В связи с ограничительными мерами, связанными с пандемией, для обеспечения соблюдения противоэпидемических мер, направленный на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) , мероприятие проводилось в режиме видеоконференции.
Заседание открыл заместитель начальника Северо-Кавказского таможенного управления – начальник службы федеральных таможенных доходов Пугачев Вадим Анатольевич: ««В нашей с вами совместной деятельности нередко возникают ситуации, требующие совместного обсуждения и принятия решений. Уверен, у вас есть немало вопросов и предложений. Именно с этой целью сегодня проводится заседание, ведь на любом уровне, в любой сфере – взаимопонимание, открытый конструктивный диалог, основанный на безусловном уважении к закону - обязательное условие для достижения цели. Постоянная обратная связь и максимальная информационная открытость – это требования времени».
В мероприятии также приняли участие начальники структурных подразделений управления, представители: органов исполнительной власти, торгово-промышленных палат региона деятельности управления, деловых кругов Северо-Кавказского федерального округа.
В повестку дня были включены вопросы: диспетчеризация деклараций на товары в таможенных органах Российской Федерации; влияние выбранных условий поставки на достоверность заявленных сведений о таможенной стоимости; применение технологии обмена документами и сведениями в электронном виде в ходе организации и проведении таможенной проверки; перечень товаров, в отношении которых введены обязательные требования по их маркировке, сроки введения требований по их маркировке, порядок маркировки товаров и проблемные вопросы, возникающие у участников ВЭД при проведении маркировки ввозимых (реализуемых) товаров.
В завершение мероприятия Вадим Анатольевич поблагодарил всех за сотрудничество, отметив, что эффективный диалог таможни и бизнеса является одним из ключевых аспектов развития внешней торговли, улучшения инвестиционного климата региона.
За 6 месяцев 2021 года таможенными органами в федеральный бюджет перечислено 2 960,7 млрд рублей. Достигнутый фискальный результат на 28,2% превысил прогнозное задание.
По сравнению с аналогичным периодом 2020 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России, увеличиласьна 45,0% или 918,9 млрд рублей.
Платежи, взимаемые при импорте товаров, составили 2 030,8 млрд рублей. Их поступления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 39,5%.
Экспортная составляющая доходов бюджета, администрируемых ФТС России, в текущем году обусловлена ростом объемов экспорта и мировых цен на углеводороды. За 6 месяцев 2021 года, сумма таможенных платежей, взимаемых при вывозе товаров, составила 857,8 млрд рублей, что на 50,0% больше прогнозного задания.
В июне 2021 года таможенными органами Северо-Западного таможенного управления осуществлено взимание в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных и иных платежей на сумму 72,41 млрд рублей, в том числе в отношении импортируемых товаров – 70,58 млрд рублей, экспортируемых товаров – 1,01 млрд рублей.
Основной объем взимания в федеральный бюджет таможенных платежей в Северо-Западном регионе приходится на Балтийскую (74,23%) и Северо-Западную электронную (25,28%) таможни.
Центральное таможенное управление провело вебинар «Практические вопросы защиты прав интеллектуальной собственности и противодействия незаконному обороту промышленной собственности». Такого рода мероприятия направлены на развитие эффективного взаимодействия таможенных органов с представителями правообладателей.
Правообладатели предоставили обновленную информацию, которая поможет таможенным органам при выявлении нелегальной табачной и никотиносодержащей продукции. Представители правообладателей дали актуальную информацию об особенностях выявления поддельных товаров, маркированных товарными знаками компаний «Филип Моррис Интернешнл», «Эпл Инк.», «JUUL», «СANON», «MATTEL INC», «THOMAS LTD», «Tangle Teezer».
Осведомленность таможенных органов о ключевых критериях поставок поддельных товаров, о релевантности отличительных признаков контрафакта по отношению к оригинальным товарам в оперативном порядке, позволяет эффективнее осуществлять таможенный контроль и более точно применять имеющиеся механизмы пресечения фактов нарушения интеллектуальных прав в условиях цифровизации деятельности таможенных органов.
С начала 2021 года по направлению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможнями Управления выявлено более 300 тысяч ЕКП.
За I полугодие 2021 года ЦТУ перечислено в федеральный бюджет – 303,37 миллиарда рублей. Импортная составляющая 298,88 миллиарда рублей, а экспортная составляющая 1,22 миллиарда рублей.
ФТС России с 2007 года реализует проекты «зеленый коридор» и «упрощенный таможенный коридор», предусматривающие упрощение и ускорение таможенного контроля для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности на основе обмена информацией с таможенными службами иностранных государств.
В настоящее время в подобных проектах участвуют 14 стран: Азербайджан, Израиль, Индия, Иран, Италия, Китай, Марокко, Нидерланды, Сирия, Таджикистан, Тунис, Турция, Узбекистан, Финляндия. Наиболее активные поставки товаров в 2020-2021 гг. осуществляются в рамках взаимодействия с Турцией и Китаем.
В 2020 г. по «упрощенному таможенному коридору» с Турцией ввезено более 382 тыс. тонн товаров, заявленных в более 16 тыс. декларациях на товары (далее – ДТ). В 2021 г. – более 78 тыс. тонн по более 3 тыс. ДТ. По «зеленому коридору» с Китаем в 2020 г. ввезено 9,5 тыс. тонн товаров по 166 ДТ. В 2021 г. – 614 тонн, по 6 ДТ.
В результате проведенных ФТС России за последнее десятилетие реформ, направленных на внедрение электронного документооборота и автоматизацию таможенных процедур, в значительной степени нивелировались преимущества, получаемые участниками «зеленых коридоров».
«Внедрение передовых цифровых технологий вывело таможенное дело в Российской Федерации на новые рубежи. Средние сроки выпуска безрисковых деклараций по импорту составляют сегодня не более полутора часов, а по экспорту 30-35 минут. При этом около 20 процентов всех импортных деклараций и порядка 40 процентов экспортных выпускаются полностью автоматически, без участия таможенного инспектора. То, что несколько лет назад было преимуществом и привилегией участников «зеленых коридоров», сегодня становится нормой жизни для большинства участников ВЭД», – отметил первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.
В этой связи ФТС России приступила к изучению новых возможностей и упрощений для компаний, информация о добросовестной деятельности которых может быть дополнительно получена благодаря возможностям международного таможенного сотрудничества. Такой подход в перспективе может вернуть заинтересованность добросовестного бизнеса и сформировать новые стимулы для участия в проектах «зеленый коридор» и «упрощенный таможенный коридор».
В Санкт-Петербурге завершилась серия матчей Чемпионата Европы по футболу. Команды-участницы, болельщики и представители СМИ прибывали в Северную столицу более чем из 10 стран Евросоюза.
Несмотря на ограничения по пересечению государственной границы, связанные с противоэпидемиологическими мерами, любители футбола могли прибывать в Российскую Федерацию при наличии отрицательного
пцр-теста и специализированного документа – Паспорта болельщика.
Основное количество болельщиков прибывало как на личных автомобилях, так и в составе организованных групп в автобусах через пункты пропуска, расположенные на границе с Финляндией и Эстонией.
За период проведения Чемпионата проследовало более 13 000 болельщиков через МАПП Торфяновка и МАПП Брусничное, через МАПП Ивангород - свыше 2 500 человек. Среднее время совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля составило около 10 минут.
Для участия в матчах Чемпионата город принял делегации футбольных команд Финляндии, Бельгии, Словакии, Польши, Швеции, Швейцарии и Испании.
Через аэропорт Санкт-Петербург (Пулково) ориентировочно проследовало более 6 000 болельщиков из Швейцарии, Чехии, Германии, Швеции, Финляндии, Бельгии, Данни и других европейских государств.
Основные товары, подлежащие таможенному декларированию - спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь футбольных команд помещались под специальную таможенную процедуру. Среднее время совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля составило около 20 минут.
По итогам работы с января по июнь 2021 года пассажиропоток в регионе деятельности Минераловодской таможни увеличился на 55%. Общее количество международных авиарейсов выросло на 66% по сравнению с прошлым годом.
Пандемия, парализовавшая жизнь во всем мире, понемногу отступает и возобновляются пассажирские перевозки. За первый квартал 2021 года границу ЕАЭС пересекли более 104 тысяч физических лиц и почти тысяча самолетов. В аналогичном периоде 2020 года число пассажиров немногим превышало 67 тысяч, самолетов - 600. При этом средний вес багажа не изменился и составил 11 килограммов.
СПРАВКА
В регионе деятельности таможни функционируют 4 аэропорта (в Минеральных Водах, Грозном, Ставрополе и Нальчике), открытых для международных сообщений, обеспечивающих связь со странами ближнего и дальнего зарубежья. Основной объем авиаперевозок приходился на аэропорт Минеральные Воды, из которого осуществляются регулярные международные рейсы в Турцию, Египет, Грецию, Объединение Арабские Эмираты, Азербайджан, Таджикистан и на Кипр.
Правительство запретило неполное или периодическое таможенное декларирование на некоторые экспортные товары. В них вошли пшеница, древесина, лом, металлопродукция. Постановление об этом подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
Согласно документу, в перечень также включены рожь, ячмень, кукуруза, гречиха, подсолнечное масло, белая жесть, медные сплавы.
Как пояснили в Федеральной таможенной службе, при неполном декларировании можно не указывать сведения, которые не известны на момент подачи таможенной декларации об упаковке, получателе партии и стране назначения, транспортных средствах для вывоза товара. Периодическое декларирование применяется к товарам, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве или таможенной стоимости.
Послабления в таможенном декларировании распространяются на те товары, которые экспортируются в государства Евразийского экономического союза. Однако иногда этим пользовались недобросовестные экспортёры, которые корректировали сведения о товаре, чтобы избежать привлечения к ответственности. Например, могло остаться неизвестным количество древесины, которое вывозилось из страны.
Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, расширяющее перечень товаров, которые запрещено ввозить с Украины. Документ от 28 июня опубликован на портале правовой информации.
Список запрещенных к ввозу товаров пополнили сахар, макаронные изделия, ячмень, пальмовое масло, готовые или консервированные мясные продукты и субпродукты, ракообразные и моллюски, мюсли, майонез, кетчуп и томатные соусы, супы и бульоны, мороженное, минеральные и газированные воды и др.
Кроме того, запрещены к ввозу ряд лесоматериалов, ящики и коробки, упаковочные клети и ряд других изделий из дерева.
Первоначально перечень запрещенных к ввозу с Украины товаров был введен в соответствии с постановлением правительства 29 декабря 2018 г. Тогда запрет был наложен на зерно, шоколад, консервированные овощи и фрукты, пиво, а также промышленные товары, включая сельхозмашины, котлы, газовые и паровые турбины. В 2019 г. в список вошли также кукурузный крахмал, глюкоза, грелки и радиаторы
Приводится порядок заполнения таможенного приходного ордера и внесения в него изменений (дополнений).
Признается утратившими силу Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 288 "О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера".
Настоящее Решение вступает в силу с 1 февраля 2022 г.
В России определена новая экспортная пошлина на пшеницу ячмень и кукурузу на неделю вперед с 7 июля. Пошлина немного повысилась на кукурузу и снизилась на пшеницу и ячмень. На пшеницу пошлина опустилась с 41,3 доллара за тонну на 30 июня до 41,2 доллара за тонну на 7 июля, на ячмень с 39,6 до 37 доллара за тонну, а на кукурузу поднялась с 50,5 до 50,6 доллара за тонну.
Напомним Экспортная плавающая пошлина, определяемая на неделю на основе средних экспортных цен на зерно на базисе FOB, с 30 июня повысилась для пшеницы, осталась прежней для ячменя и совсем немного подвинулась вверх для кукурузы.
Размер плавающей экспортной пошлины с 30 июня и далее на неделю определен в размере 41,3 доллара за тонну на пшеницу при цене 259,1 доллара за тонну, на ячмень 39,6 доллара за тонну при цене 241,7 доллара за тонну и на кукурузу 50,5 доллара за тонну при цене 257,2 доллара за тонну.
С 23 по 30 июня экспортная пошлина выросла на пшеницу и кукурузу, а на ячмень осталась без движения. Для пшеницы пошлина составила 38,1 доллара за тонну при цене 254,5 доллара за тонну, для ячменя 39,6 доллара за тонну при цене 241,7 доллара за тонну, а для кукурузы 50,2 доллара за тонну при цене 256,8 доллара за тонну.
Россия, крупнейший в мире экспортер пшеницы, с июня ввела основанную на формуле пошлину на экспорт зерна в рамках других мер, которые, как надеется правительство, помогут стабилизировать внутреннюю продовольственную инфляцию. Размер пошлины определяется Министерством сельского хозяйства еженедельно на основе ценовых показателей сделок по зерновым культурам.
Из-за одной фуры, набитой контрабандными сигаретами, российский бюджет только на акцизе теряет полмиллиона долларов. Откуда в Россию идут наибольшие потоки нелегального товара и как таможня пресекает поставки, в интервью "Российской газете" рассказал первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов.
Насколько остро сейчас стоит проблема контрабанды?
Руслан Давыдов: Сразу оговорюсь, сейчас в Уголовном кодексе осталась только одна статья, где есть слово "контрабанда" - 226.1, где речь идет о контрабанде сильнодействующих веществ, оружия, наркотиков, стратегически важных товаров и т.д. То есть понятие экономической контрабанды в России упразднено.
Есть 194-я статья - "Уклонение от уплаты таможенных платежей", где прописан состав экономических преступлений. Хотя на бытовом языке именно этот состав и называют контрабандой. Уголовные дела возбуждаются, когда сумма неуплаченных платежей превышает два миллиона рублей.
От советских времен остался стереотип, что контрабанда - это когда физические лица везут через границу что-то в чемоданах. На самом деле, сейчас, когда речь идет об экономических преступлениях, это, как правило, либо занижение таможенной стоимости, либо заявление другого кода товара с более низкой ставкой пошлины, либо перемещение незаявленного товара. И, конечно же, речь идет о товарных партиях - контейнер, фура, вагон.
Отдельная тема - "санкционные" грузы. Так, в прошлом году было очень крупное задержание - четыре контейнера европейского сыра - почти 100 тонн, причем заявлен груз был как синтетический каучук.
Какие товары чаще всего перевозят нарушители? На каких рынках велик риск столкнуться с такой продукцией?
Руслан Давыдов: Чаще всего речь идет о налогоемких и ходовых товарах, там, где можно быстро получить значительную экономическую выгоду. Это может быть одежда, обувь, бытовая техника, телефоны, цветы. Прямой контрабанды через российскую границу пытаются ввезти не так много, потому что уровень таможенного администрирования у нас такой, что для любого контрабандиста существует риск наказания, риск, что попадешься и не провезешь. Товар изымается, и он уже получает экономический ущерб, а при крупном размере еще и уголовное наказание. В этом году по статье 194 таможенными органами возбуждено уже более 200 уголовных дел.
Вместе с тем, у нас единое таможенное пространство - пять стран. И отсутствует таможенная граница с Белоруссией и Казахстаном. Поэтому нам приходится думать и о том, как минимизировать риски экономически необоснованных перетоков таможенного оформления товаров, предназначенных для российского рынка, в соседних странах. Для этого у нас работают 35 мобильных групп, которые действуют на некотором удалении от границы и имеют право останавливать транспортные средства самостоятельно.
Последнее время очень много выявляем нарушений, связанных с незаконным перемещением сигарет. В этом году уже задержано более 11 миллионов пачек сигарет. Причем это только верхушка айсберга.
Кстати, только из-за одной фуры, набитой сигаретами, бюджет теряет на акцизе порядка 500 тысяч долларов. А так фура сигарет в среднем стоит больше миллиона долларов.
Какой процент контрабанды в итоге доходит до прилавков?
Руслан Давыдов: Точную цифру вам никто не назовет. Вот последнее крупное задержание - 1,3 миллиона пачек сигарет. Эта партия прошла мимо мобильных групп, но мы их "догнали" в местах складирования. В рамках постконтроля очень помогает система маркировки товаров, которая упрощает процедуру доказывания нарушения.
Что представляют из себя мобильные группы ФТС?
Руслан Давыдов: Это группы в 3-4 человека, которые передвигаются в основном на микроавтобусах со специальной раскраской, обладают переносными средствами контроля и доступом к информационным ресурсам. Была определенная дискуссия, надо ли оснащать наши транспортные средства спецсигналами. Решили, что надо, потому что пока они не были оснащены и окрашены особым образом, бандиты даже их блокировать пытались.
Есть три направления на белорусской границе, где работают мобильные группы: на северо-запад, в сторону Великих Лук; по Смоленской дороге и через Брянск.
Плюс российско-казахстанская граница. Там всего 21 группа на 7,5 тысяч километров, они закрывают основные пути.
На Дальнем Востоке мобильных групп нет, там у нас работают штатные таможенные посты, а мобильные группы сосредоточены на тех направлениях, где в силу договора о Союзе отсутствует таможенный контроль.
В прошлом году мобильными группами выявлено 76,9 тысяч тонн запрещенных товаров. Заведено 1291 дело об административных правонарушениях, возбуждено 81 уголовное дело.
А у этих групп какие вообще полномочия? Если фура не останавливается, они могут стрелять?
Руслан Давыдов: У нас вооружен СОБР, мы вооружили сотрудников мобильных групп, но оружие применяется крайне редко. Как правило, специального знака "таможенный контроль" и мигалки уже достаточно. Когда были созданы мобильные группы, у них не было права самостоятельной остановки грузовиков. Поэтому приходилось просить либо пограничников, либо ГИБДД, чтобы они махнули "палочкой", и остановили для нас машину. Теперь мы это можем делать самостоятельно.
Но полномочия мобильных групп ограничены тем, что они имеют право самостоятельно останавливать только машины грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. Они находятся на основных направлениях перемещения товаров и проверяют грузы выборочно с использованием системы управления рисками по определенным критериям.
Что грозит водителю, кроме конфискации товара?
Руслан Давыдов: Конфискация применяется не всегда, в зависимости от нарушения. Если по документам кошачьи наполнители, но они уложены только в один слой, а за ним - полная фура сигарет, то, естественно, товар конфискуют.
А судьба водителя зависит от расследования. Если есть факт пересечения таможенной границы, тогда делом будем заниматься мы. Если нет, то мы это дело передадим в МВД, и дальше они уже будут заниматься. Чаще всего сигареты выявляются у белорусской границы, и мы, как правило, эти дела в МВД передаем.
Неужели при таких затратах на перевозку груза, учитывая риски лишиться товара, ввозить "запрещенку" все равно выгодно?
Руслан Давыдов: Выгодно становится тогда, когда существуют значительные различия в условиях хозяйствования в странах, не имеющих таможенной границы. Например, в Белоруссии акциз за тысячу штук низкосортных сигарет - три евро, у нас - 36. Соотношение - 1 к 12. То есть контрабандистам станет совсем невыгодно, когда будут ловить 11 машин из 12.
Как закрытые для физических лиц границы и пандемия в целом повлияли на этот рынок?
Руслан Давыдов: Влияние пандемии мы видим на примере того, что на Дальнем Востоке называется "помогаечным бизнесом". Это когда люди "руками" через границу переносят товарные партии. Нарушители везут три пары кроссовок, три пары брюк, 10 пар носков, четыре рубашки. У них все упаковано в такие сумки, параметры которых не превышают весовые и стоимостные ограничения, чтобы не к чему было придраться. На той стороне границы им раздают эти мешки, они проходят, сдают их на нашей стороне, консолидируют. В машину - и поехали. Надо что называется "хлопать" товарные партии в тех местах, где происходит их консолидация.
Пандемия, конечно, осложнила жизнь тем, кто пытается использовать такие схемы, осложнила возможности перемещения физическими лицами. Зато мы наблюдаем интересный эффект. Скажем так, у нас "задышало" Иваново. Раньше китайская дешевая одежда "давила" на наше производство. Теперь, когда при помощи физлиц сложно стало провезти товар, в Иваново текстильное производство расцвело, потому что стало больше заказов.
Второй крупный блок вопросов, связанный с таможней - онлайн-торговля. Многие покупатели заказывают через интернет достаточно большие партии товаров. Как таможня разграничивает покупки для личных нужд и для перепродажи? И каков, по вашей оценке, процент "серых" сделок?
Руслан Давыдов: Если в 2011 году было 11 миллионов посылок на ввоз в Россию из-за рубежа, то на пике, в 2018 году, было 350 миллионов. Рост - в 32 раза. Трансграничная торговля оценивается в триллионы рублей.
Есть разные ухищрения и схемы, не только оформление на одно физическое лицо, когда оно получает в течение года сотни и тысячи посылок, что, впрочем, теоретически законом не запрещено.
Тут важна цель - для дальнейшей перепродажи. Из того, что мы видим и фиксируем, это примерно один процент потока.
Допустим, если я заказываю в интернет-магазине 20 пар кроссовок, понятно, что этим объемом я могу себе торговую точку обеспечить. Если вдруг таможня задержала посылку, как доказать, что я заказал товар лично для себя?
Руслан Давыдов: Есть правила определения товаров для личного пользования. К таким товарам отнесены товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных нужд физических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Ваш пример - 20 пар кроссовок - это товарная партия.
А где грань, где заканчиваются личные нужды и начинается товарная партия?
Руслан Давыдов: Товарная партия - это однородные товары в количестве, превышающем объективно необходимые потребности. Если человек заказывает сразу 20 пар кроссовок, то у него будет, во-первых, товарная партия, а, во-вторых, у него будет точно превышение по стоимости. Эти люди хотят обойти платежи, поэтому они делают по-другому - например, занижают стоимость товара или дробят товарные партии.
Таможенные органы внедряют в отношения с бизнесом процедуры таможенного мониторинга и таможенного аудита. Какая цель этих процедур и когда они заработают?
Руслан Давыдов: Таможенный мониторинг - это, по сути, переход на основании модели "цифрового двойника" от ситуации, когда для получения дополнительной информации в отношении компании необходимо проводить таможенную проверку, к системе, когда компании сами предоставляют нам удаленный доступ к своим системам учета. Такой мониторинг проходит независимо и незаметно для компаний, в длящемся режиме, это уже клиентоцентричный подход, необременительный для бизнеса.
Его мы рассматриваем как дополнительный инструмент, который в перспективе позволит учитывать накапливаемые данные в случае необходимости подтверждения предоставляемых при таможенном контроле упрощений на основе детального анализа внешнеторговых операций участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Эти технологии позволят снизить административную нагрузку на бизнес и, на наш взгляд, поспособствуют увеличению количества добросовестных участников ВЭД.
Как цифровизация и внедрение элементов искусственного интеллекта в работу таможни отразились на бизнесе?
Руслан Давыдов: В основном бизнес нас поддерживает. Например, с 2016 года мы активно внедряем автоматический выпуск деклараций на товары. Если в прошлом году мы выпустили автоматически 1 миллион 88 тысяч деклараций за весь год, то в этом году за первое полугодие - уже почти 700 тысяч. Это эквивалентно работе около 1000 таможенных инспекторов в течение года.
То есть автоматизация дает скорость и удобство для добросовестных предпринимателей. В то же время с развитием риск-ориентированного подхода на основе автоматизированных систем, интеграции данных на этапах до и после выпуска товаров повысилась эффективность таможенного контроля и нарушителям стало работать сложнее. На одной декларации систему управления рисками обмануть можно, а на периоде - очень сложно. Кроме того, что мы отслеживаем деятельность участников ВЭД на протяжении длительного периода времени через специально созданные аналитические системы, мы любую декларацию можем поднять из архива, посмотреть, что делал инспектор, что делал декларант. До сотых долей секунды все фиксируется. Плюс еще возможность проведения контроля после выпуска товаров, о котором сегодня говорили.
Для меня очень четкий критерий: если кто-то от имени бизнеса выступает против наших реформ и нашей цифровизации, значит мы им помешали что-то прятать.
О запросах грузополучателей спорили участники III Транспортного форума «Логистическая панорама», который провел на этой неделе РЖД-Партнер.
Андрей Побежимов, руководитель службы международной логистики компании СДЭК рассказывает, что в период пандемии клиенты B2C и B2B требовали от грузоперевозчика наращивание скоростей. Классический вариант доставки отправлений из Китая предусматривает шестидневную перевозку грузов автомобилями из Гуанчжоу или из Шэньчжэнь в Суйфэньхэ, из Шанхая груз в приграничный город идет за четверо суток. Потом груз из Китая доставляют во Владивосток. За это время груз пройдет экспортный ТО, на него будет оформлен транзит, и он преодолеет государственную границу.
Компания СДЭК в 2020 году эту мультимодальную перевозку оптимизировала, рассказал Андрей Побежимов, руководитель службы международной логистики компании СДЭК, и благодаря этому груз доставляют в два раза быстрее: «На рынке есть те, кому скорость важна. лиенты готовы за скорость платить. И если говорить про генеральные грузы, то есть ситуации ожидания сырья в 50 суток может стать критической. Если получить груз не через 50 суток, а через 20, то клиент получает не только экономию, но и получает возможность заработать на продукции, уже произведенной из сырья».
Однако эксперт российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Александр Тысячников заявил о несогласии с утверждением о желании участников рынка платить больше за скорость доставки. Со слов эксперта таковых – около одной пятой рынка. Большая часть грузополучателей рассчитывает не на быструю, а на своевременную доставку: «Вы доставляете продукцию не за 40-45 суток, а за 15-20. А вы с клиентом разговаривали, ему это нужно? Он ждет доставку в сроки, оговоренные договором. Бизнесу нужна стабильность. Есть цикл движения товара на складах, есть производственный цикл – и все это может сломаться, если сырье вдруг привезут не через месяц, а через 15 дней».
Эксперт утверждает, быстрая доставка подразумевает изменение налаженного цикла работы. Как минимум – увеличение складских посещений, а это не всегда выгодно для получателя груза.
Система электронных перевозочных документов будет внедрена в России с 1 января 2022 года. Закон об этом подписал президент Владимир Путин.
Изменения внесены в статью 31 федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в отдельные законодательные акты РФ и Устав автомобильного транспорта. Переход на электронный документооборот позволит повысить скорость перевозки грузов.
Как отмечал ранее министр транспорта Виталий Савельев, за счет внедрения цифровых технологий и переход на бездокументарный оборот к 2030 году Россия может в шесть раз увеличить скорость перемещения грузов. Пока развитие грузоперевозок сдерживает вал бумажных документов. В прошлом году было оформлено более трех миллиардов документов, а к 2030 году, по оценке специалистов, будет оформляться в год по семь миллиардов документов, указывал Савельев.
В электронный вид будут переведены, в частности, транспортные накладные, заказ-наряды, сопроводительные ведомости. Формировать их будут грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи, фрахтовщики, которые будут заключать договоры с оператором информационной системы. Электронные документы будут подписываться усиленными квалифицированными электронными подписями. Операторы информационных систем - юридические лица, включенные в специальный реестр, будут направлять электронные документы в государственную информационную систему электронных перевозочных документов.
Оператор информационной системы должен иметь в собственности расположенную на территории России телекоммуникационную инфраструктуру и аппаратные средства электронной подписи. Он должен обеспечивать круглосуточную обработку электронных перевозочных документов, проводить идентификацию участников информационного взаимодействия и обеспечивать конфиденциальность электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них. Но направление таких документов в государственную информационную систему нарушением конфиденциальности не признается.
Доступ к сведениям из государственной информационной системы получат органы государственной власти. Порядок обмена электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, а также порядок направления таких документов будет установлен правительством России.
Также установлено право бесплатного проезда без специальных разрешений тяжелой пожарной и аварийно-спасательной техники по дорогам общего пользования. Ранее при проезде автокранов, автолестниц, пожарных автоцистерн и другой спецтехники через автоматические пункты весогабаритного контроля фиксировались нарушения правил дорожного движения, так как вес и габариты такой техники чаще всего превышают допустимые нормы. Для исключения штрафов требовалось получить специальное разрешение. Но в чрезвычайной ситуации получить разрешение в кратчайшие сроки удавалось далеко не всегда. В результате пожарным службам выставлялись крупные штрафы. Выпадающие доходы муниципалитетов от отмены госпошлины за выдачу разрешений в десятки раз меньше, чем возможный ущерб из-за несвоевременного прибытия спецтехники на место пожара.
Оператор международных контейнерных перевозок компания Maersk заинтересовалась Свияжским межрегиональным мультимодальным логистическим центром, сообщил на пресс-конференции в пятницу уполномоченный при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев.
По его словам, представители этой компании «несколько раз побывали на этой площадке».
Так же бизнес-омбудсмен добавил, что Maersk планирует назначить своего представителя в Республике Татарстан.
Как писал «Ъ-Казань», 30 июня президент Татарстана Рустам Минниханов и глава компании Maersk Восточная Европа Жолт Катона подписали соглашение о намерениях по развитию международных контейнерных рейсов на территории региона. Документ, в частности, предполагает инвестиции в транспортную инфраструктуру региона и создание регулярных контейнерных маршрутов между Татарстаном и крупнейшими российскими портами.
С 1 июня ПЭК запустил первую регулярную автомобильную доставку сборных грузов из Китая в Россию, сообщает пресс-служба компании. Работу над этим направлением ПЭК начинал еще в 2019 году, когда открывал филиал в Китае. Однако уже в 2020 году из-за пандемии Китай ввел ограничения на въезд и выезд грузовиков, поэтому ПЭК отложил проект по автоперевозкам, и компания переориентировалась на доставку грузов из Китая железной дорогой.
С 30 мая 2021 года китайская сторона увеличила ежедневную квоту на въезд российских машин до 100 единиц. При этом от каждой транспортной компании разрешается пересекать границу двум грузовикам в сутки (как для ввоза российского товара, так и для погрузки китайского товара для доставки в Россию). Это позволило ПЭК вернуться с запуску сервиса по регулярной доставке сборных грузов из Китая. В настоящее время ПЭК – единственная компания, которая предлагает такую услугу.
Напомним, с апреля 2020 года на многостороннем автомобильном пункте пропуска «Забайкальск–Маньчжурия» с китайской стороны действовало ограничение – до 10–12 транспортных средств в день. На других пунктах пропуска – до 15–20 автомобилей в день.
LTL-отправки (сборные грузоперевозки) осуществляются из городов Иу и Гуанчжоу. В этих городах расположены склады филиала ПЭК в КНР, где консолидируются грузы от клиентов компании, а затем отгружаются на магистральные рейсы наших партнеров. Фуры отправляются два раза в неделю. Грузы доставляются на МАПП «Забайкальск – Маньчжурия». Затем проходят таможенное оформление и перегружаются в транспортные средства «Авто-ПЭК» или российских партнеров компании. Далее грузовики следуют транзитом через Новосибирск и Екатеринбург в Москву. В каждой точке часть груза доставляется на склад временного хранения, где грузовладельцы осуществляют таможенное оформление. Срок доставки из Гуанчжоу до Москвы составляет в среднем 22 дня.
Для обработки сборных грузов ПЭК открыл в Китае два склада консолидации. Один из них расположен в Гуанчжоу, где находится филиал ПЭК. Его площадь составляет 450 кв. м. На складе сборные грузы и посылки для e-commerce проходят подготовку к отправке по железнодорожным и автомобильным маршрутам.
Площадь склада в Иу – 550 кв. м. «Преимущество локации – равноудаленность города от железнодорожных станций в Чаньши и Сучжоу, через которые в Россию отправляются контейнеры. Такое расположение склада позволяет оптимизировать временные и финансовые расходы на доставку грузов», – отметил директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев.
6 июля, возобновляются международные грузовые перевозки из областного центра в китайский Хэйхэ. Это стало возможным благодаря снижению уровня воды в реке Амур. Грузовое сообщение будет работать в прежнем, допаводковом, режиме. В том числе и с соблюдением санитарно- эпидемиологических требований.
Ранее серьезно подтопленный паводковыми водами Китай принял все необходимые меры их ликвидации. Инфраструктура грузового направления пункта пропуска на стороне «соседей» полностью восстановлена и готова к работе. Об этом сообщило региональное минэкономразвития.
Напомним, грузоперевозки по пограничному Амуру приостановили с 21 июня из-за сложной паводковой ситуации. Безопасности грузового сообщения мешало резкое повышение уровня реки.