Представители Северо-Западного таможенного управления приняли участие в деловой встрече, которую организовала логистическая группа Промышленного комитета международной бизнес-ассоциации Санкт-Петербурга SPIBA в конференц-зале отеля Domina St.Petersburg.
Актуальные вопросы таможенного законодательства и правоприменительной практики в условиях санкционной политики западных стран, порядок принятия уполномоченным таможенным органом решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени, а также вопросы организации работы таможенных постов разъяснили участникам внешнеэкономической деятельности заместитель начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля службы федеральных таможенных доходов СЗТУ Ольга Пелле, начальник отдела товарной номенклатуры и прохождения товаров службы федеральных таможенных доходов СЗТУ Галина Кушнер и заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля СЗТУ Светлана Иванова.
Как отмечалось в ходе оживленной дискуссии, чтобы оказать бизнесу помощь в период адаптации к санкциям в условиях недружественных действий некоторых государств, таможенники принимают самое активное участие в рабочих встречах, круглых столах, конференциях различного формата.
Так и на этой встрече представители таможенного ведомства акцентировали внимание на специальных экономических мерах, предпринятых Правительством Российской Федерации для защиты отечественной экономики, в частности, запрета на вывоз сырья, оборудования, ограничения на вывоз валюты, поддержке импорта по отдельным группам товаров.
Отвечая на вопросы участников встречи, касающихся декларирования компонентов товаров, продления сроков их поставок, таможенные специалисты указали на необходимость заблаговременного направления в уполномоченный орган обращений о продлении срока подачи декларации на товары в отношении последнего компонента, а также обращений по внесению изменений в такое решение.
Представители СЗТУ проинформировали участников внешнеэкономической деятельности, что таможенные органы Северо-Запада работают в штатном режиме. На самых загруженных таможенных постах в автомобильных пунктах пропуска дежурные смены усилены специалистами. Обеспечен первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении товаров первой необходимости. Должностные лица таможенных органов СЗТУ нацелены на сокращение сроков совершения таможенных операций. Все это вместе взятое значительно сокращает время выпуска товаров.
Справка: Санкт-Петербургская международная бизнес-ассоциация SPIBA (Saint-Petersburg International Business Association) объединяет ряд компаний в области телекоммуникаций, гостиничного бизнеса, производства товаров народного потребления, строительства, транспорта и логистики.
Делегация Федеральной таможенной службы во главе с заместителем руководителя службы Владимиром Ивиным приняла участие во встрече с представителями крупных компаний-поставщиков иранской продукции на российский рынок.
Мероприятие прошло в Москве на площадке Посольства Ирана, в нем также приняли участие руководитель Таможенной администрации Ирана Алиреза Могадаси и Посол Ирана в России Казем Джалали.
В ходе встречи участники подчеркнули важность развития прямых грузоперевозок между Россией и Ираном, что будет способствовать большей прозрачности торговых операций и, как следствие, более удобному и быстрому таможенному оформлению товаров при их ввозе в Россию. Российская сторона отметила необходимость более широкого использования железнодорожного и морского видов транспорта при доставке товаров из Ирана как альтернативы автомобильному транзиту через Азербайджан.
Кроме того, участники встречи обсудили проблематику контроля таможенной стоимости ввозимых в Россию товаров, в том числе организацию обмена между таможенными органами России и Ирана верифицированной информацией, характеризующей стоимость основных групп перемещаемых в рамках взаимной торговли товаров. Подобный формат взаимодействия позволит более эффективно бороться с искусственным занижением таможенной стоимости товаров и одновременно предоставить более благоприятный режим для законопослушных операторов.
Также до представителей иранского бизнеса была доведена информация о сроках, параметрах и порядке участия в совместном пилотном проекте в рамках механизма «Упрощенный таможенный коридор», запуск которого планируется уже в текущем месяце.
ФТС России реализует комплекс мероприятий по всестороннему информированию участников ВЭД о мерах, предпринимаемых таможенными органами для упрощения таможенного администрирования и ускорения движения товаров в рамках реализации правительственного Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях экономических ограничений.
С этой целью территориальные таможенные органы на регулярной основе проводят консультативные советы, круглые столы, семинары и другие просветительские мероприятия для представителей делового сообщества, направленные на разъяснение изменений действующего законодательства и нововведений в части специальных экономических мер в сфере внешней и взаимной торговли. Всего с марта по начало июня проведено около 700 консультаций и рабочих встреч с участниками ВЭД как на уровне региональных таможенных управлений, так и в таможнях и на территории таможенных постов.
Кроме того, организовано регулярное проведение вебинаров по актуальным вопросам таможенного администрирования в официальном аккаунте ФТС России в социальной сети «ВКонтакте». Проведено более 15 вебинаров, в рамках которых даны разъяснения нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, а также порядка предоставления таможенными органами государственных услуг.
Таможенными органами до участников ВЭД доведена информация о введении запрета или временного разрешительного порядка на вывоз за пределы Российской Федерации отдельных видов товаров, в том числе сахара белого и сахара-сырца тростникового, зерновых культур. Даны соответствующие разъяснения по вопросам применения тарифных и нетарифных квот на экспорт зерновых культур и иной сельскохозяйственной продукции, обнуления в отношении широкой номенклатуры товаров ставки ввозной таможенной пошлины.
Отдельное внимание уделяется проблемным вопросам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в морских пунктах пропуска, обсуждается разработка новых логистических маршрутов для организации морских перевозок товаров между Россией и Латинской Америкой в условиях антироссийских санкций.
В фокусе внимания участников ВЭД легализация параллельного импорта, логистика доставки товаров из Китая, изменения вида транспорта с морского на железнодорожный, оформление транзита товаров через Казахстан.
При этом принципиально важной задачей таможенных органов является оперативное получение обратной связи от представителей бизнеса и своевременное реагирование на проблемные вопросы.
Предприниматели отмечают положительную динамику по импорту – европейские контрагенты начали частично осуществлять отгрузку товаров по ранее заключенным контрактам. В прежнем количестве осуществляются поставки расходных материалов и сырья из Китая. Российский бизнес выразил заинтересованность развития деловых отношений с азиатскими странами.
В сложном положении оказалась российская транспортная отрасль – об этом ФТС России сообщают представители логистических компаний. Затруднено авиасообщение, ограничена транспортировка товаров морскими судами под флагом РФ в порты ряда иностранных государств, запрещен въезд российского автотранспорта на территорию Евросоюза.
Представители транспортных компаний находятся в поиске альтернативных маршрутов доставки товаров, что осложняет ситуацию в некоторых пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС. Таможенные органы принимают необходимые меры поддержки: выделяются отдельные полосы для движения и проверки грузовых автомобилей, в приоритетном порядке проводится таможенный контроль транспортных средств международной перевозки, увеличивается количество должностных лиц в сменах, а в зависимости от нагрузки сотрудники перераспределяются на линиях контроля.
ФТС России на регулярной основе осуществляет информирование участников ВЭД о ситуации в пунктах пропуска. Выработанные Правительством РФ и другими ведомствами решения в части упрощения и ускорения таможенных и других контрольных процедур незамедлительно доводятся ФТС России до территориальных таможенных органов для их практической реализации. В каждом таможенном органе функционируют «горячие линии» для консультирования по вопросам таможенного дела физических лиц и участников ВЭД. Ежедневно в ФТС России проводятся заседания оперативного штаба, что позволяет быстро реагировать на запросы бизнеса.
Оформление поставок товаров по параллельному импорту пока не вызывает затруднений у Федеральной таможенной службы, но о результатах можно будет говорить через месяц. Об этом сообщил глава ведомства Владимир Булавин.
"Большинство тех решений, которые сейчас приняты, они зашиты в цифру и наши информационные системы, поэтому в этом плане какой-то головной боли у нас нет. Просто информационные системы сами все это отрабатывают. Есть перечень 56 товарных групп, мы забили их туда. Трудностей не возникает, но о результатах можно будет поговорить по крайней мере через месяц", - сказал он.
Госдума на заседании во вторник приняла в первом чтении правительственный законопроект, который позволит таможенным органам проводить предварительное расследование преступлений, связанных с выводом капитала за рубеж.
В настоящее время таможенные органы, которые являются органами валютного контроля, не уполномочены проводить предварительное расследование соответствующих уголовных дел. Предварительное расследование ведет МВД РФ, в результате чего, как указано в пояснительных материалах к законопроекту, "наиболее опытные должностные лица следственных и оперативно-разыскных подразделений МВД максимально задействованы в расследовании таких преступлений, что существенно сокращает их возможности в расследовании иных уголовных дел".
"В то же время законопроектом предусмотрено сохранение возможности предварительного следствия следователями органа, выявившего эти преступления. Аналогичный порядок действует в настоящее время в отношении предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 200.1 Уголовного кодекса РФ ("Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов")", - уточняется в пояснительной записке.
Внесение предлагаемых изменений позволит таможенным органам вести дознание по выявленным ими преступлениям такой категории, что повысит "их возможности по документированию признаков преступлений и изобличению причастных к их совершению лиц".
Госдума приняла в первом чтении и сразу в целом закон, разрешающий реализацию товаров беспошлинной торговли пассажирам, вылетающим в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) из России. Документ был инициирован правительством РФ.
В 2019 году в ЕАЭС вступила в силу норма, разрешающая совершать покупки в магазинах беспошлинной торговли внутрисоюзным пассажирам, вылетающим из других стран Союза: Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, приобретать товары duty free могут физические лица, въезжающие и выезжающие из одной страны Союза в другую. При этом в российском законодательстве содержится формулировка, исключающая возможность продажи товаров duty free внутрисоюзным пассажирам, вылетающим из России.
"Из данной нормы следует запрет на реализацию товаров в торговых залах магазина беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим из Российской Федерации в другое государство - член Союза", - говорится в пояснительной записке.
В связи с этим документом предусматривается установить такое же разрешение для реализации товаров в торговых залах магазинов беспошлинной торговли физлицам, выезжающим из Российской Федерации, в другое государство - член Союза, для установления единообразного подхода к применению Таможенного кодекса Союза, что "позволит создать равные конкурентные условия для магазинов беспошлинной торговли в Российской Федерации и других государствах - членах Союза", указывают в правительстве.
Экспортная пошлина на нефть в РФ с июля текущего года повысится на $10,4 и составит $55,2 за тонну, говорится в сообщении Минфина.
По данным министерства, средняя цена на российскую экспортную нефть Urals за период мониторинга с 15 мая по 14 июня 2022 года составила $87,49 за баррель, или $638,7 за тонну.
Кроме того, пошлина на светлые нефтепродукты и масла повысится до $16,5 c $13,4 за тонну, на темные - до $55,2 с $44,8.
Пошлина на сжиженный газ (СПБТ) составит $110,4, пошлина на чистые фракции СУГ - $99,3. Пошлина на кокс составит $3,5 за тонну.
В настоящее время экспортная пошлина на нефть составляет $44,8 за тонну.
Введение рядом стран жестких экономических санкций сказывается на поставках в нашу страну многих товаров. Но особое беспокойство вызывает вопрос: не скажется ли это на доступности лекарственных препаратов? Ответ на него зависит от работы ряда ведомств.
О том, как организует свою деятельность на этом направлении Федеральная таможенная служба, "РГ" рассказал первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.
Руслан Валентинович, обоснованы ли опасения, что могут возникать проблемы при таможенном оформлении импортных лекарств?
Руслан Давыдов: Могу совершенно ответственно сказать, что эти опасения безосновательны, на таможне с оформлением лекарств все нормально.
Расскажите подробнее: претерпела ли изменения практика таможенного оформления препаратов, которые мы получаем из-за рубежа? Фиксируете ли вы снижение объемов их поставки?
Руслан Давыдов: Объемы по пяти месяцам 2022 года по сравнению с тем же периодом прошлого года практически не изменились. И если есть снижение импорта по определенным товарным группам, то в целом по лекарствам ситуация неплохая. Сезонные колебания год от года существуют, но нельзя сказать, что сейчас есть заметный спад. Если помните, два года назад, когда мы вместе с Минпромторгом России вводили систему маркировки лекарств, для рынка это действительно было неким потрясением, но не по вине таможни - мы все свои мероприятия провели тогда в срок и были полностью готовы. Последние события потрясением для рынка лекарств не стали.
А изменился ли пул поставщиков?
Руслан Давыдов: Рынок импортных лекарств с точки зрения их завоза был всегда достаточно структурированным, пул импортеров состоял из крупных и сильных игроков. И сейчас тут никаких особых изменений, никакой суеты не видно. Все-таки, слава богу, лекарства и продовольствие под санкции не попали. Хотя, наверное, структура поставок понемногу будет меняться в пользу более дешевых препаратов-дженериков.
Тем не менее по некоторым отдельным позициям возник дефицит высокотехнологичных препаратов.
Руслан Давыдов: Мы ведем макроанализ и видим, что общий объем лекарственных препаратов практически на том же уровне. Наверное, по отдельным позициям дорогостоящих лекарств, например из США, проблемы все-таки есть.
Какие задачи поставлены перед вашей службой в нынешних условиях?
Руслан Давыдов: В рамках плана правительства по поддержке экономики в условиях санкционного давления мы в первую очередь снизили административную нагрузку на товары первой необходимости, в том числе лекарства. В принципе у нас и так по этим товарам было немного досмотров, осмотров, и других контрольных мер. Но мы дополнительно сократили нагрузку: сейчас по товарам первой необходимости досмотру подвергается менее одного процента грузов.
Изменились ли сроки прохождения таможни для этих грузов?
Руслан Давыдов: Лекарства оформляются в первоочередном порядке.
А в связи с тем, что общие объемы декларирования сейчас несколько снизились, нагрузка на должностных лиц уменьшилась, плюс мы сами снизили административную нагрузку, лекарства стали оформляться даже быстрее, чем в прошлом году. Около 95 процентов деклараций оформляются на таможне в пределах четырех часов.
Но когда говорят про таможенное оформление, нередко относят к таможне все, что связано с контрольными процедурами, в том числе и в пунктах пропуска. Но надо понимать: чтобы попасть к нам на декларирование, грузы должны заехать на таможенную территорию, пройти пункт пропуска, открыть транзит, приехать на склад временного хранения. На складах их сразу сортируют в товарные партии. И только после этого импортеры подают декларацию. Вот после этого у нас все оформляется в пределах четырех часов.
То есть за вами задержки нет?
Руслан Давыдов: За нами точно нет. Но на границе задержки появились. Причина в том, что Евросоюз принял решение о запрете въезда на их территорию нашим перевозчикам. Затем Белоруссия ввела перецепы транспорта как ответную меру. А львиная доля лекарств проходит к нам из Европы, поэтому и логистика выстроена через западную границу. А она сейчас фактически если не блокирована, то очень сильно затруднено движение через нее. Кроме того, наши прибалтийские и польские соседи либо работают по принципу стопроцентного контроля грузов, которые идут к нам или от нас, так как с пристрастием ищут товары двойного назначения, либо работают по принципу "итальянской забастовки": вроде и контроль не проводится, но при этом все делается неспешно, они умышленно затягивают время. Машины с лекарствами стоят в общей очереди, и прохождение пункта пропуска может занимать больше суток. Мы пропускаем столько машин, сколько пропустят наши партнеры: дали 200 машин - мы за сутки все 200 пропустим. А могли бы, скажем, и 400 пропускать, но они не дают.
Удается ли вам сейчас взаимодействовать с таможенными органами других стран по организации "зеленых коридоров" для доставки лекарств, сырья и материалов для их производства?
Руслан Давыдов: Западные партнеры шлют письма, что замораживают таможенное сотрудничество с нами. Поэтому ситуация с этой точки зрения, конечно, ухудшилась.
Мало того, страны Европы послали во Всемирную таможенную организацию (ВТамО) призыв исключить из нее Россию и Белоруссию или хотя бы отстранить от участия в деятельности ВТамО. Правда, по существующему порядку исключить нас не могут, но пытаются всячески напакостить. Со странами, которые не примкнули к этим недружественным действиям (в первую очередь это Юго-Восточная Азия, Ближний Восток), мы сейчас активно ведем переговоры по созданию "зеленых коридоров" по поставкам товаров первой необходимости и других нужных Российской Федерации грузов. Основными поставщиками лекарств на этом направлении являются Индия и Китай. С ними будем налаживать отдельное взаимодействие по наращиванию поставок.
Как вы взаимодействуете с другими ведомствами, с министерствами по вопросам бесперебойных импортных поставок лекарств?
Руслан Давыдов: У нас налажены онлайн-контакты по системе межведомственного электронного взаимодействия с Минздравом России и другими ведомствами. Все вопросы решаются незамедлительно. Могу еще раз подтвердить: все, что зависит от ФТС в вопросе таможенного оформления импортных лекарств, делается и будет делаться предельно точно и оперативно.
Сегодня о планах инвестирования в российскую экономику Китая рассказал Жимин Ли, генеральный секретарь китайской международной Ассоциации транспортного-экспедиторской отрасли. Заявлено, что Китай не намерен снижать объем инвестиций.
Китай строил и будет строить новые железные и автомобильные дороги и аэропорты и всячески способствовать развитию трансграничной торговли. Наибольший интерес – электродная торговля, а также торговля энергоресурсами. Китай видит в России партнера, с которым стремительно нарастает взаимный торговый интерес и грузооборот. Трансграничная электронная торговля превратилась в новый электронный Шелковый путь, говорит Ж. Ли.
«Расширенное сотрудничество видим в торговле и совместном развитии международной логистики. Видим дальнейший шаг в стандартизации правил международных перевозок, в том числе мультимодальных», – добавляет он.
Китай намерен совместно с Россией развивать информационные технологии, а именно усиливать интеграцию в информационные ресурсы, используемые как морскими перевозчиками, так и железнодорожным.
Один из самых крупных логистических центров в России построят в Северной Осетии. Об этом сообщил журналистам в субботу глава республики Сергей Меняйло во время пресс-подхода с участием министра экономического развития РФ Максима Решетникова.
"В соответствии с поручением президента России ведется работа по созданию индустриального логического центра. Уже есть потенциальный инвестор, финансовая модель готова", - сказал Меняйло.
По словам Решетникова, центр станет одним из самых крупных в стране. "Республика стала по-другому смотреть и использовать свой потенциал с одной стороны транзитный, с другой стороны - там, где идет большой транзит, там есть возможность создать рабочие места. Мы обсуждали, что есть возможность создать один из самых крупных в стране логистических парков, который сейчас задуман. Он может дать старт дальнейшей переработке. Везде сначала логистика, потом производство", - отметил министр.
Он также высоко оценил темпы социально-экономического развития республики, большое количество инвестиционных проектов и заверил, что все они будут поддержаны.
В страны Юго-Восточной Азии грузоперевозки через коридор "Север - Юг" будут осуществляться по пилотному механизму, созданному иранской судоходной компанией.
Первая пилотная партия из трех контейнеров с пиломатериалами и алюминием уже отправлена в индийский порт Нава-Шева.
Об этом сообщает пресс-служба администрации губернатора Астраханской области.
Как отметил руководитель инвестиционного проекта ПАО «Астраханский порт» Дариуш Джамали, до этого момента грузоперевозки по Каспию в страны Юго-Восточной Азии осуществлялись эпизодически. Пилотный механизм позволит снизить транспортные расходы, в том числе портовые и таможенные, сократить срок хранения грузов, уменьшить время доставки и устранить риск владельцев товаров при внутренней перевозке. «Все эти преимущества дает международный транспортный коридор «Север – Юг», - подчеркнул Дариуш Джамали.
Напомним, что Астраханская область является важнейшим элементом коридора «Север – Юг». Сейчас региональное правительство продолжает проводить широкомасштабную работу с зарубежными партнёрами по продвижению транспортно-логистических возможностей Астраханской области в рамках данного маршрута.
Об этом сегодня сообщил с Петербургского международного экономического форума в своем телеграм-канале глава региона Владислав Шапша.
«Подписали трехстороннее инвестсоглашение с «Почтой России» и «Фрейт Вилладж Логистика» о создании почтово-логистического терминала. Предстоит построить инженерную и энергетическую инфраструктуру, автомобильные и железные дороги. Польза, которую принесет калужский Мегахаб экономике нашей области и России еще предстоит оценить», - рассказал губернатор.
Он отметил, что региону уже одобрен инфраструктурный кредит на 632 млн рублей. Реализация этого сложного и серьезного проекта означает для региона создание новых рабочих мест и мощный стимул для развития экономики.
«Эффективные и устойчивые логистические цепочки, возможность бесперебойно обрабатывать огромные потоки грузов – это то, в чем мы можем быть лучшими в новой экономической реальности», - считает Владислав Шапша.
Напомним, что в рамках ПМЭФ-2022 Калужская область намерена заключить более десяти инвестсоглашений и договоров.