Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. выпуск 09.09.21



Главная страница - Новости таможни - Новости ВЭД - Новости логистики - Новости ЕврАзЭС

Новости таможни

ВЭФ-2021: «Бесшовная мультимодальная работа – одна из серьезных перспектив для Федеральной таможенной службы на будущее»

3 сентября первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов принял участие в сессии «Логистика – «новая нефть» российской экономики: международные транспортные коридоры как основной драйвер роста» Восточного экономического форума (г. Владивосток).

«Российская таможня глубоко «ушла» в цифру. Сегодня мы говорим не просто об электронном документообороте, а о полностью автоматическом совершении таможенных процедур. На текущем этапе у нас 20% всех импортных и 40% всех экспортных деклараций выпускаются автоматически без участия таможенного инспектора. Все транзитные декларации оформляются в электронном виде, а в Дальневосточном регионе более 20% электронных транзитных деклараций выпускаются в автоматизированном режиме», – рассказал Руслан Давыдов.

Он также напомнил, что приоритетной задачей таможенных органов в новых условиях остается содействие упрощению и ускорению международной торговли, и реализуется она, в том числе, благодаря внедрению цифровых технологий. Одним из перспективных решений является внедрение электронных навигационных пломб, что позволяет сократить время доставки товаров, а также исключить нарушения таможенного законодательства.

Руслан Давыдов подчеркнул, что одновременно с цифровизацией таможенных процессов должно осуществляться укрепление транспортно-логистической инфраструктуры. Так, развитие международных мультимодальных перевозок позволит наиболее полно использовать мощности имеющихся транспортных коридоров. В частности, наличие мультимодальных портов в акватории Северного морского пути будет способствовать повышению экономической эффективности этого проекта.

«Экспорт и импорт должны развиваться. Таможня к этому готова, и мультимодальные перевозки – яркий пример будущих проектов, когда морские и железнодорожные перевозчики, операторы морских портов, таможенные и другие контролирующие органы объединяются, и вместе создают такой масштабный логистический проект, который позволяет России выигрывать конкуренцию в транзитных перевозках любого типа. Поэтому бесшовная мультимодальная работа – одна из серьезных перспектив для Федеральной таможенной службы на будущее», – подытожил Руслан Давыдов.

Владимир Ивин: Дальний Восток – в лидерах по ввозу технологического оборудования

3 сентября 2021 года заместитель руководителя ФТС России Владимир Ивин выступил на сессии «Повышение инвестиционной привлекательности посредством расширения гарантий для бизнеса» Восточного экономического форума (г. Владивосток). В работе сессии также принял участие начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин.

Владимир Ивин: «После прошлого года мир уже не будет таким, как раньше. Мы живем в постковидном обществе, в котором тенденции сменились таким образом, что Дальний Восток фактически вышел на первые роли с точки зрения новых направлений и форм логистики. На фоне общего ценового роста товаров и услуг (по нашей статистике цены на товары возросли от 30% до полутора раз, цены на услуги – в 2-3 раза) логистика кардинально меняется для поиска наиболее оптимальных по соотношению цена/сроки решений, в т.ч. в части доставки товаров из Азиатско-тихоокеанского региона в адрес традиционных получателей, но через территорию Дальнего Востока. В результате, на 40% возрос импорт через таможенные органы ДВТУ и на 46% – транзит через пункты пропуска ДВФО. При стоимости фрахта стандартного морского контейнера на Дальний Восток 7-8 тысяч долларов США, в Балтику он составляет около 13-15 тысяч долларов США. Гораздо выгоднее привезти контейнер сюда, здесь выгрузить и вернуться еще раз за товаром, чем гнать контенейровоз через Африку, Суэцкий канал, в порты, расположенные на Балтике. Поэтому значительно вырос интерес компаний, которые занимаются логистикой, к развитию имеющихся и налаживанию новых маршрутов ввоза товаров через Дальний Восток».

Фиксируют интерес к развитию транзитных перевозок Китай – Европа через традиционные пункты пропуска Забайкальск и Пограничный и Российские железные дороги. Появился интерес к налаживанию контейнерных перевозок на импорт через железнодорожный пункт пропуска Махалино, который ранее специализировался на экспорте инертных грузов.

Таможенная служба старается максимально гибко и быстро реагировать на запросы, которые ставят и новые условия логистики и запросы и предложения участников ВЭД.

Законы и соответствующие решения Правительства о территориях опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток вышли последовательно в 2014-2015 годах. С тех пор инструменты, которые призваны развивать инвестиционную привлекательность Дальнего Востока, постоянно развиваются. Таможенная служба также активно реагирует.

Владимир Ивин: «Прежде всего, были значительно снижены требования к обустройству этих зон, к системе учета, переход на электронный учет движения товаров через границы этих зон, вплоть до полного отказа от представления определённой информации о движении транспортных средств через границы этих зон. То есть в тех случаях, когда мы понимали, что регулирование избыточно, реагирование было очень быстрым. Тем более, что все это делается уже подзаконными актами, которые можно быстрее ввести в действие».

На Дальнем Востоке наиболее эффективное применение данных механизмов. Например, по законодательству о территориях опережающего развития и СПВ только в этом году предоставлено более 15 млрд рублей льгот под эти режимы, т.е. эти деньги не были изъяты из оборота, а были направлены на инвестиционные цели.

Помимо этих льгот на Дальнем Востоке были применены в значительном объёме иные льготы инвестиционного характера – более 17 млрд рублей. Прежде всего, это ввоз морских судов, которые здесь же работают: либо на Северном морском пути, либо на рыбной или крабовой ловле. Также по соглашению о разделе продукции и ввозу технологического оборудования. По этому направлению Дальний Восток является лидером.

Владимир Ивин: «На фоне изменения логистики изменилась и структура перемещаемого товара. В этом году мы с удовлетворением фиксируем, что значительно возросла доля воза товаров инвестиционной направленности. Это станки, механизмы, комплектующие, сырье для производств, различные заготовки, то, что идет не на потребительский рынок, а на производство».

Этому способствовала реализация на Дальнем Востоке мощных инвестиционных проектов. В результате улучшается структура внешней торговли, появляются внутреннее производство и новые рабочие места.

Владимир Ивин: «В части инвестиционной привлекательности таможенные органы и содействуют, и дальше будут содействовать развитию производства и реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке».

СПРАВКА

«В Дальневосточном федеральном округе функционирует 22 территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), территория свободного порта Владивосток (СПВ) распространяется на 5 регионов, а территория арктической зоны включает Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, части территорий Республики Саха (Якутия).

Начальник Псковской таможни провел рабочую встречу с представителями перевозчиков

Начальник Псковской таможни Игорь Ерошин провел встречу с членами Ассоциации международных автомобильных перевозчиков филиала по Северо-Западному федеральному округу. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе Северо-Западного таможенного управления.

На встрече обсудили проблемные вопросы, возникающие у перевозчиков при перемещении товаров и транспортных средств через автомобильные пункты пропуска региона деятельности таможни.

Начальник отдела контроля за таможенным транзитом службы организации таможенного контроля Ольга Цоглина подробно рассказала о практике применения таможенной процедуры таможенного транзита, о применении на постах технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска электронных транзитных деклараций. Она также назвала ошибки при формировании документов на товар, которые влияют на таможенные операции.

Ольга Цоглина отметила, что чаще всего допускают ошибки при заполнении электронной транзитной декларации (ЭТД) в 6, 31, 18, 50 и других графах.

На встрече прозвучали различные предложения, как со стороны перевозчиков, так и со стороны руководства таможни.

Начальник таможни Игорь Ерошин подчеркнул, что соблюдение таможенного законодательства со стороны всех перевозчиков является обязательным. При любых нарушениях таможня всегда, действуя в рамках таможенного законодательства, будет привлекать к ответственности, сказал он.

О внесении изменений в Классификатор видов документов и сведений

В связи со вступлением в силу с 29.08.2021 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.07.2021 г. № 90 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 г. № 378» Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России информирует участников ВЭД:

  1. Код «01191» исключается из Классификатора видов документов и сведений (далее – Классификатор).
  2. Классификатор дополняется кодами «01401» – «01415», соответствующими отдельным типам документов, подтверждающих безопасность ввозимой продукции:
  • документы о соответствии продукции требованиям ТР ТС (ТР ЕАЭС);
  • документы о соответствии, оформленные по единой форме;
  • документы о соответствии, предусмотренные законодательством государств – членов ЕАЭС.

Код вида документа – один из обязательных элементов совершения таможенных операций и осуществления контроля за соблюдением мер технического регулирования в автоматическом и автоматизированном режимах.

В связи с указанными изменениями при подаче ДТ необходимо заявлять разрешительные документы под соответствующими кодами видов документов во избежание отказов в регистрации ДТ.

Начальник Южного таможенного управления Сергей Пашко посетил Новороссийскую таможню

Начальник Южного таможенного управления (ЮТУ) генерал-лейтенант таможенной службы Сергей Пашко совершил рабочую поездку в Новороссийскую таможню, объединившую в себе функции как электронной таможни, так и таможни фактического контроля. Об этом сообщает сегодня пресс-служба ЮТУ.

В ходе поездки были проанализированы состояние дел по обеспечению выполнения установленных Федеральной таможенной службой показателей эффективности и результативности деятельности, организация работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, направления совершенствования таможенного администрирования и создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.

Сергей Викторович уделил особое внимание вопросам развития инфраструктуры и функционирования морских портов в регионе деятельности таможни и посетил таможенные посты фактического контроля в морском порту Новороссийска.

Начальник ЮТУ встретился с должностными лицами Новороссийского таможенного поста (центра электронного декларирования), функционирующего с 20 сентября 2018 года. Его отличительной особенностью является специализация по водному виду транспорта (в сети электронных таможен и ЦЭДов России таких центров только три). В настоящее время на таможенном посту сконцентрировано 100% декларирования товаров, прибывающих и убывающих через порты Южного федерального округа. Оформление является импорто-ориентированным, доля импортных деклараций составляет около 84%.

Максимальное ускорение товарооборота, в том числе с использованием информационных технологий, направленных на автоматизацию процессов совершения таможенных операций, является одной из приоритетных задач Новороссийского ЦЭДа.

Пост функционирует ежедневно, включая выходные и праздничные дни, т.е. процесс таможенного оформления практически непрерывен, за исключением ночного времени. В связи с добавлением в январе 2021 года штатной численности в количестве 20 единиц возникла необходимость увеличения производственной площади ЦЭДа, в связи с чем Сергей Викторович ознакомился с проектом запланированного расширения помещений и капитального ремонта таможенного поста.

В ходе поездки состоялись рабочие встречи с руководством Службы по г. Новороссийску ФСБ России по Краснодарскому краю и Новороссийской транспортной прокуратуры, в ходе которых Сергей Пашко представил недавно назначенного на должность начальника Новороссийской таможни генерал-майора таможенной службы Юрия Лушникова, а также были обсуждены вопросы повышения эффективности работы по обеспечению законности в сфере таможенного дела и организации эффективного взаимодействия таможенных и иных контролирующих органов.

В структуре Новороссийской таможни семь таможенных постов: Анапский, Геленджикский, Приморский, Новороссийский западный, Новороссийский центральный, Новороссийский юго-восточный, Новороссийский (центр электронного декларирования).

Санкт-Петербургская таможня: грузооборот растет

Санкт-Петербургская таможня отмечает увеличение грузооборота в регионе деятельности. Через таможенные посты Санкт-Петербургской таможни, расположенные в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Вологодской и Новгородской областях и Республики Коми, в 2021 году стало перемещаться больше товаров, чем в прошлом году.

По итогам 8 месяцев 2021 года грузооборот в регионе деятельности Санкт-Петербургской таможни составил 15,27 млн тонн, в 2,2 раза превысив показатель аналогичного периода прошлого года (6,96 млн тонн). По данным таможенной статистики, в 2021 году через таможенные посты Санкт-Петербургской таможни стало больше перемещаться как экспортных, так и импортных товаров. В частности, весомой объем вывозимых товаров увеличился в 2,4 раза и достиг 14,32 млн тонн, в то же время весовой объем ввозимых товаров вырос на 5% и 0,95 млн тонн.

В товарной структуре экспорта в весовом выражении преобладают «черные металлы», на долю которых пришлось 56% удельного веса всех вывезенных товаров за 8 месяцев 2021 года. «Древесина и изделия из нее, древесный уголь» составили 24% перемещаемых экспортных грузов. Доли «удобрений» и «топлива минерального, нефти» составили по 7% в общем весовом объеме экспорта.

Более половины импорта в весовом выражении сформировали «бумага и картон» (20% в общем объеме ввезенных товаров), «пластмассы и изделия из них» (11%), «оборудование и механические устройства» (8%), «каучук, резина» (5%), «прочие химические продукты» (4%), «продукты неорганической химии» (4%).

Как рассказала начальник отдела таможенной статистики Санкт-Петербургской таможни Татьяна Соколова, за 8 месяцев 2021 года наибольший рост в экспорте в количественном отношении произошел в следующих товарных группах: черные металлы, трикотаж, часы, живые деревья, оружие и боеприпасы, алюминий, цинк, продукция мукомольно-крупяной промышленности и других, в импорте отмечается увеличение таких категорий товаров, как недрагоценные металлы, металлокерамика, цинк, свинец, зонты, химические нити, удобрения, натуральный и искусственный мех, табак и других.

ФТС России данные об экспорте-импорте России за январь-июль 2021 года

По данным таможенной статистики в январе-июле 2021 года внешнеторговый оборот России[1] составил 420,8 млрд долл. США и по сравнению с январем-июлем 2020 года увеличился на 34,3%.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 95,5 млрд долл. США, что на 33,9 млрд долл. США больше чем в январе-июле 2020 года.

Экспорт России[2] в январе-июле 2021 года составил 258,2 млрд долл. США и по сравнению с январем-июлем 2020 года увеличился на 37,7%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 87,1%, на страны СНГ – 12,9%.

Основой российского экспорта в январе-июле 2021 года традиционно являлись топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 51,7% (в январе-июле 2020 года – 54,2%). В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 55,7% (в январе-июле 2020 года – 59,1%), в страны СНГ – 24,9% (24,3%). По сравнению с январем-июлем 2020 года стоимостный объем топливно-энергетических товаров возрос на 31,8%, а физический снизился – на 3,2%. В экспорте товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы электроэнергии в 1,9 раза, газа природного – на 14,9%, керосина – на 9,2%, угля каменного – на 6,8%. Вместе с тем снизились физические поставки бензина автомобильного на 24,1%, нефти сырой – на 10,3%.

В общем стоимостном объеме экспорта доля металлов и изделий из них в январе-июле 2021 года составила 14,0% (в январе-июле 2020 года – 10,2%). В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 13,9% (в январе-июле 2020 года – 9,4%), в страны СНГ – 14,9% (15,0%). По сравнению с январем-июлем 2020 года стоимостный объем экспорта товаров возрос в 1,9 раза, а физический – на 25,9%. Возросли физические объемы экспорта ферросплавов на 33,2%, чугуна – на 29,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 22,4%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 11,8%, меди и медных сплавов – на 1,3%.

Доля экспорта продукции химической промышленности в январе-июле 2021 года составила 7,4% (в январе-июле 2020 года – 7,2%). В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 6,3% (в январе-июле 2020 года – 6,0%), в страны СНГ – 14,8% (14,5%). По сравнению с январем-июлем прошлого года стоимостный объем экспорта этой продукции возрос на 42,1%, а физический – на 9,0%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта пластмасс и изделий из них на 38,6%, каучука и резины – на 24,4%, косметические и парфюмерные средства – на 14,4%, удобрений – на 11,9%, а объемы фармацевтической продукции снизились – на 16,9%.

Доля экспорта машин и оборудования в январе-июле 2021 года составила 6,2% (в январе-июле 2020 года – 6,4%). В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 4,3 (в январе-июле 2020 года – 4,4%), в страны СНГ – 19,3% (18,5%). По сравнению с январем-июлем 2020 года стоимостный объем экспорта товаров возрос на 34,9%. Возросли объемы поставок оборудования электрического на 31,1%, оборудования механического – на 30,3%, в том числе, инструментов и аппаратов оптических на 11,0%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 8,8%. Физические объемы поставок легковых автомобилей выросли на 43,9%, а грузовых автомобилей – на 13,3%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-июле2021 года составила 6,8% (в январе-июле 2020 года – 7,9%). В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 6,0% (в январе-июле 2020 года – 6,9%), в страны СНГ – 12,2% (13,7%). По сравнению с январем-июлем 2020 года стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 18,9%, а физические объемы снизились – на 6,5%. Возросли физические объемы экспорта свинины свежей и мороженной 23,8%, мяса свежего и мороженного – на 26,8%, сыров и творога – на 26,8%, молока и сливок – на 20,9%, масла сливочного – на 6,7%. При этом снизились поставки рыбы свежей и мороженной на 18,0%, мясо домашней птицы – на 4,1%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-июле 2021 года составила 3,6% (в январе-июле 2020 года – 3,7%). В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 3,4% (в январе-июле 2020 года – 3,6%), в страны СНГ осталась на уровне прошлого года и составила – 4,8%. Стоимостной объем экспорта данной товарной группы возрос на 32,5%, а физический – на 6,0%. Возросли физические объемы поставок фанеры клееной на 12,9%, необработанных лесоматериалов – на 11,7%, при этом снизились физические объемы экспорта пиломатериалов на 3,1%, бумаги газетной – на 19,7%.

Импорт России[3] в январе-июле 2021 года составил 162,6 млрд долл. США и по сравнению с январем-июлем 2020 года увеличился на 29,2%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 89,4%, на страны СНГ – 10,6%.

В товарной структуре импорта наибольший удельный вес приходился на машины и оборудование – 49,6% (в январе-июле 2020 года – 46,3%). В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля этих товаров составила 53,1% (в январе-июле 2020 года – 49,4%), из стран СНГ – 20,6% (21,6%). Стоимостный объем ввоза этой продукции по сравнению с январем-июлем 2020 года увеличился на 38,9%, в том числе механического оборудования на 26,8%, электрического оборудования – на 25,7%, инструментов и аппаратов оптических – на 8,0%. Возрос физический объем импорта легковых автомобилей и грузовых автомобилей – в 1,8 раза.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в январе-июле 2021 года составил 18,1% (в январе-июле 2020 года – 18,9%). В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля этих товаров составила 18,7% (в январе-июле 2020 года – 19,5%), из стран СНГ – 13,3% (13,7%). По сравнению с январем-июлем 2020 года стоимостный объем ввоза продукции химической промышленности увеличился на 24,5%, а физический – на 5,8%. При этом возросли физические объемы поставок продуктов неорганической химии на 3,0%, фармацевтической продукции – на 25,4%, пластмасс и изделий из них – на 13,6%, каучука, резины и изделий из них – на 12,2%, мыла и моющих средств на – 3,3%. При этом снизились физические объемы удобрений – на 4,8%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-июле 2021 года составила 11,8% (в январе-июле 2020 года – 13,5%). В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля этих товаров составила 10,5% (в январе-июле 2020 года – 11,9%), из стран СНГ – 22,3% (26,0%). Возросли стоимостные и физические объемы импорта на 13,4% и 5,7% соответственно. Поставки пшеницы и меслина увеличились на 41,8%, масла подсолнечного на – 30,9%, сыров и творога – на 14,7%, рыбы свежей и мороженой – на 17,5%, свинины свежей и замороженной на 7,8%. При этом снизились физические объемы молока и сливок на 32,0%, мяса свежего и мороженного – на 11,9%.

Удельный вес текстильных изделий и обуви в январе-июле 2021 года составил 5,8% (в январе-июле 2020 года – 6,5%). В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля этих товаров составила 5,5% (в январе-июле 2020 года – 6,4%), из стран СНГ – 7,8% (7,4%). Стоимостный объем возрос на 15,6%, а физический объем – на 21,3%.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта в январе-июле 2021 года составил 6,9% (в январе-июле 2020 года – 7,0%). В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля этих товаров составила 5,7% (в январе-июле 2020 года – 6,2%), из стран СНГ – 17,7% (13,6%). Стоимостной объем данной товарной группы возрос по сравнению с январем-июлем 2020 года на 28,8%, а физический – на 10,1%. Снизились физические объемы ввоза металлоконструкций из черных металлов – на 12,3%, труб – на 11,1%. Возросли физические объемы поставок черных металлов и изделий из них на 10,9%, проката плоского из железа и нелегированной стали на – 16,9%.

Доля импорта топливно-энергетических товаров в январе-июле 2021 года осталась на уровне прошлого года и составила 0,8%. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля этих товаров, также сохранилась на уровне прошлого года и составила 0,5%, из стран СНГ – 3,1% (3,6%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 23,6%, а физический снизился – на 1,3%.

В страновой структуре внешней торговли России на долю Европейского Союза в январе-июле 2021 года приходилось 35,8% российского товарооборота (в январе-июле 2020 года – 34,8%), на страны СНГ – 12,0% (12,9%), на страны ЕАЭС – 8,8% (8,9%), на страны АТЭС – 34,2% (34,5%).

Основными торговыми партнерами России в январе-июле 2021 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 74,2 млрд долл. США (129,1% к январю-июлю 2020 года), Германия – 31,0 млрд долл. США (139,2%), Нидерланды – 24,8 млрд долл. США (146,5%), США – 19,8 млрд долл. США (141,0%), Турция – 17,8 млрд долл. США (155,3%), Республика Корея – 17,5 млрд долл. США (163,6%), Италия – 14,8 млрд долл. США (136,3%), Соединенное Королевство – 13,8 млрд долл. США (114,5%), Франция – 11,8 млрд долл. США (165,7%), Польша – 11,4 млрд долл. США (144,8%).


- Новости логистики от создателей Виртуальной таможни

Информация в прессе

Первый замглавы ФТС: мультимодальные перевозки — наиболее перспективная для РФ логистика

тенденциях внешнеторгового оборота, развитии мультимодальных перевозок и хабов, а также о цифровизации работы таможни в интервью ТАСС в рамках Восточного экономического форума рассказал первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) России Руслан Давыдов.

— Как за последние годы изменились пропорции товарооборота России с другими странами?

— В 2012 году, когда на пике было наше сотрудничество с Евросоюзом, я имею в виду внешнеторговое, доля во внешнеторговом обороте России и Евросоюза доходила до 52–54%. В целом из-за санкций, которыми они сами себе в ногу выстрелили, этот товарооборот упал до 35%. Зато вырос товарооборот с Юго-Восточной Азией и Китаем. Доля Китая уже составляет 17% во внешнеторговом обороте России. Это говорит о том, что Дальний Восток — это все более и более востребованное направление нашей торговли, нашего развития. И логистика изменилась частично из-за коронавируса, частично из-за тех тенденций, которые я назвал, то есть теперь все больше и больше грузов идет через Дальний Восток. Минтрансу, логистическим компаниям и таможне надо вместе собраться и решить, как сделать так, чтобы при ограниченной инфраструктуре, которая есть здесь на сегодняшний день, обеспечить максимальное прохождение грузов как по объему, так и по скорости.

— А какие именно логистические пути, на ваш взгляд, более перспективны? Потому что речь идет и о железных дорогах, и о водных путях. На ваш взгляд, за какой логистикой будущее?

— Мне кажется, все-таки мультимодальные способы перевозки — это та перспектива для России, которая должна "выстрелить" в ближайшее время. Что имеется в виду? Морем доставляются товары из Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии сюда во Владивосток, в Находку, крупнейшие порты Дальнего Востока, там перекладываются на железную дорогу и идут либо в центральную Россию, где у нас живет большее количество населения и экономически там востребованы эти товары, либо это так называемый сквозной транзит в Европу, который тоже сегодня очень востребован.

— Что можно сделать в этом направлении для улучшения логистики?

— Мне кажется, есть три кита, которые помогли бы ускорить это движение и увеличить грузопоток. Первое — это цифровизация. Цифровизация — это перевод бумажных документов в электронный вид, это то, чем мы занимаемся уже больше десяти лет в таможне. В 2008 году, ровно 13 лет назад, была выпущена первая электронная декларация.

— Я поздравляю вас!

— Да.

А сегодня мы автоматически уже выпускаем порядка 20% всех деклараций по импорту и 40% по экспорту. Все транзитные декларации выпускаются в электронном виде, и порядка 20% из них — автоматически

То есть это то, что может и уже делает сегодня таможня для облегчения и ускорения логистики. Вторая составляющая — это межведомственное взаимодействие. Для выпуска даже самой простой декларации необходимо взаимодействие нескольких ведомств. Количество ведомств зависит от того, какая это декларация. Но, в принципе, у нас 32 партнера, то есть практически нет ведомств, с которыми бы мы так или иначе не взаимодействовали. Сейчас работает 104 сервиса технологичной карты межведомственного взаимодействия. Все это совершается в автоматическом режиме, потому что иначе нельзя, мы ограничены очень жесткими сроками — на выпуск декларации дается четыре часа. Мы укладываемся в эти сроки, если нет дополнительных проверок. Сроки продлеваются, если нужен досмотр. Безрисковые декларации по импорту мы выпускаем за полтора часа, по экспорту — за 40 минут.

Для логистики, для транзита важно еще, чтобы другие контролирующие ведомства могли высказать свое мнение по поводу того, можно ли вообще этот груз ввозить. То есть первое — это безопасность. Если груз опасный, то он вообще не должен ввозиться. И еще одна составляющая нашей работы — это та часть, за которую сегодня отвечает Минтранс, — инфраструктура. Здесь, наверное, самый большой букет проблем, потому что инфраструктура — это развитие портов, развитие мультимодальных хабов, когда очень быстро и технологично можно переложить контейнер, который пришел морским паромом или судном, на железную дорогу. Это должно быть тоже автоматизировано в ускоренном режиме. Просто для примера. В Роттердаме в развитие полностью автоматизированного участка порта было вложено €39 млрд за несколько лет. Вы представляете, какие это колоссальные деньги? Примерно сопоставимые по размерам инвестиции вкладываются в порты Китая и Кореи.

Китай становится безусловным мировым лидером. И мы видим, что если в Китае порт останавливается, то это начинает чувствовать уже весь мир. Поэтому нам надо создавать свои хабы такие и наращивать их возможности

Потому что сегодня за счет увеличения товаропотока порты Дальнего Востока работают на пределе возможностей.

— А вы, возможно, слышали или обсуждали с коллегами, о какой сумме инвестиций идет речь именно для создания таких мультимодальных хабов? Были ли оценки экспертов или ведомств?

— Строго говоря, не наш вопрос. Но я вам могу сказать, что известно по опыту взаимодействия с иностранными таможенными службами, что это все-таки миллиарды, если не десятки миллиардов долларов. Это действительно серьезные инвестиции. Но это с учетом автоматизации, роботизации. В Роттердаме на огромной территории просто нет людей. Там один наблюдатель на вышке находится и роботы двигаются по территории.

— Мне очень понравилось высказывание вашего начальника на Петербургском экономическом форуме, что таможенник становится уже руководителем именно этого искусственного интеллекта, роботизированной техники, а не выполняет свои привычные функции. То есть речь идет о высококлассных специалистах именно в сфере технологий.

— Да, так и есть. И таможенник на самом деле должен быть очень разносторонне подготовлен. Он должен обладать экономическими знаниями, финансовыми и, естественно, знаниями современных электронных технологий, потому что все реализуется в электронном виде.

— Был прогноз таможни о том, что товарооборот в текущем году выйдет на уровень 2019 года, то есть фактически компенсирует этот провал в пандемию. И я так понимаю, что и восстановление экономики, и рост товарооборота повлекут рост таможенных платежей. Каков ваш прогноз по наполнению бюджета? Выполните или перевыполните прогнозное задание? И если перевыполните, то насколько?

— Таможня в последние годы всегда выполняет прогнозное задание. Но действительно, можно сегодня уже сказать, что 2019 год будет превышен в товарообороте.

Восстановление идет по более оптимистическому сценарию, чем это предполагалось еще несколько месяцев назад. Серьезный драйвер, конечно, это цены на энергоносители, цены на нефть — это то, что толкает вверх наш экспорт. И у нас, может быть, даже и для экспертов это несколько неожиданно, сильно растет импорт. Растет импорт и машин, и оборудования, и товаров потребления

— А в какие страны?

— Как я уже сказал, Китай очень активно растет. 2019 год у нас был самый большой по товарообороту с Китаем — $111,5 млрд. В этом году мы прогнозируем, что мы можем выйти на уровень $120 млрд с Китаем. Сейчас мы идем очень ровно. У нас сбалансированная торговля с Китаем, то есть примерно сколько продаем, столько и покупаем. Евросоюз тоже очень неплохо растет по сравнению с 2020 годом, в первую очередь за счет роста цен на энергоносители, но и импорт из стран Евросоюза тоже растет.

— О каких товарах в основном идет речь?

— Мы покупаем товары 84-й группы (сюда входит оборудование и механические устройства — прим. ТАСС), товары химической промышленности. На самом деле, наверное, многое из того, что могли бы делать и сами. Действительно, таможенные данные позволяют гораздо шире увидеть экономическую картинку. И если внимательно посмотреть, конечно же, они говорят о том, что нам нужно продолжать увеличивать инвестиции в производство товаров с высокой добавочной стоимостью. Если мы покупаем в среднем из третьих стран, вне стран ЕврАзЭС (прежнее название ЕАЭС — прим. ТАСС), товары по $4 за килограмм, эта цифра вроде бы очень средняя, но она показательная, а продаем мы туда товары по стоимости меньше чем 50 центов за килограмм.

— Давайте поговорим об экспортной части. Помимо энергоносителей, какие направления еще растут и выходят из-под давления пандемии?

— В этом году можно сказать, что выстрелили стройматериалы, металлы. Обратите внимание, на что вводятся экспортные пошлины. Хотя некоторые экономисты говорят, что это не самый лучший способ сдерживания цен, но тем не менее.

В мире выросли очень сильно цены на зерно, на продовольственные товары, на сталь, на алюминий, на лес и продукцию лесопереработки, что, в принципе, отразилось и на нашем внутреннем рынке — все подорожало

Почему говорят, что подорожала стройка? Потому что дорожает арматура, дорожают металлоизделия. Очень сильно подорожала лесоперерабатывающая продукция. Доска, стройматериалы — все это очень сильно подорожало. Эти товары находят очень большой спрос в мире, и наш экспорт тоже прирастает за счет этих товаров.

— В принципе, это позитивное явление, что Россия торгует не только нефтью и нефтепродуктами?

— Да. Доля энергоносителей в нашем экспорте снижается, если говорить о процентном отношении, и о стоимостном, и о весовом. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, чтобы продукцию высокого передела поставлять на мировые рынки.

— В начале этого года Счетная палата выявила признаки занижения таможенных платежей на сумму 98 млрд рублей в связи с тем, что участники внешнеэкономической деятельности не включают лицензионные платежи в сумму таможенной стоимости. Почему это произошло? Насколько, на ваш взгляд, критическое это занижение и будут ли какие-то меры?

— Вы знаете, мы со Счетной палатой очень предметно разбирались в этом вопросе, дискутировали, и на коллегии я тоже присутствовал у них. Все-таки эта цифра — 98 млрд — это оценочная сумма потенциально возможного ущерба. На самом деле она, конечно же, гораздо ниже. Потому что эта оценка была сделана без учета того, относятся ли эти лицензионные платежи к товару. В структуру таможенной стоимости лицензионные платежи включаются только тогда, когда они имеют непосредственное отношение к товару.

Конечно, мы должны быть благодарны Счетной палате, что она нам указала на само наличие проблемы. Мы говорили о том, что информационное взаимодействие у нас налажено. Но здесь нам надо, и мы это делаем уже, развивать информационное сотрудничество с Роспатентом, который регистрирует эти контракты, и с ФНС, чем мы сейчас активно занимаемся по разным направлениям. Проверки по данным Счетной палаты мы провели, доначислили 1,9 млрд рублей, 1,8 довзыскали, то есть порядок цифр тут другой. Просматривается где-то порядка 5 млрд рублей еще, которые можно допроверить и довзыскать за счет аналитической работы. Это довольно большая и кропотливая работа, там больше тысячи компаний, которые надо посмотреть. Но я хочу подчеркнуть, что это данные за три года. Мы постконтроль проводим назад за три года. То есть это данные 2018, 2019 и 2020 годов. Проблема есть, но она на порядок ниже, чем то, что было сказано.

— С 1 июля введен запрет на перемещение физлицами по территории страны немаркированной акцизными марками табачной продукции. Есть ли уже результаты?

— Не только физическими, но и юридическими. Физические лица тоже ввозят. Буквально на днях мы при помощи наших армянских коллег отловили двух граждан Армении, которые в багаже пытались провезти 600 блоков сигарет сюда. Мы вовремя получили сигнал от коллег и вовремя отреагировали. Поэтому, конечно, международное таможенное сотрудничество дает свои плоды.

А проблема с табаком — она с чем связана? Она связана с тем, что у нас очень большие разницы в акцизах в странах ЕАЭС. До 12 раз доходит. К сожалению, не удается выровнять эти акцизы, но тут как разница в потенциалах физики дает электрический ток, так и разница в экономических условиях дает движение товаров

Но проблемы очень большие на самом деле. В прошлом году за весь год мы отловили 21 млн пачек незаконных сигарет, а в этом году уже 24 млн и 16 млн на подходе — это то, что задержано, но еще не посчитано.

— На ваш взгляд, какие дальнейшие перспективы? И будет ли контрафактный поток снижаться?

— Мы с партнерами общаемся. На мой взгляд, все-таки главное — это выравнивание экономических условий. Если разные НДС, если разные акцизы, если разные условия, то неизбежно будут стараться перевозить через ту территорию ЕАЭС, которая более льготные условия создает. К сожалению, высокий спрос на это, курильщиков много.

— То есть тут еще и с Минздравом надо общаться?

— С Минздравом надо общаться точно, чтобы люди бросали курить.

— Хотела бы спросить про последнюю статистику по перечислениям в бюджет. Сколько вы за восемь месяцев средств перечислили? И на сколько это число превысило плановые показатели?

— Видимо, план будет скорректирован, потому что Минэкономразвития обновляет сейчас прогноз макроэкономический в связи с тем, что развитие идет по наиболее оптимистическому сценарию. Но мы за восемь месяцев перечислили уже 4,1 трлн рублей в бюджет. Поэтому плановое задание, которое было в начале года, 5 трлн, конечно, оно будет значительно превышено. Мы идем с опережением на 34–35%.

Но, я думаю, нам прогноз скорректируют, и мы будем выходить на новый уровень, но, наверное, не меньше 6 трлн. Представляете, по сравнению с теми прогнозами, которые были в начале года, таможня плюсом даст как минимум триллион! Планирование и прогнозирование — это довольно сложный аналитический расчетный процесс. На самом деле здесь работает и Минэк, и Минфин, и мы, все вместе мы работаем, для того чтобы объективно определить. Здесь большой многофакторный анализ идет. Учитываются и прогнозируемые объемы внешней торговли, и курс рубля к доллару и евро, и другие условия. Поэтому не так просто это все точно посчитать, тем более когда вот такие в мире происходят потрясения в связи с пандемией. Даже не колебания, а потрясения.

— Да. Насколько я знаю, подобного не было ни в одном, даже самом рисковом прогнозе. То есть были какие-то теоретические вероятности у некоторых исследовательских институтов, но они не просчитывались.

— Вот эти сделки ОПЕК, ОПЕК+ — это тоже мощнейший фактор, который влияет на нашу экономику и на мировую экономику тоже. Такое ускорение Китая, которое происходит в этом году, — это тоже не вполне прогнозируемо и не вполне объяснимо даже с экономической точки зрения. Вот эти логистические перекосы. Корабль встал в Суэцком канале — все кинулись на наш Дальний Восток, и железная дорога наша сейчас работает на полную катушку.

— Я так понимаю, что все равно мыслить на перспективу и развивать те логистические направления — это тот вектор, который взяла Россия.

— А мы обречены, мы же континент. Мы обречены на то, чтобы развивать наш транзитный логистический потенциал.

— Все-таки мы с вами говорили о железной дороге и о морском транспорте, когда обсуждали мультимодальность. А авиатранспорт в этой системе насколько перспективен?

— Авиаперевозки — они были, есть и будут. Очень активно развиваются. Но надо понимать, что в весовом отношении это доли процента. Самолетом везут только что-то дорогое и то, что очень быстро хочется. Кстати, по интернет-торговле сейчас главный фактор — это скорость доставки.

— Насколько я поняла, многие специализирующиеся на интернет-торговле компании делают некие хабы уже в странах, в которых они присутствуют. Допустим, чтобы доставлять со склада России: заказываешь на AliExpress в Китае, а этот товар уже есть в России и везется со склада в России.

— На эту историю надо очень внимательно, мне кажется, смотреть и разбираться. Потому что надо сначала понять, как товар в эти хабы попадает.

— Но попадает же, и попадает достаточно большой процент.

— Но насколько это все законно происходит? Поскольку интернет-торговля остается недоурегулированной, скажем так, мы же на площадке ЕАЭС до сих пор не приняли главу в кодексе, которая бы выделяла отдельный вид торговли, прописывала бы операторов, прописывала бы условия, обязательства и так далее. Мы все это подготовили, только не приняли. Поэтому здесь происходит иногда смешение понятий торгового и неторгового оборота, то есть как товары для личного пользования — этот порог €200, до €200 ничего не платится. Здесь надо смотреть условия поставки и как эти товары вообще попадают сюда.

— Но вы этим будете заниматься?

— А мы этим занимаемся каждый день. И мы пытаемся всячески нашу Евразийскую комиссию стимулировать к тому, чтобы побыстрее рассматривались вопросы, наших партнеров убеждать, что надо принимать регулирование как можно скорее. И отношение к этому должно быть как к новому виду торговли, потому что колоссальные объемы перемещаются, колоссальные здесь проходят деньги, и платежи должны справедливо взиматься и уплачиваться с этого объема.

Еще Менделеев писал о природе таможенной пошлины: она возникает там и тогда, когда товар пересекает таможенную границу. Поэтому какая разница, каким он путем пересек? Это товар, который попадает в итоге конечному потребителю. Ну так он всегда попадает конечному потребителю. Он в контейнере приехал, и сначала контейнер растаможили, потом куда-то на склад, а потом конечному потребителю отвезли в магазин или сразу он уже приехал расфасованный для конечного потребителя. Границу-то он пересек, поэтому пошлина должна быть с него уплачена.

— Удачи вам в этом непростом деле!

— Спасибо!


Новости логистики

Минвостокразвития предложил объединить все порты Дальнего Востока в единую транспортную инфраструктуру

Предложение объединить в Приморье все порты в единую транспортную инфраструктуру. наподобие восточной транспортной хорды озвучил на ВЭФ-2021 первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

«Речь идет об автодорожной и железнодорожной инфраструктуре. Инфраструктуру у нас есть, но она должна работать как единый транспортный узел. Что нам даст такое объединение? В первую очередь это позволило бы быстрее перемещать грузы и удобно выстраивать логистику, появились бы новые возможности перевозки грузов по международным контейнерным перевозкам, в том числе из Харбина по МТК Приморье-1 с выходом на порты Находки», сообщил Г.Гусейнов.

В части автодорожной инфраструктуры, по его словам, в этой плоскости важны два проекта. Первый - восточная кольцевая автомобильная дорога (ВКАД, которая позволила бы вывезти грузы из порта Владивостока, минуя центр города. Второй - автодорога Владивосток – Находка. Она строится уже не один год, первый этап завершен, второй в стадии завершения. В рамках третьего этапа необходимо реализовать 100 километров трассы.

По словам Г.Гусейнова, в прошлом году Дальний Восток не смогла удовлетворить спрос на перевозку более 15 млн тонн грузов. Одним из способов решения подобных проблем правительство региона видит в строительстве новой инфраструктуры на Дальнем Востоке, а также развитии устойчивого инвестиционного климата. На сегодня по преференциальным условиям в регион привлечены более 2,6 тыс. резидентов, общий объем заявленных инвестиций – более 6,3 трлн руб.

FESCO и "РусАгро" договариваются о сотрудничестве в области логистики

FESCO и "РусАгро" изучат перспективы сотрудничества в области перевозки масложировой продукции по железной дороге и морскими регулярными линиями. Об этом говорится в пресс-релизе FESCO.

Соответствующее соглашение о намерениях в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) подписали президент FESCO Аркадий Коростелёв и генеральный директор "РусАгро" Максим Басов.

Документ направлен на сотрудничество при транспортно-логистическом обеспечении поставок готовой продукции масложирового дивизиона "РусАгро" в стандартных контейнерах, так и наливного сырья в контейнерах, оборудованных флекситанками, на экспорт в страны Юго-Восточной Азии, а также во внутрироссийских направлениях с использованием логистических сервисов и решений FESCO.

СДЭК увеличился в Радиусе

Ведущий девелопер и собственник складской и индустриальной недвижимости Radius Group и международная логистическая компания «СДЭК-Глобал» сообщили о сделке по расширению складских мощностей. Увеличив площади с 30 000 до 47 000 кв. м, СДЭК стал крупнейшим логистическим арендатором индустриального парка «Южные Врата».

Логистический оператор «СДЭК-Глобал» арендовал 30 тыс. кв. м складских площадей в индустриальном парке класса А «Южные Врата» в Домодедове в lll квартале 2019 года, после этого девелопером Radius Group были проведены работы по модернизации нового блока. Работа проводилась в несколько этапов, в результате чего общая площадь логистического хаба составила порядка 47 000 кв. м – теперь это самый масштабный распредцентр компании. Сейчас в СДЭК действуют 24 филиала в крупнейших городах России, общая складская площадь которых составляет более 100 000 кв. м.

Арендованный блок реализован Radius Group по схеме bts. Помещения изменены с учетом специальных требований логистов: выполнена реконфигурация стеллажных систем, добавлены новые доки, предусмотрена возможность осуществления кросс-докинговых операций, созданы технологические и офисные зоны, склад снабжен LED освещением Philips. Помещения были адаптированы под установку сортировочной линии, также по запросу арендатора была изменена схема электроснабжения, увеличена электрическая мощность и установлено резервное оборудование для обеспечения бесперебойной работы хаба. Таким образом, в парке «Южные Врата» начал функционировать современный высокотехнологичный и энергоэффективный распределительный центр, соответствующий перспективам и темпам развития СДЭК.

«Логистические компании, как и игроки e-commerce, – это драйверы рынка складской недвижимости, они растут и развиваются опережающими темпами и им необходимы качественные складские площади в стратегической локации, которые обеспечат более высокую скорость в обработке грузов, повысят качество и скорость обслуживания клиентов, — комментирует Захар Вальков, Исполнительный директор Radius Group. – Мы были готовы реализовать такой проект за кратчайшее время, выполнили работы в соответствии с детально проработанным техническим заданием и запустили объект в срок».

Складское здание, в рамках которого «СДЭК-Глобал» разместила свой логистический хаб, является уникальным с точки зрения «зеленых» технологий. Здание соответствует требованиям признанных во всем мире стандартов экологичности и энергоэффективности BREEAM и LEED.

Россия заручилась поддержкой Индии в развитии Северного морского пути

За последнее время по Северному морскому пути поставляют значительное число грузов, поэтому заявление премьер-министр Индии Нарендра Моди о планах превратить российский север в крупнейший канал торговли выглядит многообещающим. Об этом в разговоре с ИА «Экономика сегодня» заявил военный эксперт Василий Дандыкин.

«Развитие направления связано с потеплением, которое наблюдается в Арктике, а также с увеличением численности флота отечественных ледоколов, что поможет создать круглогодичные условия работы канала», – пояснил специалист.

Российскому рынку Севморпуть наиболее удобен для морских грузоперевозок из-за скорости и цены. Однако НАТО и Америка сопротивляются монополии России в Арктике. С другой стороны Москву поддерживает Индия и, возможно, в скором времени Китай.

«Что препятствует развитию канала в равной степени с тем, что из-за погодных условий средств на поддержание маршрута необходимо больше», – заметил Дандыкин.

Президент Российской Федерации Владимир Путин распорядился организовать международную экспедицию в Арктику. Об этом глава государства заговорил на Восточном экономическом форуме.


Главная страница - Новости таможни - Новости ВЭД - Новости логистики - Новости ЕврАзЭС

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/

В избранное