продавцов расширить такой ассортимент».
Если приостановившие работу в РФ LVMH и Kering примут решение уйти из страны, следить за каналами дистрибуции для них будет практически невозможно, соглашается партнер One Story Ольга Сумишевская.
Для сохранения контроля за продажами продукция люксовых марок может появиться на маркетплейсах и через российских партнеров, таких как Mercury, полагает госпожа Сумишевская.
В Mercury от комментариев “Ъ” отказались.
В Wildberries и Lamoda не стали обсуждать ситуацию с поставками товаров в обход правообладателей. Источник “Ъ”, близкий к Wildberries, говорит, что компания начнет заниматься параллельным импортом самостоятельно в случае возникновения дефицита каких-либо товаров. Однако пока ритейлер рассчитывает, что ввоз полностью обеспечат продавцы площадки.
Ввоз продукции по параллельному импорту своими силами или работа через проверенных партнеров позволит маркетплейсам избежать взрывного роста контрафакта, надеется гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Однако из-за такой схемы стоимость доставки подорожает на 5–50%, в зависимости от категории товара и логистической цепочки, и увеличатся сроки поставок, предупреждает госпожа Сумишевская.
По ее словам, в первую очередь по параллельному импорту будет завозиться бытовая техника и электроника, косметика, парфюмерия и одежда: «Доля производимых внутри России товаров в этих категориях варьируется от 10% до 30%».
Кроме того, отмечает господин Бурмистров, параллельный импорт позволит организовать поставки в страну только самых популярных товаров, ассортимент которых на полках ритейлеров уже сократился и едва ли восстановится в полном объеме.
Какие сложности возникли с регистрацией купленных за рубежом машин
Россияне не могут зарегистрировать иномарки из-за проблем с кнопками ЭРА-ГЛОНАСС. Речь идет о тех, кто приобрел автомобиль за границей и успел его растаможить, пишет портал Autonews.ru. По его данным, некоторые из них не могут установить на машину кнопки экстренного вызова, без которых авто невозможно оформить в ГИБДД. Дело в том, что таких устройств либо нет в наличии, либо стоят они гораздо дороже, чем раньше.
Покупатели иномарок действительно могут сталкиваться с такими трудностями, говорит гендиректор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко: «В основном легковые автомобили завозят либо через Белоруссию, либо через Казахстан. Это две страны Таможенного союза, где наблюдается массовый ввоз. В некоторых случаях там требуется получение свидетельства о БКТС, а для этого нужно поставить кнопку ГЛОНАСС. На границе есть таможенные посты, где работают специалисты, которые знают, куда обратиться за получением сертификата, устройства, чтобы это было без очереди, организовывают все. Когда физлицо говорит, что ему не нужна эта услуга, и начинает сам обращаться за ними, ему отвечают, что есть очередь.
Складывается ситуация, что товара нет, а если есть, то дорого. Те, кто к нам приходит за выдачей свидетельства о безопасности конструкции, а это в основном постоянные клиенты, оформляют кнопку без проблем. У кого налажен контакт их покупки, у тех вроде сложностей не наблюдается. У других какие-то сбои есть. Брокеры, как правило, оказывают услугу "под ключ", то есть еще и готовят документы для растаможки, оформляют декларации, свидетельства. Стоимость самого сертификата о безопасности конструкции на рынке колеблется от 15 тыс. руб. до 25 тыс. руб. с оформлением электронного паспорта. Кнопка ГЛОНАСС стоит порядка 60 тыс. руб. Но опять же у кого-то может быть меньше — у кого-то больше».
Российские власти сделали исключение для некоторых автомобилистов. Например, при ввозе машины из-за границы на Дальний Восток ее можно зарегистрировать с дальнейшей доустановкой ЭРА-ГЛОНАСС до конца этого года. “Ъ FM” связался с несколькими московскими компаниями, которые предлагают эти кнопки. Информация оказалась противоречивой: где-то их можно приобрести свободно, где-то давно нет в наличии, а некоторые игроки готовы продать устройство только с его установкой. Массовых жалоб на проблемы с кнопками пока не было, а самих приборов вполне хватает, говорит руководитель дирекции информации АО ГЛОНАСС Олег Кириллов:
«Для удобства автомобилистов, которые в частном порядке ввозят машины из-за границы, специально публикуем на сайте целые перечни компаний-партнеров и мастерских, где целесообразнее всего покупать и устанавливать систему вызова экстренных служб.
Не каждый пункт СТО может проводить эту процедуру — необходимо обладать определенными навыками настройки, и за этим мы следим. Информация об отсутствии кнопок у компаний-партнеров не соответствует действительности. Только за прошедшие две недели они реализовали около 1 тыс. таких устройств. По данным представителей партнеров, в частности, в Дальневосточном федеральном округе, системы вызова экстренных служб есть в наличии. Несмотря на то, что такие вопросы не относятся к компетенции нашей компании, при наличии массовых обращений от автовладельцев мы готовы инициировать соответствующий запрос в ФАС».
Правительство в мае утвердило постановление, которое упрощает требования к сертификации автомобилей внутри страны. Власти разрешили выпускать машины всех экологических классов, а также с упрощенной конструкцией — без устройств вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС и антиблокировочной системы тормозов. Правила действуют до 1 февраля следующего года.
ТОР «Михайловский» обзаведется транспортно-логистическим центром. Соглашение о строительстве ТЛЦ в Приморье подписали на Петербургском международном экономическом форуме. По словам специалистов, новый объект создаст дополнительные мощности для разгрузки морских портов региона.
ТЛЦ «Приморский» заработает возле станции Воздвиженский Дальневосточной железной дороги в 2024-м. Площадь терминала составит 203 гектара. На участке оборудуют девять ж/д путей, складскую зону и зону таможенного контроля. Планируется, что постройка сможет пропускать 300 тысяч двадцатифутовых элементов в год.
Как рассказал зампред правительства Приморья Николай Стецко, центр позволит оптимизировать логистическую систему региона. Помимо обработки грузов, которые привозят автотранспортом из Китая, ТЛЦ «даст новый импульс развитию Уссурийского городского округа».
Соответствующий договор уже подписали на полях ПМЭФ представители Минтранспорта РФ, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и ООО «Фрейт Вилладж Приморский». Реализацией большого проекта займется группа компаний Freight Village, развивающая отрасль логистики с 2012 года.
О плачевном положении контейнерного рынка Северо–Запада рассказал гендиректор ГК "Дело" Дмитрий Паньков в ходе ПМЭФ. "Прогноз до конца года дать сложно. В качестве примера — в настоящий момент по июню ожидается снижение 85% к июню 2021 года. Достаточно сильное падение пошло с мая. Тогда было минус 60% — это именно контейнерооборот на Северо–Западе", — заявил Дмитрий Паньков.
Петербург уступил
На Дальнем Востоке, по его словам, в мае снижение контейнерооборота составило 18%. Переориентирование почти всех грузопотоков на восток страны помогло региону перехватить лидирующие позиции у Северо–Запада. Если в прошлом мае через порты Балтики осуществлялось 44% внешней торговли, то в 2022 году эта доля опустилась до 27%. А для портов Дальнего Востока, наоборот, выросла с 39 до 50%. Такие данные приводит исследовательское агентство InfraNews.
Эксперты с осторожностью подходят к долгосрочной оценке ситуации на Северо–Западе. Доцент кафедры логистики и управления цепями поставок СПбГЭУ Александр Дмитриев предполагает, что контейнерный оборот по итогам года составит не более 70% от результата 2021 года.
"Но по конкретным аспектам падение может оказаться достаточно существенным, вплоть до того, что некоторые направления бизнеса с ориентацией на конкретный вид транспорта могут полностью закрыться. Такие компании пострадают сильнее всего", — говорит Александр Дмитриев.
По мнению независимого эксперта в сфере логистики Александра Тысячникова, контейнерный рынок Санкт–Петербурга на ближайшие 2 года может забыть о заходе судов. "Но надо помнить, что рынок состоит из двух частей: причальной, куда приходят суда, и тыловой. Вот тыловая будет продолжать работать, но в другом формате — обрабатывать грузы, хранить их, а потом доставлять на юг страны, в тот же самый порт Новороссийск", — добавляет Александр Тысячников.
Решения придуманы
Александр Дмитриев высказывает сдержанный оптимизм по поводу восстановления логистических цепочек. Он не исключает, что уже к концу текущего года многие старые маршруты поставок вернутся. "Сейчас они разорваны именно в силу политической конъюнктуры. С экономической точки зрения налаженные направления, которые существовали долгое время, оправдывали себя. Может, это будет изменённый рынок с новыми субъектами и ставками фрахта, но что–то похожее останется в будущем", — считает эксперт.
Иные аналитики в беседе с "ДП" высказались более радикально. Согласно их мнению, на старые маршруты не стоит рассчитывать ни России, ни Европе — они закрыты навсегда.
Перспективным альтернативным хабом для российских грузов участники рынка, в том числе и Дмитрий Паньков, называют Марокко, в частности порт Танжер. "Но мне неизвестно, были ли здесь какие-то конкретные мероприятия кроме того, что об этом говорят", — поделился Дмитрий Паньков.
О портах Северной Африки как перспективных для сотрудничества начали говорить почти сразу же после введения первых санкций. Но за 3 месяца активного грузового сообщения с Санкт–Петербургом выстроено не было. Однако, как отмечает Александр Тысячников, порты Танжер и Касабланка остаются удобным местом для транзита грузов между Россией и странами Западной Африки, а также Южной Америки. Чтобы направление заработало, необходим флот, способный его обслуживать.
"Сейчас проблема в том, что не удаётся найти партнёров, которые обеспечивали бы доставку из Западной Африки в Танжер, — дальше мы бы своими силами переправляли грузы в Санкт–Петербург. Абсолютно такая же ситуация с Южной Америкой", — говорит Александр Тысячников. При этом, по его мнению, для решения вопроса, возможно, России придётся задействовать собственные ресурсы для обслуживания этого плеча.
Как бы там ни было, все аналитики однозначно настаивают, что фактическое отсутствие необходимого количества российских крупных контейнерных судов является одним из главных препятствий на пути к выстраиванию новых логистических цепочек.
«Почта России» сообщила о проведении пилотного проекта по использованию роботизированных стеллажей во внуковском фулфилмент-центре, предполагающем комплекс операций с момента оформления заказа покупателем до момента получения им покупки. Компания надеется, что использование роботизированных стеллажей позволит до 2-ух раз снизить стоимость обработки одного заказа.
Тестирование альтернативной технологии на базе концепции «товар к человеку», когда сотрудник остается неподвижен, а роботы перемещают стеллажи или контейнеры с товарами к его рабочему месту, в «Почте России» связали с высокими темпами роста электронной коммерции. Последние приводят к дефициту и логистических мощностей, и складских площадей, особенно в высокий сезон.
«Роботизация повышает производительность одного человека на 150% без увеличения нагрузки. При этом снижается количество ошибок при комплектации заказов. Скорость развертывания необходимой складской инфраструктуры с использованием роботов сокращается до 3-ех месяцев (вместо традиционных 8-16 месяцев – ред.) при сопоставимой площади. В то же время снижение капитальных затрат доходит до 45%», – прокомментировали в «Почте России».
Сейчас специалисты компании занимаются финансово-экономическим анализом, дабы выбрать один из фулфилмент-центров для разворачивания первого полноценного робосклада. По убеждению заместителя гендиректора по логистике «Почты России» Сергея Сергушева, роботизация внутрискладской логистики «станет шагом на пути реализации концепции умного склада, в котором цифровые платформы направляют движение людей и машин, оптимизируя каждый процесс».
В связи с запретом на проезд российских фур в ЕС европейские перевозчики стали монополистами, стоимость перевозки грузов из Европы в Россию и в обратном направлении выросла в четыре-пять раз. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков предложила запретить фурам из ЕС ездить в Россию, сообщают СМИ.
Проект обращения АСМАП к президенту России Владимиру Путину обсуждался на общем собрании членов ассоциации во вторник. Компании, импортирующие или экспортирующие товары, уже переплатили около 68 млрд рублей. Если европейским автопоездам не запретить въезд в Россию, дополнительные издержки экспортеров и импортеров до конца года составят 265 млрд рублей, а общая сумма переплат может достигнуть 333 млрд рублей, передает РБК.
Работу на европейском направлении, по данным АСМАП, вынужденно прекратили 3,1 тыс. российских автопредприятий с общим парком 45 тыс. автопоездов и штатной численностью более 70 тыс. человек. Положение европейских перевозчиков стало монопольным, они многократно подняли тарифы: если до апреля 2022 года стоимость рейса одной фуры из Европы в Россию составляла 3,2 тыс. евро, то сейчас не ниже 12 тыс. евро. В 2021 году компании из России перевезли 55,4% от объема перевозок грузов автотранспортом между Россией и ЕС.
Предлагается перейти на схему перегрузки товаров на границе, как это делается в Белоруссии.
И.о. директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко сообщил, что ведомство уже подготовило меры финансовой поддержки на общую сумму 24,5 млрд рублей. Минфин поддержал и идею компенсации за потерянные на Украине транспортные средства, сообщил Луговенко. В целом пакет мер по данному вопросу поддерживают министр транспорта Виталий Савельев и глава Минэкономразвития Максим Решетников.
По словам Луговенко, Минтранс также выступает за запрет на проезд на территорию России фур, зарегистрированных в ЕС. Минтранс и АСМАП подготовили проекты президентского указа и постановления правительства. Окончательных решений по введению ограничений на въезд грузовых транспортных средств европейских государств в России пока не принято.
Напомним, таможенные службы стран ЕС, которые граничат с Россией и Белоруссией, прекратили допуск российского и белорусского автотранспорта.